святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Светел всякий день, приносящий солнечный луч, и одевшийся в общий свет: так Владыка, украсивший творение, представил (его) для нас; но ещё больше радости в торжественном и всепраздничном дне праздника, когда он почтён словом и служением Богу. Он, выражая с цветом природы и красоту благочестия, обнаруживает двойное благолепие. Таков и сегодняшний праздник, освещающий чувственные глаза тела, но просвещающий лучами слова мысленные очи духа. Сегодняшний день есть один из трех знаменитых (дней), проповедуемых в законе и воспеваемых по Евангельской благодати. По Вет­хому Завету, в этот день был дан закон по новой благо­дати, в этот (день) было дано посещение Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот день хор апостолов принял сошествие Духа, вместо скрижалей, данных чрез Моисея. Блаженный Павел говорит, пиша в послании к Коринфянам: " Вы - наше письмо, написанное … не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " (2Кор. 3:2, 3). Исследуйте же, истинно ли в этот день дан был закон? В Ветхом Завете неясно было записано, что закон был дан в пятидесятый день; но сокровище знания открывается испытывающим божественные письмена. Итак, посмотрим какой (был) день, когда был дан закон. Блаженный Моисей -  тщательно вникайте -  говорит: " В третий месяц … " по исшествии их " … из земли Египетской, … сказал Господь Моисею: пойди к народу, и … " очистят самих себя " … сегодня и завтра " , и " … к третьему дню … " Я буду видим (Исх. 19:1,10,11). Тщательно вникайте. Выход из Египта в пер­вый месяц: четырнадцатый день был первого месяца. Считай: четырнадцатый день, после него также дни, дополняющие этот месяц, то есть, семнадцать, и тридцать (дней) второго. И в сорок восьмой день второго месяца Бог говорил: " … пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра " , и " … к третьему дню … " Я буду видим. Итак, тридцать второго, а семнадцать первого и три третьего. И заметь согласие в делах. Когда на горе Синае был видим Бог, - Он был видим, как огонь горящий; когда Дух Святой явился апостолам, - явился в виде огня: были разделены " … языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

Не быть в Церкви выкидышем В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. 19 января, 2010 В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Когда наступает праздник Крещения Господня, многие священники, особенно служащие в крупных городах, готовятся к тому, что в этот день придет креститься необычно много людей. Если в среднем приходило 3-5 человек в день, то 19 января придет 25-30, а может и больше. В основе этого стремлении многих креститься именно на праздник лежит, в лучшем случае, желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Это суеверие очень настойчиво поддерживается, как и мнение о том, что существует особая «крещенская» и особая «Богоявленская» вода, что они очень разные по свойствам и применять их нужно по-разному, причем на каждом приходе инструкция по применению освященной воду своя. Хочется сразу сказать: «священники виноваты в том, что церковный народ погряз в суевериях!» Да, виноваты очень часто, но не всегда. Зачастую человек просто не желает видеть Бога, заслоняя Его материальной святыней, особым местом или праздничным днем, самозабвенно веря в самодостаточность этих вещей и понятий. С психологической и бытовой точки зрения это очень удобно: все сводится к обрядоверию, исполнению определенных предписаний, исполнению советов «знающих» бабушек, у которых Святая Троица это Бог, Божья Матерь и Мыкола Чудотворец, а понятие личного покаяния за свои грехи размывается и оттесняется, уступая место призывам покаяться всем народом в убийстве царя, страшилкам о мировом масонском заговоре против России и ИННизму.

http://pravmir.ru/ne-byt-v-cerkvi-vykidy...

