Молитва об Украине: Призри на скорбь чад Твоих, в земли украинстей сущих Последование для мирян о прекращении междоусобной брани на Украине, которым может воспользоваться каждый из нас 4 июля, 2014 Последование для мирян о прекращении междоусобной брани на Украине, которым может воспользоваться каждый из нас Это молитва, к которой хочется и должно приложить слова Спасителя: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20)… Смс-переписка с друзьями: – Ты завтра к нам приедешь? – Да-да, конечно, очень жду. – Тогда придумай нам богослужебную форму молитвы об Украине. Между нашей молитвой в храме и домашней молитвой всегда большой разрыв. Я не о келейном правиле, которое читаешь в одиночестве – будь то взятое из молитвослова или с какими-то изменениями, благословленными духовником или самостоятельно принятыми. Это молитва личная. А вот когда мы собираемся помолиться вместе – с домашними или с друзьями, о наших общих нуждах, вне храма? Это молитва, к которой хочется и должно приложить слова Спасителя: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20)… Это молитва тоже церковная, молитва собрания, но она проходит вне храма. Кстати, сейчас все более распространяется основанная на приведенных словах Спасителя «Молитва по соглашению» – общая молитва, которой согласившиеся участники молятся ежедневно каждый в своем месте (при этом часто, но не всегда оговаривается фиксированное время для этой молитвы, чтобы единством времени преодолеть разрозненность пространства). Мало кто задумывается о том, что даже в случае этой молитвы от нас требуется некоторое литургическое творчество: выбрать исходный текст молитвы (в Интернете, а также и в печатных изданиях, даются образцы, различающиеся между собой, и в большинстве не без корявости) и приспособить его под конкретное прошение и состав молящихся. А если мы просто собираемся помолиться о чем-то важном? Вот как случилось у нас: простой дружеский визит потребовал общей молитвы о нашей общей боли, об общей беде нашей земли и нашей Церкви.

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

   Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3); другой — что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» (1Ин.4:2); а апостол Петр исповедал: «Ты — Христос, Сын Бога живаго!» (Мф.16:16). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде.    Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования».    Кроме этих указаний на происхождение Иисусовой молитвы, упомянутые авторы приводят целый ряд ссылок на слово Божие, указывающих на великое значение призывания имени Иисуса Христа в жизни христианина. Ограничимся указанием здесь лишь некоторых из них.    Когда настало страдание Спасителя, Он сказал ученикам: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:14, 16:23—24). По воскресении Он говорил, что уверовавшие... «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Апостол Павел писал, что «пред именем Иисуса преклонится всякое колено» (Флп.2:10). И в апостольских Деяниях написано, как апостол Петр говорил, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа Назорея» (Деян.4:10, 12).    Существенным признаком умной молитвы является не самая формула, но ее краткость и глубина содержания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

На самом деле в словах Христовых против многословия заключается та мысль, что длительная молитва – не заслуга молящегося; те, кто смотрят на молитву как на показатель своего благочестия заблуждаются. Продолжительная молитва нужна не Богу, а нам самим рассеянным и закосневшим в духовной лени и мирской суете. Она согревает сердце людей и вызывает постепенное возникновение в них религиозной настроенности. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна наставлял Своих учеников Спаситель ( Мф.26:41 ). Сам Он уходил в пустынные места и молился ( Лк.5:16 ). Перед избранием двенадцати апостолов взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Апостол Павел также заповедал непрестанно молиться ( 1Фес.5:17 ) и, обращаясь к фессалоникийцам, говорил: Радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей. ( 1Фес.3:9–10 ). Корнилий сотник угодил Богу тем, что подавал милостыню и постоянно молился. Святые апостолы, поручив диаконам внешние дела церковной общины, так определили свое назначение: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию ( Деян.6:4–5 ). Вторая ступень молитвымолитва ума. На этой молитвенной ступени христианин достигает способности сосредоточивать свой ум, свое внимание на предметах молитвы. Внешним средством к тому, по мнению опытных в молитве старцев, служит вдумчивое неторопливое чтение молитв. Внутреннее средство к стяжанию этого подвига, изложенное отцами, собрано в Добротолюбии преосвященного Феофана Затворника . Высшая степень молитвымолитва чувства, когда молящийся живо чувствует и вполне переживает сам все, заключающееся в содержании молитвы, когда при славословии Бога сердце его возгорается радостью; при воспоминании Евангельских событий – сопереживанием страданий Иисуса Христа, скорбью о греховном ожесточении людей. Как же совершается переход к этой третьей ступени молитвы? Нужно, прежде всего, остерегаться искусственного напряжения своих чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Так как, по апостолу, “любовь никогда не перестает” ( 1Кор. 13:8 ), то члены Церкви – не только земные молятся друг за друга, но, по закону христианской любви, земные молятся об отошедших, т.е. усопших братьях, нуждающихся в молитвенной помощи. Наконец, мы сами обращаемся к небесным с просьбой молиться о нас и о наших братьях. На этой же связи небесных с земными основано и попечение ангелов о нас и молитвы им. Сила молитвы за других постоянно свидетельствуется словом Божиим. Спаситель говорил ап. Петру: “Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” ( Лк. 22:32 ). Апостол Павел часто просит христиан молиться о нем: “надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам (Филим. Ст. 22); “Молитесь о нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас” (2 Фесс. 3:1). Будучи в отдалении, апостол соединяется со своими духовными братьями в общей молитве: “умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною и молиться за мене к Богу” ( Рим. 15:30 ). Апостол Иаков наставляет: “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного” ( Иак. 5:16 ). Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как на небесах двадцать четыре старца, стоящие у престола Божия, пали перед Ангелом, имея каждый гусли и чаши, полные фимиама, “которые суть молитвы святых” ( Откр.5:8 ), т.е. возносили молитвы святых на земле к престолу небесному. Молитвы об усопших У БОГА ВСЕ ЖИВЫ. Церковную жизнь проникает живое сознание и чувство, что наши усопшие продолжают жить по смерти, только в иной форме, чем на земле, и не лишаются духовной близости к оставшимся на земле. Поэтому не прекращается и молитвенная связь с ними Церкви странствующей. “Ни смерть, ни жизнь... не смогут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” ( Рим. 8:38 ). Отошедшие нуждаются только в одной помощи со стороны своих братьев – в молитве о прощении им грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

По мере того, как мы будем следить за чином Евхаристии, это ее назначение будет раскрываться все яснее и глубже. Но уже с самого начала, уже в этих «общих и согласных молитвах», в этих радостных и победных антифонах, возвещающих и прославляющих Царствие Божие, знаменуем мы, что «собрание в Церковь » есть прежде всего радость возрожденной и обновленной твари, собрание мира, в противоположность распаду его в грехе и смерти. Таинство Царства – Евхаристия, тем самым, есть и Таинство мира, который «так возлюбил Бог , что отдал Сына Своего...» ( Ин. 3:16 ). § III Вернемся теперь к великой ектенье 17 . «Миром Господу помолимся», – возглашает дьякон. После исповедания и славословия Царства наступает время «общей и согласной молитвы». Понимаем ли мы все значение и, главное, всю новизну этой молитвымолитвы самой Церкви? Понимаем ли мы, что это не «просто» молитва человека или группы людей, а молитва Самого Христа Отцу Своему, нам дарованная, и что этот дар молитвы Христовой, Его посредничества, Его ходатайства есть первый и величайший дар Церкви. Мы молимся во Христе, и Он Духом Своим Святым молится в нас, собранных во Имя Его. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " " ( Гал. 4:6 ). Мы ничего не можем добавить к Его молитве, но по Его воле, по Его любви мы стали членами Тела Его, составляем одно с Ним и имеем участие в Его предстоянии и ходатайстве за мир. Ап. Павел, призывая верующих «прежде всего совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков», прибавляет: «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос » ( 1Тим. 2:1, 5 ). И потому молитва Церкви есть молитва богочеловеческая, ибо Церковь есть человечество Христово, Им возглавленное: – «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:23 ). О свышнем мире и спасении душ наших... В Церкви нам дан мир Христов, как дано помазание Духа Святого. Нам все дано и мы все же непрестанно молимся: прииди и спаси нас, да приидет Царствие Твое...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Дмитрий 1 июля 2012, 19:35 Есть ли смысл молиться за умерших? Вопрос важный! (часть 1) Сразу нужно различить умерших на верных и всех остальных т.к. сейчас существует нездоровая практика отпевать всех подряд. Скажу сразу что молится об неверных в смысле изменения их загробной участи бесполезно! Люди умершие вне церкви т. е. ( еретики представители других конфессий ), люди умершие в смертных грехах ( пьянство, блудное сожительство, воровство, атеизм и т. д. ) Царства Небесного наследовать не могут. За таковых церковь молитвы не приносит. Таковые предоставлены справедливому суду Бога. Вот пример из писания: «22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.» (Матф.15:22-25) Мы видим что Господа все 12 апостолов просили об этой женщине, но Господь их не слушал пока женщина не подошла и не стала говорить лицом к лицу. Если человек всю жизнь не искал общения с Богом и умер вне церкви то думаю даже если за него будут молиться 12 апостолов то эту просьбу Бог не исполнит. Дмитрий 1 июля 2012, 19:35 (часть 2) Теперь о верных т. е. тех кто знает вероучение и живёт по нему участвуя в церковных таинствах. Об покое в Боге именно таковых мы молимся. Но и тут молитвы церкви не меняют радикально участи человека т. е. вымолить человека из геены в рай не получится никак. Посмертная участь человека зависит от самого человека и его отношений с Богом. На что-же влияют молитвы или сказать по другому прошения об усопших к Богу ? Влияют они на степень награды или степень кары. И в Царстве Небесном и в геене люди будут не ровны. Если Бог вводит человека в своё вечное Царство то молитвы о человеке принесут ему большую награду. Если христианин будет осужден то молитвы о нём несколько облегчат его участь. Таково предание церкви.

http://pravoslavie.ru/54529.html

Лучшее средство преклонить себе на милость Господа, Пречистую Богородицу, Ангела-хранителя и святых Божиих есть сострадание к бедным и немощным. Все мы члены друг другу [ Еф. 4, 25 ] под Главою Христом: и Ангелы, и святые Божии человеки. Потому когда мы каждый как следует исправляем должность членов тела, сострадаем и помогаем друг другу: проповедует ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог... ( 1Пет. 4, 11 ) и прочее, и прочее, – тогда и святые Божии, видя нашу правду, сами подвигаются на помощь нам, ибо сказано: в нюже меру мерите, возмерится вам [рус.: какою мерою мерите г такою отмерено будет вам] [ Мк. 4, 24 ]. Знай и помни всегда твердо, что в нюже меру меришь другим, воздастся тебе. Господь так всегда почти строит, что за твое даяние сейчас же приготовляет седмерицею большее даяние. Только поприметь. Научись из этого быть щедрым в даянии или угощении. Господь – Отец всех нас прещедрый, Ему приятно зреть братские щедроты наши друг к другу, наш сердечный простор и простоту в общении друг с другом. Иной во время молитвы и после молитвы горячится, сердится, когда что-либо сделает кто не по его нраву, – это происходит от внутреннего червя самолюбия и гордости, которым враг искушает наше сердце. Гордец всё хочет поставить на своем, один сам себя почитает господином, которому должны все подчиняться