Храму была подарена икона праведного Иоанна Кронштадтского. За усердное служение Святой Церкви медалями апостола Петра была награждены сотрудники научно-исследовательского музея при Российской академии художеств: первый заместитель директора Екатерина Химшиашвили, начальник экспозиционно-выставочного отдела Анна Мудрова, художник Александра Межонова. Архиерейской грамоты удостоен реставратор того же музея Игорь Любаров. Директору музея правящий архиерей вручил икону Христа Спасителя, ответным подарком стала икона Иисуса Христа, написанная в Псково-Печерском монастыре. Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом, когда православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с доброй душой и чистым сердцем. Вечером в храмах совершается чин прощения. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы священники меняют облачение на темное. Второе название Прощеного воскресенья - воспоминание Адамова изгнания - происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни, утрени и в каноне вспоминается изгнание первого человека из рая после его грехопадения. Церковь призывает плакать и сокрушаться о грехах, как это делал изгнанный Адам. После вечерни совершается повечерие, которое заканчивается чином прощения. Примирившись друг с другом, верующие вступают на поприще Великого поста. Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Хорошо известно, что первый христианский обряд прощения – это обряд Крещения. Однако с самого начала своей истории христианская Церковь была вынуждена считаться с достойным сожаления фактом, что даже крещеный человек может совершить серьезный грех . Уже из Деяний святых Апостолов мы знаем, что даже те, кто, по-видимому, были верными членами новорожденной Церкви, могли впасть в такое нечестие, которое навлекало на них кару Божию за их грехи (случай с Ананией и Сапфирой, см. Деян. 5:1–11 ). Сщмч. Климент Римский призывает коринфских христиан к исповеданию грехов и изменению сердца, чтобы по исправлении они могли примириться с Церковью (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 48. 1; 51. 3) 338 . От II века у нас есть упоминание в «Пастыре» Ерма о возможности второго покаяния в случае серьезных грехов (Herm. Pastor. 31. 6) 339 . Нет никаких сведений о том, что можно было бы в этот ранний период назвать собственно обрядом примирения, то есть литургическим чином, посредством которого крещеный человек, совершивший тяжкий грех, восстанавливался бы в общении с Церковью. Оба приведенных примера – послание сщмч. Климента и «Пастырь» Ерма – относятся к литературе латиноязычной западной Римской империи, но подобное мы находим и на Востоке. В более позднее время мы можем различить некоторое расхождение. На Востоке начинает развиваться единый, неповторяемый чин покаяния для тех, кто совершил тяжкие грехи, и в то же время – покаянная дисциплина для тех, кто не совершил серьезных грехов или чьи грехи не стали предметом открытого, публичного скандала 340 . Чин покаяния можно обнаружить в восточных монашеских общинах в конце IV века 341 . Появление формальной практики покаяния и примирения в виде литургического чинопоследования в западных Церквах относится к III веку. Сщмч. Ипполит Римский в сочинении «Против всех ересей» (ок. 235) выступал против Каллиста, который, будучи епископом Рима, с большей готовностью допускал грешников к обряду церковного примирения, чем это считал возможным сщмч. Ипполит 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Не напрасно святые пророчествуют, что в последние времена будет необыкновенное развитие всего вещественного, и нечего будет есть. И пока человек не взмолится всем своим существом: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», он не получит избавления. Сегодня человечество переживает очередной всемирный кризис. Пока еще худо-бедно удается поддерживать жизнь большинства в «развитых странах» на должном уровне. Но специалисты и там не исключают голод, какого еще никогда не было на земле. Благодаря человеческой глупости и блудности, добрые запасы земли истощаются. Но не надо быть специалистом, чтобы говорить такое. Это все предсказано в Священном Писании. Святые отцы говорят, что настанет такое время, когда за горсть муки будут предлагать пригоршни золота. Мы стали блудными сынами. Что нам другого ждать? Мы неизбежно будем страдать, как евангельский блудный сын. Приходит час, когда со многими другими бедами наступит голод, и мы будем взывать: «Умираю от голода!» Самая малая крошка хлеба будет для нас сладка. Только одно может спасти нас — покаяние. Как блудный сын, мы должны покаяться и возвратиться в Отчий Дом, в Церковь Христову, и сказать Богу: «Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк. 15, 18—19). Почему начало Великого поста всегда предваряется «чином прощения»? Почему способность прощать других Церковь ставит в центре духовной жизни? В. Полтанов, г. Пермь Из года в год мы совершаем этот чин, но многие из нас слишком легко относятся к нему. Некоторые говорят, что для них прощение вообще не составляет никакой проблемы. Другие с легкостью говорят: «Я тебя прощаю». Третьи ? не то, чтобы не хотят никого прощать, но само прощение находится на периферии их духовной жизни, и часто бывает избирательным, пока не откроется человеку, что речь идет не просто о каких-то отношениях с тем или иным человеком. Прощение или непрощение другого человека всегда выявляет наши отношения с Богом. Один священник рассказывал, как однажды, еще до своего священства, он услышал в церкви Евангелие, всем нам хорошо известное: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой, иди, вначале примирись с братом твоим, и потом приноси твой дар».

