«После Иосифа патриарха наступил Никон патриарх отступник; со Арсением волхитом всю веру Христову поругали при Алексие Михайловиче. Потом сын его Петр Алексеевич с Редкиным и Питиримом остатки покоренил. Христиан мучили за веру Христову ругали. А в под Стекольно (Стокгольм) послом ходя царство и пришод зачал на стрельцах одежду переменять, салдатску надевать. Оне не дали одежу ругать старинну. За ту противность он перво обманом к жалованью манил к себе, а вместо салдат им стрельцам головы рубил, за противность на тын, на колья тыкал на страх другим. От того мучения стрельцы разбежались; от гонения того ругательства ради вере Христове многи пострадали кровию (от мучения того) Москвитяна, а другие домы оставя, полаты имения и богатство, не только простыя, но из больших персон штаты, бояра расходились в дальны стороны. Москвитяна жили скитами, аки монастырями многолюдными, человек по сту, в здешней стороне на Сабанце, на Сепыче на Лысве, у Годовал около Очеру. 185 Старец Андрей енерал был, Анедом архиерей Московский, инок Федосий боярин, инок Пафнутий дворянин, схимник Иван бурмистр, Тимофей Ефимов Куфар у фурманов был при Петре Великом, инок Василий Семенович из кабинета ассесор, инок Пимен стрелец, инок Иван стрелец, инок Иаков Гаврилов при Сенате сенатор из Берг Коллегии, другой Иван Лукьянов, третий Иван Анфимов бурмистр, старец Мина стрелец, Петр Андреев, Иван Данилов, Яков писарь канцелярский был. Ликописец (т. е. иконописец) у них был честной посник. А правило всяк день молились утро и вечер, а по говиньям земными поклоны, ины псалтырью, а по праздникам службами. Певцы были мудрые Тит и Евтихий с товарищи и крылошаны. Все в старцах пострыжены были, аки Асаф и Досифей, Ануфрий царевич; Аполлинария царевна, Феофания царица. Боярыня с тремя служанки жила 11 лет. В то время я был десяти лет; отец мой меня водил к ним, грамоте учить и я к ним часто ходил учиться. А женска пола, кои у нас скитами, аки монастырями содержали, имяны старицам: схимница Анна канцелярша капитана жена была, схимница Евфросиния капитанша, инокиня Татьяна, инокиня Анфиса, инокиня Феодора боярина, инокиня Капитолина, инокиня Ирина да Окулина старицы из Берх-коллегии сестры были, инокиня Агафия, Евдокия, Марфа Камирски (вероятно, камергерские) дочери и две Анастасии. Убегали за веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Как мы видим, здесь проводится одновременно две идеи: Юрий-царевич отомстит Рюриковичам за пострижение матери и отстранение себя от престола; и, вероятно, он это сделал, так как, переменив имя, правил Россией в качестве Ивана Грозного – «тирана и убийцы». Получается, что Юрий был одновременно сыном и мужем Соломонии да еще и Иваном Грозным! Даже если отставить в сторону генеалогический бред двух авторов, то в любом случае их пафос однозначен: русские правители есть тираны и узурпаторы, незаконно владеющие троном. Какая следующая мысль напрашивается? Конечно, нужно помочь России и подарить ей благодетельного правителя! Как справедливо отмечал И.Е. Забелин, слух о рождении Георгия в устах иностранцев «есть крамольная попытка внести смуту в государеву семью и в государство, первая попытка поставить самозванца» . И если в XVI веке не удалось с этой целью похитить имя царевича Юрия, то на рубеже XVI–XVII веков это вполне удалось – в случае с царевичем Дмитрием Угличским, именем которого правили сразу несколько Лжедмитриев. Чудеса преподобной Софии Однако политика политикой, а жизнь продолжалась: после пострижения в монашество София прославилась своей благочестивой жизнью и трудами. В монастыре великая княгиня продолжала вышивать, собственноручно выкопала колодец. Она прожила еще 17 лет и ушла из жизни в возрасте примерно 60 лет – 16 декабря 1542 года, пережив не только мужа и его вторую жену, но и своего сына Юрия. Согласно монастырскому преданию, царь Иоанн Грозный посетил монастырь в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену. В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван ездил «в Суздаль Покрову Пречистой в девичь монастырь на праздник на Покров Пречистый молитися со царицею своею великою княгинею Марьею, с сыном своим со царевичем Иваном». Напомню, что через семь лет этот царевич женится на Евдокии Сабуровой, а через восемь лет она также будет пострижена в монахини (под именем Александра) – в этом же самом монастыре.

