Итак, он говорит: «О, о, кто уцелеет, когда наведет сие Бог?» ( Чис.24:23 ). Здесь речь идет не об этой, обычной жизни, но о жизни по Богу, и говорится о том, что когда все это произойдет, когда «взойдет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля и поразит Амалика, и семя его погибнет» (ср. Чис.24:17 ), то есть когда придет Христос и уничтожит идолопоклонство и подчинит всякую власть демонов, кто будет столь блажен, столь счастлив, что увидит это? То есть кто воспримет, поймет и уверует, что все сие сотворил Бог? 4.2. «И выйдут из руки Киттимской и поразят Ассирийцев» ( Чис.24:24 ). «Киттим» переводится как «бедствие конца». Таким образом, те, кто обращаются к Господу и просвещены Христом, избегают бедствий, которые постигнут в конце этого века нечестивых, и сами поразят ассирийцев, то есть те, кто ведет битву благочестия и для кого Бог «сокрушит сатану под ногами» ( Рим.16:20 ), поразят ассирийцев – иными словами, род демонов. Ибо они будут «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ) и поразят их. 4.3. «И поразят Евреев; но и они также погибнут» ( Чис.24:24 ). Слово «евреи» означает «переходящие». И потому этот народ назван «евреи», так как он переходит из Египта в землю обетованную, «от тьмы к свету» ( Деян.26:18 ), «от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). Но так как, как мы сказали, достичь этого невозможно без напряженной борьбы, без битвы, они ведут сражение и то поражают противника, то терпят поражение; то разбивают врага, то он побеждает их. Таким образом, ассирийцы и поразят евреев, то есть народ Божий, и сами поражаются ими; но они, то есть ассирийцы, когда поступят так, когда все свои силы устремят на то, чтобы поразить евреев, тотчас сами погибнут. Поэтому слова «и поразят Евреев; но и они также погибнут» не следует понимать так, что ассирийцы погибнут вместе с евреями; но «также», то есть «тотчас», как только сделают это, когда поразят евреев, погибнут и сами. Ибо в греческом языке слово «также» может означать «тотчас». 4.4. Таким образом, наступит конец всего, когда и сам Ассур, которому были «преданы» из народа Божьего провинившиеся «во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор.5:5 ) или «чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ), также погибнет через «того, кто может ввергнуть в геенну» (ср. Лк.12:5 ). Ибо скажет им «праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ): «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И так погибнет Ассур.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Трубящий ангел. Роспись Успенского собора во Владимире. Прп. Андрей (Рублёв). 1408 г. Христос придет на землю в конце времен в славе (Мф 24. 30). Его явлению будут предшествовать космические знамения («…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» - Мф 24. 29). Пришествие Христа будет подобно молнии, к-рая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 30), к-рое, по мнению свт. Иоанна Златоуста , будет представлять собой крест, являющийся знамением победы над грехом и смертью ( Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 3). Др. толкователи усматривали в «знамении» парусии звезду (по аналогии с Вифлеемской звездой, явившейся в начале Рождества Иисуса Христа); третьи полагали, что «знамением» будет Сам Сын Человеческий или всеобщее воскресение, к-рое произойдет в момент В. п. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 375-376). Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24. 31; Мк 13. 27) или «гласа» архангела (1 Фес 4. 16) и звука трубы, к-рый, по-видимому, будет очень сильным: греч. μετ σλπιγγος μεγλης (с трубой великой) передается в Синодальном переводе выражением «с трубой громогласной», в слав. тексте переводится: «с трубным гласом великим». Ап. Павел называет эту трубу «трубой Божией» (1 Фес 4. 16). Она является символом окончательной победы Христа над силами зла, Его величия и славы, а также торжества всеобщего воскресения человеческого рода. Этот символ берет свое начало в ВЗ, где он мог означать победу над врагами (Нав 6), праздничное торжество (Лев 23, 24), величие царя (4 Цар 11. 14), собирание народа (Ис 27. 13) и т. п. (Числ 10, 2-10). Для ап. Павла «труба Божия» - это «последняя труба» (1 Кор 15. 52), звук к-рой при конце мира огласит просторы земли. Звук этот, по-видимому, будет не только очень сильным, но и весьма кратким. Все произойдет «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 52).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

