Владыка посоветовал верующим пересмотреть отношения с ближними, понять, отчего появляются обиды, происходят ссоры и разногласия. Чаще всего они возникают из-за земных проблем и не касаются духовной жизни. " Мы гневаемся, раздражаемся на родственников из-за страстей, тем самым показывая, что мы нездоровые люди, у нас больная душа, - продолжил митрополит. - Когда мы раздражаемся и гневаемся, видно, насколько глубоко в нас сидит болезнь. Поэтому мы не должны осуждать друг друга, а наоборот, как больные, помогать больным исправляться и очищаться от духовных пороков. Это благоприятное время Господь пока еще дает нам. Мы своими ногами приходим в храм, можем помолиться и причаститься, пособороваться. А многие уже не могут - немощные остаются дома, кто-то умирает, уходит в мир иной. От нас же Господь еще ждет покаяния. Поэтому нужно использовать данное нам время и как можно лучше подготовиться к встрече с Ним " . " Мы сегодня просим друг у друга прощения, и я первый, ваш архиерей, прошу его у вас. Если кого-то обидел словом, делом, помышлением, простите, братья и сестры, и благословите меня на Великий пост. Бог да простит и помилует всех нас! " - заключил правящий архиерей. Затем был совершен чин прощения, за которым правящий архиерей и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом, когда православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с доброй душой и чистым сердцем. Вечером в храмах совершается чин прощения. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы священники меняют облачение на темное. Второе название Прощеного воскресенья - воспоминание Адамова изгнания - происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и утрени и в каноне вспоминается изгнание первого человека из рая после его грехопадения. Церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. После вечерни совершается повечерие, которое заканчивается чином прощения. Примирившись друг с другом, верующие вступают на поприще Великого поста.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

3. Необходимо исповедать грех перед Богом в Таинстве Покаяния , даже если человек вас простил. Богослужение великой вечерни с чином прощения Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница . Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна : Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ( Пс.68 ). Этот великий прокимен , кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2ю и 4ю Недели (воскресенья) Великого поста. Прослушать Великий прокимен: 02:04 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами. После отпуста вечерни совершается Чин прощения: На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: « Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: « Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: « Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

" Обрести дар любви " марта 2021 Митрополит Варсонофий совершил чин прощения в Казанском соборе В канун седмицы 1-й Великого поста, 14 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за вечерней с чином прощения в Казанском кафедральном соборе . Вместе с Его Высокопреосвященством молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клирики собора и другие священнослужители. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы. " Братья и сестры, сейчас мы совершили вечерню, а после вечерни всегда совершается чин прощения, - сказал владыка в проповеди. - Этот обычай к нам пришел с давних времен. Он появился сначала в монастырях - египетских, палестинских, сирийских. Монахи, жившие в общежитии, оставляли на время Святой Четыредесятницы свои монастыри и уходили в еще более суровые места, в пустыню. Кто бывал в паломничестве на Святой земле, видели, наверное, в каких условиях жили монахи. Остались пещерные монастыри, в которых келии - как ласточкины гнезда. Жизнь там была суровая, но они жили около водного источника, поэтому у них была и вода, и пища. А когда они уходили на сорок дней, брали с собой хлеб, зерна и старались эти дни провести в пустыне в покаянии, в исправлении себя, в молитве. А к Страстной седмице возвращались в свои монастыри, каждый приходил с приобретенными плодами духовной жизни. Об этом мы знаем, например, из жития преподобной Марии Египетской: старец Зосима встретил ее как раз тогда, когда удалился из своего монастыря во время поста. А потом Церковь приняла этот обычай - " прощаться " накануне поста, благословила собираться и просить друг у друга прощения. В царское время в России этот чин исполнялся повсюду, не только в храмах: люди старались попросить прощения у сослуживцев, соседей, домашних, потому что неизвестно, как пройдет пост, как встретим Пасху. Слава Богу, этот обычай у нас сохраняется. Сейчас во всех храмах Русской Церкви, во всем православном мире верующие собираются, чтобы попросить друг у друга прощения " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