http://pravoslavie.ru/58468.html

Сейчас уже можно «просчитать» замысел отравителей: рано лишившийся отца, Иван Васильевич сызмальства был под жесткой (скорее даже — жестокой) опекой бояр. С уважением относился к мнению «Избранной рады» и митрополита Макария, явно заменявшего ему отца. Терпеливо выслушивал обличения протопопа Сильвестра. Прислушивался даже к мнению своей болезненной и кроткой жены. (Анастасия не лезла в дела государственные, но ее острый ум отмечали все окружающие и царь это знал. Большинство времени царица проводила в своей «мастерской», изготавливая удивительные по технике и мастерству вышитые полотна: хоругви, занавеси царских врат… Вот только не очень любила царских советников — Адашева и Сильвестра: советники явно перебарщивали с давлением на царя, словно малого ребенка подталкивая его к принятию тех решений, которые принимали сами. Власть над царем все больше кружила им головы. И царица была досадной помехой…). Итак, в глазах заговорщиков, царь был управляем и практически безволен, и оставалось только убрать пару конкурентов, и вот она — неограниченная власть… Есть такая остроумная, хотя и довольно циничная «Премия Дарвина», присуждаемая людям, которые особо удивительной глупостью лишили себя жизни, тем самым избавив человечество от сомнительного генофонда. Вот эту-то премию и заслужили в 16 веке отравители царицы. Царь действительно любил свою жену, всю жизнь помня ее и не находя ей замены (Потомки Анастасии, как известно, не унаследуют царского трона, но ее близкий родственник — внук брата — взойдет на русский престол, известный нам как Михаил Романов… Ее династии суждено будет править Россией более 300 лет). По подозрению в заговоре был арестован и заключен под стражу Адашев (заболев, он скончался в тюрьме через пару месяцев, что спасло его от позорной казни на плахе). Протопоп Сильвестр был сослан в монастырь, где принял монашеский постриг. (Персонаж масштабнейший: с одной стороны — умница, эрудит, составитель знаменитого «Домостроя», покровитель книжников и иконописцев… С другой — властолюбец, сторонник изъятия в казну монастырских земель (уж больно его настойчивость похожа на ревность к авторитету монашества), и… скорее всего, заговорщик…).

