«Помни день субботний   (что значит буквально:  день покоя), еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота   ( " покой»)  Господу Богу твоему» ( Исх. 20, 9–10 ). Святость этого седьмого дня – в Ветхом Завете  субботы,  празднование которой всегда начиналось с вечера накануне, ограждалась под страхом смерти:  «сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю смертью умрет»  ( Исх. 31, 14 ). Вместо прежней ветхозаветной субботы, в Новом Завете достойно и праведно стал праздноваться следующий за субботой  «День Господень»,  или  «день воскресный»,  потому что в этот день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и, победив ад, избавил нас от вечной смерти и власти диавола. Начало празднования дня воскресного, как свидетельствует об этом новозаветное Священное Писание и древнейшие памятники христианской письменности, восходит к первым дням христианства. Этот день является для нас, христиан,  днем светлой радости, Пасхальной радости – Пасхой Господней, которую мы вспоминаем и празднуем еженедельно. Ибо в этот день Господь, воскресши из мертвых, явился Своим ученикам, собранным вместе, и  «возрадовашася ученицы, видевше Господа»   ( Иоан. 20, 20 ).  «По днех осмих»,  то есть опять в тот же самый день недели, Апостолы снова собираются вместе, и снова является им Господь, обновляя их радость ( Иоан. 20, 26 ). Через семь недель, в день Пятидесятницы, случившейся опять в тот же день недели, свв. Апостолы, уже по установившемуся у них обычаю, собираются для молитвы в Сионской горнице, и этот день становится для них днем нового светлого торжества:  Господь ниспосылает им Пресвятого Духа,  Который с тех пор непрестанно пребывает в истинной Церкви ( Деян. 2, 1–4 ). С этого времени, как это ясно видно из книги Деяний Апостольских,  «День Господень»  становится особо – чтимым днем у всех христиан. По примеру ветхозаветной субботы и потому, что, согласно верованию Церкви, Господь воскрес в полночь,  празднование этого дня начиналось еще  с вечера субботы,  продолжалось  всю ночь  и завершалось утром  «Преломлением Хлеба»,  то есть совершением величайшего христианского таинства  Евхаристии – Причащением Тела и Крови Христовых   ( Деян. 20, 7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Буквально — существ «многокишащих и многородящих». Сама стихия пола, размножения, которая также обожествлялась в языческих культах плодородия, здесь показана исходящей из рук все того же Творца. Каждый раз, когда возникает жизнь, Бог дает ей силу продолжать себя. В греческом тексте Септуагинты — kosmos, что буквально значит «украшение» (именно так это место переводится в церковно-славянской Библии). «Седьмой день», в отличие от всех предыдущих, не завершен традиционной заставкой: «и был вечер, и было утро…». Этот «день» еще не закончился. В христианском понимании — это «день» человеческой истории охватывает время от создания человека до конца света. Шесть дней творения — это шесть предшествующих эпох становления мира, в котором еще не было человека. Седьмой день — это время человеческой истории и человеческого творчества. «Восьмой день» — это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия. Такое завершение Моисеем рассказа о творении мира было призвано пояснить установление субботнего дня покоя для Израиля. Четвертая из Десяти Заповедей гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил…» ( Исх. 20,8-11 ). По вопросу о том, должно ли соблюдаться празднование субботы, среди христиан существуют разные мнения. Католики и большинство протестантов полагают, что празднование ветхозаветной субботы перешло на воскресенье. Адвентисты седьмого дня считают, что римская Церковь не имела полномочий отменять Божественную заповедь и вместо субботы отмечать воскресенье (а потому сами адвентисты празднуют именно субботу). Наконец, православные считают праздничными оба дня: и субботу, и воскресенье. В православном богослужебном календаре до сих пор суббота считается седьмым, последним днем недели. Воскресенье же оказывается первым днем недели или… восьмым. Воскресенье — это время совершения пасхальной Литургии, то есть, время причастия к Богу. Причастие к Богу есть причастие к Вечности, и, таким образом, по богослужебной символике, воскресенье выходит за рамки времени и соединяется как с тем самым «днем единым», что стоит у истоков времен, так и с тем «днем восьмым», который возвестит пришествие Царства Божия на землю в конце времен.