—19— вать, „несть бо прощения“. Падший спросил: „несть ли, отче, покаяния“? а старец не принял покаяния его: „кто есмь аз судити таковая, аще бых могл своих плакатися грехов“. В отчаянии грешный священник ушёл от старца, но по дороге встретил другого, авву Петра. Этот сказал ему: „Мню, чадо, несть греха, побеждающа человеколюбие Божие. Но иди в келию и яви ми своя дела“. Когда священник принёс исповедь, авва повторил слова предшествующего старца, что для иерея грех этот тяжек и не может быть прощён, что согрешивший не должен больше служить, и посоветовал ему принять монашеское пострижение. Священник постригся от руки аввы Петра и, сожительствуя с ним, великими трёхлетними подвигами заслужил себе прощение греха 1573 . В данном случае пресвитер кается в смертном грехе пред простыми старцами и под руководством одного из них проходит покаяние. Приведённые факты показывают, что миряне IV–VIII столетий – и простые и клирики охотно шли к монастырским старцам, людям духовного опыта. Они несли сюда свои неочищенные совести, борющие помыслы, разъедающие сомнения мысли, страсти подавленной воли. Пред старцем исповедовали они свои грехи, нередко смертные, и прегрешения до мимолётного помысла и под его руководством, приняв епитимию, как духовное врачество, проходили покаяние. Объём исповеди и характер покаяния по-видимому соответствовали исповеди и покаянию монастырским. К сожалению, мало известно об этой старческой исповеди мирян в период вселенских соборов. Известия настолько скудны, что позволяют только констатировать факт, но не дают материала, разносторонне описывающего явление. Каким чином совершалась исповедь? Существовал ли даже такой чин? Было ли заявление о прощении грехов кающегося мирянина? По-видимому, существовали выработанные приёмы наложения епитимий, но были ли руководства для этого – епитимейники или пенитенциалы? Всё это вопросы, на которые нет ответа в доступных нам источниках. —20— Какое же значение имела исповедь мирян у монастырских старцев? Разумеется, только нравственное: „исповедь мирян пред простыми монахами была бытовым явлением, а не составной „частью таинства покаяния“, как справедливо с современной канонической точки зрения рассуждает проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитвы от лица Христа встречаются в галликанских литургических книгах уже в меровингскую эпоху (напр., в Миссале из Боббио (1-я пол. VIII в.) молитвы Insidiati sunt adversarii mei и Vide domine humilitatem meam на Великую субботу - Lowe E. The Bobbio Missal. L., 1920. P. 66ff.; эти же тексты использовались в испано-мосарабской традиции в 5-е и 4-е воскресенье Великого поста - Janini J. Liber misticus de Cuaresma y Pascua (Cod. Toledo. Bibl. Capit. 35. 5). Toledo, 1980. N 299, 407). В Испании с VII в. известно особое последование поклонения Кресту (Mysterium crucis) с чином покаяния-прощения (Indulgentia) (см.: 7-й канон IV Толедского Собора 633 г.). В его состав входило чтение Мих 6. 1-8 (оно же встречается в Леонском Антифонарии (ркп. сер. X в., но отражает более раннюю практику) как часть службы 9-го часа в Великую пятницу (León. Archiv. Catedral. 8. Fol. 166v - 167//Antifonario visigotico mozarabe de la Catedral de Leon/Ed. L. Brou, J. Vives. Barcelona; Madrid, 1959. P. 272; см. также рукописи XII-XIII вв.- Brit. Lib. Add. 57528 и Paris. lat. 2295). В ранних рим. Ordines в чине поклонения Кресту I. отсутствуют (см.: OR 23. 9-22 (нач. VIII в.), OR 24. 29-36 (2-я пол. VIII в.), OR 29. 34-40 (кон. IX в.)). Термин «I.» появляется в источниках лишь в 1-й пол. XI в. (Vat. Barb. lat. 560. Fol. 51; Vallic. B 23. Fol. 117), более же древнее наименование этих песнопений - Versus in Parasceve (Стих в Великую пятницу) или Agios cum versibus (Трисвятое со стихами) (см., напр.: Wien. Bibl. Nat. 1888. Fol. 78v), что указывает на происхождение I. из припевов к Трисвятому (к-рое в рим. обряде традиционно исполняется в Великую пятницу попеременно на греч. и лат. языках). Трисвятое, хотя и без стихов, входит в состав чина поклонения Кресту уже в OR 31. 46-49 (2-я пол. IX в.). В Antiphonale Sylvanectense (ок. 880) (Feria VI, Statio ad Hierusalem) к Трисвятому припеваются стихи Popule meus, quid feci tibi (Людие Мои, что сотворих вам?/Народ Мой, что сделал Я тебе? (здесь и далее инципиты приводятся по офиц. переводам рим. Миссала на церковнослав. и рус. языки); это вопрошание впервые встречается в респонсории Vinea electa (Лоза избранная) в амвросианской традиции (см.: Paléographie Musicale. Solesmes, 1900. Vol. 6. P. 291), Quia eduxi te de terra Aegypti (Яко извел вы/За то что вывел тебя) и Quid ultra (Что еще подобаше/Что еще Я должен был сделать тебе) (см.: Hesbert R., ed. Antiphonale missarum sextuplex. Brussels, 1935. P. 97. n. 78b). В последующей традиции они получили наименование Improperia maiora. В Романо-германском Понтификале в службе Великой пятницы (ок. 950) приводится такой чин их исполнения: поется Трисвятое со стихами Popule meus, Quia eduxi te de terra Aegypti, Quid ultra, респонсорий Vadis propitiator, стих Venite et videte (Приидите и видите), антифон Ecce lignum crucis (Се, Древо Крестное) и Пс 118 (Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle/Publ. C. Vogel, R. Elze. Vol. 2. P. 90-91. N XCIX 330).

