– Родила? – Сегодня ночью изволила разрешиться от бремени. – Здорова? Не послать ли врача? – В здравии совершенном обретаются. – Слава Богу! Герцог перекрестился. – Видел ребенка? – Как же! Прехорошенький. – Мальчик или девочка? – Мальчик. Буян, крикун! Волосики светлые, как у матери, а глазенки так и горят, так и бегают – черные, умные, совсем как у вашей милости. Сейчас видно – царственная кровь! Маленький Геркулес в колыбели. Мадонна Чечилия не нарадуется. Велели спросить, какое вам будет угодно имя. – Я уже думал, – произнес герцог. – Знаешь, Бернардо, назовем-ка его Чезаре. Как тебе нравится? – Чезаре? А ведь в самом деле, прекрасное имя, благозвучное, древнее! Да, да, Чезаре Сфорца – имя, достойное героя! – А что, как муж? – Яснейший граф Бергамини добр и мил, как всегда. – Превосходный человек! – заметил герцог с убеждением. – Превосходнейший! – подхватил Беллинчони. – Смею сказать, редких добродетелей человек! Таких людей нынче поискать. Ежели подагра не помешает, граф хотел приехать к ужину, чтоб засвидетельствовать свое почтение вашей светлости. Графиня Чечилия Бергамини, о которой шла речь, была давнею любовницей Моро. Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д’Эсте, и Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги. Беллинчони, вынув из кармана бумажку, подал ее герцогу. То был сонет в честь новорожденного – маленький диалог, в котором поэт спрашивал бога солнца, почему он закрывается тучами; солнце отвечало с придворною любезностью, что прячется от стыда и зависти к новому солнцу – сыну Моро и Чечилии. Герцог благосклонно принял сонет, вынул из кошелька червонец и подал стихотворцу. – Кстати, Бернардо, ты не забыл, что в субботу день рождения герцогини? Беллинчони торопливо порылся в прорехе своего платья, полупридворного-полунищенского, служившей ему карманом, извлек оттуда целую кипу грязных бумажек и, среди высокопарных од на смерть охотничьего сокола мадонны Анджелики, на болезнь серой в яблоках венгерской кобылы синьоры Паллавичини, отыскал требуемые стихи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Автограф мотета Дж. П. да Палестрины «Beata es, Virgo Maria» (Б-ка консерватории Санта-Чечилия, Рим) Автограф мотета Дж. П. да Палестрины «Beata es, Virgo Maria» (Б-ка консерватории Санта-Чечилия, Рим) III. «Феномен Палестрины». Наиболее показательным для итальянской церковной музыки этого периода является творчество Джованни Пьерлуиджи да Палестрины (ок. 1525/26-1594), не только благодаря его позднейшей популярности, но и из-за масштаба, разнообразия и уровня его произведений, из-за его авторитета среди современников. Он был первым итал. композитором, получившим международное признание, его творческий путь был теснейшим образом связан с Римом и католич. Церковью в переломный для нее посттридентский период. Несмотря на то что «миф о Палестрине», несомненно, есть порождение позднейшего времени - своего рода «коллективное творчество» европ. культуры XVII-XIX вв., его музыка высоко ценилась уже при жизни и в первые годы после смерти. Печатные сборники, к-рыми Палестрина дебютировал в жанрах мессы (1554) и мотета (1563), имели большой успех; в 1575 г. его назвали «первейшим музыкантом среди живущих в мире» (principalissimo Musico tra quanti ne sono al mondo); в 1592 г. группа североитал. композиторов во главе с Джованни Маттео Азолой (не позднее 1532-1609) адресовала Палестрине беспрецедентное муз. посвящение со следующим надписанием: «Священная псалмодия вечерни, для всех праздников... Прославленнейшему и превосходнейшему корифею музыкального искусства д[октору] Ио[анну] Петру Алоизию Пренестине» (Sacra, omnium solemnitatum psalmodia vespertina. Venetia, 1592); выражения некролога Палестрине, написанного Мельхиором Старшим (род. в 1539), выходят за рамки риторики этого жанра: «...мы можем с полным правом назвать его отцом музыки, как Гомера - отцом поэзии...» (Vat. Cappella Sistina. 245). Начало карьеры Палестрины совпало с происходившими в это время масштабными межкультурными процессами. В XV - 1-й пол. XVI в. в И. приезжали мн. франко-фламанд. музыканты, к-рые принесли богатое наследие муз. культуры заальпийских стран и передали свои знания итал. ученикам. Палестрина в сер. 30-х гг. XVI в. мог обучаться у Робина Маллаперта и Фирмина Лебеля при базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

