Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита — поэтому назывался Титом , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа — Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) — и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло–Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября)  —гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца — 31 октября, на апостола Стахия . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив — муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября — обновление храма Георгия в Лидде)  , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы — Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново–Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной  , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста—гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Четвертая жена Ивана Грозного – Анна Алексеевна Колтовская тоже не задержалась во дворце. Свадьбу сыграли весной 1572 года, а уже в начале сентября царица чем-то прогневала царя Ивана и была пострижена в монахини. Пятый, шестой и седьмой браки царя уже не сопровождались испрашиванием разрешения Собора и венчанием, видимо даже Грозный понимал, что на такое беззаконие уже никто не решится. Но сторонники канонизации нашли остроумный подход для доказательства того, что этих браков и вовсе не было. «Жена – это женщина, прошедшая тот или иной официально признанный обряд вступления в брак с мужчиной» . То есть нет обряда – значит, нет и брака, но тогда получается, что у царя Ивана после пострижения четвертой жены были только прелюбодейные связи. А какое отношение это имеет к святости? В пятый раз царь женился в начале 1575 года (по другим данным, в сентябре-октябре 1574 года) на Анне Григорьевне Васильчиковой, которая умерла в конце 1576 – начале 1577 года. В шестой — на вдове дьяка Мелентия Иванова, Василисе Мелентьевой, и в седьмой раз в 1580 году – на Марии Федоровне Нагой. Но и это еще не все. Находясь в седьмом браке, царь Иван подумывал о восьмом. Кобрин пишет: Слабое здоровье «не помешало, впрочем, царю Ивану завести переговоры с английской королевой Елизаветой о браке с ее племянницей принцессой Мэри Гастингс. В Англии высказали, было, недоумение: царь ведь женат. Но русский посол бойко объяснил, что нынешняя царица – не ровня государю, а потому он может с ней при необходимости быстро развестись. Были даже устроены смотрины. Русский посол, бывший опричник Писемский, при виде принцессы пал ниц на землю, сказав, что красота принцессы его ослепила. Но королева все же жалела племянницу и всячески затягивала переговоры. Они продолжались до самой смерти царственного жениха» . Кроме официальных браков у Ивана Грозного было огромное количество внебрачных связей. Когда Курбский упрекнул царя Ивана в том, что он еще при жизни царицы Анастасии не соблюдал супружеской верности, Грозный откровенно ответил: «А будет молвишь, что яз о том не терпел и чистоты не сохранил, ино вси есмя человецы» . Тут уж никак не спишешь на клевету иностранцев.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

– Где царь – тут и правда, и страх, и гроза; без царя же – земля вдова, – сложилась в это время у русского народа поговорка. Понятно, с каким восторгом встретила Москва, а с ней и вся Русская земля, радостную весть о том, что боярскому правлению пришел конец и что великий князь желает венчаться на царство… Вскоре за венчанием на царство с еще большей торжественностью и пышностью отпразднована была и царская свадьба. По словам летописца, митрополит и бояре плакали от умиления, когда семнадцатилетний Иван Васильевич объявил им о своем решении жениться, и притом, не иначе как на русской. – Если я возьму себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; потому хочу жениться в своем государстве; на ком Бог даст по твоему благословению, – так пояснил митрополиту молодой государь свои побуждения жениться непременно на русской. – Умный и властный будет наш молодой государь, – говорили торжествующие москвичи, празднуя воцарение и женитьбу своего царя. Вино и меды лились широкой рекой. Пиры следовали за пирами, сменяясь, в свою очередь, разными играми и забавами. Только в царском тереме это разгульное веселье не находило себе места, и там уже давно текла жизнь своим обычным порядком. Жизнь Анастасии Романовны мало изменилась. Как и в своем девичьем тереме, молодая царица, являя образец настоящей «порядливой» хозяйки, по-прежнему лично вела все хозяйство. С раннего утра и до позднего вечера не знала она покоя, стараясь быть для всех своих слуг примером усердия и трудолюбия. Она не допускала, чтобы ее будили слуги, но сама будила их. Проснувшись с рассветом, молодая царица, жизнь которой в то время почти ничем не отличалась от жизни простой боярыни, давала всем людям работу и указывала порядок на целый день. Сама отличная рукодельница, она не любила сидеть сложа руки. Только по воскресным и праздничным дням работа в царском тереме сменялась скромной девичьей песней да безобидной шуткой царского шута-карлика. Не веселились от души на московских пиршествах и несколько близких к царю бояр, подметивших, что женитьба мало изменила царя. Для всякого наблюдательного ума становилось заметным, что первые самостоятельные шаги молодого государя – его воцарение и женитьба, – породившие среди настрадавшегося за время боярского правления русского народа столько светлых надежд, могут остаться и последними. Многие видели, что, женившись, царь продолжал прежнюю беспорядочную и разгульную жизнь, что бояре Глинские по-прежнему заправляли всеми делами, что наместники их по-прежнему творили всякие насилия и неправды, что управы на них сыскать по-прежнему было негде…