мощи, молящиеся подходят под окропление св. водой и для целования мощей. По окончании молебна совершается литургия архиерейским чином (литургия имеет те же отличия, что и в большие праздники, к ним прибавляются моменты, характерные для греч. архиерейского богослужения ) и бывает праздничная трапеза с чином о панагии и (кроме Господских праздников) вкушением колива. По окончании трапезы в храме поют многолетие возглавлявшему службу архиерею (по обычному чину встречи архиерея) (Ibid. Σ. 110-124). Следующий за панигирем день посвящен поминовению ктиторов мон-ря. Богослужение, как и на сам панигирь, возглавляет архиерей; вечером в день панигиря совершается великая вечерня со входом, на к-рой поются стихиры попразднства или повторяются стихиры из праздничного последования; вслед за вечерней всем присутствующим в храме раздают свечи и служится полная заупокойная панихида с пением непорочных и канона и благословением колива; на следующий день бывает архиерейская литургия (Ibid. Σ. 127-132). Церковный год (Отмечены только отличия афонской практики от рус.). Триодный цикл на А. начинается с обряда изнесения Триоди в субботу перед Неделей о мытаре и фарисее. Чин прощения в Прощеное воскресенье происходит во время стиховных стихир и соединяется с обычным чином целования икон. В будние дни Великого поста порядок служб следующий: утреннее богослужение начинается в обычное время и состоит из полунощницы (кроме понедельника 1-й седмицы поста), утрени и 1-го часа; ок. 16 ч. (по т. н. визант. времени) совершаются 3-й и 6-й часы; ок. 19 ч. (по т. н. визант. времени) начинается вечернее богослужение, состоящее из 9-го часа, изобразительных и вечерни (когда положено - с литургией Преждеосвященных Даров); наконец, ок. 22 ч. (по т. н. визант. времени) бывает великое повечерие (Ibid. Σ. 180-186). На великом повечерии во время пения «    » пономарь совершает каждение кацеей; Великий канон прп. Андрея Критского на повечериях в 1-ю седмицу поется после «Слава в вышних», начиная со 2-й седмицы здесь поются последования тех святых, чья память попала на Страстную или Светлую седмицы (Ibid.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста. 23 февраля. ПРАВМИР. Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения. Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V beka в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя в Москве 1 марта 2020 г. 19:47 Вечером 1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За богослужением молились управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Воскресенский Дионисий , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , духовенство, монашествующие и миряне. Среди молившихся были председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов, другие представители российского парламента. Песнопения исполнили Патриарший и камерный хоры Храма Христа Спасителя (регенты И.Б. Толкачев и С.Н. Соколовская). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз»  и  «Спас» . Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь , в завершение которой коленопреклоненно испросил прощения у архипастырей, пастырей, монашествующих и верующего народа.   Затем Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на начало Великого поста. По традиции участники богослужения попросили друг у друга прощения. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5600312.ht...

При этом народ преклоняет колена до земли. Молитва эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках. ЧИН ПРОЩЕНИЯ    В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».    Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.    Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.    Четверг сыропустный, утреня, 1 трипеснец, песнь 8, 3.    Епископ Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 г. Круг богослужении святой четыредесятницы и их общие особенно...    В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

