Величественный Никольский храм - один из старейших на Серебряно-Прудской земле, основанный в XVI вв. Его строили и перестраивали, в 1782 году закрыли за ветхостью. Сразу же после закрытия, тщанием графа Николая Петровича Шереметева, неподалеку построили новый, деревянный, в честь Чудотворца Николая с приделом преподобного Сергия Радонежского. Обветшавший к 1829 году храм разобрали и на средства всё того же Н. П. Шереметева в 1835 году возвели каменный пятиглавый с ещё одним приделом в честь свт. Димитрия Ростовского. Четыре портика-колоннады, четыре звонницы-купола, мощный основной барабан купола, просторный неф, иконостас - всё это вместе и сегодня рассказывает нам не только о богатстве Шереметевых и жившего в Серебряно-Прудье люда, но и должным образом напоминает о столичном граде Санкт-Петербурге, о храмах, выстроеных в господствующем тогда повсеместно архитектурном стиле - ампир. Каменный храм свт. Николая Чудотворца постоянно обновляли и обустраивали, ктиторы организовали при храме библиотеку и открыли школу. Отвечая однажды на вопрос корреспондента областной газеты, почему " полтора века назад в российской провинциальной глуши был воздвигнут столь массивный храм " , благочинный Серебряно-Прудского церковного округа протоиерей Иоанн Велигорский ответил: " Видно, у здешних жителей большая вера в Бога была, потому и церковь они такую великую выстроили... " Изначально Никольский храм был храмом при кладбище (или кладбище находилось при нём). Недалеко от входа в храм, слева от западных врат есть скромная могилка с двумя надгробными гранитными плитами. На одной из них есть табличка: " Чуйкову Ивану Ионовичу (1865-1958) и Чуйковой Елизавете Фёдоровне (1865-1958) от горячо любящих детей, внуков и правнуков " . С именем Елизаветы Фёдоровны связана непрерывающаяся серебрянопрудская церковная молитва, поскольку именно этой хрупкой, но сильной духом женщине эта подмосковная земля обязана сохранением церковной святыни. В конце 1930-х гг., когда храм попытались закрыть, и даже закрыли его на непродолжительное время и успели разобрать ограду из кирпича и пустить его на постройку бани, Е. Ф. Чуйкова отправилась в Москву, почти за две сотни километров, заступиться за паству и духовенство. Когда же её средний сын Василий, член Военного совета при народном комиссаре обороны СССР, имевший за плечами большой боевой и командный опыт, постарался предостеречь от опасного шага, указав, что хлопоты по защите церкви могут поставить под удар жизнь всех близких, Елизавета Фёдоровна ответила: " У тебя своя война, а у меня своя... Бог рассудит " . Чудом она попала на приём к личному помощнику И. В. Сталина А. Н. Поскрёбышеву и к " всероссийскому старосте " М. И. Калинину. Как проходила встреча - неизвестно. Но храм не пострадал. На приход назначили священника, и богослужения пошли своей чередой.

http://sobory.ru/article/?object=21762

Анны (Сербининой (Сербиной)) и по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Сергия «тщанием окольничего Федора Зыкова» был возведен каменный летний собор в честь Сретения Господня с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (правым) и во имя св. Анастасии Римляныни (левым). По ведомости нач. 40-х гг. XVIII в. и офицерской описи 1763 г., это был 8-главый храм с 4 престолами и одноярусными иконостасами: в честь Сретения Господня, иконы Божией Матери «Страстная», Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Анастасии Римляныни; «на них кресты железные позолочены, крыты тесом, главы покрыты каменной чешуею», на колокольне имелось 6 колоколов (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 566. Л. 1 об.). В 1777 г., по сообщению тверского наместника Я. Е. Сиверса, Коллегия экономии ассигновала 500 р. на реставрацию обветшавшего храма. К этому времени в соборе имелось только 2 придела - св. Иоанна Предтечи и Анастасии Римляныни (РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. 16812. Л. 1-5). В 1786 г. по ходатайству игум. Надежды (Непейцыной) архиеп. Тверской и Кашинский Иоасаф (Заболотский) выделил 500 р. ассигнациями на ремонт обветшавших Сретенского собора и колокольни. Затем при игум. Александре (Непейцыной) на обновление собора и др. построек из казны было отпущено 3000 р. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1790 г. собор был перестроен. Теперь главный престол в честь Сретения Господня с 2 боковыми приделами (правым, в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, и левым, во имя вмц. Анастасии Римляныни) располагался в вост. половине собора. С запада к Сретенскому собору примыкала зимняя церковь с 2 престолами - в честь Смоленской иконы Божией Матери (правый) и во имя свт. Николая Чудотворца (левый). Летняя Сретенская церковь соединялась с зимним храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери аркой со стеклянными дверями. Длина всей постройки составляла 13 саж. 2 аршина и 5 вершков; крыша из листового железа была покрыта медянкой; 5 глав летнего храма, окрашенные «под серебряный мат с рассыпанными золотыми звездами», венчали позолоченные железные кресты с коронами.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

