под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) А. ПРАВДА И СУД 1 . Гражданская справедливость. – Уже древнее израильское законодательство требует от судей бескорыстия при исполнении их обязанностей ( Втор 1, 16; 16, 18, 20 ; Лев 19, 15, 36 ). Равным обр. древние притчи прославляют справедливость царя ( Притч 16, 13; 25, 5 ). Одним и тем же словом в Библии обозначается и ч-к праведный и правый перед судом ( Исх 23, 6–8 ), иногда правый и неподкупный судья ( Втор 16, 18, 19 ), к-рый обязан, во всяком случае, признать правоту невиновного, его или восстановить его нарушенные права ( Втор 25, 1 ; Притч 17, 15 ). Пророки допленной эпохи часто и энергично обличают неправду судей и царей, угнетение бедных и за эти беззакония предрекают несчастье ( Ам 5, 7; 6, 12 ; Ис 5, 7, 23 ; Иер 22, 13, 15 ). Они помогают осознать нравственное и религиозное значение неправды; то, что прежде воспринималось как простое нарушение правил или обычаев, теперь становится оскорблением Бога живого. Вот почему неправда, т. е. беззаконие, навлекает нечто гораздо большее, чем обычные наказания – катастрофическую уготованную Богом. В пророческих обличениях одним и тем же словом обозначают как праведника, ведущего праведную жизнь, так и правого перед судом; почти всегда указывается его конкретное положение и среда: этот безвинный ч-к и он – жертва ( Ам 2, 6; 5, 12 ; Ис 5, 23; 29, 20 сл.). К своим обличениям пророки присовокупляют и увещание положительного характера: «производите суд и правду» ( Иер 22, 3 сл.; Ос 10, 12 ). И сознавая преходящность нашей справедливости, они ожидают будущего как Князя правды, неуклонно ее осуществляющего ( Ис 9, 6; 11, 4 сл.; Иер 23, 5 ; ср Пс 44, 4, 7 сл.; 71, 1 слл, 7). 2 . Праведность как верность Закону. – Уже до плена под праведностью разумеют полное соблюдение Божиих предписаний, такое поведение, к-рое соответствует это проявляется в целом ряде Притчей ( Притч 11, 4 слл, 19; 12, 28), в различных повествованиях ( Быт 18, 17 слл) и у Иезекииля ( Иез 3, 16–21; 18, 5–24 ). Праведник – это ч-к верный и друг Божий ( Притч 12, 10 ; там же, др.; Быт 7, 1; 18, 23–32 ; Иез 18, 5–26 ). Такое пиетистическое понимание праведности распространено в послепленный период, в плачах ( Пс 17. 21–25; 118, 121 ) и славословиях ( Пс 14, 1 сл.; 23, 3 сл.; 139, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ВЛАСТЬ ВЗ Этот принцип, сформулированный Павлом ( Рим 13, 1 ), постоянно подразумевается в ВЗ; отправление В. всецело подчинено в нем повелительным требованиям воли Божией. 1 . Виды земной власти. – В творении Божием всякая В. исходит от Бога: В. чка над природой ( Быт 1, 28 ), мужа над женой ( Быт 3, 16 ), родителей над детьми ( Лев 19, 3 ). Если рассматривать более сложные структуры ч-ского общества, то можно видеть, что на В. имущих налагается Богом ответственность за общее благо подчиненной им группы: Ягве повелевает Агари слушаться ее госпожи ( Быт 16, 9 ); Он же вручает Азаилу управление Дамаском ( 3Цар 19, 15 ; 4Цар 8, 9–13 ), а Навуходоносору – всем Востоком ( Иер 27, 6 ). Если это происходит так даже у язычников, то тем более у народа Божия (ср Сир 10, 4 ). Но здесь проблема земной В. носит особый характер и заслуживает специального изучения. 2 . Условия отправления власти. – В., даваемая Богом, не абсолютна. Она ограничивается моральными обязательствами. Отправление ее смягчается Законом, определяющим даже права ( Исх 21, 1–6, 26 сл.; Втор 15, 12–18 ; Сир 33, 31 …). Что касается детей, то В. отца над ними должна иметь своей целью их ( Притч 23, 13 сл.; Сир 7, 22 сл.; 30, 1…). Преступать же границы своей В. ч-к склонен более в области политической. Опьяненный своей он ставит ее в заслугу самому себе, как это было в победоносной Ассирии ( Ис 10, 7–11, 13 сл.); он обоготворяет самого себя ( Иез 28, 2–5 ) и восстает против Единого Владыки ( Ис 14, 13 