http://moral.ru/dom_02_2017/

     Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим богослужением, дорогие братья и сестры, мы входим в поприще Великого поста. Это важное событие происходит ежегодно, и у каждого из нас есть опыт прохождения через великое поприще самоограничения в пище и поведении, расширения молитвенного правила. Все эти меры, которые Церковь предлагает человеку, вступающему в поприще поста, преследуют одну цель — перемену к лучшему. Ведь человек может меняться и в лучшую сторону, и в худшую, а значит, задача для каждого в течение поста — измениться в лучшую сторону. Но для того чтобы этот процесс мог действительно осуществиться, нужно прежде всего определить цели и задачи. Одна из задач, особенно в первую седмицу Великого поста, заключается в том, чтобы через молитву, через некое самосозерцание, то есть анализ своей собственной жизни, своих мыслей и поступков, мы могли точно диагностировать свое духовное состояние. Никто за нас этого не сделает. Иногда мы прибегаем к помощи священников, духовников, и правильно делаем. Но даже самый опытный священник не сможет проникнуть в глубину души, если сам человек этого не желает, если он не раскрывает своих помыслов. По разным причинам так происходит: кто-то стесняется, у кого-то навыка нет. Но даже если не хватает сил открыть свои помыслы священнику на исповеди, то ведь каждый может сделать это перед образом Божиим и, уяснив свои слабые места, свои греховные склонности, свои дурные поступки, сделать все для того, чтобы за время Великого поста максимально освободиться от тяжелых гирь греха, которые тянут человека к земле и не дают ему воспарить к небу. Это достаточно трудная работа, она предполагает способность к самоанализу, критическому восприятию собственной личности, а вот это и является самым трудным. Ну что греха таить — когда мы вступаем в конфликт, мы ведь исключительно в других видим его причину. Если же спросить нас, как мы оцениваем себя в этом конфликте, какие собственные отрицательные черты характера мы можем вычленить из этой ситуации и признаться «вот в этом я и виноват», то каждый из нас окажется в трудном положении и мало кто сможет это сделать — за редким исключением тех, кто привык приносить Богу покаяние в своих грехах. Но если этот навык есть, значит, человек способен к самоанализу — беспрепятственному, объективному, тому самому, который является непременным условием духовного возрождения, преодоления своих слабостей и грехов. А без проникновения в свою собственную жизнь, без внутренней самокритики, без осознания греховности не может быть никакого духовного роста.

http://pravoslavie.ru/159200.html

16/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II ПОТЕРЯЛ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕРКОВЬЮ Состояние здоровья Папы римского Иоанна Павла II, которому в мае этого года исполняется 80 лет, регрессирует, понтифик окончательно потерял контроль над римско-католической церковью, внутри которой нарастает борьба за власть. подробнее... ПАТРИАРХ СОВЕРШИЛ ВЕЧЕРНЮ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ Трогательный чин прощения был совершен в Прощеное воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе. После вечерни, которую отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, духовенство и верующие с земными поклонами просили друг у друга забыть все обиды и огорчения. А затем Предстоятель Церкви напутствовал собравшихся на начинающийся в понедельник Великий пост. подробнее... НА УКРАИНЕ СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ МЕЖЦЕРКОВНОГО ДИАЛОГА Архиереи православных церквей Львовской области Украины решили обратиться к предстоятелям православных церквей в республике с предложением создать при каждой церкви комиссии для ведения межцерковного диалога. подробнее... СОЗДАНА ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В ГЕТЕБОРГЕ Православная община Покрова Божьей Матери создана русскоязычными жителями второго по велечине шведского города Гетеборга. Община обратилась с просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II быть принятой под его святой омофор. подробнее... СЛУШАНИЕ ПО ДЕЛУ О ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ФИЛИАЛА " АУМ СИНРИКЕ " В Останкинском межмуниципальном суде Москвы 13 марта состоялась слушание по делу о выплате денежной компенсации пострадавшим от деятельности российского филиала секты " Аум Синрикё " . Пять лет общественная организация " Комитет по спасению молодежи от деструктивных культов " , выступающая коллективным истцом, добивается выполнения решения районного суда города Москвы по перечислению почти двух с половиной миллионов рублей для уплаты потерпевшим. Деньги были выручены от продажи здания филиала секты на Звездном бульваре в Москве.

