История изучения деятельности книжника Диомида Серкова и составленного им сборника «Крины сельные» весьма невелика. Она была изложена в статье Д. М. Буланина и А. А. Турилова, 1 охарактеризовавших состав и структуру сборника, назвавших 7 его списков и указавших в качестве источника большин­ства его текстов «Цветник священноинока Дорофея». Последнее положение было оспорено в статье автора данной работы. 2 Изучение «Кринов сельных» не изолированно, а в контексте истории сборников XVII в. позволило установить, что он восходит не к «Цветнику священноинока Дорофея», а к сборнику, ко­торый, скорее всего, назывался Старчество, 3 был создан на основе Цветника и в свою очередь послужил общим источником для Старчества келаря Кирилло-Белозерского монастыря Матфея Никифорова и «Кринов сельных». Количест­во же списков интересующего нас сборника в этой статье было значительно уве­личено. 4 «Крины сельные» – сборник авторский, и в обеих статьях так или иначе затрагивался вопрос об автографах его создателя Диомида Серкова. И тем не менее вопрос этот до сих пор остается не до конца проясненным. Д. М. Буланин и А. А. Турилов назвали список РНБ, собр. СПбДА, 196 автографом Диомида Серкова на основе тождества его почерка с почерком рукописи РНБ, F.I.187 и привели писцовую запись из этой рукописи: «В нынешнем 205-м году априлия в 24 день спреписася 16 книга „Венец веры“ люботрудием многогрешнаго Д.Я.С.С. во святую пользу чтущим. Аминь» (РНБ, F.I.187, л. 269). Некоторую неопределенность этому утверждению Д. М. Буланина и А. А. Турилова придало следующее за ним замечание, сделанное со ссылкой на описавших эту рукопись К. Калайдовича и П. Строева: 5 «Ученые авторы описания рукопи­си, вероятно, располагавшие дополнительными сведениями, расшифровали (имя составителя. – С.С.) как „Диомид Яковлев сын Серков“». 6 Ученые авторы действительно этими сведениями располагали, и почерпнули они их из той же са­мой рукописи, в которой на л. 270 об. сделана еще одна писцовая запись: «В нынешнем же в 205-м году спреписася сия книга 16 многогрешным Диомидом Яковлевым сыном Серковым во святую пользу». Таким образом ини­циалы расшифровали не ученые авторы, а сам переписчик книги. Рукопись РНБ, F.I.187 – сборник, содержащий «Венец веры кафолической» Симеона Полоцко ­го и «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических» того же автора. Дио­мид Серков переписал оба эти сочинения, и одну приписку сделал в конце перво­го, а другую – в начале второго. 7 Таким образом, никаких сомнений в имени переписчика этой рукописи оставаться не должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

МОНАШЕСТВО Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне должны наиболее руководствоваться Священным Писанием и писаниями отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. I, 83. Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он – главный и первый между подвигами иноческими. I, 154. Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в вещественной келии. Затворяй двери ее для себя и для других «Пребывай в келии твоей, – сказали святые отцы, – она научит тебя всему», т. е. монашескому жительству, которое все сосредоточивается в молитве. I, 156. Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих. I, 158. Святые отцы совмещают все делание инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. 1,164. Если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих, и не стяжет плача: то не может быть монахом. Все житие монаха – плач. I, 191–192. Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203. . Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею, не суть монахи. I, 205–206. При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещавается ему непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою. Следовательно упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность [монаха]. I, 205. Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства. I, 210. Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением. I, 257

