12. Несмотря на численное превосходство и весомость причины, в сражении израильтяне оказывались слабее. Опасаясь гнева Божия, в посте и плаче они стали искать примирения с Подателем небесной благости. Испросив мира у Господа, они вновь, еще решительнее, устремились в битву, так как Он, ободрив их дух пророчеством, укрепил в них надежду. Сделав вид, что головные их отряды отступают, ночью они устроили засаду с другой стороны города, где разместились воины. Пока одни отступали, а другие их преследовали, израильтяне смогли войти в пустой город. Они тотчас его подожгли, огонь разгорелся, треск пламени и клубы дыма ясно возвестили, что город взят. Дух горожан был сломлен, а их неприятелей — укрепился. Мужи Вениаминовы, видя, что окружены, прежде чем на них напали с тылу, рассеялись и побежали в пустыню. А Израиль теснил их с удвоенной силой и преследовал блуждающих. 13 . Убиты были двадцать пять тысяч, то есть почти все мужи Вениаминовы, за исключением шестисот, которые, заняв неприступную скалу, отчасти природой места и удобством положения, отчасти своим отчаянным сопротивлением оказались страшны победителям. Ибо удача призывает к осторожности, а в беде жажда мщения заменяет победу. Также и женщин не обошла печальная участь, но всё колено Вениаминово, вместе с женским полом и детьми всякого возраста, было погублено мечом и οгнем: и была дана священная клятва, чтобы никто не отдавал своей дочери в жены мужу из того колена, чтобы всякая надежда на возрождение у них была οтнята. 14 . С окончанием войны гнев и ярость претворились в покаяние, и, сложив оружие, сойдясь вместе, мужи израильские плакали великим плачем и учредили пост, скорбя, что истреблено одно из братских колен и погибло сильное воинство их народа. Хоть и по праву сражались они против зачинщиков преступлении, мстя за содеянное, но народ разделился в гражданской войне и растерзал свои же несчастные недра. Пролитые слезы пробудили страдание духа и возрастили любовь, на смену ярости пришла рассудительность, и были отправлены послы к тем шестистам мужам Вениаминовым, которые четыре месяца скрывались на скалах в скудости пустыни — всё это удерживало осаждающих, — и выразили сожаление об этом общем горе, потому что одни потеряли соплеменников, другие — родичей и союзников. Однако преемство колена Вениаминова не погибло окончательно: они решили между собой, что и клятва останется в силе, и одно колено, часть общего тела, не будет истреблено.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Посему берегитесь от всякого греха и не будьте рабами плоти: отвергните от себя пьянство и объядение, оставьте тяжбы, и свары, вражду, хулу друг на друга, скверное лихоимство и поругательство, гордость и многоречие, мерзость и ярость, ложную клятву, скупость, немилосердие, зависть и ненависть, лесть и лукавство. Соблюдая самих себя от этих сатанинских дел, соблюдайте от них людей, подчиненных вам – как бы их непорочными поставить на суде Господнем, дабы каждый из вас мог сказать: вот я и дети, которых дал мне Бог . Умножите талант, данный вам от Господа – освящение. Вот я, грешный епископ ваш, сказал вам все: не скрыл ничего от вас: Бог вас истяжет, если с леностию начнете делать дело Божие. Подложных книг не почитайте, еретиков уклоняйтесь, чародеев избегайте, говорящим против Божественных писаний заграждайте уста. А если кто из вас в чем недоумеет, спросите меня: я не поленюсь отвечать вам. А если кто противится вашему правоверию – поведайте мне: я обличу его и отлучу от церкви. Умудряйтесь, чтобы духовных детей своих держать не слабо – чтобы не сделались ленивыми, – ни жестоко, чтобы не впали в отчаяние: ни ради дара прощая, ни взятки ради сурово нападая. Различайте, кого отлучить от Тела и Крови Господни, кого и от литургии оглашенных и на какое время. Если сам недоумеваешь, спроси более опытного, не стыдяся: ибо просящего указания пути божественного другой наставит, а непросящий ходит сам в слепоте и идущий к нему слепой – кающийся. Служение страшное с трепетом совершайте: никогда не входите в алтарь, имея к кому либо вражду; никогда не осмеливайся приносить пречистой жертвы, пребыв до обедни в суетном многоглаголании, но внуши в мысль свою молитву, возносись умом к Господу, не озирайся назад, имея горе весь ум свой: ибо ты с ангелами служишь и не мысли о земном в этот час; Царя небесного принимаешь сердцем своим и весь Им освящайся. Вам говорю, Христовы чада! Если кому из вас спакостит враг любодейством, или кто из вас утопит душу свою во многих грехах, в пьянстве и в клятвах, да