" Очистить душу " марта 2024 Митрополит Варсонофий совершил чин прощения в Казанском соборе   В канун седмицы 1-й Великого поста, 17 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за вечерней с чином прощения в  Казанском кафедральном соборе . Вместе с Его Высокопреосвященством молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клирики собора и другие священнослужители. Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением Светланы Румянцевой. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы. Был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у верующих прощения. " Великий пост - особый период в жизни каждого человека, эту Четыредесятницу мы не должны потерять, - сказал владыка в проповеди. - Если сейчас не сможем как надо провести это время, то в последующие месяцы у нас совсем не хватит сил на исправление. Начнется дачный период, лето, и мы меньше внимания будем уделять душе. Задача на пост - покаяние, очищение души. Что такое душа? Есть ангелы, у которых нет тела, есть животные, у которых нет души, а есть человек, у него есть и тело, и душа, потому что он создан по образу и подобию Божиему. Господь дал Своему созданию столько дарований, но уже на заре человечества этот образ Божий стал постепенно затемняться грехами. И это наслоение на душе продолжается у каждого человека. Мы почти повторяем жизнь наших праотцев - Адама и Евы. Проходим те же испытания, искушения, падения и затемняем душу. Так вот, задача Великого поста - очистить душу от всех наслоений. Церковь нас три недели готовила к посту и приводила примеры. В Неделю о мытаре и фарисее она приводит пример сборщика налогов, который осознал, что неправильно живет, и принес Богу покаяние. Он со слезами молился: " Боже! будь милостив ко мне грешнику " (Лк. 18:13). И Господь простил его. Так же и нам нужно каяться и молиться. В следующую Неделю была притча о блудном сыне. Какую надежду Господь нам показал! Он ждет каждого из нас, кто осознает свои грехи, порвет связь с бесами и вернется в объятия Отца. Как Он принял блудного сына, так примет и нас, если мы уйдем оттуда, куда нас притягивают бесы. В Неделю Страшного Суда мы вспоминали, что одних Господь поставит по левую сторону, а других - по правую. Кто же встанет по правую? Все, кто проявят милость к ближнему. Вот главное, за что мы будем судимы " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Архив Пн Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя 26 февраля 2023 г. 21:50 Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим торжественным богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы — особое время, которое предназначено для того, чтобы дать всем нам, людям, погруженным в суету каждодневной жизни, людям, у которых теперь так мало времени для молитвы, — возможность для духовных размышлений. Время подумать о себе, о своей жизни. Великий пост действительно приглашает всех нас к более частому участию в богослужениях. Великопостные богослужения располагают человека к покаянию, к размышлению о самом себе, о своих грехах. О всем том, что нередко приводило в действие голос нашей совести, когда мы сокрушались, сказав что-то не так или сделав что-то, что кого-то обидело; а потом, в суете мирской, голос совести затихал, и мы забывали, что сделали плохое, а иногда и оправдывали сами себя. Великий пост дает нам возможность, во-первых, вспомнить о плохих поступках и словах, которые когда-то ранили нашу совесть, а потом вышли за пределы нашего внимания и перестали возбуждать совесть. Но ведь эти поступки и слова остались! Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу. Стиль современной жизни переориентирует наше внимание на второстепенное, но это второстепенное кажется нам очень важным, потому что от него нередко зависит уровень нашей жизни, нашего комфорта, нашего благополучия. И мы настолько свыкаемся с тем, что заботы о земном благополучии стали самой главной нашей заботой, что чаще всего забываем про самое важное — заботу о своей собственной душе.

http://patriarchia.ru/db/text/6006777.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя 18 февраля 2018 г. 23:37 Вечером 18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы, Великого поста. Пост — это время, которое дается нам для того, чтобы мы, приложив все возможные усилия, с упованием на помощь Божию свершили нечто, что могло бы изменить нашу жизнь к лучшему. Стремление стать лучше заложено в природу человека, но нередко жизненные обстоятельства или ложные ценности отвлекают нас от решения главной задачи — быть лучше. Сама мысль о совершенствовании заложена Господом в человеческую природу. Именно поэтому мы учимся, овладеваем профессиональными навыками, что помогает нам справляться с поставленными задачами. Но главное измерение в этом движении вверх, в этом стремлении к изменению себя лежит в духовной сфере, потому что без изменения внутреннего состояния всякое иное изменение к лучшему поверхностно. Конечно, получение знаний открывает перед человеком многие возможности. Движение по карьерной лестнице дает человеку материальные блага и некую власть над другими. Но все это никак не связано с внутренним состоянием, и движение вверх, столь вожделенное для многих, может быть никак не связано с подлинным совершенствованием человеческой личности, ведь в первую очередь человек совершенствуется, оттачивая свое внутреннее духовное состояние — разум, волю, чувства. Подлинное формирование личности — это всегда результат внутренней работы над самим собой, и, наверное, в этом стремлении к лучшему главным измерением является измерение духовное. Великий пост предоставляет нам удивительную возможность сделать реальный шаг на этом пути — на пути к тому, чтобы стать лучше. Во время Великого поста православные христиане чаще посещают храм, причащаются Святых Христовых Таин, исповедуют свои грехи. Но самое важное, что должно происходить во время Великого поста, — это то, чтобы сознание наше чаще обращалось к Богу. Не только в тот момент, когда мы молимся или посещаем храм, но и в течение дня мы должны контролировать свое духовное состояние. Мы должны контролировать свои мысли, свои чувства, и если выработается такой навык самоконтроля, то это будет очень существенным сдвигом в нашей внутренней духовной жизни. Мы действительно овладеем неким инструментом воздействия на самих себя, который поможет нам исправить нашу жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/5149194.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010