33. Учителем Григория Чудотворца был Ориген. 34. Василий Великий учился в Кесарии Каппадокийской, Константинополе (у Ливания) и в Афинах; его друг Григорий Богослов - в двух Кесариях (Каппадокийской и Палестинской), Александрии и Афинах; Иоанн Златоуст - в Антиохии (у того же Ливания и других); Августин - в Карфагенах; Иербним - в Риме. 35. Архим. Порфирий. Цит. соч. С.10-11. 36. У Порфирия: " не напрасно уверяют " . 37. Там же. С.11-12. 38. Св. Григорий получил свой символ веры в ночном видении от ап. Иоанна Богослова (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга третья (ноябрь). 2-е изд. М., 1905. С.449-450). 39. См. прим. XV,17. 40. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.411-412. 41. Цит. соч. Книга третья (ноябрь). 2-е изд. М., 1905. С.449-150. 42. Цит. соч. Книга седьмая (март). М., 1906. С.282. 43. Цит. соч. Книга четвертая (декабрь). М., 1903. С.232. 44. См. выше. 45. См. выше. 46. Архим. Порфирий. Цит. соч. С.12-14. 47. 2Кор.11:2. 48. Пир десяти дев или О девстве. Речь III. Фалия; гл.8//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец церкви III-ro века. Полн. собр. его творений. 2-е изд. СПб., 1905. С.52. 49. Там же. С.52-53. 50. Мф.13:24-30. 51. Все перечисленные святые были гонимы при жизни; о святых Максиме Исповеднике и Григории Паламе см. письма XIV и XII. 52. Архим. Филарет Дроздов. Разговоры между Испытующим и Уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви. СПб., 1815. С.129. 53. См. прим. XV,4. 54. Имеется в виду аналогия с принятым на IV Вселенском соборе в Халкидоне догматом о характере соединения двух природ - Божеской и человеческой - в Иисусе Христе: " неслитном " (против ереси монофизитов) и " нераздельном " (против ереси несторианства). 55. Деян.20:28. 56. В своих " Словах о священстве " св. Иоанн Златоуст детально перечисляет трудности и опасности пастырского служения (особенно в Слове III), и хотя в начале своего рассмотрения говорит, что " много есть таких священников, которые избегли этих сетей, и их гораздо более, чем уловленных " (III, 10) , но затем приходит к выводу, что " немногие переходят на подвиги священства; и из них большая часть оказываются неспособными, падают духом и испытывают неприятные и тяжелые последствия " (VI,7), и даже что " нужна душа как бы божественная, чтобы не предаться ненависти и не впасть в уныние " (V,8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

18 . Там же. С. 95. 181 . Там же. С. 79. 182 . Там же. С. 82-83. 183 . Там же. С. 90. 184 . Там же. С. 92. 185 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Цит. соч. С. 11. 186 . Любомудров А.М. Цит. соч. С. 87-88. 187 . Там же. С. 97. 188 . Литературная Россия. 13 марта 2000 г. 13. С. 2. 189 . Николаева Олеся. Цит. соч. С. 249-250. 190 . Писания Св.отцов. Т.1. С. 305-306. 191 . Новый мир. 1998. 11. С. 210-211. 192 . Цит. по: Православная беседа. 2000. 1. С. 39. 1 93 . Соловьёв В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 53-54. 194 . Личный архив О.Николаевой. 195. Назаров Михаил. Цит. соч. С. 642. 196. Там же. С. 636. 197. Добротолюбие. Т.2. С. 628. 198. Там же. С. 640.   КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ   Акимов В.М. Сто лет русской литературы: от «серебряною века» до наших дней. СПб., 1995. Акимов В.М. От Блока до Солженицына: судьбы русской литературы XX века (после 1917 года). Новый конспект-путеводитель. СПб., 1993. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991. Вахитова Т.М. Леонид Леонов: Жизнь и творчество. М.,1984. В литературном зеркале: О творчестве Владимира Максимова. Париж; Нью-Йорк, 1986. Восприятие русской литературы за рубежом. XX век. Л., 1990. Глушков Н.И. Реализм М.Шолохова. Ростов н/Д., 1997. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. СПб, 1997. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 1-2. Петрозаводск, 1994, 1998. Егорова Л.П. Чекалов П.К. История русской литературы XX века. М.-Ставрополь, 1998. Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Белова. М., 1985. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Жизнь и творчество Мандельштама. Воронеж, 1990. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. История русской литературы XX века (20-90-е годы): основные имена. М., 1998. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990. Казак Вольфганг. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. London, 1988.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