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Таким образом, имя Божие не пустой звук, не милое житейское присловье. Это величественное, страшное и неповторимое в своей специфике явление. Произнести имя Бога — это значит призвать Бога, и призывание это может иметь место только в молитве, в сердечной встрече с Небесным Отцом. Вне этого любое поминание Бога – богохульство. Также богохульством, по сути дела, является любое недостойное, как зловредное, так и праздное, пользование великим даром Свыше: словом. И небрежение сей. По мысли людей поверхностных, «малой» заповедью, ведет к немалым неприятностям на всех уровнях бытия «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ). Четвертая заповедь Исх.20:8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.  Помни день субботний, еже святити его: Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, В день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Прежде всего, ответим на широко распространенное недоумение по поводу дня Господня — субботы. Как так христиане заменили эту заповедь Божию установлением человеческим — чтят день воскресный? И добро бы — только недоумение, но вокруг вопроса развелось множество соблазнов и даже ересей и сект: от всех видов иудействующих до субботников, адвентистов и пр. Поразительно! Ведь для того, чтобы однозначно разрешить сей вопрос, достаточно только внимательно прочитать текст самой заповеди! Дело в том, что русское (как и греческое) слово «суббота» представляют собой почти буквальную передачу еврейского слова «шаббад», что означает «покой», «празднование» 22 . Итак, зная перевод слова той заповеди, мы получим следующее звучание четвертой заповеди: «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – праздник Господу, Богу твоему…». Где же тут повеление выделять некий астрономический день? И как его высчитывать? Только предельно наивный читатель Библии может видеть в днях творения дни суток; очевидно, что это периоды с длительностью времен по евангельскому слову «день, как тысяча лет» ( 2Пет.3:8 ). Да и об астрономических ли величинах заботится Господь? Не очевидно ли, что смысл этой заповеди – повеление Божие уделять своеобразную «десятину» не только с «мяты и руты» 23 (См. Лк.11:42 ), но и ото всей жизни человека?

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

   Но нет! Так заскорузли и огрубели сердца современных «христиан», что их ничем теперь не прошибешь. Многие стали как бы слепыми и глухими. И даже озлобляются, когда им говорят правду. Но наш долг — долг пастырей Истинной Христовой Церкви - постоянно говорить об этом и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, может быть, кто-нибудь и вразумится. Вот мы и обращаем здесь наше слово к тем, кто еще не утратил совсем способности вразумляться.     «И бысть вечер, и бысть утро: день един»  (Быт. 1:5) — читаем мы на первой странице Библии, где разсказывается о сотворении мipa. Вот со сколь глубокой древности ведет свое начало религиозный обычай — считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь Бог, Творец мipa и человека, заповедал нам «святить», то есть свято чтить: «и благослови Бог день седьмый и освяти его»  (Быт. 2:3). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории «день седьмый» за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам свято чтить.Повеление это составило собою особую четвертую заповедь Закона Божия, которая гласит так:     «Помни день субботний  (что значит буквально: день покоя), еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота  («покой») Господу Богу твоему» (Исх. 20:9—10).    Святость этого седьмого дня — в Ветхом Завете субботы, празднование которой всегда начиналось с вечера накануне, ограждалась под страхом смерти: «сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю смертью умрет»  (Исх. 31:14).   Вместо прежней ветхозаветной субботы, в Новом Завете достойно и праведно стал праздноваться следующий за субботой «День Господень», или «день воскресный», потому что в этот день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и, победив ад, избавил нас от вечной смерти и власти диавола. Начало празднования дня воскресного, как свидетельствует об этом новозаветное Священное Писание и древнейшие памятники христианской письменности, восходит к первым дням христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

