I). Дабы дать сему поступку истинную цель, должно приметить раздельно, что Лот вместо большего преступления предлагает Содомлянам меньшее, так, как бы кто разбойнику, покушающемуся на человекоубийство, для уменьшения зла предложил довольствоваться грабительством; что дочерей своих он подвергает только несчастию, а не преступлению, ибо насилие не может нарушить целомудрия; что права гостеприимства, особенно важные в древности, и вообще любовь к ближнему оправдали бы его, если бы он пожертвовал своею жизнию за невинных пришельцев, вверивших себя его дому; на том же основании он жертвует семейственною честию; что он мог надеяться столь нечаянным и отважным предложением совсем отвратить всякое злодеяние, поелику его семейство находилось в Содоме под защитою прав гражданских, которые были еще несколько уважаемы беззаконниками. При всем том должно признать первую погрешность, или грех Лота в том, что он жил и располагался вступить в родственные связи в таком народе, которого разврат не мог быть ему неизвестен. Поразили слепотою. Сие не было лишение зрения, но некоторый беспорядок ощущений и воображения, препятствовавший различать и узнавать предметы, подобно как сие случилось с войском сирийским по молитве Елисея (4 Цар. VI. 18–20). ПОСЛЕДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ СПАСЕНИЯ В СОДОМЕ 12. Наконец гости сказали Лоту: кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в сем городе, всех выведи из сего места. 18. Ибо мы тотчас истребим сие место, потому что велик отсюда вопль к Богу, и Господь послал нас истребить оное. 14. И так Лот пошел и говорил с зятьями своими, которые брали было за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь тотчас истребит сей город, но зятьям его показалось, что он шутит. Являя особенное благоволение Лоту, Бог в то же время изливает последние капли елея благости своей на недостойный народ и дает последнее свидетельство о необходимости Его над ним суда. И суд, и средство спасения открываются благовременно, хотя и без успеха, сродникам Лота, то есть лучшим из Содомлян, дабы после сего суда не подумал ктолибо, что Содом мог быть спасен подобно Ниневии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

VII. Призвание Авраама «Изыди от земли твоей и от рода твоего, и иди в землю, которую укажу тебе, и Я произведу из тебя народ великий, и возвеличу имя твое и будешь благословен; благословляющих тебя благословлю и прокляну клянущих тебя, и в тебе благословятся все племена земные» – Так сказал Господь Авраму и пошел Аврам, как сказал ему Бог. Какое смирение, какая твердая вера и совершенная покорность воле Божьей! Аврам оставляет родину и идет не зная сам куда, в страну, которую еще ему укажут. Апостол Павел говорит, что его странствование было хождение верою, в ожидании будущего града, которого зодчий есть Бог, искание отечества небесного. (Eb.XI. 8–16.) Потому и обетования были свыше всего земного: как в Адаме весь род человеческий подвергся клятве, так и в Аврааме, т. е. в Том, кто должен был от него произойти, в Иисусе Христе, обещано благословение всем народам, ибо Авраам, по вере своей, сделался отцом всех верующих. Семидесяти лет вышел Аврам из земли Харранской в неведомый путь, взял с собой жену свою Сару, племянника Лота и все имение. В земле Ханаанской явился ему Господь и обещал дать землю сию его потомству, и Аврам, соорудив жертвенник на месте явления, продолжал путь к полудню. Тогда постигло его первое искушение: возник голод и он удалился в Египет.– Опасаясь, чтобы красота жены не навлекла на него меч грубых Египтян, он просил её называться сестрой, (ибо Сара действительно была ему сестра по отцу). Вельможи Фараоновы взяли её в дом царский; но тяжким наказанием поразил Господь Фараона и дом его, ради Сары, доколе не возвратил её невредимой, со всем достоянием, супругу, который, оставив Египет, поселился в Вефиле. Богатство стад его и племянника Лота не позволяло им жить вместе, и когда от сего возникла распря между их пастырями, Аврам сказал Лоту: «да не будет распри между единокровными; не вся ли земля пред тобой? Отделись от меня, если ты на лево, то я на право, если же ты на право, я на лево». Лоту понравилась красота долины Иорданской, тогда еще орошаемой многими водами, как бы некий цветущий сад, и он двинулся к востоку; Аврам же остался жить в земле Ханаанской. Тогда опять явился ему Господь и сказал: «возведи очи твои от места, на котором ты теперь, и посмотри к северу и югу, востоку и западу, ибо всю землю, которую ты видишь, дам тебе и твоему потомству навсегда, и потомство дам тебе, как песок земной; если кто может счесть песок земной, сочтет и твое потомство.» Аврам, поселившись у дуба Мамврийского в Хевроне, выразил опять благодарность сердца, созданием жертвенника Богу, а безчисленное потомство его, плотское и духовное, свидетельствует и поныне истину сего пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XVI. И в новолуние четвертого месяца явились мы Аврааму при дубе Мамврийском и беседовали с ним. И мы также возвестили