По требованию обстоятельств времени Фотий должен был с особенною силою и подробностью раскрывать православное учение о почитании Богоматери, св. угодников и св. икон. Он должен был в подобных вопросах выделить строго церковное направление богословствования от других направлений в решении тех же вопросов, направлений ложных, не церковных, еретических 452 . Достоинство Марии, Матери Божией, Фотий раскрывает в чертах самых возвышенных. В проповеди , сказанной им в праздник Рождества Богородицы, он показывает, в какой тесной связи поклонение Пресв. Марии стоит с поклонением Самому Христу. Праздник в честь ее Рождества он рассматривает как корень всех остальных христианских праздников. Ее рождение положило первое основание ко спасению мира 453 . Далее он раскрывает в своих сочинениях, что Мария есть истинная Богородица, Матерь Божия. Она по праву, рассуждает он, называется и почитается Богородицей, так как она в собственном смысле и поистине родила Воплотившееся Слово. По наитию Св. Духа, кровь Девы соделалась телом и чрез это совершилось вочеловечение Слова, которое от Нее действительно восприяло плоть 454 . Матерь Божия должна была быть девою, ибо как первый человек создан из девственной земли, так из девственного чрева должно было произойти второе творение (т. е. искупление); никакое возбуждение страсти не имело места в рождении Искупителя. О почитании Пресв. Марии Фотий говорит 455 ): ей должно быть воздаваемо поклонение непосредственно после Христа и прежде всех святых. Мария свыше высочайшего в рожденных от жены, – выше Иоанна Крестителя 456 . После Пресв. Девы Марии, по Фотию, следует воздавать поклонение св. угодникам. Между святыми первое место Фотий отводит мученикам. Их преимущество уже видно из того, по нему, что образовался церковный закон, чтобы при освящении алтарей в них влагались именно мощи мучеников, потому что, рассуждает Фотий, относительно их мощей не может быть сомнения, что они святы и подают освящение, между тем как относительно других святых это не столь ясно. Кирилл Александрийский , по словам Фотия, был первым лицом в церкви, воспользовавшимся мощами просто святых угодников для освящения вновь созидаемых церквей, вместо мощей мучеников. По Фотию, жилище одного знаменитого умершего аскета Кирилл освятил в церковь , не привнося сюда останков какого-либо мученика 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Несмотря на то что чудотворный образ долгое время находился в церкви без крыши, он остался «и от солнца и от дождя и слоты цел и... ничем не вредим» (Там же. Ед. хр. 16. Л. 12). Вскоре при храме возникла монашеская община: в 1640 г. в Псковитиново Раменье пришел из Димитриева Прилуцкого монастыря иером. Феодосий Поморец, к-рый постриг Илариона в монашество. С иером. Феодосием были некие «прихожие старцы», позже в общину поступил инок переславль-залесского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Филимон, уроженец соседней дер. Бекирево, рассказавший братии «как самовидец» о чудесах от иконы «Рождество Пресв. Богородицы». Монахи покрыли крышу храма, построили кельи. Однако настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря архим. Иосиф (Чеус), бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы, воспользовался тем, что община не имела офиц. статуса. Он вывез в свою обитель приготовленные для строительства бревна, насельников разогнал, а кельи сжег. Прп. Лукиана, закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал перед патриархом Иосифом, «аки бы не добре жительствует». Прп. Лукиан был