Так нужно понимать и изречение Спасителя, что ни одна иота из Закона не останется не исполненной, и что нельзя нарушать и малейшей заповеди. А не так буквально как вы толкуете, что все сказанное в Старом Законе о субботе должно быть исполняемо буквально, не взирая ни на что. Это ваше толкование тем более неверно и неубедительно, что вы и сами не исполняете все заповедания Божии о субботе». – Как не исполняем? – возмутился адвентист. – Кто не исполняет всего, что сказано в законе о субботе, тот погибнет на веки. Поэтому адвентисты исполняют буквально все, что Бог сказал о субботе. Я заметил: «Бог заповедал убивать всякого, кто будет работать в субботу. А адвентисты не исполняют этого: не убивают тех, кто работает в субботу. Если они не убивают таких людей из страха перед государственными властями, то значит они боятся людей больше, чем Бога. А сами всем другим твердят относительно неудобства празднования субботы, что «Бога надо слушать больше, чем людей». Они оказываются более человекоугодниками, чем богоугодниками. Иначе сказать: являются лицемерами, наполовину, а может быть и меньше, исполняя закон Божий о субботе, и наполовину, а может быть и больше нарушая его. А что действительно Бог повелел убивать всякого, кто станет исполнять какую бы то ни было работу в субботу, об этом написано в книге «Исход». И сказал Господь Моисею, говоря...скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный... ( Исх. 31:1–16 ). Все это строго соблюдали Израильтяне. Велика ли работа собирать дрова (вернее – топливо) в пустыне. Не рубить, не пилить и не колоть, а только собирать. Но когда один человек был замечен делающими это в субботу, то: Сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею ( Чис. 15:32–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Левит и в некоторых других слово суббота употреблено в смысле иудейских праздников, но во многих других местах, напр.: в 1 кн. Паралипоменон (23:30–31), 2 Паралипоменон (2:4), Числ (28:9), Неемии (9:14; 19:31, 33; 13:15–22), Иезекииля (46:1–4), ясно разумеется седьмой день недели. Точно также и ап. Павел, говоря о необязательности для христиан субботы, разумеет под субботой определенный день недели, а не субботу вообще, потому что выделяет ее из других праздников, да и по смыслу его слов видно, что иудействующие христиане упрекали Колоссян за непразднование субботы, как недельного дня. 703 Что же касается слов апостола из послания к Евреям (4:9), то, как видно из текста, в них говорится не о субботе, как недельном дне, а о субботстве –покое. Этих покоев, по апостолу, три: первый покой – это покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмой от всех дел своих» (ст. 4); второй покой–это «земля обетованная», обещанная всем евреям, но не всеми достигнутая вследствие их ропота и непокорства; третий покой – субботство, т. е. царство небесное,так как только там люди успокоятся от дел своих. До Иисуса Христа этого покоя не было и потому проповедь о необходимости «войти в покой оный» раздалась лишь после воскресения Христа ( Евр. 4:1–3, 7 – 11 ). 704 в) По предсказанию пр. Исайи (66:22– 23), «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» (Маслина 1905 г., кн. 8, стр. 125). Значит, суббота должна праздноваться, говорят адвентисты, не только во все время существовала человека на земле, но и в будущей жизни. – Прор. Исайя, действительно, предсказал: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорить Господь, так будет к семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис. 66:22–23 ). Но слова его нельзя понимать буквально, так как в будущем царстве «ночи не будет и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном; ибо Господь Бог освещает их» ( Откр. 22:5 ); следов., там не может быть и счета дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Буквально — существ “многокишащих и многородящих”. Сама стихия пола, размножения, которая также обожествлялась в языческих культах плодородия, здесь показана исходящей из рук все того же Творца. Каждый раз, когда возникает жизнь, Бог дает ей силу продолжать себя. В греческом тексте Септуагинты — kosmos, что буквально значит “украшение” (именно так это место переводится