В летописях сообщается, что Тамерлану во сне явилась светозарная Дева в окружении небесного воинства и повелела отступить от Москвы. И завоеватель, не знавший ни одного поражения, отступил: без боя повернул он назад и вернулся в монгольские степи. Известно, что вскоре Тамерлан скончался и был похоронен с великими почестями. А Москва праздновала победу и прославляла Богородицу за чудесное избавление, чествовала Ее чудотворный образ. Торжественная встреча иконы москвичами была описана в летописях, и в память об этом событии в церковный календарь был введен праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На месте сретения (встречи) москвичами чудотворной иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери во дворе монастыря был возведен в 1679 году на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Успенский собор Московского Кремля, где икона была поставлена с великими почестями, в народе стали именовать Домом Пресвятой Богородицы. Митрополит Киприан заказал для чудотворного образа позлащенный оклад, около иконы постоянно служились благодарственные молебны. С тех пор Владимирская икона почитается как защитница Руси. Много раз отводила она беду от нашей земли. Так, к 1480 году Заступница вновь заставила татар уйти без боя от границ Руси. На этот раз войска хана Ахмата двинулись на Москву и раскинули стан в калужских пределах. Это событие вошло в историю под названием Стояние на реке Угре. На другом берегу стали собираться русские полки. Так стояли русские и ордынцы друг против друга несколько дней, никто не решался начать бой первым. Москвичи молились перед Владимирской иконой, и в один момент неожиданно хан Ахмат снялся с места и повернул на восток, ушел в заволжские степи. По преданию, на неприятеля напал жуткий, необъяснимый страх. Русские даже не преследовали татар, так поспешно те покидали Русскую землю. Летописцы объясняют столь странное поведение татар вмешательством Богородицы, которая явилась Ахмату и повелела уйти с Русской земли, как за сто лет до этого Она являлась Тамерлану. Народ вновь прославил Богородицу, защитившую Русь, а река Угра, где стояли войска русских и татар, получила в народе название Пояса Богородицы. После этого события великий князь московский Иван III разорвал татарскую грамоту, отказавшись платить дань Орде, и Русь стала свободной.

http://patriarchia.ru/db/text/5826493.ht...

Д. Сырья. Вид с колокольни      Д. Сырья. Храм свт. Николая      В соседней Сырье еще в XVI веке в лике преподобных прославился святой Кирилл (Кириак), основавший Успенскую обитель, монахи которой столетием позже положили начало иноческому житию на Кий-Острове. В настоящее время существует традиция паломничества к часовне, под спудом которой почивают мощи святого Кирилла. У благочинного Онеги есть желание возродить в Сырье монастырь. Наши волонтеры принимали участие в погрузочно-разгрузочных работах по заготовке досок в деревне Сырья, очищали крышу часовни преподобного Кирилла от мусора и наростов. Д. Подпорожье. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери      Храм Владимирской иконы Божией Матери (1757) в деревне Подпорожье так деформирован, что только полная переборка может спасти его Четвертое и самое живописное место расположения нашей экспедиции было в деревне Подпорожье. Храм Владимирской иконы Божией Матери (1757) уже самим посвящением связан с нашим московским монастырем, который когда-то был основан в честь сретения (то есть встречи) Владимирской иконы Божией Матери (1395). К сожалению, уникальная храмовая постройка на Жеребцовой горе в деревне Подпорожье в настоящее время под угрозой разрушения. В результате различных деформаций храм начал складываться вовнутрь, и теперь «залатывание дыр» его не спасет. Нужна профессиональная реставрация, а возможно, и полная переборка здания по бревнышку. Ни силами, ни средствами местных активистов такое здание, видимо, не перебрать. Этот федеральный памятник можно поднять только за счет федеральных денег. Силами наших добровольцев мы данный храм окосили со всех сторон (трава – выше человеческого роста), сделали от стен храма водоотводные каналы, чтобы вода на поверхности земли не застаивалась и камни, лежащие у основания храма, не уходили вниз в увлажненной глиняной почве. Поскольку интерес к данному храму велик, в день Владимирской иконы Божией матери (6 июля) на молебен съехалось более 110 человек! Причем большая часть молящихся (около 70 человек) прибыла с Онежского церковного прихода по реке на катере (расстояние по реке – около 16 км).