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ 1. Совет искать вразумлений в отеческих книгах Вразумлений всяких ищите в отеческих книгах и в молитве... Есть Ангел Хранитель. Господь повелит ему потолковать душе, что подобает (1, с. 16). Из журналов подходят к вам «Душеполезное чтение», «Творения святых отцев», «Странник». Прочие журналы слишком вдались в ученость (1, с. 27). 2. Добротолюбие (2 т.) содержит все необходимое для исправления и очищения сердца Посылаю вам второй том Добротолюбия. Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих. Желаю вам насладиться чтением, читать и не дремать (1, с. 48). Посылаю вам последний, 5-й том Добротолюбия. Это самый высокий; а 4-й том – самый подручный и пригожий для живущих обществом (1, с. 59). 3. «Древние монашеские уставы» – указ на жизнь древних иноков Посылаю вам книгу «Древние монашеские уставы». Хоть они писаны не для житейских людей, но просмотреть их и вам не мешает. Увидите, как тогда вначале жили и как теперь живут монахи. В общем – сходно, но по частям есть и разности. Впрочем, кто из монахов и ныне возьмется с ревностию за дело... в конце выходит не хуже древних ревнителей богоугождения в иноческом чине (1, с. 66). 5. При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце; при этом то один, то другой стишок затронет сердце, а иной и очень. Замечайте сии стишки затрагивающие и днем почаще припоминайте их, особенно тот, который побольше затронул. Это будет поновлять оживление сердца, дело сие очень плодотворно. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством, чем много и без этого: без этого чтение будет сеятва при дороге (1, с. 205). 6. Отличие чтения для знания и для назидания Относительно чтения. Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо попадет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок (1, с. 220). 7. Полное наставление о молитве имеется в «Невидимой брани»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

БОГОМЫСЛИЕ 1. При молитве Иисусовой необходимо богомыслие Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва . Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге... При молитве Иисусовой богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением (1, с. 19). 2. Богомыслие – в том, чтобы уяснить Божественную истину, провести до чувства и вывести уроки для себя Богомыслия не вижу, то есть размышления о Божественных истинах с выводами уроков для себя... Богомыслие: взять какую-либо божественную истину, уяснить ее в составе и основаниях, провести до чувства и вывести уроки для себя. Какие истины брать? Все, начиная с божественных свойств, проходя чрез творение, искупление и общее промышление до Страшного Суда и вечной жизни. Это по катехизису. Брать одну. Стишки, которые падут на сердце при чтении, – лучший предмет для богомыслия (1, с. 205). 3. Ревность укрепляется богомыслием Спасение содевать нам заповедано со страхом и трепетом, ибо посреди сетей ходим, идем по жердочке над бездною или по узенькой тропинке, по обеим сторонам которой – пропасти (1, с. 208–209). Поспешите поджечь ревность, тогда все опять пойдет добре. Как? – Как оживляют онемевший член тела? Трением. Начинайте же тереть душу. Чем? – Всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, усилением самоумерщвления или строгостью к себе, к плоти своей, наипаче же молитвою. Извольте пройти весь ряд Божественных истин с предвечного бытия Бога до конца и остановитесь на сем последнем, именно на своей смерти и последующем за тем решении, неизменном на вечные веки. Но остановитесь не голою мыслью, а с полным чувством и так, как бы все то самым делом совершилось над вами (1, с. 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

28.06.2011 Обзор Android-cмapmфoha Sony Ericsson Xperia neo - хорош во всех отношениях Новый Android-cмapmфoh Sony Ericsson Xperia neo получился во всех смыслах долгожданным. Трагические события в Японии заставили компанию перенести выход новинки на 4 месяца из-за нехватки комплектующих, однако уже в ближайшие недели этот привлекательный гаджет появится в продаже. Новый Android-cмapmфoh Sony Ericsson Xperia neo получился во всех смыслах долгожданным. Трагические события в Японии заставили компанию перенести выход новинки на 4 месяца из-за нехватки комплектующих, однако уже в ближайшие недели этот привлекательный гаджет появится в продаже. Новинка получилась интересной и необычной: свежая ОС, богатый функционал и элегантный дизайн и разнообразие цветовых решений - все это определенно придется по вкусу покупателям. Подробности в нашем детальном обзоре новинки. Основные характеристики     Сети: GSM 850/900/1800/1900, HSDPA 850/1900/2100     Операционная система: Google Android 2.3.3 (Gingerbread)     Процессор: Qualcomm MSM8255 1 Ггц с графическим ускорителем Adreno 205     Оперативная память: 512 Мб     Память для хранения данных: до 512 Мб, около 320 Мб доступно для установки приложений, поддерживаются карты памяти microSD до 32 Гб (карта на 8 Гб в комплекте).     Экран: 3.7 дюйма, VWGA+ 854х480, 16 млн цветов, емкостный сенсор, мультитач, с защитным покрытием от царапин     Камера: 8,1 МПикс с Exmor R, автофокус, вспышка, запись видео в формате HD     GPS     Передача данных: Wi-Fi 802.11 b/g/n, Bluetooth v2.1 с A2DP, USB 2.0     Батарея: Литий-ионная (Li-Ion), 1500 мАч     Прочее: акселерометр, менеджер социальных сетей Timescape, быстрый доступ к рабочим экранам     Размеры и вес: 116x57x13 мм, 126 г     Дата выхода в продажу в РФ: июль 2011 г.     Цена: 18 990 рублей   Комплект поставки     Смартфон Xperia neo     Аккумулятор BA700 1500 мАч     Карта памяти microSD 8 Гб     Стерео-гарнитура MH650     USB-kaбeль EC600     Блок зарядного устройства EP800 Green Heart    

