в честь Рождества Пресв. Богородицы, колокольня с 5 колоколами (2 большими и 3 маленькими), настоятельский и братские корпуса, трапезная. Братия состояла из 9 человек, к-рые придерживались общежительного устава. В это время имение, на территории которого был расположен К. м., принадлежало Варфоломею Йордаке. Монашествующие не платили помещику арендной платы, но и не получали от него никакой материальной помощи, самостоятельно обрабатывали землю. В результате к нач. 30-х гг. К. м. оказался в бедственном положении. В рапорте (июнь 1833) благочинного мон-рей настоятеля Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря архим. Иоанникия на имя архиеп. Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы) говорится: «Помещик отвести для монастыря землю для хлебопашества и сенокоса не хочет»; он «объявил, что снабжает церковь в с. Косоуцы, а монастырь ему без надобности». К тому времени постройки К. м. и 2 водяные мельницы обветшали, «монастырь для поддержания всего не имеет никаких источников; виноградник хоть и есть, но ни в прошлом лете по неурожаю пользы монастырю не принес». Насельники (иером. Амвросий, монахи Сильвестр, Иов и Филарет, диакон послушник Гавриил), проживавшие в 1833 г. в обители, «от бедности иногда» выходили «из монастыря для снискания себе недостающего». 26 июня 1833 г. резолюцией архиеп. Димитрия К. м. был упразднен, монахи, диакон послушник переведены в Каларашовский монастырь, «что касается до церкви и колокольни, то... в таком случае разобрав оные, перевести в Каларашевский монастырь, для употребления годного дерева на монастырские строения, а неспособного ни к чему - на печение просфор». По-видимому, процесс ликвидации К. м.- передача имущества, продажа его в счет уплаты долгов и т. д.- шел длительное время. Так, в 1836-1838 гг. монастырский виноградник был продан каларашовским игум. Иннокентием помещику В. Йордаке, владельцу Косоуцкого поместья. В рапорте настоятеля каларашовского игум. Илариона на имя архиеп. Кишинёвского и Хотинского Иринарха (Попова) упоминается, что по распоряжению Кишинёвской духовной консистории в 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2458885.html

Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушел из Переславля и, надеясь стать учеником прп. Пафнутия Боровского, направился в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , но не застал основателя обители в живых (прп. Пафнутий скончался 1 мая 1477). Димитрий принял постриг в Боровском мон-ре с именем Даниил и был в послушании у прп. Левкия Волоколамского . 10 лет Д. прожил в Боровском мон-ре, затем вместе с прп. Левкием удалился в основанную последним Успенскую пуст. на р. Рузе (см. Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), где прожил еще 2 года (об этом сообщает «Сказание вкратце...», в первоначальном Житии говорится, что Д. остался в Боровском мон-ре и прожил там еще 2 года после удаления прп. Левкия в Успенскую пуст.). Братия любила Д. и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошел мн. сверстников в стремлении к добродетели. Впосл. Д. воспринимали как ученика прп. Пафнутия, о чем свидетельствуют 2-я редакция Жития прп. Герасима Болдинского, грамота Рязанского и Муромского еп. Леонида царю Феодору Иоанновичу 1584-1585 гг. (АИ. Т. 1. С. 410). Ок. 1489 г. Д. «Божиею волею» оставил мон-рь. Как и прп. Иосиф Волоцкий , Д. «обхожаше многия монастыря, внимая благым обычаем и ползуяся