http://pravoslavie.ru/72727.html

Суздаль. Васильевский мужской монастырь. Церковь Сретения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В симметрии с церковию Василия Великаго, не в дальнем расстоянии от южной монастырской стены, находится теплый двухэтажный храм в честь Сретения Владимирския иконы Божия Матери, с двумя приделами внизу, - также каменный, в вышину 4 1/2, в длину 9 сажен, и шириною в 3 сажени и 1 аршин. Здание это имеет вид корабля; западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина, возвышаясь над прочими частями, покрыта особою железною кровлею в 2 ската, об одной главе; восточная и западная части покрыты также железными кровлями - на три ската каждая. Толщина стен доходит до 2 1/2 аршин. Свод устроен в виде полушара с надежными железными связями. В главной церкви алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами. В той и другой части своды и стены украшены живописью. Иконостас - в два яруса, в новом вкусе, но некоторые из икон - древния, отчасти исправленныя. За клиросами иконы отличаются древностию и украшением. В нижнем этаже устроены два придела: 1-й во имя священномученика Харалампия, а 2-й Святителя Митрофана, Воронежскаго чудотворца. Оба эти храма в длину занимают менее пространства, чем верхний, так как за алтарями их, чрез каменную стену, находится кладовая со сводами, на которые опирается каменный пол алтаря верхняго храма. Иконостасы в обоих приделах нижняго этажа по устройству своему одинаковы и поставлены в одну линию, отделяясь один от другаго только малою дверью. Устройство их новое, и иконы новыя, в один ярус, с клеймами на верху. Алтари не отделяются один от другаго ничем, кроме небольшаго каменнаго столба за иконостасом; такой же столб, с клиросом напереди, служит некоторым разделением храмов, поддерживая вместе с тем потолок. Иконы святых, в честь которых устроены приделы, поставлены в особых киотах, на выступах храма, где он расширяется. Стены покрыты краскою; потолок отштукатурен. Описываемая теплая церковь, по всем признакам, древнее соборной, хотя и нет достоверных сведений о времени ея построения; в настоящий же вид приведена в недавнее время, в 1870 году. Суздальскаго Васильевскаго монастыря Настоятель, Игумен Модест, 1874 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05095