– Чтобы окончить речь об отношении отдела 24–27 гл. к пророчествам других пророков, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое наглядно указывает на подлинность отдела. Пр. Иеремия в пророчестве своем о Моаве, как уже сказано, заимствовал весьма многое из пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и почти только из него одного. Но замечательно, что в Иер.48:43–44 находится буквальное сходство с Ис.24:17–18 . Оно объясняется тем, что в соседней с 24-ю главе – 25-й находится другое пророчество о Моаве, знакомство с которым пр. Иеремии также обнаруживается в его пророчестве о Моаве (ср. напр. Иер.48:40 «распрострет крылья», 35 «приносящих жертвы на высотах», ср. Ис.25:11 и 16:12). Очевидно, уже пр. Иеремия имел пред собою книгу прор. Исаии, в которой заключались оба пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и 25 кон., и следовательно, не может быть отнесен отдел 24–27 гл. Исаии к временам послеплепным или маккавейским, как полагают некоторые исследователи. 160 Напр. ср. 24:7–8 и 16:9–10; 24:13 и 17:5–6; 26:13 и 16:8 – «властители народов»; 27:9, 10 и 17:1–2, 8–9; 28:1 и 17:4 (о «тучности» и «славе» Ефрема): 28:4 и 17:6. Для сравнения приведем напр. Исаии 27:9–11 и 17:1–2, 7–9; 27:9–10: «все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок и там он будет покоиться и объедать ветви его». – 17:1–2: «Вот Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, и некому будет пугать их... – 7, 8–9: в тот день обратит человек взор к Творцу своему» (ср. 27:11), «и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. В тот день укрепленные города его будут, как развалины в лесах и на вершинах гор... и будет пусто». 161 Сравни именно 25:10–12 и 16:12–14, 7–6; в обеих главах упоминается: «разрушение твердынь» Моава, «унижение гордости» и лукавства Моава, тщетность усиленного молитвенного его подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Это постановление вечное» ( Лев.24:9 ). Поистине «вечным» является всякое таинственное «постановление». Ведь видимое и временное скоро пройдет, «ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор.7:31 ). Но если «проходит» этот мир, то, без сомнения, проходит и образ буквы, и остаются образы вечные, те, которые содержат духовное понимание. Поэтому если узнали мы, во-первых, что Бог сказал Моисею, а Моисей – «сынам Израилевым» (ср. Лев.24:1 ), во-вторых, в чем заключается образ «подсвечника чистого» и «светильника», а также его елея (ср. Лев.24:4 ), в-третьих, что такое хлебы предложения, сделанные каждый «из двух десятых» «тонкой пшеничной муки» (ср. Лев.24:5 ), если уразумели все это в духовном понимании, то давайте и мы постараемся быть достойными этого знания, столь великого и столь возвышенного, и сначала соделаем нашу душу святым местом, а затем примем в нем святые тайны благодатью Святого Духа, Которым освящается все святое. «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XIV О сыне израильтянки и египтянина, который «упоминал 80 имя Господне и злословил» (ср. Лев.24:11 ), и об осуждении, вынесенном ему Богом 1 . Нам прочитали историю, которая на первый взгляд кажется ясной. Однако если мы тщательно не исследуем ее содержание согласно буквальному пониманию, то едва ли нам легко откроется ее внутренний смысл. Вот слова Писания, которые нам предстоит исследовать: «И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с человеком Израильским; упоминал сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями» ( Лев.24:10–14 ). Рассмотрим прежде буквальное значение изложенного нам; и хотя оно видится понятным, мы попытаемся яснее представить его вашему взору.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Изъяснение псалма 24-го. В конец, «псалом Давиду». Псалом сей имеет вид молитвы. Посему, вероятно, надписание не именует его и псалмом. Некоторые писатели утверждали, что в нем предсказывается плен, и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея при сем в виду одно окончание псалма, где сказано: «избави Боже Израиля от всех скорбей его». Но думаю, что псалом сей изречен блаженным Давидом, когда видел он многия востания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них. Преподает же и полезный для людей совет. Пс.24:1 .  К Тебе, Господи, возношу душу мою. «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою», «Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои». Отвсюду окруженный тысячами неприязненных мне, Тебе, Владыка, приношу душу мою, и на Твою полагаюсь помощь, умоляя о том, чтобы не проводить мне жизнь в непрестанном стыде и не быть посмешищем для врагов. Пс.24:2 .  Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои. Пс.24:3 .  Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. «Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще». У меня есть, говорит Пророк, достаточное ручательсто в надежде – уверовавшие уже в Тебя и воспользовавшиеся Твоею помощию. Ибо Тебе обычно промышлять о них, постыждать же живущих беззаконно. Надлежит же заметить: не просто о согрешающих, но о беззаконнующих «вотще " Пророк сказал, что исполнятся они стыда, потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому-либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новыя. Пс.24:4 .  Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Пс.24:5 .  Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. «Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя». «Настави мя на истину Твою и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день». А я прежде всего испрашиваю того, чтобы распознавать мне пути Твои, изучать стези к Тебе ведущия и постоянно ходить путем непогрешительным и истинным; а потом испрашиваю и того, чтобы на самом деле дознать, что Ты мой Спаситель, потому что непрестанно ожидаю от Тебя человеколюбия. Пророк сказал: «весь день» в значении: «всегда», и хочет показать, что не в его обычае иногда иметь такое намерение, а иногда вместо него принимать другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 24 Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака Быт.24:1 . Авраам был уже стар и в летах преклонных. По Быт. 25:20 , Исаак был 40 лет, когда он женился на Ревекке; а так как он родился на 100-м году жизни Авраама, то последнему, следовательно, в это время было около 140 лет. Быт.24:2 . И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера ( Быт. 15:2 ). положи руку твою под стегно мое Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия ( Быт. 47:29 ). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч ( Исх. 32:27 ; Пс. 45:4 и др). Быт.24:3 . и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, Это – первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в жены кого-либо из среды нечестивых и развращенных хананеев, которые не должны были смешиваться с чистым потомством богосозданного народа. Быт.24:4 . но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Не в Ур Халдейский, а в Харран, лежавший в Падан-Араме или в северной Месопотамии, где Авраам оставил своего брата Нахора ( Быт. 11:31, 22:23 ). Видеть же здесь указание на Ур Халдейский не позволяет, главным образом, то, что если Бог некогда вывел оттуда Авраама и тем самым заставил его порвать всякие связи и отношения с его зараженной идолопоклонством родиной, то не мог Он и теперь восстанавливать этих отношений, по тем же самым мотивам. Быт.24:5 . Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Это выражение характеризует предусмотрительность раба, который предвидит сильное и вполне естественное затруднение, относительно которого хочет заранее получить руководящие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не оставлен Христом Спасителем без ответа и вопрос о времени второго славного Его пришествия. Оно сокрыто, по Его учению, не только от земнородных, но и от самых небожителей. О дне же том и часе, говорит Он никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Ввиду такой неизвестности, оно может наступить также неожиданно, как неожиданно наступил потоп во дни Ноя. Как во дни перед потопом, говорит Он, ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:38–39 ). Он призывает, поэтому, последователей Своих к постоянному над собою бодрствованию, к постоянной готовности достойно встретить Его пришествие. Итак, бодрствуйте, говорит Он, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Каждый из таковых окажется, по учению Христа Спасителя, также верен, как верен домоправитель, денно и нощно охраняющий имение господина своего ( Мф.24:45–51 ), и также мудр, как мудры девы, настолько запасшие елея в сосудах своих, что, в каждый час ночи, в состоянии были со светильниками встретить жениха своего ( Мф.25:1–13 ). Он внидет, подобно первому, в радость с господином своим и примет, подобно вторым, участие в брачной вечери. Чтобы удовлетворить, впрочем, несколько желанию учеников Своих, Христос Спаситель указал им несколько признаков, которые будут служить знамением близости пришествия Его. Таковыми будут, по Его учению, распространение Евангелия по всей вселенной ( Мф.24:14 ), охлаждение любви между людьми, умножение беззаконий, упадок природной производительности (голод), усиление заразительных болезней (моры) и появление лжехристов и лжепророков ( Мф.24 ). Хотя признаками этими и определялись одновременно и второе пришествие Его и ближайшая судьба Иерусалима, тем не менее значение их ни сколько оттого не умаляется. По объяснению одного из наших толкователей, в речи пророческой, а такова и была она в данном случае, события близкие и отдаленные представляются иногда как бы на одной картине в перспективе и как бы сливаются, особенно, если одно событие ближайшее служит прообразом другого отдаленнейшего, так что изображение их словами и образами может принадлежать и тому и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010