http://new.izdatsovet.ru/news/obzor-andr...

ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ 1. Желание жить естественно живому. И тут нет греха. Но настоящее в этом отношении расположение есть: «буди воля Божия» Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. Но настоящее в этом отношении расположение есть: «буди воля Божия». Жить ли, умереть ли – да будет как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довести до того, чтоб оно не давало порождаться какому-либо относительно сего беспокойству (1, с. 28). 2. О борьбе с житейскими хлопотами То, что у вас времени недостает по причине хлопот и семейных и вне семейных дел, – тоже милость. Кому все некогда, тот не имеет, когда поскучать от праздности и безделья; не имеет вместе и опасности, какой подвергаются праздные. Одно только надо бы устроить, именно: душевную из-за того непокойность. И мне думается, что это удобно достигнуть, не гоняясь за многоделанием, а делая со всем вниманием лишь то, что предлагается сделать течением дел. В основу положить надо крепкую веру, что все случайности с нами идут от Господа; каждую из них Господь предлагает нам сделать, что требуется по Его заповедям в таких обстоятельствах, – и смотрит, как мы поступим, угадаем ли волю Его и, угадавши, сделаем ли угодное Ему? Кто поимеет сие во внимании, тот всегда одно только дело и будет иметь на душе, не томя себя другими. Сделав одно, за другое возьмется и т.д., до тех пор, пока сомкнет глаза, чтобы заснуть (1, с. 124). 3. Земля есть место, траур носящее Что делать – когда на земле живем, которой обречено всегда быть в трауре и местом, траур носящим (2, с. 3). 4. О плавании в море житейском В житейском море плавающим надобно кораблик свой беречь хорошенько и направлять его как следует, избегая мелей и подводных камней и столкновений разрушительных. Буря нападет – духа не надо терять и на маяк посматривать, чтоб поскорее в пристань спрятаться (2, с. 205–206; 8, с. 12–13). 5. Отрешиться мира – в нашей власти В нашей ли власти отрешиться? – В нашей. Если захотим, все сможем. Ибо если захотим – взыщем; взыскав – взмолимся, взмолившись – помощь получим и с сею помощию все возможем. Так говорит апостол: вся могу, о укрепляющем мя Христе Господе 101 ... Но, конечно, не вяло надо просить и не кое-как надеяться, а то и другое сильно, глубоко, вседушно (2, с. 213). 6. Пути Промысла в земной участи каждого

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837, посад Крюков близ г. Кременчуг Полтавской губ.- Пиза, Италия), славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868-1872), Киевского (с 1875) ун-тов, чл.-кор. АН. Отец историка Н. А. Котляревского, 1-го директора Пушкинского Дома в С.-Петербурге. Род К. происходил из дворян Полтавской губ. С 1846 по 1853 г. К. учился в Полтавской гимназии. С 1854 г. изучал древние языки, историю и лит-ру в Московском ун-те. Преподавателями К. были Ф. И. Буслаев , Т. Н. Грановский, П. М. Леонтьев и др. Научным руководителем стал О. М. Бодянский . На 2-м курсе К. предоставил работу «Древняя Малороссия в ее песнях: Опыт характеристики по памятникам народной словесности». Цельный взгляд на материал устной словесности заинтересовал декана историко-филологического фак-та С. П. Шевырёва. В рецензиях 1858 г. К. критиковал эклектику и схоластику 1-й книги О. Ф. Миллера «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (СПб., 1858); хронологический подход учебника Шевырёва «История русской словесности» (М., 1846-1860). Автор учебника, по мнению К., не разграничил области духовной деятельности Др. Руси: церковную, политическую и литературную, вслед. чего большая половина книги Шевырёва оказывается бесполезной ( Котляревский. Соч. 1889. Т. 1. С. 205). В статье 1861 г. рецензент критиковал рутину учебника А. И. Линниченко «Курс истории поэзии» (К., 1860) и советовал различать предмет истории и теории лит-ры, не смешивая их (Там же. С. 454). В статье 1862 г. «Были ли малоруссы исконными обитателями Полянской земли или пришли из-за Карпат в XIV в.» (Там же. С. 624-637) К. критиковал взгляды историка М. П. Погодина, полагавшего, что малороссы появились в Юж. России лишь в XIV в. (Там же. С. 631). В доказательство К. привел следующие факты «исторической туземности»: летописную топонимику южнорус. городов, к-рая «всецело сохранилась у теперешних южноруссов», Житие «народных святых Бориса и Глеба», «дошедшее к нам в рукописи XII в.». «Тогда как в Великой Руси мы нигде не замечаем особенного народного значения этих святых, в Южной Руси (в Переяславле) им посвящен особый народный праздник; здесь они - в полном смысле - народные святые, стоящие в непосредственной связи с историческими воспоминаниями народа» (Там же. С. 635-637). В 1857 г. К. окончил ун-т со степенью действительного студента и начал преподавать в Александровском сиротском кадетском корпусе.