В этом монастыре находится епархиальная библиотека, основанная в 1812 году, и состоит под ведением Общества любителей духовного просвещения. Сретенский монастырь (На улице Сретенка) Сретенский монастырь основан был в 1396 году, великим князем, Василием Димитриевичем, в память сретения чудотворной Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву, почему и монастырь этот называется Сретенским. Главная соборная церковь Сретенского монастыря в честь Владимирской иконы Богоматери, основана была в 1395 году. Первоначально эта церковь была деревянная, а впоследствии времени, в 1679 году, по повелению царя Феодора Алексеевича устроена каменная. В 1707 году церковь эта была возобновлена и украшена стенною живописью. При этой церкви придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Другие же церкви в монастыре находятся: во имя святого Николая Чудотворца, с приделом Всех Святых и преподобной Марии Египетской, где хранится часть мощей её, привезённая из Константинополя в 1706 году, с приделом святого Димитрия Ростовского . В соборной церкви находится резной крест необыкновенной величины, с изображением чудес и Страстей Христовых. В Сретенский монастырь установлено церковью, совершать крестные ходы из Успенского собора: 1) 26 августа в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери и в воспоминание избавления от нашествия Тамерлана в 1395 году; 2) Июня 23, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татарского хана Ахмата, в 1480 году, при великом князе Иоанне III 95 . Николаевский Греческий монастырь (На Никольской улице) Николаевский Греческий монастырь первоначально известен был под именем Николы Старого и Большая Глава, что у «крестного целования». Такое название носила сия обитель потому, что здесь приводимы были подсудимые к присяге в сомнительных случаях. Монастырь Старого Николы, поначалу своему, возводится ко времени XIV столетия. Царь Иоанн Васильевич Грозный, по просьбе приезжавших в Россию афонских монахов, пожаловал им в 1556 году сию Никольскую обитель для временного пребывания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Вторым храмом Сретенского монастыря по времени построения является церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Впервые она построена была из дерева в 1395 году в память сретения Владимирской иконы Божией Матери, сопровождавшегося чудесным удалением из приделов Руси грозного завоевателя – ордынского царя Темир-Аксака. Спустя два года после построения церкви при ней был учрежден мужской Сретенский монастырь, и она стала считаться главной монастырской церковью. В том же году (1397) был установлен на вечные времена крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь. Это обстоятельство привлекало к монастырю исключительное внимание со стороны московских князей. Они не оставляли монастыря своими щедротами и заботились о благоукрашении его. Великий князь Иоанн III, ревнуя о благоукрашении монастыря, в 1482 году велел сломать деревянную церковь в память сретения Владимирской иконы Божией Матери и на месте ее построил каменный храм. Храм этот существовал до 1679 года, когда, по повелению царя Федора Алексеевича, он был сломан и на месте его был воздвигнут ныне существующий соборный монастырский храм прежнего имени – Сретенский. С южной стороны храм этот имеет придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. О построении соборного храма и придела к нему свидетельствует надпись, вырезанная на каменной плите и вделанная в стену при входе в соборную церковь с южной стороны. Надпись эта следующего содержания: «Божиею милостью, повелением государя нашего царя и великого князя Федора Алексеевича всея России, и по благословению Святейшего Иоакима, Патриарха Московского, построена сия соборная церковь в лето 7187 (1679) августа в 24-й день и освящена в том же году августа в 24-й день, Патриархом Московским Иоакимом. А сей придел построен с повеления государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея России, и по благословению Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, в лето 7214-е (1706), меж патриаршеством, по обещанию обители сея игумена Моисея Великосельского». Соборный храм построен в московско-ярославском стиле, имеет квадратную форму и сверху украшен пятью куполами в виде луковиц. Алтарная часть приделана в виде трех полукружий, с западной стороны – паперть, и два крыльца с северной и южной стороны имеют квадратную форму. Верхняя часть стен храма от карниза до крыши украшена арками, по три с каждой стороны. В простенках арок написаны большие иконы. Крыша храма обычного зеленого цвета, а луковицы – традиционного синего. Кресты на главах большого размера, золоченые, ажурной работы с цепями. (Последний раз кресты были вызолочены при настоятеле архимандрите Никоне (Нечаеве) в 1906 году.)

http://pravoslavie.ru/31465.html

Нижний Новгород. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Канавинской слободе. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Раньше на том месте, где ныне расположен Нижегородский цирк, стояла Владимирская церковь. Была она очень красива, с голубыми куполами. А строили ее купцы Вологдин и Загибин в 1812 году. До нее стояла на этом месте другая Владимирская церковь 1734 г., тоже каменная. А еще раньше здесь был деревянный храм, построенный в конце XIV века иноком Порфирием, которого выслал в Нижний Новгород царь Иван Грозный. Вот что писал о Владимирском храме нижегородский историк Николай Иванович Храмцовский в своем замечательном труде " Исторический очерк Кунавина и современное его состояние " . " В Кунавине две каменныя церкви: владимирския Богоматери и преображения Господня. Первая основана Порфирием-же, который богато украсил ее . Храмовой образ Богоматери был в серебряной ризе с такими-же венцами сканной работы, осыпанными дорогими каменьями и жемчугом. Кроме того на этой иконе была вылитая серебряная цата, шесть гривенок и десять серебряных крестов, а также два жемчужных ожерелья и одно из золотых и серебряных монет. Внизу образа висела пелена из малинового бархата, вышитая жемчугом. Таких богато украшенных икон и в городских церквах было не много. Нынешнее здание владимирской церкви построено в 1812 году. В ней три престола: главный в честь сретения иконы владимирския Богоматери и придельныя в трапезе в честь препод. Макария желтоводскаго (южный) и в честь Николая Чудотворца (северный). В этом храме, есть святыня, особенно чтимая кунавинцами, нижегородцами и вообще жителями окрестных селений, – икона боголюбския Богоматери. Об этой иконе несохранилось никаких письменных сказаний, но есть предание, что она принесена из Москвы, и в 1771 году пред ней молились кунавинцы о прекращении морового поветрия и молитвы их были услышаны – поветрие прекратилось очень скоро. В память этого события в Кунавине бывают два крестные хода: первый вдень Святаго Духа, второй в день Воздвижения 14 сентября " . А то, что мы видим на этих фотографиях, уже труды старосты Д.Н. Бабушкина. Он на свои средства, но не без помощи прихожан, отремонтировал церковь после пожара 1871 года и расширил ее. В церкви находились древние иконы, напрестольное Евангелие 1627 г., но… все исчезло. Церковь постепенно погибала: рушились стены, потихоньку растаскивалась церковная утварь. А после войны 1941–1945 гг. церковь снесли окончательно. Но на ул. Коммунистической, 43 сохранился дом, в котором жил причт Владимирской церкви. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39654

Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: " Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет " . Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году ( 21 мая , 23 июня , 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/914072.htm...

В числе 12-ти монастырей им построен и Сырков мужеский монастырь. Поводом к сему построению было посольство в ливонский город Колывань, или нынешний Ревель. Отправляясь в Колывань, дьяком или секретарем, он дал обет построить монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери 1407 , если совершит путь свой благополучно. По возвращении в Новгород он немедленно исполнил свой обет. И для исполнения своего желания, Сырков обратился к царю Иоанну IV с просьбою о том, чтобы позволено было ему строить монастырь, и чтобы списана была ему икона с московской чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Желание его было исполнено. В жалованной грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей (1694) об этом сказано: «в прошлом де в 56 (1548) году, по указу прародителя нашего Великих Государей блаженной памяти Великого Государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России поставлена церковь каменная во имя Сретение пресвятой Богородицы Владимирской в Сыркове пустыни 1408 ; а у того строения был новгородец посадской человек Феодор Дмитриев Сырков 1409 , и в тое пустыню прислан чудотворной образ пресвятой Богородицы Владимирской с Москвы» 1410 . Согласно с этим показано и в Новг. III летописи. «В лето 7056 (1548) поставлен бысть храм каменной и монастырь устроен пречистой Богородицы Сретение Владимирской, иже нарицается Сыркова пустыня, на речки Веряжи, вины ради сицевые: Феодору Димитриевичу Сыркову бывшу с послом в Колыване дьяком, и сохранены быша от смерти, и того ради обещася поставити сий храм пресвятей Богородицы» 1411 . А в Новг. II летописи о Сыркове монастыре сказано под 7062 (1554) годом 22 июня, когда заложена Пантелеймоновская церковь над гробом блаженного Николая Качанова: «да тогоже дни заложил Феодор Дмитреев сын Сырков, дияк, в своем монастыри, церковь каменную пречистую Богородицу Владимирскую» 1412 . Для примирения сказания сего с сказанием III летописи в различии годов, если оно произошло не от ошибки переписчика, можно сделать два предположения: именно, или в III летописи говорится об основании монастыря, а во II-й о построении в нем каменной церкви, или же в III-й сказано о заложении храма, а во II летописи чрез 6-ть лет о совершении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Кроме этих обрядов в Успенском соборе, во время Всероссийских патриархов совершались ещё некоторые другие обряды, или действа. Таковы: В неделю святых Отец – пещное действо, в воспоминание бывших в Халдейской пещи трёх отроков: Анания, Азария и Мисаила; В неделю мясопустную – действо воспоминания Страшного Суда; Сентября 1 – исхождение в начало индикта, или действо многолетнего здравия. В неделю Ваий – торжественное шествие патриарха на осляти 17 . О крестных ходах, совершаемых из Успенского собора Крестные ходы, совершаемые в Москве в честь праздников и событий, ознаменованных милостью и благодеяниями Божиими, замечательны особенным торжеством и благолепием и возбуждают самые благоговейные чувства к Богу. Они исходят из Кремля, из Успенского собора, в сопровождении кремлёвской святыни – крестов, Евангелия, хоругвей и икон, при многочисленном духовенстве, во главе коего бывает архиерей. Такие крестные ходы совершаются: Января 6, в воспоминание Крещения Господня, совершившегося на реке Иордане, ради нашего спасения, – на Москву реку, для освящения воды; В день Преполовения Пятидесятницы, в воспоминание Божественного учения Иисуса Христа в храме Иерусалимском, во время праздника Кущей о благодатных дарах Святаго Духа, которые Он уподобляет живоносной воде, подающей жаждущим духовное спасение и жизнь