В пользу храма получаются проценты с 1300 руб. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, церковной земли 40 десятин 1537 кв. сажень. Церковно – приходское попечительство открыто с 1869 г., с 1870 г. в приходе существует земская школа. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула 1895 г. Веневский уезд, стр. 274. Церковь на селе основана в третьей четверти XVI в. В 1782 г. строится новая деревянная церковь св.Николая Чудотворца с приделом прп.Сергия Радонежского. Существующий кирпичный храм соборного типа был построен в 1835 г. на средства гр.Н.П.Шереметева. Главный ппрестол - св.Николая Чудотворца, боковые - свт.Димитрия Ростовского (северный) прп.Сергия Радонежского (южный). Придельные алтари устроены на средства гр.Д.Н.Шереметева. Храм представляет собой центрическую пятикупольную постройку в стиле ампир со звонницами в боковых барабанах. В 1878 г. был заменен главный иконостас, придельные - в 1884 г. Перед войной храм закрыли, здание немцы использовали под конюшню, затем там содержались военнопленные. В 1946 г., по ходатайству матери маршала В.И.Чуйкова, Елизаветы Федоровны, богослужения были возобновлены. Источник: " Подмосковье Монастыри Храмы Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Николая Чудотворца по адресу: пос.Серебряные Пруды, ул.Романова, 38, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Кирилл Аминов, 11 марта 2015 г. На Серебряно-Прудской земле до революционных событий 1917 года и до начала богоборческих времён насчитывалось более 30 церквей. Но только одной из них была дарована судьба во все даже самые трудные годы ХХ столетия оставаться Домом Божиим, в котором непрестанно возносились молитвы о спасении Отечества и его защитниках. Это храм в честь св. Николая Чудотворца. Его бытование ознаменовано великим духовным подвигом и великим молитвенным стоянием в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны. С ним связана земная жизнь крестьянской семьи Ивана и Елизаветы Чуйковых - родителей маршала Великой Победы Василия Ивановича Чуйкова, свершения и ратные подвиги которого способствовали спасению Отечества и приумножению славы родного края.