42 Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях//Там же. Т. 8. Кн. 2. С. 704. 43 Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. С. 438. 44 Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.З. С. 643. 45 Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453. 46 Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления//Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 412. 47 Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде, 14,4//Там же. Т.З. Кн.2. СПб., 1897. С. 413. 48 Святитель Григорий Богослов. Слово 5//Указ. соч. Т. 1. С. 134–135. 49 Цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. M., 1994. С. 126. 50 Блаженный Иероним. Письмо 21 Евстохии о сохранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 1. Киев, 1893. С. 111–112. 51 Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 278. 52 Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору//Творения. В 27 ч. 4.1. Киев, 1893. С. 39. 53 Исидор Пелусиот . Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы// Богословский вестник . M., 1908. Т. 1. 3. С. 523–524). 54 Сократ Схоластик . Церковная история. M., 1996. С. 247. 55 Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 20//Ученые записки Российского Православного Университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 3. M.,1998. С. 242. 56 Древний патерик. С. 324. 57 Цит. по: ЛюбакАнри де. Католичество. Милан, 1992 . С. 306. 58 Иоанн Мосх . духовный Луг. 1915. С. 151. 59 Там же. С. 157. 60 Там же. С. 59. 61 Преподобный Максим Исповедник . Творения. В 2 кн. M., 1993. Кн. 1. С. 89. 62 Письмо С. И.Смирнову от 16.07.1907. Публ. в: Протодиакон Сергий Голубцов . Стратилаты Академические. M., 1999. С. 210. 63 Святитель Григорий Великий Двоеслов . Беседа 10. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла//Избранные творения. M., 1999. С. 125–141. 64 Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа 27//Избранные творения. M., 1999. С. 251.

http://azbyka.ru/v-poiskah-zolotogo-veka

44 . Архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты Православной Церкви//БТ М., 1968. Сб. 4. С. 35. 45 Св. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1870. С. 55. 46 . Филарет, архиеп. Черниговский. Цит. соч. С. 2. 47 . Св. Григорий Богослов. Цит. по: архиеп. Василий. Символические тексты в Православной Церкви//БТ. М. 1968. Сб. 4. С. 35. 48 . Прот. Г. Флоровский. Дом Отчий//Вестник. Париж, 1982. С. 200, 203. 49 . Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство… Ответ 610. С. 387-388. 50 . Римо-католический богослов. 51 . Католики и православные. 52 . В. Лосскии. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//БТ. М., 1972. Сб. 8. С. 16. 53 . Гносеомахи — секта, отвергавшая необходимость для христиан всякого познания. Они считали, что не следует изучать Писание, т. е. Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. См.: Св. Иоанн Дамаскин. О ересях//Творения. СПб., 1913. Т. 1. С. 147. 54 . Митр. Московский Филарет. Слово в день обретения мощей святителя Алексия//Слова и речи. М., 1882, Т.4 С. 148. 55 . Свящ. А. Шаргунов. Догмат в христианской жизни//Троицкое слово. 1990. с. 14-25. 56 . Иеромон. Софроний. Старец Силуан. С.60. 57 . Св. Кирилл Иерусалимский. Оглашение к новопросвещенным. 4, 2//Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 269. 58 . Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство… Вопрос 533. С. 342. 59 . Св. Василий Великий. О Святом Духе, гл. 14, цит. по: еп. Сильвестр. Опыт Православного Догматического богословия. Т. 1. Киев, 1892. С. 32. 60 . Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. 20, § 1//Сочинения. 2-е изд. Спб., 1900. С. 331. 61 . Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 17. 62 . New Catholic Encyclopedia. New York, 1967. Vol. 4. P.940-944. 63 . В. Лосский. Предание и предания//ЖМП. 1970. С. 72. 64 . Св. Викентий Лиринский. Наставление, 1 п. 722. Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. I. С. 36-37. (Текст Наставления в сокращении опубликован в кн. проф. Н. Чельцова: Древние формы Символа веры. СПб., 1869. С. 152-184). 65 . Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 1. С. 35-36.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

16. цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54//Сочинения в 9 томах, т. 3. М., 1988, с. 278. 17. цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54//Сочинения в 9 томах, т. 3. М., 1988, с. 278. 18. Курбский А. Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина//Библиотека литературы древней Руси. Т.11. Спб., 2001, сс. 575–577. 19. Аввакум Петров . Нравоучение// Аввакум Петров . Послания и челобитные. СПб., 1995. С. 48. 20. Митрополит Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. С. 151. 21. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М., 2000. С. 76–77. 22. О богословских воззрениях протопопа Аввакума см.: Каптерев Н. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т. 2. СС. 39–42. 23. Тут есть повод признать, что есть своя правда в известной формуле Макса Вебера, согласно которой «простецы» прибегают к религии для избавления от внешних тягот, а «интеллектуалы» – для решения своих внутренних проблем. 24. Святитель Феофан Затворник . Собрание писем. Из неопубликованного. С. 159. 25. Цит. по: Успенский Ф. И. История Византийской империи. XI–XV века. М., 1997. С. 581–582. От себя историк добавляет: «Греческое крестьянство большей частью перешло в ислам» (Там же. С. 558). Замечу, речь идет о событиях XIV века – до окончательного падения Византии оставалось еще столетие. 26. Преподобный Феодор Студит . Послания. Ч. 2. М., 2003. с. 362 27. Преподобный Феодор Студит . Послания. Ч. 2. М., 2003, с. 394. 28. Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 1. М., 2003, с. 160. 29. Лосский В. Н. Догматическое богословие.//Богословские труды n.8, с.149. 30. Карсавин Л. О сомнении, науке и вере.//Логос. N.46. Брюссель-Москва. 1988. с.174. 31. Глубоковский Н. Вера и богословие. Юбилейное исповедание//Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932/Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 94.

http://azbyka.ru/v-zashhitu-ne-prostoty-...

14. Св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 4-е, о мире//Творения. Ч. 4. С. 188. 15. Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения//Творения. СПб, 1913. Т. 1. С. 351. 16. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение С. 176. 17. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С. 188. 18. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича); прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 23. 19. Прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 24. 20. Св. Василий Великий. Шестоднев//Творения. М., 1900. 4.1. С. 26. 21. Св. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию/Предисл.  С. Л. Епифановича//Творения. М., 1993. Кн. 2. 22. В. Лосский. Мистическое богословие. С. 54. 23. С. Епифанович. Преп. Цит. соч. С. 49-50. 24. Τρποσ — греч. образ, способ, вид. 25. Св. Максим Исповедник. Цит. соч. Вопр. 13. С. 47. 26. Прот. Г. Флоровский. Византийские отцы V-VIII вв. Париж, 1933. С. 205, 224. 27. Св. Григорий Богослов. Слово 43, п.5; Ср.: Ориген. О началах. Кн.2. Гл. 9, п. 6; (цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 3. С. 130). 28. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. II. С. 188. 29. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. М., 1874. Т. 2. С. 36-37. 30. Цит. по: прот. М. Помазанский. Православное догматическое богословие. Переизд. Новосибирск; Рига, 1993. С. 64. 31. Цит. по: В. Лосский. Мистическое богословие … С. 56. 32. Там же. С. 150. 33. Цит. по: Г. Флоренский, прот. Тварь и тварность. С. 3. 34. Цит. по: Еп. Указ. соч. Т. 3. 35. Цит. по: Г. Флоренский Указ. соч. С. 4. 36. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича). Гл. X. С. 132. 37. Цит. по: Л. А. Зандер.Бог и мир. Париж, 1948. Т. 1. С. 236. 38. Св. Григорий Богослов. Слово 38//Творения. Т. 3. С. 197. 39. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. шум. Геннадия (Эйкаловича). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