в церковно-славянской Библии). “Седьмой день”, в отличие от всех предыдущих, не завершен традиционной заставкой: “и был вечер, и было утро…”. Этот “день” еще не закончился. В христианском понимании — это “день” человеческой истории охватывает время от создания человека до конца света. Шесть дней творения — это шесть предшествующих эпох становления мира, в котором еще не было человека. Седьмой день — это время человеческой истории и человеческого творчества. “Восьмой день” — это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия. Такое завершение Моисеем рассказа о творении мира было призвано пояснить установление субботнего дня покоя для Израиля. Четвертая из Десяти Заповедей гласит: “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил…” ( Исх. 20,8-11 ). По вопросу о том, должно ли соблюдаться празднование субботы, среди христиан существуют разные мнения. Католики и большинство протестантов полагают, что празднование ветхозаветной субботы перешло на воскресенье. Адвентисты седьмого дня считают, что римская Церковь не имела полномочий отменять Божественную заповедь и вместо субботы отмечать воскресенье (а потому сами адвентисты празднуют именно субботу). Наконец, православные считают праздничными оба дня: и субботу, и воскресенье. В православном богослужебном календаре до сих пор суббота считается седьмым, последним днем недели. Воскресенье же оказывается первым днем недели или… восьмым. Воскресенье — это время совершения пасхальной Литургии, то есть, время причастия к Богу. Причастие к Богу есть причастие к Вечности, и, таким образом, по богослужебной символике, воскресенье выходит за рамки времени и соединяется как с тем самым “днем единым”, что стоит у истоков времен, так и с тем “днем восьмым”, который возвестит пришествие Царства Божия на землю в конце времен.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Мы можем, например, сказать таким образом: «Об этом я написал ему в письме от такого-то числа, например, хоть в письме от 10 сентября», хотя письмо написано не в один, а в несколько дней, или мы говорим «Береги денежку на чёрный день», или: «Все други, все приятели до чёрного лишь дня», разумея под днём отнюдь не один день, а весьма многие дни. Но так же точно говорят и священные писатели Ветхого Завета, в том числе и сам Моисей, так точно говорит и сам Бог их устами. В доказательство этого берём первый, и притом самый поразительный, пример, который находим ещё в самом повествовании Моисея о творении. Описав шестидневное творение, Моисей говорит в заключение: «И совершены небо и земля и все принадлежности их. И совершил Бог в день седьмой дела Свои, которые сделал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в оный перестал делать все дела Свои, которые Бог сотворил. Вот происхождение неба и земли при сотворении их в то время, когда создал Господь Бог землю и небо», буквально: в день делания, или устроения Господом Богом земли и неба 14 . Что же это значит? – спросит читатель с изумлением. Неужели Моисей забыл, что небо и земля сотворены не в день, а в дни, то есть в шесть дней творения, предшествовавших седьмому дню покоя? Как же он говорит, что Бог закончил свои дела в седьмой день, когда всё было сделано Им в шесть дней? Очевидно, что здесь должна снова повториться история постройки вашего дома, читатель, и разрешением загадки будет служить такой же точно ответ, какой дали вы своим собеседникам, – что Моисей указывает здесь, как на конец концов, на день успокоения Творца от всех дел творения и этот один день берёт вместо всех дней творения, как часть вместо своего целого, по свойству метонимии. Берём второй пример, которым будут служить нам слова Самого Бога, сказанные Адаму. Давая человеку первую заповедь, Бог говорил Адаму, что в тот самый день, когда он вкусит от древа познания добра и зла, он непременно умрёт 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

