иеродиакон Тихон (Зайцев) Предисловие Преподобный Феодор Студит – один из величайших подвижников и учителей православного монашества. Плодом его аскетической ревности явились многочисленные поучения, слова и письма, полные духовной мудрости, отеческой любви, искренней преданности монашеству. Их ценность не только для инока, но и для каждого христианина самоочевидна. Знакомясь с ними, каждый сможет найти полезные для своей души ответы на самые разнообразные вопросы духовной жизни. В них показана духовная опытность святого Отца и глубокое понимание им человеческой души в её положительных и отрицательных явлениях, а равно и средства к уврачеванию последних; отражены пламенные стремления Преподобного помочь всякому человеку в достижении им Царства Небесного. Всё это неоспоримо свидетельствует о том, что эти творения не потеряли своего руководственного значения в спасении христианина и до настоящего времени. Святитель Феофан Затворник , трудившийся над переводом поучений для IV тома «Добротолюбия», отметил, что «для монахов эти поучения все сокровища суть» 1 . Святой Феодор, – говорит святитель Феофан, – на высоту почти не заходит, а ходит по монастырю..., на всякую мелочь даёт урок одухотворять её…» 2 . Прежде чем приступить непосредственно к нашей работе, дадим краткий обзор имеющимся трудам о преподобном Феодоре Студите . Особый интерес представляют следующие работы: 1 . Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит , его время, жизнь и творения. Этот труд состоит из двух частей. Первая посвящена «церковно-общественно и монастырской деятельности преподобного Феодора». После краткого введения даётся жизнеописание святого Отца (гл. I–IV). Попутно приводится характеристика иконоборческого движения VIII века (с. 8–18), оценка поведения Феодора в михианских спорах (с. 61–68) и оценка его как реорганизатора монашества вместе с описанием порядков Студийского монастыря в его время (гл. III, с. 69–117). Первая часть заключается общей характеристикой святого Отца, краткой историей прославления его имени по смерти и гонения на студийских иноков при патриархе Мефодии (с. 158–162). Вторая часть посвящена литературной деятельности преподобного Феодора (гл. I–V). Даны изложение, анализ и оценка учения святого Отца об иконах и иконопочитании (с. 198–205), характеристика его огласительных поучений инокам (с. 206–239), а также изложение его взглядов по общественно-бытовым и церковно-каноническим вопросам – о втором браке, о смертной казни еретиков, о преимуществах римского епископа (с. 275–295). В конце труда приложен указатель собственных имён (с. 307–310).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Покров. 50–60 е гг. XVII в. (ГММК) (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., Галичское княжество - 31.03. 1461, Москва), свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей), митр. Киевский и всея Руси. Житие Сведения о жизни святителя до рукоположения во епископа в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией, совершенной в 1547 г. по указанию митр. Московского и всея Руси свт. Макария . Со 2-й пол. XIX в. принято выделять 3 редакции, помимо к-рых существуют особые виды и версии Жития. Первая редакция, имеющая название «Слово похвальное иже во святых отцу нашему Ионе», читается в Успенском списке Великих Четьих-Миней под 31 марта (ВМЧ. Март. Дни 26-31. С. 1901-1911). В «Слове похвальном...» использованы записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., фиксация к-рых, видимо, велась при митрополичьем дворе,- они отразились в Сводной Кормчей митр. Даниила 20-30-х гг. XVI в. ( Белякова. 1992. С. 171-178). Вторая редакция Жития И. «Сказание отчасти жития иже во святых... Ионы митрополита» содержится в Степенной книге (XVI в.) (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505-526). Третья, пространная редакция под названием «Повесть имат сказание, собрано отчасти жития и чудотворения… Ионы митрополита» сохранилась в 4 списках XVI-XVII вв. (опубл.: Усачёв. 2007. С. 17-60). Старшинство и датировка (ранее 1547) 1-й редакции Жития общеприняты. А. С. Усачёв предположил, что 3-я редакция, составленная ок. 1556 г., послужила основным источником 2-й редакции ( Усачёв. 2009. С. 205-216). Особые версии и виды Жития изучены мало и до сих пор не изданы (РНБ. Солов. 511/530. Л. 203; Q.1.603 и др.). Биография Согласно Житию, И. происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого находилась в галичских землях: «...близ предел Казанския земли, разстояние имея от Соли Галическия яко шесть поприщ, на реце Святице» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 505). Сел. Одноушево располагалось во владениях Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В Житии сообщается о раннем («от юности») стремлении святого к служению Христу.