«Пожелаете». Это желание будет вызвано в учениках, вероятно, скорбями последних времен. «Видеть хотя один из дней...» («хотя» – слово лишнее), т.е. увидеть (в смысле пережить, воспользоваться, ср. 1Пет.3:10 ) один из дней мессианского времени, чтобы отдохнуть от скорбей, но так как время пришествия Мессии еще не должно наступить, вы этого дня не увидите. «И скажут вам...» (см. Мф.24:23, 26 ). «Как молния» (см. Мф.24:27 ). Пришествие Мессии всем сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная – ее видно с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому представлению упирался своими двумя концами в землю). «В день Свой», т.е. в день Своего пришествия для суда над миром (это выражение напоминает выражение пророков «день Иеговы», – см. Иоил.1:15 ). Лк.17:25 .  Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. (См. Мф.16:21 ). Лк.17:26 .  И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: Лк.17:27 .  ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. (См. Мф.24:37–39 ). Лк.17:28 .  Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; Лк.17:29 .  но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; Лк.17:30 .  так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Это сравнение имеется только у одного евангелиста Луки. О погибели Содома и Гоморры см. комментарии к. Быт.19 . «Пролился» – правильнее: «пролил» ( βρεξε – ср. Мф.5:45 ). Подразумеваемое здесь подлежащее – Бог. «Явится» – точнее: «откроется ( ποκαλπτεται) во всем Своем величии». До тех же пор Он будет сокрыт на небе (ср. Кол.3:3 и сл.; 2Фес.1:7 ). Лк.17:31 .  В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. (См. Мф.24:17–18 ). Это наставление у евангелиста Луки имеет тот смысл, что нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым к встрече возвращающегося Мессии. Очевидно, евангелист Лука приводит это наставление ввиду изображенной выше (стихи 26–30) беззаботной жизни, какую будет вести человечество перед вторым пришествием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.15:22 . И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. «Женщина Хананеянка»: хананеи, или хананеяне, древние обитатели Палестины до времени завоевания ее евреями при Иисусе Навине, теснимые евреями во время и после завоевания ими Палестины, во множестве переселялись на север Палестины. В Сирию и Финикию, и со временем смешались с туземными, сродными, впрочем, им, племенами (почему женщина, которую евангелист Матфей называет Хананеянкой, у Марка называется Сирофиникиянкой – Мк.7:26 ). – «Господи, сын Давидов» (ср. прим. к Мф.1:1 ): название Мессии. Женщина эта не только, как видно, знала веру иудеев в пришествие Мессии, но веровала вместе со многими иудеями, что явившийся чудотворец Иисус, Сын Марии, из Назарета, есть именно оный явившийся Мессия. Она могла знать это, ибо слух об Иисусе Христе прошел по всей Сирии ( Мф.4:24 ). – «Беснуется»: о бесновании ср. прим. к Мф.4:24 . Верование, что демоны, входя в людей, мучат их, было и у язычников. «Почему Хананеянка говорит – «помилуй меня», а не – «дочь» мою? Потому что та была бесчувственна. «Помилуй меня», говорила она, потому что я терплю и чувствую страдания дочери. И не говорит – приди и исцели, а только – помилуй» (Феофил.). Мф.15:23 . Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами «Не отвечал ей ни слова»: Господь поступает так для того, чтобы испытать веру женщины и чрез таковое испытание обнаружить силу сей веры (ср. Феофил.), а вместе и для того, чтобы показать своим ученикам и последователям великие плоды усиленной и постоянной молитвы. К тому же направлены и последующие ответы Господа к ст. Мф.15:24,26 , как показывают последние слова Его, обращенные к жене в ст. Мф.15:28 . – «Отпусти ее»: скажи ей что-либо в успокоение ее, или исполни ее просьбу, или откажи. – «Кричит за нами»: усиленно просит, неотступно. Мф.15:24 . Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Несомненно, ходившие на гроб были жены-мироносицы, которых евангелисты Матфей и Марк называют по имени ( Мф.28:1 ; Мк.16:1 ), ходили они весьма рано в первый день недели, то-есть в тот самый день, в который и путники совершали свое путешествие в Еммаус. Ходили затем, чтобы ароматами помазать Тело возлюбленного Учителя, чего они не успели сделать при погребении Его в пятницу вечером. Еммаусские путники, опуская подробности, отмечают только самый факт раннего путешествия жен мироносиц ко гробу Учителя и результаты их путешествия. Они были рано у гроба, но Тела Его не нашли, то есть не нашли того, чего искали – Тела погребенного своего Учителя, а нашли то, чего не искали – пустоту гроба. И видели то, о чем и не помышляли, и слышали то, чего не ожидали. Они видели явление ангелов, которые говорят, что Христос жив – воскрес из мертвых. Это необычайное известие так поразило всех учеников и последователей Христа, что «и некоторые из наших пошли ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели» ( Лк.24:24 ). Чрезвычайность происшествия, случившегося с женами-мироносицами, и необычайность принесенного ими известия так смутили одиннадцать и всех прочих, что слова женщин показались им пустыми и не поверили им ( Лк.24:9, 11 ). Очевидно, желая проверить и лично убедиться в правоте женщин и «пошли некоторые из наших», то есть из учеников Христовых, на гроб. Сопоставление евангельских повествований не оставляет сомнений в том, что это были апостолы Петр и Иоанн ( Лк.24:12 ; Ин.20:2, 3 ). Пораженные рассказом мироносиц они сейчас же пошли ко гробу и нашли дело именно так, как и женщины говорили, то есть, что Тела Христа во гробе не оказалось. Но Самого Его, о Котором ангелы возвестили женщинам как о живом, они не видели, как равно не видели и ангелов, благовествовавших женам о Воскресении Христовом. «Что все это значит? Мы не можем этого понять, и это повергает нас в недоумение и печаль. Мы совершенно не понимаем, как все это объяснить?» – так, возможно, закончили свою речь еммаусские путники.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Мф.24:20 .  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, (Ср. Мк.13:18 – пропускает слова «в субботу».) У Луки совсем нет этого стиха. Речь о неимоверных трудностях спасения. Заметка у Матфея «в субботу» характерна и отличается чисто еврейским характером. Были случаи, когда иудеев избивали враги только потому, что они не хотели ничего делать в субботу ( 1Мак.2:32–37 ; 2Мак.5:25–26 ). Христос говорит, что бедствие может застигнуть Его учеников в такие дни, когда они будут наслаждаться покоем. Такая речь общего характера носит на себе и несколько специальный колорит, относясь, собственно, к ученикам Спасителя из иудеев. О каком-либо фарисейском соблюдении субботы здесь совсем не говорится. Это просто образное выражение, цель которого была побудить не стесняться даже религиозными установлениями, чтобы избежать опасности. Мф.24:21 .  ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. (Ср. Мк.13:19 ; Лк.21:23 .) Речь Христа очень сходна с Дан.12:1 : «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» ( κενη μρα θλψεως οα οκ γενθη φ´ ο γενθησαν ως τς μερας κενης ср. Иер.30:7 ; 1Мак.9:27 ). «Ибо» относят не только к предшествующему (19-му) стиху, но вообще ко всей речи стихов 16–20. Слово «тогда» не относится только ко времени разрушения Иерусалима. Относительно разрушения Иерусалима предсказание Спасителя полностью подтверждается сообщениями Иосифа Флавия в «Иудейской войне». Мф.24:22 .  И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Ср. Мк. 13:20 ; Лк. 21:24 .) У Марка речь сходная с Матфеем, у Луки совершенно иначе. По толкованию Августина, под днями понимаются сами бедствия (mala ipsa), подобно тому как в других местах Священного Писания говорится о несчастных, бедственных и лукавых днях ( Быт.47:9 ; Пс.93:13 ; Еф.5:16 ). «Никакая плоть» – гебраизм («ло кал») значит: никто из живущих людей и даже животных. Это, конечно, имеет общий смысл. Но Златоуст думает, что здесь под всякой плотью Спаситель «разумеет иудеев». Предсказание Христа исполнилось над иудеями. Более миллиона их погибло во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом, 97 000 отведено в плен. Всего же, если положиться на свидетельства Иосифа Флавия, во время иудейской войны погибло 1 356 460 иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8.1. После этого сказано: «Вот, народ как львенок встанет и как лев поднимется 32 » ( Чис.23:24 ). Этим, как мне видится, описаны доверие людей, верующих во Христа, и