- существ " многокишащих и многородящих " . Сама стихия пола, размножения, которая также обожествлялась в языческих культах плодородия, здесь показана исходящей из рук все того же Творца. Каждый раз, когда возникает жизнь, Бог дает ей силу продолжать себя. греческом тексте Септуагинты - kosmos, что буквально значит " украшение " (именно так это место переводится в церковно-славянской Библии). " Седьмой день " , в отличие от всех предыдущих, не завершен традиционной заставкой: " и был вечер, и было утро... " . Этот " день " еще не закончился. В христианском понимании - это " день " человеческой истории охватывает время от создания человека до конца света. Шесть дней творения - это шесть предшествующих эпох становления мира, в котором еще не было человека. Седьмой день - это время человеческой истории и человеческого творчества. " Восьмой день " - это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия. Такое завершение Моисеем рассказа о творении мира было призвано пояснить установление субботнего дня покоя для Израиля. Четвертая из Десяти Заповедей гласит: " Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил... " (Исх. 20,8-11). По вопросу о том, должно ли соблюдаться празднование субботы, среди христиан существуют разные мнения. Католики и большинство протестантов полагают, что празднование ветхозаветной субботы перешло на воскресенье. Адвентисты седьмого дня считают, что римская Церковь не имела полномочий отменять Божественную заповедь и вместо субботы отмечать воскресенье (а потому сами адвентисты празднуют именно субботу). Наконец, православные считают праздничными оба дня: и субботу, и воскресенье. В православном богослужебном календаре до сих пор суббота считается седьмым, последним днем недели. Воскресенье же оказывается первым днем недели или... восьмым. Воскресенье - это время совершения пасхальной Литургии, то есть, время причастия к Богу. Причастие к Богу есть причастие к Вечности, и, таким образом, по богослужебной символике, воскресенье выходит за рамки времени и соединяется как с тем самым " днем единым " , что стоит у истоков времен, так и с тем " днем восьмым " , который возвестит пришествие Царства Божия на землю в конце времен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Таким образом, имя Божие не пустой звук, не милое житейское присловье. Это величественное, страшное и неповторимое в своей специфике явление. Произнести имя Бога — это значит призвать Бога, и призывание это может иметь место только в молитве, в сердечной встрече с Небесным Отцом. Вне этого любое поминание Бога – богохульство. Также богохульством, по сути дела, является любое недостойное, как зловредное, так и праздное, пользование великим даром Свыше: словом. И небрежение сей. По мысли людей поверхностных, «малой» заповедью, ведет к немалым неприятностям на всех уровнях бытия «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ). Четвертая заповедь Исх.20:8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.  Помни день субботний, еже святити его: Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, В день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Прежде всего, ответим на широко распространенное недоумение по поводу дня Господня — субботы. Как так христиане заменили эту заповедь Божию установлением человеческим — чтят день воскресный? И добро бы — только недоумение, но вокруг вопроса развелось множество соблазнов и даже ересей и сект: от всех видов иудействующих до субботников, адвентистов и пр. Поразительно! Ведь для того, чтобы однозначно разрешить сей вопрос, достаточно только внимательно прочитать текст самой заповеди! Дело в том, что русское (как и греческое) слово «суббота» представляют собой почти буквальную передачу еврейского слова «шаббад», что означает «покой», «празднование» 22 . Итак, зная перевод слова той заповеди, мы получим следующее звучание четвертой заповеди: «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – праздник Господу, Богу твоему…». Где же тут повеление выделять некий астрономический день? И как его высчитывать? Только предельно наивный читатель Библии может видеть в днях творения дни суток; очевидно, что это периоды с длительностью времен по евангельскому слову «день, как тысяча лет» ( 2Пет.3:8 ). Да и об астрономических ли величинах заботится Господь? Не очевидно ли, что смысл этой заповеди – повеление Божие уделять своеобразную «десятину» не только с «мяты и руты» 23 (См. Лк.11:42 ), но и ото всей жизни человека?

