К 1-й пол. XVII в. в Д. м. был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресв. Богородицы «на подклетях... о двунатцати стенах». «На передних стенах» Успенской ц. был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 70-х гг. XVII в. деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в Д. м. патриархом Московским Иоакимом , летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февр. 1677 г. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской ц.: «В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим». У храма имелось 2 крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 г. В описях Д. м. 20-70-х гг. XVII в. значится и др. теплая деревянная (с 1672 соборная) ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки «под монастырем» стояла шатровая на подклете теплая ц. во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 г. и в течение 1-й пол. XVIII в. на деревянных св. вратах Д. м. находилась ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой лит-ре сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Д. м.- кон. XVI в. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: «Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии». Однако, судя по описям XVII в., каменной колокольни в Д. м. тогда еще не существовало. С 20-х гг. XVII в. «колокольница» с 6 колоколами и «часы боевые» находились над св. вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 г., при игум. Евфимии II (а не Евфимии I). К 1764 г. на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи «под одну крышу» с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен Д. м. располагались различные службы, нек-рые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 г., еще до упразднения мон-ря, были перенесены в Н. Новгород, др. проданы или обветшали.

http://pravenc.ru/text/180541.html

Каменное строительство развернулось в мон-ре в XVIII в. После основания С.-Петербурга (1703) понадобилась большая дорога, проложенная с сев. стороны мон-ря. На этой стороне была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, упомянутая в описи 1720 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638, Оп. 1. Д. 115). К 1720 г. рядом с храмом стояли каменные св. врата и часовня, предназначенная для исполнения треб проезжавших по дороге. В часовне находился старинный иконостас. В апр. 1742 г. в Малицкой слободе проездом из С.-Петербурга в Москву остановилась беременная гр. Мавра Егоровна Шувалова († 1759), статс-дама имп. Елизаветы Петровны . Она тяжело заболела в дороге и исцелилась после молебна перед иконой свт. Николая Чудотворца, благополучно добралась до Москвы и родила сына, к-рого назвала Николаем. Вскоре Шувалова вместе с супругом, президентом Военной коллегии гр. П. И. Шуваловым, стала благотворительницей обители. 1 марта 1743 г. на средства Шуваловых на заводе Демидова в Невьянске был отлит колокол весом 126 пудов 27 фунтов. С 1751 г. по обету и на средства гр. Шувалова († 1762) на территории М. м. началось возведение каменных построек, в результате сложился единый архитектурный ансамбль в стиле барокко. В центре, на месте разобранного Спасского храма (1676), был возведен в 1754 г. одноглавый двусветный 3-престольный Спасский собор с трапезной (с зап. стороны), правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым - святых праведных Захарии и Елисаветы (впосл. помещение ризницы). По описи 1910 г., собор был 30 аршин в длину, 30 аршин в ширину, 22 аршина в высоту (Там же. Ф. 184. Оп. 1. Д. 195. Л. 1-5). Строила храм артель Фомы Павлова, крестьянина монастырской слободы Селижаровского Троицкого мон-ря. Внутри стены были полностью расписаны в 1861-1862 гг., новый иконостас помещен в 1862 г. В Никольском приделе был устроен склеп, в котором похоронили гр. М. Е. Шувалову ( 1759). Над св. вратами М. м. была возведена 3-ярусная колокольня. В июле 1891 г. в обитель был доставлен отлитый на московском заводе Самгина колокол, весивший 293 пуда 20 фунтов. На колокольне стало 6 колоколов, в т. ч. самый древний, отлитый при игум. Иоиле в 1687 г. весом 14 пудов; колокол весом 126 пудов 27 фунтов, отлитый в 1743 г. и пожертвованный Шуваловыми; колокол весом 52 пуда, отлитый в 1840 г. строителем Иоасафом; и последний - самый большой колокол, отлитый при архим. Данииле (Чижове). В XVIII в. по сторонам от колокольни симметрично располагались одноглавые церкви: на востоке - в честь Покрова Пресв. Богородицы (теплая) с часовней; на западе - во имя прп. Петра Афонского (не была достроена). На юж. стороне ограды была построена церковь, которую предполагалось освятить во имя мучеников Тимофея и Мавры, но в 1771 г. она была перестроена в настоятельский корпус. Кроме зимних и летних комнат в настоятельском корпусе имелось еще 6 келий.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Строительство храмов в Павлодарском Прииртышье осуществлялось одновременно с созданием крепостей и форпостов, освоением территории П. и Э. е. рус. населением. Численность православных особенно увеличилась в результате массового переселения крестьян из внутренних российских губерний в ходе столыпинской аграрной реформы нач. XX в. В XVIII - 1-й пол. XIX в. приходы на территории П. и Э. е. относились к Сибирской и Тобольской епархии (с 5 окт. 1768 Тобольская и Сибирская, см. ст. Тобольская и Тюменская епархия ). В 1832 г. (по др. данным, в 1854) церкви на территории П. и Э. е. были причислены к образованной в 1832 г. Томской епархии (см. ст. Томская и Асиновская епархия ). В 1895 г. приходы Павлодарского у. вошли в состав новообразованной Омской епархии (в 1913-1943 именовалась Омской и Павлодарской; см. ст. Омская и Таврическая епархия ). В Ямышевской крепости в 20-х гг. XVIII в. была построена деревянная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а в 1782-1783 гг. освящен каменный храм с 2 приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского. В Железинской крепости к 1751 г. существовала деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса, в 1765 г. она сгорела, в 1772 г. освящена новая деревянная церковь, а в 1793 г. состоялось освящение построенной рядом с деревянной придельной каменной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1801 г. там же освящена каменная ц. в честь Живоначальной Троицы, а позже устроена др. придельная церковь - во имя свт. Николая Чудотворца. В 1824 г. завершено строительство однопрестольной ц. во имя прор. Илии в Песчанском форпосте (ныне с. Песчаное Теренкольского р-на). Одной из первых построек основанного в 1720 г. Коряковского форпоста была небольшая казачья церковь. В 1841 г. в ст-це Коряковской возведена деревянная Флоро-Лаврская ц., сгоревшая в 1901 г. В 1868 г. освящена каменная Свято-Стефаниевская ц. в ст-це Баян-Аульской (ныне с. Баянауыл Баянауылского р-на). В 1893 г. в Павлодаре построена церковь, к-рая сначала была приписной к Флоро-Лаврской, а в 1902 г. получила статус собора во имя Св. Троицы. В кон. XIX в. на городском кладбище Павлодара построена Воскресенская ц., а в 1910 г. на месте сгоревшей Флоро-Лаврской ц. состоялась закладка Владимирского собора, строительство к-рого было прервано первой мировой войной и революцией.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