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Далее, есть основания считать, что в ряде случаев царь Иван специально убивал так, чтобы лишить человека христианской подготовки к кончине, церковного погребения и поминовения. Веселовский пишет: «Террор принимал характер системы, причем физическая жестокость пыток и казней казалась царю Ивану недостаточной, и он, в согласии со своими собственными представлениями и с представлениями современников о смерти и загробной жизни, прибегал сознательно и преднамеренно к крайним средствам. Таким крайним средством были удары по указанным представлениям, удары, которые для современников и жертв были страшнее физической боли и даже смерти, так как поражали на вечные времена душу. Чтобы человек не успел покаяться и сделать предсмертные распоряжения, его убивали внезапно. Чтобы его тело не могло получить выгод христианского погребения, его разрубали на куски, спускали под лед или бросали на съедение собакам, хищным птицам и зверям, запрещая родным и посторонним лицам погребать. Чтобы лишить человека последней надежды на спасение души, его лишали поминовения» . Отдельно следует остановиться на семейной жизни царя Ивана. Согласно церковным канонам вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку, «никто не должен дерзать вступлением в 4-ый брак» («Томас единения», 920 г.), а если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим . Так вот, супружеская жизнь Ивана Грозного представляет собой из ряда вон выходящий пример полного пренебрежения правилами Церкви. После смерти двух жен – Анастасии Романовны и Марии Темрюковны царь Иван 28 октября 1571 года женился на Марфе Васильевне Собакиной, но очень скоро 13 ноября того же года молодая царица умерла. В апреле 1572 года в Москве Грозный собрал церковный Собор, который вопреки каноническим правилам разрешил царю вступить в четвертый брак. При этом Собор наложил на него строгую епитимью «запрет молиться в храме и приобщаться Святых Христовых Тайн» . Сторонники канонизации особо упирают на это разрешение Собора, но ведь оно нисколько не меняет сути дела – малодушие участников Собора (впрочем, вполне понятное), никак не отменяет греха царя Ивана, который прекрасно знал церковные правила.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Вернемся к датировке царского оклада на Рублевской «Троице». Из изложения Повести о Казанском взятии следует, что царь приезжал молиться в Троице–Сергиев монастырь накануне выступления в поход на Коломну. Дата выступления известна — 16 июня  . Таким образом, приезд царя в монастырь состоялся в первой половине июня 1552 г. — и в это время драгоценный оклад уже украшал икону Рублева. Привезти новый золотой оклад Грозный должен был в одно из посещений монастыря. Между ноябрем 1547 г. и июнем 1552 г. источники фиксируют только два пребывания царя в Сергиевой обители, и оба раза в 1548 г. — в июне и сентябре (на память Сергия). Значит, драгоценный оклад должен был быть возложен на икону «Троицы» в одно из этих хождений на богомолье, причем вероятнее всего — в июне 1548 г. (о чем может свидетельствовать необычность выбора самого времени богомолья): «Месяца (июня) 21, в четверток четвертые недели Петрова поста, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии со многим желанием и с великою верою поиде пешь к Живоначалной Троице в Сергиев монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи и царица и великая княгини Анастасии. У Живоначялныя Троицы слушав всеношново и заутрении и молебна и божественыи литоргии, и учредив игумена и братью милостынею и кормом доволно, и прииде на Москву того же месяца 28, в четверг» . Если оклад «Троицы» датируется 1548 г., то факт необыкновенной царской «милостыни» должен был быть известен участникам Стоглавого собора 1551 г. Поэтому упоминание в решениях собора (гл. 41) в качестве образцовой иконы «Троицы», которую «писал Ондрей Рублев», несомненно, должно связываться с иконой, стоявшей в соборном храме ТроицеСергиева монастыря. Таким образом, мы получаем наиболее раннее свидетельство об авторстве Андрея Рублева в отношении «Троицы». Чем объяснить особое почитание Иваном Грозным именно «Троицы» Рублева? Иван был крещен в Троицком соборе в 1530 г. После процедуры крещения младенец был возложен на мощи святого Сергия, и тем самым Сергий считался покровителем и охранителем будущего царя  . Но важно подчеркнуть и другой момент: игумен Иоасаф взяв младенца Ивана у восприемников и «шед с ним во святый олтарь царьскими дверьми и знамена его у святого престола, таже и у образа Живоначальныя Троица и у образа Пречистые Богородицы» . Невозможно себе представить, чтобы царь Иван, «знаменованный» при крещении у некоторой иконы «Троицы», в 1548 г. украсил роскошным окладом другую икону «Троицы» из того же собора. Естественно напрашивается вывод, что в 1530 и 1548 гг. икона «Троицы», сыгравшая особую роль в жизни Грозного, была одна и та же — Рублевская. Так мы пришли к положению, что «Троица» Рублева, находившаяся в Сергиевом монастыре в 1548 г., стояла там уже в 1530 г. 

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Древние храмы во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия нередко на Руси сооружаемы были на горах, кои известны под разными названиями как на пр: в Пошехонской десятине церковь Св. Георгия «на Коньгоре,» в Золотоношском монастыре Полтавской губ. «на Красной горе,» (I) в Москва «на Псковской горе» в Китае, а в Белом городе «на Красной,» соседственной с безымянною горкою, на коей существовала в 1462 году каменная церковь , или как называет ее летописец, Егорий каменный на Посаде, (2) на Дмитровке, за житною площадкой. В 1493 году храм этот сгорел (3) и, вероятно, вскоре восстановлен, по благочестивому обычаю Русских, возобновлять церкви прежде домов своих на пепелищах и потом вокруг их обстроиваться. История Российской Иерархии приписывает первоначальное построение Георгиевского храма девице из роду Романовых-Кошкиных Феодосии Юрьевне; но из предыдущего видно, что она могла быть только возобновительницей его; потому что в XV веке был прихожанином и вероятно, строителем этой церкви Боярин и Воевода Георгий (Юрий) Захарович Кошкин-Захаров, родной дед Царицы Анастасии Романовны. По свидетельству записок Егорьевского монастыря, (4) здесь в доме у своего деда, под руководством тетки своей Феодосии Юрьевны, Анастасия воспитывалась и отсюда взята в первые супруги Царю Иоанну Васильевичу. Сия первая Царица Московского Государства, украсившая жизнь свою благочестием и добродетелями, заслужила название предоброй. Она, по словам летописца, наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели.» (5) Монастырские записки также говорят, что благочестивая тетка Анастасии девица Феодосия, возобновив церковь , обратила родительский дом в монастырь для поминовения отца своего. В честь «святаго Царей поборника и дев защитника,» также в память соименного ему родителя своего она наименовала обитель сию Георгиевскою; «собрав сорок благоискусных монахин, живяше с ними в посте и молитвах.» Хотя в Историческом описании Московской губернии 1787 года и сказано, что монастырь этот устроен Феодосиею, после бракосочетания Царя Иоанна Васильевича с ее племянницей; но он встречается нам в грамоте В. К. Василия Иоанновича 1523 года: «дати на Москве Юрьевскаго монастыря сто рублов и пол османацата рубля.» (6) Что ж касается до благословения сей обители Митрополитом Рязанским Стефаном, упомянутого в описании Московской губернии: то, по истории Иерархии Российской, в XVI столетии не было ни Митрополитов Рязанских, ни Стефана между Иерархами сей Епархии; разве не относится ли благословение Стефана Яворского , Митрополита Рязанского, к позднейшему строению настоящей церкви во имя Св. Георгия; ибо с 1702 года сему Иерарху вверены были Патриаршие дела с званием Патриаршего Администратора, Викария и Блюстителя Патриашего Престола. (7)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

