Так, в литийных стихирах песнопевец обращается к Преблагословенной Деве, чтобы Она умирила мир, “да мир умириши в Православии” 83 , “да простреши богоносныя Твоя руки и умолиши за мир” 84 . В славной литийной стихире продолжается та же мысль, когда творец службы восклицает: “Тебе вси ради человечестии хвальныя дары приносят, Владычице” 85 . Мысль эта печатлеется в седальнах, когда в первом из них говорится, что Матерь Божия “крепкая заступнице мира всего” 86 , и в другом — “оружие непобедимое миру всему” 87 . Те же размышления имеют место и в хвалитных стихирах. Таким образом, творец службы, ратуя о сохранении земли русской, воспевая радость сретения иконы Божией Матери в славнейшем граде Москве, не оставляет своих молитв к Пречистой о всем мире, о спасении и умирении мира в Православии, вопиет к крепкой Заступнице всего мира. Творец канона русским святым уже в наши дни отдал дань службе Владимирской Божией Матери. Несколько сокращая последний тропарь 6-й песни, он пишет: “Подаждь нам помощь мольбами Твоими, Пречистая Богородице, от скорбей находящих на ны и печалей многих, Пречистая, избави” 88 . Служба, написанная на 26 августа, без изменения поется и на 21 мая, и на 23 июня — дни, отмеченные заступлением Матери Божией земли Русской. Здесь естественно может встать вопрос — насколько вся служба иконе Божией матери Владимирской отражает те непреходящие ценности, которые выражены в живописи образа, те качества его, которые сделали из иконы Владимирской сокровище мирового искусства. Ответ на этот вопрос довольно затруднителен, так как автор службы несомненно не обладал тем талантом в выражении основ литургического богословия, который имел, к примеру, в своем искреннем и сильном исповедании веры митрополит Иларион 89 , — или теми дарованиями, которые проявлял в своих молитвословиях святитель Туровский Кирилл 90 — церковные писатели и богословы Киевского периода. Вместе с тем можно признать, что в самом главном произведении последования иконе Владимирской Божией Матери — каноне — выражена основная идея иконы — умиление Богоматери, Ее тихая скорбь, Ее светлая радость, Ее прозрение грядущих событий в жизни Христа и Его Церкви. Все те светлые именования, которые творец канона воссылает Богоматери, пытаются выразить в слове те несказуемые тайны, которые окружают неизреченное Рождество Бога-Слова от Приснодевы. Служба Смоленской иконе Божией Матери

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Верхняя церковь более богата по своей архитектурной отделке, и за счет высокого потолка кажется гораздо просторнее. Пространство зала разделено на три придела четырьмя массивными восьимигранными пилонами, обработанными парными пилястрами и филенками. Центральный барабан – световой, он прорезан восемью полуциркульными и четырьмя круглыми окнами. Простенки оформлены тягами и филенками. В восточном простенке помещена скульптурная композиция, изображающая трубящего Ангела. На парусах помещены скульптурные изображения Евангелистов. Боковые барабаны первоначально также были световыми, но около 1900-х годов перекрыты в основаниях пологими фальшсводами. Боковые приделы были устроены уже в середине XIX века, после устройства в верхнем храме калориферного отопления. В 1868 году был освящен северный придел в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " , а в 1872 году южный – во имя святых Веры, надежды, Любови и Матери их Софии. Иконостасы в них поздние. Пилоны церкви были украшены образами работы школы Рубенса, картинами итальянской и фламандской школы, появившимися в храме в 1810-е годы. Происхождение их доподлинно неизвестно, но существует предание, что они были привезены из Дрезденской картинной галереи нашими маркитантами, сопровождавшими русскую армию во время заграничного похода 1813 – 1814 годов. Несмотря на годы гонений в церкви сохранились два уникальных иконостаса середины XVIII века – первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви, стоящий ныне лицевой стороной к алтарю и позолоченный резной, выполненный в традициях барокко по рисунку Ф. Растрелли в середине XVIII века и прежде находившийся в церкви Аничкова дворца. Главная икона храма была заказана в Москве и представляет список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Она была привезена в Петербург в 1763 – 1764 годах. Храм был закрыт в 1932 году. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны – институт " Ленмашучет " . Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, чтобы не отвлекать работников излишними красотами, а в алтаре размещены канцелярские столы. Только в 1960 году здание церкви было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01577

