Наконец, в 50-е годы были присоединены Казань и Астрахань, поставлены другие серьезные геополитические задачи. Например, выход и утверждение России в Поволжье и Приуралье. Шла подготовка к продвижению в Сибирь. Венчание Ивана IV Васильевича на царство. Из царственной книги Мой общий вывод таков: как государь Иван Грозный периода “Избранной рады” вполне адекватно отвечал вызовам времени. В предложенной Адашевым модели политического устройства Иван IV занимал центральное место. Соправительствующая роль Боярской Думы и политическое значение входивших в “Избранную раду” советников оставались за кадром идеальной фигуры царя, который подавался как богоизбранный монарх-самодержец, храбрый воин и защитник всех православных. Поворот в царе наметился в марте 1553 года во время болезни. С этого момента все дурное, что было в нем заложено, стало обостряться. Причем его болезнь привела к серьезным политическим последствиям, возник тяжелый политический кризис. Ожидание кончины Ивана вызвало раскол в его окружении. Кто-то присягнул четырехмесячному сыну царя Дмитрию, кто-то, опасаясь возможного всевластия родственников царицы Анастасии, вынашивал иные планы. Об этом событии Иван помнил всю оставшуюся жизнь. Второе событие, о котором мало говорят, но которое нельзя игнорировать – это гибель его первенца. Во время одного из путешествий царской семьи он выпал из рук сходившей с мостков няни, захлебнулся и погиб. Третье событие – смерть Анастасии, случившаяся 7 августа 1560 года. Уверен, что потери первенца и жены также оказали на Грозного негативное влияние. Мы вообще очень часто, анализируя те или иные события, недооцениваем чисто человеческие факторы. По фильму Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный”, Анастасия – голубица, прелестная женщина, покорная и любящая жена. Но не надо забывать, из какой семьи она происходила. Это семья Захарьиных-Юрьевых. Ее братья-бояре были крупными политиками своего времени. Ее племянник Федор Никитич Романов – будущий патриарх Филарет. Все они были людьми колоссальных амбиций, страстей и энергии. И сама Анастасия являлась типичной представительницей этого клана. Царица, к примеру, не выносила Адашева, которому Грозный после ее смерти припомнил это.

http://foma.ru/poet-vlasti.html

Более того: после падения Византии надолго прекращаются контакты Москвы и Константинополя. Таким образом, русские ориентировались не на реально существующую традицию, но на свое представление о теократическом государстве: идеология играла при этом куда более важную роль, чем реальные факты. Традиция поставления на царство на Руси начинается 16 января 1547 года, когда венчался на царство Иван IV. Чин поставления на царство Ивана IV, составленный митр. Макарием, не имеет ничего общего с поставлением византийских императоров («царей»), но восходит к чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича, внука и соправителя великого князя Ивана III, 4 февраля 1498 года 683 . Существуют две основные редакции чина поставления Ивана IV на царство: Формулярная редакция 684 и Летописная редакция; в составе последней иногда выделяются Никоновская редакция, представленная в Никоновской и Львовской летописях, в Летописце начала царства и в Пискаревском летописце 685 , и Лицевая редакция, представленная в Царственной книге 686 ; особая разновидность Формулярной редакции представлена в чинопоследовании, опубликованном Н. И. Новиковым 687 . Старшие списки Летописной редакции (в составе Никоновской и Львовской летописей) датируются второй половиной 50-х годов, старшие списки Формулярной редакции – началом 60-х годов XVI века. Формулярная редакция в принципе имеет общий характер и была, несомненно, составлена уже после поставления на царство Ивана IV. Так, здесь предусмотрено присутствие отца царя, которого давно уже не было в живых («аще есть отец...», «аще нет отца...»), упоминаются царица Анастасия и дети царские (при том что Иван женился через месяц после своего поставления на царство), а также патриарх («призывает тя святый патриарх или преосвященный митрополит, отец твой...») 688 . Как видим, здесь предполагаются различные возможности (участие в поставлении на царство как одного великого князя, так и его отца; участие в поставлении как митрополита, так и патриарха), и это явно связано с формулярным характером данного документа, который должен был стать нормативом для будущих царских поставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иоаннъ родилъ Ирину, матерь Романову. Василей родил Михаила, отца матери моей. Роман же сплодил Анастасю царицу.) А тая твоя царица мн, убогому, ближняя сродница, яко... написано. – Курбский привел в Послании специальную генеалогическую справку, подтверждающую это близкое родство. В публикуемом списке, как и в ряде других, она дана в форме примечания, писанного на поле основного текста. Из содержания данного примечания непреложно вытекает, что князь Андрей Курбский и царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева действительно находились между собой в кровном родстве, доводясь друг другу четвероюродными братом и сестрой. О Морозовых и Тучковых, упомянутых в примечании на поле, см.: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 200, 205–207; Шмидт С. О. Новое о Тучковых (Тучковы, Максим Грек , Курбский)//Исследования по социально-политической истории России: Сборник статей памяти Б. А. Романова. Л., 1971. С. 129–141; Зимин A. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV–nepboй трети XVI в. М., 1988. С. 234–243. В генеалогической справке Курбским или позднейшим переписчиком допущена лишь одна ошибка: Борис Морозов был сыном Михаила Ивановича Морозова и внуком родоначальника Морозовых Ивана Мороза. Очевидно, в данном случае генеалогическая ошибка объясняется либо забывчивостью Курбского, либо опиской позднейшего переписчика. 235 ...А о Володимере, брате своем, воспоминаешь... не достоин был того. – О намерении бояр посадить на царский престол удельного князя Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата Ивана Грозного – Иван IV писал и в Первом, и во Втором посланиях Курбскому, но против самого князя Андрея это обвинение Иваном IV в переписке никогда прямо не высказывалось: царь подчеркивал лишь идейную близость Курбского к боярам-заговорщикам, хотевшим якобы возвести «на царство» князя Владимира. Прямых сведений об участии Курбского в каком-либо «заговоре» бояр в пользу передачи царского престола Владимиру Старицкому нет ни в Царственной книге, ни в приписках к синодальному тому Лицевого летописного свода XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

645 Иподиак – иподьякон, церковнослужитель, занимающий степень выше чтецов и певцов, но ниже дьяконов. 646 Заутреня – утреннее богослужение, часть суточного круга церковных служб, следующая за полунощницей, службой, начинающейся в полночь. Начало заутрени возвещается звоном колокола. 648 Канон – богослужебное песнопение, состоящее обычно из девяти песней в честь церковного праздника или в похвалу святого. Здесь – канон, совершаемый при смерти человека. 649 Богоявление – великий христианский праздник в воспоминание крещения Иисуса Христа в водах Иордана, празднуется 6 января (по старому стилю). 650 ...о благоврном царе великом князе Иване... великой княине Марии... царевиче Иване и царевиче Феодоре... – Иван IV Васильевич Грозный (1530– 1584), великий князь с 1533 г., царь с 1547 г. Царица Мария (ум. в 1569 г.), вторая жена Ивана Грозного (с 1561 г.), дочь кабардинского князя Темир-Гука, носившая до крещения имя Кученей. Царевичи Иван (1554–1581) и Федор (1557–1598) – сыновья Ивана Грозного от первого брака с Анастасией Романовной Захарьиной (ум. в 1560 г.), Иван Грозный был женат семь раз и имел пять сыновей и трех дочерей, но все дети, кроме Ивана и Федора, умерли в малолетстве. Иван Иванович – участник Ливонской войны и опричнины, умер от нанесенного отцом во время ссоры удара в висок. Федор Иванович – последний русский царь (с 1584 г.) из династии Рюриковичей. 651 Святую же дору... на дискосных блюдех... – Дора – предназначенная к таинству причащения часть просфоры; дора раздается священником в конце Литургии. Укроп – теплая вода, «теплота», которая вливается при освящении в вино, знаменуя наитие Святого Духа. Обедня – Литургия, главное богослужение, может совершаться не каждый день. На Литургии во время проскомидии освящаются хлеб и вино, пресуществляясь в Святые Дары (Животворящие Христовы Тайны), и происходит таинство причастия. Дискосное блюдо – священное блюдо на подножии; на это блюдо, символизирующее в разное время Литургии то ясли в вертепе, где родился Христос, то гроб, в который положено было его тело, полагаются частицы просфор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труднее восстановить порядок гробниц на верхнем и нижнем полях. К тому же одна гробница утрачена, но думаем, что на ней было изображение св. Георгия: дело в том, что среди святых Грозненского оклада представлены соименные членам царской семьи, а среди уцелевших гробниц как раз и недостает гробницы с Георгием. Итак, добавляем к оставшимся 13 гробницам еще одну гробницу с изображением св. Георгия. При реконструкции я ориентируюсь, во-первых, на Годуновскии оклад (который должен восходить к Грозненскому), вовторых, сопоставляю следы гвоздей на сохранившихся гробницах со следами на доске иконы «Троицы», находящейся сейчас в Троицком соборе Лавры (на Рублевской иконе следы уже неразличимы). В таком случае центральная композиция нижнего ряда (Богоматерь – Спас – Предтеча) подтверждается такой же композицией в центре нижнего ряда Годуновского оклада 120 . В центре верхнего ряда помещаю изображение Вседержителя (у Годунова – Новозаветная Троица), зато окружение полностью совпадает с Годуновским окладом: слева – Вознесение, справа-Воскресение и Спас Еммануил. В правом углу нижнего ряда, по аналогии с Годуновским окладом, должно располагаться изображение какой-то святой, и я помещаю туда гробницу с Анастасией и Устинией – тем более, что следы гвоздей на этой гробнице