престанет служить: ибо священническое недостоинство сводит гнев на людей. А многие невежды и священнику падшему повелевают служить, лишь дав епитимию и таким образом себе уготовляют муку, а других посылая на дно ада. Есть разность в падениях: нужно епископу докладывать о важнейших, дабы рассудил по правилам апостольским и отеческим: ибо нельзя разрешать того, что связали они, ни связывать того, чего они не повелели связывать, но следуя святым соборам – вязать и разрешать. Смотрите и за детьми вашими, от вас родившимися, дабы до жены не осквернились блудом (юноша), а девица – до мужа. Священник Илий, сам был безгрешен пред Богом, однако за грехи детей послан был на мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

VI.4:3). В этом приходилось римлянам убеждаться горьким и тяжелым опытом, ибо осада Иерусалима была для них одной из самых тяжелых военных операций; «храбрость иудеев одерживала верх над (военной) опытностью римлян» (Войн. VI.1:7). Где же был источник этой храбрости? – «смелость иудеев разжигалась страхом за сам их себя и за храм» (Войн. VI.2:6); «всех иудеев побуждало к храбрости сознание опасности окончательного поражения (Войн. VI.1:7) с разрушением храма 198 . «Вступление римлян во святое место (иудеи) считали окончательным поражением, что и римляне считали началом победы» (Войн. VI.1:7). Спаситель сказал апостолам: «когда увидите мерзость запустения,... стоящую на святом месте,.., тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет» ( Мф.24:15 , Мф.24:21 ); и вот теперь приблизилось исполнение этого пророчества. Наступали последние часы существования храма: осаждающими римлянами были зажжены переходы храма. «Иудеи, увидев кругом огонь, ослабели телом и духом, и от ужаса никто не устремился защищаться или тушить; но, как остолбеневшие, они стояли и смотрели. Но сколько ни сожалели о погибающем, однако же не пытались (сохранить) остальное; еще больше увеличивали ярость свою на римлян, как будто горел уже храм» (Войн, VI.4:2); но это горел еще не храм. Наконец, зажжен был и самый храм. «Когда вспыхнуло пламя, иудеи подняли вопль, достойный этого бедствия, и ринулись на защиту, не щадя уже жизни, не умеряя сил, ибо погибало то, о сохранении чего они прежде заботились» (Войн, VI.4:3). «Ничего нельзя было представить больше или ужаснее этого крика. Ибо был и победный клик дружно подвигавшихся римских легионов, и крик окруженных огнем и мечем мятежников и смятение покинутой наверху толпы, которая, вопия в страхе, (бежала) к врагам на мучения. Находящимся на холме отвечал воплем народ, который был в городе. Многие, изнуренные голодом и лежавшие молча, когда увидели пожар храма, опять собрали силы для вопля и рыданий; отдавалось эхо от Пиреи и окружающих гор, делая гул еще более страшным» (Boйh.VI.5:1), Этот вопль был воплем отчаяния погибавшего Иудейского государства и национальности, разлучающихся с своей душей; этот вопль был последним погребальным гимном в честь разрушающейся великой национальной еврейской святыни; храм погиб так же огнем, как погибнет и нынешний мир ( 2Пет.3:7 ), предвестником разрушения которого иудеи считали разрушение их храма; храм, столько времени сиявший своей славой, в последний раз осиял страшным светом охватившего его пламени, и, посылая к небу огненные языки, озарил ими картину крушения иудейства; развалины храма похоронили под собой всю религиозно-национальную жизнь иудейского народа, все его идеалы, чаяния, надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Миг один – и сотни железных рук протянулись за нею, а немцы заревели от восторга. Им казалось, что это уже конец, что страх овладеет теперь поляками и в рядах их начнется смятение, что приходит для врага час поражения, истребления и резни, а им остается только преследовать и уничтожать бегущих. Но они жестоко обманулись в своих ожиданиях. Правда, при виде падающей хоругви у польских воителей вырвался из груди крик отчаяния; но не страх, а ярость звучала в этом отчаянном крике. Словно жаром обдало панцири. Самые грозные рыцари обеих ратей, как разъяренные львы, ринулись к поверженному хорунжему, и буря поднялась вокруг польской хоругви. Люди и кони свились в один чудовищный клубок, в котором мелькали руки, скрежетали мечи, свистели секиры, сталь лязгала о железо, а гром, стоны и дикие крики сраженных слились в один ужасный хор, словно все грешники возопили вдруг из недр преисподней. Столбом взвилась пыль, и из клубов ее, ничего не видя от страха, вырвались одни кони без всадников, с налитыми кровью глазами и дико