52. Вновь внимание переключается на Евангелие от Матфея с его рассказом о событиях Рождества Христова.  53. Продолжается рассказ о волхвах, именуемых отроками (т. е. служителями) халдейскими (из Халдеи, т. е. Вавилона) и о том, как они увидели на руках (руку — в церк. — слав. яз. двойств, число) Девы Того, Кто создал Своими руками человеков (игра слова «руки»). Признав в Нем Владыку, хотя и принявшего образ (зрак) раба (ср. Флп.2:7), они поспешили (потщашася) послужить Ему дарами и воспеть к Благословенной (т. е. Деве): Радуйся… 54. Звездою именуется Христос. Поэт развивает образ евангельской звезды, которую увидели волхвы и которая привела их ко Христу (см. также Чис.24:17). 55. Парный хайретизм также имеет в виду «астрономическую» тему: таинственный (ударение на первом слоге, от слова «таинство») день есть день Царствия Божия, наступающий и невечереющий с пришествием Христовым (ср.Рим.13:12). В этом и состоит великая и главная спасительная тайна, переживаемая в Церкви во всех ее таинствах. Заря этого дня и есть Дева Мария, родившая Христа. 56. Прелесть — по–церковнославянски, как и в переводе с греческого, означает обман, прельщение. Печь (пещь) прелести — усиливающий образ: постоянная ситуация обмана, прельщений и соблазнов, которыми, как в печи, диавол «опаляет» человека в мире сем со времен грехопадения, когда человек был прельщен и обманут впервые (см. Быт.3). Богородица, родившая в мир сей Христа, тем самым угасила эту печь диавольских прельщений. 57. О «таинниках» — см. прим. 16. Во Христе, как в воплотившемся Слове, Которое было Богом (Ин.1:1, 14), нам приоткрывается величайшая божественная тайна — тайна Бога, Единого в Троице. Таинники Троицы — те, кому открыта эта тайна и кто в нее уверовал, т. е. верные члены христианской Церкви. Откровение этой тайны есть их просвещение. Через Богородицу происходит Боговоплощение, а значит и Троичное откровение, просвещающее таинников Троицы. 58. Бесчеловечным мучителем назван диавол; он захватил власть над сотворенным Богом миром и начальствует в нем, он — князь мира сего. С пришествием Христовым его незаконное начальствование упраздняется, изметается (ср. Ин.12:31).

http://predanie.ru/book/216891-akafist-p...

Вследствие этого и память Св. Климента у христианских славян сделалась народною; для русских — впоследствии — это подтвердилось еще известным событием при равноапостольном Владимире, который после крещения своего в Херсонесе взял оттуда мощи Св. Климента и ученика его Фива и положил в Киеве в Десятинной церкви Св. Богородицы» ( Мочульский В.Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887, с. 123—124). 137 Дедикация(лат. dedicatio) — посвящение. 138 Петр Александрийский(ум. 311) — святой, епископ александрийский. 139 В источнике: «...На собор-церковь она Богу молилася...». 140 «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением по бивали посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под .криле, и не восхотесте» (Мф. 23, 39 — церк.-слав.). 141 Согласно учению Церкви, «в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа из мертвых Дух Святый сошел на апостолов в виде огненных языков, и с тех пор он непрерывно пребывает в Церкви, установленной воплотившимся Сыном Божиим по благоволению Бога Отца, и совершает освящение верующих» ( Городцев П.Очерки христианского православного вероучения с кратким разбором разностей римско-католического, лютеранского и реформатского вероисповеданий. СПб., 1913, с. 56). См. подробнее: Успенский Н.Д.Спасающие и освящающие действия Божий через Святого Духа в богослужении и таинствах//Богословские труды. М., 1970, сб. 5 с. 196—204. 142 Дpacmuчeckuй(фpahц.d’rasmique) — сильно действующий, резкий. 143 В церковном обиходе воздух — плат, или покровец, для сосудов с причастием. Когда при совершении литургии священник поет Символ веры, он возносит и опускает в алтаре воздух «над Святыми Дарами — в знак веяния Духа Святого» (Всенощное бдение. Литургия. М., 1982, с. 84). 144 Представление о том, что с почитанием Матери сырой земли «вязана самая сердцевина народной религиозности», восходит к русской религиозной философии начала XX в. Д.С. Мережковский оценил слова героини Достоевского: «...Богородица — великая мать сыра земля есть...» ( Достоевский Ф.М.Бесы//Полн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