I. Положение вопроса Храмы в честь архангела Михаила существовали уже в IV в. 1 , но неизвестно, в какой день тогда праздновали архангелу. Православная восточная церковь позднейшего времени совершает собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь в этот день поминает св. четырех увенчанных мучеников и не празднует архангелу. Торжественный праздник в честь св. Михаила она издревле совершает 29 сентября и указывает ближайшее основание для его установления: в этот день было освящение базилики ангела Михаила на via Salaria в 6 милях от Рима 2 . Не так стоит дело с православно-восточным праздником. В русском thesaurus heortologicus, «Полном Месяцеслове Востока» преосв. Сергия Могилевского 3 , читаются след. строки: «Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина его установления неизвестна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта». Месяцесловы нередко предлагают подобного рода задачи, заставляя считаться с неизвестными причинами. Когда дело идет о памяти мученика, святителя, преподобного, задача имеет неизбежно вид трилеммы: или в этот день святой скончался, или празднество установлено по идеальным основаниям, или же в основе его лежит какой-либо исторический факт, может быть простая случайность, а может быть и очень знаменательное событие. 8-е ноября очевидно предлагает задачу в упрощенном виде дилеммы: или идеальное основание, или исторический факт. И нетрудно понять, что нельзя остановиться на первой половине. Самоочевидно то идеальное, эстетическое основание, по которому Собор Богородицы празднуется на другой день рождества Христова, собор Предтечи – на другой день Богоявления, память Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – на другой день Сретения, Собор архангела Гавриила – на другой день Благовещения, собор 12 апостолов – на другой день праздника верховных апостолов Петра и Павла, память свв. Иоакима и Анны – на другой день Рождества Богородицы, память царицы Елены, матери Константина, – на другой день Воздвижения Креста 4 . Но 8-е ноября в этом смысле совершенно немо. Если бы Собор бесплотных сил праздновался первого числа какого-нибудь весеннего месяца, в этом можно было бы видеть отражение мысли о том, что ангелы созданы в начале, прежде видимого мира; но едва ли кто думал, что мир создан был осенью. Остается последняя половина: в основе праздника лежит неизвестный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

То, что евиониты (иудеохристианская секта II века) праздновали праздник Пасхи в тот день, когда это под угрозой проклятия было заповедано иудеям (Исх.12:6,14,18; Лев.23:5; Втор.27:26), т.е. в четырнадцатый день первого месяца (нисана), мы видели в толковании 7 Ап. правила. Такое верование евионитов относительно того, что именно в этот день, какой бы то ни было день недели, и надлежало праздновать этот праздник, разделяли многие христиане востока, которые в остальном, говоря вообще, были православны, особенно в церквах Малой Азии. На западе, а особенно в римской церкви, утвердился одно время обычай праздновать этот праздник в первое воскресение (die Dominico, υ ε) после четырнадцатого дня того же первого месяца. Малоазийские христиане, ссылаясь на ап. Иоанна, Филиппа и на некоторых Апостольских учеников, считали, что, следуя примеру Христа, когда Он со Своими учениками праздновал Пасху, должны и они в тот же день соблюдать воспоминание Его смерти ( υο), притом таким же образом, как то делал Христос. С этою целью они устраивали особую вечерю, которую ставили в связь с вечерей Господней, и делали это в то время, когда иудеи праздновали свою пасху, т.е. в 14 день первого месяца, причем прерывали на это время пост страстной седмицы. После этого они опять продолжали поститься до наступления третьего дня, в который и праздновали Воскресение Христово ( ο), не взирая на то, когда приходился этот третий день - в воскресение или в какой-либо другой день недели. Веруя, что в данном случае они поступают совершенно правильно, они считали обычай западной церкви новшеством, противным исторической истине. С своей стороны западная церковь оправдывала свой обычай общей свободой христиан, которые не должны держаться иудейского обрядового закона. По ее утверждению, если христиане не обязаны были праздновать иудейскую субботу, тем менее они могли быть обязаны праздновать иудейскую пасху, потому что ап. Павел не только вообще предоставил христианам свободу относительно празднования известных дней, но особенно сказал это относительно Пасхи (1Кор.5:7). Притом для христиан невозможно следовать во всем иудейской пасхе, как невозможно и сохранять все те обряды, которые с ней связаны и которые не соблюдались и малоазийскими христианами. Наконец западная церковь считала вполне самовольным и воспрещенным делом прерывание поста на страстной седмице, как то делали малоазийские христиане, потому что пост этот, по преданию Апостольскому, мог прекратиться только в день Воскресения Христова (трул. 89; Дионисия алекс. 