развевающимися гривами. Недолгим был этот бой. Ни один немец не вышел живым из жаркой схватки, и над польским войском снова взвилась отбитая хоругвь. Ветер повеял на нее, развернул полотнище, и хоругвь раскрылась, как огромный цветок, как символ надежды, как символ гнева Божия, настигающего крестоносцев, и победы поляков. Кликами торжества приветствовало свое знамя все войско и с таким ожесточением ударило на немцев, словно каждая хоругвь стала вдвое больше и сильней. Без пощады, без отдыха, ни на миг не переводя дыхания, били крестоносцев поляки; они теснили врагов со всех сторон, преследовали их, безжалостно разили ударами мечей, секир, топоров, дубин, и крестоносцы снова дрогнули и стали отступать. То там, то тут раздавалась мольба о пощаде. То там, то тут из свалки вырывался иноземный рыцарь с потрясенным, побелевшим от страха лицом и бежал куда глаза глядят на обезумевшем своем коне. Большая часть белых плащей, которые рыцари-монахи носили поверх доспехов, валялась уже на земле.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Когда Богу угодно,- говорит св. Исаак Сирин,- повергнув человека в большие скорби, попускает ему впасть в руки малодушия. Оно раждает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное. Если спросишь: какая сему причина? то скажу: твое нерадение, потому что ты не позаботился поискать уврачевания их. Ибо врачевание для всего этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей. И что же это за врачебство? Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сих пороков, а напротив того находит, что сии превозмогают над ним (Исаак Сир. Сл. 79). Уныние у св. отцов иногда называется праздностью, леностью и разленением. 30. Об отчаянии Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца - диавол старается аривести человека в отчаяние. Отчаяние, по учению св. Иоанна Лествичника, раждается или от сознания множества грехов, отчаяния совести и несносной печали, когда душа, множеством язв покрытая, от невыносимой их боли погружается во глубину отчаяния, или от гордости и надмения, когда кто почитает себя не заслуживающим того греха, в который впал. Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам св. Иоанна Лествичника, и не совместно разуму. Первое врачуется воздержанием и благою надеждою, а второе - смирением и неосуждением ближнего (Лест. степ. 26). Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, каких бы то ни было. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр - твердый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

http://zavet.ru/novo/duh/006.htm

И враг, видя, что он поэтому творит молитву, удаляется, потому что не хочет давать повода к молитве» (Варе. Отв. 562–565). «Когда Богу угодно, – говорит св. Исаак Сирин , – повергнув человека в большие скорби, попускает ему впасть в руки малодушия. Оно рождает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту, и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное. Если спросишь: какая сему причина? то скажу: твое нерадение, потому что ты не позаботился поискать уврачевания их. Ибо врачевание для всего этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей. И что же это за врачевство? Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сих пороков, а напротив того находит, что сии превозмогают над ним» ( Исаак Сирин . Слово 79). Уныние у св. отцов иногда называется праздностью, леностью и разленением. Об отчаянии Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца – диавол – старается привести человека в отчаяние. Отчаяние, по учению св. Иоанна Лествичника , рождается или от сознания множества грехов, отчаяния совести и несносной печали, когда душа, множеством язв покрытая, от невыносимой их боли погружается во глубину отчаяния, или от гордости и надмения, когда кто почитает себя не заслуживающим того греха, в который впал. Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам св. Иоанна Лествичника , и не совместно разуму. Первое врачуется воздержанием и благою надеждою, а второе – смирением и неосуждением ближнего (Лествица. Степ. 26). Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, каких бы то ни было. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр – твердый камень, когда впал в великий грех , как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