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Описание владельца: Икона досталась по наследству от бабушки. [Добавлено 2013-05-13 08:29:05]: Что за икона и примерно какого возраста??? Очень хочется отреставрировать, но боюсь что здешние мастера не возьмутся... Ответов: 2. Последний ответ: Tasha огромное спасибо Вам за ответ!!! Добавлено на опознание: 2013-04-12 18:44:46 Владелец: patrina7 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Вопрос:икона католическая или православная?И кто изображен?Спасибо. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо!!! Добавлено на опознание: 2013-04-11 12:32:55 Владелец: komar76 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: иконе более 80 лет, помогите с определением названия Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Избранные святые " . Пред образом Покрова Богоматери изображены избранные святые мц. Антонина, прп. Павел Обнорский, свт. Григорий Богослов и прп. Мария Египетская. Возможно, икона семейная с тезоименитыми святыми. Добавлено на опознание: 2013-03-22 23:52:24 Владелец: lydmila Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: икона досталась по наследству,такое изображение вижу впервые.Хотелось бы узнать о ней хоть что- нибудь.Икона писана на доске,потом вставлена в рамку Ответов: 1. Последний ответ: Икона «Неопалимая Купина». http://pravicon.com/icon-205. Имеет сложную композицию, у Вас очень упрощенный вариант. Была довольно распространенной в прежние века, сейчас, если можно так сказать, вышла из моды, поэтому в церковных лавках встречается н [...] Добавлено на опознание: 2013-03-09 17:09:12 Владелец: kosten Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: Покров пресвятой Богородицы Добавлено на опознание: 2013-02-27 11:07:18 Владелец: maria Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: помогите пожалуйста определить возраст иконы.название достойная есть милующая.но на ней еще изображена преподобная Ксения.таких икон я не видела.помогите кто знает.очень надо. [Добавлено 2013-02-27 07:52:49]: оборотная сторона это обычная доска в ней две распорки.они выдвигаются в разные стороны.икона иногда плачет. [Добавлено 2013-02-27 21:56:02]: икона из г.коломны была найдена на чердаке старого дома.в советские времена.

http://pravicon.com/unknown/108

П.В. Долгоруков Графы Эссен-Стенбок-Ферморы С включением тут статей: о шведских графах Стенбоках и о Римской Империи графах Ферморах. Пётр Кирилович Эссен (Essen), лифляндский уроженец, сын штаб-офицера 203 , был генералом от инфантерии, оренбургским губернатором и командиром оренбургского корпуса, потом Санкт-петербургским военным-генерал-губернатором, членом государственного совета, кавалер всех российских, орденов и возведён был, 1 июля 1833 года, в Графское Российской Империи достоинство. Граф Пётр Кирилович (рождение 11 июля 1772 † 23 сентября 1844), от брака с Екатериною Николаевною Львовою († 21 февраля 1829), имел сына Александра Петровича, лейб-гвардии измайловского полка полковника, убитого при осаде Варны в 1828 году, и дочь графиню Александру Петровну, вышедшую за графа Якова Ивановича Стенбок-Фермора, коему, Высочайшим указом 1 августа 1835 года, передано Российско-Графское достоинство и имя Эссена. Теперь перейдём к фамилии Стенбок (von Stenbock), фамилии древней и знаменитой в истории. Предок их Ионс (Ions) был в Швеции рейхсратом 204 в 1205 году. Сын его Ифвар Ионссон (Ifvar lonsson) был первым рейхсратом в конце царствования Эрика X. У него были: сын Ионс Ионссон 205 , внук Кнут Ионссон и правнук Свен Кнутсон. Сын сего последнего, Биерн Свенсон, имел сына Арфведа Биернсона, внука Арфведа Арфведсона и правнука Кнута Арфведсона. Сын сего последнего, Арфвед Кнутсон, имел сына Олофа Арфведсона, который находился рейхсратом в первых годах шестнадцатого века и первый принял фамилию Стенбока. Вот поколенное родословие потомкам его: отцовский ОТ РЕЙХСРАТА ЮНСА КОЛЕНО XI: Олоф Арфведсон Стенбок, рейхсрат КОЛЕНО XII: Барон Густав Стенбок, рейхсрат 1571; женат на Бригитте Леоионгуфвуд КОЛЕНО XIII: Барон Эрик, рейхсрат † 1599; женат на графине Магдалине Стуре Барон Олоф; женат на Ингебурге Бонде Барон Стен Барон Арфвед; женат на Екатерине, дочери Ирвафа Барон Абрагам Барон Карл † 1634; женат на Бригитте, дочери Андерса Цецилия, за рейхсратом графом Густавом Иогансоном Рос (Ros)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