ему, что у него родится сын от жены его Сары. Тогда Сара рассмеялась, ибо она слышала, что мы говорили эту речь Аврааму. И мы заметили ей; но она испугалась и стала отрицать, что она смеялась над нашими словами. И мы сказали ей имя его сына, как определено и написано было на небесных скрижалях, именно Исаак. И когда мы возвратимся к ней в определенное время, тогда она будет беременной сыном. И в этот месяц Господь совершил суд над Содомом, и Гоморрою, и Севоимом, и всею страною Иорданскою, и сожег их огнем и серой, и предал их погибели до сего дня; согласно тому, как мы рассказывали тебе о всех их делах, что они были гнусными и весьма греховными и что они осквернялись, и блудодействовали, и делали мерзость на земле – согласно сему Бог совершил суд; во гневе и ярости за нечистоту Содома совершил Он суд над Содомом. И мы спасли Лота, ибо Господь вспомнил об Аврааме и вывел его (Лота) из разрушения. Но и он, и дочери его совершили на земле грех, какого не было на земле от Адама до того времени; ибо отец переспал с своею дочерью. И вот, относительно всего его семени определено и начертано на скрижалях, чтобы уничтожить и истребить его, и совершить суд над ним, как над Содомом, и не оставить ему семени на земле ко дню осуждения. И в этот месяц поднялся Авраам от Хеврона и пошел и жил между Кадееом и Суром на горах Герарона. И в средине пятого месяца он поднялся оттуда и жил при клятвенном колодезе. И в средине шестого месяца Господь посетил Сару, и сотворил ей, как сказал, и она сделалась беременною. И она родила ему сына в третий месяц, в средине месяца, как сказал Бог Аврааму. В праздник начатков жатвы родился Исаак, и Авраам обрезал своего сына в восьмой день». Он первый был обрезан согласно завету, как определено навечно. И в шестой год четвертой седмины пришли мы к Аврааму к клятвенному колодезю и явились ему, как сказали Саре, что придем к ней. А она сделалась беременною сыном, и мы возвратились в седьмой месяц, и нашли Сару беременною пред нами, и благословили Сару, и рассказали Саре все, что было повелено нам относительно него (т.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   В Библии повествуется, что Бог перед тем, как погубить развратившихся жителей Содома и Гоморры, явился Аврааму в виде трех Ангелов у дуба Мамврийского. Господь открыл Аврааму Свою тайну, что хочет погубить Содом с окрестными городами за великие и прескверные их беззакония (Быт.18:20—21). Авраам проникся смелостью и начал вопрошать Господа: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым, и с праведником будет то же, что с нечестивым? Неужели Ты погубишь и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников (если они находятся в нем)?» Господь, услышав это, милостиво отвечал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то и ради них пощажу все место сие». Авраам проникся еще большим дерзновением и, уповая на Божие человеколюбие и называя себя землею и пеплом, с великим смирением спрашивал: «Если там будет меньше пятидесяти праведных, погубишь ли город грешных?» Господь, видя, что он милосердствует ради праведных, уменьшая число до сорока, тридцати, двадцати и даже до десяти человек: «Не истреблю города грешников и ради десяти праведников». Сказав это, Ангел отошел от него, и Авраам возвратился к своему шатру (Быт.18:23—33). Ради десяти праведных, если бы они были в городе Содоме, Бог хотел пощадить его со всеми окрестными городами. Но не оказалось в Содоме и десяти праведных; жил там один только праведный Лот с семейством. Но и ради одного праведного Лота Бог не подвергал гибели Содома, пока не извел оттуда Лота. Отсюда видим, сколь полезны праведные люди для городов и селений; для стран и государств и сколь великим бедствиям подлежат они, если в них нет праведных людей.    Праведные люди полезны там, где они жительствуют, прежде всего своей жизнью и словом, ибо примером своей добродетельной жизни и духовными увещаниями отводят злых от зла и наставляют на путь добродетелей. И бывают они столь благопотребны, как потребны вожди для слепых и заблудившихся, врачи для больных, искусные корабельные кормчии для подвергшихся буре, светильники для седящих во тьме, — так грешным праведные; как светила в мире сияют они, непорочные чада Божий, «среди строптивого и развращенного рода» (Флп.2:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу. Авраам    Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.    Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей — язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе — в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.    Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.    После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.    Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.    И сказали они ему: «где Сарра; жена твоя?»    Он ответил: «Здесь, в шатре».    И сказал один из них: «через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».    Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?    