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Но, как всегда бывает в «минуты роковые», предательство одних лишь ярче высветило верность, благородство, самоотверженность других. И люди, сохранившие верность святым царственным страстотерпцам, нашлись тоже. Конечно, их было гораздо меньше, чем предав­ших, что вполне закономерно: избирающих крест всегда меньше, чем тех, кто спасает шкуру. Имена верных приближенных, добровольно разделивших с царской семьей заточение и ссылку в Сибирь, навсегда вписаны в страницу русской славы. Это убитые вместе с царственными мучениками доктор Евгений Боткин, камердинер Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов. Кто немного раньше, кто немного позже царской семьи, но за одно-единственное преступление — верность ей — были убиты также гофлектриса Екатерина Шнейдер, гофмаршал Василий Долгоруков, генерал-адъютант Илья Татищев, камердинер Иван Седнев. Можно назвать немало других имен. Судьбы этих людей заставляют вспомнить слова Спасителя: тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24, 40–41). После того как 8 (21) марта одновременно были арестованы государь в Ставке и царица с детьми в Царском Селе, всем служащим революционная власть предложила выбор: уйти или остаться, подчинившись тюремным правилам; потом во дворец уже никого не пустят. Предложением уйти воспользовался генерал-адъютант свиты императора А. Ресин, еще некоторые. Зато графиня Анастасия Гендрикова благодарила Бога за то, что успела вбежать во дворец за два часа до того, как двери захлопнулись. В феврале она уехала в Кисловодск навестить заболевшую сестру. По дороге узнала о событиях в Петрограде и, не повидав сестру, помчалась назад, в Царское Село. «Ангел Настенька», как называли фрейлину Гендрикову, последовала за августейшими узниками в Тобольск. Но в Екатеринбург ей ехать не позволили и заключили в пермскую тюрьму. 4 сентября за ней пришли чекисты. Она спокойно сказала: «Что, уже?» — и по-французски попросила сокамерниц написать ее сестре. Графиню повели на расстрел, но в последний момент экономный чекист пожалел пулю и прикладом снес 30летней женщине полчерепа. Труп сбросили в канализационную канаву. Когда впоследствии его обнаружили белые, Гендрикову без труда опознали: тело после 7 месяцев пребывания в нечистотах оставалось нетленным, даже ногти имели розоватый оттенок.

http://pravoslavie.ru/54889.html

Крымский хан Девлет-Гирей хотел было помогать Казани и напасть на Москву с юга, но был отбит от Тулы. Русские осадили Казань 20 августа 1552 года и вели осаду до 1 октября. Способ осады состоял в том, что русские кругом города поставили деревянные туры на колеса и все ближе и ближе подвигались к стенам города; между тем их беспокоили с тыла отряды черемисов и чувашей, а казанцы со стен пугали своими чарами, будто бы наводившими дождь, докучавший осаждавшим. «Бывало, – говорит Курбский, – солнце восходит, день ясный; мы и видим: взойдут на стены старики и старухи, машут одеждами, произносят какие-то сатанические слова и неблагочинно вертятся; вдруг поднимется ветер и прольется такой дождь, что самые сухие места обратятся в болото». Против бесов оставалось употребить духовное оружие. Послали в Москву за крестом, в котором была вделана частичка Животворящего Древа. Дух войска ободрился, когда чрез двенадцать дней привезли это сокровище. Дело решил немецкий розмысл (инженер), который сделал подкоп и заложил под стены порох, 1-го октября разрушена была взрывом стена; русские ворвались в город и взяли его. Сам царь не участвовал в битвах, а только торжественно въехал в покоренную Казань, наполненную трупами. Пленный казанский царь Едигер поклонился победителю, просил прощения и изъявил намерение креститься. Русские обращались милостиво с побежденными, но казнили тех, которые оказались виновными в вероломстве. В Казани найдено было несколько тысяч христианских пленников, удержанных казанцами вопреки договору, по которому давно уже они были обязаны их отпустить. Инородцы: черемисы и чуваши, покорились и обещали платить наложенный на них ясак. Замечательно, что бояре старались удержать на всю зиму Ивана в Казани, и находили это необходимым для того, чтобы приучить к повиновению разнородные племена, населявшие обширное Казанское царство: мордву, чувашей, черемисов, вотяков и башкирцев. Но Иван на этот раз впервые не послушал своих опекунов. Царица Анастасия была на последних днях беременности; Ивану хотелось домой; шурья поддерживали его желание; и тут-то между ними и боярами произошло столкновение. «Шурья государя, – говорит Курбский, – направили к нему еще и других ласкателей, вместе с попами». Иван не только уехал вопреки желанию бояр, но еще распорядился против их воли: он отправил конницу в осеннее время по такой дороге, на которой пропали чуть не все лошади.