полностью соответствуют следам на Лаврской иконе, В таком случае гробница с ап. Тимофеем, ориентированная налево, должна занять место либо в нижнем ряду между Предтечей и Анастасией, либо в правом углу верхнего ряда. Здесь наступает момент произвольности, но я решаюсь поместить гробницу с Тимофеем в нижнем ряду, так как в верхнем ряду это место, кажется (судя по следам гвоздей), больше подходит для гробницы с Константином и Еленой. В таком случае в нижнем ряду оставшиеся два места слева должны занять: Тит-как парный к Анастасии (это-Иван IV и царица Анастасия) и Три святителя – как пара к ап. Тимофею, составляющие в целом имена Ивана III ( Иоанн Златоуст и ап. Тимофей). В верхнем ряду правый угол, как я уже сказал, больше подходит для гробницы с Константином и Еленой. Тогда в левом углу должна быть помещена гробница с Борисом и Глебом, а далее – предполагаемый Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Труднее восстановить порядок гробниц на верхнем и нижнем полях. К тому же одна гробница утрачена, но думаем, что на ней было изображение св. Георгия: дело в том, что среди святых Грозненского оклада представлены соименные членам царской семьи, а среди уцелевших гробниц как раз и недостает гробницы с Георгием. Итак, добавляем к оставшимся 13 гробницам еще одну гробницу с изображением св. Георгия. При реконструкции я ориентируюсь, во–первых, на Годуновскии оклад (который должен восходить к Грозненскому), вовторых, сопоставляю следы гвоздей на сохранившихся гробницах со следами на доске иконы «Троицы», находящейся сейчас в Троицком соборе Лавры (на Рублевской иконе следы уже неразличимы). В таком случае центральная композиция нижнего ряда (Богоматерь — Спас — Предтеча) подтверждается такой же композицией в центре нижнего ряда Годуновского оклада  . В центре верхнего ряда помещаю изображение Вседержителя (у Годунова — Новозаветная Троица), зато окружение полностью совпадает с Годуновским окладом: слева — Вознесение, справа—Воскресение и Спас Еммануил. В правом углу нижнего ряда, по аналогии с Годуновским окладом, должно располагаться изображение какой–то святой, и я помещаю туда гробницу с Анастасией и Устинией — тем более, что следы гвоздей на этой гробнице полностью соответствуют следам на Лаврской иконе, В таком случае гробница с ап. Тимофеем, ориентированная налево, должна занять место либо в нижнем ряду между Предтечей и Анастасией, либо в правом углу верхнего ряда. Здесь наступает момент произвольности, но я решаюсь поместить гробницу с Тимофеем в нижнем ряду, так как в верхнем ряду это место, кажется (судя по следам гвоздей), больше подходит для гробницы с Константином и Еленой. В таком случае в нижнем ряду оставшиеся два места слева должны занять: Тит—как парный к Анастасии (это—Иван IV и царица Анастасия) и Три святителя — как пара к ап. Тимофею, составляющие в целом имена Ивана III (Иоанн Златоуст и ап. Тимофей). В верхнем ряду правый угол, как я уже сказал, больше подходит для гробницы с Константином и Еленой. Тогда в левом углу должна быть помещена гробница с Борисом и Глебом, а далее — предполагаемый Георгий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита — поэтому назывался Титом , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа — Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) — и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло–Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября)  —гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца — 31 октября, на апостола Стахия . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив — муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября — обновление храма Георгия в Лидде)  , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы — Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново–Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной  , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста—гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита – поэтому назывался Титом 121 , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа – Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) – и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября) 122 -гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца – 31 октября, на апостола Стахия 123 . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив – муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября – обновление храма Георгия в Лидде) 124 , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены 125 , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы – Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново-Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной 126 , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста -гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рублев умер в Андроникове монастыре в Москве в 1430 году. В наше время его иконы находятся не в церквах, а в музеях. Но мы не знаем путей Господних. Может быть, среди тысяч людей, которые смотрят на иконы Рублева, многие начинают чувствовать