Ильмень, к устью р. Верёнды (ныне Веронда), и на берегу р. Чёрной поставил келью. Через нек-рое время к нему пришли старец Фома с 2 иноками, собрались др. отшельники. По их просьбе Е. принял в Новгороде от архиепископа (в Житии названного георгием, по-видимому, правильнее - от свт. Евфимия II ( Вяжицкого; 1434-1458)) рукоположение в священный сан. Вернувшись из Новгорода, Е. построил храм в честь Богоявления на острове в устье р. Верёнды. Для удобной доставки в мон-рь воды преподобный прокопал в оз. Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской или Перекомской. Позднее Е. основал каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Ввиду недостатка строителей он послал к вел. князю (по Житию Е., к Василию Иоанновичу, что является анахронизмом, поскольку Василий III правил в 1505-1533) неск. иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 г. строительство храма было завершено. Между тем есть свидетельства существования в этих местах мон-ря в более ранний период. В Новгородской I летописи младшего извода под 1407 г. сообщается о постройке Спасо-Преображенской ц. и о создании Верёндовского Спасо-Преображенского мон-ря новгородским архиеп. Иоанном II (1389-1415) (НПЛ. С. 400; в позднейшей Новгородской III летописи XVII в. под этим годом говорится о создании каменной ц. Николая Чудотворца - ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Т. о., Е. мог быть не основателем новой обители, но возобновителем монашеской жизни в этих местах. По Житию Е., святой преставился 16 сент. 1486 (6995) г. в возрасте 80 лет и был погребен в монастырском храме свт. Николая по правую сторону от алтаря. В начале Жития рождение святого отнесено к 1412/13 (6921) г. Хотя последняя дата является ненадежной, поскольку агиограф относит рождение святого ко времени «царя» Василия Иоанновича, митр. всея Руси св. Фотия (1408-1431) и Новгородского архиеп. Евфимия II ( Федотова. Житие. 2001. С. 163), в соответствии с ней вычисляли дату смерти Е.- 1492 г., часто приводившуюся в лит-ре XIX в. Перед кончиной Е. поручил заботу о мон-ре Новгородскому архиепископу (в Житии назван архиеп.