сребролюбие... злорадство и злоба. Страсти тела суть чревоугодие, обжорство, пьянство... роскошь, прелюбодеяние, бесстыдство, нечистота, наслаждение, любовь к разного рода удовольствиям, развращение детей... злые вожделения и все постыдные противоестественные страсти; воровство, святотатство, разбой, убийство и всякая вольность и наслаждение желаниями плоти ради постоянного удовлетворения тела; гадания, колдовство, суеверия, предсказания, любовь к украшениям, легкомыслие, небрежность... предосудительная праздность, развлечения, азартные игры, греховный страстный навык к мирским удовольствиям, жизнь, любящая тело» 825 . Преподобный Максим Исповедник , принимая классификацию, основанную на трех главных свойствах души, параллельно выстраивает классификацию страстей по трем другим основаниям: страсти, проистекающие из поиска удовольствия; страсти, возникшие из-за уклонения от страдания; и, наконец, страсти, произошедшие от слияния первых двух склонностей. «Пытаясь достичь удовольствия и избежать страдания, человек изобретает разнообразные и многочисленные формы тлетворных страстей. Так, например, если через удовольствие взращивается себялюбие (φιλαυτα), то человек порождает в себе чревоугодие, гордость, тщеславие, самомнение, жадность, скупость, тиранию, высокомерие, хвастовство, жестокость, ярость, чувство превосходства, упрямство, презрение к людям, оскорбительное поведение, богохульство, нравственную распущенность, расточительность, распутство, легкомыслие, бахвальство, изнеженность, нападки, насилие, многословие, празднословие, сквернословие и другие подобные пороки. Но если себялюбие (φιλαυτα) ранится страданием, это порождает ярость, зависть, ненависть, враждебность, злопамятность, обиду, насилие, злословие, клевету, печаль, уныние, отчаяние, подавленность, ложное обвинение Божественного Промысла, беспечность, небрежность, упадок духа, уныние, малодушие, плач, печаль, горечь, ревность и прочие пороки, вызванные лишением удовольствия. Соединение страдания и удовольствия, порождающее недоброжелательство и злобу, вызывает в нас лицемерие, иронию, хитрость, скрытность, лесть, человекоугодие и другие подобные пороки, берущие начало от этого соединения» 826 . Далее он продолжает: «Невозможно перечислить все эти пороки и изучить формы, через которые они проявляются» 827 . Следовательно, этот список, хотя и обширен, все же не полон, как и перечень преподобного Иоанна Дамаскина , приведенный выше. Он представляет собой просто краткое изложение бесчисленного множества страстей, влияющих на падшего человека. Среди этого множества духовных болезней есть тем не менее, несколько более фундаментальных, главных и родовых (γενικτατοι) 828 . Последний термин обозначает, что они содержат в себе и порождают все остальные болезни 829 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Святителя Нила поучение о восьми порочных помыслах. Знай, что главных помыслов порочных восемь, от которых происходит всякое зло: чревобесие, блуд, сребролюбие, ярость, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они борют всякого человека. Если хочешь победить чревобесие, то возлюби воздержание, имей страх Божий, и победишь. Если хочешь победить блуд, возлюби алкание, жажду, бдение, вспоминай смерть, никогда не беседуй с женщиной, и победишь. Если хочешь победить сребролюбие, возлюби нестяжательность и худость, то есть уничиженный образ жизни. Если хочешь победить ярость, приобрести кротость, долготерпение, вспоминай, сколько зла сделали иудеи Господу Иисусу Христу и Человеколюбивый не прогневался на них, а еще молился за них, говоря: «Отче! прости им грех сей, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Если хочешь победить безвременную печаль, никогда не печалься ни за какую временную вещь. Если будешь бит и обесчещен или выгнан, не оскорбляйся, но больше радуйся. Тогда только поскорби, когда согрешишь, но и тогда в меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть. Если хочешь победить уныние, занимайся каким-нибудь делом, читай Священное Писание и часто молись. Если хочешь победить тщеславие, не люби похвалы, ни почести, ни нарядной одежды, ни предпочтения перед другими, ни председания, а лучше желай, чтобы тебя укоряли, осуждали, бесчестили по лжи, и считай себя грешнее всякого грешника. Если хочешь победить гордость, то что ни делал бы ты, не говори, что это твоим трудом или мужеством совершено. Но если постишься, бдишь, молишься или на земле лежишь, поёшь, служишь, делаешь много поклонов, не говори, что это от моего усердия, но от Божией помощи и заступления бывает. Святой Максим Исповедник говорит: «Есть средства, которые останавливают страсти, пришедшие в волнение, и не дают им возрастать; и есть другие, которые умаляют их и ведут к истощению. Например, пост, труд и бдение не дают возрастать похоти, а уединение, созерцание, молитва и любление Бога умаляют ее и искореняют».