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

Несомненно, что способность души скорее услаждаться своими делами, нежели обретенным покоем от них в себе самой – ее слабость и порок. Поэтому Бог словами Писания о том, что Он почил от всех дел Своих, внушает нам, что Он никаким делом Своим не услаждается настолько, что имел бы нужду в его совершении, что был бы блаженнее, если бы совершил нечто, или менее блаженным, если бы не совершил. А поскольку все от Него, причем до такой степени, что обязано Ему всем, чем оно есть, сам же Он ничему не обязан тем, что блажен, то Он и предпочел самого Себя вещам, которые совершил по любви, отличив не день, в который завершил творение, дабы не показалось, что само завершение всех дел увеличивает Его радость, но день, в который почил от них в самом Себе; Он никогда не утрачивал покоя, но показал его нам седьмым днем, давая понять, что покой Его обретается только совершенными, ибо для внушения мысли о покое назначил день, который следовал за совершением всего творения. Ибо, будучи покоен всегда, Он почил тогда в нас. Глава XVI Следует обратить внимание и на то, что покой, которым Бог блажен в самом Себе, надлежало сообщить и нам, дабы мы могли понять, каким образом говорится о Боге, что Он в нас успокаивается; а говорится так потому, что Он в самом Себе сообщает покой и нам. Таким образом, покой Бога – это такой покой, который не нуждается ни в каком благе; значит, покой в Нем – это и наш покой, ибо мы становимся блаженными от того Блага, которое есть Он сам, а не Он – от блага, которое представляем собою мы. Ведь и мы заключаем в себе некоторое благо, которое получили от Того, Кто сотворил хорошо все, в том числе и нас. А коль скоро любое благо – от Него, то сам Он не нуждается ни в каком благе, Им сотворенном. Таков покой Его от всех дел, которые Он соделал. Между тем, в каких бы благах Он столь достохвально не нуждался бы, когда бы не сотворил ничего? Конечно, и в таком случае Он бы не нуждался ни в чем, но не потому, что в самом Себе наслаждался бы покоем от дел, а потому, что попросту ничего бы не делал. Но если бы Он не мог творить добро, то не обладал бы могуществом, а если бы мог, но не творил, то это было бы великою завистью. Отсюда, так как Он всемогущ и благ, то и сотворил все «хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ), а так как совершенно блажен благом в самом Себе, то от дел, которые соделал, Он почил в Себе самом, т. е. таким покоем, из которого никогда не выходил. Но если бы не было сказано, что Он почил от дел, то не столь явственно проступала бы мысль, что Он не нуждается в том, что сотворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (ст. 14). Какая нелепость, что в субботу нельзя творить чудеса! Нужно будто бы соблюдать ее до того строго, что даже пророк, каким в то время уже почитался за Свои очевидные чудеса Господь Иисус Христос, не имеет права творить чудеса в субботу, будто суббота выше чудотворений! Начальник синагоги, избранный на эту должность, видимо, за свое благочестие, не смел, однако, упрекнуть Самого Спасителя и обратился с упреком к женщине. Вместо того чтобы прославить Бога и возрадоваться с исцеленной женщиной, он упрекает ее за то, что она пришла исцеляться в субботу. Но ведь она не для этого пришла, она и не ожидала, что исцелится, значит, упрек косвенно относился к Самому Господу. Получается, что в субботу нельзя творить чудеса и в благодарность за них нельзя прославлять Бога. Вот до чего доводят формализм и благочестие, понимаемое только в смысле внешнего соблюдения закона! «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (ст. 15–16). Конечно, даже обычный житейский опыт учит нас, что есть вещи, которые необходимо исполнять при любых обстоятельствах, так как без них мы не можем обойтись. Такой пример и приводит Спаситель. Если человек, руководствуясь своим разумом, может ограничивать себя, то животные на это неспособны, поскольку имеют лишь естественные инстинкты, поэтому если какой-нибудь чересчур благочестивый иудей вздумал бы не поить скотину в субботу, то животные своим ревом не дали бы ему покоя и все равно вынудили бы отвязать их и отвести на водопой. Если же необходимо проявлять заботу о животных и о разных житейских вещах, например готовить еду, накрывать на стол и убирать со стола (а это, конечно, делали и те иудеи, которые строго соблюдали закон), то тем паче надлежало развязать, то есть освободить от страданий, больную женщину. Пример, приведенный Спасителем, имеет даже буквальное сходство с чудесным исцелением скорченной женщины: как люди отвязывают животных, так нужно было развязать и эту женщину, связанную сатанинскими узами. Конечно, лицемерный начальник синагоги не мог ничего возразить Спасителю и был вынужден замолчать. Из других мест Евангелия мы можем сделать вывод о том, что лицемерие его происходило от зависти, поскольку все иудейские начальники завидовали славе Спасителя.