49 Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, св. Иоанн Кронштадтский цитируется по: Полное собрание сочинений прот. Иоанна Сергиева. СПб., 1893. 7 т. Римскими цифрами обозначены номера томов, арабскими – страницы. – Прим. ред. 50 «Главнейшую и существеннейшую сторону назначения священства в Церкви» составляет «вообще ближайшее служение избранных лиц Богу в качестве посредников между Богом и людьми». – Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское богословие. СПб., 1888. С. 20–21. 51 Пастырское Богословие в России/Сост. иером. Иннокентий [Пустынский).Троице-Сергиева лавра, 1899. С. 133–134. 52 Здесь и далее святитель цитируется по: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. 2-е изд, испр. и доп. Сергиев Посад, 1900. 7 ч. Римскими цифрами обозначены тома, арабскими – страницы. – Прим. ред. 54 Здесь и далее преподобный цитируется по: Слова преподобного Симеона Нового Богослова /Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. 2-е изд. М., 1890–1892. 2 вып. Римскими цифрами обозначены выпуски (тома), арабскими –страницы. – Прим. ред. 56 Как на аналогию можно указать, например, на дарование монарших милостей в обычные, уже оформленные законом сроки, но, кроме этого, дается право в потребных случаях входить и с особыми, дополнительными представлениями. 57 Если только в напечатанных лекциях его полно изложен существенный взгляд на дело, что более вероятно, ибо он (см. далее) определяет «самую сущность пастырского служения». 60 Как на аналогию можно указать на правительственных посланников (консулов), которые являются полномочными представителями своих государей для зашиты интересов их и страны. 62 Здесь и далее цит. по: Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. 2-е изд. Киев, 1891. 2 ч. Римскими цифрами обозначены части (тома), арабскими – страницы. – Прим. ред. См. еще св. Киприан Карфагенский . I, 305 и др. 64 Подобно тому как у музыкантов развивается слух до такой степени, что они разлагают даже тона и со страшной болью реагируют на диссонансы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Литература Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 575 с. – (Российские Пропилеи). История византийской философии. Формативный период/В.М. Лурье. При участии В.А. Баранова. – СПб.: Axioma, 2006. XX+553 с. (В.А. Баранов совместно с В.М. Лурье автор раздела: Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX веках. С. 407–486). Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. – 231 с. Справочные издания и словари Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. – М., 1958.   Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. С. 198–199. Никифор, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова. Опровержение первое , 15//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 67. Творения святого отца нашего Никифора Архиепископа Константинопольского. Ч. 2. – Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907. – 254 с. С. 16. Никифор, свт. Опровержение первое, 16. Указ. соч. С. 17. Никифор, свт. Опровержение первое, 23. Указ. соч. С. 41. Никифор, свт. Опровержение первое, 15. Указ. соч. С. 16. (PG 100, 225 B–C). Никифор, свт. Опровержение третье, 18. Указ. соч. С. 155–156. Курсив наш. – В.Н. PG 100, 403 D – 404 A. Василий Великий, свт. О Святом Духе, 18.45// Его же. Творения: В 2 т. Т. 1. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 135. SC 17bis, p. 406. Никифор, свт. Опровержение третье, 19. Указ. соч. С. 156–157. Никифор, свт. Опровержение третье, 21. Указ. соч. С. 158, 160. Никифор, свт. Опровержение третье, 22. Указ. соч. С. 160–161. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение третье, 20. Указ. соч. С. 157–158. Никифор, свт. Опровержение третье, 21. Указ. соч. С. 158–159. PG 100.277 A. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 198. Другой пер.: «икона есть подобие первообраза, сходственно отпечатлевающее в себе внешний вид изображаемого, но отличающееся от него, при различии сущности, материей, – или: она есть подражание и отражение первообраза, отличающееся от него по сущности и материалу; или: она есть произведение искусства, созданное в подражание первообразу, но отличающееся от него по существу и по материи. Если бы икона ничем не отличалась от первообраза, то она была бы уже не иконой, а первообразом» (Опровержение первое, 28. Указ. соч. С. 54–55).

