— А ты знаешь этот анекдот о Павлове? — перебивает самого себя Шварц. — Какой? С красноармейцем? — Да. Знаешь? Да, этот анекдот я много раз слышал. Академик Павлов выходит из Знаменской церкви, крестится. Мимо идет красноармеец. Усмехнулся, покачал головой: — Эх, серость!.. …Евгений Львович, как известно, меньше всего был отшельником. Всю жизнь — и в молодости, в зрелые годы, и до последних дней — он был окружен друзьями и приятелями. Но многим ли из этих людей было известно, что Шварц человек религиозный? С уверенностью могу назвать пять-шесть имен. На большее этой уверенности не хватит. Откуда же она могла возникнуть, эта уверенность, в мире, где даже с друзьями, даже с близкими по крови мы не всегда решались на полную откровенность!.. Уже много лет спустя после смерти Евгения Львовича как-то в Комарове спросил у меня друг его юности — М. О. Янковский [viii] : — Женя ведь был верующий, правда? …Над могилой Шварца на Богословском кладбище стоит высокий белый мраморный крест. Когда в моем присутствии у Екатерины Ивановны спрашивали: почему крест? — она излишне громко, а иногда даже излишне сердито отвечала: — Потому что Женя был верующий!.. — Библия. Новый Завет. Соборное послание святого апостола Иакова. Гл. II, стих 20. — Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Гл. V. стих 14. — Николай Макарович Олейников (1898—1937), поэт и детский писатель. Репрессирован в 1937 году и погиб. Евгений Львович Шварц (1898—1958) и Ираклий Луарсабович Андроников (1908—1990). Все трое были сотрудниками Детского отдела Госиздата в Ленинграде. [iv] — Подробно о Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком (1877—1961) рассказано в книге М. Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» («Октябрь», 1990, 2—4). [v] — Михаил Валентинович Войно-Ясенецкий (р. 1907). [vi] — Протоиерей о. Иоанн, в миру Иван Иванович Чакой (1876—1962). [vii] — Н. Олейников и Б. Шварц вместе сочинили поздравительные стихи «На имянины хирурга Грекова» («Привезли меня в больницу/С поврежденною рукой…»).

http://pravmir.ru/ya-veruyu-chast-1-poch...

В качестве аргумента в пользу датировки книги рубежом I и II вв. по Р. Х. приводят, напр., видение орла из 11-й и 12-й глав. При этом 3 головы орла отождествляются с рим. императорами 2-й пол. I в.: Веспасианом, Титом и Домицианом. Помимо того, и само содержание книги во многом соответствует эпохе: храм был разрушен, город опустошен, и казалось, что судьба Израиля решена окончательно. Исследователи полагают, что вопросы, поднимаемые Ездрой, серьезно «занимали в те годы благочестивых» иудеев (Apokalypsen. 1981. S. 302), а разрушение Иерусалима Титом в 70 г. по Р. Х. было событием, оказавшим наиболее значительное влияние на мировоззрение автора книги ( Stone. 1990. P. 10). Вероятным временем составления Е. т. к., по мнению мн. совр. исследователей, могли быть последние годы правления имп. Веспасиана (69-79 гг. по Р. Х.) (Ibid. P. 365-371). Дальнейшие оценки даны на основании анализа цитат из Е. т. к. в др. произведениях. Самая ранняя аллюзия на Е. т. к. содержится, как считают некоторые исследователи, в Послании ап. Варнавы, где говорится, что отпущение грехов верующие получают «окроплением кровью» Господа (ν τ αντσματι ατο το αματος - Barnaba. Ep. 12. 1); это место связывают с полученным Ездрой в 1-м видении предсказанием о том, что «с дерева будет капать кровь» (de ligno sanguis stillabit - 3 Езд 5. 5). В случае подлинности этой цитаты основную часть Е. т. к. можно отнести к рубежу I и II вв., однако многие ученые оспаривают связь между этими 2 текстами ( Stone. 1990. P. 9). Самая ранняя бесспорная цитата из Е. т. к. содержится, по мнению большинства исследователей, в «Строматах» Климента Александрийского : ««Почему чрево моей матери не стало мне гробницей, дабы не видеть мне никогда суда над Иаковом и бед дома Израиля?» - говорит пророк Ездра» ( Clem. Alex. Strom. III 16; ср.: 3 Езд 5. 35). На основании этого делается вывод, что книга уже была переведена на греч. язык ок. 190 г. Сходным образом обстоит дело и с лат. цитатами из Е. т. к. Так, напр., в найденном тексте, к-рый восполняет лакуны из 7-й гл. (отсутствующем в синодальном переводе), различные категории людей уподобляются металлам: золоту, серебру, меди и свинцу (3 Езд 7. 52-57 по тексту Вульгаты; в синодальном переводе в этих стихах др. текст). Те же металлы упоминаются в рассуждениях по др. поводу у Тертуллиана ( Tertull. De resurr. 7. 8), что дало основание некоторым исследователям говорить о зависимости обоих текстов друг от друга ( Stone. 1990. P. 9). Др. возможные аллюзии на Е. т. к. в сочинениях Тертуллиана и сщмч. Киприана , еп. Карфагенского, также не всеми признаются подлинными. Самая ранняя бесспорная лат. цитата из Е. т. к. принадлежит свт. Амвросию , еп. Медиоланскому (Ibidem), что, впрочем, не уточняет времени создания книги или ее перевода на лат. язык.

