Великое гонение возбуждено было на Павла в самом городе Филиппийцев (Деян.16:19 сл.). Вместе с Апостолом находились в опасности и Филиппийцы. С отшествием оттуда Павла преследование возобновилось против Филиппийцев. Итак, когда Павел услыхал о преследованиях их от гонителей и от Евреев, которые внушали им и настаивали, чтобы они подвергались обрезанию и исполняли предписания закона, то пренебрег заботами о тех скорбях, кои окружали его самого в городе Риме, и написал о тех и других к Филиппийцам из Рима, говоря так: 1. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа: как в следующем за сим послании, в начале его, назвал Тимофея своим братом (Кол.1:1), так здесь не восхотел наименовать себя Апостолом, дабы в обоих посланиях указать на равенство в отношении к рабству Христу. Всем, говорит, святым, сущим в Филиппах, со Епископами и Диаконами, их правителями. 2. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, Который призвал нас в свое усыновление, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. 3. Благодарю Бога моего во всякой памяти вас, которая ежедневна, - то есть ради доброй памяти о гонениях, кои вы всегда переносите: может быть ради добра, сделанного ими Апостолу во время преследования его (в Филиппах), он ежедневно вспоминал это, никогда о нем не забывая. 4-5. И хотя во всех молитвах и прошениях я молюсь за освобождение ваше от этих гонений, однако с радостию моление творю об общении веры вашей и Евангелии за то, что вы утверждены в них от перваго дня до нынешняго времени, поелику вы не отставали от нас во всех гонениях, бывших против нас. 6. Уверенный в этом самом и зная, что Начавший в вас дело благое, в коем преуспеваете теперь, Он будет совершать его в вас даже до дня Иисуса Христа, когда вы будете собраны от века сего. 7. Так совершенно справедливо мне помышлять о том, что предстоит вам, ибо в сердце моем имею вас всех, так как по благодати, укрепившей вас, вы соделались причастниками и сообщниками моими в то время, когда я в городе вашем решился выступить с защитою за непререкаемую истину Евангелия (Деян.16 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/893/...

Верхний Бишкин. Церковь Михаила Архангела. Архангело-Михайловская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не позже 1777. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Харьковская область, Лозовский район, с. Верхний Бишкин Координаты: 49.484048, 36.330003 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты С. Верхний Бишкин, Архангело-Михайловская церк., постр. в 1777 г., а переустроена в 1810 году старан. священников и прихож.; деревян., однопрестольн. От Харьк. в 60 в. Ближ. почт.-телегр. отд. в сл. Алексеевке в 8 в. Земли усадеб. нет, пахотн. и сенокосн. 95 дес. Прихож. м. п. 2171, ж. п. 2105 д. Причта по штату полож.: священ., диак. и псаломщ. Жалов. священ. 141 р. 12 к., диак. 52 руб. 92 к., псалом. 23 р. 52 к. Священ. помещается в обществен. квартире, псалом. в собств. Церк.-приход. шк. и земск. учил. Попечит. нет. Священ. Феодор Сильванский 26 л. Оконч. духов. семинар. по 2-му разр., священ. с 1900 г., на настоящ. месте с 1902 г. Проход. должн. законоуч. церк.-приход. шк. и земск. училища. Диак. Василий Войтов 34 л. Из 1-го клас. дух. учил. Псалом. с 1886 г., диак. с 1896 г., на настоящ. месте с 1903 г. Псалом. Митрофан Протопопов 48 л. Из средн. отд. духовн. учил. Псалом. с 1866 г., с 1876 по 1881 г. отбывал воинскую повинность, вновь назначен псалом. с 1886 г., на настоящ. месте с 1897 г. Церк. стар. крест. Федор Волобуев с 1903 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Церковь в Верхнем Бишкине является одной из вершин творчества мастеров Лиманской школы. Церковь одноверхая. План строения - крещатый, с восьмигранником в центре и четырьмя шестигранными рукавами по сторонам света. Построена из дубовых брусьев толщиной 15 см. Пол внутри вымощен камнем-плитняком. Внешне вид всех рукавов одинаковый, хоть в плане южный и северный рукава уже алтаря и Бабинца (это наблюдается в церкви Покрова в Олешне и в церкви в Вороновке). На церковь в Верхнем Бишкине похожи обе церкви в Лимане, церковь в загородном, Вороновке и другие, но верх церкви в Верхнем Бишкине пропорционально самый высокий и имеет не два, а три восьмерика. Характер форм восьмериков и заломов, их пропорции также имеют свои особенности; это касается в первую очередь верха центрального участка.

