М. продолжил религ. политику своего отца, направленную на поддержку монофизитства и урегулирование отношений между различными партиями внутри этого течения, в частности между последователями еп. Иакова Барадея и Антиохийского патриарха Павла из Бет-Уккаме (см. Павел Чёрный ). Сторонники последнего были и в гассанидском войске, из-за чего произошло разделение среди воинов по догматическим вопросам. Неудовольствие сменившего Юстина II имп. Тиверия I вызывала общая антихалкидонитская позиция М. и его подданных, однако император вынужден был торжественно принять его 8 февр. 580 г. в К-поле, возложить на его главу царский венец (тадж) и дать обещание прекратить гонения на монофизитов. С санкции Тиверия 2 марта М. организовал собрание глав монофизитских общин с целью примирить сторонников Павла из Бет-Уккаме и Александрийского патриарха Дамиана . Терпимость императора объяснялась его заинтересованностью в активной поддержке со стороны М. визант. войск, с лета 579 г. вовлеченных в боевые действия против Сасанидов на территории Месопотамии. Летом 580 г. отряды арабов во главе с гассанидским царем вторглись совместно с армией полководца Маврикия (с 582 император) через Аравийскую пустыню в обл. Бет-Арамайе. Там между М. и Маврикием произошел серьезный конфликт, в ходе к-рого последний обвинил арабов в том, что они предали византийцев, сообщив персам о его планах. Вопрос о том, действительно ли М. поступил вероломно по отношению к империи или был ложно обвинен в этом, до сих пор остается дискуссионным. Однако у имп. Тиверия не оставалось сомнений в виновности М., и тогда друг и патрон гассанидского царя, сириец Магн, занимавший высокий пост управителя имп. имениями и дворцами с титулом «комит священных щедрот» (comes sacrarum largitionum), вызвался заманить М. в ловушку и доставить в столицу. Получив согласие императора, он пригласил М. в сел. Хаврин (Эль-Хаварин) между Дамаском и Пальмирой на освящение церкви. М., прибывший туда с небольшой свитой, был схвачен и весной 581 г. привезен в К-поль, где ему позволено было жить как почетному пленнику. Та же участь постигла впосл. старшего сына М. ан-Нумана ибн аль-Мунзира, к-рый отомстил за отца, ограбив лагерь Магна, но затем пошел на переговоры с Маврикием, потребовавшим от него признать решения Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор ). Ан-Нуман отказался, сославшись на то, что все арабы - яковиты (см. ст. Сирийская яковитская Церковь ); на обратном пути он был захвачен в плен и до конца жизни оставался под надзором. М. с женой и др. детьми был отправлен в ссылку на Сицилию, где и скончался. После пленения М. и ан-Нумана ибн аль-Мунзира царство Гассанидов распалось.

http://pravenc.ru/text/2564340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ [Аполлон, Аполлос] (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 25 паопе (22 окт.) и 5 эмшира (30 янв.)), известный егип. подвижник, основатель мон-ря Бауит в В. Египте. Сведения о нем содержатся в «Истории монахов» , «Церковной истории» Созомена , копт. арабо-яковитском синаксаре, а также в копт. описании путешествия аввы Павла из Антинои по егип. мон-рям (фрагменты манускрипта из коллекции Борджа Ватиканской б-ки). Созомен называет автором жития А. Ф. Предстоятеля Александрийской Церкви Тимофея. Согласно синаксарю, А. Ф.- сын благочестивых родителей Аиси и Амани. В «Истории монахов» говорится, что у него был старший брат, монах, умерший до его рождения, к-рый являлся ему во сне. Это противоречит указанию синаксаря на то, что родители А. Ф. до его рождения оставались бездетными. В возрасте 15 лет А. Ф. удалился в пустыню вместе со своим родственником Абибом. Возможно, что Абиб тождествен Фибу, к-рый, как показывают археологические данные из Бауита, часто изображался вместе с А. Ф. После 14 лет отшельнической жизни А. Ф. сподобился Божественного Откровения: «Аполлоний, чрез тебя Я погублю премудрость премудрых в Египте и разум разумных отвергну. Ты ниспровергнешь тех, кто слывет мудрецами Вавилонскими, и всякое идолослужение. Ступай в места населенные: от тебя произойдет Мне народ, воистину и во всей полноте ревнующий о благе» (Hist. mon. Aeg. 8, ср.: Ис 29. 14; 1 Кор 1. 19; Тит 2.14). После этого преподобный переселился на место, где в наст. время находятся руины мон-ря Бауит. Он основал там монашеское поселение, в к-ром собралось до 500 чел. братии. Дату основания мон-ря следует относить ко времени правления имп. Юлиана Отступника . Вскоре одного из иноков насильно рекрутировали на военную службу и заперли в темнице. А. Ф. вместе с др. монахами посетил его в заключении, утешил и посоветовал сохранять твердость. Имп. сотник, узнав про это, сильно разгневался и заключил А.

