«Святоотеческие основания православного учения о Таинствах». Доклад митрополита Диоклийского Каллиста на Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». 13 ноября 2007 г. 12:51 Высокопреосвященный Каллист, митрополит Диоклийский ( Константинопольская Православная Церковь ), выступил на пленарном заседании богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах»  с докладом «Святоотеческие основания православного учения о Таинствах». «Святоотеческие основания православного учения о Таинствах» «Именно таинства составляют жизнь во Христе», — пишет св. Николай Кавасила. Они суть «окна в этот мрачный мир», говорит он. Каковы же основные темы святоотеческого учения об этих божественных действиях, без которых не может быть жизни во Христе? Как Отцы понимают эти «окна», посредством которых свет проникает в наше существование здесь, на земле? Рассмотрим кратко четыре основных пункта богословия таинств у Отцов: 1. Значение слова «Таинство». 2. Двойная природа Таинств, их внешняя и внутренняя сторона. 3. Вопрос о совершителе или деятеле в каждом Таинстве — то есть о Самом Христе. 4. Число таинств. Слово «Таинство». То, что латинское богословие называет словом sacramentum, в греческом богословии обозначается словом μυστηριον (церк.-слав.: таинство). Значения этих слов различны. Латинский термин sacramentum первоначально означал присягу на верность, которую приносили  римские воины, а в юридической сфере он обозначал денежный залог, сделанный спорящими сторонами. С другой стороны, содержание греческого термина mysterion гораздо богаче и смысл его глубже. Это слово тридцать раз встречается в Новом Завете, и нигде оно не обозначает литургический обряд. Кроме того, в Новом Завете «тайна» не имеет того смысла, который предполагается современным употреблением слова: неразрешенная загадка, головоломка или секрет. Наоборот, в том смысле, который предполагается Св. Писанием и богословием, тайна — это нечто открытое нашему пониманию, но никогда не открытое полностью, до конца, поскольку она уходит в бездонные глубины Божии. В Новом Завете высшей и главной тайной является Воплощение Христа. Так, в Кол. 1:26 св. апостол Павел пишет о тайне, сокрытой от веков и родов, но открывшейся ныне во Христе, Который есть упование славы. Так же и в Еф. 1:9-10, говоря о «тайне» воли Божией, Павел говорит, что она состоит не в чем ином, как в «устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (ανακεφαλαιωσασθαι). Более частный смысл этой «тайны», которая была сокрыта, а теперь возвещена через откровение, состоит в том, чтобы соединить иудеев и язычников в одном Теле Христовом (Еф. 3:3–6). Термин mysterion в широком смысле, когда он означает все дело воплощения Христа, у ранних Отцов встречается часто.

http://patriarchia.ru/db/text/321210.htm...