http://pravenc.ru/text/182091.html

При И. обитель выплатила долг в 4 тыс. р. Число братии увеличилось с 35 в 1867 г. до 61 чел. в 1877 г. Мон-рь был идиоритмическим, И. возражал против намерения Синода в 1870 г. ввести в нем общежитие, считал, что обитель и без того благоустроена. Среди братии были: архим. Израиль (Андреев ; впосл. настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря), историк, собиратель архива Павел Петрович Яковлев, келейник свт. Игнатия Иван Татаринов (впосл. архим. Иустин, настоятель Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря ). При И. в пуст. поступили ее будущие настоятели архимандриты Варлаам (Никифоров; с 1867; келейник И.), Иоасаф (Меркулов; с 1871), Михаил (Горелышев; с 1873), сщмч. Сергий (Дружинин; с 1887). На покое жили ранее состоявшие в братии настоятели: староладожского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим. Аполлос (Попов; с 1863), Введено-Островского мон-ря игум. Аполлинарий (с 1865), строитель Ниловой Сорской пуст. иером. Нектарий (Токарев; с 1867). Богослужения в пустыни посещали литераторы А. Н. Муравьёв и В. И. Аскоченский . Последний, отличаясь неуравновешенным характером, не раз конфликтовал с И. После кончины Аскоченского (†18 мая 1879) И. отпел и похоронил его в пустыни. В 1861 г. И. сопровождал имп. Александра II с супругой и цесаревичем на Валаам и Коневец (это была его первая встреча с императором). Впосл. И. получил возможность неофиц. общения с царской семьей, в частности с имп. Марией Александровной, к-рая в разговоре с государем Александром II назвала И. смиренным, вел. княгинями Александрой Иосифовной и Александрой Петровной. С вел. кнг. Ольгой Николаевной И. состоял в переписке, она подарила ему свое платье из бархата, шитое золотом, для пошивки ризы. 22 июня 1867 г. пустынь посетил греч. кор. Георг I. Архимандрит был участником мн. событий, связанных с великокняжеской семьей. По просьбе принца Николая Петровича Ольденбургского благословил его брата Александра на участие в русско-тур. войне 1877-1878 гг., провожал на фронт войска, дислоцированные в Петергофе и Стрельне. При помощи вел. кнг. Александры Иосифовны в пустыни был устроен госпиталь с церковью, 29 янв. 1879 г. освященной во имя Всех святых. За 25 лет настоятельства И. возвел в пустыни ок. 50 построек, в которые вложил от трети до половины личных средств.