http://sobory.ru/article/?object=59181

Во град св. Афанасия мы прибыли в великий понедельник около 4-х ч. пополудни, т. е. уже незадолго до начала всенощной, называемой у греков «κολουθα το Νυμφου» «Последование Жениха». Как известно, на православном Востоке утрени служатся с вечера только на страстной седмице и усердно посещаются богомольцами, в другое время года гораздо менее отзывчивыми на церковный благовест. При приезде в любую гостинннцу в Египте бросаются в глаза развешанные в прихожей объявления от различных костелов, кирок и англиканских церквей о времени службы, конечно, с точными обозначениями адресов церквей, их настоятелей и т. п. Напрасно православный путешественник будет искать для себя соответствующих объявлений – даже в гостиницах, содержимых греками (а таких очень много) он не найдет их! Не найдет он и объявлений от коптских церквей. К счастью, Александрия – город не особенно большой и от центра до помеченного на плане у Бедекера «Archevêché Grec» весьма недалеко. Сходить туда и узнать о времени службы было делом нескольких минут. Эта греческая «патриархия» оказалась известным монастырем св. Саввы Освященного, описанию которого незабвенной памяти епископ Порфирий посвятил несколько страниц в своем «Путешествии по Египту» (стр. 7 сл. СПБ. 1856) и изображение которого он дал на I–III листах своего атласа «Египет и Синай». Но как все изменилось с его времени! Тогда обитель была за городом, едва ли не в пустыне, среди фиников, теперь же среди европейских оживленных улиц, вблизи музея; напротив её помещается занимающая целый квартал греческая больница со сквером и мраморным бюстом покойного патриарха Софрония на дворе. Внутреннее устройство монастыря и церкви несколько напоминает рисунки и описания Порфирия, но в то время, конечно, еще не было в её ограде типографии, открытой лишь несколько лет назад , при блаженнейшем Фотии, не было конечно и переулка, проведенного мимо самых св. врат и фасада церкви, оказавшейся ниже уровня улицы. При входе в монастырь обращает, на себя внимание вынесенный на двор свечной ящик – пример, достойный подражания всех ревнующих о церковном благочинии, – и вывешенная πрγрαμμα – печатное расписание церковных служб. Оказывается, что в виду многочисленности молящихся, «Последование Жениха» служится дважды – в 4 ч. и в 7 ч. вечера, в великий четверток, субботу, a затем и во все воскресные дни – две литургии, что вообще необычно вне России. Указано также, когда предполагается архиерейское служение или архиерейская χοрοστασα. За отсутствием блаженнейшего Фотия в Александрии имел резиденцию в эти великие дни преосв. Феофан, митрополит триполийский, о чем также было оповещено в «программе».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

Ворожба (Ворожбянская ГО). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Спаса Преображения , Николая Чудотворца Год постройки:1778. Приделы 1878. Адрес: Украина, Сумская обл., Сумской р-н, Ворожбянский г/с, г. Ворожба, ул. Крамаровка, д. 8 Координаты: 51.186624, 34.227299 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Ворожбу или в Ворожбу, выходить на остановке " Ворожба " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сл. Ворожба, Покровская церк., постр. в 1778 г. на средства прихож.; камен., однопрестольн. От г. Харьк. в 200 в., почт.-телегр. отдел. здесь. Земли усадебн. нет, пахотн. 33 дес. Прихож. м. п. 2246, ж. п. 2184. Причта по штату полож.: два священ., диак. и два псалом. Жалов. 1-й свящ. 141 р. 12 к. и 1-й псалом. 44 р. 10 к., остальные не получ. Первый священ. помещается в церков. доме, остальные в наемн., при пособии от церкви. Церк.-прих. шк. и земск. учил. Приход. попечит. нет. Хут.: Кошманов в 3 в., Терещенков и Мартыненков в 4 в., Бобаков, Череватенков и Логвинов в 5 в. Священ. Василий Понамарев 50 л. Оконч. семин. по 2 разр. Священ. с 1881 г., на настоящ. месте с 1887 г. Проходит должн. завед. церк.-прих. шк. Послед. нагр. скуфья 1897 г. Священ. Михаил Котляревский 36 л. Оконч. семин. по 2 разр. Священ. с 1890 г., на настоящ. месте с 1896 г. Проход. должн. законоуч. церк.-прих. шк. и земск. учил. Имеет набедренник с 1900 г. Диак. Леонид Ильинский 35 л. Из 5-го кл. гимназии. Псалом. с 1890 г., диак. с 1892 г., на настоящ. месте 1896 г. Проход. должн. учит. церк.-прих. шк. Псалом. Иоанн Семененко 27 л. Оконч. народ. учил. Псалом. и на настоящ. месте с 1899 г. И. д. псалом. Василий Ковалев 23 л. Из 3 кл. дух. Псалом. и на настоящ. месте с 1899 г. Церк. стар. крест. Илья Журба с 1888 года. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года По обе стороны речки Ворожбы, в 22 верстах от Лебедина, – в отличие другой Ворожбы называющаяся Сумскою. Она населилась без сомнения в одно время с Сумами. В 1659 году сумская ратуша, в следствие царской воли, уже выселила, как из Сум до 197 семей, так из Ворожбы до 76 семей для составления слободы нижней Сыроваты.

