Значительную роль в распространении и утверждении Православия в Донецком регионе сыграло переселение в 1780 г. из Крыма в район Мариуполя христ. колонии во главе с Готским и Кафским митр. св. Игнатием (Газадини) . Всего из Крыма вышло 31 386 чел., из к-рых 18 394 греки, остальные - армяне, грузины и валахи. Указом Синода от 14 марта 1779 г. митр. Игнатий был причислен к российским архиереям с сохранением титула и с правом пожизненного окормления переселенцев. Первоначально свт. Игнатий служил в созданной казаками каменной Николаевской ц. в Мариуполе. В 1780 г. архиерей заложил каменную ц. во имя сщмч. Харалампия - соборный храм греч. колонии (освящен в 1782, с 1845 назывался Екатерининским). В 1780 г. святителем были основаны ц. Успения Пресв. Богородицы (перестраивалась в 1804, 1887, с 1887 здесь находилась чтимая Бахчисарайская икона Божией Матери «Одигитрия», вывезенная из Крыма) и храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (где хранились вывезенная из Крыма икона святых Космы и Дамиана и чудотворная икона мц. Параскевы Пятницы). Стараниями свт. Игнатия в Мариупольской округе было построено 24 храма (4 в Мариуполе и по одному в каждом греч. поселении); богослужение в них совершалось на греч. языке до 1873 г., когда было введено богослужение на церковнослав. языке. Переселившиеся из Крыма грузины, разговаривавшие на татар. языке, основали в Мариупольском у. с. Георгиевка (впосл. переименованное в Игнатовку (Игнатьевку)), в к-ром в 1780 г. была построена Петропавловская ц. В 1786 г. свт. Игнатий был погребен в Харалампиевской ц. (в 20-х гг. XIX в. рядом с храмом был заложен новый, более просторный собор, освященный в 1845 во имя сщмч. Харалампия, после чего старый храм стал называться Екатерининским; в новом Харалампиевском соборе находилась чудотворная икона вмч. Георгия). После кончины свт. Игнатия Готская и Кафская епархия прекратила существование, ее приходы были переданы Екатеринославской епархии. В 1829 г. перебравшиеся из Турции греки основали с. Анадоль (Анатоль). В юго-зап. части Мариупольского у. и в Буджаке 38 поселений было основано преимущественно в XIX в. болгарами (до 30 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/178935.html

В Смутное время К. м. пострадал от набега военных отрядов шведов и черкасов, разорявших Толвуйскую вол. В переписной книге Петра Воейкова 1616 г. сказано: «В Никольском погосте Шунгском, на Вспальевском острову, на Онеге-озере, монастырь Рождественской общей, а на монастыре церковь Рождества Пресвятой Богородицы, верх шатровой высок, церковь Николая Чудотворца клетцка, церковь теплая Ильи-пророка с трапезою, все три древяные... да на монастыре келья игуменская, а игумен Кирило для войны от литовских и от воровских людей живет в Соловецком монастыре, да 18 келей братских, а в них живут два священника да диакон черные, да 18 братов, черноризцев же, да келья больничная, да келья хлебная, да 6 келей пустых, да 6 мест келейных, а кельи выжгли в 120 году литовские люди» ( Барсов. 1868. С. 188-189). Согласно писцовой книге 1628-1629 гг., в кельях обители проживали игум. Иосиф, старец Филарет, казначей старец Иоасаф, поп Аркадий, черный поп Киприан и еще 43 старца. Рядом с Никольским храмом («клетцки, верх на каменное дело») и Илиинской ц. («теплая с трапезою и келарскою верх шатровой») братия строила новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы вместо сгоревшего в 1626 г. Московские писцы отметили многочисленные иконы, украшенные жемчугом и финифтью, в позолоченных ризах, серебряные церковные сосуды, священнические облачения из бархата и камки. На колокольне они насчитали 7 колоколов, самый большой весом 52 пуда. По мнению Барсова, «всеми этими богатствами» Палеостровский мон-рь был обязан «особенному рачению настоятеля Иосифа» (Там же. С. 41). По переписи 1647 г., в обители проживали 44 насельника в 12 кельях, 19 «монастырских детенышей», не считая крестьян и богорадников. В центральной усадьбе некоторое время стоял 4-й храм - во имя св. Михаила Малеина с приделом прп. Алексия, человека Божия (Там же. С. 45). Монастырская вотчина Монастырская вотчина начала складываться в период новгородской независимости. Первыми приобретениями К. м. стали о-в Палей и ближайшие к нему малые острова: Речной, Кобылий, Зайцев (Заяцкий), пожалованные в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/2458669.html