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В свою очередь, и призыв молиться, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф. 24:20 ), показывает не особый статус зимы или субботы, а неудобство этого. Здесь Господь предсказывает о разрушении Иерусалима, ворота которого в субботу запирались ( Неем. 13:19 ), поэтому бежать было трудно, равно как и зимой. Лишь до воскресения Христова и излияния Святого Духа в Пятидесятницу христиане исполняли все обрядовые ограничения ветхозаветной субботы, например мироносицы остались в покое по заповеди ( Лк. 23:56 ). Однако ничего подобного нет после воскресения. Адвентисты предполагают соблюдать субботу и в Царстве Божием, когда будут новое небо и новое земля, и совершать в этот день храмовое богослужение. Об этом якобы сказано в Ис. 66:23 (Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь). Однако буквально здесь говорится о соблюдении не только субботы, но и новомесячий, что совершенно неразумно по причине отсутствия времени и иудейских праздников в вечности 561 . Д. Грацианский следующим образом объясняет это место: если по закону мужчины евреи трижды в год должны были являться пред лице Владыки Господа ( Исх. 23:17 ), то в будущем веке, согласно Откр. 14:13 , мертвые, умирающие в Господе… успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. Там не будет времени и ночи ( Откр. 21:25, 22:5, 10:6 ), значит, не будет и субботы. Поэтому в Ис. 66:23 в доступных для иудеев образах говорится о непрерывном блаженном богообщении, вечном покое и вечном праздновании в возвышенном смысле этого слова 562 . Невозможность храмового богослужения тем более очевидна, что в Новом Иерусалиме не будет храма ( Откр. 21:22 ). Учение ап. Павла о субботстве ( Евр. 4 ) не подтверждает, празднование недельной субботы, как думают адвентисты 563 , а, напротив, запрещает это. Во-первых, ап. Павел противопоставляет субботу и субботство. При этом для народа Божия не суббота, а субботство ( Евр. 4:9 ) является тем покоем, в который должны войти верные (ст. 11). Но до Христа этого покоя (субботства) не было. Его не смог дать верным Иисус Навин, который сам исполнял субботу (ст. 8). Через сравнение с божественным покоем первой субботы и отдыхом после скитаний в пустыне при Иисусе Навине апостол возводит слушателей к пониманию вечного упокоения верных от зла. Итак, в четвертой главе послания к Евреям, как и в Кол. 2:16–17 , где ап. Павел прямо называет субботний день, древняя суббота выступает прообразом новозаветного упокоения от злых дел: это прообраз, тень того тела, которое отбрасывал назад Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Поэтому, право учит Церковь , говоря, что посредством молитвы священника хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. б) «Допустить с вольнодумцами – пишет митр. Макарий – что Господь, говоря ученикам своим: сие есть Тело Мое.., и сие есть Кровь Моя.., хотел собственно выразить мысль: «это есть символ или знак Моего Тела, и это есть символ Моей Крови», не значит ли допустить вместе, что Он неточностью Своего выражения ввёл в заблуждение и Апостолов, и через них всю Церковь , которая… всегда принимала означенные слова в смысле прямом, буквальном, и потому всегда видела в Евхаристии истинное Тело и истинные Кровь Своего Господа, а отнюдь не символы Его Тела и Крови?» . Ведь если протестанты правы, и Христос говорил образно, то получается, что слова Христа поняли неправильно не только иудеи и многие из Его учеников, но и вся Церковь во все века от самого начала, как восточная, так и западная, понимала слова Христа не верно, пока в XVI веке не появились «великие пророки» Лютер, Кальвин и прочие реформаторы, и, наконец, не объяснили миру истинного значения слов Христа. Зачем же Христос допустил такое ужасное недоразумение, тем более, если Он хотел донести совершенно простую (с точки зрения протестантов) мысль – о необходимости веровать в Него и символически преломлять хлеб в воспоминание Его ломимого Тела?! Для лучшего понимания силы данного аргумента приведу хорошо понятный протестантам пример. Расселисты, как известно, отвергают ад и вечные муки нечестивых. Баптисты и другие протестанты (равно как и православные и католики, признающие существование ада) в полемике с ними приводят места Писания, где прямо говорится о вечных муках грешников. Например: «кто поклоняется зверю и образу его... тот будет пить вино ярости Божией... и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков , и не будут иметь покоя ни днем , ни ночью поклоняющиеся зверю...»; «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков » ( Откр.14:9–11; 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010