В своем Евангелии ап. Иоанн с самого начала изображает Христа как Господа Всевышнего. Христос неоднократно говорит Своим ученикам, что Он пришел свыше, с небес, от Отца, в то время как они — снизу, от земли. Из этого следует, что если Христос идет на крест, он поступает добровольно, а значит, Его вознесение на кресте является Его возведением во славу. Будучи с самых первых слов этого Евангелия изображен Агнцем Божиим, Христос был распят, как и следовало ожидать, в тот момент, когда агнец заколается в храме, а не на следующий день, как сообщают об этом другие евангелисты. И Его распятие в этом случае изображено иначе: Он не покинут всеми, ведь Его Матерь и любимый ученик находятся рядом, а Его слова не являются воплем оставленности, как это представлено в других Евангелиях. Напротив, после препоручения Своей Матери любимому ученику, Христос произнес с исполненным величия достоинством: «совершилось!», и затем, «преклонив главу, предал дух» (Ин 19. 30). «Совершилось» — означает вовсе не то, что сразу приходит нам на ум — что Его земное служение в этот момент подошло к концу, но скорее что начатый в первых главах Книги Бытия замысел Самого Бога, состоящий в том, чтобы создать человеческое существо, теперь завершился. Это невольно подтверждается в словах, которые, согласно Евангелию от Иоанна, несколькими стихами ранее произносит Понтий Пилат: «Се, Человек [νθρωπος]!» (Ин 19. 5). Создание человеческого существа было Божественным деянием: об этом замысле Он сообщил в начальных стихах Священного Писания и осуществил в его последних разделах. Страсти Христовы ознаменовали завершение Божественного деяния, и Бог-Творец теперь упокоился от Своего труда в гробнице во время благословенной Субботы. Богослужебное песнопение, возникновение которого относят к самым первым столетиям новой христианской эры, и которое исполняется в Великую Субботу — во время покоя от Распятия до Воскресения, наиболее точно раскрывает эту тему: «Сей день таинственно/прообразовал великий Моисей, говоря:/«И благословил Бог день седьмой,/ибо это — благословенная суббота./Она — упокоения день,/в который почил от всех дел Своих/Единородный Сын Божий./Через промыслительную смерть плотию упокоившись/и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение,/Он даровал нам вечную жизнь,/как единственно благой и человеколюбец [буквально: любящий человека — νθρωπος]» .

http://bogoslov.ru/article/6176685

Итак, пред нами наметились некоторые черты, вносящие уже известный, хотя бы только и пространственный порядок в то, что рассказывают все Евангелисты. При Кресте было две группы жен; одна – из родственниц Господа и ближайших к Нему лиц; другая – из остальных галилейских женщин. Последняя группа от Гроба Господа отправилась купить благовония и затем возвратилась к себе в дом, где, вероятно, пребывали и другие Апостолы во главе с Петром. Матерь же Господа с родственницами и с Марией Магдалиной замедлили у Гроба и прямо направились к дому Апостола Иоанна, отложив уже покупку ароматов до после субботы. IV Зашло солнце в субботу, и кончилось определенное законом время субботнего покоя. С возжением вечерних светильников воссиявал уже следующий день; наступал первый день недели. В евангельских рассказах мы сейчас же находим несколько, теперь уже временных, точек для взаимного сравнения и упорядочения далее сообщаемого. У Евангелиста Матфея мы читаем: «В вечер же субботний (ψ δ σαββτων – т.е. поздно в субботу) свитающи во едину от суббот (τη επιφωσκουση εις μιαν σαββτων – т.е. когда воссиявал, или наступал первый день недели) прииде Мария Магдалина и другая Мария видети Гроб» (θεωρσαι τν τφον) ( Мф.28:1 ). Так намечается первый пункт времени: «поздно в субботу», «когда воссиявал первый день недели». «Воссиявал» – здесь не значит в буквальном смысле – «рассветал». Из Матфея ( Мф.27:62 ), и из Луки ( Лк.23:54 ) мы видим, что положение тела во Гроб было в пятницу вечером до наступления еще захода солнца, когда начиналась уже суббота, и этот момент у Евангелиста Луки обозначается словами: «κα σββατον πφωσκεν», т.е. суббота воссиявала, или, как в русском переводе, наступала ( Лк.23:54 ). Таким образом, «πφωσκεν» – воссиявало, обозначает здесь не рассвет природного дня, а начало суток, которые на востоке считались с вечера, когда воссиявали, т.