добродетельных отец житием» ( Смирнов. Житие. С. 11), затем вернулся в Переславль (по преданию, с собой из Боровской обители он принес список Тихвинской иконы Божией Матери, к-рый впосл. хранился в Троицком соборе Данилова мон-ря). К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг. В Переславле Д. сначала нес послушание пономаря в Никитском мон-ре, потом перешел в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , игумен к-рого Антоний был родственником святого. Это произошло незадолго до 1495 г. (святой подвизался в Горицкой обители 30 лет, в 1525 он был уже игуменом Данилова мон-ря). Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком мон-ре и вскоре скончался, др. брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Чудеса, описанные в сказании, происходили в 1610-1710 гг. По мнению свящ. В. А. Смирнова, составление текста связано с освидетельствованием мощей П. 15 марта 1711 г., сами чудеса записаны служившим в это время пиринемским свящ. Иоанном Козминым ( [Смирнов]. 1895. С. 241-248). Поводом для освидетельствования мощей было стремление местного причта окончательно выделить пиринемский приход из соседнего чакольского. Несмотря на то что разделение приходов официально было произведено еще в 1672 г., пиринемские крестьяне считали себя чакольскими прихожанами, совершали все церковные обряды в чакольском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы, что наносило существенный экономический ущерб и так небогатому Пиринемскому приходу. Поэтому в текст сказания были включены нарушающие целостность повествования сведения о древности пиринемской часовни св. Георгия, в к-рой произошло обретение мощей П.: «А та часовня великомученика Георгия поставлена в начале, отнележе крещения на Пинеги, а преже церкви в Чаколе Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго ея Рождества». При написании сказания несомненно были использованы более ранние записи, которые велись при ц. во имя вмч. Георгия в с. Пиринемь на протяжении всего XVII в. (храм был построен чакольскими крестьянами в 1611-1613 рядом с одноименной часовней, где находились мощи П., в 1643 сгорел, но часовня уцелела). Указания на существование таких записей, сгоревших во время пожара 1643 г., есть в тексте сказания: «А иныя многия прежныя ея, чюдотворицы, чюдеса были писаны, и, грех ради наших, в церкви были, и згорели. А после згорения многия чюдеса в простоте бес писания пройдоша». На несомненный письменный источник, существовавший до появления сказания, указывает также упоминание в нем реальных лиц, участвовавших в обретении мощей в 1610 г., что подтверждается церковными документами и лит. памятниками Пинежья. В частности, при обретении мощей присутствовал игумен Красногорского (Черногорского) мон-ря прп. Макарий . Упоминаемый в сказании священник чакольского храма Рождества Пресв. Богородицы Феофилакт является одним из главных персонажей произведения, известного под названием «Видения Евфимия Чакольского 1611-1614 гг.». Примечательна личность и др. участника событий - Евфимия Фёдорова. Он пользовался несомненным авторитетом у местных жителей и духовенства, по его инициативе крестьяне построили Георгиевскую ц. в с. Пиринемь. Христолюбивым мужем и благочестивым человеком назван Евфимий в «Повести о Черногорском (Красногорском) монастыре», в которой он упоминается среди пинежан, ставших свидетелями чудесного видения о месте основания будущего монастыря.

