Когда ребенок рождается на свет Божий, его легкие, бывшие до момента рождения как бы в слипшемся состоянии, раскрываются, набирают воздух и начинают дышать. Первый глоток воздуха через раскрывшиеся легкие знаменует начало жизни новой человеческой личности. Подобно этому и Церковь, день рождения которой мы сегодня празднуем, получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Как и человек, начав дышать однажды, во все дни своего существования дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Духом, дышит полной грудью. Иногда тело Церкви может страдать от различных духовных болезней, но, имея такое дыхание, она бессмертна, как бессмертен и Дух, ее наполняющий. Церковь – это и есть жизнь Святого Духа в людях. Приняв в этот день Духа Божьего, она приняла вечную жизнь. Величие празднуемого ныне события имеет вселенский масштаб. Пятидесятница – это высший, кульминационный момент в духовной жизни планеты. В этот день небо соединилось с землей, Новый Завет вступил в полнокровную жизнь. В мире людей восстановилось утраченное грехопадением Царство Отца и Сына и Святого Духа. Апостольское зачало праздника Пятидесятницы читается из второй главы Книги Деяний. Кстати, это уникальный случай в богослужении, когда о событии двунадесятого праздника рассказывает не евангельское чтение, но апостольское. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Все они» – это первая Иерусалимская община учеников. В день еврейской Пятидесятницы они, как и все иудеи в Иерусалиме, праздновали дарование евреям закона. Почему же Святой Дух сошел именно в тот день? Потому что здесь «истина заменяет образ», говорит Златоуст. Задержимся немного на образе, это поможет нам понять суть самой истины. Ветхозаветный закон, данный Богом Моисею в пятидесятый день после исхода из Египта, можно условно разделить на нравственный и обрядовый. Нравственный, выраженный в десяти известных заповедях, был прославлен Христом и получил новое, духовное содержание. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь. Одно из значений слова «исполнить» – наполнить новым содержанием; восполнить тем, чего не хватало. Отныне закон спускается в глубину сердца человеческого. Теперь тот, кто гневается, становится виновным в заповеди «не убий»; смотрящий на женщину с вожделением – в заповеди «не прелюбодействуй». Для исполнения этого закона уже не только внешне, но и сердцем, и был дан Святой Дух, и не случайно в тот же самый день. Именно с этого момента и начинается христианская духовная жизнь. В Духе, а не по закону.

http://pravoslavie.ru/113272.html

Закрыть О годовщине Дня российской государственности Цель празднования 21 сентября – воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию 09.08.2023 561 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Российское государство зародилось более 1000 лет назад благодаря объединению множества племен и народов. Согласно летописи, славянские племена вели междоусобную войну. В 862 году состоялось добровольное соглашение о сотрудничестве между славянскими и угро-финскими племенами, что явилось основанием для формирования российского государства. В 1862 году Император Александр II выступил инициатором празднования этого дня. Тогда российской государственности исполнилось 1000 лет. Примечательно также, что День Державы празднуется в День Рождества Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября. Кроме этого, это день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.). 21 сентября 2023 года отмечается 1161-летие зарождения российской государственности. Решение возродить торжества было принято 3 марта 2011 г. Указом Президента РФ 267. Дата праздника приурочена к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгородском Кремле в 1862 г. В этот день также учрежден День воинской славы Федеральным законом 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». Кстати, 21 сентября также ежегодно отмечается Международный день мира. Сам праздник учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году на основании резолюции A/RES/36/67, а нынешняя дата закреплена специальной резолюцией A/RES/55/282 от 28 сентября 2001 г. Международный день мира 2021 отметят 21 сентября, дата не меняется из года в год. Этот праздник призывает всех людей объединить свои усилия с целью противостоять насилию и агрессии. Актуально сейчас звучит призыв Президента России В.В. Путина о переговорах с Киевом. Владимир Путин: «Всё, что необходимо сделать Киеву, – это сесть за стол переговоров». Цель празднования 21 сентября мероприятия – воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/09/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Слава Богу, что такой праздник все-таки есть» Но вместе с тем, считает пастырь, время празднования «Дня семьи, любви и верности» выбрано не очень удачно 08.07.2010 463 «Мне кажется, что реализация этого праздника вышла не очень удачной. У нас ведь нередко бывает так, что сначала что-то сделают, а потом уже думают. Так получилась, к сожалению, и на этот раз – вначале учредили праздник, а потом стали думать, как его проводить, как его осмысливать, какое значение в него вкладывать», - сказал в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово, отец троих детей иерей Алексий Володин , выказывая свое отношение к отмечаемому сегодня в России «Дню семьи, любви и верности» . «На мой взгляд, - продолжил пастырь, - нужно было сделать несколько не так. Ведь этот праздник вводился первоначально как некая антитеза западному " Дню святого Валентина " , для чего и были выбраны святые Петр и Феврония, славные, прежде всего, своей верностью. Но для семейного праздника выбор этой даты кажется неуместным, так он всегда будет выпадать на Петров пост. Как известно, многие в этот день теперь стремятся заключить браки, но по уставу Церкви это в принципе невозможно, причем, ни в каком году. Да и семейные торжества отмечать в постный день тоже не очень-то хорошо. Ведь церковный устав, если следовать ему во всей строгости, предписывает нам в этот день сухоядение до самого вечера, поэтому говорить об участии православных в каких-то праздничных мероприятиях не приходится». «Почему бы, например, было не выбрать для семейного праздника день памяти других святых, который бы приходился не на пост, например, Кирилла и Марии Радонежских? Ведь они – настоящий образец православной семьи, воспитавшей троих детей, один из которых – преподобный Сергий Радонежский. Современному человеку зачастую трудно понять, чем семья отличается от сожительства или совместного времяпрепровождения двух людей. А отличается она, прежде всего, наличием детей, так как сожительство, как правило, детей не предполагает. Смысл брака – принесения плода, а плод – это дети. А в нынешнем празднике, символом которого выбраны святые Петр и Феврония, акцента на детях нет совершенно. К тому же памяти святых Кирилла и Марии посвящены три дня в году и все они выпадают не на постное время, что позволяет совершать браки», - заметил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/ie...

Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане — небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. Электронный проект «Православие» Татьянин день 25 января Православная Церковь празднует память святой мученицы Татианы. Однако, это не только день Ангела всех сестер, дочерей, внучек наших, которые носят это святое имя. День памяти мученицы Татианы для Отечества нашего имеет особое значение. 12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских «кузниц» научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова, которого самого метко называли «первым русским университетом», и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета — Московского. 12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И.Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. В сущности Императрица Елизавета Петровна уже приняла решение об этом предыдущего 1754 года. Однако, будущий куратор Московского Университета, граф Шувалов, подал прошение Императрице уже после утверждения проекта в Сенате и именно в день памяти святой мученицы Татианы. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой. Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета «для общей Отечеству славы», дабы «возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание». Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

http://pravmir.ru/den-muchenicy-tatiany-...

Не затворяйте от людей Бога Нужно ли священнику говорить с теми, кто пришел только за водой 19 января, 2017 Нужно ли священнику говорить с теми, кто пришел только за водой Праздник Богоявления – один из самых сложных для священников и прихожан: толпы людей приходят в этот день в храм ради одной цели – набрать побольше освященной воды. Что делать, чтобы вместо потасовок в очереди за водой люди услышали, в чем истинный смысл праздника – об этом рассказывает священник Дионисий Костомаров, настоятель строящегося храма во имя святителя Николая Чудотворца (г. Орел). Диалог с «водоносами» или экзамен на терпение? – Не устали ли вы от людей, которые приходят в праздник Крещения Господня только за водой и которым ничего другого не надо? – Нет, я не устаю от людей ни в этот день, ни на Пасху, когда освящают куличи. Задача священника – привести общину к осмысленной духовной жизни. Здесь центральный вопрос: происходит ли воцерковление тех людей, которые приходят за водой? На мой взгляд, постепенно происходит. Надо начинать с малого, видеть в человеке – человека, пытаться подарить то, что у тебя есть, а для этого нужно самому обладать чем-то. Это не вопрос «устали мы или не устали», а вопрос, готовы ли мы – священник, община – вести кропотливую работу. А если не готовы, то от нашего брюзжания «этот народ не знает закона – проклят он» лучше точно не станет. Это экзамен, готовы ли мы увидеть в каждом того, за кого Господь пошел на Крест. – Одна моя знакомая пришла впервые в храм на праздник Крещения, и после этого лет пять в храм не ходила в этот день, потому что стала свидетелем безобразной потасовки во время раздачи святой воды. Уместен ли этот день для диалога с людьми, не готовыми слушать проповедь, а желающими лишь воды? – Могут быть разные формы диалога. Например, раздача листков с евангельским текстом о Крещении и с Нагорной проповедью. Может, один из десяти придет домой и первый раз в жизни прочитает Нагорную проповедь. Или раздача листовок о крещении. Пытаться искать формы диалога стоит – это вопрос желания и организации. Желательно присутствие священника – не просто освятил воду и уехал: несколько дней в году можно задержаться и пообщаться с людьми непосредственно – в эти дни к нам приходит больше людей, чем на воскресную литургию. Сногсшибательных результатов ждать не стоит, но говорить с людьми все равно нужно.

http://pravmir.ru/ne-zatvoryayte-ot-lyud...

Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву 5 апреля, 2005 Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?» История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения праздника По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Литургическое освещение праздника

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

В Петербурге 12 сентября отметят один из главных праздников осени – день перенесения мощей святого князя Александра Невского. О роли события в истории нашего города рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. " Петербургский дневник " : Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником? Епископ Кронштадский Назарий: Этот праздник – возрождение исторической даты, установленной еще XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского – один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным – указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александ­ра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя – 6 декабря, а 12е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом. " Петербургский дневник " : Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге? Епископ Кронштадский Назарий: Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 г. – тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против церкви, а с той точки зрения, что Невский пр. – главная артерия города. У нас самих было много вопросов – как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и не­удобств? Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совмест­ную реализацию ушло время. Только взвесив все за и против, тщательно подготовившись в 2013 г. к 300летнему юбилею Александро-Невской лавры, было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя. Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмот­рев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно не­обходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.

http://pravoslavie.ru/82056.html

На зависть Чичикову. Еженедельный обзор прессы ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НА ЗАВИСТЬ ЧИЧИКОВУ Обзор публикаций СМИ на религиозные темы: 17 - 24 июня. День Святой Троицы. - Церковь и государство. - Правозащитники и Православие. - Компас Андрея Себенцова. - Сколько стоит душа? В воскресенье православные христиане отмечали великий праздник - День Святой Троицы. Он относится к числу 12 главных (двунадесятых) праздников Русской Православной Церкви. Однако большинство средств массовой информации даже не упомянули об этом в новостях. Исключение составил новостной портал РИА-Новости, разместивший краткую информацию об истории праздника в сообщении " Великий праздник Святой Троицы отметят 23 июня православные христиане " . На сайте " infonews " опубликована проповедь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , произнесенная им в этот день в 1945 году. На этом же сайте можно прочитать интервью священника Украинской Православной Церкви отца Сергия Прочишина . Материал называется " День рождения Церкви " . Он рассказывает о самом событии - сошествии Святаго Духа на Апостолов, о том, почему этот праздник называют днем рождения Церкви. Также отвечая на вопросы корреспондента, священник останавливается и на некоторых вопросах, касающихся отношений между Церковью и обществом. Из печатных изданий празднику Троицы внимание уделила только газета " Pocciя " в своей статье " У дверей - Троица " . Автор Л. Ивакин также довольно подробно останавливается на истории, традициях и значении этого дня. Однако на этом статья не заканчивается. Автор, решив, видимо, что рассказ в православном духе не заинтересует читателей, рассказывает о гаданиях, в день Троицы: " Очень увлекательное действо троицкой недели - гадание по венкам. В Троицын день их вьют с песнями и бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу - та останется в девках, чей уплывет - та выйдет замуж, чей потонет - та умрет " . Создается такое впечатление, что буквально сразу после праздничной службы все девушки немедленно бегут к реке и бросают венки. При этом автор ни словом не обмолвился об отношении Православной Церкви к подобным " развлечениям " . Мол, это же не сам Ивакин придумал, а русский народ.

http://pravoslavie.ru/press/obzor03.htm

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Обзор СМИ: 5-12 мая Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 5-12 мая. - Радоница. - Кадровая революция. - Знамя Рерихов над Госдумой. - Вызовы века сего. - Не мытьем, так катаньем. - Пятое Евангелие - Духовные подмены. - День жен-мироносиц. В начале прошлой недели, 6 мая, Православная Церковь поминала усопших. Именно на этот день в нынешнем году пришлась Радоница. На сайте " Newsru.com " подробнее рассказывается об этом дне: " Радоница отмечается на девятый день после Светлого Христова Воскресения, в так называемый Фомин вторник. В народной традиции этот день иногда зовется Пасхой усопших. Во всех православных храмах сегодня совершаются заупокойные богослужения - панихиды, после которых принято ездить на кладбище, чтобы посетить могилы родных и близких " . По сообщению сайта " Регионы России " со ссылкой на комментарий клирика Екатеринбургской епархии , " Церковь считает разумным сделать Радоницу государственным праздником " . Также в этот день Русская Православная Церковь почитает великомученика Георгия Победоносца. В сообщении " Newsru.com " также вскользь указывается на то, что и российские католики отмечают этот праздник. При этом автор сообщения не указывает, что католическая церковь в 1969 г. приняла решение о деканонизации св. Георгия Победоносца. Об этом можно прочитать на " Православной странице Николая Ардабьевского " : " Обоснованием " для такой акции послужила " чрезмерная легендарность " жития великомученика, в первую очередь, из-за обилия чудес св. Георгия, в нем описанных. Кроме того, в западной " исторической литературе " нет-нет, да и проскользнет сомнение: а был ли воин Георгий вообще на свете?... А для желающих все же, несмотря на деканонизацию, почитать св. Георгия был придуман совершенно оригинальный выход. В католической литургике есть такой термин - " святые, празднование памяти которых не обязательно " . Именно в эту категорию и попадает св. Георгий: " в официальных российских католических календарях (например, в месяцеслове, опубликованном при новом русском издании Миссала) нет и следа этих деканонизаций, а память святого Георгия Победоносца так и вообще отмечена как праздничный день, да еще и с предписанием (в целях экуменического сотрудничества) совершать ее вместе с православными братьями, т.е. 6 мая по католическому календарю " .

http://pravoslavie.ru/4834.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010