Ис.56:6 . И сыновей иноплемен­ников, при­соединив­шихся к Го­с­по­ду, чтобы служить Ему и любить имя Го­с­по­да, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от оскверне­ния ее и твердо держащихся завета Моего, Ис.56:7 . Я при­веду на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожже­ния их и жертвы их будут бла­го­приятны на жертвен­нике Моем, ибо дом Мой назовет­ся домом молитвы для всех народов. «Я приведу на святую гору Мою... дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.» Упоминание здесь о «горе святой» естественно ведет нашу мысль к раннейшей специальной речи того же пророка об этой святой горе, под которой он, вообще, разумеет судьбы новозаветной, Христовой церкви (2 гл.). Под «домом молитвы», о котором здесь неоднократно говорится, хотя многие и склонны разуметь ветхозаветный иерусалимский храм, но это едва ли справедливо, особенно, ввиду ясных слов Господа, что «наступает время, когда... и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу... в Духе и истине» ( Ин.4:21, 23–24 ). «Поэтому пророчество Исаии, как справедливо говорит Властов, должно было иметь обширнейшее значение и обнимать собою весь мир христианский, т. е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа христианская, поклоняющаяся Господу Богу «в духе и истине», будет услышана милосердным Отцом» (Властов, Священ. Летоп. V гл. 332 с.). Ис.56:8 . Го­с­по­дь Бог, собира­ю­щий рас­сеян­ных Израильтян, говорит: к собран­ным у него Я буду еще собирать других. Ис.56:9 . Все звери по­левые, все звери лесные! идите есть. Снова, для ее большего усиления, повторяется та же самая мысль – о всеобщем призвании всех народов в церковь Христову: в нее войдут и все желающие того израильтяне, как бы ни были они далеко рассеяны, и все языческие народы, как бы не казались они, с ветхозаветной точки зрения, дики и грубы, наподобие полевых и лесных зверей. Все эти мысли и даже самые образы прекрасно знакомы нам и по многим другим местам кн. пророка Исаии. Так о собрании рассеянного Израиля и его провиденциальном назначении в 11 гл., между прочим, говорится: «и будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники... и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех ветров» ( Ис.11:10, 12 ; ср. Ис.27:12 ; Ис.43:5–6 и др.). Сравнение же языческих народов, пребывавших в религиозном неведении и материальном огрубении, с дикими зверями, дано, напр., в Ис.43:20 : «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи». Здесь, общеизвестные образы «пустыни жаждущей» и благодатной ее оросившей «воды», не оставляют сомнения и относительно надлежащего понимания обитателей этой пустыни, т. е. языческих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих. " . Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя: " Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. " (Мф., 5:10-12). " А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. " (Мф., 5:44-45). Думается, комментарии излишни. Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует - мужики начинают побаиваться... Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться... " Задержалка " настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи. И подержав в руках такой " щит " , хочется воскликнуть: " Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников " ! К сожалению, не " Молитвенный щит " виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами " на потребы " , хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы " от зубной боли " , " от глазных болезней " ? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство. Также и другие многопотребные молитвы - зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой " многомолитвенности " говорил Спаситель:

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