http://pravenc.ru/text/2579012.html

Во время княжения В. О. возобновились регулярные богослужения в восстановленном Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря, были отстроены др. обители: Выдубицкий Всеволож во имя арх. Михаила , с XIV в. являвшийся митрополичьим, киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра , Златоверхий во имя арх. Михаила , действовал Кирилловский муж. мон-рь. Во 2-й пол. XIV в. в Киеве был построен каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, находившийся в районе позднейшего Покровского подворья. На месте разрушенной монголами в 1240 г. Десятинной церкви в XIV в. была поставлена деревянная ц. Николы Десятинного. Во 2-й пол. XIV в. богослужения совершались в Софийском, Георгиевском, Ирининском и Феодоровском соборах, Спасской и Трехсвятительской (Васильевской) церквах. На Подоле действовали известные с домонг. эпохи каменные храмы - в честь Успения Пресв. Богородицы (Пирогоща) и во имя св. князей Бориса и Глеба . Ивакин предполагает, что во 2-й пол. XIV в. в Киеве действовали ц. Благовещения над Золотыми воротами и каменный Спасский храм в Берестове, вблизи к-рого с XV в. известна резиденция Олельковичей, потомков В. О. Предположительно между 1367 и 1385 гг. В. О. дал жалованную грамоту храму свт. Николая в Смедене (пригород Киева) «себе на память, и княгини моей, и детемь моимь» на «жеребей земли Григорьев Борзиловича Смединьского с всем доходом, на свечя и на канон» (Грамоти XIV ст. 18. С. 37). В. О. также вложил в храм «Евангелие напрестольное, на мемвранох писаное»; в 1629 г. свящ. Феодот Буян показывал эту рукопись посетившему с. Смедено свт. Петру (Могиле) , митр. Киевскому (АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 59). В. О. пожаловал киевскому доминиканскому мон-рю во имя свт. Николая Мирликийского пригородные селения Сырец, Хлопач, Пашня и Бешова Баба. На активную деятельность киевского князя и его ближайших преемников указывает большое число найденных археологами в Киеве иностранных и местных монет (в т. ч. с именем В. О.) и свинцовых печатей XIV-XV вв., среди к-рых следует выделить буллу Феодора, сановника К-польского Патриарха Нила (1379-1388), свидетельствующую о церковных контактах Киева с К-полем.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Еп. Аарон участвовал в погребении митр. Иова в февр. 1716 г., затем в течение 5 лет осуществлял управление Новгородской епархией. При этом права Корельского и Ладожского епископа были ограниченны: он мог давать ставленые грамоты только клирикам, поставляемым в непосредственно подведомые ему города: Кексгольм, Нов. Ладога и их уезды, а остальным духовным лицам - указы об их определении и посвящении; то же происходило и при построении новых церквей. «Благословением преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского» в 1719 г. были освящены первые деревянные храмы в возобновленных Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. 2 февр. 1719 г. еп. Аарон возвел в сан архимандрита иером. Варлаама (Вонатовича) , назначенного настоятелем тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В Новгороде заботами еп. Аарона продолжали развиваться школы и благотворительные заведения, основанные митр. Иовом. Еп. Аарон неоднократно бывал в С.-Петербурге. 28 июля 1716 г. он отпевал скончавшегося там Иринарха, игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пуст. , в 1718 г. участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем , в 1720 г. присутствовал при утверждении «Духовного регламента» . Много внимания епископ уделял строительству в столице Новгородского подворья (каменные палаты «о дву аппартаментах» были заложены на 19-й линии Васильевского о-ва в 1719). Подворье получило название «Семибратское» - его сооружали при участии Новгородского архиерейского дома вместе с 7 главными мон-рями Новгорода и его окрестностей. 25 авг.- 1 сент. 1719 г. еп. Аарон находился в Нов. Ладоге, оттуда направился в Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь , затем в Тихвинский мон-рь, вернулся в Новгород 2 окт. В янв. 1721 г. на Новгородскую кафедру был поставлен Феодосий (Яновский) , к-рый стал управлять епархией из С.-Петербурга. В 1723 г. архиеп. Феодосий прислал еп. Аарону руководящую «инструкцию», но тот подал прошение о почислении на покой.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Стефаном (Никитиным) рукоположен во иерея. Назначен 2-м священником к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Петровском Наро-Фоминского р-на Московской обл. (близ ст. Алабино Киевской железной дороги). В 1961 г. назначен настоятелем Покровского храма. Под его руководством был произведен полный капитальный ремонт здания, обновлена храмовая роспись, устроено центральное отопление. В 1964 г. по требованию уполномоченного Совета по делам РПЦ был вынужден уйти с должности настоятеля Покровского храма и перейти 2-м священником к храму в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Тарасовка Пушкинского р-на Московской обл. С этого времени жил в доме на ст. Семхоз, ездил на церковные службы на электричке. В 1965 г. заочно окончил МДА, в 1969 г. был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии». В 1970 г. переведен 2-м священником к храму в честь Сретения Господня в с. Нов. Деревня (ныне в черте г. Пушкино), где служил до конца жизни. В том же году был возведен в сан протоиерея. С самого начала своей пастырской деятельности М. практиковал вероучительные беседы с прихожанами. При действовавшем фактическом запрете на к.-л. собрания верующих, помимо присутствия в храме на церковных службах, М. старался использовать для миссионерских целей различные формы общения своих прихожан, т. н. малые группы. Там собравшиеся изучали Свящ. Писание, им давали советы по молитвенной практике и христ. образу жизни. Мн. людям это открывало дорогу к вере. Постепенно вокруг М. сформировалась значительная община, преимущественно из числа новообращенных представителей московской интеллигенции. В числе его духовных детей были и жители отдаленных от Москвы городов. Одновременно с исполнением пастырских обязанностей М. продолжал плодотворную научно-богословскую деятельность, стал одним из выдающихся популяризаторов христ. учения. В 60-х гг. ХХ в., завершив в основном работу над кн. «Сын Человеческий», он приступил к созданию серии из 6 книг по духовной эволюции человечества, посвященных истории дохрист.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

