Особенно Михаилу Прокофьевичу нравилось одно место: . Как знать, быть может, смерть, и гроб, и тленье - Лишь новая ступень к иной отчизне. Не может кончиться работа жизни… Вечерами, вместо того, чтобы сидеть перед телевизором, как он это делал раньше, Киреев любил размышлять над смыслом этих слов. Как-то незаметно, но все чаще и чаще Михаил Прокофьевич вспоминал Бога. Нельзя было сказать, что он верил или не верил в Него. Как и многие люди его круга, Киреев считал, что есть какая-то область таинственного, нашему разуму неподвластная. С другой стороны, олицетворять некое высшее начало ему было легче с абстрактным Космосом, нежели с Иисусом Христом, который ходил некогда по земле, а потом был распят и вознесся на небо. Еще меньше верил он в загробную жизнь. В свои студенческие годы Михаил Прокофьевич слушал лекции по научному атеизму. И даже тогда его позабавило объяснение преподавателя о причинах, заставляющих людей верить в Бога. Самой главной специалист по атеизму назвал боязнь смерти. Юный Киреев не мог верить в Бога не в силу каких-то глубоких личных размышлений — наоборот, он, как все, записал доводы преподавателя в тетрадь, чтобы потом, на экзамене, быть готовым их повторить. Все обстояло проще: тогда еще была жива бабушка Дуня, которую Михаил Прокофьевич очень любил. Приезжая к ней в деревню и видя в кухне над обеденным столом иконы, школьник Миша Киреев горячо доказывал бабушке, что Бога нет. Бабушка не спорила, а только улыбалась: “Какой ты у меня умный. Может, ты и прав, но я верю в Бога и ничего с собой не могу поделать”. А однажды, уже перед смертью, она сказала фразу, очень удивившую его. Сказала так искренне, что Миша, уже ставший студентом, не мог не поверить ей: “Легче жить, в Бога не веря. Что для неверующего смерть? Уснул и все. А я бы и рада вот так уснуть, но не могу. Боюсь”. — “Чего боишься?” — “Бога боюсь. Грехов у меня много, и за грехи эти он меня не помилует, а отправит в ад на вечные мучения”. И хотя Киреев искренне смеялся над всем сказанным об аде и рае, в глубине души он не мог не преклоняться перед такой сильной верой его безграмотной бабушки.

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

Она мучительно умирала. Смерть была избавлением от мук… И все же это нелепо жестокая смерть, которая принесла всем нам горе, боль… Но смерть прошла. А бессмертие будет длиться. Она будет жить, пока живы те, кто ее помнит. Будет жить еще дольше, как тот язык, на котором написана ее книга, и те языки, на которые эти книги перевели и переведут». Потом говорила Зора Ганглевская, бывшая эсерка – невысокая седая женщина, говорила тихо, глуховатым, ровным голосом: «…Когда к нам на Колыму прибыл тюремный этап, я тогда работала в больнице сестрой, женщины принесли ее очень больную, истощенную. В жару. Принесли и сказали: „Лечите ее. Женя должна жить, обязательно должна. Она самая лучшая, самая талантливая. Она обо всем напишет“. Мы ее выходили. И в нашей больнице все ее очень полюбили. С тех пор у нас была дружба. И вот она жила и писала. А сколько могла бы еще написать… Кто ее знал, никогда не забудет, всегда будет любить. Прощай, Женя…» Подошла к гробу еще одна давняя подруга – Вильгельмина Славуцкая. «Я хочу сказать Алеше (Алеша стоял напротив, высокий, красивый, рассеянный, в пестром кепи) – твоя бабушка, Алеша, начала писать свою книгу как письмо внуку. Мы все тебе за это благодарны. Но ты должен быть достоин этой книги. Это высокая честь. Помни бабушку». …Последнее целование. Стук молотка. Отрывистый, надмогильный стук. Он и в крематории – в машинно-стандартном цехе смерти – напоминает о кладбищенских прощаниях. …Поминки были за тем же столом, на котором утром стоял гроб. Обычные поминки, печальные и хмельные, когда к концу уже иногда смеются чаще, чем плачут. Вася вспоминал, как ездил с матерью в Париж. Дочь Тоня в этот день прилетела из Оренбурга, где гастролировал ее театр, опоздала к выносу, к похоронам и одна сидела вечером у могилы. На поминках она рассказывала, как мать любила праздничать, как веселилась и заражала весельем. Кто-то сказал: – Надо писать о ней. Надо, чтобы написали все, кто ее помнит. 2 Р. Я ее увидела впервые в августе 1964 года у Фриды Вигдоровой, которая торжественно сказала:

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

Благодарите Господа за то, что Он благоволил послать к Вам человека: столь милосердно Он судит нас, столь щедро награждает нас, недостойных. Притом свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что Вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем все в себя, все вовлекаем в себя, к своему отягощению! Одушевляйте все молитвою. Из нее, как из источника, потекут реки любви и прочих благ духовных. Терпите с радостью, когда страждете, ибо каждую мысль и каждый вздох слышит Иисус Христос , претерпевший за нас смерть. Утром и вечером вспоминайте о смерти. Сие научает смирению. ...Заставляете молиться? Впрочем, не хочу таить: иногда вспоминаю о Вас в недостойной молитве моей и надеюсь, что Вы более и искреннее молитесь обо мне, недостойном. Пишите чаще, только с простотою, чтобы и мне можно было отвечать просто, – прежде всего в Господе и перед Его страшным присутствием. Не зная, в каком Вы состоянии, радуюсь, что Господь держит десницу Свою над Вами высоко. В то время, как Вы не думаете и не ожидаете, Он посещает Ваше сердце и дух. Слеза, падающая иногда с самохвальством, есть малый подарок из океана щедрот небесных. Пусть она будет нечиста, но если будет чаще падать, если будет что-нибудь смывать, если будет воздыхание о ее нечистоте, то скоро просветлеет. Роняйте чаще хотя по одной слезе. Они, как жемчужины, соберутся в украшение души Вашей. Они – изрядное лекарство от непостоянства, рождающегося от мечтательности о себе и рассеяния. Простите, прошу молитв Ваших. «Сердце сердцу весть подает», – говорят в народе. Ваше сердце сказало Вам точно правду. Из доброго состояния впадая в худшее по месяцам, по неделям, по дням и даже по минутам, мне трудно восставать на ту ступень, на которой другие стоят постоянно и на которой Господь хотел поставить меня, указав ее через некоторых известных мне лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

в) Если можно, не оставляй мысль голою, в одной, так сказать, рассудочной форме, а облеки ее в какой-либо образ и носи его потом в голове, как постоянного возбудителя. Всего лучше, если можно в одном образе сосредоточить несколько поразительных представлений. Так, св. Тихон, чтобы напечатлеть в уме грешника мысль об опасности его положения, вот что говорит: «Над тобою – меч правды, под тобою – ад, готовый пожрать тебя, впереди – смерть, сзади – множество грехов, по правую и левую стороны – толпы злобных врагов; тебе ли быть в беспечности?..» Образ легче вспоминается и держится в уме, действует сильнее и впечатлительнее. г) Прибери краткие, но сильные изречения, применительно к твоему состоянию, и потом чаще повторяй их в себе умственно или внешним словом. Например: «Позна вол стяжавшего, и осел ясли господина», а ты? – «Или о богатстве благости... и долготерпения нерадиши?..» – По жестокости твоей и нераскаянному сердцу собираешь себе гнев в день гнева и праведного Суда Божия. – Бди, не веси бо, когда Господь приидет. – Се, ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. – «Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бегу?» – «Оброцы... греха – смерть». – «Враг... яко лев, рыкая, ходит». – Дай отчет о приставлении домовне; ему же дано много, много взыщется от него; раб, ведевый волю господина, биен будет много; помяни, откуда ниспал еси, и проч. – Собери и запомни такие изречения и бей ими твое сердце. Может быть, какая-либо из них станет огненной стрелой, которая поразит и разжет. XXVIII. С одним рассуждением однако ж не оставайся, а перемежай его молитвою. Ведь мы то же теперь делаем, как и тогда, когда хотим вырвать дерево, вросшее в землю. Подходим и колышем, напрягая силу рассуждения с самих собою, себя – уговаривания, себя – убеждения. Большим и вытащить не можем, – глубоко вросли корни. Нет в нас потому силы, нет силы и подрезать эти корни. Вот и ищи помощи! а) Во время ли рассуждения падет какое чувство на сердце, или так возбудится какое умиление, – встань и молись. Молись, чтобы Бог освятил твой труд над своим окаменелым сердцем, чтобы какой-нибудь твоей мысли дал силу, разрушающую и созидающую, или Сам пришел бы и умягчил, пробудил, уязвил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святые отцы говорят, что если бы человек помнил о последнем своем часе, то он бы вовеки не согрешил. Если бы сегодня нам сказали, что этот день — последний, каким бы мы содержанием постарались его наполнить? Разве на какие-то мелочи, склоки, выяснение отношений тратили бы свое время? Нет! Постарались бы благородно закончить свою жизнь в благодушии и долготерпении, наполнить добрыми делами, примириться со всеми. Но у нас бывает не так. У всех есть очень страшный враг — это надежда на то, что дни еще продлятся. Есть у нас в обиходе очень опасное слово — «завтра». Оттого нам не хватает в жизни решимости прямо сейчас, сегодня начать жить для Бога. А у нас чаще всего — «завтра, завтра, завтра»… Некогда посмотреть на небо. «Суета сует, все суета и томление духа…» — сказал премудрый Соломон. И все у нас крутится вокруг этого. А надо бы нам об этом помнить: есть абсолютно точная в нашей с вами жизни реальность, это — конец нашего земного пути. Если бы мы знали, когда, где и при каких обстоятельствах мы умрем, мы были бы, безусловно, святыми людьми. Если бы знали. А поскольку этот час неизвестен, то часто смерть приходит как нежданная гостья к тем, кто об этом не задумывается. И наоборот, тот, кто живет, зная и помня о том, что его земная жизнь кончится, тот смерть встретит совершенно иначе, чем люди, не имеющие веры. Смерть — это только дверь, в которой нельзя задержаться. Антоний Великий призывает: «Не бойся смерти, потому что через нее ты сможешь войти в вечность». Нам Господь дал такой шанс и такую возможность. Дай Бог, чтобы мы не разменяли эти бесценные золотые земные дни, не превратили их в медные пятаки, блестящие стекляшки или «фантики». Дети хотят поскорее стать взрослыми, а когда вырастают, вспоминают и жалеют о прошедшем детстве. С ранних лет начинают стремиться к тому, чтобы заработать как можно больше денег, и через это теряют здоровье. Ради денег! А потом начинают терять деньги ради того, чтобы вернуть хоть чуточку здоровья. Без конца тешат себя какими-то мечтами, фантазиями о будущем, оставляя настоящее. И лишаются и будущего, и настоящего.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