ту святость, любовь, веру и надежду, которые он в них вложил. Святой Филипп, Митрополит Московский Филипп был родом из знатной семьи бояр Колычевых. Жил он в XVI веке. Когда царем стал малолетний Иван IV, прозванный позднее Грозным, наступило тревожное время. Бояре боролись за власть, обвиняли друг друга в измене. Часто честных и знатных людей казнили, не разобрав дела. Так были казнены и три члена семьи Колычевых. Молодой Федор Колычев решил тогда уйти из грешного и жестокого мира и стать монахом. Он удалился в Соловецкий монастырь на острове в дальнем северном Белом море. Став монахом, он получил имя Филипп. Первые десять лет Филипп охотно и смиренно исполнял все монастырские послушания: не оставляя молитвы, работал на кухне, пек хлеб, рубил дрова, носил воду, топил печи. Кроме того, он хорошо изучил устав и порядок церковных служб. Когда состарился настоятель монастыря, все монахи захотели, чтобы Филипп занял его место, и епископ новгородский посвятил его. В 1550 году игумен Филипп участвовал в церковном Соборе в Москве. Царю Изану в это время было уже двадцать лет. Свое царствование он начал мудро и хорошо. Он сам принимал участие в работе Собора и ему очень понравился прямой и просвещенный игумен Филипп. Вернувшись в Соловки, Филипп привел в порядок всю жизнь монастыря, построил новые церкви и здания и так хорошо поставил хозяйство, что в этом бедном холодном краю монахи сами содержали весь монастырь и помогали другим. За эти годы в Москве многое изменилось. Умерла царица Анастасия, имевшая доброе влияние на царя. Сам Иван перестал советоваться с теми мудрыми помощниками, которых он к себе сначала призвал. Он стал подозрительным и жестоким и во всем видел измену. Наконец, он создал особое войско опричников, которые именем царя грабили и убивали кого хотели. Московский Митрополит Афанасий пробовал заступаться за обиженных, но царь не хотел его слушать, и Афанасий, сняв белый клобук Митрополита, ушел в монастырь. Надо было выбрать нового Митрополита. Был созван Собор, и игумену Филиппу было велено приехать в Москву. Когда он прибыл туда, решение сделать его Митрополитом было уже принято.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Подвиги В. Б. очень скоро после его кончины стали примером для подражания. Др. московский юродивый - св. Иоанн († 1589) - также ходил по городу обнаженным, обличал правителей и завещал похоронить себя рядом с В. Б. В памятниках XVI-XVII вв. указаны различные годы кончины В. Б. Полное житие относит ее ко 2 авг. 7065 (1557) г. (Дата м. б. неточна, поскольку под 2 авг. 1588 в летописях помещены сообщения о чудесах от мощей В. Б.; год кончины не подтверждается более ранними источниками, в частности Степенной книгой.) В сборниках исторического характера XVII-XVIII вв. (на примере рукописей, хранящихся в РГБ) встречаются следующие годы преставления святого: в сборниках из собрания В. М. Ундольского 233 и 771 и сходных с ними назван 7060-й (1552), в сборнике из того же собрания 134 - 7061-й (1553), в рукописях 125 и 755 того же собрания и Месяцеслова Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.- 7063-й (1555), в сборнике 237 - 7065-й (1557) и т. д. В Летописце до 1659 г. из собрания С. Т. Большакова 131) читаем: «Лета 7064 (1556) мая 29 народися царевич Иван, да преставися Василей оуродивый Московский». В вятском «Летописце старых лет» 1-й трети XVIII в. отмечается, что В. Б. ходил нагим «с 10 лет», преставился 1 авг. 7060 (1552) г. в Москве, «жив всех лет 94» (Летописец старых лет. С. 322; такие же сведения приведены в «Летописце о царствующем граде Москве». С. 333). Это известие было принято нек-рыми историками (Н. М. Карамзиным , Н. П. Барсуковым и др.). Вериги св. Василия Блаженного (?) (ЦАК МДА) Вериги св. Василия Блаженного (?) (ЦАК МДА) Погребение святого проходило при участии «царей и князей», к-рые несли тело В. Б. «на главах своих», в погребении также участвовало большое число духовенства и множество народа. По свидетельству жития, во время погребения блаженного больные получили исцеление. На отпевании присутствовали царь Иоанн IV и его супруга царица Анастасия Романовна . Др. «царями», видимо, следует считать казанских царей Александра и Симеона, принимавших участие в освящении приделов собора Покрова (или Св. Троицы) на Рву в окт. 1559 г. В сокращенном житии приводятся предсмертные слова В. Б., завещавшего «благочестивому царю Иоанну и царице Анастасии тело свое положити... у Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы». Однако это свидетельство позднего происхождения, поскольку Флетчер, писавший о В. Б. в 1-й пол. 1589 г., отмечал, что тело святого совсем недавно было перенесено в центральный московский храм, в к-ром, по описанию англичанина, можно узнать храм Покрова на Рву ( Флетчер. С. 113). Т. о., первоначально блаженный был похоронен в др. месте, мощи его перенесли в Покровский собор, по-видимому, во время канонизации в 1588 г. Канонизация

http://pravenc.ru/text/150789.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010