  Глава 4. Четвертое прошение молитвы Господней: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»     7. Четвертое прошение звучит: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» ( Мф.6:11 ). Здесь блаженный Киприан показывает, каким образом и эти слова могут пониматься в качестве прошения о пребывании. Ибо он говорит среди прочего: «И мы просим так: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», для того, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в качестве спасительной пищи, если вдруг случится какое тяжкое прегрешение, не оказались бы отделенными от тела Христова, будучи удерживаемы от небесного хлеба, поскольку находимся под запрещением и не участвуем в общении» 7 . Эти слова святого человека Божия показывают, что святые, несомненно, просят у Бога пребывания, когда говорят: «Хлеб наш... дай нам на сей день», с тем намерением, чтобы не быть отлученными от тела Христова, но остаться в той святости, благодаря которой они не допускают никакого прегрешения, способного заслуженно отделить их от нее.     Глава 5. Пятое прошение: «Прости нам долги наши»     8. В пятом прошении молитвы мы говорим: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Кажется, что в одном этом прошении мы не просим о пребывании. Ведь те грехи, об оставлении которых мы молимся здесь, – это грехи прошлые, тогда как пребывание, которое делает нас спасенными в вечности, хотя и необходимо во время этой жизни, но не в прошедшее [время], а в то, которое еще остается до ее конца. Однако не напрасно будет ненадолго обратить внимание на то, каким образом и в [объяснении] этого прошения язык Киприана, как некое непобедимое орудие истины, еще тогда поразил еретиков, появившихся спустя довольно длительное время после него. Ведь пелагиане среди прочего отваживаются говорить, что праведный человек в этой жизни вовсе не имеет никакого греха, и из подобных людей составляется уже в нынешнее время Церковь , «не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ), и одна лишь эта Церковь есть невеста Христова; как будто не невеста Его та, которая по всей земле говорит то, чему научилась от Него: «Прости нам долги наши». Но посмотрите, как уничтожает их славнейший Киприан. Объясняя это место молитвы Господней, он среди прочего говорит: «И сколь неизбежно, сколь предусмотрительно и спасительно убеждаемся мы в том, что мы – грешники, поскольку [Господь] побуждает нас молиться за свои грехи, дабы, прося оставление [прегрешений] у Бога, душа вспомнила [о голосе] своей совести. Для того чтобы никто не воображал о себе, что он невинен, и не погиб вскоре из-за превозношения, [эта молитва] наставляет и учит [человека], что он грешит ежедневно, поскольку ежедневно повелевается ему молиться о своих грехах. И Иоанн в своем Послании говорит, утверждая это: " Если мы говорим, что не имеем греха, – то обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ), и прочее» 8 , что было бы долго приводить здесь.  

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

а) в великопостной молитве читаем: «Иисусе, – спасительное Имя, помилуй мя» 988 . Ведь эти подлинные слова церковной молитвы и осуждает Послание. Но, может быть, их нельзя понимать в прямом смысле, а нужно видеть в них или поэтический образ, или просто пояснение имени «Иисус»? б) Но за прямой смысл подобного выражения говорит такой авторитетный в духовном отношении писатель-подвижник, как еп. Игнатий (Брянчанинов) : «Вся сила и всё действие молитвы Иисусовой истекает из поклоняемого и всемогущего Имени – Иисус« 989 . »Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу " 990 . в) Наконец, подтверждение и разъяснение этой мысли мы находим у постоянного члена Св. Синода архиеп. Никона. В «Троицком Слове» за 1911 г., журнале, издаваемом и редактируемом архиеп. Никоном, печаталась рукопись под заглавием: «Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой». Затем отдельные оттиски этих рассказов вышли в качестве «издания Оптиной пустыни» с цензурного разрешения и с весьма одобрительным предисловием архиеп. Никона, тогда епископа Вологодского. На стр. 46 этой книжки мы читаем: «Имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущую и самодействующую благотворную силу». 2) «Ужасный вывод», вытекающий, по мнению Синода, из первого пункта, состоит в том, что «и несознательное повторение Имени Божия – действенно. «Но это, – по словам Синода, – противоречит прямым словам Господа: «Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи» и проч.» Раскроем это «и пр.» или, проще говоря, продолжим так некрасиво, – чтобы не сказать – неблагоговейно, – оборванный в Послании текст евангельский. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! Войдёт в Царство Небесное, но исполнявший волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак, что же? Чтобы призывание Имени Божия было спасительным, требуется от призывающих его исполнение воли Божией, но действенность его вообще не ограничена этим условием, как видно из приведённого нами текста. Имя Божие творило чудеса, исходя из уст беззаконников, о которых Господь скажет: Я никогда не знал вас». «Никогда» – значит – ив период чудотворений. Эту мысль высказывает блаженный Феофилакт: «В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от Имени Иисуса " 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Часть Вторая О молитве Иисусовой    В наше время молитва Именем Иисуса становится широко распространенной на всех материках. Многое, написанное о ней, заслуживает серьезного внимания; но параллельно сему было высказано немало нелепых идей. Ввиду этого я решил написать краткий трактат о ней, чтобы, с одной стороны, предупредить благочестивых делателей ее о непроторенных дорогах, и с другой — утвердить основные богословские и аскетические положения этой великой духовной культуры.    Теория сей молитвы может быть изложена на нескольких страницах, но практическое применение ее в христианской аскетике связано с такими трудностями, что с давних времен отцы и учители Церкви всячески убеждали искателей этого образа соединения с Богом приступать к ней со страхом, искать руководителя, прошедшего сей подвиг. Я вовсе не надеюсь исчерпать этот исключительно важный вопрос, но поставил себе ограниченную задачу: представить здесь нечто из того, чему я был научен во время моей жизни на Святой Горе, в монастыре и в пустыне. Совершенно избежать в этой попытке повторений того, о чем уже было написано другими авторами — невозможно. Но, полагаю, подобные повторения не только могут быть не лишними, а даже и необходимыми для освещения предмета в иных контекстах.    Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал: «Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна... Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам» (Ин. 16:24, 23). Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем.    Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как «агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия: «Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем», и другой случай: «мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов» (Лк. 10, 17, 9:49). Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пастырь весьма удивился, видя, как они, еще два дня назад вовсе неученые, внезапно умудрились, облекшись в святую одежду. После того как Симеон и Иоанн долгое время плакали, святой Никон, преклонив колени и справа от себя поставив Симеона, а слева Иоанна, воздел руки к небу и сказал: “Боже справедливый и славный, Боже великий и могущественный, Боже предвечный, услышь в час сей грешника. Услышь меня, Боже, в силе Своей. Не вспоминай в час  этой моей молитвы о вечно и во веки творимых прегрешениях ничтожества моего. Услышь меня, Господи, услышь меня в пламени молитвы, как некогда пророка Своего.   Воистину да будет так, Боже святых сил, воистину да будет так, Боже, творец ангелов, воистину да будет так, сказавший: „Просите, и получите " .   Не погнушайся мной, имеющим нечистые уста и погрязнувшим во грехах. Услышь меня, обещавший внимать всем, с верой взывающим к Тебе, и направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира.  Пожалей сынов своих, простых сердцем, живущих на чужбине, рекший: „Будьте просты, как голуби " .   Я взываю к Тебе всем сердцем моим. Боже, Боже, услышь меня, упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.   Накажи всех нечистых духов ради сыновей твоих. Возьми щит и латы и восстань им на помощь.   Обнажи меч и прегради путь преследующих их. Скажи, о Господи, Господи, душе их: " Я — твое спасение " . Да отступит от ума их дух боязни, беспечности, гордыни и всякого зла и да угаснет всякий огонь в них и всякое побуждение, порожденные диаволом. Да просветится тело их, и душа, и дух светом познания Твоего, чтобы, придя к единой вере и признанию Святой и поклоняемой Троицы и достигнув совершенства и меры возраста, вместе с ангелами и со всеми от века Твоими, Боже, угодниками восславили во веки веков пречестное и благое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Вместе с прочими дарами, Господи, навсегда вложи им в сердце и слова этой моей убогой и недостойной молитвы, чтобы прославляли и хвалили благость Твою”. И  снова игумен стал со слезами говорить Симеону и Иоанну: “Бог, которого вы избрали, добрые дети мои, и вослед которому пошли, сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим,   который приготовит путь свой пред стопами вашими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал:«Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам»   . Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем. Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как»агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия.«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили:«Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» " ; и другой случай:«…мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов…»   Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем. Но что значит Имя Божие? Чтобы молиться»во Имя» — нужно ли понимать его значение, его свойства, его природу? Да, необходимо даже, чтобы»радость наша была совершенна». Глубины жизни во Христе — неисчерпаемы; усваиваются они в длительном процессе с великим напряжением всех наших сил. И постижение содержания и смысла Имени Божьего стяжевается лишь постепенно. Обрадовать наше сердце может и мимолетное призывание его; и это ценно. Но не должно останавливаться на полпути. Коротко наше пребывание здесь, и должно использовать каждый час так, чтобы созревало наше познание Бога. Когда же сольются воедино и радость сердца, и свет ума, тогда мы приближаемся к совершенству. С великой культурой этой молитвы я встретился на Святой Горе. Естественно, я желал учиться у отцов — как они понимают сей важнейший аспект христианской аскетики. Приехал я на Афон в 1925 году. Незадолго перед тем там произошли бурные споры о природе Имени Божьего. В напряжении самих споров, подобных богословской полемике XIV века о природе Фаворского Света, было допущено с обеих сторон немало поступков, которых не должно было бы быть среди людей, предавших свои души в руки Святого Вседержителя. Есть в этой полемике некая аналогия с вековыми распрями между номиналистами и реалистами, идеалистами и рационалистами. По временам они затихают, чтобы затем снова вспыхнуть в иной форме. Наблюдается наличие двух различных естественных расположений: с одной стороны — пророки и поэты; с другой — ученые и технократы   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Особенно послушай, что происходило, прежде чем произнесены были эти слова. И встали, сказано, все из-за трапезы, и она тотчас пошла, не ко сну и не на покой. Поэтому мне думается, что и за трапезой она ничего не вкушала и не обременяла себя какими-либо яствами. Иначе не пролила бы столько слез. Если мы и во время поста едва ли, или, лучше сказать, никогда не молимся так, как молилась Анна, то ей после трапезы вовсе не совершить бы подобной молитвы, если б она за трапезой не подражала обычаю постников. Устыдимся мы, мужчины, этой женщины! Она молилась о даровании ей сына и плакала, а мы просим о царстве (небесном), и делаем это с небрежностью. " И стала, – сказано, – пред Господом» ( 1Цар. 1:9 ). Что же говорит она? «Господи [Всемогущий Боже] Саваоф!» – слова, которые в объяснении значат: «Господи, Боже сил». Но слезы лились, прежде чем она могла что-нибудь выговорить. Ими она и надеялась преклонить к себе милость Божью. Где слезы, там полное сокрушение; а где сокрушение, там много любомудрия и осмотрительности. «Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей ...и дашь мне сына, то я отдам его [в дар] Господу на все» время ( 1Цар. 1:11 ). Не сказала: на один год или на два, как делаем мы, и не говорила так: «Если дашь мне ребенка, я дам денег», но: «Когда родится у меня первенец, сын молитвы, я всецело отдам его вместо дара». Это поистине была дочь Авраама. У того потребовал (Бог сына), и он отдал; эта же отдает еще прежде, чем исполнилась ее просьба. Затем смотри, какое благоговение и в том, что " уста ее, – как сказано, – только двигались, и не было слышно голоса ее» ( 1Цар. 1:13 ). С таким расположением приступает к Богу человек, искренно желающий получить просимое, у которого леность, невнимательность, рассеянность, пренебрежение, беспечность не имеют места. А без молитвы (скажет кто-нибудь) разве Бог не мог даровать (Анне сына)? Ужели в самом деле, Он не знал о желании этой женщины еще прежде, чем она стала молиться? Но если б Он даровал (ей сына) без прошения, то не открылось бы усердие жены, не сделалась бы явно добродетель ее, и она нее получила бы такой награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Истина есть свобода людей в свободе Божьей, и это значит, что если человеческая свобода находится в свободе Божьей, то она бесконечна, всеполезна, приносит спасение; предел этой свободы таков: «...впрочем не как я хочу, но как Ты», «...