http://pravenc.ru/text/75674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ (V в.), прп., палестинский подвижник (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 31 дек.). Сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum , в копт. (арабо-яковитском) Синаксаре под 12 амшира (6 февр.) (PO. T. 11. Fasc. 5. P. 817-820) и в эфиоп. переводе Синаксаря под 12 якатита. Был современником прп. Симеона Столпника (356-459). В юности жил в пустыне. Затем, вероятно, перешел в келью, завещанную ему неким старцем и находившуюся рядом с полем близ г. Никополя (Эммаус, совр. Имвас). Из-за поля Г. вступил в конфликт с мирянином по имени Вакат, пытавшимся его отобрать. Вакат отправился в К-поль к судье, но был остановлен в Антиохии прп. Симеоном, посоветовавшим ему покаяться и вернуться обратно. По дороге Вакат умер. Через нек-рое время Г. основал общежительный мон-рь, к-рому были пожертвованы значительные земельные угодья. Известно о том, что Г. твердо придерживался халкидонского вероопределения. Еп. Феодосий, сторонник патриарха Диоскора , силой сместивший с Иерусалимской кафедры свт. Ювеналия и занявший его место, приехал в мон-рь и пытался склонить Г. к тому, чтобы считать вероопределения Халкидонского Собора несторианством. Г. отказался его слушать и посоветовал поговорить об этом с его молодым послушником. Еп. Феодосий уехал в Иерусалим, где многих склонил на свою сторону, а затем вызвал Г. в храм, где предложил анафематствовать Ювеналия. Г. отказался это сделать, и тогда Феодосий велел выгнать его из церкви. Сторонники Феодосия, пытаясь склонить старца на свою сторону, обложили его дровами и грозились сжечь, но не сделали этого, видя его стойкость и опасаясь народного возмущения из-за той славы, к-рую он снискал. В Apophthegmata Patrum упоминается о мн. учениках Г., подчеркивается его нестяжательство и духовная рассудительность, рассказывается, что Г. изнурял себя ходьбой по монастырскому двору, когда появлялось желание уйти из мон-ря в пустыню. Подобное описание можно встретить и в рассказах о др. подвижниках, вероятно, это один из аскетических приемов, практиковавшихся в среде раннего монашества.

http://pravenc.ru/text/161932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II патриарх Антиохийский (кон. VII - нач. VIII в.). Уроженец Севастии. Был иеромонахом в палестинской лавре св. Саввы Освященного, представлял Иерусалимский Патриархат на VI Вселенском Соборе 680-681 гг. в К-поле. Остался в Византии, после смерти Антиохийского патриарха Феофана в 685 (или 686) г. был избран на его место. Дата вступления Г. на престол не совсем ясна. Если патриарх Александрийский Евтихий относит это событие к 1-му году правления халифа Абдальмалика (685/6), то др. источники помещают между Феофаном и Г. еще 2 патриархов - Александра и Фому. Можно с уверенностью утверждать, что Г. возглавлял Антиохийскую Церковь в 692 г., о чем свидетельствует его подпись в актах Трулльского (Пято-Шестого) Собора. Подобно др. Антиохийским патриархам 2-й пол. VII в., Г. пребывал в К-поле, т. к. земли Антиохийского Патриархата были захвачены арабами-мусульманами. После его смерти преемственность патриархов в изгнании прервалась и была восстановлена уже в Антиохии в 742 г. Если принять срок вдовства Антиохийской кафедры 40 лет, указываемый в хронике прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 416), кончину Г. следует отнести к 702 г.; Евтихий пишет о 24 годах его Патриаршества. В кон. VII в. правосл. общину Сирии возглавляла светская христ. элита из чиновников, служивших в гос. аппарате Дамасского халифата Омейядов. Наиболее известным ее представителем был Серджун (Сергий) ибн Мансур, к-рого агиографическая традиция считает отцом прп. Иоанна Дамаскина . Воспользовавшись нормализацией отношений Византии и арабов в сер. 80-х гг., когда халиф Абдальмалик, занятый междоусобными войнами в халифате, был жизненно заинтересован в мире на визант. границе, Серджун сумел укрепить позиции правосл. Церкви в Сирии и при поддержке халифской власти принуждал монофелитов Дамаска и Эмесы принять решения VI Вселенского Собора. Неоднократно Серджуну и др. христ. чиновникам удавалось предотвратить разрушение роскошных церквей, чей мрамор и колонны планировалось использовать при возведении мечетей. В борьбе за влияние на администрацию халифата Серджун соперничал с группировкой яковитских писцов, возглавлявшейся Афанасием бар Гумойе из Эдессы, советником араб. наместника Египта.