вечную, – на Москву реку, для освящения воды; Августа 1, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня, в воспоминание чудес, совершившихся от Животворящего Креста Господня, явленных в 1164 году греческому императору Мануилу и русскому великому князю Андрею Георгиевичу в победе их над врагами,– на Москву реку, для освящения воды; Августа 26, в память сретения Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву и в воспоминание избавления России от нашествия татар в 1395 году, при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане, – в Сретенский монастырь; Июня 23, в воспоминание избавления России, помощью и заступлением Богоматери, от нашествия татарского хана Ахмата, при великом князе Иоанне Васильевиче III и митрополите Геронтии, в 1480 году, – в Сретенский монастырь; Мая 21, в память поновления Владимирской иконы Богоматери в доме митрополита Варлаама в 1514 году, и в воспоминание избавления России помощью и заступлением Богоматери от нашествия татар крымских, ногайских и казанских, при великом князе Василии Иоанновиче и митрополите Варлааме, в 1521 году, – в церковь Владимирской иконы Богоматери; Июля 28, в честь Смоленской иконы Богоматери. В воспоминание торжественного отправления этой иконы из Москвы: в Смоленск в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче и митрополите Данииле, – в Новодевичий монастырь; Августа 19, в честь Донской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления Москвы от нашествия татар в 1591 году, – в Донской монастырь; Июля 8, в честь явления Казанской иконы Богоматери, бывшего в 1579 году, в городе Казани, при царе Иоанне Васильевиче IV и архиепископе Казанском Иеремии, – в Казанский собор;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Нужно ли говорить, с какой радостью узнали об этом жители Москвы? С чудотворной иконой Владычицы встретили они великого князя, когда от возвращался из похода, и благоверный князь пал пред ликом Заступницы, в слезах изливая пред Ней свои благодарные чувства. В память чудесного заступления Богоматери на месте сретения Ее иконы был построен Сретенский монастырь и тогда же был установлен 26 августа праздник в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Спустя 55 лет Москве угрожал татарский царевич Мазовша, жители прибегли опять к помощи Матери Божией, и Мазовша бежал, услышав необыкновенный шум, по которому вообразил, что великий князь идет против него с большим войском. Прошло еще несколько лет. На Русь двинулся Ахмат, хан Золотой Орды, великий князь Иоанн готовил ему отпор. Только река Угра разделяла оба войска. Татары ждали, пока река покроется льдом. Морозы настали. Угра замерзла. Иоанн велел отступить своим войскам, они оробели и побежали. Татары, вместо того чтобы ударить по бегущим, подумали, что Иоанн заманивает их в засаду, и побежали сами. Так спасена была Москва, и в память этого события был установлен второй праздник в честь Владимирской иконы Богоматери – 23 июня. В 1521 году татары под предводительством Махмет-Гирея снова двинулись на Русь; опустошая все на своем пути, они дошли до Москвы. Великий князь Василий Иванович ушел из Москвы собирать войска. В столице было смятение, но молитвы не прекращались. Однажды ночью юродивый старец Василий со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг он услышал в храме шум, двери собора растворились, и чудотворная икона Владимирская сошла со своего места. От иконы послышался голос: «Выйду со святителями из города сего», и с этими словами вся церковь наполнилась пламенем, который тут же исчез. В ту же самую ночь в Вознесенском монастыре одна слепая старушка-монахиня, сидя в своей келии, узрела в видении, что из Кремля направляется в Спасские ворота как бы в крестном ходу сонм святителей и других угодников Божиих, среди них – Чудотворная икона Владимирская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010