Кондак 7 Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву принести. И во сретение ея усердно изшедше князь и святитель Московский Киприан со освященным Собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую», вкупе же и поюще Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Тюея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко Всемогущая Царица, множеством воинств небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси. Тогда вернии людие Твои, врага видевше посрамлена и бежаща, с веселием пояху Тебе: Радуйся, победо непобедимая; радуйся, Царице небесных сил. Радуйся, врага грозное посрамление; радуйся, рабов Твоих Радосте нечаянная. Радуйся, надеждо всех лишенных надежды; радуйся, спасение во дно адово нисшедших. Радуйся, пришествием иконы Твоея Москву возвеселившая; радуйся, заступлением Твоим и град Владимир не оставившая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 8 Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет, Сретение иконы Твоей Владимирския празднующи и вся верная чада своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати, Сыну же Твоему и Богу пети: Аллилуиа. Икос 8 Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и яко Матерь Свою в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова. Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская во едино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй, Тебе же вопия: Радуйся, земли нашея забрало; радуйся, Церкве утверждение. Радуйся, молитвенников наших похвало, радуйся, людей Твоих спасение. Радуйся, враги наша устрашающая; радуйся, полки чуждих далече отгоняющая. Радуйся, яко Тобою Русь православная содержится; радуйся, яко Тобою род христианский хвалится. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В благодарную память сего чудесного заступления Богоматери на месте сретения Ее иконы построен монастырь Сретенский и установлен в честь сей иконы праздник 26 августа. В 1480 году Москва опять была спасена помощью Божией Матери от Ее чудотворной иконы Владимирской от нападения на Россию Ахмета – хана Золотой Орды, и в память этого события был установлен второй праздник в честь Владимирской иконы Богоматери – 23 июня. Приведем еще более умилительное и весьма трогательное повествование о заступлении Царицы Небесной земли Русской от Ее иконы Владимирской. В 1521 году, в царствование Василия Ивановича, татары под предводительством Махмед-Гирея снова двинулись на Русь. Опустошая все на пути, они дошли до Москвы. Великий князь ушел из Москвы собирать войска, в столице было смятение, но молитвы не прекращались. Однажды ночью юродивый старец Василий со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг он слышит во храме шум: двери собора растворяются и чудотворная икона Владимирская сходит со своего места. От иконы слышится голос: »Выйду со Святителями из града сего» – и с сими словами вся церковь наполняется пламенем, который тут же и исчезает. В ту же самую ночь в Вознесенском монастыре одна слепая старуха монахиня, сидя в своей келлии, узрела в видении, что из Кремля направляется в Спасские ворота как бы в крестном ходу сонм Святителей и других угодников Божиих; среди них чудотворная икона Владимирская. Вот они вышли уже из ворот; навстречу им идут преподобные отцы: Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Припав к стопам Святителей, они вопрошают их: «Зачем они уходят из города и на кого оставляют его в такое многоскорбное время?» Святители со слезами отвечают: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от сей великой скорби, но Бог повелел нам выйти из города и вынести с собой сей чудотворный образ Пречистой Его Матери, потому что люди забыли страх Божий и нерадят о заповедях Господних… Пусть они накажутся от сего варварского народа и через покаяние обратятся к Богу».