http://pravenc.ru/text/189579.html

Итал. В., на к-рых реформатская традиция оказала заметное влияние, сохранили свою религ. и политическую самостоятельность, оказав вооруженное сопротивление армии во главе с католич. герц. Савойским Эммануилом Филибертом (1553-1580). По условиям мирного договора, заключенного в Кавуре (июнь 1561), власти были вынуждены признать автономию ряда общин В.; из местечек, не перечисленных в договоре, В. изгонялись. В 1571 г. сохранившиеся общины объединились в союз (Union des Vallées) для защиты своих прав. В 1655 г. герц. Карл Эммануил II вновь начал борьбу с В., что вызвало осуждение со стороны протестантских церквей. В 1686 г. герц. Савойский Виктор Амедей II по соглашению с франц. кор. Людовиком XIV опять предпринял насильственное обращение В. в католичество. Восстание недовольных В. было подавлено, часть восставших были заключены в тюрьмы или сосланы на галеры, др. вынуждены были покинуть Пьемонт. В 1689 г. вальденский проповедник Анри Арно, поддерживаемый правителем Нидерландов и буд. англ. кор. Вильгельмом III Оранским, собрал ок. 800-900 вооруженных В. и франц. гугенотов; вторгшись в Пьемонт и начав там военные действия, добился у герцога признания В. и амнистии для наказанных. Однако в 1698-1699 гг. более 2 тыс. пьемонтских В. и примкнувших к ним франц. гугенотов были вынуждены переселиться в Германию (гл. обр. в Вюртемберг), где они образовали ряд колоний (в 1716 существовало 14 общин, насчитывавших 4 тыс. чел., из них 2500 в Вюртемберге). Позднее большинство этих общин перешло в лютеранство. Оставшиеся в Пьемонте подвергались гонениям; их права были признаны в 1848 г. К нач. XX в. вальденская церковь являлась национальной итал. протестант. церковью с независимой иерархией и центром во Флоренции, отличным от реформатского богослужебным обрядом и собственным теологическим факультетом, готовящим проповедников (с 1861 - во Флоренции, с 1920 - в Риме). В 1979 г. вальденская церковь объединилась с методистскими общинами Италии, получив офиц. название «Евангелическо-вальденская церковь: союз вальденских и методистских церквей» (Chiesa Evangelica Valdese: Unione delle Chiese Metodiste e Valdesi).