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Он снова тяжело вздохнул. – Ох, ох, солоно пришлось русским людям от боярского правления, – продолжал он. – Никто добром того времени не помянет. У иного и по сю пору раны телесные и сердечные не зажили и болят, и ноют… Он искоса посмотрел на оживившееся лицо царя, кивавшего ему в знак согласия головою. Когда старик замолчал, царь не выдержал и начал жаловаться на претерпенные им от бояр обиды во время его сиротства. Это была любимая тема разговоров царя, но теперь жалобы вышли особенно страстными. Вассиан, умный, наблюдательный, воспитанный в школе придворной жизни времен великого князя Василия и митрополита Даниила, хорошо читал в людских сердцах. Он слушал и понимал, какая страшная ненависть кипит в душе молодого царя против бояр. Царь, наконец, умолк на минуту и потом резко спросил: – Как лучше править, отче, чтоб бояр держать в повиновении? Злобный и мстительный Вассиан обрадовался этому вопросу, склонился к уху царя и прошептал: – Коли хочешь быть истинным самодержавцем – не держи около себя никого мудрее тебя самого: ты всех лучше. Коли так будешь поступать, то будешь тверд на своем царстве и все у тебя в руках будет, а коли держать станешь около себя мудрейших, то поневоле будешь их слушаться. Царь схватил руку старца, прижал ее к губам и воскликнул: – Если б отец родной был жив, так и тот не сказал бы мне ничего лучшего! Эта минута вознаградила Вассиана за многое, и он злорадно думал о том, что ему удалось в эту минуту отмстить многим. Царь Иван Васильевич вышел из его келий с сияющим лицом, точно получив откуда-то свыше разрешение мучивших его душу сомнений. Началась при дворе глухая борьба. Захарьины-Юрьевы вооружили царицу Анастасию против Сильвестра и Адашева. Она, богомольная, мягкосердечная, нищелюбивая, но не отличавшаяся ни сильным характером, ни ярким умом, сама начала видеть в них своих противников, и, может быть, впервые в этой мягкой, безмятежной душе пробудилось мелочное мстительное чувство. При дворе ходили уже слухи, что она, как царица Евдокия, хочет извести Златоуста, то есть Сильвестра.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси//ЧОИДР. 1883. Кн. I. С.80–85). 22. Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3) Поучение Макария, Митрополита всеа Русии к новобрачному царю великому князю Ивану Васильевичи), всеа Русии самодръжцу и к его новобрачной царици великой княгини Анастасии, после венчаниа, егда из церкве отпустить, и тогда поучает их сице: Се отныне, о Святем Дусе великие господие и възлюбленная о Христе чада, о благочестивый и боговенчанный и христолюбивый царю князь великий Иван Васильевичу всеа Русии самодръжець, и ты великая госпоже и дъщи, благородная и благочестивая и христолюбивая царица великая княгини Анастасиа! Послушайте с вниманием нашего смиреннаго поучениа: не суть бо ученяа сиа на вред вам, но на спасение души и телу вашему и в умножение лет христолюбива го царства вашего. Днесь от Бога съчетана еста царскым и законным браком, якоже и прочий святии цари и царици святии, и почтени есте от Бога, и венчани царскым венцем великого царства Росийскаго. Такоже и вы потщитеся, о благочестивый царю и царице, въздати против славу Всесилному Богу, в Троици покланяему, елика ваша сила. И заповеди Его творите и по воли Божии живите, и любите суд и правду и милость к всем; паче же к Божиим церквам приходите с страхом и трепетом и сердечною любовию, и честь Богу издавайте, Господу нашему Иисусу Христу и Того Пречистой Богоматери, всего мира Заступници сущей Богородици, покрову и прибежищу и в бедах и в скорбех всем нам Христианом помощници и заступници. Такоже и к великым чюдотворцем и к честным святым монастырем велию свою царскую веру и любовь дръжите; к нищим же паче милостыню творите, вдовиц, и сирот, и обидящих заступайте и в темницех заточенных посещайте. Се бо, о царю и царице, такова жрътва богоугодна и приатна суть и будет от вашего царства!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лл. 10–21 чистые, но внизу, как уже сказано, идёт помета уставщика старца Ефрема. 3 . Благоверных великих княгинь. Записаны: благоверная княгиня Ольга, во святом крещении Елена; великия княгини: Анна, Елена, Улиания, Мария, Александра, Евфросиния, великая княгиня-инока Марфа, Мария, великая государыня инока Марфа, великия княгини: Софья, Елена, Софья, Елена, инока Софья, Елена, царица великая княгиня Анастасия, царица Анна, царевна Анна, царевна Евдокия, царица великая княгиня Мария, благоверная царевна Евдокия, благоверная царевна Феодосия, благоверная царица великая княгиня инока Александра, благоверная царица великая княгиня Мария, благоверная царевны Пелагея и Марфа, благоверная царица и великая княгиня Евдокия. 