вероучения - т. н. Крещальные символы ранней Церкви - обладали характерными для В. признаками. Как и «классические» оросы эпохи Вселенских Соборов, древние символы возникали в условиях борьбы с еретическими заблуждениями (гл. обр. с гностицизмом), становясь выражением и истолкованием т. н. правила веры (лат. regula fidei), служившего необходимым условием церковной жизни. Кроме того, они, будучи формулой исповедания веры крещаемых, имели не только дидактическое, но и литургическое значение, подчеркивая тем самым характерное для правосл. Церкви единство «закона веры» (lex credendi) и «закона молитвы» (lex orandi) ( Фельми. С. 13). На основе различных, видимо палестинских, Крещальных символов IV в. ( Петр (Л " Юилье), архим. Замечания о Символе веры//ЖМП. 1969. 1. С. 75) на I и II Вселенских Соборах было сформулировано самое авторитетное церковное исповедание - Никео-Константинопольский Символ веры, представляющий собой краткое изложение важнейших христ. истин, данных в Откровении. 1-я часть Никео-Константинопольского Символа представляет собой неск. видоизмененное догматическое определение I Вселенского Собора, в к-ром антиарианское исповедание веры в единосущие Сына с Отцом завершалось анафематизмом: «Говорящих же, что было время, когда не было Сына… таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь» (ДВС. Т. 1. С. 69-70; см. также: Карташев. Соборы. С. 35-36). На II Вселенском Соборе специального В. составлено не было: соборно принятый Символ веры только закрепил изложение веры никейских отцов, восполнив его исповеданием веры в Божественность Св. Духа, в Церковь, «едино крещение», а также во всеобщее телесное воскресение (ДВС. Т. 1. С. 119-120). III Вселенский Собор, осудивший христологические заблуждения Нестория , вместе с тем признал Никео-Константинопольский Символ совершенным эталоном кафолической веры, не подлежащим никаким изменениям (Там же. С. 334). Все последующие Вселенские Соборы подтвердили это решение (в связи с этим внесение Зап. Церковью (окончательно в XI в.) в Символ веры формулировки Filioque («и от Сына») расценивается правосл.

http://pravenc.ru/text/150451.html

Возможно, что эти греческие выражения суть транскрипция еврейского be-gan-Uzza – «в саду Уззы» ( 4Цар.21:18 ), т.е., по предположению, в саду царя Озии-Азарии, где были погребены: 1) сам этот царь Озия ( 2Пар.26:23 ); 2) Манассия ( 4Цар.21:18 ; 2Пар.33:20 ) и Иоаким – все нечестивые цари, лишенные чести погребения в царских гробницах. 2Пар.36:9 .  Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господних. 2Пар.36:10 .  По прошествии года послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон вместе с драгоценными сосудами дома Господня, и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его. «Царствование Иехонии в книгах Паралипоменон вместо летописи имеет только общую формулу, которой начинаются обыкновенно летописные известия, и в переводе LXX не распространено. Очевидно, что государственная летопись прекратилась и заметка сделана частным лицом» (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей иудейских», с. 431). В сравнении с ( 4Цар.24:8–16 ), известие 2 Паралипоменон о трехмесячном царствовании сына Иоакимова Иехонии чрезвычайно сокращено. В принятом масоретском тексте и принятом тексте LXX в ст. 9 показан 8-летний возраст Иехонии при вступлении на престол. Но в евр. кодексе 525 у Кенникотта и греческих кодексах: 19, 44, 64, 71, 74, 106, 108, 120, 121, 134, 158, 55, 60, 119, 243 у Гольмеса, в Библии Альдинской, Комплютенской стоит дата: 18 лет, согласно с показанием ( 4Цар.24:8 ), что гораздо вероятнее. Несмотря на заявленную лояльность Иехонии в отношении к вавилонскому царю (И. Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 7, 1), последний, с открытием времени военных походов ((ст. 10); ср. ( 2Цар.11:1 )), поспешил сделать новое нашествие на Иерусалим, низложил Иехонию, захватив в плен с ним весьма значительное число евреев из богатых и образованных классов и многие сокровища (( Иер.29:1–2 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 577). Преемником Иехонии, последним (20-м) царем иудейским Навуходоносор назначил Седекию (ранее называвшегося Матфанией ( 4Цар.24:17 )), сына Иосии, следовательно, приходившегося Иехонии не братом (как по еврейскому тексту 11 и в русском переводе), а дядей (LXX, Vulgata, славянский).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