http://bogoslov.ru/article/6193123

Окунев Н.П. Дневник москвича//Митр. Иоанн (Снычев). Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Житие и свидетельства к церковному прославлению. М., Сретенский монастырь, 1999. С. 29. Имеется в виду сщмч. епископ Подольский Петр (Полянский), викарий Московской епархии. Цит. по: Дамаскин (Орловский) игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века: жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь: «Булат», 2000. С. 408. Дамаскин (Орловский) игумен. Указ. соч. Кн. 5. Тверь., 2001. С. 300. Дамаскин (Орловский) игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Кн. 6. Тверь., 2002. С. 216. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 6. Л. 11; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов и материалов Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 110. (Далее – Следственное дело). ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 6. Л. 12; Следственное дело. С. 110. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский//Московские Епархиальные Ведомости. 1999. С. 52. ЦА ФСБ. Ф.1. Оп. 5. Д. 363. Л. 8-9 об. ЦА ФСБ Д. Р-43193. Т.1. Л. 50. Феноменов Николай Григорьевич, родился 2 мая 1872 г. в Орловской губернии в семье священника. 3 апреля 1897 – пострижен в мантию с именем Никандр. 10 апреля 1897 – рукоположен во иеродиакона. 15 июня 1897 – рукоположен во иеромонаха. 1897 – окончил Киевскую ДА со степенью кандидата бого-словия. Преподаватель Тульской ДС. 1900 – инспектор Кутаисской ДС. 1902 – ректор Тифлисской ДС в сане архимандрита. 1905- хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 1908 – епископ Нарвский, викарий СПб епархии. 1914 – епископ Вятский и Слободской. 5 сентября 1918 – переименован во епископа Вятского и Глазовского. 1 ноября 1918 – арестован в Москве. 1918-1919 – в заключении в Бутырской тюрьме. 7 апреля 1919 г. возведен в сан архиепископа. 23 апреля 1919 г. приго-ворен к 3 годам концлагеря. 1919-1920 – в заключении в Архангельском концлагере. 9 сентября 1920 г. – досрочно освобожден из лагеря. Вернулся в Москву. 20 октября 1920 арестован в Москве. 1920-1921 – в заключении в Бутырской тюрьме. В июле 1921 г. освобожден. 1921 – архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не смог из-за подписки о невыезде из Москвы. Сентябрь 1921 – член Священного Синода при Патриархе Тихоне. Январь 1922 – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 22 марта 1922 г. арестован на Троицком подворье в Москве. Привлечен по делу Патриарха Тихона. Находился во Внутренней тюрьме ОГПУ. 10 января 1924 освобожден до суда. 1924 – приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. 1924-1925 гг. в ссылке в г. Хиве. Освобожден. В ноябре 1925 – посвящен в митрополита Одесского. 1927 – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Проживал в Москве без права выезда. 14 февраля 1933 – скончался в Ташкенте. По другим данным, скончался в 1934 г. в Горьком. (ГАРФ. Ф.8409. Оп.1. Д.38. Л.277.; Д.54. Л.40.; Ф.8419. Оп.1. Д.90. Л.131.; Д.169. Л.151-153.; Д.185. Л.169-171.; Д.261. Л.90, 96-109.)