а) Когда рассуждаешь, то не умствуй, задаваясь разными вопросами, но, уяснив себе предмет, поставь его к сердцу той стороной, какая, чаешь, будет впечатлительнее, и созерцай его так. б) Не перебегай скоро от одной мысли к другой, это скорее рассеет, чем соберет и окажет какое-либо действие на душу. И солнце не согрело бы ни одной твари на земле, если бы пробегало по лицу ее мгновенно. Мерою рассуждения о том или другом да будет сочувствие. Всякую мысль доводи до чувства и до тех пор не отступай от нее, пока не проникнет она сердце. в) Если можно, не оставляй мысль голою, в одной, так сказать, рассудочной форме, а облеки ее в какой-либо образ и носи его потом в голове, как постоянного возбудителя. Всего лучше, если можно в одном образе сосредоточить несколько поразительных представлений. Так, св. Тихон, чтобы напечатлеть в уме грешника мысль об опасности его положения, вот что говорит: «над тобою – меч правды, под тобою – ад, готовый пожрать тебя, впереди – смерть, сзади – множество грехов, по правую и левую стороны – толпы злобных врагов; тебе ли быть в беспечности?». Образ легче вспоминается и держится в уме, действует сильнее и впечатлительнее. г) Прибери краткие, но сильные изречения, применительно к твоему состоянию, и потом чаще повторяй их в себе умственно, или внешним словом. Например: «позна вол стяжавшего, и осел ясли господина, а ты? Или о богатстве благости и долготерпении нерадиши?.. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу собираешь себе гнев в день гнева и праведного суда Божия. Бди, не веси бо, когда Господь приидет. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бегу? Оброцы греха смерть. Враг, яко лев рыкая, ходит. Дай отчет о приставлении домовне, ему же дано много, много взыщется от него; раб, ведевый волю господина, биен будет много; помяни, откуда ниспал еси», и проч. Собери и запомни такие изречения и бей ими твое сердце. Может быть, какая-либо из них станет огненною стрелою, которая поразит и разжжет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как это ни странно, но, кажется, труднее всего чувствовать благодарность к Богу. И что многие, очень многие ее не чувствуют, показывает тот факт, что подавляющее большинство христиан потеряло вкус к молитве, совершенно не знает, что такое утренняя молитва, и не молится и не благодарит Бога после вкушения пищи. Да и как человек будет благодарить Бога, когда часто он даже стыдится показать себя верующим, стыдится оградить себя крестом. Это – малодушие, это – маловерие, боязнь уронить себя во мнении людей. А не так бы следовало нам поступать в отношении к Богу, Создателю нашему, Спасителю, кормильцу! Не будем говорить о других людях, о благодарности к Богу вообще, но скажем о себе, вот о здесь предстоящих, о нашем маленьком приходе. Разве милости Божии не видны на нас? Мы все живы и здоровы, военные грозы идут мимо нас, ночные тревоги у нас не часты, смерть от голода, слава Богу, еще не угрожает нам. Мы имеем храм Божий, наши дети имеют полную возможность, без больших усилий со стороны родителей, вырасти людьми верующими и благочестивыми. А одно то, что мы в эти тяжкия времена не бежен-ствуем, а сидим на месте, в обычных условиях жизни, – разве это не благодеяние Божие? Слов нет, жизнь тяжела и безрадостна, но чтобы видеть, что мы не оставлены милостью Божией, вообразите себя теперь где-нибудь в Курске, Белгороде, где идут бои, или в Бьянкуре, в Крезо, которые уже испытали бомбежку с воздуха! Представьте себе все это – и тогда, может быть, вы живее почувствуете свою признательность к Богу за нашу спокойную жизнь. Сегодня мы будем благодарить Бога за истекший учебный год. Он прошел, хоть и в трудных условиях, ибо детям наряду с учением приходилось и стоять в очередях и ездить по поручениям, но все же – нормально и, конечно, не без пользы. Будем, дети мои, помнить, что благодарность к людям и к Богу есть выражение нашей любви к ним. А чем больше в нашем сердце будет любви, тем радостнее будет жизнь. Аминь. Об Испытаниях Мы живем в предчувствии тяжелых дней, больших испытаний, таких обстоятельств, которые будут казаться нам безвыходными. Чтобы встретить их мужественно, как встречает храбрый воин не только опасность, но и самую смерть, чтобы перенести их терпеливо, как, скажем, перенес многострадальный Иов выпавшим на его долю несчастьям, – нужно иметь крепкую веру в Бога. А для сего нужно все чаще и чаще вспоминать и все живее представлять наши отношения к Богу и Его – к нам. Он – причина нашего бытия, мы – Его творение, создание Его рук: Ему естественно заботиться о нас. И Господь Спаситель, зная, что Его учеников ждут в мире скорби и различный испытания, Свою заботу и попечительность о нас выразил так: “Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц!” ( Лк.12:6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Чаще всего они встречаются