http://pravenc.ru/text/вальденсы.html

сохранилась среди рукописей из Хенобоскиона (NHC. II 7). Кодекс датируется 1-й пол. IV в., но текст сочинения мог появиться уже во II - 1-й трети III в. Представляет собой диалог Спасителя с Иудой и Фомой в то время, пока они шли по дороге. Во вступлении отмечается, что текст их беседы записал ап. Матфей. Иисус называет Фому Своим братом-близнецом. Фома просит Его рассказать о сокрытом. Иисус говорит, что Его учение адресовано совершенным. Но те, кто не примут проповедь апостолов, будут отданы верховному архонту. Иисус провозглашает неск. раз «горе» безбожникам и грешникам и «блаженство» избегающим соблазнов, оскорбляемым, презираемым, плачущим и угнетаемым. В финале Он призывает бодрствовать и молиться, чтобы избавиться от страстей плоти и воцариться вместе с Царем. «Диалог Спасителя с учениками» сохранился на копт. языке в кодексе IV в. (NHC. III 5). Текст во мн. местах поврежден. Начинается с наставления Спасителя ученикам о покое, о молитве, о грядущих испытаниях, о том, что не надо бояться испытаний. Встречные вопросы Иисусу задают Матфей, Мария, Иуда и все ученики вместе. Речь в беседе идет об устройстве мироздания, целях пришествия Спасителя в мир, о Боге, о правильном поведении верующих, о судьбах мира, об участи учеников, о молитве и проч. Большая часть вопросов и ответов носит сокровенный характер и тесно связана с образами, известными из канонических притчей Спасителя (горчичное зерно, меч, одежды и т. п.). Текст содержит ряд логий, к-рые, возможно, не зависят от канонических Евангелий и представляют собой независимую традицию (напр.: Гл. 127. 14 и Ин 16. 20). Неск. мест может быть сопоставлено с апокрифическим Евангелием от Фомы. «Послание Иакова» находится в кодексе Юнга (NHC. I 2). Текст написан на субахмимском диалекте копт. языка. Вводная фраза представляет собой вступительное благословение апостола в адрес неизвестного респондента, чье имя повреждено в тексте, но к-рого он называет священником. Иаков говорит, что посылает ему тайную книгу, записанную евр. буквами, к-рая была открыта ему и ап. Петру, а прежде отправлял ему др. книгу, открытую только ему (Иакову). После лакуны повествование продолжается сценой, в к-рой 12 учеников сидят, повторяют и записывают сказанное тайно каждому из них Спасителем. Говорится, что Иисус общался с учениками 550 дней после Воскресения. Спаситель призывает учеников «исполниться», чтобы обрести Царство. Спасение совершится, по Его словам, через веру в Его Крест. Подчеркивается роль молитвы. В тексте встречается неск. сокровенных логий Иисуса Христа. Они по стилю напоминают Евангелие от Фомы. В Послании Иакова Иисус произносит ряд благословений и проклятий (12. 38-13. 1) и говорит об Отце и Сыне. После того как Спаситель удаляется, апостолы преклоняют колени и слышат ангельские славословия в честь вознесшегося Иисуса. На протяжении всего текста Иаков неоднократно говорит от 1-го лица. 1-й Апокалипсис Иакова

http://pravenc.ru/text/Диалоги Иисуса ...