сл.), простирая свою дерзость даже до богохульства ( Дан 11, 36 ). Когда он доходит до этого, он уподобляется сатанинским к-рых Даниил видел выходящими из моря и к-рым Бог на время дал В. ( Дан 7, 3–8, 19–25 ). Но такая извращенная В. сама себя обрекает Божию, к-рый неизбежно сокрушит ее в назначенный день ( Дан 7, 11 сл, 26): связав свое дело с силами зла, она в конце концов и падет вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) СВЕТ И ТЬМА Тема Света проходит через все библ. откровение Отделение С. от Т. было первым делом Творца ( Быт 1, 3 сл.). В конце истории спасения Сам Бог будет С. ( Откр 21, 23 ) нового творения (21, 5). От С., понятия физического, к-рый перемежается в мире сем с ночи, т. обр. перейдут к С. незаходимому, К-рый есть Сам Бог ( 1Ин 1, 5 ). История, развивающаяся в промежутке между первым и новым творением, сама принимает вид конфликта, где сталкиваются С. и Т., подобно тому, как сталкиваются и Смерть (см Ин 1, 4 сл.). Никакая дуалистическая метафизика не усугубляет драматизма этого мировоззрения, как древнеиранская религиозная мысль. Но ч-к остается тем не менее объектом этого конфликта: его окончательная судьба определяется в образах С. и Т., как и в образах жизни и смерти. Следовательно, эта тема занимает центральное место среди религиозных символов, к к-рым прибегает Писание. 1 . Творец света. – С., как и все остальное, существует только как творение Бога: С. дня, вышедший из первозданного хаоса ( Быт 1, 1–5 ), С. небесных Светил, освещающих землю днем и ночью (1, 14–19). Бог посылает этот С. и призывает его обратно, и он повинуется Ему с трепетом ( Вар 3, 33 ). Т., чередующаяся со С., находится в таком же положении, ибо Бог «образует свет и творит тьму» ( Ис 45, 7 ; Ам 4, 13 XX). Поэтому С. и Т. вместе воспевают Творца, вознося Ему хвалу ( Пс 18, 2 слл; 148, 3; Дан 3, 71 сл.). Т. обр., какая бы то ни было мифическая концепция в корне исключена, но это не мешает С. и Т. иметь символическое значение. 2 . Бог, облеченный светом. – Как и все другие творения, С. есть знак, явно проявляющий нечто божественное. Он подобен отблеску Божией Славы. Поэтому образ С. есть один из символических образов, связанных с теофаниями. С. есть в к-рую облекается Бог ( Пс 103, 2 ). Когда Он появляется, Он «как солнечный свет»; от руки Его лучи…» ( Авв 3, 7 сл.). Свод небесный, на к-ром покоится Его престол, блестит как кристалл ( Исх 24, 10 ; Иез 1, 22 ). В другом месте Его представляют окруженным пламенем ( Быт 15, 17 ; Исх 19, 18; 24, 17 ; Пс 17, 9; 49, 3 ) или же рассыпающим грозовые молнии ( Иез 1, 13 ; Пс 17, 15 ). Все эти символические образы устанавливают связь между присутствием Божиим и впечатлением, к-рое производит на чка ослепительный С. Что касается Т., то она не исключает присутствия Бога, ибо Он «открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке» ( Пс 138. 11 сл.; Дан 2, 22 ). Однако Т. по преимуществу, т. е. Т. шеола, есть то место, где люди «отринуты от руки» Божией ( Пс 87, 6 сл,13). Во Т. Бог видит, Сам оставаясь незримым, Он присутствует, не обнаруживая Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

прот. Александр Мень Притчи Притчи евангельские, краткие дидактико-аллегорические повествования, с помощью которых раскрывается смысл Благой Вести. Наличие в евангельских Притчах цельного нарративного сюжета отличает их от ветхозаветных Притч (евр., машал). представляющих собой афоризмы. нарративных Притч возник в ветхозаветное время (см., например, 2Цар.12:1 сл.), но именно Иисус Христос сделал их одной из основных форм проповеди. Число Притч в Евангелиях с трудом поддается учету, поскольку к ним можно отнести и речения, имеющие характер сравнений, крылатых слов, пословиц и т.