Псалом 119 Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа. Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст. Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7). Пс.119:1 .  К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана. Пс.119:2 .  Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. «Устами лживыми» и «языком лукавым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В издании публиковались общие религиеведческие и этнографические статьи: «Религиозно-нравственное состояние инородцев Поволжья» Н. В. Никольского (1912. Т. 1. Кн. 1. С. 3-5), «Культ умерших в язычестве и исламе» М. Г. Иванова (1914. Т. 1. Кн. 8. С. 515-536), «Религиозные верования инородцев Присаянья» Н. Ф. Неговского (1915. Т. 1. Кн. 12. С. 923-968) и др. Печатались статьи, посвященные верованиям и обычаям, истории, памятникам искусства отдельных народов Поволжья, Урала, Сибири и Ср. Азии и состоянию образования у них. Эти статьи вместе с краткими заметками, переводами, обзорами выходили под рубриками «Киргизы-мусульмане», «Черемисы крещеные и язычники», «Мордва-христиане», «Башкиры-мусульмане», «Вотяки-христиане», «Буряты-ламаиты» и т. п. Наиболее обстоятельные статьи посвящены бурятам: «Краткие сведения о технике ламайской иконографии у бурят Агинского дацана Забайкальской области» (1912. Т. 1. Кн 1. С. 20-24), «Дацан в селе Агинском Забайкальской области» (1916. Т. 2. 2/3. С. 131-151) и «Бурятский праздник «Обо»» (Там же. 4/5. С. 273-276) В. Иванова; татарам: «Смерть и похороны» (1913. Т. 1. Кн. 2. С. 117-120) и «Праздник Сабан-Туйы» (1916. Т. 2. 4/5. С. 277-291) Ш. Саттарова, «Конфессиональные школы казанских татар» Я. Д. Коблова (1915. Т. 2. 1. С. 3-119), «К вопросу о магометанских и русско-татарских училищах» О. Г. Романова (1916. Т. 2. 2/3. С. 152-176), «Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских конфессиональных школах» (доклады Катанова, Коблова, И. И. Ашмарина и А. И. Емельянова) (Там же. С. 197-249); казахам: «Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской области» М. Н. Греховодова (1913. Т. 1. Кн. 2. С. 83-112); марийцам: «Весенние праздники у черемис» (Там же. Кн. 4. С. 246-260) и «Черемисы-христиане: I. Черемисская масленица. II. Святки черемис. III. Умыкание (кража) невест у черемис» (1915. Т. 1. Кн. 11. С. 813-840) М. Г. Васильева, «Роль песен у черемис в их племенной языческой жизни» (1913. Т. 1. Кн. 4. С. 261-266) и «О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения черемис» (Там же. С. 269-273) свящ. Тихона Ефремова, «Материалы для изучения верований и обрядов черемис» В. М. Васильева (Там же. Кн. 5. С. 323-341; 1915. Кн. 10. С. 704-729; Кн. 12. С. 969-995); чувашам: «Чувашские поминки» (1913. Т. 1. Кн. 4. С. 274-286) и «Языческие представления чуваш о загробной жизни» (Там же. Кн. 5. С. 342-355) М. Г. Васильева; мордве: «Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии» Г. А. Филиппова (Там же. С. 356-365). В «И. о.» вышла заметка Чистопольского еп. Анастасия (Александрова) «Историко-этнографический миссионерский музей при Казанской духовной академии» (Там же. Кн. 2. С. 140-141).