сослан «под начал» в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех монастырь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. Ок. 1646 г. прп. Лукиан пришел в Псковитиново Раменье и предпринял новую попытку устроить обитель. Он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Однако после нападения разбойников на незащищенную пустынь и кончины от полученных ран мон. Матфея прп. Лукиан вернулся в Чудов монастырь. Здесь он познакомился с царским «истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой разрешить иером. Лукиану с братией жить при храме, «потому что около тое церкви верст по пяти и по шти и болше пусто, лесом поросло и болото, жилых сел и деревень нет, и впредь тут в приходе за пустотою быть некому» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Первая деревянная ц. в честь Рождества Христова была построена в мон-ре в 1626 г. Каменный 2-этажный собор (1755-1758; не сохр.) с выделенным объемом сев. придела строился артелью Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Иакинфа Денисова Стахиева. Большие вклады в строительство внесли купцы М. И. Веретнов, И. Ф. Скорняков, П. Б. Щукин. В 1778 г. был освящен престол во 2-м этаже собора. В 20-х гг. XIX в. был пристроен южный 2-этажный придел. К нач. XX в. собор, освященный в честь Рождества Христова, имел 5 приделов: во имя вмч. Никиты, в честь Рождества Пресв. Богородицы, во имя апостолов Петра и Павла, во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня, судя по ее стилю, строилась той же артелью; близость ее форм к формам колокольни Преображенского храма в Енисейске, заложенной в 1765 г., позволяет отнести строительство к 60-м гг. XVIII в. Архитектура Рождественского собора представляла собой яркое и своеобразное явление. Четверик храма, завершенный полуглавиями (полуциркульными фронтонами над центральными пряслами стен) с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении. Ребра восьмерика и глухого барабана были украшены расширявшимися в нижней части пилястрами. По углам четверика были установлены главки на крещатых бочках. Одноглавый придел, перекрытый глухим сводом, имел 8-угольное окно. Исключительно удачными были пропорции и декор колокольни. На четвериковом основании с крещатыми бочками на углах стоял глухой восьмерик с верхним ярусом звона, увенчанный шатром с главкой. Орнаментальные пояса под ярусом звона включали кронштейны-кубики, «жучок», ширинки, кресты, балясины с розетками и проч.; основание шатра было оформлено щипцами. Контраст между испещренной мельчайшими узорами поверхностью восьмерика и свободными от украшений гранями шатра (единственный ряд слухов только подчеркивал их «наготу») составлял непривычный художественный эффект колокольни. По декору храм принадлежал к уральскому варианту нарышкинского стиля с отдельными элементами соликамского узорочья; такое сочетание характерно для храмов Енисейска 1-й пол. XVIII в. При этом его композиция, за исключением колокольни и придела, имевших аналоги в Троицком соборе Верхотурья (1703-1709) и Успенском в Далматовском мон-ре (1707-1720), необычна для работ далматовских мастеров. Рождественский собор оказывается 1-м храмом Енисейска, чей четверик завершен полуглавиями и малым восьмериком. Эти формы были впервые использованы в Сибири при строительстве в Тобольске ц. во имя арх. Михаила (1745-1749) и быстро проникли в др. города. Что касается постановки угловых глав на крещатые бочки, то прием этот уникален, хотя его возникновение в рамках уральской традиции нарышкинского стиля объяснимо.