http://pravoslavie.ru/5822.html

48, 1986. Pp. 342–346. 1753 Cm.: Sinkewicz R. Introduction//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters/A critical edition, transl. and study by R. E. Sinkewicz, C.S.B. Toronto, 1988. (Studies and Texts 83). Pp. 49–54. 1754 Григорий Палама . Сто пятьдесят глав 3: 35–41 (Sinkewicz), цит. по изд.: Святитель Григорий Na.ia.ua, Архиепископ Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам есгественно-научным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы (главы 1–63)//Богословские труды. 38, 2003. Сс. 15–16. 1761 Таким образом, следует скорректировать высказывание И. По-лемиса, который пишет о Григоре и Варлааме Калабрийском, что для них непосредственный опыт переживания Бога возможен лишь в платоническом смысле: путем причастности Его сущности (Polemis I. D. Theophanes of Nicaeä His Life and Works. Wien, 1996. (Wiener Byzantinische Studien 20). P. 10). На самом же леле причастность Божественной сущности в рамках учения Григоры характерна для всего тварного сущего, в то время как различной является мера познания, или осознания, умным сущим при-сутсгвия Бога и Его причаствуемости миру. В своей же полноте сущность Божия, согласно Григоре, не может быть постигнута, как беспредельная; см., например: Первый антирретик 1.8: 199.16–18 (Beyer). 1765 Об этом см.: Бирюков Л С. Тема причастности Богу… Сс. 141–151. Указанное различение характерно, в частности, и для учения свт. Г ригория Паламы. 1766 Это можно связать, кроме прочего, с гой философской интуицией, когда акцент на простоге Божией подразумевает возможность лишь одного модуса причастности тварного сущего к Богу (в рамках которого возможна иерархия по степени причастности для различных сущих); два модуса причастности в рамках этой интуиции предполагали бы сложность в Боге. 1767 См. в трактате «О душе и воскресении», где свг. Г ригорий Нисский активно использует дискурс, согласно которому Божестенная природа находится во всех сущих (PG 46,44А-В) и проникает их (PG 46,72D-73A), поддерживая в бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

16 Ernst Benz. The Eastern Orthodox Church: Its Thought and Life, trans. Richard and Clara Winston (Garden City, N. Y.: Doubleday, Anchor Books, 1963), p. 1. 18 Алексей Хомяков, из письма к В. Пальмеру, напечатанному в Birkbeck W. J. Russia and the English Church, p. 67, цит. по: Ware T. Orthodox Church, p. 9. Здесь приводится не перевод с английского текста, но цитата из русского по кн.: Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Москва, 1994, т. 2, с. 269. – Ред. 19 См. главу, называющуюся «The Gulf Grows Wider between Christians of East and West»//Jean Danielou and Henri Marrou, The Christian Centuries, vol. 1: The First Six Hundred Years (London: Darton, Longman & Todd, 1964), p. 329–334. 20 Ware T. Ortodox Church, p. 9. См. также: Meyendorff J. Orthodoxy and Catholicity (New York: Sheed and Ward, 1966), p. 119–140, где он обсуждает «Важность Реформации». Впервые статья появилась в «The Ecumenical Review», 16(1964), р. 164–179. 21 Alexander Schmemann. Moment of Truth for Orthodoxy//Unity in Mid-Career: An Ecumenical Critique/Ed. Keith R. Bridston and Walter D. Waginer (N. Y.: Macmillan, 1963), p. 47. 23 См.: Alexander A. Bogolepov. Which Councils Are Recognized as Ecumenical?//St. Vladimir’s Seminary Quarterly 7 (1963), p. 54–72. 24 Meyendorff J. The Orthodox Church: Its Past and Its Role in the World Today, p. 30. Для более подробного изучения этого вопроса можно обратиться к Charles J. Hefele. А History of the Councils of the Church, 5 vols. (Edinburgh: T. & T. Clark, 1894; reprinted New York: AMS Press, 1972). 25 Steven V. Roberts. 14 Orthodox Churches Prepare Council, as Halting Step to Unity//New York Times, Jan. 2, 1977, p. 12. Cp.: Meyendorff J. What Is an Ecumenical Council?//St. Vladimir’s Seminary Quarterly, 17 (1973), p. 269–273 и Stanley S. Harakas. Something Is Stirring in World Orthodoxy (Minneapolis: Light and Life Publishing Co., 1978). Харакас обсуждает темы, которые могли бы быть на повестке дня объединительного собора. 