99 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 63. 100 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 101 В-42 (1 июля 1991 г.) согласно нумерации М mI . 102 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 144. 103 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 176, 179. 104 Преобладание, власть. 105 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 106 С-3 (16 сентября 1991 г.) согласно нумерации М mI . 107 См.: Сет. Григорий Богослов. Слово 43//Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., 1912. С. 633. 108 Имеется в виду, что для Моисея Лицо (греч. Πρσωπον του Θεου) Бога осталось тайной (Исх.33:23), почему и был обетован Израилю «иной Пророк» как восполнение Откровения (Втор.18:15—19). 109 Греч.: «неведомому Богу» . См.: Деян.17:23. 110 См.: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). 111 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 190. 112 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 188. 113 Там же. 114 Е. L. Mascal. Archimandrite Sophrony — The Monk of Mount Athos: Staretz Silouan 1866–1938//Religious Studies. T. II. 3 (September). Cambridge, 1975. C. 370–372. 115 Имеется в виду могила, которая по просьбе старца Софрония была уготована недалеко от его кельи. 116 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 131. 117 Там же. С. 106. 118 Там же. С. 117. 119 Ср.: Там же. С. 170. 120 С-4 (30 сентября 1991 г.) согласно нумерации М mII . 121 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 123, 140. 122 См.: Архим Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 131. 123 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 144. 124 С-11 (11 ноября 1991 г.) согласно нумерации М mII . 125 См.: Прп. Иоанн Синайский (Лествичник). Лествица. Гл. 5, 27. С. 82. 126 А.С. Пушкин. «Дар напрасный...» (1828 г.)//Сочинения в трех томах. Т. 1. М., 1985. С. 421. 127 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

Третья часть труда отца Михаила Арранца посвящена молитвам часовых служб. Это, пожалуй, самая трудная часть исследования. Если значительная часть вечерних и утренних молитв сохранилась в современных чинопоследованиях и благодаря этому можно говорить об исчезнувших, чему также благоприятствует сохранившееся хотя бы многочисленное количество записей этих чинопоследований, то молитвы часовых служб давно вышли из богослужения и никто из современных клириков не имеет их «на слуху»; мало сведений об этих молитвах можно почерпнуть из древних часословов. Здесь отцу Михаилу пришлось проделать гигантскую работу по изучению множества рукописей, прежде чем классифицировать эти молитвы. Отец Михаил сделал весьма удачную классификацию, отделив молитвы древнего Византийского Евхологиона, положив в основу этой группы молитвы Барбериновского евхологиона 336, другую половину он называет новыми молитвами. В этой половине о. Михаил устанавливает пять групп молитв: А) Итало-греческую константинопольского происхождения. В) Критскую, в основу которой он положил Архиератикон кардинала Виссариона, аббата Крипты Ферратской. С) в основу которого им положен евхологион из собрания Севастьянова (Москва), D) Синайские рукописи (в сличении с древними константинопольскими) и Е) Западные: монастыря в Мессине, Гроттаферратского и кафедрального собора в Отранто (новая константинопольская тенденция). Классификация позволяет отцу Михаилу установить отношение часовых служб к службам Вечерни и Утрени, сравнительно позднее появление службы 1-го Часа и «экстраординарное» значение песненных чинопоследований Тритекти и Панихиды и смешение служб древнего Константинопольского Евхологиона с чинопоследованиями монастырского происхождения. Четвертая часть труда о. Михаила посвящена давно вышедшей из богослужебной практики службе так называемой Панихиды. Эта служба, по смыслу близкая агрипнии, то есть всенощному бдению, как правильно заметил о. Михаил, представляла сравнительно непродолжительную службу. Три антифона, предваряемые ектениями, и 5 молитв, из них последние две отпуста и главопреклонная, – вот основной состав этой службы. Отец Михаил приводит эти молитвы, как они изложены в Барбериновском евхологионе 336, и справедливо замечает, что содержание 1, 2 и 3-ей молитв не связано с содержанием сопутствующих им 119, 120 и 121-го псалмов и что они «возвращаются» к 7-ой светильничной молитве, молитве 1-ой из Вечерни Постановлений Апостольских и молитве Йоцер из Шемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