4 . Благоверные князи: Петр, Георгий, Андрей, Владимир, Георгий, Андрей, Петр, князь-инок Кассиан, Иван, князь-инок Сава, Афанасий, Георгий, Андрей, Борис, Андрей, Дмитрий, Георгий, Семен, Андрей, Дмитрий, Иван, Иван, Василий, Георгий, Симеон, князь-инок Игнатий, Василий, Дмитрий, Александр, Семен, Михаил, Семен, Василий, Иван, Георий, Владимир, Андрей, Георгий, князь-инок Иннокентий. 5 . Благоверных княгинь: княгиню-иноку Евпраксию, княгинь: Марию, Марию, княгиню-иноку Марию, Марию, Елену, княгиню-иноку Марию, Вассу, Феодосию, Елену, Елену, Ирину, Улиаиию. 6. Резанстии. Великого князя Василия, великую княгиню Анну, великого князя Ивана, князя Феодора. 7. Тверстии. Великого князя Александра, великого князя Бориса, великую княгиню Анастасию, великую княгиню Анну. 8. На казанском бою избиенных. Князя Давыда, князя Феодора, князя Андрея, Василия, Василия, Филиппа, Георгия, Иакова, Афанасия, Василия, Ивана, Ивана, Феодора, Стефана, Ивана, Игнатия, Василия, Козму, Илариоиа, Александра, Андрея, Ивана, инока Феодосия, Григория, Даниила, Никиту, Дмитрия, инока Митрофана, Захарью, Захарью, Андрея, Ивана, Ивана, Илью, Ивана, Василия, князя Бориса, Ивана, Бориса, Евсевья, Бориса, Варлама, Матфея, Афанасия, Стефана, Козьму, Илариона, Феодора, Симеона. 9. С Нагаи бой был.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Отношения Грозного царя к потомкам Захарии Чета формировались очень интересно. Первый раз он посетил Суздальский монастырь (место, где провела остаток жизни первая жена его отца - инокиня София) в 1552 году, перед походом на Казань. После его взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену. В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его. Уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии - будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии - Григорий Степанович Пильемов Сабуров. Причина этих событий нам не известна. Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом (то есть свидетелем) при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким (они менялись землями). Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед - троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой. Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походке, третий дядя Тимофей Константинович погиб под Оршей в 1514 году - во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году. В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене (документально подтвердить или опровергнуть это сейчас не представляется возможным), ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде (и частично уже в Москве) была казнена семья Третьяка Пешкова - сына боярского новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына - Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть, утоплен в реке - по царскому приказу, целый ряд представителей Сабуровых. Среди них был родной племянник Соломонии Сабуровой - видный воевода Тимофей Иванович Замятня Кривой Сабуров с сыном.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства. Так, на рубеже 60–70 годов XVI столетия из мастерской Агриппины (в иночестве Александры) Годуновой, жены Дмитрия, вышла пелена «Иоанн Златоуст, мученик Федор Стратилат, апостол Тимофей, мученик Василиск», вышитая по именам святых покровителей отца Дмитрия – Ивана Чермного, его братьев – Федора и Василия и его сына – Тимофея. На рубеже 70–80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским. Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Это не единственный пример почитания этой иконы среди потомков Захарии Чета – в этот же храм подавал за упокой самого себя Семен Дмитриевич Пешков Сабуров (в завещании было принято писать, где должны поминать завещателя после его смерти). В правление государя Ивана Грозного Дмитрий Годунов был не единственным представителем рода, из мастерских которого выходили прекрасные произведения лицевого шитья. В 1567 году Иван Михайлович Асанов Годунов вложил в Ипатьевский монастырь за упокой своей матери Прасковьи (в иночестве Марфы) икону «Успение Пресвятой Богородицы» прекрасного письма. А в 1584 году жена боярина Бориса Годунова положила пелену на гроб преподобного Александра Свирского. Отношения Грозного царя с потомками Захарии Чета складывались очень интересно. В первый раз он посетил Суздальский монастырь (место, где провела остаток жизни первая жена его отца – инокиня София) в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену. В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его. Но уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии – будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии – Григорий Степанович Пильемов Сабуров. Причина этих событий нам не известна.

http://pravoslavie.ru/58844.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010