http://pravoslavie.ru/news/index12.htm

Патриаршее служение в Неделю сыропустую (Прощеное воскресенье). Освящение храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы. Божественная литургия 26 февраля 2017 года 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Воскресения Христова  Патриаршего подворья на Семеновском кладбище г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Великим чином были освящены два престола: главный  в честь Воскресения Христова, южный  в честь святого равноапостольного князя Владимира. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , управляющий Восточным викариатством г. Москвы; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа Восточного викариатства, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; архимандрит Августин (Пиданов), настоятель храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола, настоятель московского храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше; столичное духовенство. В храме присутствовали глава управы района Соколиная гора г. Москвы А.П. Аксенов, благотворители и участники возрождения храма. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище (регент А.Г. Муратов). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканала «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. На заупокойной ектении были возглашены прошения о упокоении душ усопших рабов Божиих «всех, на сем месте погребенных». За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Тарасова, клирика Донского ставропигиального мужского монастыря , в сан иерея.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

космической станцией Январь 2019 Фото свящ. Игоря Палкина Не могу себе представить чувства человека, который выходит в открытый космос. Только мечтать об этом возможно. Но есть мечты, которые у человека сбываются, а вот моя мечта побывать в космосе точно уже не сбудется. Поэтому с особым чувством я всегда общаюсь с космонавтами и пытаюсь представить себе всю сложность, ответственность той работы, которую вы совершаете. (Телемост с Международной космической станцией " Мир " , январь 2019) 17. Патриаршее служение в Великий Четверток в Храме Христа Спасителя. Литургия. Чин омовения ног. Апрель 2019 Фото свящ. Игоря Палкина Вся жизнь христианская и посвящена тому, чтобы «я» перестало господствовать и поглощать все внимание человека, чтобы оставались силы обращать свой взор и к Богу, и к ближним своим. И в эти последние часы перед Великим постом Церковь, предлагая нам испросить друг у друга прощения, призывает каждого пройти через некий экзамен, через испытание своей собственной совести. (Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя, 10 марта 2019 г.) 18. Патриаршее служение в день памяти прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. Лития на могилах архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина) Октябрь 2019 Фото Сергея Власова «Благодарю за молитвы у могил двух старцев Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Каждый из них внес особый духовный вклад в жизнь не только нашей Лавры в труднейшее для нее время, но и в жизнь всей Русской Православной Церкви. Передача духовной традиции, которой обладали те старцы, нам, людям нынешнего поколения, имеет очень большое значение. Именно через таких духовных людей мы связываемся с исторической духовной традицией Святой Руси . (Из Слова после литии на могилах архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина), 8 октября 2019) 19. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Зачатьевском монастыре г. Москвы Март 2019 Фото свящ. Игоря Палкина Когда нам иногда кажется, что слишком длинны службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется, успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение. ( Из Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста ) 20. Концерт на Красной площади, посвященный Дню славянской

http://foma.ru/patriarh-kirill-fotoletop...

ЕВРЕЙСКИЕ ЭКСТРЕМИСТЫ ОСКВЕРНИЛИ ПОСАДОЧНУЮ ПЛОЩАДКУ В ИЕРУСАЛИМЕ ПЕРЕД ПРИЛЕТОМ РИМСКОГО ПАПЫ Как следует из поступивших сообщений, ночью вандалы разбили посадочные огни, разрисовали вертолетную площадку знаками свастики, уничтожили плакаты, приветствующие Папу Римского, и вместо них начертали: " Папа, убирайся вон! " и " Где ты был во время Холокоста? " подробнее... ОКОЛО 500 СЕКТАНТОВ ПОКОНЧИЛИ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ НА ЗАПАДЕ УГАНДЫ Около 500 членов одной из религиозных сект в юго-западной Уганде совершили массовое самоубийство, сгорев в минувшую пятницу заживо в здании церкви в местечке Канунгу, находящемся в 320 километрах от столицы страны Кампалы. Среди погибших найдены тела 11 детей. Есть опасения, что их будет значительно больше. подробнее... ВОСЬМАЯ СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА ОТКРЫЛАСЬ В МОСКВЕ Более 50 издательств и книготорговых отечественных организаций предлагают свои новинки на Восьмой славянской книжной ярмарке. Наиболее широко на этот раз представлена историческая христианская литература. подробнее... ВЫСТАВКА, ОТРАЖАЮЩАЯ РЕЛИГИОЗНУЮ ЖИЗНЬ ЭФИОПИИ И ЭРИТРЕИ, ОТКРЫЛАСЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА Экспозиция называется " Христианство на Африканском Роге " . Это единственный историко-культурный регион севере-восточной Африки, где христианство было принято как государственная религия еще в IV веке и в этом качестве сохранилось да наших дней в Эфиопии и Эритрее, что во многом способствовало установлению и поддержанию исторически сложившихся отношений России с этими государствами. подробнее... ОСТАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II ПОТЕРЯЛ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕРКОВЬЮ Состояние здоровья Папы римского Иоанна Павла II, которому в мае этого года исполняется 80 лет, регрессирует, понтифик окончательно потерял контроль над римско-католической церковью, внутри которой нарастает борьба за власть. подробнее... ПАТРИАРХ СОВЕРШИЛ ВЕЧЕРНЮ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ Трогательный чин прощения был совершен в Прощеное воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе. После вечерни, которую отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, духовенство и верующие с земными поклонами просили друг у друга забыть все обиды и огорчения. А затем Предстоятель Церкви напутствовал собравшихся на начинающийся в понедельник Великий пост.