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Кроме сего, поелику семь главных добродетелей, в которых содержатся другие, т. е. смирение, уничижение, нелюбостяжательность, пост, чистота, терпение, великодушие, и семь противоположных им пороков, т. е. гордость, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, уныние и гнев: то священнейший Символ отвращает от пороков и обращает к добродетелям. К смирению возбуждает сошествием с небес Бога-Слова; к уничижению – вочеловечением; к нелюбостяжательности, посту и чистоте – тем, каков Он был Сам; к терпению и великодушию – тем, что Он имел все, и наконец понес крест и смерть. Спаситель упраздняет также и всякий порок: смирением – гордость, от которой – неверие и богохульство; уничижением – тщеславие, от которого рождается ярость, зависть и убийство; нестяжательностию – сребролюбие, от которого – татьба, коварство, ложь, предательство Бога и братий; постом – чревоугодие, от которого – пьянство, роскошь, бесчиние и всякая злая страсть; девством – блуд, от которого – всякая нечистота и удаление от Св. Бога; терпением – уныние и малодушие, от которого безнадежность, неблагодарность, помрачение ума и отчаяние; наконец, великодушием Он сокрушает гнев и диавольскую ярость против братий, от которой происходят: закоренелая злоба, вражда, ненависть, убийство и нарушение трех высших и главнейших добродетелей: т. е. надежды, веры и любви, которые, будучи троичны, в честь Троицы, и имеющего их всеконечно соединяют с Самим, сущим в Троице, Богом, и обожают по благодати. Посему, и мы, братия, очистим ум правою верою, а самих себя, очищая добродетелями, и особенно коренными – мужеством, воздержанием, справедливостью и благоразумием, в которых содержатся и все прочие добродетели, будем, сколько можно, стремиться к бесстрастию, и всецело жить по Христе, нося в самих себе истинную веру Христа и отпечатлевая жизнь Его; возлюбим Христа и исполним заповеди Его; соделаемся храмами Христа, благоуханием и священием Его, дабы, по неложному Его обетованию, получить и бессмертную жизнь Самого Христа, и славу, и царство на веки, по благодати Его, а не за одни наши дела правды. Глава четвертая. О вере оправдывающей

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

– Ред.) страсти наши, то есть, победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и проч., тогда и сего дара удостоимся – мира душевного. Испрашиваю на Вас и на детей Ваших мир и благословение Божие и с почтением моим остаюсь недостойный богомолец, многогрешный и. М. Достопочтеннейший о Господе Ν. Ν.! Простите, что оставляю титул Вашего светского достоинства, а пишу к возлюбленному о Христе брату. Вы говорите о грехах наших перед Господом: видя свои грехи, не исправляемся, каемся и ложь перед Богом обретаемся, а горее 43 скота, возвращающегося на свою блевотину. Вы не только так думаете, но чувствуете и сознаете и в недоумении говорите: «Что ж делать?» – и тут же молитвенно взываете ко Господу, да свершится сила Его в Вашей немощи и проч. Поэтому имеете надежду на безмерное Его милосердие и человеколюбие к нам, грешным, и далеко отстоите от рва отчаяния, или, как пишет святой Иоанн Лествичник , «опираясь на жезл надежды, отгоняете пса отчаяния». Святой Исаак Сирин очень утешительно возбуждает к покаянию и удерживает от отчаяния, а при сознании нашей греховности советует прибегать к истребляющему все грехи наши смирению. Всякое наше поползновение должно приводить нас к смирению, а оно привлекает к нам милость Божию и укрепляет делаемые нами добродетели, которых даже надобно и не видеть в себе, хотя бы и были оные. Святые отцы, при всей их святости, имели себя хуже всех и считали себя под всей тварью. Вот какое высокое достоинство смирения Святой Исаак Сирин назвал его одеянием Божества. Все, что написал Вам, не от дел моих, но от отеческих писаний, что нашел, по разумению моему, нужным для Вас, а паче напомнил и себе, и прошу Вас совокупными молитвами друг друга поддерживать. Занятия Ваши, о коих пишете, для Вас полезны во многих отношениях: без занятия человек бывает подвержен многим искушениям; по слову святых отцов, «делаяй монах от единаго беса ратуем есть, а не делаяй от тьмы бесов»; а между тем и вещественную пользу приносят на необходимости жизненные 44 . Итак, да поможет Вам Господь и в делах рук Ваших, и в душевном устроении соблюдать себя сообразно воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010