http://ria.ru/20181207/1547626913.html . http://credo.press/221097/ . http://novorosinform.org/738978 . См.: Грамоты Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1924. Сентябрь, 2. — С. 1. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 2: 1924 г. М., 2001. С. 157. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) — ВКП (б). С. 133-135. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Букв. — «главный поп» — так турецкая власть именовала Вселенских Патриархов. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 28. Голос Литовской православной епархии. 1936. 7-8. — С. 8. http://www.bbc.com/russian/features-45899214 . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5325678...

469 Ср. у Ю. Кондакова: «Биография Д. П. Рунича весьма характерна для представителей «просвещенного» российского дворянства начала XIX века. Ориентируясь на Европу, российскую действительность своего времени они считали «ветхой» и «отсталой». С этих же позиций оценивалась Русская Православная Церковь и клир» (Кондаков Ю.Е. Цит. соч. С. 80). 471 См. у Флоровского о митр. Платоне: у него «очень недостаточно показан всюду сакраментальный смысл церковности…» (Пути. С. 112). 473 См.: Бухарев А.М. О митрополите Филарете как двигателе развития православно-русской мысли//ПО. 1884. Т. 1. 4. С. 717–786. 474 См.: Тареев М. Митрополит Филарет как богослов: К годовщине пятидесятилетия со дня блаженной кончины Филарета митрополита Московского. Сергиев Посад. 1918. С. 54–97 475 См.: Корсунский И.Н. О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык: Юбилейный сборник. М., 1883. Т. 2. С. 215–667. 477 Тареев М. Цит. соч. С. 55, 59 и далее. Ср. у самого святителя Филарета: «Единый и достаточный источник учения веры есть откровенное слово Божие, содержащееся в Писании…» (Изложение разности между Восточною и Западною церковью в учении веры, составленное высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 2. С. 17 (Материалы). «Как нет члена веры, который бы не был открыт в Священном Писании «могущем умудрити во спасение», так его молчание о каком-либо показывает только то, что сие предание не есть член веры…» (Там же. С. 18). «Все, нужное ко спасению, излагается в Священном Писании с такою ясностью, что каждый читающий его с искренним желанием просветиться, может разуметь оное…» (Там же. С. 19). «Каждый имеет не только право, но и обязанность, по возможности, читать Священное Писание на вразумительном для него языке» (Материалы. С. 20). «Священным Писанием поверяются определения соборов, так что никакой собор не может установить член веры, который не был бы доказан из Священного Писания. Сего правила всегда держалась древняя Церковь …» (Там же. С. 21). «Священному Писанию подчиняются, и им проверяются предания; но предания о членах веры, которых бы не находилось там совсем, не должны быть принимаемы» (Там же. С. 22). Конечно, это «ранний» Филарет, и в предисловии публикаторов говорится, что святитель в позднейшие годы хотел дополнить и исправить в чем-то свое сочинение (См.: Там же. С. 15), но нас теперь как раз и интересует исходная точка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