27). «Его мрачность, князь века сего, добирается до вас, пробует, с какой стороны можно сбить с ног... Чай забыли, что надо ухо востро держать. Враг не дремлет. Закружил немного голову, а в эту пору подсунет какую-нибудь фигурку...» «От искушений никому не избежать, но можно избежать падений... В сердце смотрит Господь, и каково оно к Нему, таков и Он к нему», «Когда будете стоять в сердце с мыслию о Господе, тогда ум постоит – постоит и уморится, и начнет вилять туда и сюда, как бы убежать. Тогда дайте ему сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть молитву Иисусову, и пусть твердит... Но добиться надобно до сего. Не вдруг то, – не то, что вязать иглою – посмотрел и знаешь». «Весьма помощно к сохранению теплоты утреннее чтение, – и из него та мысль, которая прикует внимание и как лучем падет на сердце и осветит все внутри. Ее чаще потом поминать надо и вращать в уме. Можно и правилом положить – коль скоро встретится такая мысль при чтении, прекращать чтение», (там же, стр.32, 33, 35). Таким путем ученый подвижник воздействовал на своих заочных учеников и учениц, постепенно подготовляя их к пониманию более глубоких и сложных мыслей. И не только те, с кем он переписывался, а и многие другие, имевшие обыкновение по утрам прочитывать из книги по одному из писем Затворника Вышенского, получали на целый день как бы духовную зарядку и под впечатлением его слов работали над собой в течение всего дня. Вся жизнь и деятельность епископа Феофана могут служить образцом для человека – христианина и пастыря. Не удивительно, если со временем епископ Феофан будет канонизирован. Труды: «Толкование послания Св.Ап.Павла к Римлянам». ч.Irл.1–8. ч.II, гл.9–16. изд.2-е, Москва, 1890. “Толкование первого послания Св.Ап.Павла к Коринфянам». Изд.2-е, Москва, 1893. “Толкование 2-го послания Св.Ап.Павла к Коринфянам». Изд.Ι-е, Москва, 1893. Изд.2-е, Москва, 1894. “Толкование послания Св.Ап.Павла к Галатам». Изд.2-е, Москва, 1893. «Толкование послания Св.Ап.Павла к Ефесянам». Изд.2-е, 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

II, гл. XLVIII. Сн. прав. соборн. Ник. 12, Анк. 5, Лаод. 2, Халк. 16). Отсюда при наложении епитимии требуется принимать в соображение свойство греха, степень раскаяния и обстоятельства кающегося. Св. Златоуст пишет: «Не о продолжении времени заботься, а об исправлении души; если известно, что сокрушился или исправился: все сделано» (Беседа 16 на 2 п. Кор. См. 2Кор. 2:6–8 ). Касательно самой епитимии необходимо заметить, что она не есть удовлетворение за грехи правде Божией не есть жертва за них 258 , не есть выкуп; ибо это удовлетворение, эту жертву, это искупление мы имеем в одном Спасителе нашем, на Себе подъявшем грехи мира, но это есть духовное врачевство 259 , необходимое для исправления жизни кающегося, для уврачевания нравственных его недугов, имеющее единственною своею целию – уврачевание его недугов, и предохранение от грехов 260 («Опыт. библ. словаря собств. имен» прот. П. Солярского . Т. IV, – стр. 703 – 707).   255 Примеч. Отступления западной церкви от православной в совершении таинства покаяния. В учении о таинстве покаяния римская церковь отличается от православной и главным образом извращением понятия об епитимии, трактуя ее как наказание, а не как врачевство, и измышлением в 9 веке индульгенций. Индульгенция – слово латинское, значит, снисхождение, или поблажка. Так называются письменные свидетельства, выдаваемые римским епископом, которыми он прощает не только настоящие, но и будущие грехи. Учение римской церкви об индульгенциях состоит в следующем: во 1-х, кающийся во грехах получает от Бога, чрез таинство покаяния разрешение их и освобождение от вечных наказаний, но для удовлетворения правосудию Божию он должен понести за свои грехи временные наказания, или здесь на земле, или за гробом – в чистилище. Во 2-х, так как человек сам по себе слишком слаб, то, по снисхождению к его немощи, можно освобождать его от этих временных наказаний, и заменять недостаток добрых дел у людей грешных пред правосудием Божиим преизбыточествующими заслугами Христа Спасителя и святых, составляющими сокровищницу церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