е. возжигались светильники в храме. Итак, «поздно в субботу» можно определить точнее: когда зажигались вечерние огни и наступал по закону следующий день, первый по счету в еврейской неделе. В это время Мария Магдалина и другая Мария приходят «посмотреть Гроб» (θεωρσαι τν τφον). Так повествует Ев. Матфей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Скачать epub pdf «Не обманывайтесь, братие, – Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7) Почему недопустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней? Просто удивительно, насколько современные люди, даже из числа еще считающих себя «христианами», далеко отошли от своей святой веры и Церкви! И не хотят понять, почему так предосудительно устраивать развлечения и увеселения в кануны воскресных (то есть по субботам) и праздничных дней. Казалось бы, даже тот общеизвестный факт, что безбожники большевики, вскоре после своего прихода к власти, намеренно стали устраивать разного рода развлечения в часы церковных богослужений со специальной целью – отвлекать людей от посещения храма Божия и церковной молитвы, должен был бы всех вразумить и дать понять, почему неуместно устройство увеселений по субботам и накануне праздников. Но нет! Так заскорузли и огрубели сердца современных христиан, что их ничем теперь не прошибешь. Многие стали как бы слепыми и глухими. И даже озлобляются, когда им говорят правду. Но наш долг – долг пастырей Истинной Христовой Церкви – постоянно говорить об этом и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, может быть, кто-нибудь и вразумится. Вот мы и обращаем здесь наше слово к тем, кто еще не утратил совсем способности вразумляться. «И бысть вечер, и бысть утро: день един» ( Быт.1:5 ) – читаем мы на первой странице Библии , где рассказывается о сотворении мира. Вот со сколь глубокой древности ведет свое начало религиозный обычай – считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь Бог, Творец мира и человека, заповедал нам «святить», то есть свято чтить: «И благослови Бог день седьмый и освяти его» ( Быт.2:3 ). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории «день седьмый» за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам свято чтить. Повеление это составило собою особую четвертую заповедь Закона Божия, которая гласит так: «Помни день субботний (что значит буквально: день покоя), еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота (покой) Господу Богу твоему» ( Исх.20:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Допустим, мы взираем на некий удаленный предмет; взор наш как бы пробегает пространство от нас до него. Но за этим предметом есть еще один, и наш взор, следуя по той же линии, пробегает расстояние от первого предмета до второго и останавливается на нем. Далее расположен еще один, и взор снова пускается в путь. И так от одного к другому, раньше к одному, после к другому. Но неужели же наше зрение сразу же, мгновенно не достигает самого удаленного из видимых предметов, без всех этих «раньше» и «после»? А между тем, луч зрения – это луч телесного света. Но и он проходит все безмерные пространства разом, в одно мгновение, хотя, несомненно, одни проходит раньше, другие – позже. Апостол, желая получше выразить скорость нашего воскресения, справедливо сказал, что оно произойдет во мгновение ока ( 1Кор 15.52 ). Ибо что можно найти более скорого в движениях телесных вещей? Но если зрение телесных глаз столь быстро, то во сколько же раз быстрее зрение человеческого ума, а уж тем более – ума ангельского? А что тогда сказать о быстроте Премудрости Божией? Поэтому в том, что сотворено разом, никто, кроме Премудрости Божией, Которой все было создано в своем порядке и все-таки – разом, не может увидеть, что явилось прежде, а что – после. Глава XXXV Итак, первоначально сотворенный Богом день, если он – ангельская тварь, т. е. тварь преднебесных Ангелов и Сил, присутствовал при всех делах Божиих своим знанием, которым познавал, с одной стороны, сперва в Слове Бога то, что должно было создаваться, с другой – потом уже в самой твари – сотворенное; познавал не во временной последовательности, а причинно, в действии же Творца – все разом. Ибо что Бог намерен был сотворить, Он творил не во времени, хотя созданное Им и было временным. Поэтому нынешние семь дней, производимые кругообращением небесного светила, будучи своего рода тенью (тех первых дней), понуждают нас (духовно) искать те дни, когда сотворенный духовный свет присутствовал при всех делах Божиих сообразно совершенству числа шесть. Далее, седьмой день покоя Божия утро имел, а вечера – нет. А это значит не то, что Бог почил, нуждаясь в покое, а то, что Он почил от всех дел Своих, которые делал; почил, конечно, в Себе самом, несотворенном, пред очами Своих ангелов, т. е. так, что Его ангельская тварь познававшая доселе дела Его днем и вечером, после завершения этих дел ничего уже больше не познавала, кроме самого Его, почившего в самом Себе от всех дел и ни в одном из них не нуждающегося для того, чтобы быть блаженным. Читать далее Источник: Творения : В 4 томах/Блаженный Августин/Т. 2. Теологические трактаты. - СПб. : Алетейя; Киев : УЦИММ-Пресс, 2000. – 751 с./О книге Бытия. 