http://pravenc.ru/text/189969.html

и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Достоверные сведения о насельниках Г. п. XVII в. отсутствуют, 8 сент. 1704 г. в обители принял постриг мон. Иона Суздалец, 7 марта 1705 г.- мон. Моисей Москвитин, впосл. проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митр. Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Г. п. Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 г. в Г. п. проживали 13 иноков, в 1764 г.- строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г.- 35 насельников. В 10-х гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 чел., в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90-х гг. XVIII в. в Г. п. ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в кон. XVIII в., по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Г. п. подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Г. п. «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках». Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Г. п. находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на юж. вратах располагалась чудотворная Глинская икона; теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с 5 колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня, 2 сарая, за оградой - гостиница. В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Ок. 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы ап. Иоанна Богослова , свт. Геннадия I , патриарха К-польского и др.

http://pravenc.ru/text/165143.html

В ночь на 4 марта 1820 г. сщмч. Досифей, Е. и архим. Григорий (Цкитишвили) были арестованы. Пленные сохраняли спокойствие, Е. выразил удивление, что их берут силой. По пути в Россию сщмч. Досифей погиб при невыясненных обстоятельствах (Утверждение рус. владычества на Кавказе. 1904. Т. 3. С. 506). Е. и архим. Григорий были доставлены в Новгород. Во время пребывания Е. в России духовником митрополита был иером. Иоанн (Хелашвили), свящ. придворного храма царицы Марии, супруги царя Соломона II. Вскоре по распоряжению имп. Александра I Е. и архим. Григорий прибыли в С.-Петербург, Е. с большими почестями был принят императором. Е. и архим. Григорий за казенный счет были размещены в Александровом Свирском в честь Св. Троицы муж. мон-ре , находящемся в 200 км от столицы. Ежегодно на имя Е. из казны выделялось 2 тыс. р. ассигнациями. В краткой истории Свирского мон-ря Е. описан как мудрый и благочестивый архиерей ( Ивановский. 1901. С. 165). Е. был похоронен в алтаре храма мон-ря (НЦРГ. А 1278. Л. 3). Во время визита Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) 5-12 окт. 1996 г. в Москву и С.-Петербург был поднят вопрос о перезахоронении Е. в Грузии. Летом 2001 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) мощи Е. были перенесены в груз. храм в честь Шестоковской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, 1 апр. 2005 г. их привезли в Тбилиси. 2 и 3 апр. мощи оставались в патриаршем кафедральном соборе Самеба в Тбилиси. 3 апр. Католикос-Патриарх Илия II совершил в Самеба панихиду по Е. и мощи были перенесены в храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Кутаиси, 8 апр.- в мон-рь Гелати, где и были упокоены на следующий день в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы справа от иконостаса. На надгробной плите была сделана надпись: «Под этим камнем покоится Гаенатский митрополит Еквтиме Шервашидзе, любитель святости с отрочества до старости, служитель трех царей, украшающий церкви, в посте достойный хвалы. Преставился в России, в монастыре во имя святого Александра Свирского, 21 апреля 1822 года в возрасте 76 лет от роду. Перезахоронен 27 марта апреля] 2005 г.». Синодом ГПЦ 27 мая 2005 г. Е. был причислен к лику святых.

http://pravenc.ru/text/187673.html

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

В 1823 г. Цаишская епархия была упразднена, ее территории стали частью Чкондидской (с 23 июня 1829 Мингрельская) епархии. В 1857 г., с вхождением Сванети и Одиши в состав Российской империи, епархия перешла в юрисдикцию Грузинского Экзархата РПЦ ; в 1886 г. территории Мингрельской и Гурийской епархий были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. В 1917 г. территории З.-Ц. е. вошли в состав восстановленной Чкондидской епархии ГПЦ, а постановлением Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. выделились как новообразованная З.-Ц. е. Со дня образования до окт. 1998 г. временно управлялась митр. Сухумско-Абхазским Даниилом (Датуашвили); 11 окт. 1998 г. на кафедру был назначен еп. Герасим (Шарашенидзе; с июня 2007 митрополит). На территории З.-Ц. е. в разное время было возведено ок. 200 церквей. До 1998 г. в епархии было открыто 5 храмов; по состоянию на окт. 2008 г.- 19; действуют 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских). В штате епархии насчитывается 29 священнослужителей, из к-рых 4 диакона. Корцхельский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (в 8 км к северо-востоку от г. Зугдиди, женский) был основан в XVII в. женой мегрельского кн. Левана II Дадиани (1624-1639) Нестан-Дареджан и ее сыном Александром. В 1995 г. возобновлен. Настоятельница - мон. Нана (Самелия), подвизаются 6 монахинь. Мон-рь Лиа во имя царицы св. Тамары (с. Лиа, Цаленджихский р-н, женский) был основан в 2001 г. Настоятельница - мон. Рахиль (Робакидзе), подвизаются 3 монахини. Муж. монастыри: во имя вмч. Георгия (2003) в с. Диди-Недзи, настоятель - иером. Серафим (Джикия); Преображенский (2007) в с. Скуриа, настоятель - иером. Исаия (Бечваия). Кафедральная Влахернская ц. в Зугдиди была выстроена по указу российского имп. Александра I в 1825-1830 гг. «для хранения» Влахернской иконы Божией Матери (ГМИГ) из мон-ря Бедиа (с XVI в.- в семье Дадиани, в 1800-1806 - при имп. дворе в Москве); в 1817 г. император выделил на строительство храма 2 тыс. червонцев. В З.-Ц. е. действуют также: церкви вмч. Георгия в селах Анаклиа, Джгали, Кахати, Коки, Кулишкари, Лиа, Махариа, Мужава, Ткаиа, Чкадуаши; ц. Рождества Христова в с. Лешамуге; ц. Всех святых в с. Джвари; ц. «Врата Спасителя», в честь Воскресения Господня, и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Зугдиди; ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Корцхели; ц. Рождества Христова в с. Скуриа; ц. вмч. Георгия и ц. Благовещения в с. Читацкари. В Зугдиди открыта православная гимназия вмч. Георгия (1997), выходит богословский ж. «Сапарвели» (Покров).

http://pravenc.ru/text/200109.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010