http://pravenc.ru/text/2458897.html

Приложения Исследование двух частных вопросов, которые существенно не входят в наше исследование и которых посему мы касаемся лишь мимоходом, тем не менее может иметь значительную важность для разъяснения общего вопроса о происхождении Евангелий. Это – вопросы: 1) о взаимном отношении Евангелий и 2) о неканонических и апокрифических Евангелиях. – Посему мы сочли не излишним перепечатать здесь, в виде приложения, трактаты об этих вопросах из книги: «Введение в новозаветные книги священного Писания», соч. Г. Герике, в русском переводе. 1869. 1, стр. 79–97 и 178–205. I. О взаимном отношении Евангелий 1 Не согласна с характером первых времен распространения христианства мысль, будто история Иисуса Христа с самого же начала должна была явиться в письменном виде, хотя эта история несомненно была главным предметом устной евангельской проповеди, и хотя она непременно должна была сделаться со временем главным предметом и будущей христианской письменности. Совершенно вероятно, по крайней мере, что, доколе живы были ближайшие очевидцы, которые большею частию были сами свидетелями событий со времени крещения Иоаннова, не было никакого основания предпочитать письменное свидетельство, хотя бы начертанное самими апостолами, их живому устному слову. Проповедь очевидцев в собраниях верующих образовала таким образом первоначальное устное Евангелие ( λγος, κρυγμα, λγος κος и т. д.; все эти выражения в Новом Завете имеют значение устного слова). 433 При такой устной проповеди евангельской истории, частью на языке арамейском для палестинских и сирских христиан, частью и по преимуществу на греческом для прочих, совершенно естественно весьма скоро должно было сложиться некоторое однообразие в изложении как частных событий, так и всего строя исторических повествований (подобно тому, как однообразно чрез устное предание распространились в первые века христианства так называемые Symboli apostolici и исповедания веры крещаемых). Прежде всего такое однообразие происходило от того, что рассказывались одни и те же события, 434 а изложение речей Христовых могло между прочим потому быть однообразным, 435 что в иудейском обычае были изречения учителей (раввинов) запоминать и повторять буквально, 436 и потому еще, что речи Христовы, облеченные большей частью в форму притчей в подобий, особенно легко запоминались точно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