п. (напр., «соль земли...», Мф.5:13 ). Классическим типом евангельских Притч принято считать тот тип, который является законченной новеллой. В Евангелиях содержится свыше 30 Притч . Из них 7 Притч такого рода есть у всех синоптиков, 3 являются общими для Мф. и Лк., 2 есть только у Мк.; большая часть Притч (18) приведена только у Лк. (см.таблицу в приложении к брюссельскому изданию перевода Библии). В Ин. Притчи встречаются реже всего и приближаются к развернутым метафорам, притчам-аллегориям (см., например, сравнение Христа с добрым пастырем или виноградной лозой, Ин.10:11 сл., 15:1 сл.). Литературный характер Притч . В ряде евангельских Притч использованы мотивы Ветхого Завета (ср. Ис.5 и Притчу о виноградарях в Мф.21:33 сл.), в некоторых можно усмотреть намек на исторические события (ср. Лк.19:12 и Флавий, Древн.,17, 9 сл.), а в одной из них ( Лк.17:7 ), вероятно, содержится отголосок бродячего сюжета (см. статью Библии). Ее сюжетный прототип имеется в иудейском «Сказании о бедном книжнике и о богатом мытаре Ладжане», которое, в свою очередь, восходит к древнеегипетской Притче . (см. М.А.Коростовцев, Религия древнего Египта, М.,1976, с.230 сл.). Но в основном реалии Притч взяты не из истории или древних легенд, а из конкретных обстоятельств жизни людей. События Притч разворачиваются, как правило, на фоне земледельческого или пастушеского быта. В них фигурируют пахари и рыбаки, купцы и наемные работники, реже – цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В.В. Виноградов Шумиха и неразбериха ШУМИХА И НЕРАЗБЕРИХА Слово шумиха в значении «сенсация, оживленные толки» в русском литературном языке стоит одиноко среди слов с суффиксом -иха. Суффиксу -иха свойственны живые значения: самки животного (например, волчиха, зайчиха, слониха, крольчиха и т. п.), жены кого-нибудь (в образованиях от названий лиц по сословию, профессии или по фамилии, например, Кабаниха в «Грозе» Островского, купчиха, дворничиха, мельничиха и т. п.), или вообще женщины по социальному характеру, по профессии (щеголиха, портниха, ткачиха, повариха и т. п.) 392 . Ср. у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой... Слово шумиха попало в литературный язык из народной речи так же, как и слова неразбериха, облепиха (со значениями: 1) «высокий колючий кустарник с ароматичной кисловатой желтой ягодой», 2) «водочная настойка на этой ягоде»). Ср. задериха – головной убор замужних женщин (А. Подвысоцкий. Словарь областного архангельск. наречия; ср. Академический словарь русского языка, т. 2, вып. 4, с. 997); заманиха – «козни, сети, ловушка, ухищрения»; «глухое русло, ложный фарватер» и т. п. (Словарь русского языка, т. 2, вып. 5, с. 1395); ср. заманиха – кустарник (сл. АР 1792, ч. 3, с. 16). Ср. в Череповецком говоре: поманиха – ожиданье, жданье. Поговорка: «поманиха подождихе сестра родная» (Герасимов, Сл. уездного Череповецк. говора, с. 74). Академик Иноходцов в «Месяцеслове историческом и географическом на 1796 год» так писал о жительницах Каргополя: «Женщины на головах имеют сдериху так устроенную, что бываемые на лице морщины посредством ее уничтожаются. От чего сия сделанная на шнурах машинка надо лбом представляет вид лошадиного копыта. Сдериха покрывается кокошником, унизанным жемчугом...» (Сухомлинов, вып. 3, с. 232). Ср. завариха – каша из заваренной в кипятке крупы, муки или кисель (см. сл. Грота–Шахматова, 1899, т. 2, вып. 3, с. 774) 393 . Ср. также: блестиха– колючий кустарник... (сл. Грота–Шахматова, 1891, вып. 1, с. 207), глотиха – черемуха в Ярославской губернии (Бурнашев, Опыт терм. сл., 1, с. 144). В книге М. А. Дмитриева «Князь Иван Михайлович Долгорукой и его сочинения» (М., 1863) так рассказывается о предсмертном разговоре И. М. Долгорукого с княгиней Горчаковой: «Он спросил ее по французски: ”Чем будете меня вспоминать?“ – Она отвечала очень некстати: ”любезностью, которой нет подобной!“ – Он огорчился и сказал: ”C " est donc là le souvenir que je laisse après moi?.. Hélas! ce n " est que du clinquant!