8 окт. 1966 г. был определен, 30 окт. хиротонисан в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I . И. часто посещал храмы епархии, в т. ч. отдаленные приходы. Положение верующих в уральских епархиях (Пермской и Свердловской) было нелегким, т. к. Урал являлся закрытой военно-промышленной зоной, где власти проявляли особую бдительность. Тем не менее под личным рук. И. был построен новый архиерейский дом, в к-ром устроили крестовый храм. Мн. монахини и миряне из соседней, Свердловской обл. приезжали к И. на богослужение и за наставлением. Он предоставил в Перми приют неск. монахиням, оставшимся без келий и места проживания, дал им послушание в просфорне при архиерейском доме. После перевода владыки на Ростовскую кафедру он продолжал духовно наставлять верующих из Пермской епархии, которые поддерживали с ним отношения. 31 мая 1973 г. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. 10 апр. 1977 г. возведен в сан архиепископа. Ростовская паства почитала и любила И. за отеческое отношение к прихожанам, терпение, отмечала его высокую молитвенность, уважение и отзывчивость к людям. Несмотря на болезни, И. часто посещал ближние и дальние приходы епархии, совершая богослужения и проповедуя. Особенно заботился об увеличении числа епархиального клира: за время его управления все приходы Ростовской епархии были обеспечены священниками. Скончался во время службы Похвалы Пресв. Богородице. 5 апр. 1982 г. отпевание совершили в кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Харьковский и Богодуховский архиеп. Никодим (Руснак ; впосл. митрополит), Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха ; впосл. архиепископ) в сослужении множества клириков Ростовской и др. епархий. Похоронен близ вост. стены кафедрального собора. Соч.: Свт. Иоасаф, еп. Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения: Канд. дис./ЛДА. [Л.], 1966; Речь при наречении во еп. Пермского и Соликамского//ЖМП. 1966. 12. С. 26-28.

http://pravenc.ru/text/578102.html

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в Йошкар-Оле. 1756 г. В связи с широким распространением среди марийцев православно-языческого синкретизма (двоеверие) и собственно язычества, имеющего сильные позиции в ряде районов республики, в первую очередь в луговой части (Заволжье), важнейшим направлением пастырской деятельности духовенства Й.-О. и М. е. является миссионерство. В ходе социологического опроса в Марий Эл в 2004 г. 51% населения назвали себя православными, 12% - двоеверами (самоназвание), 3-4% - язычниками (самоназвание - чимари), 6% - мусульманами, 5% не определились в отношении религии, ок. 20% назвали себя неверующими. Большинство язычников и двоеверов живет в луговой части республики. Подавляющее большинство горных марийцев являются православными (79% жителей Горномарийского р-на назвали себя православными, 2% - язычниками, 14% - двоеверами). Двоеверы наряду с посещением богослужения в правосл. храмах ходят для совершения языческих ритуалов в «священные рощи», считая, что т. о. они по-разному поклоняются одному Богу. Двоеверие может выражаться в полном уподоблении языческих божеств Св. Троице и правосл. святым. Так, марийцы-двоеверы отождествляют Бога Отца с верховным богом Кугу-Юмо (Великий бог), Бога Сына - с божеством Серлагиш (Спаситель) и с божеством судьбы Кугу-Пуршо, Пресв. Богородицу - с богиней плодородия Шочин-Ава-Юмо, свт. Николая - с божеством семьи и т. д. В представлении луговых марийцев-двоеверов свт. Николай и Пресв. Богородица, как Она изображена на Ее Казанской иконе, до такой степени соответствуют языческим божествам, что имеют, подобно последним, прислужников. Мн. правосл. праздники слились в сознании марийцев с языческими: Рождество Христово может отождествляться с праздником Шорык-Йолом, Пасха - с праздником Кугече (теперь это марийское название Пасхи) и т. д. Двоеверы нередко используют в магических целях св. воду, перед иконами святых иногда совершают возлияния вина и принесение в жертву домашней птицы, хлеба. Среди двоеверов, как и среди язычников, много ворожей, гадалок, знахарей.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

