е. на Сионе. Следовательно, все равны, и (7) «поющие и играющие» в едином порыве, ликуя, будут, говоря словами пророка Исайи (12:3), черпать радость из «источников спасения» (ср.: Иоил. 3:18 ). Примечание. 4 Раав – иносказательное название Египта ( Ис. 30:7 ). Египет и Вавилон – два мировых гегемона; Филистия и Тир – крупные военные и торговые державы; Ефиопия – страна, расположенная на окраине описываемого древнего мира. Псалом 87. Безмерные скорби: терпеливая вера, верное терпение Все три раздела этого псалма имеют сходство между собой: каждый открывается свидетельством о непрестанной молитве (2–3, 10, 14), каждый содержит горькие, безотрадные сетования (7, 13, 19) и в каждом говорится о смерти (6, 11, 16). По сути, этот псалом можно назвать «псалмом отчаяния». Некто, знающий Господа (поскольку обращается к Нему: «Боже спасения моего», ст. 2), не имеет надежды перед лицом надвигающейся смерти (10–13). Некто, непрестанно молящийся, не находит ответа и облегчения в своих страданиях. Гнев Божий (8), отчуждение друзей (9) и неимоверные страдания (10) наполняют его жизнь; он устремляет свой взор вверх и находит только ярость Божью, внутрь себя – и видит только страх и ужас (17); он бросает взгляд вокруг – и здесь только угрозы врагов и отсутствие друзей (18–19). Он смотрит в будущее и там видит безотрадный мрак (13). Большинству пасторов приходится совершать служение в такой ситуации, держа руку дорогого собрата, который испытывает тяжелые страдания и встречает вечность, лишенный чувства уверенности. И большинству верующих предстоит пройти, в той или иной мере, по долине мрачной тени, где отсутствует солнечный свет и где Иисус и Его любовь, Благая весть и ее обетования, небеса и их слава – все относится к кому–то другому. Псалом говорит нам, что такая участь может ожидать каждого. Он напоминает, что мы еще не достигли неба, и наш удел – стенания ( Рим. 8:18–23 ). Он дает нам яркий пример веры, в которой молитва занимает свое прочное, неколебимое место. Речь идет о том, кто «ходит во мраке, без света», но «уповает на имя Господа и… утверждается в Боге своем» ( Ис. 50:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Но вот, собравшимся в Москву, на коронование самозванца, иерархам русским стало ведомо, что и на трон православных, боголюбивых цариц русских самозванец желает возвести католичку, польку Марину, и для неё в Кремле московском, этом алтаре России, желает поставить костел. И вот когда решительно все, страха ради, уклончиво молчали, а сам лже-патриарх русский, ставленник и приверженец Лжедимитрия, Игнатий, по иезуитски уклончиво сказал царю: „на твоей воле буди, государь“, – тогда-то смело и решительно, подвергая явной опасности судьбу свою, восстал казанский святитель Гермоген. Поразивший всех смелым и сильным словом, именно как власть имеющий, он заявил: „не достоит царю православному принимать жену не крещенную и римские костелы строить! Не буди, царю, так»! Голос Гермогена ободрил и образумил многих русских людей; его поддержали, и предполагавшееся беззаконие было предотвращено. Самозванец вынужден был согласиться на присоединение Марины к православно и пока отказался от мысли строить костелы в Москве. Зато святая ревность Гермогена не обошлась для него даром; по сообщению летописца, „расстрига возъярился великою яростью и гневом» на него: Гермоген был не только выслан немедленно из Москвы в Казань свою, но устранен был от управления своею епархиею и даже заточен в монастырь. И только смерть самозванца прекратила страдания Гермогена и открыла ему путь к патриаршему престолу. И года не процарствовал самозванец. Уже старый и хилый, но очень хитрый и честолюбивый боярин Василий Иванович Шуйский воспользовался общим недовольством народа и 17 мая 1606 г., в три часа утра, с крестом в одной руке и мечом в другой, въехал он в спавший Кремль во главе сильной, заранее тайно подготовленной и вооруженной им толпы восставших московичей. С 3 и до 11 часа шла дикая, бесчеловечная расправа. Ужас этого побоища, говорит очевидец, нельзя изобразить словами: без умолку гремел набат, выстрелы ружей, топот коней, отчаяние и вопли избиваемых и крики озверевшей черни. Все слилось в один гул, в один ад, когда ярость и злоба заглушали всякое человеческое чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Исполнение этого пророчества и св. Ап. Павел относит преимущественно к временам новозаветным ( Рим.9:27; 2:8 ). Четвертый член, в котором пророчество о поражении Ассириян приспособляется к утешению Церкви и содержится предложение (ст. 24-) и основание предложения (ст. 23–27) Ст. 24. Посему так, говорит Господ, Господ Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Ст. 25. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. Ст. 26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет ею, как на Египет. Ст. 27. И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. Пророк, немного уклонившись, опять возвращается к главной цели своей речи, которая состоит в том, чтобы остаток благочестивых в Иерусалиме утешить и укрепить дух их, чтобы они при всеобщем страхе угрожающих бедствий от нашествия Ассириян не дошли до отчаяния. Пророк утешает их предсказанием, что Сеннахирим, который хотел Израиля опять подвергнуть Египетской работе, не успеет в своих предприятиях. Пророк как бы так говорит от лица Бога: народ Мой! не бойся Ассура, когда он, напав на Иерусалим, будет покушаться поступать с тобою, как с рабом, грозить бедствиями, и ярем рабства и тяжелой подати станет возлагать на тебя, подобно тому, как древние Египтяне потомков Иакова подвергли тяжелому рабству. (См. под. АмОс.4:10). Некоторые так объясняют: когда станет возлагать на тебя ярем рабства на пути Египта, т. е. на возвратном пути из Египта, что было на 14 году царствования Езекии. Иные слова: на пути Египта переводят так, как на Египет Ассур возложил ярем. Первое объяснение вернее, как можно видеть н из того, что это выражение в таком же смысле употреблено в ст. 26. Далее показывается основание утешения (ст. 25): Еще немного, очень немного времени, и пройдет ярость Моя на Иудеев, и гнев Мой обратится на погубление Ассириян. А иные переводят так: еще немного, немного, и кончится ярость и гнев Мой с погублением Ассириян. Первое объяснение вернее, согласно с переводом LXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Есть история про некоего человека, который вообразил, что полностью очистился от греха, и ветхий Адам в нем совершенно умер. Кто-то из его знакомых внезапно вылил ему на голову ведро воды. Тот пришел в ярость от такой хамской выходки. “Ну вот видишь – сказал ему этот знакомый – ветхий Адам в тебе не умер. Он только немного задремал, и проснулся от ведра воды”. Хамские, возмутительные, кощунственные выходки Фемен, как внезапный резкий толчок, поднимают со дна душ, то, что там было накоплено. Или скорбь и печаль о таком горьком помрачении молодых женщин, которые могли бы вступить в брак, жить в любви, растить детей, но свернули на путь злобы и отчаяния, или, напротив, ярость и ненависть. И трагическая смерть Оксаны – это тоже такой резкий толчок, который выплескивает содержание человеческих сердец. И часто там оказывается вовсе не Евангелие. Там оказывается такое представление о Боге, которое является проекцией худших человеческих качеств. И нам очень важно напомнить себе и другим, что Евангелие – это не весть о том, что Бог хочет отправить грешников в ад. Это весть о том, что Бог непрестанно ищет спасти грешников от ада, куда они, в своем безумии и ослеплении, устремляются сами. Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1Тим.2:4) “Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?” (Иез.18:23) Как говорит Господь Иисус, “Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих” (Матф.18:12-14). Смерть человека от собственной руки, в неверии, нераскаянии и отчаянии – это нечто абсолютно противное воле Бога. Выражать тут радость или хотя бы удовлетворение – значит сорадоваться бесам. Небеса радуются о спасении грешников; об их гибели радуются в аду. Люди, которые восклицают, “поделом” или “так ей и надо” и тому подобное, сопричисляют себя к аду, а не к раю. Если люди не поняли даже этого – значит, увы, Евангелие их еще не достигло.