http://sobory.ru/article/?object=45338

Воспоминание о Геннадии и Кононе (Письмо в редакцию «Братского Слова») Вы, в своем журнале, изволили напечатать свои воспоминания о Суздальских заключенцах и о совокупном с вами моем их посещении (Брат. Сл. 1883 г. стр.179–206). Соблаговолите к вашим о них воспоминаниям присовокупить для полноты сказания и мое о них извещение: я буду говорить о том, что вам не вполне было известно или не касалось вас лично. О Геннадии В 1870 г., в великий пост, возвращаясь из Литвы в свой монастырь чрез Петербург, я представился здесь Московскому митрополиту Иннокентию, бывшему тогда в Петербурге. Владыка мне сказал: «один из трех австрийских епископов, заключенных в Суздале, Геннадий, подал Владимирскому архиепископу прошение, а потом чрез него подал вторичное прошение в Св. Синод о том, что он желает присоединиться к св. церкви и поместиться на жительство в управляемый тобою монастырь: согласен ли ты принять его к себе в монастырь, или нет?». Я отвечал владыке митрополиту, что не знаю, совершенно ли убедился Геннадий в правоте св. церкви, или только из-за того изъявляет желание оставить раскол, чтобы освободиться из Суздаля, и что человека, не убедившегося в правоте церкви, иметь у себя в монастыре мне не желательно. Поэтому, прибавил я, не даст ли мне Святейший Синод разрешение прежде съездить в Суздаль, увидеться с Геннадием, лично из собеседования с ним увериться, действительно ли он убежден в правоте православной церкви. Если бы я приметил это, тогда изъявил бы согласие принять его. Владыка митрополит одобрил мое мнение и приказал мне в таком смысле отвечать, когда от Св. Синода последует запрос, согласен ли я принять Геннадия. Так и было сделано. Святейший Синод в скором времени сообщил мне письменное разрешение ехать в Суздаль, о чем был уведомлен и Владимирский преосвященный. О поездке нашей в Суздаль и о собеседовании с заключенными узниками мне говорить излишне, потому что все это вы описали подробно. Я припомню только о последней беседе моей с Геннадием, в келье о. архимандрита, происходившей в его и вашем присутствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Галаты были слушателями Павла не для того, чтобы наблюдать исполнение закона, упраздненного страстью Креста, - но для того, чтобы веровать в Самую Троицу и проповедывать новое Евангелие. Но вот пришли некие из самих Евреев, кои желали не того, чтобы отвратить их от возвещенного им Павлом Евангелия, но чтобы присоединить к нему и исполнение ими Ветхого Завета и их, благодатью освобожденных, снова подчинить игу рабства. И поелику они хвалились именем Симона (Петра), который имел преимущество среди Апостолов обрезания, то Павел начинает писать против них, говоря так: 1-6. Павел Апостол не от людей, разумей не от Симона и не чрез Симона, но чрез Иисуса Христа, открывшегося мне на пути в Дамаск (Деян.9:1 сл.), и чрез Бога Отца, воскресившаго Его из мертвых, - дабы объявить о воскресении Своем всем еретикам, отрицавшим Его воскресение. Церквам Галатии, - как те, что были поколеблены (в вере), так и те, кои были тверды, т.е. из Евреев (?). Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, призвавшего вас к всыновлению, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшаго Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящаго века лукаваго, то есть от зол, совершающихся в сем веке, - по воле Бога Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына. 6-15. Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшаго вас чрез меня к благодати Своей, чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако - это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос, или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса, или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, - если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который, конечно, не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь, если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугою, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, - или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/898/...