  Михаил (Лузин) , епископ .  Толковый апостол. Соборные Послания, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным). Послания апостола Иакова, апостола Петра, апостола Иоанна Богослова, апостола Иуды. М.: Правило веры, 2009. С. 410.  См.:  Лосский В.Н.  Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 99.   Макарий Египетский , преподобный. Беседа XLIX, 4//  Макарий Египетский,  преподобный. Творения. М., 2002. С. 465. Цит. по:  Лосский В.Н.  Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С. 97.   Макарий Египетский , преподобный .  Беседа XLIV, 8//Там же. С. 447. Цит. по: Там же.  См.:  Ириней Лионский , священномученик. Против Ересей. V, предисл.//  Ириней Лионский , священномученик. Творения;  Афанасий Великий , святитель. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54//  Афанасий Великий , святитель. Творения: В 4 т. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902. С. 260;  Григорий Богослов , святитель. Стихотворения. I, I, 10 (О воплощении), 5–9//  Григорий Богослов , святитель. Творения: В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 30;  Григорий Нисский , святитель. Большое огласительное слово, XXV//  Григорий Нисский , святитель. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1862. С. 66–67;  Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 63, 1//  Симеон Новый Богослов , преподобный. Слова: В 2 т. Т. 2. М., 1890. С. 109;  Григорий Палама , святитель. Беседа 16 (О домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа)//  Григорий Палама , святитель. Беседы: В 3 т. Т. 1. Монреаль, 1965. С. 162–163. и др.  См.:  Лосский В.Н.  Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 100.  См.: Там же. С. 100.  См.:  Григорий Палама , святитель .  Главы (150)//Богословские труды. 2004. 39. С. 8.  См.:  Григорий Палама , святитель .  Феофан, 20//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). С. 66.  Там же. С. 64.   Василий Великий , святитель. Письмо (к Амфилохию, еп. Иконийскому). 234/226, 1//  Василий Великий , святитель. Творения: В 2 т. Т. 2. М., 2009. С. 816.  См.:  Лосский В.Н.  Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 328.

http://pravoslavie.ru/73371.html

Триодь ч.1]: 183 Видвъ адамъ аггла изринвша, и затворивша бжественнаг сада дврь, воздохнвъ вельм, и глагола: млтиве, помилй м падшаго. (неделя Сыропустная, 2-й икос) 184 Рыдаю, стеню и плач, съ пламеннымъ зр, входъ стрещ повелнны, всмъ престпникмъ, оувы! непристпный, аще не ты невозбраненъ спсе той сотвориши м. (неделя Сыропустная, канон утрени, песнь 9, тропарь 3) Октоих 185 Блюстители положилъ падшем (то есть Адаму), древа животнаг, но видвше т, верзошас: вилс бо птетвор разбойник въ рай. (глас 2, канон крестовоскресен, песнь 6, тропарь 1) – Потеря власти над Божиим творением. Раньше Адам нарекал имена приходивших к нему животных: И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему ( Быт.2:20 ). Теперь сын Адама с испугом произносит: и будет всяк обретаяй мя убиет мя (в синодальном переводе: всякий убьет меня) ( Быт.4:14 ). Священномученик Вавила: «Для того чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им» с. 78] (4 сентября). 186 Гадмъ и влчица бывши, гад дшетлнному как собесдовала совтника к праваго, льстиваго; твоег дш мо всестрастна! ч.1] (неделя Сыропустная, канон утрени, песнь 8, славник) Преподобный Максим Исповедник : Адам прежде грехопадения умел «войти в простейшую, лишенную любых образов сущность любого из сотворенных существ» [цит. по: 133, с. 503]. – Иначе, «в поте лица» стал человек добывать себе пропитание: В поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:19 ). Новациан: «Если обратиться, как должно, к началу вещей, окажется, что первой пищей для людей были только древесные семена и плоды. Хлеб вошел в употребление только после грехопадения, причем само расположение человеческого тела указывало на состояние совести. Ибо если невинность людей, собиравших себе пищу с деревьев, побуждала их, еще имевших чистую совесть, тянуться ввысь, то после грехопадения люди добывали себе пищу, только склоняясь к земле. Еще позднее вошло в обыкновение есть мясо, ибо благодать Божия в надлежащее время доставляла человеческим потребностям соответствующий род пищи» [«О еврейской пище 2», цит. по: 9, с. 54].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010