11-й (рис. 67) к тексту: «И како сшел Великий Царь с места своего (после коронования), и во дверех церковных осыпаше его деньгами златыми брат его Князь Юрья Васильевич». Л. 291. 12-й (рис. 68) к тексту: «Тоя же зимы, Благоверный Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руссии смыслил женитися, и выбрал себе невесту дщерь Окольничого своего Романа Юрьевича, Анастасию». Л. 293. 67–69. Из «Царственной Книги». 13-й (рис. 69) изображает, как приделывают к колоколу железные уши, которые у него отломились. Потом поставили его на деревянной колокольне у Ивана Святого. Л. 296. На миниатюре тот же колокол изображен дважды. Сначала его поправляют, потом звонят в него. 14-й (рис. 70) изображает свадьбу царевича Кайбулы с Шигалеевой племянницей, с царевой дочерью Аналеевой. Л. 431. 15-й (рис. 71) изображает, как царь Иван Васильевич с царицею везут в Троицкий монастырь крестить новорожденного царевича Димитрия. Л. 664. об. Царь едет верхом, а царица в каптане; перед нею мамка с царевичем, который по иконописному обычаю отмечен короною. 16-й (рис. 72) к тексту, которого начала на нескольких листах недостает: «И извлекоша передними дверьми на площадь и за город, и положиша перед того кол, идеже казнят». Л. 683. 70–72. Из «Царственной Книги». VII. Стенная живопись, которой была украшена Царева Палата, еще более утверждает нас в понятии о том, какое место занимает наша живопись XVI века в истории искусства народов христианских. В средине изображен был на небе Спаситель, на Херувимах; над ним подпись: Премудрость Иисус Христос. С правой стороны от Спасителя дверь; на ней написано: 1) Мужество, 2) Разум. 3) Чистота и 4) Правда. Налево другая дверь. На ней: 1) Блуждение, 2) Безумие, 3) Нечистота и 4) Неправда. Все эти отвлеченные понятия, вероятно, были олицетворены в человеческих фигурах и, может быть, в виде женщин, потому что Висковатый, в своем недоумении, замечал: «в полате в середней Государя нашего написан образ Спасов, да туто ж близко него написана жонка спустя рукава, кабы пляшет, а подписано над нею: блужение, а иное: Ревность, а иные: Глумлениа» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Должен отметить, что все диалоги в 9-м томе Карамзина между митрополитом Филиппом и царем Иоаном имеют такую же степень достоверности, как диалоги Анны Австрийской и герцога Бекингема в " Трех мушкетерах " Дюма.      Но в новом сериале, надо отдать должное авторам, от Карамзина они отошли. С первых серий показали, что бояре интригуют, строят козни. Показали, что в смерти первенца младенца Димитрия виновна Ефросинья Старицкая. Показали, что и царицу Анастасию отравили. И бегство Курбского, и его последующее предательство своей страны показано, и заговор 1567 г. Федорова-Челяднина, когда бояре хотели выдать во время войны своего царя польскому королю Сигизмунду. Зрители видят, как Царь упорно борется за власть, утверждая новые порядки, а гордые бояре держатся за старые вольности. Но! а ради чего весь фильм Грозный казнит вредных интриганов бояр? Только ли потому, что его, ребенком, после смерти матери Елены Глинской, отравленной боярами, всячески обижали и притесняли? Власть-то самодержавная ему для чего? Чтобы бояр прижать и отомстить за обиды детства? Идея фильма изложена ясно словами митрополита Макария: оказывается, с детства Иван боролся с той тьмой, которая была внутри еще маленького царевича. Но царица Анастасия и умные советники, прежде всего благородный и честный Адашев, сдерживали эту тьму. А после отравления любимой супруги царь теряет контроль и, одержимый приступами тьмы, окружает себя " верными псами " Вяземским и Басмановым. И наступает " темное время " . Жестокие злодеи и интриганы Вяземский, Басманов, а затем и Малюта Скуратов со своими кровожадными разбойниками-опричниками, казнят всех направо и налево, пользуясь помраченным рассудком и подозрительностью царя.  И на протяжении всего фильма полубезумный Иоанн, каждую серию диктуя дьяку-писцу историю своего царствования, вспоминает свои грехи, предчувствуя после сожжения Москвы Девлет-Гиреем окончательную гибель своего государства. Разговаривает в помутнении рассудка то с несправедливо " репрессированным " Адашевым, то с митрополитом Макарием, то у него «мальчики кровавые в глазах». Полубезумный правитель хочет быть хорошим, желает покаяться, но никому не верит, дрожит от страха, испытывает мучения совести, но справиться с внутренней тьмой не может.