Глава 10 1–16. Послание двенадцати апостолов на проповедь. – 17–25. Указание на опасности, которым подвергнутся апостолы во время своей проповеди. – 26–33. Приглашение к безбоязненному исповеданию Христа. – 34–36. Вражда между людьми. – 37–39. Условия следования за Христом. – 40–42. Заключение. Мф.10:1 .  И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. (Ср. Мк.6:7 ; Лк.9:1 ). В рассматриваемом стихе говорится не о призвании и не об избрании апостолов, а только о посольстве их на проповедь. Матфеем было сообщено раньше о призвании нескольких учеников ( Мф.4:18 и сл.) и одного Матфея ( Мф.9:9 ); всего, по его сообщению, призвано было раньше только пять учеников: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и Матфей. О призвании остальных учеников у Матфея нигде не говорится и «двенадцать учеников» появляются перед нами здесь в первый раз, хотя и возможно предположить, что до посольства на проповедь они уже находились со Спасителем ( μαθητα ατο – Мф.5:1, 8:21, 23 , Мф.9:10–11, 14, 37 и др.). Евангелист мог бы и совсем не перечислять в Мф.10:2 имен апостолов, и к этому, по-видимому, и клонилась речь его в данном стихе. Но, написав этот стих, он, может быть, только тут вспомнил, что неудобно обозначать этих людей одним числительным и потому счел за нужное назвать их и по именам, что во всяком случае было понятнее читателям, для которых он писал. Главная же суть дела теперь заключалась в том, что Спаситель дал этим ученикам власть над нечистыми духами и врачевания. Речь всех синоптиков о посольстве апостолов не отличается сходством выражений. Речь Матфея ближе к речи Луки. Из показания Луки ( Лк.6:13 ) видно, что двенадцать апостолов были призваны или избраны перед произнесением Нагорной проповеди. Здесь следует отметить постепенное расширение деятельности Христа, как ее изображает Матфей. Сначала ( Мф.4:23 ) он говорит о путешествии только Самого Христа по Галилее. Затем в Мф.9:35 почти в тех же словах говорит о той же галилейской деятельности, только с прибавкой речи о «городах и селениях». Наконец, в Мф.10:1–2 сюда присоединяется посольство апостолов на проповедь. Поэтому думают, что в данном стихе содержится заключение начатой в Мф.4:13 речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–17. Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса. 17–18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19–22. Смерть Иоаса. 4Цар.12:1 .  В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. 4Цар.12:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай; 4Цар.12:3 .  только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на высотах. 4Цар.12:4 .  И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, 4Цар.12:5 .  пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение. ( Евр. 1–6 ). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса: относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты культа, так как, подобно, напр., Асе ( 3Цар.15:14 ) Иоас не решался отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма ( 2Пар.24:17–22 ). Но первые шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни, пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией ( 2Пар.24:7 ), Иоас узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея, достигшего 20 лет и поступающего в исчисление ( Исх.30:13 ); 2) выкупные деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы при храме ( Исх.27:2 и сл.), равно и выкуп за первородных животных, принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный сбор и для этого обойти все города иудейские ( 2Пар.24:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1–8. Царствование Авии Иудейского. 9–24. Царствование Асы. 25–34. Израильские цари: Нават и Вааса. 