http://pravenc.ru/text/293461.html

Полукружию алтаря соответствует полукружие притвора. Боковые фасады украшены 4-колонными белокаменными дорическими портиками. Венчает ротонду полусфера купола. Исключительно своеобразно внутреннее устройство храма. Над нижним алтарем вмц. Екатерины были устроены деревянные хоры с престолом в честь Успения Пресв. Богородицы, опоясывавшие по периметру пространство храма. Сохранились ведшие на них каменные лестницы в глубоких 2-ярусных нишах в юж. и сев. стенах. Архитектура церкви, как и еще несколько церквей, напоминает архитектуру Преображенского собора Вифанского в честь Преображения Господня монастыря , построенного в 1783-1787 гг. архит. Н. М. Одоевцевым по замыслу митр. Московского Платона (Левшина) . Появление подобного храма в Е. м. может объясняться активным участием митрополита в перестройке обители при игум. Мелхиседеке. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. В 1867 г. с запада к собору была пристроена 2-этажная паперть, в которой устроили престолы прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца (ЦГИАМ. Ф. 1323. Оп. 1. Ед. хр. 128); последний был переведен из надвратной церкви, куда в свою очередь был перенесен придел свт. Димитрия Ростовского. В 80-х гг. XIX в. верхний Петропавловский придел был отремонтирован и 28 авг. 1888 г. освящен митр. Московским Иоанникием (Рудневым) , причем классицистический декор был заменен необарочным. Объем верхнего придела построен на сводах прохода между трапезными приделами и открыт для обозрения с юга и севера. Небольшой 2-светный четверик перекрыт лотковым сводом, снаружи имеет ложные люкарны и завершен маленькой глухой главкой. Алтарный объем прямоугольный в плане. Небольшой притвор почти целиком включен в объем новой паперти. Сохранившаяся каменная ограда была сооружена между 1758 и 1764 гг. Невысокая, прямоугольная в плане, она составляла 236 саж. в округе. Из 3 двухъярусных 8-гранных угловых башен, увенчанных тесовыми шатрами, сохранились 2 западные, в т.

http://pravenc.ru/text/189639.html

По преданию, первыми насельниками Б. м. были участники казанского похода. В описании 1577/78 г. упоминается «старый игумен Корнилий», возможно первый настоятель обители. Из построек мон-ря в описи названы помимо каменного Успенского храма 2 игуменские кельи и 14 келий братии, деревянная ограда, строящаяся каменная трапезная. Монастырские св. врата находились недалеко от Ивановских ворот городского кремля, вся территория была обнесена бревенчатой оградой. В Успенском храме, отличавшемся богатым убранством, находились особо почитаемые иконы свт. Николая «Можайского», свт. Николая с житием, Богоматери «Одигитрия» и храмовый образ Успения в серебряном вызолоченном окладе, украшенном драгоценными камнями. Позже в Успенском храме появилась запрестольная Казанская икона Божией Матери - один из первых списков с чудотворного образа, явленного в 1579 г. В описи указаны земельные владения мон-ря: Ефремовская пустошь и сельцо Труново, завещанные обители коломенским вотчинником В. И. Наумовым. Согласно писцовой книге Коломны 1577/78 г., в Б. м. было значительное по тем временам (65 т.) книжное собрание (правда, в нем было много дублетов - напр., 2 годовых комплекта Служебных Миней и т. п.), в т. ч. 5 древних пергаменных рукописей («Апостол опракос на хоратье», «Шестодневец с Минеею... на харатье в десть», «Лествица в полдесть на хоротье», «Шестодневец в десть на хоротье», «Псалтирь в четвертку на хоратье»), датируемых по писчему материалу не позднее 2-й четв. XV в. По всей вероятности, мон-рь подвергся разорению в Смутное время (видимо, в эти годы погибло книжное собрание мон-ря) . В 20-х гг. XVII в. он был возобновлен как особножительный девичий. По-видимому, в том десятилетии в Б. м. была построена теплая деревянная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста с трапезной. Успенский храм с сев. и зап. сторон был обнесен галереями (в зап., на 1-м этаже, была малая трапезная). В 1698 г. сгорели все монастырские здания, кроме Успенской ц., к к-рой с юго-зап. стороны вскоре была пристроена трапезная с приделом во имя свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/153501.html

