Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2016 19 мин., 28.10.2016 1-я страница обложки – на белом фоне игрушечный мишка с наклейкой из пластыря на лбу (фото Владимира Ештокина). Внизу надпись: МЯГКИЙ ХАРАКТЕР. Нужно ли учить мальчиков защищаться? См. в разделе «Люди» статью Александра Ткаченко «Папа и бойцовский клуб. Нужно ли учить мальчиков драться?» (с.58-63).   Пролог (на заставке фото Владислава Соколовского)   Юрий Левитанский. « Осенняя роща, едва запотевший янтарь… ». Стихотворение. //Фома. - – октябрь 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Числа:   Даты месяца. Октябрь. Фото Татьяны Темирхановой/ТАСС и Александра Кулебякина/ТАСС//Фома. - – октябрь 2016. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 8 октября. Представление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). – С.4; 12 октября. 25 лет назад умер писатель Аркадий Стругацкий. – С.4; 19 октября . 205 лет назад, в 1811 году, в день памяти апостола Фомы по указу императора Александра Первого был основан Царскосельский лицей . – С.5; 15 октября. 55 лет назад родился музыкант Вячеслав Бутусов, лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» . – С.5; 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы . – С.5; Колонка главного редактора:   Владимир Легойда . Мозаика XXI века . Ил.: Мозаика свода базилики Сан-Витале, Равенна, Италия, VI в. Фото Sgt. Pepper57/Flickr/CC BY 2.0//Фома. - – октябрь 2016. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Дмитрий Дюжев : «После “Острова” я хотел уйти в монастырь» . [Накануне юбилея журнала состоялась беседа с актером и кинорежиссером Дмитрием Дюжевым, который на протяжении многих лет является большим другом журнала и который в этом году отмечает 20-летие своей любимой работы в фильме «Остров»]. Беседовала Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина; «На съемках фильма «Остров» - фото Дмитрия Зверева//Фома. - – октябрь 2016. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-162...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2017 19 мин., 28.09.2017 1-я страница обложки. Обложка этого номера нестандартна. Она с секретом. Сначала приводит в шок и недоумение надписью: «Что делать с грешниками? Ненавидеть…». А потом оказывается двойной: когда читатель, следуя подсказке «раскрой смысл», разворачивает страницу, - внутри, на сдвоенных листах, целиком текст звучит так: «Что делать с грешниками? Ненавидеть грех, а грешников – любить». См. в разделе «Вера» статью Александра Ткаченко «Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника?» (с.40-44) и отрывок из проповеди Патриарха Кирилла («О прощении грешников и компромиссе с диаволом», с.45).   Пролог   Георгий Адамович. «О том, что смерти нет, и что разлуки нет…» Стихотворение. 1923//Фома. - – сентябрь 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа:   Даты месяца. Сентябрь //Фома. - – сентябрь 2017. – С.4-7. -(рубрика « Числа »). Представлены даты:   7 сентября. 205 лет назад состоялось Бородинское сражение , крупнейшая битва Отечественной войны 1812 г. Ил.: М. И.          Кутузов на Бородинском поле. С. Герасимов. 1952. – С.4;   20 сентября. 155 лет назад, в 1862 году, в Великом Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России» в честь тысячелетия      юбилея российской государственности. Фото www.lori.ru . – С.4;   14 сентября. Начало индикта – церковный новый год . – С.5;   21 сентября. 80 лет назад, в 1937 году, в Великобритании был впервые опубликован роман Джона Рональда Руэла Толкина     «Хоббит, или Туда и обратно». – С.5;   29 сентября. 95 лет назад (1922) из Петрограда в Штеттин (Польша) вышел первый «философский пароход» . – С.5;   14 сентября. 85 лет назад родился телеведущий Игорь Кириллов . Поздравление Юбиляру от редакции журнала «Фома»; Цитата из интервью Игоря Леонидовича Кириллова журналу «Фома». Ил.: 31 октября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил телеведущего, народного артиста СССР Игоря   Кириллова орденом святого князя Даниила Московского II степени. Фото. – С.6-7.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