«Таинства составляют жизнь во Христе» Святоотеческие основания православного учения о таинствах 13 ноября, 2007. Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) «Именно таинства составляют жизнь во Христе», — пишет св. Николай Кавасила. Они суть «окна в этот мрачный мир», говорит он. Каковы же основные темы святоотеческого учения об этих божественных действиях, без которых не может быть жизни во Христе? Как Отцы понимают эти «окна», посредством которых свет проникает в наше существование здесь, на земле? Источник: Официальный сайт Синодальной Богословской комиссии Доклад на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» Москва, 13–16 ноября 2007 «Именно таинства составляют жизнь во Христе», — пишет св. Николай Кавасила. Они суть «окна в этот мрачный мир», говорит он. Каковы же основные темы святоотеческого учения об этих божественных действиях, без которых не может быть жизни во Христе? Как Отцы понимают эти «окна», посредством которых свет проникает в наше существование здесь, на земле? Рассмотрим кратко четыре основных пункта богословия таинств у Отцов: 1. Значение слова «Таинство». 2. Двойная природа Таинств, их внешняя и внутренняя сторона. 3. Вопрос о совершителе или деятеле в каждом Таинстве — то есть о Самом Христе. 4. Число таинств. Слово «Таинство». То, что латинское богословие называет словом sacramentum, в греческом богословии обозначается словом μυστηριον (церк.-слав.: таинство). Значения этих слов различны. Латинский термин sacramentum первоначально означал присягу на верность, которую приносили  римские воины, а в юридической сфере он обозначал денежный залог, сделанный спорящими сторонами. С другой стороны, содержание греческого термина mysterion гораздо богаче и смысл его глубже. Это слово тридцать раз встречается в Новом Завете, и нигде оно не обозначает литургический обряд. Кроме того, в Новом Завете «тайна» не имеет того смысла, который предполагается современным употреблением слова: неразрешенная загадка, головоломка или секрет. Наоборот, в том смысле, который предполагается Св. Писанием и богословием, тайна — это нечто открытое нашему пониманию, но никогда не открытое полностью, до конца, поскольку она уходит в бездонные глубины Божии. В Новом Завете высшей и главной тайной является Воплощение Христа. Так, в Кол 1. 26 св. апостол Павел пишет о тайне, сокрытой от веков и родов, но открывшейся ныне во Христе, Который есть упование славы. Так же и в Еф 1. 9–10, говоря о «тайне» воли Божией, Павел говорит, что она состоит не в чем ином, как в «устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (ανακεφαλαιωσασθαι). Более частный смысл этой «тайны», которая была сокрыта, а теперь возвещена через откровение, состоит в том, чтобы соединить иудеев и язычников в одном Теле Христовом (Еф. 3. 3–6). Термин mysterion в широком смысле, когда он означает все дело воплощения Христа, у ранних Отцов встречается часто.

http://pravmir.ru/tainstva-sostavlyayut-...

Разделы портала «Азбука веры» Требы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства  (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым – по желанию прихожанина. Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она – наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. Панихида служится перед кануном – особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