В апр. 1876 г. по распоряжению могилёвского губернатора костел был опечатан. 12 апр. архиеп. Могилёвский Евсевий (Орлинский) совершил в нем первую литургию на освященном правосл. епископом престоле в честь Рождества Богородицы. В течение года ежедневные богослужения совершали священники соседних церквей. Весной 1877 г. в здания монастырского комплекса Белынич перевели неск. насельников упраздненного мстиславльского Николаевского мон-ря, был утвержден правосл. белыничский второклассный мон-рь во главе с настоятелем (1877-1880) архим. Полиевктом (Песковским). С мая по дек. 1877 г. на средства, переведенные из мстиславльской обители, были проведены работы по внутренней и внешней перестройке костела, а также главного монастырского корпуса. Во время реконструкции костела богослужения совершались во временно освященной церкви в помещении ризницы. Каменный костел, вмещавший ок. 1500 чел., представлял собой двухбашенную трехнефную базилику с трансептом и полукруглой в плане апсидой пресвитерия. Алтарь костела был ориентирован на юг. Помещенный между башнями небольшой треугольный фронтон венчала скульптура Христа в терновом венце. В боковых нефах устроены приделы во имя прор. Илии и во имя свт. Николая; главный престол устроен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Мон-рь был обнесен каменной оградой, имелись каменные настоятельский и братский корпуса, вдоль юж. границы обители находились деревянные хозяйственные корпуса. Приведенное описание воспроизводит облик храма после его приспособления в XIX в. к правосл. богослужению, изменившему его внутреннее убранство. До реконструкции Белыничская икона Божией Матери помещалась в центре сложной украшенной скульптурой барочной композиции главного пристенного алтаря Рождества Богородицы в присвитерии. Здесь, в апсиде храма, после организации закрытого алтарного пространства по правосл. обряду, установки престола и иконостаса для доступа верующих к святыне у основания 2-го яруса прежнего алтаря была устроена площадка с 2 подводящими к ней чугунными лестницами. Изображения католич. святых в алтаре были заменены образами апостолов Петра и Павла. Изменилось живописное убранство храма, были записаны фрески 1761 г., выполненные мон. Иосифом с помощью мастеров Шульца и Прозора. Фрагменты росписей XVIII в. с композициями «Преображение», «Сон Иакова», «Несение Креста», «Орудия страстей Христовых», «Символы искусств» сохранились на стенах лестничной клетки кляштора - единственного сохранившегося до наст. времени фрагмента построек монастырского комплекса.

http://pravenc.ru/text/77974.html

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Напр., в известной по спискам кон. XVII - сер. XVIII в. рукописи «Повесть о св. горе Синайской» ( Фёдорова И. В. «Повесть о святой горе Синайской» - малоизвестный памятник восточнослав. паломнической литературы//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 450-479) рассказывается о чудотворной иконе Божией Матери Виматариссы (Алтарницы) (нач. XIII в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае: «Внутрь же олтаря в соборной церкви, на горнем месте, икона чюдотворная Пресвятыя Богородицы... И о той же иконе синайстии старцы повествуют, яко во времена древняя, при державе благоверных царей греческих Василия, глаголю Македонянина,/некоему от доместик обители тоя певшу «Достойно», и воздремася. И златник, иже бе на персех тоя иконы, обретеся в руце доместика именем Кукузелъ, иже и услыша глас от иконы: «Приими сие за труды твои и благодарю на величии сладкаго пения ти». Оле чюдеси! Елицы обретшиися, тогда вси удивишася, пачеже видящии от иконы привешенный/златник в руце доместика обретеся, и страхомъ велиим одержим, и вси благолепно хвалу воздаша Пречистой Богородицы и ея преславному чюдеси» (Там же. С. 472-473). В наст. время «К.» и. находится в парекклисионе в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, называемом также «храм Кукузелиссы», к-рый был построен в 1713 г. во дворе мон-ря, у входа, на фундаменте старого парекклисиона прп. Афанасия Афонского. Четыре раза в год «К.» и. выносят на поклонение в кафоликон Лавры: от Великой субботы до Фоминой недели (Антипасха); 5 июля (по юлианскому календарю), в день памяти прп. Афанасия,- престольный праздник мон-ря; 21 нояб., в день празднования Введения во храм Пресв. Богородицы и «К.» и.; от рождественского сочельника до Богоявления. Перенесение совершается крестным ходом, во время к-рого диакон кадит перед иконой, а братия поет «Достойно есть». В 1931 г. в честь «К.» и. Герасимом Микраяннанитом были написаны Последование, Акафист и Просительный канон, ежедневно исполняемый иеромонахом-просмонарием. В день празднования (21 нояб.) перед «К.» и. исполняется также Канон пророкам «Свыше пророцы Тя предвозвестиша, Отроковице», который переложил на музыку прп.

http://pravenc.ru/text/2462215.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010