" Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются " (Лк. 21:26). К этому быстрыми шагами приближает человечество научно-технический прогресс. " Умножение беззакония " (Мф. 24:12). Становится все более очевидным, что человечество идет к окончательному нравственному развращению, и перед концом мира наступит эпоха полной " свободы " . Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: " Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков " (Т. 4; с. 271). " И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец " (Мф. 24:14). В настоящее время еще многие народы (например, в Китае, Индии и др.) в своем подавляющем большинстве не слышали Евангелия. " Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте " (Мф. 24:15). Подразумевается повсеместное отступление христиан (и, прежде всего, монашества и духовенства) от жизни по заповедям Христовым и церковным установлениям; подмена церквами цели своего существования - спасения душ человеческих от зла грехов и страстей, внешней церковной деятельностью: политической, социальной, культурной, экономической и проч.; превращение богослужений в зрелищные мероприятия; и т.д. То есть произойдет полное обмирщение церковной жизни. " Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных " (Мф.24:24 -25). В истории христианства появлялось много лжехристов и лжепророков, однако последние из них будут отличаться тем, что дадут " великие знамения и чудеса " . Ими они увлекут многих поверхностных, легковерных христиан в магию, оккультизм, в расколы и секты, в язычество. " Когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут " (1 Фес. 5:3). Мира и безопасности человечество ищет всю свою историю. Апостол же говорит о времени, когда эта цель будет достигнута (с образованием одного государства на земле с единым правительством и единым царем вселенной). Тогда внезапно наступит гибель человечества. Господь говорит: " Ибо он [последний день], как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному " (Лк. 21:35). О внезапности последней катастрофы апостол Павел пишет и в другом послании: " Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе " (1 Кор. 15:51-52).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Разделы портала «Азбука веры» изучающим православное христианство Описание признака Указания, заключенные в Священном Писании Ветхого Завета Указания, заключенные в Священном Писании Нового Завета Общие признаки Проповедание Евангелия по всему миру «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:11 ) «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец «и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» ( Мф.24:14 ); Приумножение ложныхъ пророков, малых антихристов Активизация военных конфликтов «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем» ( Иер.8:16 ) «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» ( Мф.24:6-7 ) Увеличение количества и масштабности природных катаклизмов «Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет» ( Ис.24:18-20 ) Рост смертности народоноселения по причине голода и болезней Усиление гонений на Церковь «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Мф.24:9 ) Возрастание ненависти между людьми, охлаждение межчеловеческой любви Рост беззакония «злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!» ( Ис.24:17 ) Явление знамений на небе «Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» ( Иоил.2:10 );

http://azbyka.ru/shemy/priznaki-priblizh...

Глава 24 Перепись евреев. Моровая язва. Жертвенник Господу на гумне Орны. 2Цар.24:1 .  Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. «Гнев Господень опять возгорелся на израильтян». Мысль Давида о перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа рассматриваются как попущение Божие на израильтян за их прегрешения. Одним из главных прегрешений Израиля данного времени является (по мнению многих древних и новых толковников) участие его в возмущениях против богопомазанного царя и пророка Давида, лучшего из царей еврейских. «Израиля и Иуду», т. е. все еврейские колена, вошедшие потом в состав Израильского и Иудейского царства. 2Цар.24:2 .  И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа. «Дан» – северный пункт Ханаана, «Вирсавия» – южный. «Исчислите народ, чтобы мне знать число народа». Что послужило причиной народной переписи – неизвестно. Но из того, как Господь отнесся к этому предприятию Давида ( 2Цар.24:10–15 ), можно заключать, что Давидом руководило в данном случае не одно только желание узнать действительное положение вверенного ему еврейского народа и стремление оказать этому народу требуемую помощь, но и побуждения иного характера, не имеющие ничего общего ни с благом еврейского народа, ни с нравственным усовершенствованием самого Давида. Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства. 2Цар.24:3 .  И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела? Очевидно, Иоав опасался того, что ложно истолкованное народом предприятие Давида может послужить поводом к новым беспорядкам в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа девятая Итак, мы с вами сегодня продолжаем наши беседы по Книге Бытия. « Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной » ( Быт. 23:1 ). В самом начале 23-й главы 225 говорится о ее смерти. Но в действительности в этом есть глубокий смысл. Ведь по-настоящему жизнь любого человека раскрывается в его детях, в его потомках. И то, что «Житие» Сарры обозначено в тот момент, когда она умирает, и потом рассказывается о ее потомках – это значит, что рассказывается о том влиянии, которое она оказала на своих детей, на свой род. Ее влияние было, прежде всего, и на Исаака, и в дальнейшем – на все продолжающееся его потомство. Сарра в ветхозаветном понимании – это как бы праматерь, и все последующие поколения евреев – ее дети. Сама ветхозаветная традиция, относит к Сарре, и следующие слова: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» ( Иез.17:24 ). Слова: «И узнают все дерева полевые» ( Иез.17:24 ) относятся ко всем народам которые прославили Сарру в день рождения ею Исаака; Слова: «Я, Господь, высокое дерево понижаю» ( Иез.17:24 ) относятся к дому Авимелеху, когда он посягал на Сарру и Господь вступился за нее; Слова: «зеленеющее дерево иссушаю» ( Иез.17:24 ) – это о женах Авимелеха; Слова: «а сухое дерево делаю цветущим» ( Иез.17:24 ) – это о 90-ей Сарре, родившей в старости своей Исаака. Но Сарра является примером и для христиан. Как мы с вами уже читали в Новом Завете: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет. 3:6 ). «Петр увещевает женщин подражать святым и более всего Сарре, убеждая их так же подчиняться своим мужьям, как та Аврааму, и говорит, что они становятся ее детьми через то, что делают добрые дела. Подобно тому как тот, кто делает дела Авраама и имеет его веру, становится его чадом, так же и делающие добрые дела по вере имеет своею матерью Сарру» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пс.24:6 .  Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Пс.24:7 .  Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! «Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть». «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя». Всегда кротко и человеколюбиво, говорит Пророк, управляешь Ты людьми; умоляю и теперь дать мне изведать сию благость, и памятовать человеколюбие Твое, а не грех мой; и о мне памятуя, Владыка, поступи со мною по щедротам, а не по правде. Ибо сего испрашивал в приведенных словах: «по великой милости Твоей помяни мя Ты»; не грех мой, но меня помяни человеколюбиво. «Ради благости Твоея, Господи». Умоляю, сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию. Пс.24:8 .  Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь. Пс.24:9 .  Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. «Благ и прав Господь». Не без причины употребил я слова сии, говорит Пророк, но зная, что Владыка не только правдив, но и человеколюбив. Сему везде научает нас божественное Писание. Таково следующее изречение: «милость и суд воспою Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ); и другое: «милостив и щедр Господь и праведен» ( Пс. 111:4 ); и: «Бог наш милует» ( Пс. 114:4 ); и еще: «Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день» ( Пс. 7, 12 ). «Сего ради законоположит согрешающим на пути». «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим». Яснее перевел это Симмах: «посему укажет согрешающим путь»; потому что, водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойство вещей и ведет к познанию всякаго своего домостроительства, чтобы простота, став напутствием к неведению, не причинила им великаго вреда. Потом Пророк показывает свойство упомянутых им путей. Пс.24:10 .  Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Двое из них» – не из апостолов, а вообще из учеников Христовых, пребывающих в Иерусалиме (ср. стих 33), на которых есть намек в 9-м стихе в словах: «и всем прочим». «Эммаус» – у Иосифа Флавия Аммаус (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VII, 6, 6) – небольшое селение в 60 стадиях (1,5 геогр. мили) от Иерусалима к северо-западу, т.