– Первично-первая материя едина, – выкрикивал пятый, никого не слушая, – вторично-первая двойственна, третично-первая множественна. И все стремятся к единству. Omnia unitatem appetunt. Леонардо слушал, как всегда, молчаливый и одинокий; порой тонкая усмешка скользила по его губам. После перерыва математик, францисканский монах фра Лука Паччоли, показал хрустальные изображения многогранников – полиэдров, излагая пифагорейское учение о пяти первозданных правильных телах, из коих будто бы возникла вселенная, и прочел стихи, которыми эти тела сами себя прославляют: Науки плод сладчайший и прелестный Всех побуждал издревле мудрецов Искать причины нашей неизвестной. Мы красотой сияем бестелесной. Мы – первое начало всех миров, И нашею гармонией чудесной Платон пленялся, Пифагор, Евклид. Предвечную мы наполняем Сферу, Такой имея совершенный вид, Что всем телам даем закон и меру. VI Графиня Чечилия, указывая на Леонардо, шепнула что-то герцогу. Тот подозвал его и просил принять участие в поединке. – Мессере, – приступила к нему сама графиня, – будьте любезны... – Видишь, дамы просят, – молвил герцог. – Не скромничай. Ну, что тебе стоит? Расскажи нам что-нибудь позабавнее. Я ведь знаю, ум у тебя всегда полон чудеснейшими химерами... – Ваше высочество, увольте. Я бы рад, мадонна Чечилия, но, право же, не могу, не умею... Леонардо не притворялся. Он в самом деле не любил и не умел говорить перед толпою. Между словом и мыслью его была вечная преграда. Ему казалось, что всякое слово преувеличивает или недоговаривает, изменяет и лжет. Отмечая свои наблюдения в дневниках, он постоянно переделывал, перечеркивал и поправлял. Даже в разговоре запинался, путался, обрывал – искал и не находил слов. Ораторов, писателей называл болтунами, щелкоперами, а между тем, втайне, завидовал им. Округленная плавность речи, иногда у самых ничтожных людей, внушала ему досаду, смешанную с простодушным восхищением. «Дает же Бог людям такое искусство!» – думал он. Но чем усерднее отказывался Леонардо, тем более настаивали дамы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

– Сами посудите, мадонна, какое может быть мое здоровье! Только об одном и думаю, как бы поскорее лечь в могилу рядом с моей голубкой... – Ах, нет, нет, ваша светлость, не говорите так! – воскликнула Чечилия, всплеснув руками. – Это большой грех. Как можно? Если бы мадонна Беатриче слышала вас!.. Всякое горе от Бога, и мы должны принимать с благодарностью... – Конечно, – согласился Моро. – Я не ропщу. Боже меня сохрани! Я знаю, что Господь заботится о нас более, чем мы сами. Блаженны плачущие, ибо утешатся. И, крепко пожимая обеими руками руки своих любовниц, он поднял глаза к потолку. – Да наградит вас Господь, мои милые, за то, что вы не покинули несчастного вдовца! Вытер глаза платком и вынул из кармана траурного платья две бумаги. Одна из них была дарственная запись, коей герцог жертвовал громадные земли виллы Сфорцески у Виджевано Павийскому монастырю делле Грацие. – Ваше высочество, – изумилась графиня, – кажется, вы так любили эту землю? – Землю! – горько усмехнулся Моро. – Увы, мадонна, я разлюбил не только эту землю. Да и много ли надо человеку земли?.. Видя, что он опять хочет говорить о смерти, графиня с ласковым укором положила ему на губы свою розовую руку. – А что же в другой? – спросила она с любопытством. Лицо его просветлело; прежняя, веселая и лукавая улыбка заиграла на губах. Он прочел им другую грамоту, тоже дарственную запись с перечнем земель, лугов, рощ, селений, охот, садков, хозяйственных зданий и прочих угодий, коими жаловал герцог мадонну Лукрецию Кривелли и незаконного сына своего, Джан-Паоло. Здесь была упомянута и любимая покойной Беатриче вилла Куснаго, которая славилась рыбной ловлей. Голосом, дрожащим от умиления, прочел Моро последние слова грамоты: «Женщина сия, в дивных и редких узах любви, явила нам совершенную преданность и выказала столь возвышенные чувства, что часто в приятном с нею общении безмерную