в летописях и в агиографии и составляют важный элемент древнерусского религиозно–эстетического сознания. Знамения и видения представляют собой, как правило, зрительные образы непривычного, неестественного, с точки зрения обыденного сознания, содержания — нечто близкое к тому, что в XX в. изображают художники–сюрреалисты. Отсутствие привычной, «естественной» логики в визуальном образе служило древнерусским книжникам, как и их византийским предшественникам, указанием на его особую смысловую нагруженность, на его символическую значимость. Видения, как правило, имели космические масштабы и являлись на небе, включая в свою орбиту небесные светила, но случались и видения чисто земных измерений. В сознании древнерусских книжников, в системе их творческого метода знамения и видения были необходимы или для передачи пророческой информации о грядущих социально–исторических событиях, или для подтверждения святости того или иного персонажа или явления, выражения расположенности к нему надприродных сил. Знамения первого типа чаще встречаются у летописцев. Их алогичность, пугающее отклонение от привычных закономерностей знаменовали в сознании древних русичей, как правило, грядущие беды и несчастья. Так, автор «Повести временных лет» сообщает под 1063 г., что Волхов в Новгороде пять дней кряду тек вспять, и истолковывает: «Се же знаменье не добро бысть, на 4–е бо лето пожже Всеслав град» (ПЛДР 1,176). В те же времена были и другие недобрые знамения: на западе семь ночей появлялась «звезда превелика, луче имущи акы кровавы». Летописец полагает, что она предвещала многие междоусобицы «и нашествие поганых на Русьскую землю» (178). Не к добру, считает Нестор, было и другое знамение — выловленный рыбаками мертвый ребенок со срамными частями на лице. Подобные апокалиптические знамения отмечает летописец и под 1090–м и под 1092 г. Вспоминая об аналогичных видениях в библейские и в ранневизантийские времена, Нестор делает вывод: «Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етеромь чим (или в чем ином), не на благо бывають; но знаменья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть проявляють» (178).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Мы не считаем себя великими грешниками, думаем, что мы обыкновенные грешники. А дьявол говорит: «Мне только того и нужно! Обыкновенных грешников у меня больше, чем великих». Наши обыкновенные грехи в действительности отлучают нас от Бога, потому что часто это очень большие грехи. Непочтение к родителям, например, обыкновенный грех, но великий. Будем просить у Господа, чтобы он дал нам внутреннее зрение, чтобы мы могли видеть, как велики в действительности наши грехи. Святые тщательно оберегали свою душу от малейшего греха и оплакивали такие грехи, которым мы не придаем никакого значения. Чаще вспоминай Господа и сравнивай себя с Ним. Вот тебе идеал твой — совершеннейший человек на все времена! Лень — величайший грех. Это состояние, в котором человек решает, что ему больше не надо совершенствоваться, что он и так всего достиг. Господь гневается на нас за нераскаянные грехи. Бывает, что человек грешил один год, а гнев Божий над ним тяготеет после этого десятки лет. Победа над грехом одерживается различно, в зависимости от силы покаяния: иному человеку достаточно одной исповеди — и он больше не возвращается к греху своему, а другому приходится исповедоваться в одном и том же грехе несколько раз, но с каждым разом Господь невидимо, постепенно очищает его душу. Твердо верь, что нет такого греха, которого нельзя победить при желании и с помощью Божией. Это земное тело мы должны в течение жизни сделать ангельским. Когда человек видит, что он, сам того не желая, постоянно грешит, что он никак не может исполнить волю Божию, он может впасть в отчаяние. Для того, чтобы этого не произошло, Господь дал нам Таинство покаяния. В этом Таинстве он берет наш грех на себя, а от нас хочет только того, чтобы мы обратились к Нему, раскрыли перед Ним свою душу. Он подает нам не только прощение грехов, но и силу не грешить. Наше сердце часто бывает ожесточено и закрыто для покаяния. Ожесточение происходит от Разных причин: от тяжелых условий жизни, от больших скорбей, от тяжелых грехов, от того, что мы не примирились с каким-нибудь человеком Разберись в себе, выясни, отчего у тебя ожесточение. Господь говорит, что он может прийти совер-шенно неожиданно. Чту надо понимать под этим пришествием Господа? Суд над человеком, чаще всего окончательный — смерть. Есть у нас институт им. Склифосовского. Сколько туда привозят каждый день искалеченных людей, и часто которых уже не спасти. Что это за люди? Это те грешники, над которыми Господь внезапно совершил Свой суд. Господь долготерпелив, но чаша Его терпения может преисполниться. Хорошо еще, если Он не покарает тебя смертью, а накажет каким-нибудь другим способом.