священник Александр Кандарицкий Отдел второй 27. Книги, необходимые при собеседовании с старообрядцами Чтобы яснее и убедительнее доказать старообрядцам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу и значение. Такие доказательства находятся: а).в Священном Писании и писании отцов и учителей церкви, б).в древлеписьменных и старопечатных книгах богослужебного, законодательного и учительного содержания и в).в вещественных памятниках древности. Сами старообрядцы не отвергают значения Священного Писания , но пользуются им редко и мало; писаниям святых отцов и учителей церкви доверяют не всем, а только тем, которые находятся в старинных переводах и изданиях; из книг богослужебного, законодательного и учительного содержания уважаются ими книги, печатанные при первых пяти российских патриархах – Иове (1589–1605), Гермогене (1606–1611), Филарете (1619–1633), Иоасафе (1634–1640) и, особенно, Иосифе (1642–1652). Принимаются ими некоторые книги, печатанные и в южно-русских типографиях. Ввиду этого, задача защитника православия должна состоять в том, чтобы доказательствами из этих же книг, имеющих для них обязательную силу и значение, опровергнуть заблуждение расколоучителей по тому или другому спорному вопросу. Приводим здесь перечень некоторых старопечатных книг, наиболее необходимых при собеседовании с старообрядцами, с указанием тех мест, коими обличаются заблуждения упорствующих. а) Старопечатные книги 1) Благовестное Евангелие , то есть толкование блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского, на Четвероевангелие, известное под именем «Благовестника», изданное в Москве в 1649 году 124 . Здесь находится немало сильных доказательств в обличение раскола, а именно: О вечности церкви – Мф., зачало 67, лист 138 об.; Лк. – листы 107–224. О вечности Евангельских обетований – Мк., лист 812. О трёхчинной иерархии – Лк., зачало 95, лист 205. Очи – учители церковные – Лк., зачало 45, лист 87. Разрешать грехи могут только приемшие власть – Мф., зачало 67, лист 129, зачало 76, лист 144.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Скачать epub pdf Псалом 62 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей. Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его ( 1Цар.23:14–28 ), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома ( 2Цар.15:23, 28 ). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского , блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула с. 205:6, с. 285]. Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида, Ст. 1 Составляет надписание, объясненное выше. Пс.62:2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

творче всему»; е) «Благодарим тя Господи Боже спасения нашего, яко ты еси творец всем»; ж) «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, воздвигнувы ны от сна»; з) «Господи Боже наш отринувый от нас леность сонную и созвавый нас званием святым»; и) на «Помилуй мя Боже»: «Господи Боже наш давый человеком отпущение грехов покаянием»; и) «на хвалитех»: «Господи Боже наш сотавлей мысленыя силы волею своею»; к) «на Слава вышних»: «Благодарим поем и славим благодать воздам тобе Боже отец наших»; л) «в поклонение главы»: «Господи Святый живый в вышниих и всевидящим оком твоим призирая на всю тварь»; 6) последование в неделю Пасхи (52–56 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами (57–68 об.); 8) последование сентября 14 на Воздвижение честного Креста Господня (69–70 об.); 9) последованне в третью неделю поста в субботу вечер (70–71 об.); 10) октения глаголема на нефимоие и на полунощнице (71 об.–72); 11) молитва ядшим скверно мяса от поганых (72 об.): «Владыко Господи Боже наш живый на высокыих на смиренныя призирая», та же, что в 868 на 275 л.; 12) последование Просвещения Святых Богоявлений (73–80 об.); 13) последование освящения в 1 (день) августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи (81–90); 14) како пети подобает молебен за всяко прошение (90–93 об.); 15) аще молишися, просиши ведра, глаголи октению сию (93 об.–96 об.); 16) общия службы бесплотным силам, апостолам, пророкам, мученикам, святителям, священномученикам, преподобномученикам, преподобным, мученицам, преподобным женам, о умерших, на освящение церкви, «на потрясение страха труса», «в нашествие иноплеменник ратных», «на всяко прошение», «в запаление огня» (96 об.–98 об.); 17) чин бываемый на освящение маслу (99–134); 18) прощение в субботу великую (134); 19) указ (в роде чина) како священнику глаголати князю в здравие (134 об.–135); 20) а се святителю в здравие глаголеть диякон (135 об.); 21) а се в здравие архимандриту или игумену (135 об.–136); 22) в здравие всякому православному християнину (136 об.); 23) чин последованию малаго образа иже есть мандиа (137–143); 24) чин бываемый вели ангельского образа (143– (66 об.); 25) чин пострижение черноризица вели ангельского образа (167–186 об.); 26) чин исповеданию грехом (187–189); 27) поновление миряном (189об.–192); 28) чин поновление черноризцем (192 об–194); 29) поновлевие священнонноком иереем (194–201 об.); 30) исповедание вкратце (201 об.–203); 31) поновление священническое миряном (203–204 об.); 32) последование бываемо о усопших иноких (205–227); 33) чин на погребение мирскым человеком (227–240 об.); 34) чин бываемый на разлучение души (241–251); 35) понахида (251–257 об.); 36) чин обручению и венчанию царем православным и князем и всем христианом (258– 261 об.); молитвы: 37) над всяким сосудом оскверньш(им) (262): «Владыко сердцевидче Господи сведый неизреченная и вся сведый преже бытья их, ты един взаконивый в законе твоем святем», та же, что в 849 на лл