http://radonezh.ru/2018/07/25/bog-hochet...

18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. (И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся). Нечестие так вкоренилось, а страсти самолюбия и гордости, разрушающие закон, так сильно развились в сердцах Израильтян и с такой пламенной ревностью они один перед другим совершают преступление, что Господь вынужден обнаружить высшую и сугубую силу Своего гнева: Он само беззаконие Израильтян сделает для них же истребительным пламенем. И как пламя, переходя от терновника ко всякому колючему кустарнику, разливается во всей чаще леса; так гнев Божий, переходя от одного зловредного человека к целым семействам преступников, распространится во всем народе. Плач, вопли, крики, дымящаяся кровь, смрад брошенных трупов, все это будет напоминать треск деревьев, гул вихря и смрад дымящихся лесов, истребляемых пламенем пожаров. Поэтому грубо заблуждаются гордые Израильтяне, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь истребит как терновый куст, так и кедровый лес. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. (За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует). Как вредные бесплодные кустарники и негодные травы выжигаются на ниве без остатка, так гнев Господень истребит нечестивых обитателей земли Израильской без пощады. Это всепожирающее пламя – междоусобная борьба в народе Еврейском. Междоусобие – одно из жесточайших общественных бедствий: знакомые со своей страной, обычаями, силами и средствами враги-одноплеменники с большими удобствами поражают один другого, и, при обоюдном сознании равенства сил или слабости, переходят в отчаянный бой, оканчивающейся общею гибелью. Так во время пожара в лесу, деревья, воспламеняясь одно от другого, увеличивают пламя и тем скорее обращаются в пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И блаженный апостол, также различая эти три рода, говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, ...похоть» и проч. ( Кол 3:5 ). И еще о двух родах к ефесянам говорит: «блуд и всякая нечистота ...не должны даже именоваться у вас. Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф 5:3, 5 ). Одно исключение из Царства Христова должно устрашать нас, чтобы мы с одинаковой заботою остерегались этих трех родов. Сребролюбия три рода: первый не позволяет отрекающимся от мира оставить богатство и имущество свое; второй убеждает нас с большею жадностью возвратить то, что нами было расточено или роздано бедным; третий побуждает желать и приобретать то, чего даже и прежде мы не имели. Три рода и гнева: первый пылает внутри, что по-гречески называется υυμς (ярость), второй прорывается в слово и дело и называется οργ (гнев), о котором апостол говорит: «теперь вы отложите все: гнев, ярость» ( Кол 3, 8 ); третий вспыхивает не на короткое время, но сохраняется через несколько дней, долгое время, что называется злопамятность. Всего этого с одинаковым опасением мы должны отвращаться. Печали два рода: первый происходит после прекращения гнева, или от нанесенного вреда, или когда желание встретило препятствие, не исполнилось; второй происходит от неразумной скорби сердца или отчаяния. Уныния два рода: один повергает в сон во время жары (в полдень); а другой склоняет оставить келью и бежать. Тщеславие хотя многолико, разделяется на разные виды, однако два рода его: первый заставляет превозноситься плотскими, видимыми вещами, а второй из-за духовных, невидимых предметов воспламеняет нас желанием суетной похвалы. Глава 12. В чем полезно тщеславие Тщеславие, впрочем, в одном отношении бывает и полезно для новоначальных, для тех только, которые еще подвергаются искушениям от плотских пороков, например, если в то время, когда разжигаются духом блуда, они в уме представляют достоинство священнической должности или мнение всех, которые считают их святыми, безукоризненными, и, таким образом, нечистые возбуждения похоти считая гнусными и недостойными (людского) мнения о них или сана своего, по крайней мере, этим размышлением подавляют их, меньшим злом отсекая большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«Сирым не судящии», т.