28 Ibid., р. 50–51. Пожалуй, о. А. Шмеман преувеличивает этот факт. Разумеется, Православная Церковь помнит о схизмах V и VI веков, когда «меньшие» восточные Церкви отделились от основного костяка христианства. Об этом – в книге самого о. А. Шмемана «The Historical Road of Eastern Orthodoxy», p. 118–157. «Основание «Якобитской» Церкви (названа по имени Иакова Барадея) состоялось, она функционирует и сегодня. Так копты и сирийцы учредили свою национальную Церковь , и первое, наиболее значительное разделение между Церквами, таким образом, свершилось» (с. 156–157). Несколько лет назад проходили совещания между восточными Православными (халкидонскими) Церквами и нехалкидонскими Церквами. Документы одной из этих консультаций опубликованы в The Greek Orthodox Theological Review, vol. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

45 Ср.: 1 Тим. 2:4.— Ред. 46 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 326—328.— Ред 47 Левый придел Введенского собора монастыря, освященный в 1989 году в честь преподобного Амвросия Оптинского.— Ред. 48 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 237—240.— Ред. 49 Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 497—514.— Ред. 50 Пс. 131:14.— Ред. 51 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113.— Ред. 52 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 212—216.— Ред. 53 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 230—232.— Ред. 54 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 426—432; см также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 16—17.— Ред. 55 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 224—230; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910. С. 77—82.— Ред. 56 Страшный Суд и адские мучения обычно изображаюся на западной стене храма.— Ред. 57 См.: 4 Цар. 2:11—15.— Ред. 58 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 118—120.— Ред. 59 Там же. С. 114—115.— Ред. 60 Там же. С. 118.— Ред. 61 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 242—244.— Ред. 62 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М., 1908. С. 330—338.— Ред. 63 См.: Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015; Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-С. Цит. по: http://www.pstbi.ru.— Ред. 64 Информация нуждается в уточнении, т. к. в расстрельных списках Тверской епархии в его личном деле об Оптиной пустыни не упоминается. См.: http://www.memo.ru memory tver tv-20.htm.— Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Подробнее об этом – Протоиерей Стева Димитриевич,”Паломничества», Белград 1933, стр.43,45,54,52, 45; Вл. Розов,”Святой Савва и сербы в Святой земле и на Синае», Мысль, кн.28, св. 5 и 6, стр. 337 (Розов, помимо других фактов, подчеркивает, что игумен Лавры, серб Гаврило, не имея денег, чтобы откупиться от нападок фанатичных арабских племен, покидает Лавру в 1602 году, а сербские монахи, опять же из-за долгов, передали Иерусалимскому патриарху Теофилу (1636–40), задушбину царя Милутина, монастырь Св. Архангелов. Ср. также Т. Джорджевич,”Сербские святыни в Палестине», Вестник СПЦ, 1946 г. 10,11,12, стр. 252–255. П. Сырку «Очерки из истории литературных сношений Болгар и Сербов в 14–17 вв», Санкт-Петербург 1901, стр. CCXCVIII-IX;140) 9 Общие данные и литература о Синаитах в Сербии – Вл. Розов,”Синайцы в Сербии в 14 веке», Byzantinoslavica I, Praha, 1929, стр. 16–20. Л. Павлович,”Культы лиц у сербов и македонцев»,Смедерево 1965, стр. 195–202. Д.Богданович,”История древней сербской литературы», СКЗ, 1980, стр. 202–203. В. Маркович , «православное монашество и монастыри в средневековой Сербии», С.Карловцы, 1920, стр. 126–129. В. Розов «Сербы в Палестине и на Синае», Труды 4 съезда русск. акад. орг. I 1928/9. Ср. Архим. Леонид,”Из истории югославянского монашества», Москва 1871. Второй международный симпозиум «Ученики и последователи Евтимия Тырновского, Вел. Трново, 1976. Х. Воинович,”Синаиты», Браничевский Вестник. 10 М.