3Цар.15:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями. 3Цар.15:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома. В ст. 1, 7–8 имя Авии по евр. масор. тексту читается: Авиам (по Гезениусу, в нарицательном значении – vir maritimus), Vulg.: Abiam; между тем в ( 2Пар.13:1 ) сл.: «Авиа», у LXX; в ( 3Цар.15:1 ) – ´Αβιο, а в ( 2Пар.13:1 ) ´Αβι (нарицательное значение последней формы: «отец его Иегова»). Правильной формой следует признать последнюю, как образованную по образцу других имен с именем Иегова (Авия имеется и в ( 3Цар.15:1 ) по код. 253 у Кенникотта); первая же форма (3 книги Царств), вероятно, случайная описка или же представляет созвучие, напр., имен: Хирам, Мирьям и др.; менее всего можно видеть здесь (с Бенцингером) намеренное удаление имени Иегова от имени нечестивого царя. Мааха, мать Авии, по Иосифу Флавию (Иуд. Древн. VIII, 10, 1) была внучкой Авессалома (ср. 2Цар.14:27 ), что, по соображению времени истекшего со времени смерти Авессалома и времени рождения Ровоама ( 3Цар.14:21 ), является более отвечающим обстоятельствам, хотя и допускает натянутое значение евр. бат (не дочь, а внучка). В ( 2Пар.13:2 ) вместо имени Авессалома стоит имя некоего Уриила, в противоречии с ( 2Пар.11:20 ). 3Цар.15:3 .  Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его. 3Цар.15:4 .  Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме, восставив по нем сына его и утвердив Иерусалим, 3Цар.15:5 .  потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Общий характер царствования Авии запечатлен изменой чистому служению Иегове; это был уже 3-й царь, изменивший первому условию теократического царя, образец которого навсегда дал Давид, и только ради Давида сохранялся ему светильник в Иерусалиме, т. е. потомство на престоле (ст. 4 ср. 3Цар.11:36 ). Грехи Давида в отношении мужа Вирсавии ( 2Цар.11:4–27 ) не подрывали основ теократии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14     В русской и славянской библиях за книгой пророка Даниила, а в еврейской после книги Иезекииля следуют книги Двенадцати малых пророков. В древности все эти книги составляли одну, которая у евреев называлась schaejasar (Арам. trejasar, treisar), а у греков δωδεκαπιρφητον. Первое свидетельство о том, что книги малых пророков были соединены в одну, можно находить у Иисуса сына Сирахова ( Сир 49.10 ). Это свидетельство, затем, находит подтверждение и у Иосифа Флавия, который считает в еврейском каноне только 22 книги (Апион I, 8) и у церковных учителей Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Ист. IV, 26), Афанасия Великого (39 Пасх. Посл.), Кирилла Иерусалимского (Сл. IV, 35), Григория Богослова (33 стих.) и др., употребляющих термин δωδεκαπιρφητον определяющих число ветхозаветных канонических книг только в 12. Мотивы соединения 12 пророческих книг в одну неизвестны, так как высказанное блаж. Феодоритом (Предисл. к толков. на малых пророк.) и р. Кимхи (Comment. in psalm. proef.) и принимаемое некоторыми новыми авторами (Гоонакер) соображение, что книги соединены были вследствие малого объема, для предупреждения потери их, не может считаться основательным. Составляя одну книгу, писания Двенадцати пророков занимали в кодексах Библии не одинаковое место: по Мелитону, они помещались после книг великих пророков, по Оригену и Епифанию пред этой книгой, как и теперь в принятом тексте LXX-mu. Равным образом, порядок отдельных произведений в сборнике малых пророков изменялся. В евр. библии сохранился порядок, принятый в наших текстах, а у LXX книги располагались иначе, именно: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Какие мотивы легли в основу указанного распределения книг малых пророков, нельзя сказать с определенностью; по-видимому твердого принципа не было, а отчасти руководились принципом хронологическим, отчасти принимали во внимание и объем книг. Поэтому книги послепленных пророков помещены были в конце всего собрания, а из допленных книг большая по объему кн. Осии помещена была впереди кн. Амоса, хотя Амос был предшественником Осии в пророческом служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010