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

В огне сгорел и Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, она же (или сам Иван Грозный) в память этого радостного события основала при отстроенном Рождественском соборе придел во имя святителя Николая Чудотворца. В.В. Сорокин указывает точную дату основания придела – 1550 год. Вероятно, это была их первая дочь, Анна, но дореволюционные историки утверждали, что это произошло позднее, когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года. Принес перемены Рождественскому монастырю и бунташный XVII век. На Рождественке стала селиться знать, кстати, тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. К тому времени монастырь имел каменный соборный храм, деревянную трапезную церковь во имя Иоанна Златоуста, известную с 1626 года, и деревянную ограду. И в 1676–1687 годах боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению патриарха Иоакима выстроила каменную церковь Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей. Тогда же была выстроена каменная ограда монастыря со Святыми воротами, выходящими на Рождественку, и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в Рождественском монастыре. Боярыня Фотиния потом сама приняла в нем постриг. XVIII век оказался сложным для монастыря, хотя власть оказывала ему знаки внимания. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала ему в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны.

http://pravoslavie.ru/3638.html

В алтаре замечателен современный портрет царя Феодора Иоанновича. В Успенском Соборе почивают шесть св. мощей Угодников Божиих: 1) мощи открытые, Петра, митрополита Киевского и всея Руси, основателя сего храма и первого московского Святителя; они обретены в 1472 году, при первой перестройке собора, чрез 146 лет после кончины Святого; а царицею Анастасиею, первою супругою царя Иоанна Васильевича, скрыты и запечатаны в серебряной раке, которая вставлена была в золотую (эта последняя рака во время нашествия поляков похищена). Есть предание, что царица Анастасия запечатала мощи, по повелению самого Святителя, явившегося ей во сне. С тех пор они находились до 1812 года под спудом; а в это время святотатственная рука неприятелей, осквернивших храмы коснулась и этой святыни; по выходе французов мощи найдены открытыми и, с благословения Святейшего Синода, вновь закрываемы уже не были. Они почивают – между Петропавловским приделом и главным алтарем, в арке – в богатой серебряной раке, подле коей помещается, под стеклом, и шапочка Святителя Петра. – При перестройке Успенского Собора, в 1472 году, обретенные нетленными эти мощи поставлены были в церкви Иоанна Лествичника , под колоколами, (что ныне Иван Великий) где и пребывали 7 лет, до окончания собора; потом, на время исправления ветхостей, в 1550 году, вторично были износимы в Чудов монастырь; а при освящении Петропавловского придела после французов (1813, авг. 3.) они обнесены архиепископом Августином, с прочим духовенством, при бесчисленном стечении народа, вокруг собора, в том самом деревянном гробе, в котором за 487 лет образ св. Петра, написан в 1402 году. – 2) В северо-западном угле Собора, открытые мощи Ионы, митрополита Киевского и всея Руси, обретенные в одно время с мощами св. Петра, т. е. в 1472 году, мая 27, чрез 11 лет после кончины Святителя, опочивают в богатой серебряной раке с таким же балдахином, устроенными по усердию царя Феодора Иоанновича. Над мощами, на стене, находится образ св. Ионы, прекрасной кисти, и вышитое шелками и золотом изображение его на древнем покрове.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010