1). По поводу упомянутых разногласий между церквами малоазийскими и западной возник большой спор, продолжавшийся несколько веков, причем все, следовавшие относительно времени празднования Христова Воскресения малоазийскому обычаю, названы были четыренадесятидневниками, о чем мы говорили в толковании 7 правила II вселенского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный государственный праздник Ко дню народного единства 02.11.2016 963 Время на чтение 5 минут 4 ноября (по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, разбив поляков, с иконой Казанской Божией Матери вошли в Китай-город. Оккупанты укрылись в Кремле, однако уже на другой день, видя, что сопротивление бесполезно, подписали капитуляцию, и древняя первопрестольная столица Святой Руси была полностью освобождена от захватчиков. В честь этой Великой победы русского народа над польско-литовскими интервентами в 1630-е годы на Красной площади был построен Казанский собор. А в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, в день ее явления в граде Казани (21 июля по новому стилю), но и 22 октября (4 ноября по новому стилю). Больше того, по этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. И только в 2004 году этот день снова стал государственным праздником - Днем народного единства. День народного единства как нельзя лучше соответствует своему названию и является большим государственным праздником. Прежний же, самый главный праздник страны Советов - « день 7 ноября - красный день календаря» (день Октябрьской революции) - трудно назвать днём примирения и согласия, наоборот он стал черным в истории нашего Отечества и последним днем великой Российской империи. Этот день принес нашему народу неописуемые горе и страдания, привел к Гражданской войне, к гибели многих миллионов наших сограждан. День же 4 ноября, ставшим днем празднования Казанской Божией Матери, принес в 1612 году освобождение Москвы от иноземных захватчиков, объединил народ и прекратил братоубийственное кровопролитие Смутного времени. Божия Матерь, ее святой чудотворный образ, явленный в городе Казани в 1579 году, безусловно, были главными виновниками победы в войне 1612 года, как и в последующих войнах нашей страны с иноземными захватчиками.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение. Угодно было, чтобы день поклоняемой Пасхи возвещали всем через приписку под определениями Собора. А день Собора да остается тот же, какой был определен на Иппонском соборе, а именно: за 10 дней до сентябрьских календ. Нужно также написать к первенствующим всех областей, чтобы они, созывая у себя Собор, имели в виду этот день. μοως ρεσεν, στε τν μραν το προσκυνητο Πσχα δι τς τν τετυπωμνων πογραφς πσιν μφανζεσθαι. δ τς συνδου μρα ατ φυλαχθ, τις ρσθη ν τ ν ππνι συνδ, τουτστιν, πρ δκα καλανδν Σεπτεμβρων φελει γρ κα γραφναι πρς τος πρωτεοντας πασν τν παρχιν, να, τε παρ αυτος σνοδον προσκαλονται, τατην τν μραν φυλττωσι. Толкования Зонара . Определено, чтобы день Пасхи был объявляем в африканских странах на ежегодном соборе; а днем собора определяли быть 10-му дню сентябрьских календ , который есть 21е августа; ибо календами , как было сказано выше, называются 1е дни месяца; итак, если исключить пред ними 10 дней, то останутся в августе, имеющем 31 день, – 21. Аристен . Рассуждено, чтобы день святой Пасхи был возвещаем в день ежегодного собора, т. е. в десятый день сентябрьских календ. Неоднократно собор определял и это, – чтобы день Пасхи был узнаваем на ежегодном соборе в Африке. Вальсамон . И в других различных правилах определено, когда областные епископы должны собираться на собор для решения церковных вопросов. Настоящее же правило говорит, что во время собора (назначенного в 10й день сентябрьских календ, т. е. 21-го августа: ибо календами называются 1е дни месяца) должен быть объявляем день Пасхи для того, чтобы он (заблаговременно) был известен всем живущим в Африке. Таково содержание правила. А поскольку ни из настоящего, ни из другого правила не узнается наступление дня Пасхи (ибо 7е правило святых Апостолов определяет, что мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия, и больше ничего), то мы признали нужным, посредством толкования настоящего правила, вразумить желающих, каким образом отыскивается день законной, т.