316-673 с. ISBN 5-89329-213-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Русский язык дает имена всему, что есть в мipe. Например, в нем различают: корабль, лодка, катер, ладья. 4 предмета, 4 слова, 4 понятия. В больших европейских языках, в английском, немецком, французском, греческом, эти 4 предмета обычно обозначаются на письме тремя словами. (Не привожу их, дабы не многословить) А в латинском языке эти же 4 предмета (корабль, лодка, катер, ладья) обозначаются на письме уже двумя словами: navis, navis, navis, densis. 2 слова, 2 понятия, бедный язык. Итак, русский язык гостеприимчив. Безымянных гостей у него нет. Бог есть Слово, и Он даровал русскому народу, языку величайшее богатство слов, понятий, разумений, – даровал изобилие предметов для жизни телесной, душевной и духовной. Храните русский язык, и он сохранит вас. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37). Слово против смерти В языке русском, как и во многих языках нашего мipa, самое страшное слово – смерть. Но у этого слова есть родственное слово: смерить, от слова мера. Претерпевать смерть, это – смериваться, приходить в свою меру. И родственное смерти слово: умирать. А умирать от слова мир, то есть, умирать – приходить в свою меру, смиряться; не исчезать, а переходить в пакибытие, в другой мip, это не уничтожение, а переход в нечто мирное, или премирное. Итак, понятия смерть и умирание это – два родственных понятия: мера и мир. А не уничтожение. Слово покойник означает: покоящийся, пришедший или приходящий в покой свой. В церкви и в домах мы просим Бога подать нашему покоящемуся: во блаженном успении вечный покой. Кому просим покоя, человеку или телу его? Мы просим дать покой человеку, душе его, вышедшей из тела. Слово успение буквально означает: усыпание, вхождение в сон. Не в уничтожение. Успение Божией Матери – праздник в Церкви. Успение Богоматери есть торжество восшествия Ее на небо. А пробуждение мертвых, воскрешение всех умерших совершится в последний день мipa сего, в день страшного суда. Явится Господь Бог, и, как говорит апостол Иоанн: «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Мертвые услышат – значит смерти как уничтожения нет, и язык наш свидетельствует об этом: в смерти есть безсмертие. Слышите вы, живые?

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Итак, пред нами наметились некоторые черты, вносящие уже известный, хотя бы только и пространственный порядок в то, что рассказывают все евангелисты. При Кресте было две группы жен: одна – из родственниц Господа и ближайших к Нему лиц; другая – из остальных галилейских женщин. Последняя группа от Гроба Господа отправилась купить благовония и затем возвратилась к себе в дом, где, вероятно, пребывали и другие апостолы во главе с Петром. Матерь же Господа с родственницами и с Марией Магдалиной замедлили у Гроба и прямо направились к дому апостола Иоанна, отложив уже покупку ароматов до после субботы. IV Зашло солнце в субботу, и кончилось определенное законом время субботнего покоя. С возжжением вечерних светильников воссиявал уже следующий день; наступал первый день недели. В евангельских рассказах мы сейчас же находим несколько, теперь уже временных, точек для взаимного сравнения и упорядочения далее сообщаемого. У евангелиста Матфея мы читаем: «В вечер же субботний (’Οψ δ σαββτων – т. е. поздно в субботу) свитающи во едину от суббот (τη πιφωσκοση ες μιαν σαββτων – т. е. когда воссиявал, или наступал, первый день недели) прииде Мария Магдалина и другая Мария видети Гроб» (θεωρσαι τον τφον) ( Мф.28:1 ). Так намечается первый пункт времени: «поздно в субботу», «когда воссиявал первый день недели». «Воссиявал» здесь не значит в буквальном смысле – «рассветал». Из Матфея (27:62) и из Луки (23:54) мы видим, что положение тела во Гроб было в пятницу вечером, до наступления еще захода солнца, когда начиналась уже суббота, и этот момент у евангелиста Луки обозначается словами: και σββατον πφωσκεν, т. е. суббота воссиявала, или, как в русском переводе, наступала (см.: Лк.23:54 ). Таким образом, πκφσκω – «воссиявало», обозначает здесь не рассвет природного дня, а начало суток, которые на востоке считались с вечера, когда воссиявали, т. е. возжигались светильники в храме. Итак, «поздно в субботу» можно определить точнее: когда зажигались вечерние огни и наступал по закону следующий день, первый по счету в еврейской неделе. В это время Мария Магдалина и другая Мария приходят «посмотреть Гроб» (Θεωρσαι τον τφον). Так повествует евангелист Матфей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010