12 июля 1897 г. Высочайшим повелением М. был назначен 2-м викарием Литовской епархии. 6 авг. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры М. был хиротонисан во епископа Ковенского. 22 сент. 1899 г., согласно Высочайшему повелению, М. был назначен епископом Минским и Туровским. К 1899 г. в Минской губ. проживали 2 238 030 чел., епархии принадлежала большая территория (к 1900 насчитывалось 1205 священнослужителей, было 5 мон-рей, 1195 церквей и 102 часовни, при 6 церквах имелись богадельни). 13 окт. 1899 г. состоялась торжественная встреча архипастыря в кафедральном Петропавловском соборе (взорван в 1936) духовенством во главе с прот. Г. Тарнопольским († 1902). 25 окт. 1899 г. М. в присутствии губернатора Н. Н. Трубецкого освятил помещение 2-й, новой женской гимназии Мин-ва народного просвещения. В 1899 г. был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. М. освящен собор минского в честь Преображения Господня женского монастыря . За время управления епархией М. освятил Кирилло-Мефодиевский храм (1899) в мест. Погост-Загородский Пинского у., Троицкую ц. (1900) в с. Березовце Новогрудского у., построенную «из колотого и обработанного камня», собор (1900; после капитального ремонта) Ляданского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , Вознесенский храм (1904; после перестройки) при Минском жен. уч-ще духовного ведомства, Георгиевскую гарнизонную ц. (1907) в Бобруйске. В 1907 г. личный врач архиерея И. У. Зданович, директор уч-ща слепых и старший врач губ. земской больницы, устроил в здании уч-ща домовую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (разобрана в 1929). При М. были построены и освящены церковь-школа в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в дер. М. Слепянка, приписанная к минскому Екатерининскому собору (в имении председателя правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги П. С. Хитрово; 1900), храмы во имя вмч. Георгия Победоносца (1900) в с. Брянчицы Слуцкого у., в с. Косаричи Бобруйского у. (1900), в дер. Замошье Бобруйского у. (1901), свт. Николая Чудотворца (усыпальница князей Святополк-Мирских; 1904; архит. Р. Р. Марфельд) в мест. Мир Новогрудского у., в с. Червищи Пинского у., во имя Св. Троицы (1905) в с. Демехи Речицкого у., Успения Пресв. Богородицы (1905) в с. Забелы Слуцкого у. К янв. 1910 г. количество церквей епархии выросло до 1233 (10 соборов, 7 монастырских, 547 приходских, 19 при казенных заведениях и домовых, 251 кладбищенская, 399 приписных), была открыта 101 часовня. К 1912 г. количество церквей в Минске выросло с 19 до 24.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

Неск. раз (в авг. 1771, 1778 и 1780 и др.) И. посещал Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , в 1775-1783 гг. вел регулярную переписку со строителями-иеромонахами Ефремом (Коротковым) , которого почитал как «старца праведного», и Пахомием (Леоновым). 6 дек. 1776 г. И. рукоположил во иерея саровского насельника Назария (Кондратьева) , буд. игум. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Публикация проповеди И. при освящении 15 авг. 1778 г. нового Успенского собора Саровской пуст. считается первым печатным источником по истории этой обители (СПб., 1778). После освящения собора И. побывал в пещерной церкви, устроенной первоначальником прп. Иоанном , и пожелал возобновить в ней богослужение. Посетивший Саров вместе с архиереем помещик Н. А. Радищев (отец А. Н. Радищева ) обещал выделить средства на обновление храма. После ремонта 15 авг. 1780 г. И. освятил пещерную ц. во имя преподобных Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских отцов. В эти годы Саровская пуст. неск. раз подвергалась нападениям грабителей. Осенью 1779 г. строитель иером. Пахомий просил И. прислать в его распоряжение 6 солдат под командованием унтер-офицера, чтобы разбойники «не сделали на ту пустынь нашу нападения и при разграблении не привели бы оную пустынь огненным поджогом в конечное истребление». Военные привезли с собой неск. чугунных пушек, к-рые были установлены ок. сев.-зап. угловой башни и направлены в сторону моста через р. Сатис (см.: Евгений, иером. Записки//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 242). Много внимания И. уделял Санаксарскому темниковскому монастырю , к-рый его «радовал... своим благоустройством и душеспасительным поведением». При И. в обители проводились ремонтные и строительные работы, в нижнем этаже соборного храма устроена и в 1776 г. освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; 16 авг. 1780 г. И. переосвятил престол верхней соборной церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы. Также в мон-ре была построена и 6 июня 1782 г. освящена больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с кельями для больных.