(см.: Красносельцев Н. Ф. К истории православного богослужения: По поводу нек-рых церк. служб и обрядов, ныне не употребляющихся: Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1889. С. 80-103). Практика совершения общего Е. только в Великий четверг (или вечером в Великую среду) сохранилась и в зарубежных приходах рус. традиции, а также в нек-рых храмах в России (напр., в Покровском храме МДА), однако в кон. XX в. в России, на Украине и в Белоруссии широко распространился новый обычай совершения общего Е. не только на Страстной седмице, но и на др. седмицах Великого поста (в нек-рых приходах - даже и в др. многодневные посты), причем общее Е. стало совершаться не с одним, а с 7 помазаниями. Богословская интерпретация общего Е. не вполне ясна - так, если рус. дореволюционные авторы (напр., прот. Михаил Архангельский) отличали общее Е. от собственно Е. над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в совр. восприятии общее Е. обычно понимается как таинство. Е. над умершими К чину Е. примыкает последование Е. над умершими, известное по ряду греч. и слав. рукописей XV-XVI вв. (см. о нем: Венедикт (Алентов). 1917. С. 283-300; Τζρπος. 2000). Структура этого последования - та же, что и у обычного Е., но в содержательном плане последование существенно переработано; апостольские и евангельские чтения, а также молитвы чина заменены заупокойными. Канонический статус этого чина оставался спорным. Так, свт. Симеон Фессалоникийский одобрял совершение этого последования (см.: PG. 155. Col. 520), но указывал, что «этот елей не тот», который используется при помазании болящих, так что Е. над умершими нельзя назвать таинством. Однако в XVII в. совершение этого чина подверглось категорическому запрету (164-е прав. Номоканона при Большом Требнике), поэтому чин перестал печататься в изданиях богослужебных книг и полностью вышел из употребления. Нек-рую параллель Е. над умершими составляет обряд возлияния елея на тело умершего, к-рый предписывается совершать, согласно совр.

http://pravenc.ru/text/189773.html

Не надо помышлять ни о чем земном в такое время, а я делаюсь весь земля, весь – пристрастие, тьма. 30 ноября. Святого апостола Андрея Первозванного. У Господа милость, и многое у Него избавление [ Пс.129:6 ] всем, в покаянии нелицемерном прибегающим к Нему и с несомненною верою и упованием; и мне сегодня за утреней ниспослано от Господа многое избавление, великое и скорое. Я был связан мрежами вражиими еще вчера по причине моего чревоугодия, нарушения поста, пресыщения, а сегодня поутру к этим грехам я присоединил еще грех – жестокосердие к нищим и озлобление на них (особенно на одного молодого [...] стоящего у дверей церковных), хотя и подал им на потребу; и за это жестокосердие и озлобление, за свое плотоугодие и сребролюбие я впал в смерть душевную, в скорбь, тесноту, срамоту, малодушие, исчезновение (исчезает дух мой). Но вот в сердечном покаянии, с верою и надеждою великою, дерзновенною, несомненною припал я несколько раз к престолу милосердия и суда, как к Самому Господу (ибо Он действительно невидимо восседит на престоле святом Своем, как испытал я многократно), и вдруг расторглись узы смертные, в душе водворилась тишина, мир, спокойствие, свобода, дерзновение, сила, достоинство, умиление, священная некоторая важность, и я спокойно и с достоинством занимал в богослужении место настоятеля – молитвы читал тепло, спокойно, громко, без пропусков (только пропустил слово и освящаяй на благословении хлебов); канон Божией Матери и святому апостолу Андрею Первозванному читал с великим дерзновением и ревностию; дьячка, спешившего по понуждению священника Клепачевского и диакона Полетаева, остановил от борзости в пении и начинании пения. Живая вода в сердце. Слава многомилостивому Господу, благоуветливому и благопромыслительному! Благодатию Его я сегодня воскрес из мертвых, истинно воскрес! 168 Руб (церк.-слав.) – тряпка, лохмотья. См.: молитва 5-я из последования Таинства Елеосвящения. Читать далее Источник: Дневник/Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви)./Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