общины составили белые эмигранты из Франции и Балканских стран. В 1927 г. иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит) по поручению управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) и по благословению патриарха Александрийского Мелетия II учредил об-во «Православная Церковь и русский дом в Марокко» (Église orthodoxe et foyer russe au Maroc), в 1929-1932 гг. построил и освятил церкви Воскресения Христова в Рабате и Св. Троицы в Хурибге. В нач. 30-х гг. XX в. приход, где служили 3 иеромонаха (2 - в Рабате, 1 - в Хурибге), объединял ок. 280 семей по всей стране. В 1932 г. была открыта часовня прп. Сергия в Марракеше, в 1933 г.- домовая ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. В 1945 г., после воссоединения Западноевропейского Экзархата русских православных приходов во главе с митр. Евлогием с РПЦ МП, архим. Варсонофий принял гражданство СССР. В связи с этим в 1948 г. часть касабланкского отдела во главе с адмиралом А. И. Русиным и кнг. В. В. Урусовой вышла из общества «Православная Церковь и русский дом в Марокко» и образовала при ц. Успения Пресв. Богородицы об-во «Русское православное сообщество и церковь в Марокко» (Communauté et Église orthodoxe russe au Maroc). При поддержке эмигрантов 2-й волны (гл. обр. приехавших в М. во время второй мировой войны) они приняли от РПЦЗ прот. Митрофана (Зноско-Боровского) , возглавившего в 1950 г. Марокканское благочиние Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ. В 1952 г. приход во главе с настоятелем Воскресенской ц. Митрофаном (Ярославцевым) объединял ок. 120 чел., проживавших в 12 городах, с храмами в Рабате и Хурибге, РПЦЗ подчинялись 2 прихода - в Касабланке (объединял в 3 домовых храмах ок. 800 чел.) и в Рабате (насчитывал ок. 200 чел.). В 1958 г., когда РПЦЗ сделала новую ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке центром своей администрации в Сев. Африке, Воскресенский приход разорвал с ней связи, пересмотрев свой устав, а впосл. наладил контакты с др. зарегистрированными в М. Церквами.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