http://azbyka.ru/treby

259 Слав. далече от спасения моего. Принятые на Себя Христом грехи людей удаляют от Него избавление от страданий за них (Феодорит, Афан. Вел. и др. толковники; Hoberg. Die Psalmen. S. 66). Слав. словеса – греч. λγοι имеет гебраистическое (евр. ) значение дело, словеса грехопадений, т. е. греховные дела [см. также Пс. 64:4 , прим. 785 ]. 260 Т.е. это воззвание не было для меня греховно, безумно ( Пс.37:6; 68:6 ) и обвинительно, хотя и было для меня тяжело ( Мф. 26:37–46 ). Я знал, что страдаю за спасение человеческого рода (Евс. Кес., Феодорит, Анфим). Букв. взываю днем – и не слышишь, и ночью – и не в безумие мне. Уклоняемся и дополняем для ясности речи. 263 Слав. ми соответствует μοι – 21, 39, 65–67, 69, 80, 81, 99–101 и др. (до 70), Иустин, Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. 266 Слав. Твою от мене соответствует Σου π μο – 13, 21, 27, 99 и др. (до 100), Иустин, Феодорит, компл., альд., Анфим, Вульг. tuum a me; а ват., алекс., text. recept. [вместо указанных слов] – βοθειν μου – помощь мою, [син. βοθειν Σου – помощь Твою]. 267 Греч. πρσχες – слав. вонми; значением поспеши переведено в синод. Пер. и у преосв. Порфирия; глагол προσχω первое значение имеет: приближаю, привожу, потом: прихожу, приближаюсь, спешу. 270 Греч. μονογεν – т. е. душу, единственную у Богочеловека, в истории мира, и оставленную всеми (Афан. Вел.). 271 Слав. смирение мое; слову абстрактного значения придаем конкретное значение по параллели с 25 ст. и толкованиями. 273 Слав. ед. ч. убоится соответствует φοβηθτω – 13, 21, 27, 65–67 и др. (ок. 90), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим, Вульг. timeat; а ват., [син.,] алекс., text. recept. – мн. ч. φοβηθτωσαν. 275 Слав. исповемся Тебе соответствует ξομολογσομα Σοι – 21, 27, 55, 65, 66, 69, 80, 81, 99 и др. (более 80), Феодорит, Зигабен, компл., альд. и Анфим; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. 278 Слав. ядоша и поклонишася. Прош. вр. в значении буд. вр. (по 27 ст.) признается всеми толковниками и переводится буд. вр. в синод. пер. 280 Слав. возвестит – греч. ναγγελσεται; у преосв. Порфирия будет ведом; слав. переводчики как будто читали ναγγελσει, такого чт. ныне нет. 282 По святоотеческому толкованию, в 1-й пол. псалма (2–23 стт.) заключается пророчество о Крестных страданиях Иисуса Христа, а во 2-й (24–32 стт.) – о прославлении Его в основанной Им новозаветной Церкви, таинстве Евхаристии (27 ст.), обращении всех народов к Богу и прославлении Его за искупление людей. Свтт. Афанасий, Кирилл Александрийский , блл. Феодорит, Иероним, еп. Евсевий Кесарийский , Зигабен, патр. Анфим, преосвв. Ириней, Палладий, о. Вишняков и др. так понимают этот псалом. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Крещение было таинственно изображено при создании мира, когда Животворящий Дух Святой носился над водой. И сейчас Дух сходит, чтобы дать новую жизнь (О тайнах 9,59). Вода, породившая “душу живую”, теперь дает людям новое рождение, обновление (О таинствах III, 3). Потоп, поглотивший грешников и сохранивший праведника живым, также был образом крещения, в котором тонет грех (О таинствах I, 223; II, 1, 9; О тайнах 10). Ворон, который был выпущен Ноем и не вернул­ся — образ греха, который уничтожен (О тайнах 10,11). Переход через Чермное море, в котором погибли египтяне, а евреи спаслись, символизирует переход через воды Крещения. Это переход от греха к жизни, от несовершенства к благодати, от нечистоты к святости (О таинствах I, 12, 20; О тайнах 12). Столп огненный, светящий во тьме — Христос Господь, столп облачный — Дух Святой (О таинствах I, 22; О тайнах 13). Источник Мерры, у которого Моисей отнял горечь, бросив в него древо, символизирует купель крещения, в которую погружается Крест Христов через упоминание его в молитве епископом (О таинствах II, 1; О тайнах 14). Крест сообщает воде силу омывать грехи. Очищение прокаженного Неемана сириянина в водах Иордана — образ исцеления от пороков, которое происходит в крещении (О таинствах I, 9, 13–15; II, 8; О тайнах 16–18). Топор, появившийся на поверхности воды, когда пророк Елисей бросил туда топорище, призвав Имя Господа, изображает изменение христианина, который был тяжелым, как топор, и стал легким, как ветка фруктового дерева, ибо Крест Христов “облегчает немощи всех людей” (О таинствах II, 11). Образ расцветшего жезла Ааронова приводит к пониманию эффекта крещения. Человека иссушил грех. Погруженный в купель, он расцвел и начал приносить плод (О таинствах IV,2). Исцеление евангельского расслабленного в источнике Вифезде также является образом крещения. Ангел, прихода которого ожидали, это — великого совета Ангел (Ис 9:5–6; церк.-слав.), а человек, которого ждал расслабленный, это — Господь наш Иисус Христос (О таинствах II, 3–4, 6–7). Исцеление слепорожденного — тоже образ крещения. Силоам — купель, где “наставляют о Кресте Христа Господа” и где “Христос берет грехи всех” (О таинствах III, 11, 14).