“ ”Так вот какую я память после себя оставлю?.. это одна глумиха“» (с. 161).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Глава 15 1–9. Новый отказ Иеговы на молитву пророка. 10–21. Душевные страдания пророка и ободрение его Богом. Иер.15:1–9 . Господь не хочет простить Своему народу, потому что он не заслуживает этого. Народу остается принять все наказания, определенные ему праведным судом Божиим, и пророк видит уже осуществление этого приговора. Иер.15:1 .  И сказал мне Го­с­по­дь: хотя бы пред­стали пред лице Мое Мо­исей и Самуил, душа Моя не прикло­нит­ся к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Моисей и Самуил, как и в Пс 98.6 , выводятся здесь как такие ходатаи за народ, которых ходатайство Иегова принимал ( Исх 32.11 и сл.; Чис 14.13 и сл. 1Цар 7.9 и сл.; 1Цар 12.18 ). Но теперь даже и эти ходатаи не могли бы быть услышаны Богом – до того велика преступность народа иудейского пред Богом! – «Пусть они отойдут». Евреи, очевидно, сами явились в храм умолять о прощении. Иер.15:3 .  И по­шлю на них четыре рода казней, говорит Го­с­по­дь: меч, чтобы уби­вать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей по­левых, чтобы по­жирать и истреблять; Псы, птицы (хищные) и звери являются для того, чтобы пожирать трупы убитых иудеев и, как существа нечистые, осквернить их этим. Иер.15:4 .  и отдам их на озлобле­ние всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме. «Отдам их на озлобление» – точнее с евр.: сделаю иудеев такими, что глядя на них и на их судьбу, все народы придут в содрогание. – «За Манассию». Эта мысль представляется повторением мысли писателя 4-й книги Царств ( 4Цар 21.11 и сл.; 4Цар 23.26 ; 4Цар 24.3 ). Иеремия едва ли мог сказать, что за грехи одного царя, который притом раскаялся и был возвращен из плена (см. 4Цар 21.11 и сл.), Бог погубит все-таки все население Иудеи. Если бы он так думал, то к чему служила бы и его проповедь о покаянии, с какою он в течение долгого времени обращался к народу своему?! Очевидно, Манассия здесь является только типом грешника-иудея. И в иудеях, своих современниках, пророк видит подражателей этого нечестивого царя, почему и возвещает им погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ЕВХАРИСТИЯ 1 . Благодарение и благословение. – Слово «евхаристия» само по себе значит: признательность, благодарность, отсюда – благодарение. Этот самый обычный в разговорном греч. языке смысл встречается также в греч. Библии, в особенности когда говорится о ч-ских взаимоотношениях ( Прем 18, 2; 2 Макк 2, 28; 12, 31; Деян 24, 3 ; Рим 16, 4 ). По отношению к Богу (2 Макк 1, 11; 1Фес 3, 9 ; 1Кор 1, 14 ; Кол 1, 12 ) принимает обычно форму молитвы ( Прем 16, 28 ; 1Фес 5, 17 сл.; 2Кор 1, 11 ; Кол 3, 17 и т. д., напр., в начале Посланий ап. Павла: 1Фес 1, 2 и др.). Оно в таких случаях, естественно, совпадает с восхваляющим «чудные дела» Божии, ибо для чка эти чудные дела выражаются в благодеяниях, вдохновляющих благодарственную при этих условиях благодарение сопровождается «анамнезисом», к-рым в воскрешается прошлое (Иф 8, 25 сл.; Откр 11, 17 сл.), и εχαριστεν приравнивается к ελογεν ( 1Кор 14, 16 слл). Эта «евлогия–евхаристия» имеет место, в частности, во время евр. трапез, благословения к-рых восхваляют и благодарят Бога за пищу, данную Им людям. В этом смысле Павел говорит о еде с «евхаристией» ( Рим 14, 6 ; 1Кор 10, 30 ; 1Тим 4, 3 сл.). 2 . Употребление этого слова Иисусом и христианами. – При первом умножении хлебов Иисус произнес «благословение» – согласно Синоптикам ( Мф 14. 