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. Вып. 1898 г. По переписным книгам 1678 г. в Гороховце значится: «монастырь девич, в нем церковь холодная Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, другая церковь теплая Сергия Радонежского, в монастыре 20 келий, в них 44 сестры питаются милостыней и рукоделием». В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен и к Благовещенскому собору с 1870 г. приписана была Сретенская церковь женского монастыря. Из переписных книг видно, что монастырь существовал уже в 1678 г., построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается. В 1678 г. в монастыре было две деревянных церкви: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. В 1689 г. на средства гостиной сотни торгового человека Семена Евфимовича Ершова вместо деревянной церкви построен существующий в настоящее время каменный храм с престолом в то же наименование. При этой церкви есть отдельная теплая каменная церковь во имя преп. Сергия Радонежского. Когда и кем она построена, сведений о том не сохранилось. В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенскому собору. В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещаются: церковно-приходская школа, богадельня и лабазы, отдаваемые под склады товаров. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г. Сретенский женский православный монастырь города Гороховца расположился на центральной городской площади, был основан по указу патриарха Никона в 1658 году. Спустя 20 лет здесь построили две деревянные церкви – Сергиевскую, являвшуюся тёплой, и Сретенскую, службы в которой проводили в холодное время года. Здесь же возвели кельи для монахов. Немного позднее на средства, выделенные гостиной сотней купца Семена Ершова, вместо деревянной Сретенской церкви построили уже каменный собор, который существует до сих пор. Купола монастырского собора были украшены глазурованным лемехом, ажурными крестами, сам он отличался богатством декоративных решений. Храм считают одним из выдающихся архитектурных памятников города Гороховца XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=01073

Владимирский храм (Красково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Владимирский храм построен в 1831 году на средства И.Д. Орлова по проекту архитектора Ф.М. Шестакова в стиле ампир, вместо деревянных церквей, сменявших одна другую по ветхости, самая древняя - XVII века. Содержание История [ править править код ] Деревянный шатровый храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя святителя Николая был построен в деревне Малышевой на речке Пехорке на средства князя В.А.Голицына и впервые упоминается в 1649 г. После постройки храма деревню переименовали в село Богородское. В 1681 г. село Богородское и соседняя деревня Красково слились в село Богородское-Красково. В 1799—1803 гг. на средства И.Д. Орлова построили новый деревянный храм того же наименования. Существующий (третий) храм заложен тем же храмоздателем 21 мая 1831 г., предположительно, по проекту архитектора Ф.М.Шестакова. Освящен в 1833 г. Храм кирпичный, оштукатуренный, на каменном цоколе, в стиле ампир. В 1894 г. при князе А.С. Оболенском по проекту архитектора А.С. Каминского к храму пристроили приделы: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены — освященные в 1895 г. В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак. Храм перестраивался под клуб и библиотеку. Богослужения возобновлены в декабре 1990 г. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери. В 1992—1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. Жизнь прихода [ править править код ] При храме действует воскресная школа для детей и взрослых. Святые [ править править код ] Начало своего служения Димитрий Крючков начал в селе Краскова в 1908 году, где он поступил псаломщиком во Владимирский храм. В 1915 году его рукоположили во диакона.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_х...

Усть-Кулом. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Село Усть-Кулом – центр одноименного района, находящегося в Республике Коми – одно из самых необычных мест со своей очень интересной историей. В средине 19 века здесь построили двухэтажную церковь с колокольней. Верхний этаж церкви освятили во имя Воскресения Христова, а вот нижний – в честь Владимирской Иконы Божией Матери. В 1937 году церковь закрыли, снесли все пять ее куполов, колокольню разобрали. В церкви Воскресенья Христова был и кинотеатр, и оружейный склад, и пекарня. И только в 1998 году ее передали в Сыктывкарскую и Воркутинскую Епархию. На данном этапе церковь Воскресения Христова восстанавливается и входит в храмовый комплекс церквей Петра и Павла и Воскресения Христова.  С сайта Гид История храма начинается с середины XIX века, когда в 1857 году была сооружена каменная двухэтажная церковь с колокольней в селе Усть-Кулом. Верхний этаж церкви освящен 21 июня 1859 года во имя Воскресения Христова, с корпусом колокольни. На нижнем этаже престол освящен 18 сентября 1867 года в честь Владимирской иконы Божией Матери. В преданиях говорится, что эта церковь построена во время «сильной болезни горячкой», которая распространилась в Усть-Куломе, и от нее умирало много людей. Тогда усть-куломцы обещали построить церковь во имя Владимирской Богоматери, ежегодно праздновать день Сретения Чудотворной иконы 8 сентября (26 августа по ст. ст.), проходя с крестным ходом вокруг села. Также они обещали почитать все праздники, не проводить в это время никаких работ. При этом была выписана икона Владимирской Богоматери, которую поместили в храмовом месте в церкви. После этого болезнь прекратилась. В 1937 году разобрали по кирпичику колокольню Воскресенской церкви, а с самой Церкви снесли все пять куполов. По преданию, когда коммунистам все же удалось скинуть самый большой колокол, он не разбился, а как бы врос в землю. Так, врытый в землю, колокол там находился целый год. Раздробили его только с помощью взрывчатки, осколки увезли в Усть-Сысольск на барже. В Воскресенской церкви разместили вначале кинотеатр, потом «ОСОАВИАХИМ», оружейные склады, пекарню (сгорела в 1998 г.). И только в 1998 году передали храм в Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию и Московскую Патриархию.