обретали мы сладость и великое облегчение от наших забот». Чечилия радостно захлопала в ладоши и кинулась на шею подруге со слезами материнской нежности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Благотворительность Аукцион акварели Татьяны Красновой — не пропустите! В культурном центре " Покровские ворота " открылась уникальная выставка работ - человека, который никогда всерьез не относился к своим работам. В Москве пройдет XI Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» Для участия в конкурсной программе кинофестиваля было заявлено 368 игровых полнометражных, короткометражных, документальных и анимационных фильмов из 26 стран. В Сикстинской капелле пройдет благотворительный концерт Разрешение на проведение такого необычного мероприятия в зале, где проходят конклавы, дал Папа Римский Франциск. Вырученные от концерта деньги пойдут на благотворительные цели. Концерт состоится 18 октября. В окружении фресок знаменитого итальянского мастера Возрождения Микеланджело туристы услышат музыкальные произведения, исполняемые хором Национальной академии Санта-Чечилия, основанной  в Риме b XVI веке. По окончании концерта гостям будет предложен праздничный ужин […] Почему мы проходим мимо? Вопрос: «Ты действительно считаешь, что не могла тогда ничего сделать?» — нужно обязательно задавать себе во времени, по мере развития (или же неразвития) в нас христианской души. Мария Захарова: Корпоративная социальная ответственность – это не спасательный круг и не балласт… Коллективная социальная ответственность – явление в России не новое. Дело за малым – идти по стопам первопроходцев Ольга Колесникова: Когда помогать совсем просто О том, как сделать благотворительность доступной каждому, и о том, какая от неё польза самим меценатам Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/blagotvoritelnost/...

Сегодня также день памяти композитора Александра Константиновича Глазунова, скончавшегося в 1936 году. Он родился 29 июля 1865 г. в Петербурге в семье крупных книгоиздателей и книготорговцев, чей купеческий род был знаменит еще в XVIII в. Музыка постоянно звучала в родительском доме. В 13 лет мальчик играл на фортепиано, скрипке, виолончели. В 1883 г. он окончил реальное училище, затем юридический факультет Петербургского университета. В 1879–1881 гг. Глазунов изучал теорию музыки под руководством Н.Римского-Корсакова. В 16 лет юный композитор написал первую симфонию, поразившую слушателей яркостью и законченностью формы. По инициативе Ф.Листа симфония прозвучала на Парижской всемирной выставке, сделав Глазунова в одночасье знаменитым за рубежом. В относительно короткий срок композитор создал множество произведений: в его наследии 8 симфоний, концерты, хоровые произведения, романсы. Известный критик В.В.Стасов высоко оценил мастерство Глазунова: «Неимоверно широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, иногда юмор, элегичность, страстность, и всегда - изумительная ясность и свобода формы». В 1899 г. Глазунов стал профессором Петербургской консерватории. Он также выступал как дирижер, много гастролировал. Получил степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов, стал почетным членом академии Санта Чечилия в Риме, почетным профессором Будапештской консерватории. После октября 1917 г. Глазунов стал первым советским ректором консерватории и в 1922 г. был удостоен звания народного артиста Республики. В 1928 Глазунов выехал в Вену на Шубертовский конкурс, затем отправился в Париж. Болезнь вынудила его там задержаться. Получив множество приглашений выступить с концертами в Европе и Америке, он попросил о продлении срока отпуска. Дело было не только в болезни и концертах. В 20-е гг. Глазунова часто упрекали в «старомодности» и «консерватизме». Полемика иногда принимала жесткие формы, а борцом Глазунов никогда не был. К тому же окружавшие Глазунова эмигранты объясняли ему, что происходит в СССР . И все же композитор хотел вернуться на родину, но сделать этого не успел. А.К.Глазунов скончался в Париже. В 1972 г. его прах был доставлен в Ленинг рад и торжественно захоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

