Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВУКОЛ Вукол [греч. Βουκλος] († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.). В анонимном Житии сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.) (BHG, N 1561), упоминается о том, что В. был рукоположен во епископа г. Смирна (М. Азия) ап. Павлом (в житии из собрания свт. Димитрия Ростовского - ап. Иоанном). С юности В. отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. После мирной кончины и погребения В. на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от к-рого происходили исцеления. Преемником В. на кафедре стал сщмч. Поликарп. Однако, по сведениям Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 14, 3), основателем Смирнской кафедры был ап. Иоанн Богослов, к-рый поставил первым епископом этого города сщмч. Поликарпа. Т. о., согласно «Церковной истории», если В. и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него. Ист.: Vita Polycarpi episcopi Smyrnae/Ed. L. Duchesne. P., 1881. P. 19-21, 24, 26-27; ActaSS. Febr. T. 1. P. 766-768; SynCP. Col. 445, 485; ЖСв. Февр. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 59; Lambert A. Boucolos//DHGE. T. 9. Col. 1488-1489; Burchi P. Bucolo//BiblSS. Vol. 3. P. 586. Гимнография Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Память В. с богослужебным последованием встречается в нек-рых рукописях Типикона Великой ц. X-XI вв., где приводится и тропарь 4-го гласа Κα τρπων μτοχος (      ) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226). Последование В. 6 февр. регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно слав. студийским Минеям ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51), последование В. включает стихиры, канон и седален; предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдается 4 февр.- Пентковский.

http://pravenc.ru/text/161005.html

[Греч. Ματθαος Α] († авг. 1410), патриарх К-польский (с окт. 1397). М. принял решение быть монахом уже в 12 лет, 3 года спустя он прибыл в К-поль, где стал учеником настоятеля мон-ря Харсианит Марка (PLP, N 17017), затем - буд. патриарха Нила (1380-1388). С янв. 1388 г. настоятель мон-ря Харсианит (RegPatr, N 2832). В 1387 г. М. был избран митрополитом Халкидонским (RegPatr, N 2809), однако императором на это избрание было наложено вето, и возложение рук и чтение молитвы хиротонии не состоялись. С нояб. 1387 по окт. 1397 г. М. был митрополитом Кизическим. При этом по повелению патриарха Нила М. получил дополнительно (κατ λγον πιδσεως) и Халкидонскую кафедру со всеми ее церквами в столице, а также права патриаршего экзарха в Геллеспонте и Вифинии (RegPatr, N 2829; Miklosich, M üller. Vol. 2. P. 108-111). Т. о., когда М. занял К-польскую кафедру в окт. 1397 г. (RegPatr, N 3059), оппозиция в лице Макария , митр. Анкирского, Матфея, митр. Мидийского, и Иоанна Оловола, митр. Готии (PLP, N 21044), обвинила его в том, что он занимает уже 3-й епископский престол, т. е. вопреки церковным установлениям является «трижды епископом» (τρισεπσκοπος) и должен быть низложен. Первые обвинения были выдвинуты уже в кон. 90-х гг. XIV в., но имп. Мануил II Палеолог (1391-1425) не дал конфликту развиться. Во время длительной дипломатической миссии императора его оставшийся в К-поле племянник Иоанн VII Палеолог между янв. и кон. июля 1402 г. низложил М. Поскольку созванный для этого Собор проходил в период осады К-поля турками, в заседаниях не смогло принять участие достаточное число епископов. Поэтому вскоре потребовался более представительный Собор, подтвердивший решение первого (RegPatr, N 3261). По возвращении Мануил принял решение восстановить на Патриаршем престоле М. и попытался заручиться поддержкой епископата, однако Собор (между 9 и 14 июня 1403) подтвердил низложение М. (RegPatr, N 3262; Laurent. 1972. P. 118-119). По настоянию императора М. начал совершать патриаршие богослужения, но столкнулся с противодействием: по рассказам хронистов, мон. Иоаким из Монемвасии отказался принять рукоположение в митрополита Патрского от М. (PLP, N 8370). Мануил сумел добиться признания М. только зимой 1403/04 г., когда состоялось соборное разбирательство под председательством Мануила и М. был признан свободным от всех обвинений (RegPatr, N 3267; Laurent. 1972. P. 120-122). Тем не менее противники М. продолжали выступать против него и в последующие годы. Разрешение спора последовало только в авг. 1409 г., когда соборным решением было признано, что М. не может считаться трижды епископом, противники М. были отлучены от Церкви и отправлены в ссылку (RegPatr, N 3284; Laurent. 1972. P. 126-145). Через год М. скончался во время эпидемии чумы (Die byzantinischen Kleinchroniken. Bd. 1. S. 114).