А.В. Шадрина Приложения Приложение 1. Сословный состав донского духовенства второй половины XIX – начала XX в. до зачисления на церковнослужительские места и принятия священного сана 637 Благочиная Дети духовенства донского происхождения Дети иногороднего духовенства Из казаков Из дворян Дети гражданских чиновников Из мещан Из купцов Из крестьян Священнослужителей Церковнослужителей Донских Иногородних ЧЕРКАССКИЙ ОКРУГ Новочеркасский кафедральный собор Новочеркасское Аксайское Александровск- Грушевское Багаевское Кагальницкое 1-й ДОНСКОЙ ОКРУГ Ермаковское Константиновское Раздорское Сальское Семикаракорское Цымлянское Благочиная Дети духовенства донского происхождения Дети иногороднего духовенства Из казаков Из дворян Дети гражданских чиновников Из мещан Из купцов Из крестьян Священнослужителей Церковнослужителей Донских Иногородних 2-й ДОНСКОЙ ОКРУГ Качалинское Нижне-Чирское Обливское Потемкинское ДОНЕЦКИЙ ОКРУГ Дегтевский Казанское Каменское Митякинское Тарасовское ТАГАНРОГСКИЙ ОКРУГ Амвросиевское Богдано-Киевское Кирсановское Макеевское Новониколаевское Новопавловское Благочиная Дети духовенства донского происхождения Дети иногороднего духовенства Из казаков Из дворян Дети гражданских чиновников Из мещан Из купцов Из крестьян Священнослужителей Церковнослужителей Донских Иногородних Ровенецкое УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ ОКРУГ Березовское Глазуновское Усть-Медведицкое Чернышевское ХОПЕРСКИЙ ОКРУГ Зотовское Правоторское Преображенское Урюпинское Филоновское Приложение 2. Доходы духовенства церквей наиболее показательных благочиний Донской епархии 1909–1912 гг. Благочиния Данные Священник Диакон Псаломщик Аксайское благочиние количество духовенства 21 522–00 5 818–98 7 570–45 средний доход 672–56 581–89 236–57 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Каменское благочиние количество духовенства общий доход 22 658–42 5 171–82 8 201–75 средний доход 566–46 574–64 205–04 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Константиновское благочиние количество духовенства общий доход

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) I. Изготовление книг в древности До того как в XV столетии было изобретено книгопечатание, текст Нового Завета, как и любой другой древний текст, передавался только путем утомительного переписывания буквы за буквой, слова за словом. Поэтому рассмотрение процессов, связанных с изготовлением и переписыванием рукописей, должно представлять особую важность как для историка, изучающего древнюю культуру вообще, так и, в частности, для исследователя Нового Завета. Последующие разделы касаются тех аспектов греческой палеографии 1 , которые имеют отношение к текстологии Нового Завета. 1. Из чего делались книги в древности Глиняные таблички, камень, кость, дерево, кожа, различные металлы, черепки (остраконы), папирус и пергамен – все это употреблялось в древности в качестве материалов для письма. Из перечисленных материалов интерес для исследователя Нового Завета представляют, главным образом, последние два, поскольку почти все новозаветные рукописи написаны на папирусе или пергамене. Производство папируса процветало в Египте, что объясняется обилием тростника, растущего на мелководье в дельте Нила (ср. Иов 8:11 : “Поднимается ли тростник без влаги?”). Ствол этого растения (длиной от 3 до 5 м и толщиной с человеческую руку), треугольный в поперечном сечении, разрезали на куски длиной около 30 см. Каждый кусок расщепляли вдоль, и сердцевину разрезали на тонкие полоски. Слой таких полосок размещали на ровной плоской поверхности, располагая все волокна в одном направлении. Сверху накладывали другой слой, в котором волокна шли поперек нижнего слоя. Затем оба слоя спрессовывались вместе так, чтобы получился однородный материал, который, будучи в наши дни столь хрупким, что может превратиться в пыль, некогда по прочности почти не уступал хорошей бумаге. Производство пергамена в качестве материала для письма также имеет интересную историю. Согласно Плинию Старшему («Естественная история», XIII, 21 и слл.), Евмен, царь Пергама, города в Мизии в Малой Азии, был первым, кто начал изготовли-вать и использовать пергамен. Этот царь (вероятно, это был Евмен II, который правил с 197 по 159 г. до н.э.) хотел основать в своем городе библиотеку, которая могла бы соперничать со знаменитой Александрийской библиотекой. Такое стремление пришлось не по нраву Птолемею Египетскому (возможно, имеется в виду Птолемей Епифан, 205–182 гг. до н.э.), и он незамедлительно наложил запрет на экспорт папируса из Египта. Именно данный запрет и заставил Евмена начать производство пергамена, который получил греческое название pergamhnh по имени места своего происхождения. Что бы мы ни думали об этой истории (в действительности кожа употреблялась для письма задолго до Евмена), суть ее, вероятно, недалека от истины, а именно: в Пергаме делали пергамен высокого качества, и город прославился производством и поставками этого материала для письма, так что в конечном итоге сам продукт стали называть по имени города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010