http://pravenc.ru/text/468815.html

Псалом 120 Господь хранить народ Израильский, как добрый пастырь свое стадо. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Находясь вдали от Иерусалима и от храма, даже как бы и от Самого Бога, но чувствуя свою беспомощность, псалмопевец обращает взоры свои в ту сторону, где находился Иерусалим, к тем горам, на которых и среди которых он был расположен ( Пс.124:1–2 ). Обращая сюда взор, псалмопевец обращает сюда и сердце свое, с надеждой получить отсюда себе помощь, ибо здесь храм и в нем Господь принимает молитвы народа своего, а «кто надеется на Господа, тот не подвигнется»... ( Пс.124:1 ). – «Помощь моя, говорить псалмопевец», от Господа, сотворившая небо и землю», следовательно – не только всемогущего Творца, но и премудрого и всеблагого Промыслителя, и не только о человеке, но и о всем мире, – Он все везде видит, сохраняет бытие и силы всех своих созданий и спасает жизнь каждого человека... ( Пс.118:73,90–94,109,176 ). 3–4. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Не даждь во смятение ноги твоея, не допускай, чтобы нога твои поколебалась и поскользнулась, т. е. ни мало и ни в чем не отступай от Закона: ниже воздремлет Хранят тя, – и Господь, сохраняющий тебя на пути твоем, не воздремлет, Он зорко будет смотреть за тобой и ночью, т. е. во время твоих несчастных обстоятельству и всегда знаешь, и всегда можешь подать тебе помощь. – Хранящий Израиля, именно, Господь Иегова не дремлет и не спит: Он не таков, как мнимые и ограниченные боги язычников, которые не слышать молитв, даже продолжительных воплей своих почитателей. Так, некогда, Ваал не слыхал воплей своих жрецов. «Когда эти жрецы взяли тельца, который дан был им, и приготовили и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! то не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который, сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричит громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, – так он проснется! И стали они кричать громким голосом и кололи себя по своему обыкновенно ножами и копьями, так, что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха»... Тогда, в свою очередь, и пророк Илия стал приносить жертву Господу Иегове и воззвал: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ни спал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рву, около жертвенника. Увидел кто весь народ, пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:20–39 , ср. 8:52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Практически 65-70 тысяч детей в год становятся сиротами при живых родителях. Это история более серьезная, чем усыновление», — сказал чиновник. 16 января. ПРАВМИР. По информации заместителя директора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Владимира Кабанова, государственный банк данных России содержит почти 120 тысяч анкет о детях, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в семье, сообщает РИА Новости . «Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 13 января содержит 119,8 тысячи анкет, на нашу страну многовато. В банке анкеты только тех детей, которые нуждаются в семье», — сказал в среду в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Кабанов. Он отметил, что более 83 тысяч детей, которые занесены в банк данных, это ребята от 10 до 12 лет. «Практически 65-70 тысяч детей в год становятся сиротами при живых родителях. Это история более серьезная, чем усыновление», — сказал чиновник. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 ноября, 2022 1 августа, 2022 18 января, 2024 20 ноября, 2023 22 сентября, 2023 8 сентября, 2023 31 марта, 2023 25 марта, 2023 7 марта, 2023 8 ноября, 2022 1 августа, 2022 18 января, 2024 20 ноября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/pochti-120-tysyach-ank...