е. не покровительствующие, так чтобы они получили справедливое. «И суду вдовиц не внимающии». Надо заметить, что не только делать зло, но и не делать добра, – считается пороком. Так и в Новом Завете, не питавшие алчущего, не за то, что они похищали чужое, но за то, что не раздавали своего нуждающимся, отсылаются в огонь геенский подобным образом и эти здесь осуждаются не за то, что предаются корыстолюбию и злоупотребляют властью, но и за то, что не подают помощи нуждающимся. «Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф», властитель Израиля, т.е. народа 19 ( Ис.1:24 ). Не напрасно пророк прибавил: «властитель», но, желая напомнить иудеям о благодеяниях, полученных ими сверх чаяния, и о тяжких наказаниях, которые они потерпели. Так как они, согрешившие много и часто и пользуясь великим долготерпением Божьим, предавались беспечности, то он хочет показать, что Бог может наказать, когда захочет, и не иметь нужды ни в обстоятельствах, ни во времени, но все у Него близко и готово. «Горе крепким во Израили: не престанет бо ярость моя на противныя моя " 20 . Что может быть несчастнее тех, которые имеют врагом своим Бога? «Не престанет», говорит Он не для того, чтобы привести их в отчаяние, но чтобы, усилив страх, призвать к покаянию. Страшнее этих слов: «не престанет ярость», следующие слова: «на противныя моя». Ничто так не гневит Бога, как несправедливость к бедным. «Горе крепким», говорит Он, осуждая не просто силу, но силу, употребляемую во зло; а под силою разумеет здесь не крепость телесную, но власть, являющуюся от стечения обстоятельств. «И суд врагом моим сотворю»: накажу врагов моих. Врагами своими Он называет тех, которые по своей наглости относятся враждебно к бедным; и говорит это для того, чтобы показать тебе значение несправедливости. «И обращу на тебя руку Мою и... очищу с тебя примесь» ( «и наведу руку мою на тя, и разжегу тя 21 в чистоту») ( Ис.1:25 ). Чтобы ты уразумел, что каков бы ни был гнев Божий и наказание, они служат не для зла и не для отмщения только, но и для того, чтобы сами наказываемые сделались лучшими, Он говорит: «И...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 20 Евр.10:26–27 .  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 1. Деревья, которые, будучи посажены и сберегаемы со всякою заботливостью руками земледельца, не доставляют ни­какого вознаграждения за труды, исторгаются с корнем и бро­саются в огонь. То же самое бывает и с просвещенными (крещением). Если мы, будучи насаждены Христом и сподо­бившись духовного орошения, окажем потом жизнь бесплодную, то нас ожидает гееннский огонь и неугасимый пламень. Потому Павел, предложив увещание о любви и плодоношении добрых дел, представив к тому отрадные побуждения, – именно в том, что мы имеем вход во святое и новый туда путь, который нам открыл (Христос), – теперь опять внушает то же самое, представляя побуждения более прискорбные. Сказав: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного, – хотя и этого достаточно было для увещания, – присовокупляет: если мы, получив познание истины, произвольно грешим» ( Евр.10:25–26 ). Необходимы, говорит, добрые дела и очень необхо­димы: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Смысл слов его следующий: ты очистился, избавился от грехов, сделался сыном (Божиим); если и после этого возвратишься на прежнюю бле­вотину; то тебя ожидает уже отвержение, огонь, и тому подоб­ное, – потому что нет второй жертвы. Здесь опять встречаются нам люди, как отвергающие покаяние, так и медлящие при­ступить к крещению: последние говорят, что им небезопасно приступить к крещению, если нет вторичного отпущения грехов; а первые утверждают, что небезопасно преподавать тайны согрешившим, если нет вторичного отпущения грехов. Что же нам сказать тем и другим? То, что (Апостол) говорит это не с такою целью; он не отвергает покаяния или помилования через покаяние, не отлучает падшего и не повергает его в отчаяние; он не враг нашего спасения; но что? Он отвергает вторичное крещение. Не сказал: «уже нет покаяния», или: «уже нет отпущения (грехов)», но: уже нет жертвы, т.е. уже нет второго креста; его он называет жертвою. «Не имеет нужды ежедневно, – говорит, – ...приносить жертвы ...ибо Он совершил это однажды» ( Евр.7:27 ), – не так, как приносились иудейские (жертвы), не часто. Потому он и говорил неоднократно о жертве, что она одна и одна, – с целью показать не только то, что она отличается от иудейских (жертв), но и предохранить слушателей, чтобы они не ожидали другой жертвы по закону иудейскому. «Ибо если мы, – говорит, – ...