2 Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. 3 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850. С. 294. 4 Святитель Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. М., 1889. С. 203—207. 5 Святитель Григорий Богослов . Указ. соч. С. 203—205. 6 Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. С. 203. 7 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294—296. 8 Здесь и далее приводятся пространные цитаты из писем к святой Олимпиаде с целью передать более полно и ярко суждения святителя Иоанна Златоуста. 9 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 295. 10 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294. 11 Цифры перед запятой указывают на источники, а после – на страницы. Источников два: первый – труд профессора К. Попова, второй – иеромонаха Марка (Головкова). 12 Первые три творения переведены на русский язык с греческого профессором К. Поповым, а последние два – иеромонахом Марком (Головковым). 13 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость не верующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий, воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, с. 559, 561, 562). 14 Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. 15 Архимандрит Агапит . Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Иосифа Волоцкого архимандриту андронниковскому Митрофану. 1503 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание» Иосифа великокняжескому духовнику Митрофану является наиболее ценным источником, характеризующим позицию феодально-самодержавной власти (Иван III) по отношению к ереси. «Послание» это было издано только раз (Чтения ОИДР, 1847, I) и совершенно неудовлетворительно. Часть текста «Послания» в этом издании пропущена («манихеи же или инии еретици... зело бо съвратися таковый»); признание Ивана III Иосифу «Иван, деи, Максимов и сноху и мене мою в жидовство свел» искажено (в неизвестной нам рукописи, по которой печатался текст или в самом издании) следующим образом: «Иван де и Максим и сноху у мене в жидовство свел». Эта ошибка издателей была отмечена уже Е. Голубинским (История русской церкви, т. II, перв. полов., М., 1900, стр. 574, прим. 2).] «Послание Митрофану» сохранилось в тех же списках, что и «Послание Нифонту» (пространная редакция, кроме особого извода) и Вассиану, — см. их перечисление в археографическом введении к «Посланию Нифонту», списки 1—20. О времени написания послания см. выше, стр. 205, прим. 49. «Послание Митрофану» печатается в настоящем издании по списку БИЛ, Ротожск. 530 (Я); разночтения и исправления — по списку ГПБ, F. I. 229 (Г). Государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси духовнику, господину анхиманьдриту Андроникова манастыря Митрофану, грешный чернець Иосиф, нищий твой, господине, челом бью. Коли, господине, был есмь на Москве, ино, господине, государь князь великий, Иван Васильевич всеа Руси, говорил со мною наедине о церковных делех. Да после того почял говорити о новогородцких еретикех, да молвил мне так: «И яз, деи, ведал новогородцких еретиков, и ты мя прости в том, а митрополит и владыки простили мя». И аз ему молъвил: «Государь! Мне тобя как пращати?». И он молвил: «Пожалуй, прости мя!». И яз ему молвил: «Государь! Только ся подвигнешь о нынешних еретикех, ино и в прежних тебе бог простит». Да туто же было мне ему бити челом о том, чтобы государь послал в Великий Новгород, да и в иные городы, да велел бы обыскати еретиков, и князь великий послал мя на дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/433613/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1997 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря; вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г.,— были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в феврале 1995 г. была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Священным Синодом 6 октября этого года. В декабря Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Quasten; Шмеман, Исторический путь; Болотов. 1. Вторым знаменитым лицом в африканском христианстве, несомненно, является сщмч. Киприан, епископ Карфагенский. Но прежде чем говорить о нем, скажем несколько слов о состоянии Церкви в III в. Помимо распространения христианства, III в. ознаменован возрождением язычества, но теперь уже сильно интеллектуализированного. Стоицизм перестал существовать как школа. Неоплатоник Плотин (205-270) создал новый религио-философский синтез, в котором этические нормы стоицизма и аристотелевская логика были увязаны с весьма широко трактуемой платоновской метафизикой. Плотин не мог не знать христианство. Он учился в Александрии у таинственного учителя Аммония Сакка, у которого за несколько лет до того учился Ориген. Плотин хорошо был знаком с гностическими доктринами и даже написал особый трактат «Эннеады» для противодействия проникновению гнозиса в среду своих учеников. Ученик и биограф Плотина Порфирий (232-305) стал одним из самых упорных врагов христианства. Он написал многотомное