110 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 111 Цит. по: Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. 4-е изд. Муром, 1893. С. 162—163. 112 Свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. С. 233. 113 См.: Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях...//Добротолюбие. Т. 5. С. 208. 114 Там же. С. 205. 115 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 232. 116 Там же. С. 237. 117 См.: Прп. Марк Подвижник . Наставления о духовной жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 506. 118 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. С. 835; ср.: Там же. С. 843; ср.: Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 232—233; ср.: Прп. Каллист Тиликуда . О безмолвнической жизни//Добротолюбие. Т. 5. С. 431—432. 119 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 233. 120 Прп. Марк Подвижник . К тем, которые думают оправдаться делами//Добротолюбие. Т. 1. С. 547. 121 Архиеп. Симеон Солунский . О священной молитве//Там же. Т. 5. С. 442. 122 Прп. Исаак Сирин . Подвижнические наставления//Там же. Т. 2. С. 730. 123 Из жития святого Григория Паламы, архиепископа, Солунского чудотворца//Там же. Т. 5. С. 481. 124 Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях… С. 205. 125 Сказания о житии старца Божия иеромонаха Серафима, пустынника и затворника Саровской обители. 4-е изд. СПб., 1885. С. 114. 126 Цит. по: Там же. С. 115. 127 Свт. Григорий Палама . О молитве и чистоте сердца три главы//Добротолюбие. Т. 5. С. 301. 128 Одиночество миссионеров. 129 Джемс В . Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 347. 130 В недоумениях указания Божия, полагаемые на совесть,— поразительны. 131 Ср.: Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях… С. 205. 132 Архиеп. Симеон Солунский . О священной молитве. С. 446. 133 См.: Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 191, 254, 260. 134 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 257.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

150 О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции (см. примеч. 147). Такое согласие не зависимых друг от друга источников (см. 18, примеч. 464) лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82–83; Грушевський 2. С. 405–406; Сахаров 1980. С. 293–298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119–120. Коммент. 13; он же 2001а. С. 297–303). 151 Херсфельд – известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря следующего, 960 г. 152 В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г. 155 В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I. 156 Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советников Оттона I. Франкфурт был канонической (т. е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии (см. 22, введение), обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121–122. Коммент. 18). 157 Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Лотаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I. 160 О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993. С. 123–124. Коммент. 26; он же 2001а. С. 305–307).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий святитель предстательством своим пред Господом много раз оберегал землю нашу от вражеских нападений и почитается как небесный покровитель Москвы и всей земли Русской. Труды: Окружное послание по поводу наступления Великого поста или Поучение игуменом, попом и диаконом//Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844. – Ч. 2. – С. 73–84. Поучение «игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным Христианом»//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880. – Т. 6, стб. 159–164. Поучение Петра митрополита всея Руси к епископом, и попом, и архимандритом, и игуменом, и дьяконом, и ко всем православным крестьяном//Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. – СПб., 1860–1862. – Вып. 4. – С. 186–188. Поучение Петра митрополита отца вашего епискупа ли, священника слушати во всем// Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I-II. Поучение Петра митрополита//Христианское чтение. – 1909, июнь-июль. – С. 1109–1115. Поучение Петра митрополита, егда препретферьскаго владыку Андрея во сборе// Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I-II. Поучение Петра митрополита//Христианское чтение. – 1909, июнь-июль. – С. 1109–1115. Поучение Петра митрополита ко князю великому Димитрию и к смерти его, и к братии его, и к епискупу, и к боляром, и ко старым, и ко младым, и ко всем христианом//Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1917. – Т. 2, 1 половина. – С. 119–120, прим. 4. Ярлык хана Узбека митрополиту Петру в 1315 г. (составлен по записке святителя митрополита)//Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. – 1842. – С. 112–118. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – T. 2. – С. 1–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

114. Петр Могила , митр. Православное исповедание. М.: Благовест, 1996. 115. Писания мужей апостольских. СПб: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1895. 116. Письма валаамского старца схиигумена Иоанна. М., 1996. 117. Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви. Перевод М. Сабинина (Сабинашвили). 118. Помазанский Михаил , протопресвитер. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Джорданвилль– Нью-Йорк: Тип. Преп. Иова Почаевского , 1963. 119. Постановления святых апостолов чрез Климента епископа Римского преданные. СПб., 2002. 120. Правила Святых поместных Соборов: с толкованиями//Репринт. Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. 121. Православное осмысление творения мира. XIII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 1. М.: ОРОиК РПЦ – МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2005. 122. Православное осмысление творения мира. XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 2. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2006. 123. Православное осмысление творения мира. XV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 3. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2007. 124. Православное осмысление творения мира и современная наука. XVI Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 4. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2008. 125. Православное осмысление творения мира и современная наука. XVII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 5. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2009. 126. Пригожин И., Стингер И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986. 127. Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита , епископа Киррского. М., 1997. 128. Пуанкаре Анри. О науке. М.: Наука, 1983. 129. Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. 130. Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М.: Изд-во «Православного Свято-Тихоновского Богословского института», 1995. 131. Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. 132. Святые Отцы о Боге и Вере. М.: Воскресная школа, 1991. 133. Серафим (Роуз) , иером. Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение. Платина, Калифорния – Москва: «Братство преподобного Германа Аляскинского» – «Валаамское Общество Америки», 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