19 п), и «благодарение» – согласно Ин 6, 11, 23 ; при втором умножении хлебов у Мф 15, 36 говорится о «благодарении», в то время как у Мк 8, 6 сл говорится о «благодарении» за хлеб и «благословении» рыб. Эта практическая равнозначность склоняет нас не различать «благословение» хлеба на Тайной Вечере ( Мф 26, 26 и п; ср Лк 24, 30 ) и «благодарение» над ( Мф 26, 27 п). К тому же Павел говорит в обратном порядке – о «благодарении» над хлебом ( 1Кор 11, 24 ) и «благословении» чаши ( 1Кор 10, 16 ). Фактически, слово «евхаристия» получило преобладание в хр–ском употреблении для обозначения действия, установленного Иисусом накануне Своей смерти. Но следует запомнить, что этот термин выражает чудным делам Божиим не в меньшей и даже в большей степени, чем благодарность за те блага, к-рые люди извлекают из них. Этим решающим актом, в к-ром Он сообщил пище вечную ценность Своей искупительной смерти, Иисус завершил и установил на веки посвящение Самого Себя и всего сущего Богу, характерное для религии (в этимологическом смысле этого слова: «связь» с Богом), что и есть самое существенное в Его искупительном подвиге: в Нем Самом, принесенном в жертву на Кресте, и в Е. все ч-ство и окружающее его мироздание возвращается к Отцу. Это богатство Е., ставящее ее в центр хр–ского выражается в целом ряде содержательных текстов, к-рые следует внимательно рассмотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ИСКУПЛЕНИЕ Понятие «искупления» (λτρωσις или πολτρωσις), в силу к-рого Бог «освобождает» или «искупает» (λτροσθαι) Свой народ, и весьма близкое понятие «приобретения» (περιποησς), в силу к-рого Он «покупает» или «выкупает» (γορζειν), тесно связаны в Библии с идеей ими обозначается особый способ, избранный Богом, чтобы спасти Израиля, освобождая его из египетского рабства ( Исх 12, 27; 14, 13 ; ср Ис 63, 9 ) и образуя из него Свой «удел из всех народов» ( Исх 19, 5 ; Втор 26, 18 ); в НЗ такой текст как Тит 2, 13 сл – явный отзвук первоначального наставления в вере – показывает ясно, на какой источник ссылается автор, чтобы представить дело Христа: Иисус – «Спаситель», потому что Он «дал Себя за нас, чтобы искупить (греч.) нас от всякого беззакония» и «очистить Себе народ особенный». Так выявляется непрерывность спасительного замысла, причем не отрицается и то новое и непредвидимое, что содержится в исполнении всякого подлинного пророчества. ВЗ 1 . Исход и Завет. – Об «искуплении» в ВЗ чаще всего говорится в связи с религиозный опыт, испытанный тогда Израилем, дает возможность лучше всего проникнуть в содержание этого понятия. В иудейском сознании Исход неотделим от Союза–Завета: Бог исторгает Свой народ из для того именно, чтобы связать его с Собой: «Я Господь… и избавлю вас от рабства… и спасу («искуплю») вас мышцею простертою… И приму вас Себе в народ и буду вам Богом» ( Исх 6. 6 сл.; ср 2Цар 7, 23 сл.). В силу Союза–Завета Израиль становится народом «святым», «уделом» Ягве «из всех народов» ( Исх 19, 5 сл.). Выражения «народ святой» и «искупленные Ягве» – эквивалентны ( Ис 62, 11 сл.), и Иеремия говорит, что Завет был заключен в тот самый день, когда Бог «взял (Свой народ) за руку, чтобы вывести (его) из земли Египетской» ( Иер 31, 32 ). Потому понятие И. и является положительным по самому своему существу: соединение с Богом утверждается в нем не менее, чем от рабства греху. Таков к тому же и этимологический смысл соответствующего латинского слова redemptio оно обозначает во–первых «куплю» (emere), к-рая нас «избавляет» (ср red-) только с той целью, чтобы «приобрести» нас для Бога; так же дело обстоит с английским словом «atonement», к-рым оно обычно переводится и первоначальный смысл к-рого – «воссоединение», «примирение» («at–one- ment»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ПЕЧАЛЬ В противоположность знаменующей и присутствие Божие, П. – горький плод отделяющего нас от Бога. Ее видимые причины бывают различны: означающее, что Бог скрыл Свое лицо ( Пс 12, 2 сл.), жена, приводящая в уныние своей сварливостью ( Сир 25. 