Но странник сказал: «зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын».    Сарра же испугалась и сказала: «я не смеялась».    Но он сказал ей: «нет, ты засмеялась».    Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.    Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» (Быт.18:1-16). Гибель Содома и Гоморры    Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.    Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников.    Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город».    Авраам снова спросил: «может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?»    Господь сказал: «не истреблю, если найду там сорок пять праведников».    Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?»    Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством — с женой и двумя дочерьми — за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  2. Видишь ли, каково промышление Божие? Пошел (Авраам) искать облегчения от голода, - и возвратился, не только спасшись от голода, но и стяжав великое богатство и несказанную славу, всем показав о себе, кто таков был он. Теперь уже и хананейские жители лучше узнали добродетель праведника, когда увидели, какая внезапная произошла перемена и каким богатством обладает этот странник, который пошел в Египет как беглец и скиталец. Замечай притом, что он и от великого счастья и от избытка богатства не сделался надменнее и беспечнее, но опять спешит в то самое место, где был прежде, до отшествия в Египет. “ И продолжал , - сказано, - он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его  между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа ”. Посуди, как он любил тишину и спокойствие, и постоянно прилежал к служению Богу. Он дошел, сказано, до того места, где прежде он создал жертвенник и призывал имя Божие, и (таким образом) задолго прежде и заранее исполнил уже то, что сказано было Давидом: “ Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия ” (Пс.83:11). Пустыня, ради призвания в ней имени Божия, была для него дороже городов. Он знал, знал, что и величие городов составляет не красота зданий и не многочисленность жителей, но добродетель обитателей. Вот почему и пустыня, украшаемая добродетелью праведника, стала лучше городов и знаменитее обитаемой земли. “ И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе ” (Быт.13:5-6). Не только у самого патриарха умножилось имение, но “ и у Лота … также был мелкий и крупный скот ”. Может быть, иное сам (патриарх), будучи щедр, подарил племяннику, а иное дали ему и другие из уважения к патриарху. “ И непоместительна была земля для них, - сказано, - … ибо имущество их было так велико ” (ст. 6). Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиною разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства: “ И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле ” (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А если еще подумать, кстати, и о том, как трудны были в то время дороги (тогда нельзя было, как теперь, свободно приставать к кому угодно, и, таким образом, совершать путь с удобством, потому что по всем местам были разные начальства, и путешествующие должны были от одних владельцев отправляться к другим и почти каждый день переходить из царства в царство), то и это обстоятельство было бы для праведника достаточным препятствием, если бы он не питал великой любви (к Богу) и готовности исполнить Его заповедь. Но он все эти препятствия разорвал как паутину, и. укрепив ум верой и покоряясь величию Обещавшего, отправился в путь. " И взял " , сказано, " Авраам с собой Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую " (Быт.12:5). 6. Замечай обстоятельность Писания, с какой оно рассказывает нам обо всем, чтобы мы из всего узнали благочестие праведника. " И взял " , говорит, " Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели в Харране " . Не без причины сказано: " все, что приобрели в Харране " , – чтобы знали, что патриарх ничего не взял с собой из Халдеи, но все это отцовское имение оставив брату, вышел с тем только, что мог приобрести в Харране. Да и это взял с собой чудный этот муж не потому, чтобы дорожил имением, или был любостяжателен, но для того, чтобы можно ему было своей собственностью доказать всем Божье о нем попечение. Тот, Кто извел его из земли халдейской и потом повелел переселиться и оттуда, Сам и умножал с каждым днем имение его и устранял всякую неприятность. Таким образом, и то самое, что Авраам взял с собой это имущество и нес всю дорогу, служило доказательством его душевного благочестия. Всякий, кто только видел его, вероятно, желал знать причину такого путешествия праведника. Потом, узнав, что он переселялся в чужую землю, оставив свою собственность (на родине), по повелению Божьему, самым делом удостоверялся и в том, как было благочестиво послушание праведника, и в том, как велико Божье о нем промышление. " И вышли " , сказано, " чтобы идти в землю Ханаанскую " . Откуда он узнал, что его странствование кончится в земле ханаанской, когда повеление говорило: " иди в землю, которую Я покажу тебе " ? Может быть, Бог открыл ему и это, показав духу его землю, в которой хотел поселить его. В самом деле, Бог, когда давал ему повеление, сказал так неопределенно: " иди в землю, которую Я покажу тебе " , для того, чтобы открыть нам добродетель праведника. Потом, так как Авраам с полной готовностью сделал все, что от него требовалось, тотчас и Бог сообщил ему сведение о той земле, в которой хотел устроить ему жилище. Предвидя величие добродетели праведника, Бог потому и вызвал его из дома (отеческого) и не повелел взять с собой даже брата, что хотел сделать его учителем теперь для всех жителей Палестины, а вскоре потом – и для египтян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аврам вместе с своим семейством и Лотом поселился в долине Сихемской. Оба они сначала жили вместе и были богаты скотом, серебром и золотом; но потом, во избежание раздора между их домашними и слугами, Аврам отпустил от себя Лота, предоставив ему выбор земли. Лот избрал себе цветущую равнину, орошаемую водами Иордана [ 9 ]. После того, как Лот отделился от Аврама, Бог явился избраннику Своему и сказал: — Возведи очи свои, и с сего места, на котором ты теперь находишься, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу: всю землю, которую ты видишь с горы, дам Я тебе и потомству твоему на веки [ 10 ]. И дам тебе потомство, как песок земной. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее: ибо Я тебе дам ее и потомству твоему на веки. Послушный повелению Божию, Аврам двинулся к югу и поселился у дубравы Мамре [ 11 ], создав там жертвенник Господу. Между тем на равнине Иорданской, которую выбрал для своего жилища Лот, было пять городов [ 12 ], управляемых особыми царями, но уже 12 лет находившихся в порабощении у царя Еламского [ 13 ]. На тринадцатый год они возмутились против царя, но были побеждены им, причем многие жители той страны, и в том числе Лот, были взяты в плен. Узнав об этом, Аврам вооружил рабов своих, разбил неприятелей, освободил Лота и всех пленных и отнял всю добычу, унесенную неприятелем, которую и возвратил царям по принадлежности. Когда Аврам возвращался с победою, на встречу ему вышли цари. Мельхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго [ 14 ], вынес хлеб и вино и благословил Аврама, говоря: — Благословен Аврам от Бога Всевышняго, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, предавший врагов твоих в руки твои. Аврам поднес Мельхиседеку десятую часть всей военной добычи; сам же, когда царь Содомский предлагал ему удержать за собою имущество, возвращенное от неприятелей, отказался взять что-либо. После сего Аврам сделался весьма известным в земле Ханаанской. Его успехи возбудили зависть и опасение в ее обитателях. Тогда Господь ночью в видении сказал Авраму:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Аврам же поселился в городе Хеврон, в дубраве Мамре. И Господь вновь пообещал отдать все, что он видит, во владение ему и его потомству и сделать его потомство столь же бесчисленным, как песок на берегу моря. Духовными потомками Аврама являемся и мы, христиане, над которыми исполнилось это пророчество. Аврам построил жертвенник в Хевроне, около дуба, который растет там до сих пор. Аврам освобождает Лота и получает благословение Мелхиседека (Быт. 14; Евр. 7) В это время Содом, в котором поселился Лот, попал под власть царей Шумера (Ирак). Вскоре жители Содома поднимают восстание, но цари Шумера и Елама (Иран) совершают карательный набег, громят Содом и берут в плен Лота. Аврам, узнав об этом, взял своих слуг (а их было всего триста восемнадцать) и бросился вдогонку за войсками. Ночью он нападает на армию царей, громит ее и преследует до Дамаска, освобождая своего племянника и его слуг. Когда он возвращался с победой, встретил его Мелхиседек, царь Салима, который был священником Бога Всевышнего, и вынес ему хлеб и вино. И благословил его Мелхиседек: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои» ( Быт. 14, 19–20 ). Аврам же отдает ему десятую часть добычи, признавая, таким образом, превосходство Мелхиседека. Писание ничего нам не сообщает ни о происхождении Мелхиседека, ни о его смерти. Само имя его значит «царь правды», а слово «Салим» означает «мир». Таким образом, эта таинственная фигура прообразует собой Господа Иисуса Христа, Чье Рождение от Отца непостижимо и существование вечно, Он есть Истинный Царь правды и мира, ибо примирил в Себе Самом язычников и иудеев, людей и Ангелов и, самое главное – человечество с Творцом. Христос, подобно Мелхиседеку, – и Царь, освободивший Свое творение из рук тирана –– сатаны, и Первосвященник, принесший в жертву Самого Себя. Он до сих пор совершает Свое священнослужение, подавая нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Потому Аврам, будучи пророком, и признал величие Мелхиседека и принес ему десятину – как образу Христа Спасителя, Который называется Священником вовек по чину Мелхиседека. Завет с Авраамом (Быт. 15–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010