http://sobory.ru/article/?object=21762

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна . Храмы С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202). Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Московский свт. Макарий возвел игум. Варсонофия в сан архимандрита. Царь повелел архим. Варсонофию создать в Казани новый мон-рь, к-рый должен стать главной обителью в новоучрежденной Казанской и Татарстанской епархии , оплотом Православия на завоеванных землях Казанского ханства (Свт. Ермоген. 2005. С. 383). 31 июля 1555 г. архим. Варсонофий вместе с архиеп. св. Гурием, пешношскими иноками келарем Тихоном, клирошанином Феодоритом, клирошанином Иовом (Долматовым), Андроником, Сильвестром и мон. Симеоном [Симоном] (Нероновым) из Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря прибыли в Казань. К 1568 г. в К. м. были возведены первые храмы - во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной и в честь Преображения Господня. Одновременно велись работы по расширению территории Казанского кремля, новая стена строилась на 150 м дальше от прежней. На этой присоединенной земле, по левую сторону от главной кремлевской улицы, и был заложен мон-рь. Рядом находилась главная проездная башня Кремля - Спасская, построенная в 1555-1562 гг., поэтому за мон-рем вскоре закрепилось название «Спасо-Преображенский». В «Повести и честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него» (1594-1595) патриарх Ермоген называет мон-рь «обителью Боголепного Спаса» (Там же. С. 345). В 1567 г. архим. Варсонофий был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, но в 1570 г., удалившись на покой, вернулся в К. м., где скончался и был погребен у алтаря Преображенского собора, рядом с могилой свт. Гурия, архиеп. Казанского. Чин погребения совершил Казанский архиеп. Тихон . 4 окт. 1595 г., при архим. Арсении, мощи обоих святителей были обретены нетленными. Впосл. мощи основателя находились в юж. приделе Преображенского собора. Материальное положение Историк обители Е. М. Лебедев относил начало устройства К. м. к 1557 г., когда в крае закончились боевые действия ( Лебедев. 1895. С. 12-13). В мае 1557 г. казанский воевода П. И. Шуйский начал массовую раздачу опустевших в ходе войны земель новым владельцам.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Приют свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско. Приют для сирот и детей нуждающихся родителей был основан епископом Иоанном в Шанхае и затем переведен в Сан-Франциско В приюте свт. Тихона храм освящен в честь этого же святого В келье владыки Иоанна в доме свт. Тихона Задонского все осталось по-прежнему: в красном углу - иконы, на столе - печатная машинка, на которой он сам печатал указы и письма, перед ней - кресло, где святитель отдыхал ночью (как известно, он никогда не спал лежа на кровати) На аналое в келье свт. Иоанна всегда лежат крест и Евангелие, здесь принимается исповедь В келье хранятся личные вещи владыки Иоанна На столе рядом с портретом царя-мученика Николая лежит православный календарь за 1966 год - год преставления святителя Кафедральный ( " Новый " ) собор в Сан-Франциско в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Усыпальница святителя Иоанна в Новом соборе - место первоначального пребывания его мощей. Сюда сразу после кончины владыки стали приходить люди с надеждой на его молитвы, служились панихиды по почившем, на мощи клались записки с просьбами о помощи к святителю После прославления святителя Иоанна Зарубежной церковью его мощи перенесли в собор В кафедральном соборе поет архиерейский хор, которым руководит Владимир Красовский: " В нашем хоре поют четыре поколения русских! " Как и при жизни святителя Иоанна в алтаре собора прислуживают мальчики (на фото: " алтарные " мальчики на колокольне) Концерт хора во имя святителя Иоанна в Новом соборе, посвященный памяти почившего митрополита Лавра. Перед концертом музыканты молились около мощей святителя Иоанна Сейчас в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " открыт православный лицей Ежедневно лицеисты служат молебен у мощей святителя Иоанна Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.8 Голосов: 227 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Valentine 26 июля 2014, 00:03 Святителе Иоанне Шанхайский моли Бога о нас, р.б.Иакове и Валентине. Книгу с портретом святителе ношу в сумке, с благодарностью и с теплотой прошу твоих молитв, не оставляй нас, очень просим..

http://pravoslavie.ru/62544.html

В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя. История храма, уходящая вглубь веков, сложна и запутана. Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников - " Дозорной книге 1621 года " . Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, " Дозорная книга " повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети XVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

История Христорождественского храма в селе Рождество свое начало берёт с 1768 года, когда усердием прежде бывших крестьян Боровского Пафнутьева монастыря была построена первая, на тот момент деревянная церковь с одним холодным престолом, освященным в честь Рождества Христова. Это была 4-х ярусная одноглавая церковь, построенная по типу " восьмерик на четверике " . При храме была построена также деревянная колокольня. В 1867 году церковь была обновлена и тогда, видимо, под неё был подведён каменный фундамент, а на храме появился тёс. Рядом с ней была заново построена каменная колокольня, которая при строительстве в конце XIX века каменного храма была разобрана. Ныне стоящий в селе каменный храм был заложен 10 июля 1894 года к востоку от деревянной церкви, а к западу – колокольня. Церковь строилась в византийском стиле архитектором Виктором Александровичем Мазыриным на средства прихожан и благотворителя-попечителя коммерции советника А. А. Недыхляева. На закладной доске было начертано: " Сей храм Рождества Христова заложен в царствование Государя Императора Александра III Александровича при святительстве Александра Епископа Калужского и Боровского строителями Кириллом Ивановичем, Наталиею Семеновною и сыновьями их Сергием и Николаем Кирилловичами Лебедевыми, Андреем Софроновичем Софроновым, священником Иоанном Семеновичем Низяевым, Аграфеною Сидоровной Сидоровой, архитектором Виктором Александровичем Мазыриным и председателем строительного комитета Алексеем Александровичем Недыхляевым " . Каменный храм был закончен строительством в 1897 году; главный его престол в честь Рождества Христова был освящён 20 сентября. Левый придел в честь свт. Николая Мирликийского чудотворца освящён в память и в день святого коронования Императора Николая II 14 мая 1896 года. Правый придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - 5 декабря 1899 года. В 1897 году приходу церкви Рождества Христова Императором Николаем II была дарована икона свт. Николая Мирликийского, торжественно встреченная в селе Наро-Фоминское. Она была размещена в иконостасе Никольского придела и являлась самой почитаемой святынью храма (ныне святой образ утрачен).

http://sobory.ru/article/?object=01599

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010