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тобольск. Кафедральный собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 году строители уже завершали главный барабан, но тут " падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь " . Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествующий ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский. Одновременно была закончена и каменная колокольня. Источник: С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Тобольский Кафедральный Софийский Успенский собор, летний, каменный, построен в 1683 году на казенный счет. Два престола: во имя Успения Божией Матери и Софии, Премудрости Божией, в приделе - во имя Святителя Иоанна Златоустого. Зимний Покровский храм также каменный, построен в 1746 году на казенный счет, в нем два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе - во имя преподобных Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев. Капитал церкви и причта 20 904 руб. находится в кредитном учреждении. Жалованье причту: настоятелю 588 руб., ключарю 441 руб., священникам по 366 р. 50 к., протодиакону 366 руб. 50 коп., диаконам по 264 руб., иподиаконам по 264 руб., псаломщикам по 205 руб. 80 коп. Для причта имеются три деревянных дома и три флигеля при них, приобретены покупкою на средства церковные и составляют собственность собора. Штат: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика; кроме того, открыты две штатные вакансии священников, 2 диаконов и 2 псаломщиков без права пользования жалованием и доходами. Попечительство при соборе есть, открыто 13 ноября 1898 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=00976

Что известно о взрывах в петербургском метро Информация обновляется 3 апреля, 2017 Информация обновляется 3 апреля около 14:30 в метрополитене Санкт-Петербурга, на станциях «Сенная площадь» и «Технологический институт-1» в вагонах метро прогремели взрывы. Как сообщают очевидцы, на местах взрывов есть жертвы. Движение в петербургском метрополитене частично восстановлено. Как сообщает пресс-служба предприятия, линии 3, 4, 5 открыты полностью. По линии 2 есть движение от «Купчино» до «Московской» и от «Петроградской» до станции «Парнас». В центре линия 2 не работает. Также лишь частично открыта первая линия. Движение поездов осуществляется от площади Восстания до Девяткино и от Нарвской до проспекта Ветеранов. В сообщении пресс-службы отмечается, что на входе усилен контроль. Завтра, 4 апреля, в 10.00 в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит заупокойное богослужение по жертвам взрыва в Петербурге. Об этом сообщил пресс-секретарь Предстоятеля Церкви священник Александр Волков. СКР возбудил дело по статье «теракт» (ст.205 Уголовного кодекса) после взрыва в метро Петербурга, об этом сообщается на официальном сайте СКР. По словам следователей, будут проверены и другие возможные версии происшествия. В настоящее время на месте ЧП продолжает работать следственно-оперативная группа. Полученные в ходе первоначальных следственных действий данные говорят о том, что машинист поезда, в вагоне которого произошел взрыв, грамотно действовал в сложившейся обстановке. Взрыв произошел на перегоне между станциями, но машинист принял правильное решение не останавливать поезд, доехав до станции, что позволило незамедлительно приступить к эвакуации и помощи потерпевшим. Не исключено, что это помогло предотвратить появление еще большего количества  жертв. 18.23 Губернатор Петербурга объявил трехдневный траур в связи со взрывом в метро. Об этом собщил в твиттере пресс-секретарь главы города Андрей Кибитов. В это время местным телеканалам и радиостанциям, а также культурным организациям предложено воздержаться от развлекательных мероприятий.

http://pravmir.ru/chto-izvestno-o-vzryiv...