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

58 προσβολ — соб. бросание на что-либо, приближение к чему-либо, нападение, атака, осада. 59 προστασα — соб. стояние впереди, во главе, начальство(вание), представительство, заступничество, представительство (у Плутарха ­­ patronatus). 60 γλαοφανς — блестящий; неологизм. 61 μακαρζω — ублажать, считать счастливым, прославлять; гл. обр. поэт., и поздн. 62 πρπει — прилично, пристойно, следует (соб. — красиво, синонимы о ι к ε — подходит, идет; δε — должно, необходимо — сильнее, чем те два понятия, χρ — нужно — в см. полезно; προσκει — прилично, следует, с указанием на отношение двух предметов). 63 ατπτης — само(оче)видец, Лк. 1 2, иначе по-греч 2 Петр 1·16 ( ππτης — наблюдатель, созерцатель). 64 ποπτεω — смотреть на что-либо или зачем, созерцать (о последней степени посвящения в элевсинских таинствах). 65 Те апостолы должны были видеть, что успение Богоматери было не обыкновенной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было Ее рождение и многие обстоятельства жизни. 66 ναβασις — восхождение, подъем (у класс — поход с берега внутрь страны, у поздн — прогресс(ия), у LXX — лестница 3 Цар 6:12 и под); о вознесении необычно оттенок активности. 67 по совершении спасения, ср «Слова» в начале стихиры. 68 μαρτυρω — свидетельствовать, быть свидетелем, подтверждать свидетельством. Так же, как апостолы имели быть прежде всего «свидетелями» Христа и Его воскресения: Деян. 1 8:22; 1 Петр. 5:1 и др. 69 μεταθεσις — перестановка, перемена; у поздн. церк. писателей — смерть (Палладий V в., Евстратий VI в.). 70 διπερ — почему именно, потому именно, потому что. 71 πε ра ιω — переправлять(ся), переезжать, переплывать; аор. стр. 72 πεγω — теснить, понуждать, гнать, преследовать, быстро двигать, торопить; поэт. — спешить; наст. общ. з. 73 как непосредственных носителей Божества (Иез. 1 и под.). 74 καθαρτης — чистота. 75 παρατθημι — класть возле кого-л., перед кем-л., предлагать, полагать что-л. у кого-л., отдавать на хранение, вверять. 76 Слав. перевод следует исправить по греч. и др.-слав.: «и с Нею всяческая исполняются радости».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

В христианской культуре принято различать, покаялся ли человек перед смертью (это и называлось христианской кончиной) или же не успел; за таких следует молиться сугубо. В «Божественной комедии», выстроенной чрезвычайно искусно, так что круги ада имеют некоторые параллели в кругах чистилища и даже рая, противопоставляются два наемника-кондотьера. Оба вели довольно-таки неправедный, мягко говоря, образ жизни и оба нашли смерть в бою, но один из них — в аду, а другой, воскликнувший в минуту смерти «Господи, помилуй» — в чистилище. Да что кондотьеры, когда пример благотворности предсмертного покаяния являет нам благоразумный разбойник (см. Лк 23:40-43). И поскольку покаяние его было полным, то попал он в рай. А в русском обиходе одной из самых страшных клятв было: «да чтоб мне умереть без покаяния!». А что теперь? А теперь чрезвычайно ценится смерть внезапная (церк.-слав. наглая) — именно за то, что дает возможность избежать покаянных мыслей. Да даже если и не внезапная... Знаю я страшный случай, когда от неизлечимой болезни умирал старый врач, и прекрасно знал, что умирает, и просил позвать священника. Дочь же его, немолодая женщина и тоже врач, отказалась звать батюшку, мотивировав это тем, что больной потеряет стимул бороться за жизнь и скорее умрет. Чего только не выдумывают люди, чтобы уклониться от лицезрения правды! А правда — это не только то, что Господь создал мир и управляет им, но и то, что всякий человек на пути к Нему должен взглянуть в лицо смерти. И сделать это мужественно. А мужество дает Бог, с Которым надлежит встретиться в последнем Таинстве на земле — с надеждой встретиться с Ним на Небе. Он не отменяет страшного перехода (дерзну предположить, что потому, что желает конечного возрастания души) — Он укрепляет человека в вере и надежде. Точно так же, как Его Самого укреплял Ангел в Гефсиманском саду (см. Лк 22:43). На заставке: Джованни Беллини. Моление о Чаше (The Agony in the Garden). Национальная лондонская галерея, 1460-5. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/neotvratimaya-tragichnost...