произвольно грешим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По определению и повелению Промысла Божия, враги Вавилона поднимутся из самой отдаленной страны, с крайних пределов населенной земли; проникнутые величайшей ненавистью к Вавилону, они охотно совершат дальний переход и, будучи орудием гнева Всемогущего, сокрушат все Вавилонское царство, истребят войско, разрушат укрепления городов, ограбят дома, обесчестят жен, истребят жителей от старца до младенца (ср. ст. 15–16). 6. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. (Рыдайте: близ бо день Господень, и сокрушение от Бога приидет). Прежде грозный Вавилон, которого страшился весь Восток, теперь будет одиноким, беспомощным, отчаянно бедственным: в виду необозримого множества врагов, их ярости и стойкости, ему останется только рыдать, а не защищаться... Неотразимое нападение союзных войск, их множество, переполняющее страну, их ярость, ничего не щадящая – таково действие разрушительной силы Всемогущего; оно как действие сильнейшего вихря или величайшего наводнения. 7. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. (Сего ради всяка рука разслабеет, и всяка душа человеча убоится). Когда все увидят, что разрушение совершается силой Всемогущего, то о защите уже и не будут думать: от страха у всех опустятся руки; мужество, которое иногда воздвигает и раненых воинов с одра смертельной болезни и делает их бесстрашными перед самой смертью , исчезнет совершенно. Так невозможна будет оборона, – победа достанется врагам почти без боя. 8. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись. (И смятутся послы, и болезни приимут я яко жены раждающия: и поскорбят друг ко другу, и ужаснутся, и лице свое яко пламень изменят). При полном отсутствии мужества естественно овладевает всеми отчаянный страх, чувство, которое невольно потрясает всего человека: он ломает себе руки, рвет на себе волосы, падает в нервных судорогах, кровь ударяет в голову, глаза наливаются кровью... В таком состоянии прежде всех будут находиться послы царя Вавилонского, которые прежде всех узнают о силе и намерениях врагов. А потом и воины Вавилона, не вступая в битву, будут страдать, как смертельно раненые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тайнозритель возвещает: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели» ( Откр. 6:9 ). Несомненно, что последняя всемирная проповедь Евангелия будет столь же обильна мучениками, как и первая, в первых веках христианства, ибо начнется в пределах столь гнусной языческой сферы, какой была в свое время железная римская держава, железом и кровью отстаивавшая свою религиозную традицию. Такой же ревностью к своему культу воодушевлена и страна дракона: и необозримые пространства ее, вероятно, столь же обильно оросятся плодотворной кровью св. мучеников. Так же, как было в железной Римской державе, так и тут, – гробы св. мучеников Христовых будут святыней алтарей Господних, на которых вознесется Бескровная Жертва за спасение мира от прелести вражьей. Начало этому виднеется уже и теперь на кончине XIX века. Это подготовка почвы для последней всемирной проповеди Евангелия. Вероятно, скоро армии проповедников Слова Божия должны будут мобилизоваться дабы вырвать страну драконов из пасти великого красного дракона. Последняя борьба, по всей вероятности, будет ожесточенней первой, ибо великий красный дракон знает, что ему немного осталось времени владеть людьми, как покорными рабами. Дни его сочтены и объявленный еще на Голгофе приговор праведного суда Божия должен скоро исполниться. Тем сильнее его ярость, ибо приближается час последний отчаянной борьбы его с Богом. Тайнозритель созерцает души убиенных за Слово Божие, слышит и желание их, и мольбы. «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр. 6:10–11 ). Чем ближе к концу времен, тем число жертв за Христа больше, тем не менее, от века предопределенное число их все еще будет ждать дополнения, которое совершится только перед самой кончиной мира. Царство Божие, умаленное падением духов, восполнится земнородными в том же несметном числе, в каком свергнуты с неба последователи денницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010