115 . Слово прот. Иоанна Восторгова в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Уссурийском Свято-Троицком Николаевском монастыре, на Дальнем Востоке, 15 августа 1913 г./Настольная книга для монашествующих и мирян. Сост. Иоанн (Крестьянкин) , архим. – Печеры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. 116 . Смирнов Е. К., прот. Очерк историческаго развития и современнаго состояния Русской Православной миссии. Пер. с англ. – С-Петербург, Синодальная типография, 1904. 117 . Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917 гг. [Электронный ресурс]. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», сайт «Седмица.RU», URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/439961/(дата обращения 04 апреля 2016). 118 . Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988–1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436702/(дата обращения 04 октября 2019 г.). 119 . Смулов А.М. Богослужения в Соловецком лагере особого назначения в 20–30-е гг. XX в.//Международный альманах «Гуманитарное пространство» (Journal «Humanity space» International almanac), 2019, том 8, 120 . Смулов А.М. Иосифо-Волоцкий монастырь: события первых лет после закрытия обители в 1920 г./Наследие. Прощание славянки. Первое двадцатилетие XX в. в нашем крае: пятая район. науч.-практ. конф. (2014; Волоколамск), 17 марта 2014 г.: [материалы]/администрация Волоколам. Муниципал. Р-на; МУК «Волоколам. централизован. библ. система»; МУК «Центр творчества и досуга «Солнышко»». – Волоколамск, 2015. 121 . Соловецкий крест якорной формы. Памятка-благословение Соловецкой обители приобретающему нательный крест – копию древнего креста. На правах рукописи, 2011. 122 . Сорок сороков. Том 1 «Кремль и монастыри»/Собрал П. Паламарчук. – М.: АО «Книга и бизнес», 1992. 123 . Состояние отечественной Церкви за 1908–1909 гг. (По последнему всеподданнейшему отчету Обер-прокурора Св Синода)./Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии, 1912, – С.-Петербург, Типография «Колокол», 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Другие труды против христианства менее важны. Диалог Philopatris , или «Патриот», приписывался насмешнику и сатирику Лукиану (ум. ок. 200) и издавался вместе с его произведениями, но он значительно хуже по стилю и, вероятно, относится к правлению Юлиана или даже более позднему периоду 119 , так как автор выступает против учения церкви о Троице и об исхождении Духа от Отца, – хотя аргументов не приводит, а только высмеивает его. Это фривольное осмеяние характера христиан и их учений в форме диалога между Критием, убежденным язычником, и Трифоном, эпикурейцем, который представляет христианство. Христиане описываются в нем как равнодушные к правительству, опасные для общества и радующиеся общественным бедствиям. Апостол Павел назван полулысым длинноносым галилеянином, который путешествовал по воздуху на третье небо ( 2Кор. 12:1–4 ). Последний известный представитель неоплатонизма, Прокл из Афин (ум. в 487), защищал платоническое учение о вечности мира и, не упоминая о христианстве, критиковал библейское учение о сотворении мира и конце света; он привел восемнадцать доводов против него, которые опроверг в VII веке христианский философ Иоанн Филопон. Последние языческие историки, Евнапий и Зосима, жившие в первой половине V века, нападали на христианство косвенно, односторонне представляя историю Римской империи со времен Константина и обвиняя в ее упадке христианскую религию; Аммиан Марцеллин (ум. ок. 300), напротив, с вызывающей уважение беспристрастностью описывает и светлые, и темные стороны императоров–христиан и отступника Юлиана 120 . §10. Языческая апологетическая литература После смерти Юлиана большинство языческих авторов, особенно самые талантливые и уважаемые из них, ограничивались защитой своей религии и стали в силу своего положения сторонниками веротерпимости; конечно же, они требовали терпимого отношения к религиозному синкретизму, который в своей более прохладной форме выродился в философское равнодушие. Среди этих авторов следует упомянуть Фемистия, учителя риторики, сенатора и префекта Константинополя, а позже наставника юного императора Аркадия; аврелия Симмаха, оратора, сенатора и префекта Рима при Грациане и Валентиниане II, красноречиво просившего о восстановлении жертвенника Виктории; и прежде всего – оратора Либания, друга и поклонника Юлиана, преподававшего в Константинополе, Никомедии и Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010