История изучения деятельности книжника Диомида Серкова и составленного им сборника «Крины сельные» весьма невелика. Она была изложена в статье Д. М. Буланина и А. А. Турилова, 1 охарактеризовавших состав и структуру сборника, назвавших 7 его списков и указавших в качестве источника большин­ства его текстов «Цветник священноинока Дорофея». Последнее положение было оспорено в статье автора данной работы. 2 Изучение «Кринов сельных» не изолированно, а в контексте истории сборников XVII в. позволило установить, что он восходит не к «Цветнику священноинока Дорофея», а к сборнику, ко­торый, скорее всего, назывался Старчество, 3 был создан на основе Цветника и в свою очередь послужил общим источником для Старчества келаря Кирилло-Белозерского монастыря Матфея Никифорова и «Кринов сельных». Количест­во же списков интересующего нас сборника в этой статье было значительно уве­личено. 4 «Крины сельные» – сборник авторский, и в обеих статьях так или иначе затрагивался вопрос об автографах его создателя Диомида Серкова. И тем не менее вопрос этот до сих пор остается не до конца проясненным. Д. М. Буланин и А. А. Турилов назвали список РНБ, собр. СПбДА, 196 автографом Диомида Серкова на основе тождества его почерка с почерком рукописи РНБ, F.I.187 и привели писцовую запись из этой рукописи: «В нынешнем 205-м году априлия в 24 день спреписася 16 книга „Венец веры“ люботрудием многогрешнаго Д.Я.С.С. во святую пользу чтущим. Аминь» (РНБ, F.I.187, л. 269). Некоторую неопределенность этому утверждению Д. М. Буланина и А. А. Турилова придало следующее за ним замечание, сделанное со ссылкой на описавших эту рукопись К. Калайдовича и П. Строева: 5 «Ученые авторы описания рукопи­си, вероятно, располагавшие дополнительными сведениями, расшифровали (имя составителя. – С.С.) как „Диомид Яковлев сын Серков“». 6 Ученые авторы действительно этими сведениями располагали, и почерпнули они их из той же са­мой рукописи, в которой на л. 270 об. сделана еще одна писцовая запись: «В нынешнем же в 205-м году спреписася сия книга 16 многогрешным Диомидом Яковлевым сыном Серковым во святую пользу». Таким образом ини­циалы расшифровали не ученые авторы, а сам переписчик книги. Рукопись РНБ, F.I.187 – сборник, содержащий «Венец веры кафолической» Симеона Полоцко ­го и «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических» того же автора. Дио­мид Серков переписал оба эти сочинения, и одну приписку сделал в конце перво­го, а другую – в начале второго. 7 Таким образом, никаких сомнений в имени переписчика этой рукописи оставаться не должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

МОНАШЕСТВО Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне должны наиболее руководствоваться Священным Писанием и писаниями отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. I, 83. Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он – главный и первый между подвигами иноческими. I, 154. Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в вещественной келии. Затворяй двери ее для себя и для других «Пребывай в келии твоей, – сказали святые отцы, – она научит тебя всему», т. е. монашескому жительству, которое все сосредоточивается в молитве. I, 156. Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих. I, 158. Святые отцы совмещают все делание инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. 1,164. Если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих, и не стяжет плача: то не может быть монахом. Все житие монаха – плач. I, 191–192. Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203. . Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею, не суть монахи. I, 205–206. При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещавается ему непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою. Следовательно упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность [монаха]. I, 205. Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства. I, 210. Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением. I, 257

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ 1. Совет искать вразумлений в отеческих книгах Вразумлений всяких ищите в отеческих книгах и в молитве... Есть Ангел Хранитель. Господь повелит ему потолковать душе, что подобает (1, с. 16). Из журналов подходят к вам «Душеполезное чтение», «Творения святых отцев», «Странник». Прочие журналы слишком вдались в ученость (1, с. 27). 2. Добротолюбие (2 т.) содержит все необходимое для исправления и очищения сердца Посылаю вам второй том Добротолюбия. Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих. Желаю вам насладиться чтением, читать и не дремать (1, с. 48). Посылаю вам последний, 5-й том Добротолюбия. Это самый высокий; а 4-й том – самый подручный и пригожий для живущих обществом (1, с. 59). 3. «Древние монашеские уставы» – указ на жизнь древних иноков Посылаю вам книгу «Древние монашеские уставы». Хоть они писаны не для житейских людей, но просмотреть их и вам не мешает. Увидите, как тогда вначале жили и как теперь живут монахи. В общем – сходно, но по частям есть и разности. Впрочем, кто из монахов и ныне возьмется с ревностию за дело... в конце выходит не хуже древних ревнителей богоугождения в иноческом чине (1, с. 66). 5. При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце; при этом то один, то другой стишок затронет сердце, а иной и очень. Замечайте сии стишки затрагивающие и днем почаще припоминайте их, особенно тот, который побольше затронул. Это будет поновлять оживление сердца, дело сие очень плодотворно. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством, чем много и без этого: без этого чтение будет сеятва при дороге (1, с. 205). 6. Отличие чтения для знания и для назидания Относительно чтения. Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо попадет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок (1, с. 220). 7. Полное наставление о молитве имеется в «Невидимой брани»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010