870 Ист. христ. в России, Макария, с. 342, 343; Monum Polon. hist, I, 224–25; Рус. Беседа 1856, I 876 Татищев, III, 344, 345 Карамз., III, 85, прим. 149. Ut filiam reducat ad matrem et membrum ad caput 880 Ист. русск. церк., Макария, III, 242, 243. Hist. Rus. Monum., I, 33. В том же собрании о др. погранич. областях и об отношениях к Руси 884 Ibid., 105, 113, 116, 119, 120, 122, 123. Напомним крестовый поход кор. Магнуса шведского против Новгорода в 1348 г. (Новгор. лет.) 885 Карамзин, V, 161. В одной летописи говорится (П. С. Р. лет., II, 355), что он был присужден в России к сожжению 889 Там же, стр. 41 и 42; Олеарий, О состоян. России в XVII в., кн. III, гл. 31. Mayerberg Relation d " un voyge en Moscovie, Paris, 1858, II, 11 890 Временник Моск. Общ. ист., V, отд. 2, 1–18. Греч. полемич. сочин. по списку XIV в. (Павлов, 301–318) 892 Ист. церк. Макария, II, 140, пр. 273; Попов, 81–91; Павлов, 234–244, 377–384; Ист. церк. Макария, II, прим. 52 893 Учен. зап. Акад. Н., II, отд. I, отд. III, 1–20 и Пам. рос. слов. XII в. 205; Попов (91–99); Павлов (355–372) – греч. и слав. тексты (Попов, 63–81), с замеч. о редакциях 894 Памятн. рос. слов. XII в. 153; Ист. церк. Макария, II, пр. 277, 281; Попов, 101–118; Павлов (248–251) и др. Статьи иером. Августина (Тр. Киев. ак.), под заглавием: Полемич. сочин. против латинян в XI-XII вв. в связи с общим историч. изыскан. относительно разности между восточной и западной церквами (1867, 6 и 9) и Спор греков с латинянами об опресноках и о квасн. хлебе в таинстве евхар. (1870, 12) 895 Попов (118–296); Павлов (251–271). В сборниках Кирилло-Белозер. мон. много статей против латин (Летопис. занят. Арх. Ком., III, 50–51) 896 Попов (296–376); Павлов (272). Опис. рукоп. Рум. муз., стр. 293, 307, 311; Опис. рук. Синод. библ., II, 471–485 897 Попов (296–340); Павлов (ibid). Политика, однако не сообразовалась с этим требованием: на 29 брачных союзов русск. князей с иноземными приходится 8 на браки с иноземками, а 21 на браки рус. княжен с иностранцами (А.Синайский, Отношен. древн. русск. ц. и общества к латинск. Западу, X-XV в., Спб. 1899, с. 128–180)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Вопрос: Что такое говение? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Слово говеть образовано от церк.-слав. говейный – достойный уважения; отсюда понятие – благоговение. Говение – благочестивый обычай православных христиан. В одну из седмиц четырех продолжительных постов верующие приготовляют себя к таинству причащения постом и воздержанием от развлечений, посещением всех богослужений в продолжение по крайней мере одной недели и выполнением домашних молитв по указанию Молитвослова. 26 февраля 2008 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7058.html