свобода, которой они обладают в вере, и радость, которую обретают в надежде. Ибо они сравниваются с львенком, когда стремятся к совершенству, радостному и скорому; и уподобляются льву, когда достигают совершенного. Как лев и львенок не боятся никакого животного или зверя, но все им подчинено, так и совершенный христианин, который берет крест свой и следует за Христом, который может сказать: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ), все подчиняет, все попирает (ср. Лк.10:19 ). Потому что он презирает и отвергает все, что в мире, и подражает Тому, Кто назван «[львом] от колена Иудина» ( Откр.5:5 ) и львенком (ср. Чис.23:24 ), ибо как Его ученики становятся «[светом] мира» ( Мф.5:14 ), поскольку Сам Он есть «свет миру» ( Ин.8:12 ) и ниспосылает им этот дар, так и верующие в Него нарекаются львами и львятами, потому что Сам Он – лев и львенок. 8.2. Обрати внимание, что все это, очевидно, сказано не о тех, кто жил в то время, но о тех, кто придет позже; ибо сказано: «Вот, народ как львенок встанет и как лев поднимется» ( Чис.23:24 ). Определенно, народ, который, как сказано, поднимется, возникнет в будущем. Ибо если бы Валаам говорил о людях, которых видел, то, без сомнения, сказал бы: «Вот, народ как львенок восстал». Но он, конечно, говорит о тех, которые, как сказано в Псалтири, «придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.21:32 ). Таким образом, этот народ – львенок, ибо, «как новорожденные младенцы, желают правдивое словесное молоко» ( 1Пет.2:2 ); но он соделывается поднимающимся львом, когда становится мужем и оставляет младенческое (ср. 1Кор.13:11 ). 9.1. «Не ляжет спать, пока не съест добычи и не напьется крови раненых» ( Чис.23:24 ). Кто, услышав эти слова, станет упорным защитником исторического повествования или, вернее, окажется столь неразумен, что по необходимости не прибегнет к очарованию иносказания и не отшатнется от звука буквы? Ибо как люди столь достохвальные и благородные, о которых сказано так много похвальных слов, доходят до того, что пьют кровь раненых, при том что Бог многими строгими повелениями запрещает употреблять кровь в пищу, так что даже нам, призванным из язычников, предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови» ( Деян.15:29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Слышали вы, братия, что сказал Господь Спаситель своим ученикам и Апостолам пред вознесением своим на небо? Он говорил им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать время и сроки, которые Отец положил в своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетели в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» ( Деян.1:4–8 ). Этих слов Господа не объясняю вам ныне: потому что объяснение их вы слышали прежде 24 . «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Это краткое описание вознесения Господня можно дополнить из Евангелия того же апостола Луки. В Евангелии св. Лука показал и то, что Господь Спаситель, кроме предложенных теперь слов, говорил и другие слова ( Лк.24:46.47 ), и вознесение Господа изобразил так: извед же их вон до Вифании: и воздвиг руцы Свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему ( Лк.24:50–52 ). Господь выводит учеников Своих до Вифании, на гору Елеонскую ( Деян.1:12 ), чтобы здесь в виду их вознестись на небо. Угодно было Господу избрать то место для своего вознесения, где Он совершил великий молитвенный подвиг; где, среди тяжкого подвига, изнемогало человеческое естество Его; где Он взывал к Отцу небесному: Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, и в тоже время всецело предавал Себя в волю Отца Своего, говоря: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф.26:39 ); где от тяжести подвига бысть пот Его яко капли крове каплющия на землю ( Лк.22:44 ). Это для того, чтобы мы видели, что прославление человечества Его чрез славное вознесение совершилось на месте величайшего Его подвига смиренной молитвы и беспредельного уничижения; чтобы мы видели, что и для нас путь к небесной славе лежит в последовании Господу в Его смирении и уничижении, как заповедал Господь: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Изъясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся; так точно и Христос, одним Своим повелением и пришествием убьет антихриста. Довольно только того, что Он явится, – и все это погибнет». Когда все это будет, неизвестно. Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1: 7), – сказал Иисус Христос Своим ученикам, когда они вопросили Его о наступлении последнего времени. В другой раз о времени Своего Второго Пришествия Господь сказал апостолам: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24: 36). Так же учили о неизвестности времени второго пришествия и апостолы: Придет же день Господень, как тать ночью (2 Пет. 3: 10). Апостол Павел писал, что нет нужды писать о времени пришествия Христова, потому что оно неизвестно: день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5: 2–3). Поэтому-то Спаситель внушал ученикам Своим, а в лице их и всем верующим всех времен всегда бодрствовать духом в ожидании Его пришествия, чтобы страшный день не застал кого-либо неготовым: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24: 42). Но если Священное Писание не открывает нам времени Второго Пришествия Христова, то оно ясно изображает образ этого пришествия. Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24: 30). Так говорит Сам Сын Божий о Своем славном Втором Пришествии: придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими (Мф. 16: 27). Этому будет предшествовать явление на небе знамения Креста Христова. При взоре на это знамение и на Сына Божия, грядущего с небес со славою судить живых и мертвых, восплачутся все племена земные (Мф. 24: 30), потому что времени для покаяния и тем более принесения благих плодов его уже не будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Написал и письмо: для объяснения дела прокуратору, которому, как кажется, дотоле неизвестен был Павел. – Достопочтенному: см. прим. к Деян.1:3 . – Я отнял его, узнав, что он Римский гражданин: он узнал о сем уже после от самого апостола, когда отняв его привел в крепость ( Деян.22:24–29 ); младший чиновник письменно лжет перед старшим чиновником, чтобы выслужиться и закрыть свой опрометчивый поступок с Павлом, что хотел начать судебное исследование о нем бичеванием его. Эта черта в письме, несомненно, свидетельствует о подлинности письма, приведенного дееписателем, хотя и трудно догадаться, откуда он заимствовал его. – В спорных мнениях: ст. 6–9. – Приказав и обвинителям и пр.: см. Деян.24:1 и дал. 31. Итак воины, по данному им приказанию, взяв Павла, повели ночью в Антипатриду. 32. А на другой день, предоставив конным идти с ним, возвратились в крепость. 33. А те, пришедши в Кесарию, и отдав письмо правителю, представили ему и Павла. 34. Правитель, прочитав письмо, спросил, из какой он области, и узнав, что из Киликии, сказал: 35. Я выслушаю тебя, когда явятся твои обвинители. И повелел ему быть под стражею в иродовой претории. В Антипатриду: построенный Иродом I и названный в честь отца его (Антипатр) город на пути из Иерусалима в Кесарию, в 42 римских милях (около 60 верст) от Иерусалима и в 26 – от Кесарии. – На другой день: переход, как видно, совершен был очень поспешно, ради безопасности узника. – Предоставив конным идти: далее Антипатриды к Кесарии – местопребыванию прокуратора было уже менее опасности для Павла со стороны врагов его, а потому дальнейший конвой его составляли уже только конные воины. Спросил, из какой он области: о чем в письме Лисия не упоминается. – Я выслушаю тебя и пр.: разумеется подробный судебный допрос в отличие от сейчас сделанного краткого и частного допроса или вопроса. – В Иродовой претории: построенный Иродом I дворец, в котором жили прокураторы. Павел, таким образом, не был заключен в общественную городскую тюрьму, а содержался под стражей в том же доме, где и прокуратор жил. Назначение рода стражи зависело от воли прокуратора., вероятно, доброе слово об узнике в письме Лисия способствовало тому, чтобы стража была не очень стеснительна. Дееписатель далее прямо замечает, что после допроса Павла в присутствии его обвинителей, прокуратор приказал не стеснять узника ( Деян.24:23 ), но и ранее сего, можно предполагать, его не очень стесняли в этом отношении – и как римского гражданина и как невинного, по мнению Лисия. Глава 24

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010