http://pravenc.ru/text/293708.html

В 1695 г. Покровский мон-рь был приписан к Псковскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен. Покровская ц., перестроенная в 1687 г., стала приходской. Деревянную ц. в честь Рождества Христова, вероятно построенную при жизни И., в 1843 г. за ветхостью разобрали. В 1871 г. возвели сохранившуюся каменную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами в честь Рождества Христова и во имя прп. Илариона Великого (святого, тезоименитого И.). Богослужения в Покровской ц. совершались до 1942 г. В 1993 г. началось возрождение храма, в 1996 г. реставрация была завершена. Мощи И. покоятся под спудом в Покровской ц., с левой стороны иконостаса. На месте погребения святого стоят 2 раки. Одна, выполненная из красного дерева, неизвестного происхождения (хранилась в ц. во имя арх. Михаила в дер. Кобылье Городище, возвращена в 1994); другая была пожертвована в 1887 г. псковским живописцем А. С. Бириным (возвращена в Покровскую ц. в 1993 из гдовского собора). В XIX в. И. почитался как канонизированный святой: его память была внесена в «Полный христианский месяцеслов» под 28 марта (К., 1875). Имеются краткая служба (тропарь и кондак) И. (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 270), акафист и молитва. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых (празд. установлено в 1987) и в Собор С.-Петербургских святых (празд. установлено в 2000). Ист.: Описание о российских святых. С. 53; Акафист прп. Илариону Псковоезерскому Гдовскому и ист. описание ц. Покрова Богородицы дер. Озера/Сост. О. К. Михайлова. СПб., 2000. С. 15-26; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития прп. Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 215; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. К., 1831. Ч. 3. С. 77, 121; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 89; Голубинский. Канонизация святых. С. 325; Покрышкин П. П. Церкви псковского типа XV-XVI ст. по вост. побережию Чудского оз. и на р. Нарове//ИИАК. 1907. Вып. 22. С. 36-37; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 309; СИСПРЦ. 1990. С. 103; Строев. Списки иерархов. Стб. 411; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 225; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 119; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 170.

http://pravenc.ru/text/389129.html

В монастыре три церкви - все каменные: 1) Соборная двухэтажная с тремя престолами в каждом этаже; средний престол в верхнем этаже во имя Рождества Пресв. Богородицы, правый во имя Рождества Иоанна Предтечи и левый во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца. В нижнем этаже средний престол во имя преп. Иосифа и Георгия, иже в Малеи, левый во имя Рождества Христова и правый еще не освящен; 2) Теплая церковь трехпрестольная, с средним алтарем во имя преподобного Никандра Псковского, с правым во имя вмчк. и целителя Пантелеймона и с левым во имя равноапостольного князя Владимира; 3) теплая церковь при настоятельских кельях, во имя Успения Божией Матери, выстроенная при самом основании монастыря. Постоянными средствами содержания монастыря служат: 1) усадебная земля около монастыря в количестве 14 1/2 д., полевая в даче с. Глухих Полян в количестве 42 д., пожертвованная купцом Струковым, и в Веневском уезде при с. Городенце 60 д„ пожертвованных в 1889 г. отставным вахтером Феодором Ананским: 2) % с капитала в 110697 руб. Монастырская школа помещается в Чулковой слободе. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Монастыри и монастырские церкви, стр. 766 Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - это основанный в её честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле. Начало XIX века является фактической датой основания монастыря в Щеглове. Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле. Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской. В 1801 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове».