http://pravenc.ru/text/2562680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 17.03.1625, Вологда), архиеп. Вологодский и Великопермский (1620-1625). Происхождение и ранние этапы жизни К. неизвестны. В 1613-1620 гг. был архимандритом свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского мон-ря . На его имя была выдана царская жалованная грамота от 21 дек. 1616 г. (основанием для ее выдачи послужила челобитная братии мон-ря о том, что в 1609/10-1610/11 гг., во время осады Свияжска «воровскими людьми», царские служилые люди раздавали монастырский хлеб и соль, а монастырские вотчины грабили воры; итогом стало разорение монастырских деревень, обнищание крестьян и обители). Царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю права «держати судно», на к-ром раз в год разрешалось ходить в Астрахань и привозить всякие продукты беспошлинно, чтобы торговать ими в Казани, Н. Новгороде и Свияжске. Беспошлинной становилась для мон-ря покупка хлеба и др. товаров (ААЭ. Т. 3. 86. С. 119-120). 10 июля 1617 г. К. в ответ на челобитную получил царский указ о строительстве острожка в Казанском у. в сельце Мамадыш на р. Вятке для защиты монастырских владений от ногайцев (Там же. 90. С. 124). 6 февр. 1620 г. состоялась хиротония К. во архиепископа Вологодского и Великопермского, к-рую возглавил патриарх Филарет (Романов) . Ранее, 22 июля 1619 г., из Вологды в Новгород был переведен архиеп. Макарий , его предшественник архиеп. Нектарий в это время находился в новгородском Кирилловом мон-ре, будучи отлученным от служения по суду. В мае 1621 г. Новгородский митр. Макарий получил указную грамоту патриарха Филарета о «разрешении» Нектария из Кириллова мон-ря и о переводе его на Троицкое Богоявленское подворье в Московском Кремле (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Отд. 5. Смесь. С. 8-10; см.: Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 295). Т. о., К. оказался во главе Вологодской епархии при живом предшественнике (оправданный Нектарий вторично возглавил епархию после смерти К. в 1625). 16 окт. 1620 г. К. присутствовал на церковном Соборе в Москве против Крутицкого митр. Ионы ( Макарий. 1996. Кн. 6. С. 286; РГБ ОР. Ф. 304.I. 741). В кон. 1620 - нач. 1621 г. на соборных заседаниях обсуждались и решались важные вероисповедные и дисциплинарные вопросы - о перекрещивании униатов, о книжной справе и др. Вероятно, К. также участвовал в этих Соборах, оставаясь в Москве до весны 1621 г. На основе решений этих Соборов 28 авг. 1621 г. К. получил царскую указную грамоту о высылке в Москву келейной «рухляди» бывш. архиеп. Нектария ( Черкасова. 2012. С. 347; ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. 61).