http://pravenc.ru/text/389521.html

Итак, ты сам назначай должное вожделевательной, раздражительной и разумной силам своим, а тебе назначат священнодиаконы, им - священники, священникам - архиереи, архиереям - апостолы и преемники апостолов. Если же кто и из них преступит обязанность, то исправлять его должны святые одного и того же чина. Таким образом, чин с чином не смешается, но всякий останется в своем чине и при своем служении. Все это мы представили тебе для того, чтобы ты знал и исполнял свой долг. А что касается жестокости твоей по отношению к мужу, которого ты называешь нечестивцем и грешником, то не знаю, какими словами оплакать мне поражение, случившееся с возлюбленным моим. Кому, ты думаешь, мы поставили тебя служителем? Если не Благому, то, конечно, и Он, и мы, и все наше служение должны быть для тебя теперь чужды, пора тебе искать и Бога другого, и других священников, чтобы у них свободнее предаться жестокости, а не усовершенствованию и быть непреклонным служителем бесчеловечности, которую ты возлюбил. Сами мы достигли ли совершенной святости и не имеем ли нужды в божественном снисхождении к самим себе? Не двояким ли грехом, как говорит Писание, подобно нечестивым, согрешаем мы, когда и не знаем, в чем грешим, а еще оправдываем самих себя и думаем видеть, когда в самом деле не видим? Ужаснулось небо об этом, и я вострепетал и сам себе не верю. И если бы я не имел твоих писем (о, если бы я никогда не видел их!), то, сколько бы другие не старались уверять меня о тебе, меня бы не уверили, что Демофил почитает благого ко всем тварям Бога нечеловеколюбивым и милующую или спасающую благодать Его для себя ненужной, да и отвергает священников, которые за свою кротость удостоились носить грехи неведения народного и твердо знают, что и сами подвержены слабости. Божественноверховный Первосвященник шел другим путем, т.е. Тот, Кто отлучен был, как говорит Священное Писание, от грешников (Евр.7:26). Он поставляет знаком любви к Себе кротчайшее пасение овец Своих (Ин.10:14; 21:15); называет злым того раба, который не отпустил долга товарищу своему (Мф.18:30) и нисколько не уделил ему из того величайшего снисхождения, какое самому оказано, и справедливо осуждает его на то, что ему свойственно, чего надобно бояться и мне, и Демофилу. Самим распинателям Своим, среди самого страдания низводит Он от Отца прощение (Лк.23:34) и укоряет учеников, когда они просили жестоко осудить нечестие изгнавших Его от себя самарян. Об этом ты тысячекратно говоришь в своем дерзком послании, это всюду твердишь, что ты не самого себя, а Бога защищаешь. Но злом разве можно, скажи мне, защищать доброго?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/732/...