Дж. Миличевич «Литературная Сербия», кн. 2, стр. 787, Миличевич, согласно народному преданию упоминает следующих «семь Синаитов» – Романа из мон. Св. Романа, одного безымянного из мон. Святой Петки, Ромила из Раваницы, Григория из Горняка, одного из Витовницы, одного из Тумане и одного за Дунаем из Базъяша. Он приводит и другое предание, которое говорито том, что Св. Роман имел брата Нестора, воздвигнувшего церковь на левом берегу Моравы, посвященную Св.Нестору. И. В.Маркович приводит ту же семерку. См. «Православное монашество и монастыри», стр. 126–128. 11 Розов (цит.соч.,стр.16) с правом говорит, что изменения в душе народа, которые произошли под влиянием синаитско-святогорского движения, способствовали ослабению влияния Запада на сербскую культуру того времени, но, как утверждает Василий Маркович («Православное монашество», стр.128), не на ослабление связей с Западом. 12 Такое библейско-синаитское понимание нации существовало на Балканах вплоть до начала 19 века. С начала 19 века начинает преобладать, под влиянием Французской революции, языческое понимание нации – на место единства в вере и Христе, вводится биологическое единство нации по крови и языку. С тех пор становится главным, по словам владыки Николая, – ”кровь и язык, как и у быков главное – кровь да рев " (Ср. Вл.Николай, Собрание сочинений 5, стр. 683).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

2 Цит. по: Протодиакон Василий Марущак. Святитель-хирург. – М.: Даниловский благовестник, 2005 – С. 54–55. 5 Бабиков Исаакий, иеромонах (1879–1937), с 1923 г. монах в Даниловом, в 1931 г. рукоположен в иеромонаха, 14.04.1931 – арест, осужден как «член к/р монархической организации «ИПЦ», а/с пропаганда, помощь ссыльному духовенству» на 3 года ссылки, арестован 13.09.1937 по делу епископа Григория (Лебедева) и «фашистско-монархической организации» г. Кашина, расстрелян 17.09.1937. 6 Григорий (Лебедев) (1878–1937), епископ Шлиссельбургский. В 1921 г. был пострижен в монашество, был насельником Данилова монастыря, здесь рукоположен в иеромонаха, а позднее получил сан архимандрита. С 1923 г. – епископ Шлиссельбургский, викарий Петроградской епархии и наместник Александро-Невской Лавры. После издания Заместителем Патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) «Декларации», содержавшей далеко идущие уступки большевистской власти, осторожно поддержал митр. Иосифа (Петровых) , ставшего во главе правой оппозиции митр. Сергию. Поминал за богослужением только Патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) . В 1928 г. не принял назначение епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии, ушёл на покой. Жил в Коломне, Москве, в посёлке Жаворонки Московской области, с 1933 г. – в г. Кашине. 16 апр. 1937 г. арестован в Кашине и отправлен в Калининскую тюрьму. Был обвинен в том, что «являлся руководителем контрреволюционной группы фашистскомонархической организации в г. Кашине». Виновным себя не признал. 17 сент. 1937 г. расстрелян. В 2005 г. причислен к лику святых. 7 Питирим (Крылов), архиепископ Велико-Устюжский (1895–1937?). В 1921 г. – иеродиакон. В 1922 г. – иеромонах. В 1923 г. – игумен. В 1926 г. – архимандрит. В 1928 г. – еп. Волоколамский, в этом же году – еп. Шуйский и Управделами Св. Синода. С 1929 г. – еп. Орехово-Зуевский. С 1931 г. – еп. Дмитровский. В 1932 г. возведен в сан архиепископа с поручением ему управления Московской епархией. 13 февраля 1933 г. освобожден от должности управляющего делами Св. Синода. В 1934 г. награжден крестом на клобук. С января 1936 г. – архиепископ Велико-Устюжский. С 20 июня 1937 г. епархией не управлял. Есть данные, что как член «террористической фашистской организации церковников» расстрелян 19 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