Какой Пеппе! Какой Пеппе! Князь изумился таким подробностям о своем препровождении времени; но изумляться ему было нечего, потому что сьора Сусанна знала всё. — Нет, мои любезные синиоры, сказал князь: мне, точно, нужно видеть Пеппе. На это дала ответ князю уже синиора Грация, которая давно высунулась из окошка второго этажа и слушала. Ответ дала она, слегка пощелкав языком и покрутив пальцем — обыкновенный отрицательный знак у римлянок — и потом прибавила: нет дома. — Но, может быть, вы знаете, где он, куда ушел? — Э! куды ушел! повторила сьора Грация, приклонив голову к плечу. — Статься может, в остерии, на площади, у фонтана; верно, кто-нибудь позвал его, куда-нибудь ушел, chi lo sa (кто его знает)! — Если хочет принчипе что-нибудь сказать ему, подхватила из супротивного окна Барбаручья, надевая в то же время серьгу в свое ухо: пусть скажет мне, я ему передам. — Ну нет, подумал князь и поблагодарил за такую готовность. В это время выглянул из перекрестного переулка огромный запачканный нос и, как большой топор, повиснул над показавшимися вслед за ним губами и всем лицом. Это был сам Пеппе. — Вот Пеппе! вскрикнула сьора Сусанна. — Идет, идет Пеппе! зазвенела из самого угла улицы сьора Чечилия. — Принчипе, принчипе! вон Пеппе, вон Пеппе (ecco Peppe, ecco Peppe)! кричали на улице ребятишки. — Вижу, вижу — сказал князь, оглушенный таким живым криком. — Вот я, eccelenza , вот! сказал Пеппе, снимая шапку. Он, как видно, уже успел попробовать карнавала. Его откуда-нибудь сбоку хватило сильно мукою. Весь бок и спина были у него выбелены совершенно, шляпа изломана, и всё лицо было убито белыми гвоздями. Пеппе уже был замечателен потому, что всю жизнь свою остался с уменьшительным именем своим Пеппе. До Джьузеппе он никак не добрался, хотя и поседел. Он происходил даже из хорошей фамилии, из богатого дома негоцианта, но последний домишка был у него оттяган тяжбой. Еще отец его, человек тоже в роде самого Пеппе, хотя и назывался sior Джиованни, проел последнее имущество, и он мыкал теперь свою жизнь подобно многим, то есть как приходилось: то вдруг определялся слугой у какого-нибудь иностранца, то был на посылках у адвоката, то являлся убирателем студии какого-нибудь художника, то сторожем виноградника или виллы, и по мере того изменялся на нем беспрестанно костюм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

17 октября. ПРАВМИР. В Сикстинской капелле состоится концерт для сорока туристов, которые приобрели эксклюзивный тур по Италии, организованный для них руководством компании Porsche. Разрешение на проведение такого необычного мероприятия в зале, где проходят конклавы, дал Папа Римский Франциск. Вырученные от концерта деньги пойдут на благотворительные цели. Концерт состоится 18 октября. В окружении фресок знаменитого итальянского мастера Возрождения Микеланджело туристы услышат музыкальные произведения, исполняемые хором Национальной академии Санта-Чечилия, основанной  в Риме b XVI веке. По окончании концерта гостям будет предложен праздничный ужин в стенах ватиканского музея, — сообщают РИА Новости. «Это исключительное мероприятие, такой шанс выпадает только раз в жизни. Это станет самым ярким событием всего путешествия», — заявил в интервью изданию представитель компании Porsche Travel Club. Остается неизвестным, какую сумму Ватикану удастся выручить за это эксклюзивное мероприятие. Известно только, что за 5-дневный тур по Италии каждый турист заплатил агентству Porsche Travel Club по 5 тысяч долларов. «Данная инициатива поддержит благотворительные проекты Папы. Она нацелена на крупные компании, которые, оплачивая предложенные им услуги, будут способствовать благотворительности», — заявил исполнительный директор музейного комплекса Ватикана Паоло Николини. Концерты проводились в знаменитой капелле и раньше, однако на них могли присутствовать исключительно церковные служители. В этот раз капелла впервые сдается в аренду на коммерческой основе.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 апреля, 2024 23 марта, 2024 9 февраля, 2024 25 января, 2024 10 января, 2024 25 августа, 2023 11 августа, 2023 8 августа, 2023 4 августа, 2023

http://pravmir.ru/v-sikstinskoy-kapelle-...