И как сейчас он/они передаётся/-ются мною, грешным, в руки твои/ваши просвещённым/-и сиянием благодати через духовное рождение, так и при переходе в иную жизнь да предстанет/-ут он/они Отцу Небесному непорочным/-и. И сколь чистым/-и и с душою белее снега вышел/-ли он/они сегодня из вод возрождения, таким/-и же непорочным/-и и неочернённым/-и злыми делами, выйдя из тела, да предстанет/-ут он/они нелицемерному Судье, Который воздаст каждому по делам его. И как сегодня твоими/вашими устами он/они ясно отрекся/-лись от проклятого сатаны и всех дел его и стал/-и чадом/-ами Творца всего и Бога, стяжав благодать духовным рождением, и через исповедание истинной христианской веры соделался/-ись членом/-ами Церкви Христовой, так и во все дни жизни своей да пребудет/-ут он/они в нераздельном с Церковью единстве веры и в неизменной благодати усыновления Богу. Да не вернётся/-утся он/они никогда к делам лукавого сатаны и да будет/-ут всегда противостоять ему как врагу, губящему души. Да разрушит/-ат он/они, при Господнем содействии, все его козни как воин/-ы Христов/-ы, печатью Дара Духа Святого утверждённый/-е на брань против него. И после таковых угодных Богу подвигов да воспримет/-ут он/они от Судии в награду за них великое блаженство Жизни вечной в Царстве Небесном. Если ты/вы будешь/-те усерден/-ны в наставлении новопросвещённого/-ых младенца/-ев, так что он/они будет/-ут принят/-ы Богом, то и сам/и за своё благочестие не будешь/-те лишен/-ы достойного воздаяния от Господа Бога. И за любовь твою/вашу, явленную к чаду/-ам твоему/вашим духовному/-ым, будешь/-те ты/вы возлюблен/-ы Отцом Небесным, Который есть Любовь, ибо сказано: «Бог есть Любовь». За полезные для души/душ наставления и сам/-и будешь/-те наставлен/-ы на прямой путь заповедей Господних, чтобы идти в страну Жизни вечной. Я же горячо молюсь и усердно и искренне желаю тебе/вам самому/-мим, как и Богом данному/-ым тебе/вам чаду/-ам, наследовать её после многолетней доброй жизни! Книга 4. Последования таинств Крещения и миропомазания и другие чины воцерковления //Правосланое богослужение в переводе с греч. и церк.-слав. языков Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/uveshhanie-ot-iereja-k-...

Изд.: Ежедневные поучения в слове Божием по руководству литургийных евангельских и апостольских чтений во дни воскресные, праздничные и седмичные (будние) всего года: В 3-х т. М., 1897; Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; Духовный мир: Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира: Добавление к кн. «Из области таинственного». М., 1900, 1992р; Из области таинственного: Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности: В 3-х ч. М., 1900; Праздничный отдых христианина: Собр. общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений: В 2-х ч. М., 1900; Искра Божия: Сб. рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христ. семье и школе для девочек среднего возраста. М., 1903; Практическая симфония для проповедников Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церк.-практ. истины. М., 1903, 1992р; Проповедническая энциклопедия: Спутник пастыря-проповедника. М., 1903; Полный православный энциклопедический словарь. СПб., 1913. М., 1997р. Лит.: Гулевич С. В. Ист. записка о 50-летии Московской 2-й гимназии (1835-1885). М., 1885; Живанович И. [Рец.]: Полный церковно-слав. словарь: Сост. Г. Дьяченко, свящ. М., 1899//БВ. 1900. Т. 2. Май. С. 147-157; И-н. К. [Истомин К.] Библиогр. заметка о кн. свящ. Г. Дьяченко под названием «Катихизические поучения»//ВиР. 1898. Т. 1. Ч. 1. С. 41-60; Савва (Тихомиров), архиеп. Автобиогр. записки//БВ. 1902. Т. 2. Ч. 5. С. 677-678, 690-691; Дьяченко Г. М., прот.//ПБЭ. Т. 5. С. 146-147; Дьяченко Г. М., прот.: Некролог//ПрибЦВед. 1903. 50. С. 1978-1980; Дьяченко Г. М.//ППБЭС. С. 807; Кочанжи С. Гомилетическое наследие прот. Г. Дьяченко: [Курс. раб.]/МДА. Серг. П., 1997. Ркп.; Шефова О. А. Жизнь и деятельность прот. Г. Дьяченко//Церковнославянский язык: История, исслед., преподавание: Мат-лы 1-й Междунар. науч. конф. 28-30 сент. 2004 г. М., 2005. С. 246-251. Свящ. Александр Берташ, А. А. Насеко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180769.html