безусловно. Не постиг тот человек духа истинной молитвы. Как, разговаривая или читая с другими, мы принимаем за несомненное, что другие слышат нас, и спокойно и с полною уверенностию говорим или читаем им, так во время молитвы мы также должны принимать за несомненное, что Владыка и святые Божии слышат нас, и спокойно, с непоколебимою твердостию всегда произносить молитвы. В разговоре или при чтении мы уверены, что сказываемое или читаемое понимается и принимается другими так, как мы понимаем и чувствуем произносимое нами, – так и Господь принимает всё то. Не забывай в нужных случаях, когда подстрекает страсть и распаляет враг, заповедь Спасителя: Если правый глаз твой (сердце) соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих (умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание [ Кол. 3, 5 ]), а не все тело твое – не весь плотской, ветхий, греховный человек твой – было ввержено в геенну [ Мф. 5, 29 ]. Много зла терпят люди от несоблюдения этой заповеди Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Своего совершенства и особенной действенности молитва достигает, когда совершается во имя Иисуса Христа, Его – а не наших заслуг, Его – а не нашего достоинства; ибо Он один дал нам, как сынам Божиим, право приближаться к Богу, «предав Себя для искупления всех» нас и «ходатайствуя» о нас пред Ним ( 1Тим. 2:5–6 ; Евр. 7:25 ). «Доныне вы ничего не просили во имя Мое, – сказал Спаситель ученикам, – просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин. 16:23–24; 14:13–14 ). Конечно при этом мы можем умолять и другие Лица Св. Троицы; но всегда, по словам бл. Августина, «Ему, через Него и в Нем» 179 . Мало этого. Наша молитва должна совершаться не только во имя Иисуса Христа, но и по высочайшему образцу Им данной молитвы, т.е. или словами Им данной молитвы, или в духе и с искренностью этой молитвы. Господь наш Иисус Христос восхотел Сам быть нашим Учителем в молитве. Он учил, что должно всегда молиться, и не унывать» ( Лк. 18:1 ). «Бодрствуйте и молитесь, – говорил Он ученикам, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф. 26:41 ). Вероятно, вследствие частого напоминания Божественного Учителя о необходимости молитвы, а может быть, в силу собственного сознания бесконечного превосходства Его молитв пред обычными молитвами своего народа, апостолы, воспользовавшись первым удобным случаем, обратились к Нему с просьбой: «Господи! научи нас молиться». Как приятна была эта просьба Учителю, видно из того, что Он в ответ на нее преподал им молитву, которая навсегда сделалась образцовою молитвою ( Лк. 11:1  и дал.). Эта чудная молитва. («Отче наш»), известная всему христианскому миру под названием молитвы Господней, поистине есть мать всем молитвам, есть неподражаемый перл среди тех возвышенных излияний, какие только когда-либо исходили из возрожденного благодатью Божиею духа человеческого в высшие моменты его молитвенного вдохновения. В ней, как в плодотворном семени, заключается все, что только может выразить душа человеческая, жаждущая излить полноту своего молитвенного восторга во взаимообщении с Отцом Небесным. Молитва Господня впервые научила нас молиться Отцу Небесному не единолично, или индивидуально, но в связи со всеми членами благодатного царства Христова. «Учитель мира и Наставник единства», – пишет св. Киприан, – «не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле, мы не говорим: Отче мой, иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введенному во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы – весь народ – составляем одно» 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Так и царь часто, осудив кого-нибудь на смерть, не склоняется на просьбу кого-нибудь одного об осужденном; но если умоляет целый город, то смягчается и по многочисленности умоляющих освобождает ведомого в пропасть от осуждения и возвращает к жизни. Такова сила всенародной молитвы. Для того все мы и собираемся сюда, чтобы успешнее преклонить Бога на милость; молясь сами по себе, мы, как я выше сказал, бываем слабы, а вознося молитву в союзе любви, умоляем Бога даровать нам просимое. Говорю это не напрасно и не для себя только, а для того, чтобы вы всегда спешили в собрания, чтобы вы не говорили: что же, разве я не могу молиться дома? Можешь молиться, но эта молитва имеет не столь великую силу, как та, которая совершается вместе с сочленами, когда все тело Церкви единодушно и единогласно воссылает прошение, в присутствии священников, возносящих молитвы всего народа. 