да будет воля Твоя» ( Мф. 26:39, 42 ). И какова воля Божия о нас, людях? – Чтобы мы верой в Сына Божия стяжали вечную жизнь. Эта воля Божия полностью и совершенно выражена в Богочеловеке Христе, в Его Евангелии, в деле спасения (ср. Еф. 1:9–10 ). Поэтому наша свобода состоит в том, чтобы искать того, что Христово, того, что относится ко Христу, то есть евангельского, и чтобы получить это от Бога. Потому не будет свободой, но слепой несвободой, слепым порабощением искать от Бога того, что не евангельское, и ожидать исполнения нашего прошения. В конечном счете это значит, что мы хотим, чтобы Бог стал соучастником в нашем грехе, в нашем грехолюбии. По этой причине многие наши молитвы Господь, Всеблагой и Всеведущий Бог, «не слышит» и не исполняет наши прошения, поскольку они не созвучны Его воле. Условия исполнения наших прошений есть их согласие с волей Божией. Следовательно, как правило, как меру, мы можем положить следующее: ищи того, что согласно с волей Божией, и ты это получишь. Согласно с волей Божией то, что вытекает из Евангелия и согласуется с ним. С такой свободой каждое человеческое движение есть надежное житие в бесконечных добротах Божиих, в бесконечной истине Божией, в бесконечной правде Божией, иными словами, в бесконечной благости Божией. Это есть самая совершенная и самая сладкая свобода. Все остальное, прямо или косвенно, порабощено греху, смерти и дьяволу, порабощено злу. 1Ин. 5:15 .  И аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него. ( А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.) «Когда мы знаем, что Он слушает нас», – знаем это из опыта. Богоугодные наши молитвы являются самым замечательным и самым твердым нашим убеждением! Тут уже нет места колебаниям, сомнениям, нерешительности. «Потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак. 1:6–7 ). Мы выполняем волю Божию, поэтому Он исполняет нашу волю. Это евангельское правило: соблюдай волю Божию, чтобы и Он исполнил твою волю. Если того, что хочет Бог для тебя и для других, хочешь и ты для себя и для других, тогда несомненно Бог исполнит каждое желание твоей молитвы. Чего не хочет Бог от тебя и от других? Он нам это говорит в Своем Евангелии. Живешь ли ты согласно Евангелию? – Если да, то Господь исполнит каждое прошение твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Как видно, здесь перед нами на лицевой стороне оригинальная древняя форма Символа веры, отличная от Никео-Царьградского, a на оборотной стороне отрывок какой-то молитвы, в которой о. Каброль предполагает конец молитвы предложения. Фрагмент С (Лицевая сторона?) («Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад святых ангелов и архангелов: кругом Тебя предстоят шестокрылатые Серафимы) и двумя крыльями они покрывают лицо, двумя ноги и двумя летают. Всё всегда Тебя святит. Но и вместе со всеми Тебя освящающими приими освящение и нас, говорящих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей». (Оборотная сторона?) «Исполни и нас Твоей славы и удостой низпослать Духа Святаго Твоего на творения сия, и сотвори хлеб Телом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, a чашу Кровию Новаго Завета. Ибо Сам Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую Он был предан, взял хлеб и, благодарив, преломил и дал (ученикам Своим и апостолам), сказав: (Приимите и ядите все) от него; это есть Тело, за вас даваемое во оставление грехов. Подобным образом после Вечери, взяв чашу, благословив и пия, дал им со словами: Возьмите, пейте все от нея; это есть Моя Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов. (Творите сие в Мое воспоминание.) Всякий раз, когда вы будете есть этот Хлеб и пить из этой Чаши, вы будете возвещать Мою смерть, и исповедовать Воскресение, и молиться…». Несмотря на исключительное значение этой литургико-археологической находки, мы не в состоянии сделать каких-либо решительных выводов по двум намечающимся вопросам, a именно: 1. Где были ходатайственные молитвы? До Sanctus’a, с которого начинается фрагмент С, или после преложения Даров, на чем кончается тот же отрывок? Иными словами, представляют ли собой разбираемые отрывки евхаристическую молитву чисто александрийского, уже вполне определившегося типа, или же это анафора, по своей структуре сходная с Евхологием Серапиона? 2. Как объяснить столь необычный до сего памятника факт эпиклезы до установительных слов?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010