Скачать epub pdf 106 По параллели со 2й пол. стиха, значит: время разрушать и строить. Бл. Иероним относит к многочисленным постройкам зданий Соломона. 107 Т. е. все общественные и частные события (1–8 стт.) определяются Господом, завися от Его воли, а не от выбора и произвола людей. Успех каждого частного события и «дела» зависит от Господа и времени, которое Им назначено ему. 114 Греч. πως μη ερτ) – слав. яко да не обрящет, [чтобы] не считал себя нашедшим, т. е. не думал бы, что здесь, на земле, совершаются «все» дела Божий и нет им «иного» высшего объяснения и значения. 115 Идеалы вечности, вложенные в сердце человека, невольно должны влечь его сердце за пределы временного и материального мира и там искать всему объяснения. 119 Греч. τον διωκμενοι – слав. гонимаго: «Человеку, гонимому на земле, Господь воздаст до смерти» ( Григорий Великий , Григ. Чуд. (δικομενον), Иероним и Олимп.). В синод. пер. прошедшее, т. е. время и дела людей, в нем совершаемые, не бесследно пропадут (как в 1:9, 11), а явятся на Божий суд (12, 11), на коем получат соответственное воздаяние. Эту мысль с большею подробностью постепенно раскрывает Екклесиаст в след., особенно 11 и 12, глл. 120 Т. е. на земном суде иногда благочестивые бывают судьями и право судят, а иногда нечестивые и судят неправо. Слав. благочестивый соответствует в ват., син., алекс., text. recept. ευσεβς; а в компл., альд. ασεβς – нечестивый (то же в евр. т. и Вульг.). 121 Т. е. на будущем всеобщем Суде Божием будет произнесен последний приговор над всеми событиями и поступками. Тогда сделаются «понятными» и получат «оправдание» для человеческого разума все ныне непонятные, смущающие человека, явления в моральном и физическом мире... 122 Греч. λαλις – слав. о глаголании (в соответствии с евр. т.: см. предисл., с. 600) – опускаем. 124 Продолжительное отсутствие суда и пребывание истлевающего тела человека в могиле, подобно животным, невольно смиряет человека и его гордые замыслы. 125 Греч. ατος – слав. тем опускаем, как опущено в Вульг., синод. пер. и др. [У Ральфса κα γε ατος отнесено, вопреки греч. ркпп., к пред, ст.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

6. 1274 г. Определения владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла IΙ Текст этого драгоценного памятника издается по той же пергаменной софийской Кормчей, по которой он издан был в Русс. Достопамятностях, ч. I, стр. 106–118. Для вариантов и поправок мы пользовались, кроме списков, указанных в примечании над текстом 2, еще следующими: Чудовскою (Ч) пергаменною Кормчею 4, л. 228 об. и Румянцевскими бумажными 233, л. 309 (Рб) и 238, л. 410 (Рв). Замечательно, что во многих списках Кормчей (именно в двух Соловецких 858, л. 271 об. и 1056, л. 369, в Берсеневской Публичной Библиотеки л. 170 и в Чудовской 169, л. 202 об. – все XV в.) определения владимирского собора прямо начинаются со 2-й главы («Понеже уведехом о божественном крещении» и пр.). Не было ли это сокращение делом своего рода цензуры, находившей в установленной собором пошлине «от поповства и дьяконства» противоречие вселенским канонам, которыми запрещалась всякая симония? По крайней мере, в появившемся у нас около половины XIV в., под заглавием «Власфимия», каноническом трактате против «поставления на мзде», о 1-м правиле м-та Кирилла сделан такой строгий отзыв: «в нем же ересь Симона волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (См. Прав. Собеседн. 1867 г. кн. II. стр.242). 631 В подлиннике чтительство, чт издатели Русс. Достопам. прочитали честительство; в Рб: святительство. 658 Это взято почти слово в слово из толкования на 2-е правило хадкидонского собора. В той же синодальной Кормчей это толкование читается так: «аще который епископ поставит кого на мзде, или епископа, или пресвитера или дьякона, или иного кого вочтеного в причт и до церковного ключаря, сам убо поставленный от него чужд да будет своего сана. И еще исходатайствующий от таковых поставленных, аще суть причетници, отпадут своего сана; аше ли мирские человеки или мнихи, да будут прокляты» (л. 119 об. 120). 667 В подлиннике и других списках, кроме Чуд., себе – неправильно. Слова, начиная от «яко невозможно Богу работать и мамоне» до «с Иудою сравняются» взяты из послания патриарха Тарасия к папе Адриану (см. в Чудовской Кормчей, л. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Об Иоанне Ликопольском  115 (35.1) Был некий Иоанн в Ликополе, который в отрочестве обучился плотницкому ремеслу. Брат его был красильщиком. Позднее же, когда ему исполнилось двадцать пять лет, он стал монахом и, проведя в различных монастырях пять лет, удалился один в Ликийскую гору, на ее вершине сделал себе три круглые кельи и, вошед, поселился там. И одна келья была для телесных потребностей, в которой он работал и ел, другая – в которой молился. (35.2) Сей, тридцать лет проведя в затворе и через двери принимая от служителя потребное ему, удостоился дара пророчества. В числе прочего и блаженному царю Феодосию возвестил различные предсказания о Максиме тиране, что, победив его, повернет на галлов, а также возвестил о Евгении тиране. О нем пошла большая слава как о добродетельном. (35.3) Мы, будучи в пустыне Нитрийской, – я и ученики блаженного Евагрия 116 , – искали узнать правду, какова добродетель сего мужа. И говорит блаженный «Я с удовольствием узнал бы от умеющего рассудить ум и слово, каков этот муж. Ибо если я не смогу сам видеть его, но смогу услышать точно о его жизни по рассказам другого, не пойду в гору». Я, услышав и никому ничего не сказав, отдыхал один день. На другой же день, отворив свою келью и предав себя Богу, предпринял путешествие 117  до (35.4) И достиг через восемнадцать дней, то идя пешком, то плывя по реке. А было время прилива, когда многие болеют, и он также. Итак, придя, нашел его затворившим преддверие 118  (впоследствии братья пристроили большое преддверие, в которое помещалось около ста мужей). И запертое на ключ, оно отпиралось по субботам и воскресеньям. Узнав причину, по которой он затворился, я ждал до субботы. И придя на встречу во второй час, нашел его сидящим у окна, через которое, насколько я знал, он приветствовал посетителей. (35.5) И, приветствовав меня, он сказал через переводчика: «Откуда ты и что пришел? Ибо я догадываюсь, что ты из общины Евагрия» 119 . Я сказал, что: «Чужеземец, пустившийся в путь из Галатии». Согласился и что из товарищей Евагрия 120 . В то время как мы разговаривали, пришел правитель области по имени Алипий. Подойдя, он прервал мою беседу. Уступив ему, я отошел немного, стоя поодаль. А поскольку они разговаривали долго, я приуныл, и в унынии начал роптать, что меня презрел, а его почтил. (35.6) И искусившись этим, думал уйти, презрев его. И позвав переводчика по имени Феодор, он говорит ему: «Иди, скажи тому брату: «Не малодушествуй, отпущу правителя и буду говорить с тобой " ». Тогда я решил ждать его, как человека духовного. И когда вышел правитель, он призывает меня и говорит мне: «Почто скорбишь на меня?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[греч. Ιοστος], еп. Александрийский (ок. 120 - ок. 130). Самые ранние сведения об И. находятся у Евсевия , еп. Кесарии Палестинской. В «Церковной истории» Евсевий пишет, что И. стал преемником еп. Прима ( Euseb. Hist. eccl. IV 4-5) приблизительно в то же время, кода на Римской кафедре папа Сикст I сменил Александра I (3-й год правления имп. Адриана (119/120)). И. скончался спустя год и неск. месяцев после Сикста I († 128), т. о., его кончину следует отнести к 129 г. Однако в «Хронике» Евсевия дата кончины И. не совпадает с той, что выводится согласно «Церковной истории». Латинский перевод «Хроники» блж. Иеронима и армянский Самуила Анийского также расходятся между собой в отношении этой даты. В «Церковной истории» Евсевий не указал, как долго И. занимал кафедру, но в лат. версии «Хроники» указывается 10 лет, в армянской - 11. И если лат. перевод датирует его кончину 14-м годом правления имп. Адриана (130/1), то армянский - 16-м годом (132/3). Датировка блж. Иеронима, вероятно, более близка к той, которую приводит Евсевий в «Церковной истории», однако в последующей визант. и коптско-араб. традиции принято считать, что И. был епископом 11 лет. В «Истории патриархов Александрийской Церкви», традиционно приписываемой Севиру ибн аль-Мукаффе (IX-X вв.), говорится об 11 годах епископства И. и о его кончине 12-го паони (6 июня) в 16-й год правления имп. Адриана, в то время как его предшественник, еп. Прим, скончался в 5-й (а не в 3-й, как у Евсевия) год правления этого императора. Т. е. епископство И. приходилось на 121/122-132/133 гг. Более серьезны расхождения с датировками современника Севира мелькитского (правосл.) патриарха Александрийского Евтихия , к-рый говорит о 10 годах епископства И., начавшегося с 11-го года правления имп. Траяна, т. е. с 108/109 по 117/8 г. Коптско-араб. хронист Бутрос ибн-ар-Рахиб (XIII в.) сообщает, что 12 паони, день смерти И., приходилось на субботу. Опираясь на это указание, болландист Д. Папенброх предложил датировать 11 лет епископства И. 123-134 гг.