http://pravenc.ru/text/2458695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ Андреевна Корепова (9.08.1877, дер. Маурино Вологодского у. и губ.- 40-е гг. ХХ в.), преподобноисп. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница. Из крестьянской семьи. До 42 лет жила с родителями. В 1919 г. поступила послушницей в Сохотский Преображенский Севастиановский жен. мон-рь в Пошехонском у. Ярославской губ. В 1927 г., после закрытия обители властями, поселилась в г. Пошехонье-Володарск (ныне Пошехонье). Нанималась на поденную работу, позднее устроилась в больницу санитаркой. 10 нояб. 1936 г. арестована по обвинению в участии в «антисоветской церковной группе». Проходила по одному следственному делу с группой духовенства, монашествующих и мирян Ярославской обл. Не признала себя виновной в «контрреволюционной агитации», не дала показаний против др. подследственных. 15 авг. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Ярославской обл. приговорила М. к 5 годам лагерей. В окт. того же года была доставлена в бухту Нагаева на побережье Охотского м. Отбывала срок заключения в Северо-Восточном ИТЛ. 18 мая 1942 г., по отбытии срока заключения, была освобождена, но, видимо, в условиях войны не смогла выехать с севера Дальн. Востока. Скончалась от испытанных в заключении лишений и тяжелых условий последних лет жизни. Согласно архивной справке, в 1949 г. она значилась умершей. Точное время, обстоятельства и место смерти неизвестны. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 1. Д. С-11473. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Кн. 2. С. 119-120. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2562122.html

прот. Иоанн Козлов Ошибки св. отцов и писателей церкви Как смотрела древняя церковь на эти ошибки и можно ли из-за них обвинять всю церковь и отделяться от нее. 1) Иероним ч. 2, стр. 118–119: «У Матфея Господь, предсказывая апостолам бегство их, подтверждает и это свидетельством 3ахарии: писано есть, говорит Он, поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Зах.13:7 ; Мф.26:31 ), и у семидесяти и на еврейском стоит гораздо иначе, потому что говорится не от лица Божия, как привидит евангелист, а от лица пророка, который просит Бога Отца: «порази пастыря и расточатся овцы стада». Я полагаю, что, по рассуждению некоторых, евангелист должен принести очистительную жертву за это место, что осмелился слова пророка отнести к лицу Божию»... стр. 120: «У того же евангелиста читаем, что Ирод смутился по случаю пришествия волхвов, и, призвав первосвященников и книжников, разведывал у них, где Христос рождается. И они отвечали: в Вифлееме иудейстем, тако бо написано есть пророком: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже меньше еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля. Это место в вульгате читается так: и ты, Вифлеем, дом Ефрафов, невелик, чтобы быть в тысячах иудиных... в еврейском: «и ты, Вифлеем Ефрафа, мал ты в тысячах иудовых»... вместо: «ничимже меньше еси во владыках иудовых», у семидесяти читается: «не велик ты, чтобы быть в тысячах иудовых», в еврейском: «мал ты в тысячах иудовых». И смысл другой у евангелиста, тогда как семьдесят и еврейский текст согласны .между собою: ибо евангелист сказал – ты не мал в владыках иудовых, хотя прямо поставлено, что хотя ты мал и невелик, но однако из тебя, малого и невеликого, произойдет вождь во Израиле»... стр. 123: «Из всего этого, что апостолы и евангелисты при переводе древних писаний искали смысла, а не слов, и не много заботились о расположении мыслей, когда дело было ясно для понимания»... стр. 124: «в священном писании нужно созерцать не слова, а мысли... пусть же согласятся, что и я не нарушаю благосостояния церквей, если по скорости диктовки, опустил несколько слов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ Симонов мон-рь. Гравюра Г. А. Афанасьева. Нач. XIX в. Симонов мон-рь. Гравюра Г. А. Афанасьева. Нач. XIX в. Находился в г. Москве (совр. ул. Восточная, 4). Сведения об основании М. С. м. содержатся в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского (XV в.). Мон-рь был основан его племянником - игум. св. Феодором (впосл. архиепископом Ростовским) при поддержке митр. Московского свт. Алексия (Первая Пахомиевская редакция. 