– Довольно! Довольно! – Дайте возразить, мессеры! – Да что же тут возражать, помилуйте! – Бессмыслица! – Я прошу слова! – Платон и Аристотель! – Все-то дело выеденного яйца не стоит! – Как же позволяют? Истины святой нашей матери церкви! – Ересь, ересь! Безбожие... Леонардо молчал. Лицо его было тихо и грустно. Он видел свое одиночество среди этих людей, считавших себя служителями знания; видел непереступную бездну, отделявшую его от них, и чувствовал досаду не на противников, а на себя за то, что не сумел замолчать вовремя, уклониться от спора; за то, что еще раз, наперекор бесчисленным опытам, соблазнился надеждой, будто бы достаточно открыть людям истину, чтобы они ее приняли. Герцог с вельможами и придворными дамами, давно уже ничего не понимая, все же следили за спором с большим удовольствием. – Славно! – радовался он, потирая руки. – Настоящее сражение! Смотрите, мадонна Чечилия, сейчас подерутся! Вон старичок из кожи лезет, весь трясется, кулаками грозит, шапку сорвал и махает. А черненький-то, черненький за ним – пена у рта! И ведь из-за чего? Из-за каких-то окаменелых раковин. Удивительный народ эти ученые! Беда с ними, право. А наш-то Леонардо каков! Еще тихоней прикидывался... И все смеялись, любуясь на поединок ученых, как на бой петухов. – Пойду-ка я спасать моего Леонардо, – молвил герцог, – а то его красные колпаки совсем заклюют!.. Он вошел в толпу ожесточенных противников, и они умолкли, расступились перед ним, как будто успокоительный елей пролился в бурное море: достаточно было одной улыбки Моро, чтобы примирить физику с метафизикой. Приглашая гостей ужинать, он прибавил с любезностью: – Ну, синьоры, поспорили, погорячились и довольно! Надо и силы подкрепить. Милости просим! Я полагаю, мои вареные животные из Адриатического моря – благо оно еще не высохло – возбудят меньше споров, чем окаменелые животные мессера Леонардо. VII За ужином Лука Паччоли, сидевший рядом с Леонардо, шепнул ему на ухо: – Не сердитесь, друг мой, что я промолчал, когда на вас напали: они не так поняли; а в сущности, вы могли бы с ними сговориться, ибо одно другому не мешает – только крайностей не надо ни в чем, и все можно примирить, все соединить...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В Рокетте, в «большой зале для игры в мяч», собрались доктора, деканы, магистры Павийского университета, в красных четырехугольных шапках, в шелковых пунцовых наплечниках, подбитых горностаем, с фиолетовыми замшевыми перчатками и шитыми золотом мошнами у пояса. Придворные дамы – в роскошных бальных нарядах. В ногах у Моро, по обеим сторонам его трона, сидели мадонна Лукреция и графиня Чечилия. Заседание открылось речью Джорджо Мерулы, который, сравнивая герцога с Периклом, Эпаминондом, Сципионом, Катоном, Августом, Меценатом, Траяном, Титом и множеством других великих людей, доказывал, что новые Афины – Милан превзошел древние. Затем начался богословский спор о непорочном зачатии Девы Марии; медицинский – по вопросам: «Красивые женщины плодороднее ли некрасивых? Естественно ли было исцеление Товия рыбною желчью? Есть ли женщина несовершенное создание природы? В какой внутренней части тела образовалась вода, вытекавшая из раны Господа, когда на костре Он пронзен был копьем? Женщина сладострастнее ли мужчины?» Следовало состязание философское о том, многообразна ли первично-первая материя или едина? – Что значит сия апофтегма? – спрашивал старичок с ядовитой беззубой усмешкой, с глазами мутными, как у грудных детей, великий доктор схоластики, сбивая с толку своих противников и устанавливая такое тонкое отличие quidditas от habitus , что никто не мог его понять. – Первично-первая материя, – доказывал другой, – не есть ни субстанция, ни акцидент. Но поколику под всяким актом разумеется или акцидент, или субстанция, потолику первично-первая материя не есть акт. – Я утверждаю, – восклицал третий, – что всякая созданная субстанция, духовная или телесная, причастна материи. Старый доктор схоластики только покачивал головой, точно заранее знал все, что возразят ему противники, и мог разрушить софизмы их одним дуновением, как паутину. – Скажем так, – объяснял четвертый, – мир есть дерево: корни – первая материя, листья – акцидент, ветви – субстанция, цвет – разумная душа, плод – ангельская природа, Бог – садовник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   001    002   003     004    005