http://azbyka.ru/fiction/mudryj-serdcem-...

5 ноября 1917 года состоялось собрание прихожан одного из благочинии Ачинского уезда, на котором о. Евфимий был избран благочинным. Этот год был началом всероссийской смуты. Смерть могла войти в каждый дом. «В начале 1919 года, – вспоминал о. Евфимий, – стали расползаться слухи, втихомолку сначала и более смело и настойчиво потом, что между Ачинском и Большим Улуем оперирует какая-то группа, банда, отряд и т. п. Этот отряд многих едущих в Ачинск или оттуда не пропускает, некоторых грабят, а некоторых и убивают. Базой этого отряда называли деревню Лапшиху. Потом все чаще и чаще в устах народа стала раздаваться фамилия Щетинкина как начальника отряда, оперирующего в нашем районе, но еще не бывавшего в Большом Улуе. В конце января или в начале февраля один из граждан села Ново-Еловского привез мне записку, в которой говорилось, что их священник Владимир Фокин взят неизвестными людьми и отвезен в деревню Лодочную . В это же время или немного позднее донесли до меня весть о том, что убит кем-то и еще один священник моего благочиния – священник села Петровского Михаил Каргополов, бывший до принятия сана священника офицером казачьих войск . В это время некоторые из священников переехали в город Ачинск, в некоторых приходах не было священников, некоторые священники не ночевали у себя дома, а у кого-либо из своих прихожан. Проснувшись однажды утром, я узнал, что наше село Большой Улуй занял со своим отрядом Щетинкин и мы находимся в его власти. Многие из моих прихожан предостерегали меня, чтобы я поберегся – не ездил бы в другие приходы с требами, не выходил бы ночью и т.п. Но я продолжал жить обыкновенной жизнью. Выпадов от лиц отряда Щетинкина против меня тогда как будто не было, по крайней мере, я ничего такого не слышал. Приходилось мне сталкиваться как с представителями отряда Щетинкина, так и с ним самим. Однажды был такой случай. Дело было зимой перед масленицей. За мной приехал на лошади крестьянин нашего села Алексей Киселев и сказал мне, что меня требует Щетинкин. Семейные мои ударились в слезы. Я сейчас же собрался и поехал. Привез он меня в дом местного жителя Тихонова.

http://fond.ru/kalendar/770/evfimiy/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010