Приход был образован на месте Верхотеременгского мужского монастыря, упразднённого до 1764 г. Верхотерменгская Воскресенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова. Введенский храм был освящён 7 ноября 1864 г. исправляющим должность благочинного священником Доримедонтом Соболевым. Верхотерменгская Успенская церковь, 1758 (1759?) года, деревянная. Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, прор. Илии. При Верхотерменгской Воскресенской церкви возобновлённый придельный храм во имя Успения Божией Матери освящён 5 ноября 1872 г. В 1895-1896 годах церковь была возобновлена без существенных изменений. Две приписные церкви (д. Кочеварский Погост): Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, апостолов Варфоломея и Варнавы. 11 ноября 1884 г. освящён храм в честь Рождества Богородицы. Вторая церковь - Кочеварская Николаевская, строилась в 1756-1758 г.г., вместо сгоревшего храма. Деревянная, теплая. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.17 апреля 1889 г., в 3 часа пополудни, во время грозы, сильным порывом ветра сорвало железную крышу с Воскресенского храма, разодрав на мелкие куски несколько листов железа, покрывавшего церковь. Кроме того, была сломана глава над боковым придельным алтарём, которая при падении разрушилась. Убыток составил около 300 рублей. 19 марта 1909 г. Вологодская духовная консистории отправила отношение в Императорскую археологическую комиссию с ходатайством о разрешении внутреннего и внешнего ремонта церкви. Алтарь и иконостас были поновлены в 1890 г., крыша заменена железной в 1907 г. Потолок очень низкий. Для ремонта предполагалось: " перебрать потолок, удалив матицы, настлать новый накат и пол, опустив его в средней части храма и в паперти на пол-аршина, оштукатурить стены и покрыть их священными изображениями, выбелить краской стены снаружи " . ИАК постановила: " разрешить просимое переустройство, с условием не повышать крыши " .

http://sobory.ru/article/?object=23310

С 1872 г. в обители служил свящ. Василий Алексеев. Указом Святейшего Синода от 9 мая 1892 г. община была преобразована в монастырь. К 1 янв. 1892 г. в обители проживало 25 монахинь, 18 инокинь, 103 послушницы, в 1917 г.- 30 монахинь и 150 послушниц, к 1919 г.- настоятельница мон. Емилия, казначея мон. Маврикия, 22 монахини, 93 рясофорные сестры, 20 послушниц и 45 белиц. С 1910 г. ежегодно 5 июня из К. м. в с. Усть-Карабольское «на моление» выносилась чтимая икона Божией Матери «Отрада». К 1919 г. в обители были построены домовая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 21 окт. 1862), каменный 3-престольный собор (1861-1880), главный придел к-рого освящен в 1878 г. в честь Преображения Господня, юж. придел - 25 сент. 1880 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сев. придел - 28 сент. 1880 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В К. м. также были построены 2-этажный каменный корпус, 2-этажный «полукаменный», 2-этажный деревянный и одноэтажный каменный корпуса, кухня, трапеза и др. деревянные службы, ограда. С 27 окт. 1914 г. в обители служил сщмч. Николай Васильевич Бирюков . 7 апр. 1918 г., в праздник Благовещения Пресв. Богородице, о. Николай прочитал с амвона воззвание Святейшего патриарха свт. Тихона (Белавина) , призвал верующих сплотиться вокруг Церкви и, если потребуется, пострадать за свои убеждения. В тот же день сщмч. Николай был арестован представителями Каменского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отправлен в Следственную комиссию революционного трибунала Екатеринбурга. Его обвинили в распространении «черносотенного воззвания» патриарха. Но, рассмотрев дело священника и приняв во внимание, что он только прочитал воззвание патриарха после литургии, 10 июня 1918 г. Следственная комиссия приняла постановление об освобождении о. Николая. С пастыря была взята подписка не читать в церкви никаких брошюр и изданий без разрешения местного совета. В июле-авг. 1919 г., после занятия города большевиками, в кельях К. м. были расквартированы красноармейцы. Сщмч. Николай обличал в проповедях братоубийственную войну, отказался отпеть убитого красноармейца. При обыске у него было найдено письмо сыну, служившему в Белой Армии. Все это стало основанием для возбуждения уголовного дела. В авг. 1919 г. о. Николай вновь был арестован и 2 сент. расстрелян. Решением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. сщмч. Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/1470101.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010