И в рассматриваемый нами век точно также, как и в наше время, нужно думать, очень часто опасное положение больного, желающего, чтобы над ним было совершено таинство елеосвящения, не дозволяло медлить и требовало скорейшего совершения его; единственно в этом, по нашему мнению, нужно видеть причину возобладания указанного чина елеосвящения над чином этого же таинства «по уставу Иерусалимскому». От рассматриваемого нами века до нас сохранилось два списка чина таинства елеосвящения по неизвестному уставу, в которых последование этого таинства вполне сходно со списком века предшествовавшего. 897 Кроме этих двух списков чина елеосвящения мы видим еще третий, представляющий соединение особенностей, заимствованных из первых двух списков и из списков чина елеосвящения «по уставу Иерусалимскому». В этом последнем списке от начала и до молитвы, читаемой после всех евангелий: «Благоутробне и многомилостиве, Господи Боже наш», последование вполне согласно с первыми двумя списками, а после этой молитвы оно близко к последованию, рассматриваемого нами чина, как оно излагается в списках чина елеосвящения «по уставу Иерусалимскому». Именно по испрошении благословения и прощения больным у священников, они отвечают: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на исцеление души и телу»... – те самые слова, которые в списках чина елеосвящения «по уставу Иерусалимскому» положено произносить каждому священнику при помазании больного елеем, – и далее также, как в них, «священники мажут друг друга (но не больного, который уже помазан) и всех требующих благословения сего». 898 Возглашение сугубой ектении на конце с пением, после первого прошения, Господи помилуй 40 раз, после второго три раза, а также чтение молитвы: «Владыко милостиве Иисусе Христе, Боже наш»... согласно с редакцией чина по неизвестному уставу. 899 Таким образом и чин таинства елеосвящения, в рассматриваемый нами век не явился исключением из других чинов и в нем под разнообразными влияниями произошли разнообразные изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время прикладывания молящихся к святому Кресту совершается елеопомазание. По окончании целования Креста Крест остается посредине храма. Чин прощения в Неделю Сыропустную Порядок вечерни с чином прощения указывается в Типиконе и с некоторыми практическими подробностями в различных местных уставах, в приложениях к календарям и т.д. Чин прощения в служении архиерейском приводится в руководстве Московского Успенского собора (Моск. Руковод., стр. 134–137). Практически вечерня в неделю Сыропустную оканчивается следующим порядком: Чтец: «Небесный Царю..». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…»: и творим три поклоны великие. Таже отпуст. В приходских храмах, вместо отпуста, иерей чтет молитву: — «Владыко Многомилостиве…»: (та, что в конце Великого повечерия) нам в землю преклонившимся, и испрашивает прощения у верных. Сам чин прощения составляется в различных местах по-разному. Укажем один такой порядок: «Для чина прощения заранее на солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это; он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя 22 февраля 2015 г. 20:51 Вечером 22 февраля 2015 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужило духовенство кафедрального собора. За богослужением молились первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , клирики, монашествующие и миряне. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Храма Христа Спасителя (регенты — И.Б. Толкачев и С.Н. Соколовская). После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом и прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы. Затем был совершен чин прощения, во время которого Святейший Владыка и духовенство испросили прощения друг у друга и у народа. В завершение Святейший Патриарх Кирилл преподал крест для целования верующим, которые подходили к Предстоятелю, чтобы испросить прощения и получить благословение на прохождение Великого поста. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3998976.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя 2 марта 2014 г. 19:33 Вечером 2 марта 2014 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев и духовенство кафедрального собора. В числе молившихся за богослужением были первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве митрополит Истринский Арсений ; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.  Беглов; председатель Синодального информационного отдела В.Р.   Легойда , директор Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» Е.А.  Пархаев, клирики, монашествующие и миряне. За богослужением пели правый и левый хоры Храма Христа Спасителя (регенты — И.Б. Толкачев и С.Н. Соколовская ). После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом и прочитал молитву на начал о поста Святыя Четыредесятницы.  Затем был совершен чин прощения, за которым Святейший Владыка и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Благословив верующих на прохождение поприща Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви преподал крест для целования. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3588635.ht...

Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя 6 марта 2011 г. 22:07 Вечером 6 марта 2011 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем на поприще Великого поста. Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4, 17). Если вдуматься в эти слова, то возникает много вопросов. В каком смысле Спаситель говорил о том, что приблизилось Царствие Небесное, Царствие Божие? Спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. Но ведь Спаситель многократно говорил о приближении Царствия Божиего: «Истинно говорю вам, что многие из стоящих здесь не увидят смерти, как узрят Царствие Божие, грядущее в силе» (см. Мк. 9, 1). И это не напрасные слова — это свидетельство о великой истине, что с пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку. Каждый, кто приходит в этот мир, имеет возможность войти в Царствие Божие. Но есть непременное условие, есть некий «проходной билет» в это Царствие, и этим условием является покаяние. Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутри каждого человека (см. Лк. 17, 21), есть царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. В переводе на обычный человеческий язык, которым мы пользуемся, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, больше которого нет ничего. Удивительно, что для вхождения в это царствие не требуется ничего из того, что является столь вожделенным, столь необходимым, столь важным для каждого современного человека. Чтобы войти в это царствие, не нужно занимать высокого места в обществе. Чтобы войти в это царствие, не нужно быть могущественным, обладающим властью человеком. Чтобы войти в это царствие, не нужно денег, не нужно человеческого успеха. Чтобы войти в это царствие, нужно покаяться — и никаких других условий нет. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и даже для тех, кто очень неудачлив с обыденной точки зрения.

http://patriarchia.ru/db/text/1423728.ht...

" Просить прощения " марта 2019 Митрополит Варсонофий возглавил вечерню с чином прощения в Казанском соборе В канун седмицы 1-й Великого поста, в Прощеное воскресенье, 10 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню и чин прощения в  Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и другие священнослужители. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы. Был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у верующих прощения. Владыка выразил соболезнование близким и клиру Казанского собора в связи с кончиной настоятеля протоиерея Павла Красноцветова . " Господь решил в этом году взять отца Павла к Себе, - сказал он. - Вся наша Церковь скорбит, кафедральный собор скорбит о том, что нет с нами больше отца Павла и душа его уже, можно сказать, на небе. Отпевание предполагаем совершить в среду, а пока мы должны молиться о том, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных " . " B это Прощеное воскресенье все христиане собираются в храмах, соборах, молитвенных домах, чтобы совершить чин прощения, - продолжил архипастырь. - Сегодня за Божественной литургией мы слушали евангельское чтение, в котором Господь сказал: " Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших " (Мф. 6:14 -15). Вот такой духовный закон мы имеем для того, чтобы Господь простил нас " . " Мы приступаем к Великому посту с надеждой покаяния в грехах, но чтобы покаяться, нужно видеть, в чем каяться, - отметил владыка. - Святая Церковь будет напоминать нам во время чтения покаянного канона преподобного Андрея Критского каждый вечер первой седмицы, в чем мы согрешаем перед Богом и в чем должны каяться. Пост - это время духовных подвигов, средство для спасения. Наша задача - очистить сердце, потому что только в чистое сердце приходит благодать Господня и только чистые сердцем увидят Бога. А цель христианской жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, - стяжать благодать Святого Духа. Будем заниматься этими двумя задачами: очищать сердце и добрыми делами стяжать благодать Святого Духа, которая подается не за подвиги молитвы и поста, а только за смирение. Нужно подсекать в душе гордость, тщеславие, все страсти, мешающие вселиться в нее Божией благодати " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Прощеное воскресенье (1 марта в 2019 году) — не день разборок В Прощеное воскресенье (в 2019 году оно будет 1 марта), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. Как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ 1 марта, 2011 В Прощеное воскресенье (в 2019 году оно будет 1 марта), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. Как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ В Прощеное воскресенье (в 2019 году оно будет 1 марта), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва). — Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим. Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти.

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010