http://pravoslavie.ru/news/index13.htm

Такожде чтется на прочих ектениях по евангелии. Молитву чтет архиерей пред столом и вливает вино в елей. По тропарех протодиакон возглашает: Вонмем. Архиерей глаголет: Мир всем, осеняя, и диакон сказует прокимен, поют на глас, и по апостоле «Аллилуия» поется на глас же. И чтет архиерей евангелие и молитву. По чтении евангелия полагается евангелие на налой, поставлен за столцем. Прочие же евангелия и молитвы чтут по чину архимандрит и священницы, пременяя. Приносят евангелие диаконы. По з же молитве чтет архиерей пред столом молитву «Отче Святый, врач», и относят со стола подсвещники, и от чаши или от стакана вливает архиерей в малые два стаканцы елея, и дается архимандриту и протопопу для помазания народа и жен. И помазуется сам архиерей стручцем на то устроенным первый, и относится стол со евангелием на страну. Архиерей, став на степени амвона, и помазует приходящих по чину на челе, на ноздрях, на устех, на ушесех, на руках, на обоя страну, и целуют руку его. Архимандрит и же протопоп помазуют за столпом. По помазании же, прием архиерей евангелие, разгнут стоя среди церкви, держат над главою его сослужащии письмены евангелия, и чтет молитву архиерей и по прочтении целует евангелие, и относится в алтарь, так же ектения и прочие стихи. И отпуст чтет архиерей на амвоне, и глаголет прощение, и входит в алтарь разоблачится». 619 Из изложенного сейчас того и другого устава архиерейского совершения общего маслоосвящения в великий четверток можно было видеть те особенности, какие оно имело по сравнению с обычным чином елеосвящения над больными. Подобного же рода были видоизменения чина елеосвящения и при совершении его в монастырях игуменом с братией. Интересный для наблюдения в этом отношении у нас имеется «Чин, бываемый на освящение маслу еже в субботу великую совершается» по рукописи из собрания Титова 206 620 . Чин этот совершался игуменом с братией. Применительно к этому на ектениях везде поминался игумен и братия обители. Затем, в молитвах блага от таинства елеосвящения испрашиваются уже не на одного болящего, а на всех тех, помазывать которых надлежало по этому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Традиции Масленицы 2 мин., 11.03.2024 1 Масленица в церковном календаре В церковном календаре Масленица – это неделя перед Великим постом, она называется Сырной седмицей. Название связано с тем, что накануне, в воскресенье происходит заговенье на мясо. Мясо из пищи исключается, зато молочные продукты можно есть даже в среду и пятницу, которые обычно являются постными днями. 2 Масленица — не церковный, а народный праздник Однако народные традиции Масленицы можно использовать для духовной пользы. Поход к теще на блины в среду и ее ответный визит в пятницу, совместный стол с родственниками мужа в субботу, а также прочие встречи с людьми — хороший повод укрепить добрые отношения, примириться, если раньше в отношениях были какие-то шероховатости, простить, преподнести подарок, проявить участие и любовь. 3 Масленица — период, завершающий подготовку к Великому посту Тема поста активно вплетается в церковные богослужения и повседневную жизнь христианина. На масленице уже нельзя есть мясные продукты, в среду и пятницу в храмах не служится литургия. В богослужебных текстах все отчетливее ощущается дыхание поста, начинает читаться молитва Ефрема Сирина, которая будет сопровождать все великопостные службы. 4 Финал масленицы — прощеное воскресенье В этот день на Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, где есть следующие слова: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». А вечером в храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Верующие примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, вступить в Великий пост. 5 Чин прощения Чин прощения имеет древнее происхождение. Он возник в среде египетских монахов. Великим постом они удалялись из монастырей в пустыню, где в уединении и безмолвии проводили весь пост. В пустыне монахи могли стать жертвой хищных зверей, заболеть, встретиться с разбойниками. Они понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды обычай просить прощение накануне поста распространился на всю Церковь. Читайте также: Как нужно провести масленицу? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 11.03.2024 11.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tradiczii-masleniczyi.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010