http://sobory.ru/article/?object=13141

Дальнейшая судьба церкви преподобной Марии Египетской представляется не совсем ясной. Рядом с этой церковью в 1395 году была построена более обширная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. При этих двух церквях в 1397 году была открыта мужская обитель. По всей вероятности в обеих этих церквях постоянно совершалось богослужение, но предпочтение оказывалось церкви Владимирской иконы Божией Матери, так как устройство ее было связано с чудесным событием встречи Владимирской иконы, послужившим причиной возникновения не только этой церкви, но и самого монастыря. Деревянная церковь преподобной Марии Египетской существовала, надо полагать, до конца XV века, до царствования великого князя Иоанна III. Этот князь отличался особенной любовью к строительству. Он вызвал из Италии хороших архитекторов и зодчих, в том числе знаменитого Аристотеля Фиоравенти (строителя Успенского собора), и при помощи их обстроив Кремль, украсив его знаменитыми храмами, и по всей Москве старался перестраивать обветшавшие деревянные храмы на каменные. В особенности же он обращал внимание на переустройство и украшение таких храмов, возникновение которых относилось к первоначальной истории Москвы. К числу таких храмов, несомненно, принадлежали и храмы преподобной Марии Египетской и Владимирской иконы Божией Матери, находившиеся в Сретенском монастыре. А о Владимирском храме несомненно известно, что он переделан был из деревянного в каменный в 1482 году. Следовательно, к этому же времени нужно относить переустройство на каменный и деревянного храма преподобной Марии Египетской. Описатель монастырей Ратшин утверждает, будто бы переустройство храма преподобной Марии Египетской на каменный произошло не около 1482 года, а гораздо позже – в 1784 году. Но это утверждение неосновательно. Достаточно взглянуть на архитектуру этой церкви и кирпичную кладку ее, чтобы с несомненностью отнести устройство ее не к XVIII, а к концу XV века. Почтенная древность церкви обнаруживается еще и из того, что в настоящее время она близка к полному разрушению и держится благодаря лишь железным и деревянным подпоркам внутри и пяти железным обручам, охватывающим ее снаружи. (Подпорки и железные обручи были сделаны в 1883 году, при архимандрите Антонине Державине.) А этого ни в каком случае не могло бы произойти, если бы церковь была построена в 1784 году.

http://pravoslavie.ru/31465.html

Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости — Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой. Монастырь предоставляет паломникам места в гостинице и питание. Содержание История [ править править код ] Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости — Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой. Городские пожары, крестьянские бунты, а также тяжбы за монастырскую землю привели в упадок Сретенскую обитель. Вскоре ее закрыли. Так на этом месте остается один лишь Владимирский храм. Владимирская пустынь долгое время находится почти в развалинах. Но, в 1899 году возвращается монашеская жизнь. Покровительство над монастырем взяла настоятельница Космодемьянского женского монастыря игуменья Варвара. Статус монастыря Спасо-Преображенская Чебоксарская обитель так и не получила, наступил 1917 год. Решением советской власти монастырь был закрыт, но и после разрушения монастыря многие чебоксарцы хранили память о нем. Свою новую страницу Спасо-Преображенский монастырь открыл в 1989 году. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить монашескую жизнь в монастыре. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская увенчивает святую обитель до сего дня.

http://azbyka.ru/palomnik/Чебоксарский_С...

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 г. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света. Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 г., государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 г. – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть. Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 г., выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума». В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями. Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские. С 1960-х до начала 1990-х г.г. здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=02411

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010