е. в трех часах пути (был еще город Эммаус, или Никополь, в долине Иудейской, но он находился в 176 стадиях от Иерусалима 33 . Из двух путешественников известно только имя одного – Клеопы (стих 18). В другом спутнике видели то какого-то неизвестного Аммаона ( Амвросий Медиоланский ), то Нафанаила (Епифаний), то Петра или Симона Зилота ( Ориген , Кирилл) и, наконец, самого Луку (Феофилакт). Но все это одни предположения. «И разговаривали», точнее: «и сами разговаривали» ( κα ατο μλουν). Евангелист, очевидно, хочет сказать, что их рассуждения были иного рода, чем те, какие вел с ними Христос, на пути подошедший к ним. «Сих событиях». Каких? Только ли тех, что описаны в начале 24-й главы? Вероятнее всего, что евангелист имеет здесь в виду вообще события страданий и смерти Христа. Лк.24:15 .  И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Лк.24:16 .  Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. «И Сам Иисус» ( κα ατς ησος). Т.е. Сам Иисус лично, о Котором путники только что говорили друг с другом. «Приблизившись» – вероятно, нагнав их. «Глаза их были удержаны». Это было особое чудесное действие Божие (соответственное «открытию» глаз, о котором упомянуто в 31-м стихе). Евангелист Марк объясняет это несколько иначе ( Мк.16:12 ), но его сообщение можно рассматривать как поясняющее это чудесное божественное действие: глаза учеников «были удержаны» (Лука), потому что Христос явился им в новом виде (Марк) 34 . Лк.24:17 .  Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Лк.24:18 .  Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сектанты говорят: 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2; сн. Мк. 13:2 ; Лк. 21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Заровавеля). О новозаветных храмах предсказывали пророки ( Иез. 37:26 –28 ; Ис. 56:7; Ам. 9:11 ; сн. Деян. 15:16,17 ; Мал. 1:11 ) и Иисус Христос ( Мк. 11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рожд. Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения св. причащения избрал особую „горницу большую, устланную“ ( Мк. 14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7:48; 17:24 ). Св. Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян. 17:24 ) говорит, что Бог , им проповедуемый, есть Творец Мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (сн. Ис. 57:15; 66, 1 ; Иер. 23:24 ; Пс. 138:7–10 ; 3Цар. 8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис. 57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). 3)Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4:24 ). 6 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мф.24:46 .  Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; (Ср. Лк.12:43 ). «Так», т.е. правильно, добросовестно и вовремя дающим пищу рабам – другим людям, которые служат у того же хозяина. Можно понимать и в буквальном, и в духовном смысле. Указывается на обязанность честного и добросовестного обращения с людьми, потому что хозяин может возвратиться неожиданно и подвергнуть взысканию негодного раба. Тот раб, поставленный начальником над другими рабами, который поступает добросовестно с ними, блажен ( μακριος). Мф.24:47 .  истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Ср. Лк.12:44 – с заменой только μν словом ληθς. Служебные права раба были раньше ограничены, хотя он и был поставлен начальником. Но если господин его увидит, что раб добросовестно исполнял порученные ему обязанности, то расширит его права, сделает его начальником и распорядителем не только над рабами, но и над всем своим имуществом. Мф.24:48 .  Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, Мф.24:49 .  и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – (Ср. Лк. 12:45 , с различием в выражениях.) В стихах 47 и 48–49 изображается, очевидно, один и тот же раб, поставленный начальником и распорядителем над другими рабами. Он может вести себя хорошо и плохо. Сначала рассматривается первый случай (стихи 46–47), а потом второй (стихи 48–49). Даже и добрый и верный раб, отчаявшись в том, что господин его возвратится скоро, может изменить свое прежнее доброе поведение. Пороки, изображенные Христом, были хорошо знакомы в Палестине. О пьянстве упоминается больше тридцати раз в Ветхом Завете. Оно сильно было обличаемо пророками ( Ис.28:1 и др.). Образы в речи Христа заимствованы прямо из жизни и отличаются живыми красками. Всякий согласится, что так, как говорит Он, бывает и до сих пор. Мф.24:50 .  