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Закрыть Этот праздник должен быть! На Западе нас уже порицают за то, что мы поздравляем женщин 8 марта Иеромонах Макарий (Маркиш)   18:10 07.03.2023 1506 Фото: ru.bidspirit.com 8 марта Россия традиционно отмечает Международный женский день. Идеологическая подоплёка праздника стёрлась из памяти и в этот день многие по обыкновению спешат поздравить мам, жён, сестёр, дочерей и бабушек с Женским днём. В этот день мужчины преклоняются перед женщинами, чествуют лучшие их черты – доброту и скромность, мудрость и терпение, Любовь, и милосердие. В православной среде по-разному воспринимают этот день. Часть категорически выступает против и критикует его празднование, иная часть, понимая, что в народе уже и следа не осталось от феминистической подоплёки праздника, сердечно поздравляет, как говорится, лучшую половину человечества. И всё же, каждый год мы встаём перед вопросом: как православным относиться к Международному женскому дню, учитывая исторические предпосылки его появления? О празднике 8 марта рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проживавший в США в 1985-2000 годах, иеромонах Макарий (Маркиш): Размышляя о празднике 8 марта, нужно, как говорил наш весьма уважаемый Президент Владимир Владимирович Путин, отделять мух от котлет. Мухи – празднование: пойти в магазин, закупить алкогольных напитков, напившись подраться и закончить праздник в отделении полиции. И даже не очень трезвому человеку понятно, что этого делать не надо – ни в пост, ни в мясоед, а в пост – особенно. А теперь котлеты – сам праздник. И это уже гораздо серьёзнее, потому что мы должны отделять происхождение какого-либо факта нашей жизни от его содержания. Бывает, что происхождение и содержание сливаются, а бывает и разделяются. Я предлагаю всем вспомнить происхождение праздника Рождества Христова – день, близкий к зимнему солнцестоянию, который был у римлян и других народов важным событием языческого поклонения солнцу. Солнце опускается вниз, а затем начинает подниматься вверх. Язычники отмечали этот день как праздник. Церковь интегрировала, реципировала, приняла эту дату в качестве важнейшего церковного праздника – явления Христа на Земле.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/07/et...

Обрезание Господне I. Мои мысли Праздник Обрезания обычно проходит незаметно… И не знаешь: двунадесятый ли это праздник или нет? Пасха стоит – выше и вне двенадцати (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово… Итого двенадцать. Ясно, что первый – Обрезание – уже не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Но почему же он проходит так незаметно? И вообще, в этот день – как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько. а) При великом свете Рождества Господня и при грядущем Крещении – Богоявлении Троицы – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах. б) Ему даже и времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь одни день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только одни день праздника. в) А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий , почивший 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. г) Но со времен Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования 1 сентября на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание… Может быть, даже многие и не знают этого праздника? Во всяком случае в сознании верующих этот праздник один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев. д) Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов?.. Например, Преполовение тоже считается праздником. Но Преполовение проходит тоже малозаметно. Ясно, что Обрезание, праздник, как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы это? Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот восьмой день по Рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над Ним ветхозаветного чина, или тайнства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев; так что «обрезанного» считали Божиим, а «не обрезанного» – язычником, как и у нас делили людей на «крещеных» и «нехристей», или некрещеных… Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет. Это я сам слышал от такой одной несчастной матери, заспавшей и задушившей во время сна своего ребенка и горько о том мучившейся и плакавшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий деньдень рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010