52 Например, инструкция Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 24 авг. 1918 г. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»», еще более ужесточала требования к религиозным объединениям. Всё небогослужебное церковное имущество подлежало изъятию. Закрывались все религиозные благотворительные и просветительские общества (см.: Д.Н.Н. Красиков). Поэтому, когда возник голод в Поволжье, Церкви было сложно централизовано организовывать помощь. Однако добровольно собранных средств было больше, чем в результате изъятия церковного имущества большевиками. См. об этом: Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей/Православная энциклопедия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/293919.html (дата обращения: 14.11.2020). 54 См., напр.: Пайпс Ричард. Русская революция. Глава 7. Наступление на религию. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://yakov.works/libr_min/16_p/ay/ps_41.htm (дата обращения: 07.11.2020). О положении лишенцев см.: Докладная записка секретаря Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе И.В. Сталину по вопросу о «лишенцах». 1 марта 1930 г. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://istmat.info/node/44977 (дата обращения: 01.11.2020). 55 Фёдорова Н.А. Лишенцы 20-х годов: советское сословие отверженных//Журнал исследований социальной политики. Т.5. 4 С. 483–484. 57 См.: Мазырин А. свящ., Филиппов А. Советская власть vs Церковь . – [Электронный ресурс]: сайт. URL: обращения: 11.12.2020). 58 См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М.: Духовное просвещение, 2004. С. 584–585. 61 Цит. по: Ершов А.Л. Положение духовенства и церковнослужителей в годы второй пятилетки. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.vladkan.ru/articles/10000013k.html (дата обращения: 12.11.2020). 64 См., напр.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви (1917–1997) См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

14 Поэт Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) создал термин «кларизм» (лат. claris ясный) в августе 1909, М. А. Кузмин в статье «О прекрасной ясности» (Аполлон. 1910. Январь) именовал им новое течение в русской поэзии. 12 марта 1909 в ПРФО открылась секция по изучению вопросов истории, философии и мистики христианства. В. И. Иванов 20 декабря 1909 выступал на её заседании при обсуждении доклада Д. В. Философова «О современных религиозных течениях в католичестве». 15 «Факелы» – литературные альманахи, издаваемые в 1906–1908 прозаиком и поэтом, теоретиком мистического анархизма Георгием Ивановичем Чулковым (1879–1939). 16 Ср.: «Я был всегда и остаюсь непримиримым противником самодержавного строя» (Булгаков С. Церковь и государство//Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1. С. 54); а спустя 17 лет: «Я ничего не мог и не хотел любить, как Царское самодержавие... хотел Россию только с Царём» (Булгаков С. Тихие думы. М., 1996. С. 331–332). Черту «ушибленных марксизмом писателей, которые потом проделали любопытные эволюции кто в сторону идеализма, кто даже в чистую церковную ортодоксию», подметил П. С. Юшкевич: «Ущемление от марксизма осталось у них... Они никак не могут окончательно развязаться с отравой марксистского учения, сросшегося... с их собственной плотью» (цит. по: РФОП. С. 174). 18 Правоту определения признал и один из шалунов: «Мы все шалили. Мы шалили под солнцем и на земле, не думая, что солнце видит и земля слушает» (Розанов В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. М., 1992. С. 473). 20 Беневский Иван Аркадьевич (1880–1922) – участник ХББ, многократный посетитель и корреспондент Л. Толстого, который говорил о «его глубокой религиозности, милой доброте, особенности: придаёт значение крестному знамению» (Маковицкий Д. У Толстого. 1904–1910. М., 1979) и 25 июля 1905 отмечал: «Беневский писал... во-первых, что Иисус – Бог; второе – что рад, что я молюсь. Я ему ответил: «Если бы Иисус был Бог , то для меня разрушилось бы понятие о Боге. И что хотя я молюсь каждый день, но считаю, что это слабость " » (Толстой. 75). Считал, что «обладание землёй как собственностью несогласно с евангельским учением» (НЗ. 1912. 13/14; Жизнь для всех. 1912. 2. С. 349–351). В 1910 отказался от прав на полученное по наследству имение (пос. Дубровка, Орловская губ.), передал землю второму Немерскому сельскому обществу и организовал на ней толстовскую сельскохозяйственную общину, где работали все члены семьи Беневских; с 1915 там действовала колония для детей-сирот. В Семиреченской обл. искал свободной земли для земледельческой общины вегетарианцев (дневник путешествия: ГМТ. Ф. 4, оп. 2, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010