http://pravenc.ru/text/164299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I патриарх Антиохийский (до 1258 - кон. 1277). Патриаршество Е. пришлось на последние десятилетия правления крестоносцев в Сирии, когда положение правосл. патриархов Антиохии было исключительно сложным. Римская курия настаивала на подчинении их власти папы. Пользуясь покровительством крестоносцев (см. ст. Антиохийское княжество ), лат. Антиохийские патриархи старались не допускать присутствия в Антиохии правосл. иерархии. Изредка правосл. патриархам удавалось закрепиться в Антиохии, играя на противоречиях между лат. патриархами, антиохийскими князьями и царем Киликийской Армении . Е. в отличие от своего предшественника Давида выступал против унии с Римом, за что был отлучен лат. патриархом Опиццо Фиески и изгнан из города. В 1258 г. в Сирию вторглось войско монголов во главе с ханом Хулагу, к-рый рассматривал мусульман как своих главных противников и терпимо относился к христианам Ближ. Востока. Осенью 1259 г. царь Киликийской Армении Гетум и кн. Боэмунд VI Антиохийский изъявили покорность Хулагу и присоединили свои отряды к его армии. Хулагу передал им ряд крепостей, ранее захваченных мусульманами, и потребовал взамен вернуть в Антиохию правосл. патриарха. Возможно, это требование было связано с союзными отношениями монголов с Никейской империей . В 1260 г. Е. прибыл в Антиохию, а лат. патриарх Опиццо Фиески был вынужден покинуть город. В ответ на это решение Римский папа Александр IV в 1263 г. отлучил от Церкви кн. Боэмунда Антиохийского. Осенью 1260 г. монголы были вытеснены из Палестины и Юж. Сирии егип. мамлюками, однако Антиохия и Киликийская Армения остались в сфере влияния Хулагу. Тем не менее в 1263 г. Гетум и Боэмунд, стремясь получить прощение папы, снова выслали Е. из Антиохии. Лат. патриарх вернулся в город, а Е. нашел убежище в К-поле, при дворе визант. имп. Михаила VIII Палеолога . В июле 1264 г. на курултае у хана Хулагу в Тебризе Боэмунд и Гетум были призваны к ответу за изгнание правосл. патриарха. По-видимому, они сумели оправдаться, т. к. Е. не был возвращен в Антиохию. Но хан продолжал демонстрировать патриарху свое благоволение. По его приглашению Е. отправился на Восток в свите Марии, дочери имп. Михаила VIII, отданной в жены Хулагу, о чем сохранилось сообщение у сиро-яковитского хрониста еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.). Однако посольство прибыло в Тебриз уже после смерти хана (февр. 1265). Мария была выдана замуж за хана Абагу, сына Хулагу, и стала главной покровительницей христиан в землях Хулагуидов, как ранее жена Хулагу, христианка Догуз-хатун.

http://pravenc.ru/text/187727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ III (1867, Мардин, совр. Турция - 13.02.1932, Манджиниккара (совр. шт. Керала, Индия)), Патриарх Антиохийский, Глава Сирийской яковитской Церкви (с 1917), причисленный этой Церковью к лику святых (пам. 13 февр.). Второй сын в многодетной семье хорепископа Ибрагима и Марьям Шакер. При крещении был наречен именем Насри. Обучался в местных школах, занимался ювелирным и сапожным ремеслом. По рекомендации яковитского Антиохийского патриарха Петра IV поступил в богословскую школу 40 Севастийских мучеников в Мардине. В юношестве страдал от кожной болезни; родители дали обет в случае исцеления посвятить сына Богу. Он излечился и в 1887 г. поступил в мон-рь Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь ) близ Мардина. В том же году был рукоположен во диакона, в 1889 г. принял монашество с именем Илия. В 1892 г. патриарх рукоположил И. во иерея и назначил его настоятелем мон-ря св. Кириака в епархии Эль-Баширия, а через год - настоятелем мон-ря Дейр-эз-Зафаран. В кон. XIX в. эти мон-ри служили убежищем для сиро-яковитов и армян, жертв геноцида со стороны османских властей. И. оказал помощь ок. 7 тыс. армян в монастыре св. Кириака и 100 сиротам в мон-ре Дейр-эз-Зафаран во время резни 1895 г. и позднее. В 1908 г. И. был рукоположен патриархом Абдуллой II во епископа с именем Иваннис и назначен митрополитом г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция). В 1911 г. он был отправлен в Тур-Абдин для выяснения ситуации в этом регионе, населенном сиро-яковитами. Во время пребывания там он основал 7 начальных школ. В 1912 г. был переведен на кафедру Мосула, которую занимал до восшествия на Патриарший престол. В 1919 г. И. посетил Стамбул, где последний османский султан Мехмед VI Вахидеддин наградил его орденом «Османие». В том же году И. отправил на Парижскую мирную конференцию большую делегацию во главе с митр. Ефремом Бар Саумом (впосл. Патриарх Антиохийский Ефрем I ) с докладной запиской, в которой содержались сведения о жертвах тур. геноцида сиро-яковитских христиан: были истреблены 134 тыс. чел. (1/3 общины), разрушены десятки церквей и монастырей. В ответ османское правительство запретило И. и митр. Ефрему въезд в Турцию.