http://pravenc.ru/text/1237907.html

Глава 7 1–3. Содействие правителя Сирии построению храма. 4–9. Освящение храма. 10–15. Празднование Пасхи. 2Езд.7:1 Тогда Сисинни, правитель Келе-Сирии и Финикии, и Сафравузан и товарищи их, следуя повеленному от царя Дария, 1 . Гл. VII представляет изложение 1Езд VI13–22. 2Езд.7:2 усердно принялись за святое дело, помогая старейшинам и священноначальникам Иудейским. 2Езд.7:3 И успешно шло святое дело, при пророчествах пророков Аггея и Захарии. 2Езд.7:4 И совершили всё по повелению Господа, Бога Израилева, и по воле Кира, Дария и Артаксеркса, царей Персидских. 2Езд.7:5 Окончен святый дом к двадцать третьему дню месяца Адара, на шестом году царя Дария. 5 . В 1Езд VI15 временем окончания храма представляется 3 день месяца адара. 2Езд.7:6 И сделали сыны Израиля, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, которые были приставлены, всё по написанному в книге Моисея. 2Езд.7:7 И принесли в жертву на обновление храма Господня сто волов, двести овнов, четыреста агнцев, 2Езд.7:8 двенадцать козлов за грехи всего Израиля, по числу двенадцати колен Израильских. 8 . Греческий текст в первой половине стиха неясен; в русском тексте перевод свободный. 2Езд.7:9 И стояли священники и левиты по племенам, в облачении, при делах Господа Бога Израилева, согласно с книгою Моисеевою, и привратники при каждых воротах. 9 . Ст. 9 отличается от парал. 1Езд VI16. 2Езд.7:10 И устроили возвратившиеся из плена сыны Израилевы пасху в четырнадцатый день первого месяца, когда очистились священники и левиты вместе, 2Езд.7:11 и все сыны пленения, потому что очистились, ибо левиты все вместе очистились. 11 . Мысль стиха неясна. Возможно, что текст стиха испорчен. Слов потому что очистились ( τι γνσθησαν) нет в рукоп. 58, 71; ибо левиты, все вместе очистились ( τι ο λευται μα πντες γνσθησαν) также отсутствуют в рукоп. 52, 64, 74, 106, 119, 120, 121, 134, 276, 278. Таким образом, от ст. 11 остаются только слова: и все сыны пленения, которые удобно можно бы соединить со ст. 10. В сир. древн.-лат., Вульг. и рукоп. 55, 19, 108 вместо τι γνσθησαν (потому что очистились ) читается οχ γνισθ, «не очистились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиереи (в алфавите имен) Алексий, митр. Московский, свт. – см. ИУ. 697. Макарий (Веретенников) , архим. Вехи жизни Всероссийского митрополита Антония//АиО. 1999. 2(20). С. 185–187. Геннадий Новгородский (Гонзов), свт. – см. ИУ. Евфимий Новгородский, свт. – см. 1281. 698. Воробьев М. Н . Митрополит КИРИЛЛ и Владимирский Собор 1274 года//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 29–32. Стефан Пермский, свт. – см. 1301. Святитель Макарий Московский (XVI в.) 699. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность//БТ. 1996. Сб. 32. С. 120–222. 700. Журинская М. А. Жизнь святителя: Повествование о митрополите Макарии//АиО. 2000. 4(26). С. 339–341. Рец. на кн.: Бобринский Н. Н. Летопись жития Макария, митрополита Всероссийского: Ист. повествование//Роман-газета, XXI век. 2000. 1. С. 8–69. 701. Макарий (Веретенников) , архим. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (f 1563)/Свящ. П. Веретенников//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213–246. 702. Макарий (Веретенников) , архим. Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии//ЦиВр. 1992. 3. С. 72–76. 703. Макарий (Веретенников) , архим. Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария//АиО. 1995. 4(7). С. 109–119. 704. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. 1996. 4(11). С. 158–172. 705. Макарий (Веретенников) , архим. Можайский период Всероссийского митрополита Макария//АиО. 1997. 3(14). С. 173–182. 706. Макарий (Веретенников) , архим. Заметки о митрополите Макарии//АиО. 1999. 1(19). С. 193–201. 707. Макарий (Веретенников) , архим. Духовные грамоты, подписанные свт. Макарием//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 93–100. 708. Макарий (Веретенников) , архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243–246. 709. Макарий (Веретенников) , архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Великом Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 160–171. 710. Макарий (Веретенников) , архим. Важнейшие вехи жизни свт. Макария//АиО. 2000. 4(26). С. 151–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010