Пс. 57 , [ст.4]. С самого рождения [церк.-слав.: от ложесн] отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Вот каковы люди от самого чрева матернего. Они отчуждаются от Бога, от веры и добродетели от ложесн матерних: как рано! 8 ст. Да исчезнут (грешницы), как вода протекающая. Вот суд на грешников! Они пройдут, пролетят, как текущая вода, которая уходит и скрывается в водах или в земле неизвестно куда. [Ст.] 9. Яко воск растаяв отимутся. Как тает воск от огня, так грешники исчезнут от лица Божия. Пс. 58 , [ст.17–18]. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя. Пой же это чаще с упованием, дерзновением и миром Давида: и тебе каждый день, каждое утро являет Бог милость Свою и помощь Свою. 59 Пс., ст.13. Даждь нам помощь от скорби: ибо суетно спасение человеческо. Никто из людей не в состоянии уничтожить скорбь мою: дай мне Ты, Боже, помощь от скорби моей, скорби по грехах моим. Тебе единому, а не людям согрешил [ Пс. 50:6 ] – они сами все грешны; Ты и оставь грехи мои – и радость моя исполнится. Пс. 60, 5 ст. Да живу я вечно в жилище Твоем (во храме) и покоюсь под кровом крыл Твоих. Дай Бог мне постоянно, неосужденно пребывать во храме Божием и там укрываться в день бедствий, под крылом Бога моего, а в дни счастия – весело и мирно покоиться на лоне любви Его. Пс. 61 , [ст.] 2–3. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое [церк.-слав.: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой]. От Бога и душа моя, и телесный состав мой. Кому же и повиноваться мне, как не Ему? Он Творец мой и Бог, потому Он Спас и заступник мой. Он любит дело рук Своих и не оставляет его на произвол ветров. 11 ст. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. Весь мир и всех нас Господь содержит в руке Своей; характер богоуправления есть милость Божия; но при всей милости Он справедлив в высшей степени и воздаст непременно каждому человеку по его делам. Поэтому горе тем, кои уповают на неправду, кои неправдою живут и хищением устрояют свое благоденствие, кои прилагают свое сердце к богатству. По суду правды Божией они получат свою награду здесь, а туда перейдут для мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пс. 62 , [ст. 2]. Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной [церк.-слав.: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне]. Что это за земля пустая, непроходная и безводная? Под нею можно разуметь этот мир, который, не в состоянии будучи насытить души нашей своими предметами, своими удовольствиями, возбуждает только в душе нашей сильную жажду к какому-то высочайшему, неземному удовольствию. Это – Бог сердца нашего. 5 ст. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои [церк.-слав.: благословлю Тя в животе моем и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя]. Пока я жив, я должен постоянно благословлять Господа за Его величайшие ко мне благодеяния, и во имя Его и к Нему воздевать руки свои. В этом будет состоять и блаженство мое, потому что во время собеседования с Богом душа наша как бы пропитывается благоуханием, как бы наполняется туком и мастию, и уста наша радостно хвалят Его. 7 и 8 ст. Мы должны и на постели своей вспоминать о Нем, и утром поучаться о Нем, потому что Он – помощник наш, и под кровом крыл Его мы наслаждаемся безопасностию, радуемся, как птенцы под крылом кокоши 50 . Пс. 63 , [ст.2–3]. Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев... Когда у нас есть сильные враги, тогда невольно обращаешься к Богу крепкому и праведному. 4 ст. Которые изострили язык свой, как меч. Язык иногда, точно, как меч: так и сечет и ниспровергает душу, причиняя ей страшную боль. ст. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их [рус.: языком своим они поразят самих себя]. Для человека правдивого и добросовестного язвы, наносимые ему языком недоброжелателей, как стрелы младенец – ничтожные, безвредные. Пс. 64 , [ст.3]. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет. Не знаю воздавать божеское почтение никому, кроме Тебя: Ты – Бог мой; Ты – Творец всякой твари, к Тебе придет всякая плоть. 4 ст. Нечестия наша Ты очистиши... Ты Бог и Судия мой: если я грешу – я Твой, я раб Твой; Ты и очистишь меня. Что станешь Ты со мною делать? Судить меня? Но аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? [ Пс. 129:3 ]. [Ст.] 7 и 8. Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 76 В конец, Чрез Идифума 1034 . Псалом Асафа. Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) 1035 ночью пред Ним – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял – и малодушествовал дух мой 1036 . Предваряли (ночные) стражи 1037 очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные 1038 , и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял и дух мой испытывал 1039 : «Ужели навеки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово 1040 из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем?» И сказал я: «Ныне я начал (понимать 1041 : это – изменение десницы Вышнего 1042 ». Вспомнил я о делах Господа, ибо 1043 буду вспоминать об изначальных 1044 чудесах Твоих И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святом путь Твой 1045 . Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном) 1046 : молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои, и стези Твои в глубоких водах, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона 1047 . 1036 Когда «беседовал сам с собою», вне веры и упования на Бога, тогда приходил в смущение (Феодорит). 1039 Греч. σκαλ(λ)ον [ват. после испр., син.] – букв. [я] копал, рыл, т. е. тщательно разузнавал; [ват. до испр., Ральфс σκαλ(λ)εν, подлежащее дух]. 1040 Утешения и вразумления через пророков. Слав. сконча глагол при бл. Иерониме (Ad Sun. et Fret.) не было соответствия в спп. LXX. По изысканиям Гольмеза, чт. συνετλεσε (или τλεσε) μα находится в минуск., у Феодорита, Зигабена, в компл., альд., греч. церк. Псалт., у Анфима, Фильда и Николаида; а в ват., [син.] и text. recept. – нет. Вообще, греч. церковный текст принял это чт. и не последовал критике бл. Иеронима. 1041 Так поясняют свт. Афанасий и бл. Феодорит, а у преосв. Порфирия и на поле в учебной слав. Псалтири дополнено: разумети. 1046 Греч. ν τ τροχ – слав. в колеси, синод. пер. в круге небесном, в учебной слав. Псалтири на поле в крузе небеснем. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) 1084 межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы. Но 1085 они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили. И отвращались и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог, и (гневно) воззрел 1086 , и уничижил сильно Израиля, И отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей, И отдал в плен крепость их и красу их – в руки врагов 1087 . И предал 1088 мечу народ Свой и достояние Свое презрел. Юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были, Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы 1089 . Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина 1090 . И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. И отверг селение Иосифа, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил. И построил, как (жилище) единорога 1091 , святилище Свое, на земле основал его 1092 на век. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От 1093 доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое. И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно 1094 руками своими путеводил их 1095 . 1052 Греч. οκ πιστθη μετ το Θεο – слав. не увери с Богом – букв., но неясно. У преосв. Порфирия не удостоверял Богом (духа своего) – тоже не лучше. «Не приобрели твердой веры в Бога и противились Его уставам» (ср. 22 и 37 стт.) (Афан. Вел. и Феодорит). 1055 Слав. представи соответствует παρστησε – букв. поставил сбоку, приставил к ним – минуск. (более 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] text. recept., Фильд и Тишендорф – στησεν. 1056 Не дал им разливаться и затоплять путь евреев, как бы собрав их в мех и поставив вокруг евреев. Так понимают свт. Афанасий, бл. Феодорит, патр. Анфим, Гоберг, Вульгата ([quasi] in utre [др. чтт. quasi in utrem или quasi utrem]), преосв. Порфирий, в слав. неясно: яко мех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

помянники – поминальные «грамотки» или диптихи с именами живих и усопших. (По Златоусту: «Когда Царь перед тобой, тогда и проси»). 175 Слав. «присещать», от др. греч. «πισκοπω», означает покрывать, наблюдать, заботиться, охранять, осенять, осиять, надзирать, посещать милостью, давать укрытие, лелеять. 176 Здесь читались диптихи епископов, учение которых было правилом истинной веры, а также пресвитеров, диаконов, а также чтецов, иподиаконов, диаконис как низших членов клира. 178 Т.е. в условиях полноты свободного исповедования православной веры и совершения богослужения, предписаний и обрядов христианской религии.  Благочестие=православие.  179 Церк. слав. «в чистоте» в данном контексте означает жить в благонравии, нелицемерно, не кривя душой из опасения дискриминации или гонений. 180 О значении этих литургических выражений можно почитать: а) статью А. Раэса «Ta panta kai dia panta»; б) статью Р.Тафта схожего наименования; в) книгу Р. Тафта «Диптихи»; г) две книги Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; д) статью д. Михаила Асмуса «О всех и за вся». В данном контексте «и всех и вся» – полнота собрания евхаристической общины – братьях и сестрах во Христе. 182 Вероятно те, кто приносит в храм хлеб и вино для Евхаристии, и дары для братской трапезы после Литургии. Ср. Втор.26:2 : «…возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его»). 184 «И со духом твоим» – народ Божий, как поставленный на общее священство, желает душе предстоятеля такие же дары благодати Божией. Ср. 1Петр.2:9 : «… вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». 