НОВАЯ ЖИЗНЬ Так у нас началась новая жизнь. Мы переехали из квартиры в частный дом без удобств — хотели, чтобы наши дети росли ближе к природе. Стали воцерковляться. На первой исповеди через полтора года после Крещения моя душа наконец-то вздохнула о том, что Крещение я приняла без должной веры. А батюшка кротко так мне сказал: «На коленочки почаще надо вставать…» В первые годы было много искушений. Я тогда мало знала о Православии. Столько было намешано в голове. Например, я спорила с Павлом. C читала себя такой грамотной — прочитала Евангелие не один раз! Но это было чтение прелестное («прелесть» в церк.-слав. языке означает «обман в высшей степени»). Это когда читаешь о праведности и думаешь: вот это про меня. Чувство собственной греховности, вины перед Богом и людьми пришло намного позже. После очередного спора с Павлом мне приснился сон. Запомнился из него человек с очень добрыми глазами, чистыми, как небо, и голос: «Еще и враги не пришли, а вы уже перессорились…» И я поняла тогда больше, чем, если бы прочитала десяток книг. Поняла, что наши испытания впереди, и мы должны быть вместе, несмотря ни на что. Пусть я не понимаю, зачем Павел молится, постится, ходит в храм, но при этом он такой терпеливый, любящий, не поучает нас, не укоряет. Постепенно, преодолевая трудности и сомнения, с помощью Божьей, мы пришли под венец. О нашем венчании могу сказать словами из «Повести временных лет»: «И не вемы, на небе мы были или на земле…»   Для меня величие Таинства Венчания в том, что люди вместе стоят перед лицом Бога. Это можно сравнить с начертанием первой буквы нашей азбуки, буквой «А». Если представить себе, что с двух сторон, в основании стоят мужчина и женщина, взявшись за руки, то эти руки становятся ступенькой, которая ведёт в небо, получается лестница. Двое, становясь все ближе на пути к Богу и друг к другу, – сходятся в одной точке, в Истине — прорастают в вечную жизнь. Кстати сказать, в удивительной славянской азбуке первая буква «Аз» несёт в себе величайший смысл. Для меня было большим откровением узнать то, что «Аз» подобно нашему местоимению «Я», но, как буква, стоит на первом месте. А вот звуком «Я» славяне обозначали понятие «Их». Текст «…и побежду я», переводиться так: «и одолею их». Благодаря загадочным реформам в нашем языке из азбуки были изгнаны шесть последних букв и «я» оказалась последней. Нашему народу помогли забыть то, что славяне, принявшие христианство, говоря о себе «аз», научались благодарно осознавать свою причастность к Сущему. Наша «Аз» подобна греческой букве «альфа». Одно из значений этого греческого слова – «начало». Во многих древних языках первая буква символизировала начало всех начал. Но первая христианская азбука позволяет нам полнее понять замысел Творца.

http://pravmir.ru/razum-i-chuvstva-besed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010