http://pravenc.ru/text/389397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ патриарх Антиохийский (811/2-843). Возведение И. на Патриаршество традиционно датируется, согласно хронике Евтихия Александрийского (X в.), 1-м годом правления халифа аль-Мамуна. Евтихий отсчитывал правление аль-Мамуна со времени провозглашения им себя халифом и с начала гражданской войны с братом аль-Амином в 811/2 г. Продолжительность правления И. Евтихий определял в 31 год. В литературе иногда встречается ошибочная датировка Патриаршества И. 813/4-844/5 гг., основанная, видимо, на общепринятой дате начала правления аль-Мамуна - 813 г., когда он вступил в Багдад, одержав победу в гражданской войне. Традиц. датировку оспаривал исследователь Ж. Насралла, указывая на то, что в письме несторианского католикоса-патриарха Тимофея I от 799 г. упоминается «патриарх мелькитов», сотрудничавший с ним в переводе сочинений Аристотеля. По мнению исследователей, этот патриарх упоминается в др. письме Тимофея (782/3) как «Иов-халкидонит». Т. о., Насралла полагал, что Патриаршество И. началось ранее 799 г. Насралла (и вслед за ним К. П. Тодт) ошибочно отождествлял И. с несторианским писателем-переводчиком Иовом Эдесским ( ок. 835). В деятельности И. наиболее ярко проявилась зависимость церковной иерархии от мусульм. правителей, к-рые стремились использовать авторитет патриархов в политических целях. В нач. 20-х гг. IX в. по приказу или с разрешения аль-Мамуна И. увенчал имп. диадемой Фому Славянина , к-рый в 821-823 гг. оспаривал власть у визант. имп. Михаила II Травла и поддерживал союзнические отношения с Халифатом. По сообщению сиро-яковитского хрониста Михаила Сирийца (XII в.), за свои действия И. был отлучен Свящ. Синодом К-польской Церкви, где офиц. вероучением считалось иконоборчество (RegPatr, N 412). Возможно, в связи с этими событиями прп. Феодор Студит , еще в 818 г. обращавшийся с посланиями ко всем ближневост. патриархам, в 821 г. прекратил общение с Антиохийской Церковью ( Theod. Stud. Ep./Ed. G. Fatouros. B.; N. Y., 1992. Bd. 1. S. Bd. 2. S. 406, 409. (CFHB; 31)).

http://pravenc.ru/text/578166.html

Митрополит Иларион призвал мировое сообщество объединить усилия по освобождению архиереев, похищенных в Сирии 23 апреля, 2013. Новостная служба Иерарх заявил, что событие в очередной раз напоминает о необходимости как можно скорее прекратить кровопролитие, происходящее в Сирии, и выходом из ситуации является политический диалог. 23 апреля. ПРАВМИР. Митрополит Иларион призвал мировое сообщество объединить усилия по освобождению двух архиереев, похищенных в сирийской провинции Алеппо на севере страны. «Мы сейчас предпринимаем меры, чтобы узнать, где они находятся, чтобы оказать им помощь и добиться их скорейшего возвращения из плена», — заявил митрополит в обращении, приведенном на сайте ОВЦС. Он считает, что для выполнения этой задачи «должны сплотиться представители мирового сообщества, правозащитных, международных организаций, таких как ООН, гражданские власти государств, которые имеют отношение к происходящему в Сирии». Иерарх заявил, что событие в очередной раз напоминает о необходимости как можно скорее прекратить кровопролитие, происходящее в Сирии, и выходом из ситуации является политический диалог. «Когда западные державы вооружают головорезов и убийц, похитителей людей и экстремистов, это невозможно оправдать никакими далеко идущими политическими целями», — подчеркнул митрополит Иларион. В Алеппо были похищены находящиеся в автомобиле митрополит Алеппский Павел Антиохийского патриархата, родной брат патриарха Антиохийского Иоанна X, и митрополит Йоханна Ибрагим из Сиро-яковитской церкви, который на протяжении многих лет является участником международных богословских диалогов. При этом был убит водитель — диакон. Как отметил митрополит Иларион, он хорошо знаком с обоими похищенными. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pri...