1998. С. 367; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 125-126). В т. н. 2-й Пахомиевской редакции Жития специально подчеркивается роль вел. кн. Димитрия Иоанновича в устроении мон-ря (Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 126). Дата устроения М. С. м. в источнике не отмечена; на основании упоминания некоторых фактов историки относят ее к 3-й четв., скорее всего ко 2-й пол. 70-х гг. XIV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 45, 57; Кучкин. 1995. С. 119-121). М. С. м. получил название по местности («зовомое от древних Симоново»). Происхождение топонима неизвестно. Иногда его связывают с именем владельца из семейства Головиных ( Пассек. 1843. С. 37). В. А. Кучкин полагает, что название местности происходит от имени Симеона Гордого и что обитель возникла на великокняжеской территории ( Кучкин. 1995. С. 120-121). Основание Симонова мон-ря игум. Феодором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 387 об.) Основание Симонова мон-ря игум. Феодором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 387 об.) Распространенная в историографии версия о переносе мон-ря ок. 1379 г. из Ст. Симонова с новым посвящением соборного храма ( Пассек. 1843. С. 30-31, 37-38; Ивина. 1979. С. 36) прослеживается в редакциях сер. XV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 168, 207), но не подтверждается 2 первичными редакциями Жития прп. Сергия, сохранившими рассказ о мон-ре (1-й и 2-й Пахомиевскими, по определению Б. М. Клосса). Согласно 1-й Пахомиевской редакции, 1-й монастырский храм был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, согласно 2-й Пахомиевской редакции - Успения Пресв. Богородицы. Но ни в одной редакции не говорится о переносе обители. Более предпочтительной представляется последняя версия, к-рая в отличие от первой частично подтверждена летописными записями. И во 2-й Пахомиевской редакции, и в летописи имеются указания на строительство каменного Успенского храма, а также сведения о пребывании игум. Феодора в К-поле (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 148-150; Т. 18. С. 151; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 124-128), при этом использование агиографом летописного материала неочевидно.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕДИНЕЦКАЯ И БРИЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя свт. Василия Великого в Единце. 1870 г. Фотография. 2007 г. Собор во имя свт. Василия Великого в Единце. 1870 г. Фотография. 2007 г. митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждена решением Свящ. Синода РПЦ 6 окт. 1998 г. на территории сев. районов Молдавии. Кафедральным городом впервые за свою историю стал Единец (Единцы). Единецким и Бричанским епископом был назначен Доримедонт (Чекан) , наместник Новонямецкого в честь Вознесения Господня монастыря (в с. Кицкань). 8 нояб. 1998 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы была совершена его епископская хиротония. Владыка Доримедонт возглавлял епархию до своей кончины - 31 дек. 2006 г., в наст. время епархия является вдовствующей. Кафедральные храмы: во имя свт. Василия Великого (построен в 1870) в Единце и в честь Покрова Пресв. Богородицы (построен в 1995) в г. Бричень (Бричаны). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: 1-й и 2-й Единецкие, Бричанский, Дондюшанский, Окницкий. В XIX-XX вв. (с 1813) территория Е. и Б. е. входила в состав Кишинёвской и Хотинской митрополии. Ко времени учреждения в Е. и Б. е. насчитывалось 115 церквей, 2 жен. монастыря ( Успения Пресвятой Богородицы в с. Каларашовка (Кэлэрэшеука) и Рудянский во имя Святой Троицы ), в епархии числилось 103 священнослужителя. К 1 нояб. 2007 г. в состав Е. и Б. е. входили 119 храмов (10 городских и 109 сельских), 9 часовен и домовая церковь, 4 мон-ря (3 жен., муж.); клир епархии составляли 120 священников и 7 диаконов. Все церкви Е. и Б. е. имеют статус исторических памятников и находятся под охраной гос-ва. В ЕУ действуют отделы: религ. образования, катехизации и миссионерства; контрольно-ревизионный, живописи и реставрации; социального служения и милосердия; по культуре и связям со СМИ. 13 нояб. 2007 г. в Единце был совершен чин закладки кафедрального собора во имя мч. Доримедонта. Собор станет одним из крупнейших в Молдавской Церкви, перед ним будет возведена самая высокая колокольня (73-75 м), рядом с собором запланировано строительство епархиального адм. здания.