то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, (Ср. Лк.12:46 .) Мысль та же, какая была развита в предыдущей речи – о неожиданности второго пришествия Христа, о необходимости постоянного бодрствования и ожидания и соответствующего им поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У неверующих в Спасителя Бога – в живую Истину, в воплощенную и спасающую Любовь – есть как бы «узда, направляющая к заблуждению» ( Ис.30:28 ). Сказано, что люди, не принявшие от Христа Бога «любви истины для своего спасения,... будут верить лжи» ( 2Фес.2:10–11 ). «Поскольку они не веровали истине, чтобы спастись, – истолковывает это место Писания преподобный Ефрем Сирианин, – то веруют обману, чтобы погибнуть» 209 . По действию заблуждения (ср.: 2Фес.2:11 ), богоотступники всегда преданно веруют всякому оказавшемуся у власти вождю, который, принуждая россиян строить безбожный рай, тем самым, якобы спасает их от бедственной и скорбной жизни. «Вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» ( Ис.9:16 ; ср.: Ис.3:12 ). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф.24:11 ). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ). И только бесовской одержимостью можно объяснить веру богоотступников в великого злодея – вожака злодейской шайки, коего они прославляли (десятилетия прославляли), как отца родного, как непогрешимого и гениального во всем вождя народов 210 . «Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» ( Ис.24:16 ). «Они не заснут, если не сделают зла» ( Притч.4:16 ). «Они умны на зло, но добра делать не умеют» ( Иер.4:22 ), – «гордые вожди шайки убийц и крамольников» 211 . Злодеи, засевшие в Кремле московском, чинили кровавую расправу над «врагами»: их расстреливали, ими заполняли тюрьмы, их отправляли в лагеря и ссылки. – Так, «сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудием! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы... Князья твои – законопреступники и сообщники воров» ( Ис.1:21, 23 ). «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того» ( Иов.24:12 ). И поистине, в тюрьмах под пытками стонали узники и сначала «раскалывались» перед палачами в признаниях и самообвинениях, а затем подвергались физическому уничтожению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

4.5. «Едом будет уделом, и Исав, неприятель его, будет уделом 49 » ( Чис.24:18 ). Едом – это то же, что и Исав (ср. Быт.25:30 ). И хотя согласно историческому повествованию Исав – неприятель Израиля, в пришествии Христа, как сказано, и он станет Его уделом, то есть принят верою, а не исключен из наследия Христова. Но если воспринимать это духовно, то Едом понимается как плоть, противная духу, как его неприятель (ср. Гал.5:17 ). Таким образом, в пришествии Христа, когда плоть подчинится духу надеждой воскресения, и сама она станет уделом. Ибо не только душа, но и плоть, будучи некогда враждебной, подчинившись духу, соделается причастной будущему наследию. «А Израиль явит силу свою» ( Чис.24:18 ). Это означает, что Едом, или Исав, то есть природа плоти, тогда будет призвана к участию в наследии, когда Израиль, то есть душа, «явит силу свою» и, как ей и подобает, исполнится силой. Ибо если душа не придет в силу, но будет упорствовать в своем нерадении, то и плоть не вступит в наследие, а явится пред судом Того, «Кто может и душу, и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). 4.6. «И восстанет от Иакова и погубит освобожденного из города 50 » ( Чис.24:19 ). Сказано, что Тот, Кто, как звезда, восстанет от Иакова, погубит освобожденного из города. Не только написанное здесь, но почти все сказанное пророческим слогом сокрыто за весьма туманными речениями. Ибо Святому Духу, Который желает, чтобы об этом было написано, не угодно, чтобы представлено это было прямо, дано, так сказать, на попрание ногами невежд (ср. Мф.7:6 ), но Он сделал так, что сказанное хотя и кажется явным, но сохраняется в тайне, сокрытым за неясностью слов. И потому фразу «восстанет от Иакова и погубит освобожденного из города» будет очень трудно уразуметь, если не принять во внимание тот особый пророческий язык, о котором сказано: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ). Посмотрим, однако, нельзя ли объяснить это следующим образом. 4.7. Станем под городом понимать этот мир, как и в Евангелии говорится о неравнодушном к наслаждениям сыне, который «расточил имение отца своего, живя распутно», что он, как сказано, «пошел, пристал к одному из жителей города страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней» (ср. Лк.15:16–24 ). Поэтому здесь город, в котором живет этот знатный человек, понимается как мир. И Христос «погубит освобожденного из города», то есть того, кого Он освободит от этого мира. Ибо говорит ему: «Кто погубит 51 душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (ср. Лк.9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010