опровержение христианства. Скорее всего, в годы своей юности он имел непосредственный контакте христианами. В его многочисленных писаниях странным образом сочетаются скептический рационализм и суеверная всеядность ко всем языческим традициям прошлого. При этом Порфирий был глубоко закомплексованным, неуверенным в себе человеком: однажды даже Плотину лично пришлось отговаривать его от совершения самоубийства. Порфирий был весьма ученым мужем, хотя и невероятным педантом. Он использовал свои широчайшие знания в борьбе против Церкви не только в своем пятнадцатитомном опровержении христианства, но и в хронике всемирной истории, задуманной как опровержение хроники христианского ученого Юлия Африкана (см. ниже), который, как и другие христианские хронографы, доказывал, что библейский монотеизм был древнейшей религией человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

§ 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь и приобщая к священным обрядам, уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. И в той, и в другой части верующих есть и такие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Согласно определению кан. 204, верующие (christifideles) – это «лица, которые, сочетавшись Христу через крещение (и представляя собой, таким образом, физические лица в каноническом законодательстве: см. кан. 96) образуют народ Божий и благодаря этому по-своему становятся участниками священнического, пророческого и царского служения Христа; они призваны в соответствии с положением каждого из них осуществлять ту миссию, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире». Это значит, что в полноте общения с католической Церковью пребывают те крещёные, которые в её зримом составе соединяются со Христом посредством уз исповедания веры, таинств и церковного управления (кан. 205). «Эта Церковь , составленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним» (кан. 204, § 2). 2. Оглашенные (Catechumeni) Как было показано выше, приобщение (incorporatio) верующего к Церкви Христовой, а тем самым и к народу Божию, происходит с крещением (кан. 96). Однако есть и такая категория лиц, которые, хотя и не приняв крещения и поэтому не являясь с сугубо юридической точки зрения частью народа Божия, некоторым образом уже связаны с Церковью. Речь идёт об оглашенных (Catechumeni), т.е. о лицах, которые, будучи движимы Духом Святым, выразили своё желание приобщиться к Церкви, живут по вере, надежде и любви (кан. 206) и постигают христианское учение (катехизис), чтобы быть допущенными ко крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Гора (Меландово). Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1819 и 1828. Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, Гора (Меландово) Координаты: 63.409733, 41.604763 Проезд:От села Емецк по трассе Москва-Архангельск в сторону Москвы до д. Красный Яр поворот на Меландово и около 12 км по грунтовой дороге. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Меландовский приход располагался по правому берегу Емцы между Емецким и Селецким приходами в 191 версте от Архангельска, в 119 — от Холмогор. В состав его входили четыре деревни, три из которых — на одном берегу с приходским храмом, а одна — на противоположном. Жителей на 1 января 1894 года было 205 лиц мужского пола и 349 лиц женского пола. К 1894 году в приходе было две церкви: каменная, двухэтажная, двухпрестольная, во имя Живоначальной Троицы и великомученика Георгия и деревянная, однопрестольная, во имя Владимирской иконы Божьей матери. Этим церквям предшествовали несколько более древних. Первая церковь в Меландовском приходе, входившем первоначально в состав Емецкого прихода, во имя великомученика Георгия с приделом в отдельной пристройке в честь святого Афанасия и Кирилла Александрийских, построена была в 1663 году по благословенной грамоте Питирима, митрополита Сирского и Подонского, данной на имя крестьян Конона Иванова, Аники Никитина и других, писавших в объяснение своей просьбы о постройке церкви, что «живут-де они от приходских церквей (не сказано каких) далече, верст за десять и больше, за многими реками и за непроходимыми болотами, больные помирают без покаяния, а родильницы и младенцы живут без молитв долгое время». Эта церковь в 1669 году сгорела. Вместо нее по грамоте того же митрополита Питирима от 18 января 1670 года на имя Сийского игумена, данной в ответ на челобитную крестьян Меландовской волости Гурейка Полиевктова и того же Аники Никитина, была построена вторая церковь с одним престолом во имя великомученика Георгия. Но и эта церковь от молнии сгорела в ночь на 15 июля 1690 года.

http://sobory.ru/article/?object=10111

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010