http://pravenc.ru/text/189547.html

Д.В. Айналов § XIX. Часовни на северном, восточном и южном берегах Херсонесского городища На общем плане не обозначены. На северном берегу моря, левее и западнее Уваровской базилики, на склоне берега ниже уровня города, на скале открыта в 1891 году часть абсиды, разрушенной морем часовни. На верхнем слое земли лежала большая мраморная малоповрежденная колонна. Сохранившаяся часть стены часовни сложена из бута кубовидной формы 119 (по счету Арх. Ком, часовня 3, рис. 93). Рис. 94 2) В 1890 году в пяти саженях от только что описанной часовни найден угол другой подобной же (рис. 93) 120 . Без 3) В том же 1890 году на северном берегу, между морем и монастырским садом, обнаружена площадь с древним наслоением без признаков каких бы то ни было сооружений, а над нею улица Херсонеса в византийский период его существования и часовня с тремя усыпальницами. Длина часовни (рис. 94) 9 футов, 2 дюйма, ширина 10 ф., 1 д., диаметр абсиды 6 ф. 121 . Пол был сложен из больших рядом лежавших каменных плит. По снятии плит, под ними оказалось множество костей, лежавших в трех хорошо сложенных из таких же плит гробницах. В алтарной части найдена великолепная корзинчатая мраморная капитель (см. отдел мраморов), две других капители, мраморная колонна в 4 арш. длины и куски карниза. Под капителью в алтаре оказалось пустое углубление в виде небольшой ямки. Часовня эта теперь не существует (без в отчетах Арх. Ком.). 4) Общ. план 2. На том же берегу (северном), невдалеке от храмика 3 (по счету Арх. Ком.) впереди монастырского сада, находится развалина часовни с сохранившейся частью свода южной стены и целиком над входом. Свод сложен частью из тонких кирпичей, частью из камней, а стены из кубовидного бута с прокладкой из щебня на глине. Нам неизвестно, производились ли раскопки на месте описываемой развалины, и не представляет ли она одну из часовен, которая развалились вследствие разрушения берега. Мы предлагаем с нее фотографию, на которой виден вход, сложенный арочкой из тесанных по циркулю камней и часть западной стены, поднимающейся выше свода. Последний покрывал нижнее подпольное помещение, как и во многих других случаях, нами описанных, по это обстоятельство здесь наблюдается уже с полной очевидностью (рис. 95). Небольшие размеры часовни и тип ее совершенно повторяют размеры и форму часовен, открытых с боку у южного угла базилики с мозаичным полом (юго-западной § X) и другой, находящейся на востоке от ее абсиды, через переулок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священство Посвящение на какое-нибудь служение церкви имеет удивительную близость к образу посвящения духовных лиц в нашей православной церкви, как по духу молитв, так и по торжественности священнодействия. К сожалению, мы не имели времени и, живя в Казани, даже источника под руками для того, чтобы представить все чинопоследование посвящения в разные степени церковного служения; укажем, по крайней мере, на следующие канонические постановления касательно этого предмета: Рукоположение (χειροθεσα) может быть совершено в какой-нибудь день недели перед началом литургии или после нее, до пения никейского символа или после того; можно совершать его и во всякое время, когда не бывает литургии. Посвящение в сан священника (χειροτονα) может быть совершаемо тогда, когда бывает литургия. Посвящение же в сан епископа бывает в праздники Господни и Богородичные, в воскресные дни и в праздники особенно уважаемых святых. При начале каждого славословия, каждой молитвы и каждого канона, назначенные к посвящению делают земные поклоны. Потом их подводят к епископу, который постригает их и опоясывает их чресла поясом. Назначенного к посвящению ставят около ступени, ведущей в алтарь; а епископ, архидиакон и весь клир входят в алтарь и занимают каждый свое место. Затем, по снятии имеющими посвятиться их верхних одежд, архидиакон возводит их на ступени алтаря, на которые они входят, скрестивши руки на груди. Тут их ожидает один из диаконов с одеждами, в которые имеют облечься вновь посвящаемые лица и т. д. Но при такой близости посвящения в несторианской церкви к образу посвящения в нашей православной, при всем согласии в учении о таинстве священства, в практике это таинство у нынешних несториан довольно помрачено так: 1. У них священники и диаконы могут вступать во второй и третий брак и т. д. до семи. Только совершение этих браков не должно быть публично – в церкви – при народе, но в частном доме. Кроме того, после второго, третьего и т.