Новости 13 апреля, 2011 Патриарх Сербский Ириней обратился к своей пастве в связи с государственной переписью населения В связи с предстоящей государственной переписью населения в Сербии патриарх Сербский Ириней обратился к верующим с увещеванием не уклоняться от участия в переписи, указывать при переписи свое православное вероисповедание и сохранять свою национальную, культурную и религиозную идентичность. 13 апреля, 2011 Сиро-яковитский патриарх Антиохии посетил Константинопольского патриарха Варфоломея Глава Сирийского Православного патриархата Антиохии и всего Востока (в русской традиции известного больше как «сиро-яковитская церковь») Игнатий Закка I Ивас первого апреля посетил резиденцию Константинопольского патриарха в Стамбуле и встретился с Вселенским патриархом Варфоломеем. 13 апреля, 2011 Завершилось осуществление проекта по восстановлению и охране архитектурных памятников на Святой Горе Синай Реализация проекта «Восстановление и охрана архитектурных памятников и прилегающих территорий монастыря св. Екатерины и Святой Горы» завершилось несколько дней назад после 44-х месяцев напряженной работы. В 2007 г. древний Синайский монастырь св. Екатерины был выбран среди 860-ти предложений на конкурсе проектов по развитию южного Синайского полуострова. 13 апреля, 2011 В Благовещенске разоблачена клевета в адрес архиепископа Гавриила (Стеблюченко) В Благовещенске разоблачена клевета в адрес правящего архиерея - архиепископа Гавриила Благовещенского и Тындинского. Сообщения местной прессы и жителей оказались ложью. 13 апреля, 2011 Так называемый " Священный Миланский Синод " заявил о желании присоединиться к Московскому Патриархату 4 апреля 2011 года " митрополит Миланский и Аквилейский " Евлогий (Хесслер), Предстоятель " Священного Миланского Синода " , от лица руководимой им структуры официально заявил о разрыве литургического общения со всеми неканоническими религиозными сообществами и о желании перейти в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://pravmir.ru/category/news/page/548...

Новости 16 мая, 2013 Председатель Отдела религиозного образования принял участие в работе Всероссийского форума «Россия многодетная» В Форуме принимают участие около 500 человек. Из них более 250 – представители семей с тремя и более детьми, представляющие 72 региона страны. 16 мая, 2013 В Интернете стартовал проект " 100 великих полководцев " В Интернете запущен проект «100 великих полководцев». Его осуществляют Российское военно-историческое общество (РВИО) и Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). 16 мая, 2013 Более 30 мужчин с именем Михаил пожертвовали на строительство храма в Павлодаре М.Букин обратился к павлодарским Михаилам через соцсети, предложив дату и время встречи. В назначенное время на месте строительства собрались более 30 Михаилов разных возрастов и профессий. 16 мая, 2013 Епископ Карагандинский Севастиан принял участие во встрече космонавтов 35-й экспедиции МКС В последнее время сложилась традиция, согласно которой космонавты перед полетом посещают храм и получают благословение на труды в космосе. Каждая ракета-носитель перед стартом освящается православным священником. 16 мая, 2013 В Издательском Совете Русской Церкви представили книгу «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937» Книга построена по хронологическому принципу и раскрывает формы и масштабы гонений год за годом вплоть до апофеоза в 1937 году. В книге показаны волны гонений, и в этих волнах представлены наиболее яркие судьбы. 16 мая, 2013 Работу по канонизации тормозит ограничение доступа к документам, связанным с репрессиями, - прот. Владимир Воробьев Он пояснил, что сотрудничество с архивом ФСБ продолжается; в частности, одним из плодов этой совместной работы стал выпуск представленного уникального издания. 16 мая, 2013 Архиепископ Американский Димитрий призвал Барака Обаму обеспечить защиту Патриарха Варфоломея Кроме того, архиепископ Димитрий упомянул в своем письме о кризисе, который продолжается в Алеппо (Сирия), где православный митрополит Павел и сиро-яковитский епископ Йоханна были похищены исламскими террористами.

http://pravmir.ru/category/news/page/445...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010