186 Букв. «Вкладываем в Твои руки жизнь нашу». В античные века раб вкладывал свои ладони в руки господина, выражая свою покорность. Отсюда характерное молитвенное сложение рук у латинян. 187 Слав. «мили ся деем» означает ничтожность свою сознавая, будучи недееспособными, умаляя себя, простираясь долу, повергаясь ниц. Молитвы, в которых присутствовала фраза «мили ся деем» всегда выслушивались общиной коленопреклонно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 16 Молитва Давида 185 . Услышь, Господи, правду мою 186 , внемли молению моему, выслушай молитву мою ни из 187 льстивых уст. От лица Твоего суд мне да изыдет, очи мои да видят правоту. Ты испытал сердце мои, посетил ночью, испытал (огнем) 188 меня, и не нашлось во мне неправды. Чтобы уста мои ни говорили о делах человеческих, я хранил жестокие пути, по словам уст Твоих 189 . Утверди стопы мои на стезях Твоих, чтобы ни поколебались ноги мои. Я воззвал, ибо Ты, Боже, слушал меня, приклони ухо Твои ко мне и услышь слова мои. Яви дивно милости Твои, спасая надеющихся на Тебя от противников десницы Твоей. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыльев Твоих укрой меня. От нечестивых, обижающих меня: враги мои стеснили душу мою. Они заключились 190 в туке своем: уста их говорили высокомерное. Гонители мои ныне окружили меня, глаза свои устремили, чтобы ринуть на землю: Подстерегли меня, подобно льву, бросающемуся на добычу, и подобно львенку, живущему в тайных местах. Восстань, Господи, предупреди их и запни их: удали душу мою от нечестивого, оружие Твое От врагов руки Твоей 191 , Господи! От малых на 192 земли отдели их 193 при жизни их: хотя 194 сокровищами Твоими наполнилось сердце их, из хранилищ Твоих пресыщены они сыновьями и оставили остаток потомкам своим. Но я в правде 195 явлюсь пред лице Твое, насыщусь 196 , когда явится мне слава Твоя. 185 Слав. дат. пад. Давиду соответствует τ Δανδ – 65, 80–81, 99–101, 106, 140 и др. (до 70), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., алекс., text. recept. –род. пад. το Δανδ. 188 Греч. πρωσας – пережег, расплавил (Порфирий). Слав. искусил соответствует в Вульг. examinasti (хотя есть per ignem, опущенное в слав.), в греч. и евр. нет соответствия. 196 Т.е. получу полное удовлетворение всех своих желаний, более мне и желать нечего будет (как сытому не хочется есть). Пусть нечестивцы насыщаются потомством и богатством, я не завидую им, мне всего дороже насыщение лицезрением Божии ( Пс. 4:8–9 , [прим.79]. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 32 Псалом Давида, не надписанный у евреев 383 . Радуйтесь, праведные, о Господе, правым приличествует хвала 384 : Славьте Господа на гуслях, на десятострунной псалтири пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, добре пойте Ему 385 с восклицанием! Ибо право слово Господне и все дела Его верны 386 . Любит милость и суд Господь, милостию Господа полна земля. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его – вся сила 387 их. Он собирает 388 , как мех 389 , воды морские, заключает бездны в сокровищницы 390 . Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во Вселенной! Ибо Он сказал – и было, повелел – и создалось. Господь разрушает советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного 391 жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо 392 сердца их и вникает во все дела их. Не спасается царь великою силою 393 , и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: великою силою своею он не спасется 394 . Вот, очи Господа над боящимися Его, уповающими на милость Его: Дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода. Душа же наша уповает 395 на Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя. 383 Т. е. в евр. Библии не имеет надписания. Слав. не надписан у еврей соответствует νεπγραος παρ βραοις – 21, 27, 65, 80, 81, 100 и др. (до 80), Зигабен, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфима; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. Это выражение встречается в слав. и нашем переводах в надписании псалмов 42, 70, 90, 94–96. Повторять своего замечания в след. псалмах не будем. 385 Слав. Ему соответствует Αυτ – 21, 65–67, 80 и др. (до 80), Кир. Алекс., Феодорит, компл., альд. и Анфим; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. 389 Греч. σκν – разумеется употребительный на востоке мех для наполнения жидкостями: водою, вином, и т. п. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 113 Аллилуия. По исходе 1490 Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областию Его. Море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять. Горы прыгали, как овны, и холмы – как ягнята у овец. Что с тобою, море, что ты побежало? И что с тобою, Иордан, что ты возвратился вспять? (Что с вами) горы, что вы запрыгали, как овны, и холмы – как ягнята у овец? От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева, Обратившего камень в озеро воды и несекомый 1491 – в источники вод. Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей 1492 Пусть никогда не говорят язычники: «Где Бог их?» Бог же наш на небе и на земле 1493 : все, что захотел, сотворил. Идолы язычников – серебро и золото, дела рук человеческих: Уста имеют, но не проговорят, глаза имеют, но не увидят; Уши имеют, но не услышат; ноздри имеют, но не обоняют; Руки имеют, но не осяжут; ноги имеют, но не пойдут; не издадут голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев уповал на Господа; Он – помощник и защитник для них. Дом Ааронов уповал на Господа; Он – помощник и защитник для них. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник для них. Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, Благословил боящихся Господа, малых и великих 1494 . Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим! Благословенны вы Господом 1495 , сотворившим небо и землю. Превысшее небо 1496 – Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, ни все нисходящие во ад, Но мы, живые, будем благословлять Господа отныне и до века. 1491 Греч. κροτομον – крутой, утесистый, отвесный, букв. с края отрезанный, «по твердости не допускающий сечения» (Феодорит). С евр. гранит. 1493 [В син. после испр., алекс., туриц. и слав. пер. после слов на небе опущено вверху, на небесах, в др. есть (с разночтт.).] У некоторых отцов Церкви не было чт. и на земле (κα ν τ γ) – у блл. Феодорита, Иеронима, свт. Иоанна Златоуста , преосв. Иринея, в син. [π τς γης], евр. т. и Вульг.; но у Гольмеза, в греч. церк. Псалт., у Анфима, Фильда, Тишендорфа, в Итале и слав. пер. – есть. 1494 «Юных с престарелыми, изобилующих богатством и живущих в нищете, отличенных свободою и влачащих иго рабства» (Феодорит). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

126 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 127 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог…» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и… утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 131 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство…» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «…да приидет Царствие Твое…» и Мф.3:2 :«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 133 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 136 Об ангелах см. Ис.6:3 : «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; Откр.4:8 : «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». 137 Церк. слав. «вопиюще» – гласяще, т.е., оглушительно гомоня, стараясь перекричать друг друга (отсюда слово «глашатай»). Все глаголы («поют, вопиют, глаголют…») передают состояние устремлённости безплотных ангельских сил к Богу, их непреодолимое желание исполнить Его святую волю. В рус. яз. есть народное выражение: «Поднять несусветный глас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1409 Феофан Затворник на 1Кор.5:10. 1410 Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин.9:5). 1411 Феофан Затворник на 2Кор.5(вкл. цитату из Златоуста). 1412 Апок.21:5 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1413 Апостол Павел пишет в Колоссы о Христе, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»: 1414 В Молитвах о оглашенных. 1415 В последовании среды первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами. 1416 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 13, 1. Т. 1. С. 443. 1417 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 463—464. 1418 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 464. 1419 Феофилакт Болгарский на Лк.12:4—7. 1420 Сараффия (церк.-слав. Сарафϑия) — Сарептская вдовица, жительница Сарепты Сидонской, города, который по-еврейски назывался Царфата, в переводе семидесяти толковников — Σαρεπτα, в Вульгате — Sarephta, у Иосифа Флавия — Σαρεφϑα (по современным правилам транслитерации греческая буква φ [фи] передается в латинице как ph , в кириллице как п ; буква ϑ [фита] — соответственно, как th и ф ; в славянской транслитерации греческого текста для φ употреблялся ф [ферт], а ϑ оставалась фитой — ϑ , которая в произношении давала звук [ ф ]; новейшие издания церковнославянского текста следуют за переводом LXX и используют транслитерацию «Сарепта»; преподобный же Андрей, а за ним — и славянский переводчик Великого канона идут вослед Флавия, как и древнейшие отечественные печатные издания: в Острожской Библии Ивана Федорова, отпечатанной в 1581 г. на основе рукописи Геннадиевной Библии, а также в Библии издания Московского печатного двора 1663 г. написано «Сареϑта»), Как сообщают комментаторы «Новой толковой Библии» (на 3Цар.17:8—9), этот старый финикийский город находился между Тиром и Сидоном, примерно в 15 километрах от последнего; «теперь — деревня Сарафанд» (из этого топонима, кстати, становится понятным появление второй буквы «а» в слове «Сар a фϑия»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010