б) Главнейшие средства к приобретению чистоты сердца. 217 Первое и главнейшее средство к очищению сердца от всех греховных помыслов и нечистоты желаний, которое в этом состоянии бывает каменное (Иезек. XI, 19), плотяное ( Puм. VIII, 5 ) далекое от Бога ( Mф. XV, 8 ; Mapk. VII, 6 ) и источник всяких грехов и преступлений ( Mapk. VII, 22 ), есть частое и усердное призывание святейшего и сладчайшего имени Господа нашею И. Христа. Он есть источник всякой святости и чистоты; имени Его трепещут бесы ( Map. XVI, 17 ); как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак и освещает все пропасти земные: так и Духовное солнце – Бог и Господь наш И. Христос удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственую нечистоту. Вот почему св. церковь в акафистном пении сладчайшему Иисусу учит взывать к Нему: «Иисусе, соврати сердце мое от похотей лукавых» (икос II). Второе средство есть христианское смирение. Удали из сердца своего гордость, которая есть мерзость пред Богом, сознай свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу о помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов – и всесильный Господь подаст тебе руку благодатной Своей помощи, и освободить тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения – диаволом, очистит твое сердце и соделает его храмом Себе. Смирение есть великое орудие к привлечению благодатной помощи и силы; смирением умножается в нас спасительнее ее сила и сохраняется это небесное сокровище; вселившаяся в смиренного подвижника благодать утверждает его в добродетелях и хранит, не давая упасть, как матерь младенца. «Сила бо Моя, рек св. ап. Павлу Господь, в немощи совершается». (2 Кор. гл. 12, ст.9). И сам ап. Павел говорит: «сладце похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова». «Смирение велико есть, и мощно есть, еже благодат Божию в душу привлещи; прочее же та благодать Божия пришедши покрывает душу». – (Авва Дороф. лист 23). Буди убо смирен, да благодать от Господа восприимеши. «Аще жф не смириши мудрование «свое, оставляет тя благодать и совершенно падаеши в вещех, в нихже «помыслы точию искушаещися. Еже бо «стояти в добродетелех не твое есть, но благодати. Та есть носящая тя на дланях руку свою соблюдающи от всех сопротивных». ( Исаак Сирин .).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах, и старались различными средствами облегчить участь их, не смотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны. В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу; устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботние и воскресные устроил в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных. (Жит. преп. Памвы, «Чет.-Мин.»). Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна лествичника , за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих». («Лествица», настав. к пастыр., гл. 3, стр. 378). 4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня I. «Будем праздновать, учит св. Григорий Богослов , не пышно, но божественно, не наш праздник, но праздник Владыки нашего, не праздник немощетвования, но праздник уврачевания... Не будем составлять лики, пресыщать зрение, оглашать слух свирелами, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание... Не будем вдаваться в козлогласование и пьянство, с которыми сопряжены любодеяния и студодеяния (Римл. XIII, 13); ибо от худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны». (См. «Твор. св. отцов» в русск. переводе 1844 г. ч. III, стр. 236). II. «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один – и ты тратишь его на мирские занятия»! (Св. Златоуст о св. евхар.). III. «Агнец Божий заклан для вас; кровь Господня предлагается на жертвеннике; серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь в себе благодать вашего Бога»! (Там же). IV. «Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь ». ( Блаженный Августин in. psalm.). 5. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. В след за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (2, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И сам Спаситель изрек: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Матф. 5:8 ). Мыслями о различии понятий: «постижение» и «познание, «иначе говоря, мыслью о непостижимости Божией при возможности познания Бога начинает свой большой труд «Точное Изложение Православной Веры» преп. Иоанн Дамаскин . Он пишет: «Божество неизреченно и непостижимо. Ибо никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец. Также и Дух Святый ведает Божие, подобно как дух человеческий знает то, что в человеке. Кроме же первого и блаженного Существа, никто, никогда не познал Бога, разве кому открыл Сам Бог , – никто не только из людей, но даже из высших сил, из херувимов и серафимов. – Впрочем, Бог не оставил нас в совершенном о Нем неведении. Ибо а) ведение о бытии Божием Сам Бог насадил в природе каждого. И сама тварь, ее хранение и управление возвещают о величии Божества. б) Сверх того, сначала чрез закон и пророков, потом чрез Единородного Сына Своего Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Бог сообщил нам познание о Себе, насколько мы вместить можем. Поэтому все переданное нам законом, пророками, апостолами и евангелистами, мы принимаем, признаем и почитаем, и более ничего не доискиваемся. И так Бог как всеведущий и промышляющий о пользе каждого открыл все, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить. Удовольствуемся сим и будем сего держаться, не преступая Божественного предания» (Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры , гл. 1). Ту же мысль о бессилии нашей мысли для постижения Бога Церковь выражает и в богослужении: не будучи в силах понять таинственные именования Твоего трисветлого Божества, сердцем славим Тебя, Господи... В древности некоторые из еретиков проводили мысль, что Бог совершенно постижим, доступен пониманию. Они строили свои утверждения на том основании, что Бог есть Существо простое, делая отсюда вывод, что, как простое Существо, Он не имеет внутреннего содержания и свойств. Достаточно поэтому, – говорили они, – назвать имена Божии или указать единственное Его свойство – нерожденность, чтобы сказать все о Боге (так рассуждали некоторые гностики, напр., Валент. во II веке, а в IV веке Евномий и аномеи). Св. Отцы горячим протестом откликнулись на эту ересь, видя в ней ниспровержение существа религии. Возражая еретикам, они выясняли и доказывали, как из Писания, так и рассудочным путем, 1) что простота существа Божия соединяется с полнотой Его свойств, полнотой содержания жизни Божественной, и 2) что сами имена Божии в Свящ. Писании – Иегова, Элогим, Адонаи и др. – выражают не самую сущность Божества, а преимущественно показывают отношение Бога к миру и человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010