5 . Хочешь ли знать, какова сила молитвы, совершаемой в Церкви? Некогда Петр был заключен в темницу и связан многими цепями. « Церковь прилежно молилась о нем Богу» ( Деян.12:5 ), и тотчас освободила его из темницы. Что же может быть сильнее этой молитвы, которая приносила пользу столпам и твердыням Церкви? Павел и Петр – твердыни и столпы Церкви: и на одном из них она расторгла узы, другому отверзла уста. Но, чтобы показать сугубую ее силу не только из тогдашних событий, но из совершающихся ежедневно, мы напомним вам о самой молитве, совершаемой народом. Если бы кто-нибудь из простых людей велел вам, каждому по себе, молиться о спасении епископа, то каждый, конечно, отказался бы, как от бремени, превышающего его силу. Когда же вы все вместе слышите дьякона, повелевающего это в словах: помолимся о епископе, и о старости, и о заступлении, да право правит слово истины, и о сущих здесь и повсюду, – тогда не отказываетесь исполнить повеление, но, сознавая силу вашего собрания, усердно возносите молитву. Посвященные в тайны знают, о чем я говорю; молитве оглашенных это еще не предоставлено, так как они не достигли до такого дерзновения, а вам служащий при молитвах повелевает приносить их и о вселенной, и о Церкви, простирающейся до концов земли, и о всех, управляющих ею епископах, – и вы повинуетесь с готовностью, свидетельствуя самым делом, что велика сила молитвы, согласно возносимой в церкви народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так ли христианину жить и действовать следует? Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ) – вот ясная заповедь Твоя, Господи! Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все у вас будет чисто ( Лк.11:42 ). Сказано ясно и обещана за милостыню чистота души и тела. А я?.. Часто не подавал нищим или из жадности, боялся, что в моих сбережениях недостача будет, или разбирал, кому дать: стоит ли бедный, чтобы я его своей копейкой облагодетельствовал, часто находил их недостойными моего благосклонного внимания, называл их лентяями, бездельниками, толстою рожею и другими неподобными словами. Между тем Ты, Господи, Сам нищего послал и ждешь, как я исполню Твою заповедь: давать всем, кто просит, без разбора. Кроме того, Ты Сам, Господи, принимаешь милостыню. А я!.. Пощади меня, Господи! А сколько есть таких, которые не пойдут просить, а помощь им необходима, как воздух для жизни. Надо их найти мне самому и побывать у них, снести мне самому к ним... А я?.. На Страшном Суде Своем за что Господь ублажает праведных: Алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). Следовательно, милость эта – Господу Иисусу Христу оказана: Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). С какою же радостию я бы должен был совершать дела милосердия? А я?.. Пощади, Господи! Исповедь по восьми церковным заповедям, составленная протоиереем Борисом Николаевским Первая церковная заповедь Предписывает молитву дома (утром, вечером, до и после еды и проч.) и в храме во дни Богослужения (вечерню, утреню, литургию). В молитве всегда должны быть внимание (заключай ум в слова молитвы), благоговение и сокрушение. Ведь я во время молитвы стою один – с глазу на глаз пред Самим Господом Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего, Владыкой и Судией моим... Быть может, от этой минуты зависит вся моя участь, вся будущая жизнь, и земная и Небесная! А я стою небрежно, читаю слова молитвы без внимания, без страха и трепета. Часто прерываю молитву, чтобы сделать то или иное; читаю слова молитвы и слушаю радио или разговоры в квартире, часто даже сам вступаю в эти разговоры, скажу то или иное собеседникам и – снова (как ни в чем не бывало) читаю слова молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010