22–25 ), плохо воспитанный сын (30, 9 сл.), ставший врагом (37, 2), собственное (22, 10 слл), лукавство сердца (36, 2), злословие окружающих ( Притч 25, 23 ). В Библии говорится не только о постоянных чка, обреченного «питаться хлебом слезным» ( Пс 79, 6 ) и не находящего утешителя ( Екк 4, 1 ); через всю необъятность ч-ких скорбей вскрывается грех как их подлинная причина и указывается средство исцеления, а именно милость Спасителя: П. – от греха, радость же – плод спасения ( Пс 50, 14 ). ВЗ 1 . Объяснение печали с точки зрения здравого смысла. – Откр, лишь постепенно приводит к такому пониманию сущности П.; оно принимало иногда и установку простого здравого смысла, близкую стоицизму, рекомендующую избегать П., подчеркивая, однако, что только Господень обеспечивает радость жизни ( Сир 1, 12 сл.). П. подавляет сердце ( Притч 12, 24 ), угнетает дух (15, 13), иссушает кости (17, 22), даже больше, чем болезнь (18, 14). Отсюда советы мудр.: «Не предавайся печали душею твоею» ( Сир 30, 22 ), «удаляй от себя печаль, убившую многих» (30, 24 сл.), а также и к-рая прежде времени приводит старость» (30, 24). Естественно следует «с сетующими сетовать» (7, 37; ср Притч 25, 20 ), но при потере любимого существа не надо скорбеть сверх меры: «утешься о нем по исходе души его» ( Сир 38, 16–23 ); утешает во многих огорчениях ( Притч 31, 6 сл.; Екк 9, 7; 10, 19 ); и если «концом радости бывает печаль» ( Притч 14, 13 ), то не забывай, что есть «время плакать и время смеяться» ( Екк 3, 4 ). Как ни прозаичны эти советы, они могут помочь обнаружить, что может быть неподлинного в П., они подготавливают к принятию более высокого откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) РАДОСТЬ Откровение Бога Творца и Спасителя вызывает в ч-ке преизбыточествующую Р. Можно ли созерцать Божие и не воскликнуть: «Буду веселиться о Господе» ( Пс 103, 34 ) и не пожелать, чтобы «веселился Господь о Своих» ( Пс 103, 31 )? Пред лицом Бога, действующего в истории, Р. охватывает каждого чка, не лишенного разума (91. 5 слл), и эта Р. передается другим: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего» (94, 1). «Да веселятся небеса, и да торжествует земля пред лицем Господа; ибо идет…» (95, 11 слл). А идет Он, дабы призвать Своих верных «войти в радость господина» их и открыть доступ к ней ( Мф 25, 21 ). ВЗ Р. ч-ской жизни включена Богом в Его ( Втор 28, 3–8 ; Иер 33, 11 ), а за неверность Ему Он карает лишением Р. ( Втор 28, 30–33, 47 сл.; Иер 7, 34; 25, 10 сл.). Смиренную Р., разделяемую ч-ком с женой, к-рую он любит ( Еккл 9, 9 ), Р. при виде плодов своих дел (3, 22), Р. «есть и пить и услаждать душу свою от труда своего» (2, 24; 3, 12 сл.) щадит беспощадная критика самого Екклезиаста. Он даже восхваляет эту Р. (8, 15), позволяющую ч-ку забывать о жизненных невзгодах, ибо она дана ему Богом, так как это «его доля» (5, 17 слл). Вино создано, чтобы «веселить ч-ков» ( Суд 9, 13 ; Пс 103. 15 ), к-рые умеют им умеренно пользоваться ( Сир 31, 33 ). Оттого время винограда есть время Р. ( Ис 16, 10 ), так же как и время ( Пс 125. 5 сл.). Р. же, к-рую жена дает в избытке мужу своей нежностью и добродетелью ( Притч 5, 18 ; Сир 26, 2, 16 ), является прообразом высших Р. ( Ис 62, 5 ). Чадородие – источник веселия для супругов ( 1Цар 2, 1, 5 ; Пс 112, 9 ; см Ин 16, 21 ), в особенности если их сын мудр ( Притч 10, 1 ). Наряду с шумными Р. в дни больших событий – венчания царя на царство ( 3Цар 1, 40 ), победы ( 1Цар 18, 6 ) или возвращения из Плена ( Пс 125. 2 сл.), существуют и другие Р., настолько сокрытые в сердце, что их не поверяют чужому ( Притч 14, 10 ). Мудрый знает цену этой Р. сердца, Р. благотворной как врачевание ( Притч 17, 22 ), к-рую можно укрепить добрым словом (12, 25) или светлым взглядом (15, 30). Бог осуждает только порочные Р., вызываемые деланием зла (2, 14), в особенности же ту злую Р., к-рую доставляет его врагам несчастье праведного ( Пс 12, 5; 34, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010