http://sobory.ru/article/?object=00878

Ед. хр. 16. Л. 12). В 1649 г. в пустыни на средства купцов гостиной сотни Г. Шевелёва, Т. Рабенского, И. Г. Шильцова, царского садовника О. Б. Горлова и некоего монаха Чудова мон-ря Феодора-иноземца был построен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. Нек-рые вкладчики пустыни стали ее первыми насельниками. По грамоте царя Алексея Михайловича 1649/50 г. прп. Лукиан был назначен строителем обители, к-рой отошли пашня, «сенные покосы и прочия угодья», «чем прежние попы владели» (список с грамоты: Там же). 28 авг. 1650 г. прп. Лукиан получил благословение патриарха Иосифа совершать богослужения в пустыни (Там же. Л. 1-2; на л. 2 об. помета с разрешением). В новый храм перенесли иконы из древней церкви. Кроме того, прп. Лукиан привез из Москвы Страстной образ Божией Матери (впосл. он размещался в местном ряду иконостаса слева от царских врат), местные и пядничные иконы, неск. колоколов. В мон-ре преподобный ввел общежительный устав. После преставления прп. Лукиана (8 сент. 1654) обязанности строителя исполнял иеродиак. Онуфрий. В это время братии в мон-ре было немного. Как повествует «Чудо о хотящих монастырь разграбити и братию всю оружием смерти предати» из «Сказания о явленной иконе Рождества», вскоре после преставления преподобного, зимой 1654/55 г., было совершено нападение на обитель: разбойники приехали ночью на санях, но как только приблизились к воротам, «неведомая сила ударила их», двое остались лежать парализованными, и утром их обнаружили монахи (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стромилова). Ед. хр. 616. Л. 6 об.- 7 об.). Другая попытка «церковь окрасти» также была пресечена чудесным образом: разбойники увидели крестный ход вокруг стен Л. п., возглавляемый царем (Там же. Л. 7 об.- 8). Окрестные землевладельцы пытались помешать строительству монастыря. Д. К. Дерябин, дьяк приказа Большого дворца (с 20 февр. 1647 по 18 апр. 1657 ( Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 149-150)), чье поместье находилось за 3 «малых поприща» от обители, в с. Рюминском, «нача пакости творити», но был наказан тяжелой болезнью.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

в Курской десятине, входившей в Патриаршую область, имелось 13 городских церквей, 41 уездная и часовня. В окт. 1657 г. Собор в Москве принял решение об учреждении в Белгороде митрополичьей кафедры. Царь Алексей Михайлович повелел перевести в Белгород Крутицкого митр. Питирима , однако тот отказался уехать из столицы. В 1665 г. на Белгородскую кафедру претендовал Мстиславский и Оршанский еп. Мефодий (Филимонович) , местоблюститель Киевской митрополии. В 1667 г. по повелению царя была учреждена Белгородская и Обоянская митрополия на территории современных Курской, Белгородской, части Орловской и Воронежской областей России, Харьковской и Сумской областей Украины. В 1682 г. решался вопрос об учреждении Курской кафедры, но оно не состоялось. В Белгородской епархии тогда насчитывалось 532 церкви и более 20 мон-рей. С 1722 г. Белгородские архипастыри имели сан епископа или архиепископа. В 1775-1779 гг. в результате губ. реформы Белгородская губ. (создана в 1727) была разделена между новообразованными губерниями (наместничествами), Белгород стал уездным городом Курской губ. (учреждена в 1779). Количество церквей в губернии к 1797 г. достигло 875. В 1799 г. от Белгородской епархии была отделена Слободско-Украинская (см. Харьковская и Богодуховская епархия ), Белгородская кафедра была переименована в Курскую и Белгородскую, но органы епархиального управления до 1833 г. оставались в Белгороде. Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Во время Отечественной войны 1812 г. Белгородский и Курский архиеп. Феоктист (Мочульский) организовал сбор средств в помощь армии. Из Курской Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни в войска был послан список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Нек-рые клирики Белгородско-Курской епархии решили защищать родину с оружием в руках, на что они получили благословение архимандрита курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Аполлоса (Терешкевича), к-рый отслужил в Курске напутственный молебен.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010