д. брака, священник должен от епископа снова получить позволение приносить молитвы и совершать литургию 116 . 2. Священники, запрещенные в священнослужении, снова восстановляются к своему служению; для этого епископы читают только одну молитву, которую запечатлевают крестным знамением на голове восстановляемого 117 , и это делается на основании их церковных правил 118 . 3. Мало обращают внимания на лета лица, готовящегося к церковному служению. Так, у них иногда дозволяется посвящать во диакона восьмилетнего, а во священника – семнадцатилетнего юношу 119 ; и такая практика противоречит их каноническим постановлениям, по которым отроки могут быть только чтецами, юноши от 18-ти до 25 лет – диаконами, а пресвитерами могут быть имеющие не менее 25 лет от роду 120 . Читать далее Источник: Нынешние несториане, их учение и богослужение/[прот. Василий Михайловский]. – Харьков : Унив. тип., ценз. 1865. – 108 с. (Автор указан в конце текста). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГИН [Греч. Λογγνος] (кон. XIII - нач. XIV в.), мон., визант. мелург. В певч. рукописях он назван афонским (иногда с уточнением - из мон-ря Ватопед) монахом (редко - вероятно, ошибочно - иеромонахом). Наиболее распространенным его песнопением является херувимская на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» 2-го плагального (6-го) гласа, в большей части кодексов называемая «γιορειτικ» (святогорская). В Анфологии нач. XVII в. Ath. Philoth. 137 (Fol. 131-132) это песнопение разделено на 4 колена (πδες; см. подробнее в ст. Анаподизм ): 1) «Νν α δυνμεις...», 2) «Σν μν...», 3) «Ιδο γρ εσπορεεται...», 4) «Ινα μτοχοι...» Существуют также его версии, украшенные мон. Иоасафом Новым Кукузелем (нач. XVII в.) (Bodl. Clark. 13. Fol. 124v - 126, XVII в.; Andros. Nikolaou. 38. Fol. 166-168, 2-я пол. XVII в.), критскими мелургами Венедиктом Епископопулом (рубеж XVI и XVII вв.) (Sinait. gr. 1442. Fol. 185v - 187, нач. XVII в.; 1440. Fol. 267-268v, ок. 1657-1658 гг.; Padova. Bibl. Univ. 432. Fol. 135-136v, нач. XVII в.; Ath. Iver. 1225. Fol. 213v - 214v, 2-я четв. XVII в.; Athen. Bibl. Nat. 963. Fol. 299-300v, 3-я четв. XVII в.) и его учеником Димитрием Тамиасом (1-я пол. XVII в.) (Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 510v - 512, 1662 г.,- для 2 хоров). Хартофилакс Хурмузий изложил это песнопение в нотации Нового метода (S. Sepulcri. 705. Fol. 211v - 212v, 1829 г.). С именем Л. найдены также стихи «Блажен муж» 4-го плагального (8-го) гласа (Ath. Konstamon. 86. Fol. 39v - 50, 56v - 68, 1-я пол. XV в., в т. ч. двухорные), стихи полиелея и Богородичных антифонов на полиелее (Ath. Cutl. 457. Fol. 119-120, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 2062. Fol. 194v, 2-я пол. XIV - нач. XV в.; 2262. Fol. 194v, XV в.; Ath. Iver. 974. Fol. 117v, 148-150v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 241-254, 1458 г.; Ath. Philoth. 122. Fol. 69-80, 1-я пол. XV в.), стихи непорочнов (Ath. Cutl. 457. Fol. 242v - 250), причастен «Чашу спасения прииму» 1-го плагального (5-го) гласа (Ath. Iver. 985. Fol. 146v, 1425 г.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3 (по указ.); Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 333; Герцман Е. В. Греческие рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2 (по указ.); Χαλδαακης Α. Γ. Ο πολυλεος στν Βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Νησιωτικ Ελλς. Αθναι, 2005. Τ. 1: Υδρα. Σ. 102; Γιαννπουλος Ε. Σ. Η νθηση τς ψαλτικς τχνης στν Κρτη (1566-1669). Αθνα, 2004 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Αγγλα. Αθνα, 2008 (по указ.); Καραγκονης Κ. Χ. Παραλειπμενα περ το χερουβικο μνου. Βλος, 2005. Σ. 116-117. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110708.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010