Вспомните, когда нам трудно — у нас первое не молитва. А надо, прежде всего, начинать молиться. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 1 Пс 145:3 (церк.слав.) Всегда думаю о том, что когда Господь въезжал в Иерусалим, люди не понимали, что Он в это время чувствует. Они все веселились, радовались, приветствовали Его, а Он — плакал. Но они не могли разглядеть, что Он плачет! Им было не до того: у них было веселье и они не могли слышать, что Он говорит. Наверное, Он не кричал им… Кричали они. Вот так и получается, что мы кричим свое, каждый — свое. А что говорит нам Бог, мы не слышим и не хотим слышать. Не хотим. Даже когда мы на молитве или в храме: «Вот мы пред Ним стоим открытые…», — говорил еще Антоний Великий. Человек не дает Богу вставить Свое слово, все время у него в голове там что–то тарахтит, какие–то мысли, переживания. Так и получается, что мы Ему не даем ничего сказать. Когда Господь вошел в Иерусалим, в Храм, Он сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников»2. Это тоже про нашу плоть. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 2 Ср. Мф 21:13 Апостол Павел говорит, что тело человека — это храм Духа Святого3. Мы же сделали его вертепом разбойника. Вместо того чтобы одухотворить, мы населяем его завистью, ненавистью, низкими чувствами, ползучими, ничтожными чувствами: злопамятством, претензиями. Когда человек рождается, он не понимает, что никто ему ничего не должен. Он себе сосет мать и думает, что так будет до конца его дней. Потом положение быстро меняется. Но ему все время хочется притязать на что–то, и каждый раз он получает удары за это, потому что в жизни не так все просто. Значит, мы должны изгнать из себя такого рода притязание. А копните немного глубже, и вы увидите, что у нас претензии ко всему миру, родным, близким, сослуживцам. Как будто все нам должны, а мы, как непризнанные таинственные гении, идем непонятые и одинокие по жизни. Но это не так. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 3 Ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Псалом 5 О наследствующей 82 . Псалом Давида Господи! Словам моим внемли, уразумей воззвание мое. Внемли голосу моления моего, Царю мой и Боже мой, ибо Тебе помолюсь, Господи. Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня 83 Ибо Ты Бог , Коему неугодно беззаконие, не водворится у Тебя лукавый. И не пребудут беззаконники пред очами Твоими, Ты возненавидел всех совершающих беззаконие. Погубишь всех говорящих ложь, кровожадного 84 и льстивого гнушается Господь. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе пред Тобою. Господи! Руководи меня правдою Твоею, ради врагов моих исправь путь мой пред Тобою 85 . Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гортань их – открытый гроб 86 , языком своим они льстили 87 . Суди их, Боже! Да отстанут от замыслов своих; за множество нечестия 88 их низринь их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все, уповающие на Тебя, во век возрадуются, и вселишься в них 89 , и похвалятся Тобою 90 любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь праведника, Господи: благоволением, как оружием, оградил 91 Ты нас. 82 Слав. о наследствующем (м.р.) нет нигде точного соответствия, всюду πρ τς κληρονομοσης, pro ea quae haereditabitur… И отеческие толкования приспособлены к греч. т.: «О Церкви, имеющей наследовать ветхозаветные обетования» (Зигабен), или «о благочестивой душе» (Афан. Вел., Феодорит, Григ. Нис.). Поэтому уклоняемся (в роде) от слав. пер. 83 Слав. узриши мя соответствует πψ με – син. [после испр.], алекс., верон., 106, 154, 156, 200, Феодорит, греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] Афон. Вел., Злат., text. recept., Фильд πψομαι – буду взирать, Вульг. videbo. 85 Сделай угодною Тебе жизнь мою. Во мн. греч. спп. читается δν Σου νπιν μου – путь Твой предо мною – син., алекс. char, min., 27, 115, 140, Фильд, евр. т. и Порфирий; но в ват., у Злат., Феодорита, в text. recept., греч. церк. Псалт., у Анфима δν μου νπιν Σου – слав. путь мой пред Тобою. 90 В греч. и лат. добавлено все – πντες, omnes; а в 162, 222, 286, греч. церк. Псалт., у Анфима, в евр. т. и слав. – нет. 91 Греч. στεφνωσας– слав. венчал, но глагол στεφανω значит ограждаю стенами, башнями и т. п. (Schleusner. Thesaurus. Vol. 5. P. 105). Так и преосв. Порфирий перевел, и понимают свтт. Иоанн Златоуст , Афанасий, бл. Феодорит. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

7 и 8 ст. Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него [церк.-слав.: Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек; не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея]. От суда Божия никто не защитит нас: ни брат, ни отец, ни вообще никакой человек. Потому что они даже за себя не могут дать Богу выкупа, цены избавления души своей, не только за других. 11 ст. Невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами [церк.-слав.: безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях]. Действительно, безумны богачи, богатеющие не в Бога, а в себя, в плоть свою, потому что целую жизнь собирают они богатство свое для того, чтобы по смерти оставить его, против своей воли, часто – чужим людям. Жилища их – как гробы во все время их жизни. Со своею страстию они постепенно тлеют в них и зловонием алчности и скупости заражают ту сферу общества, в которой они живут и действуют. Гробы обыкновенно тесны, и богачи утесняются, по апостолу, во утробах своих. Но как неисследимы судьбы Божии: селения таких людей бывают часто долговечны и по их имени называются селения и земли! Значит, окончательное воздаяние по заслугам каждого будет в другом свете, или на другой земле, земле живых. 17 ст. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою [церк.-слав.: Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Яко душа его в животе его благословится]. Ты кланяешься, раболепствуешь пред богачом. Что это значит? Для чего это? Ты ожидаешь от него себе покровительства, пособия? Так; но если он гордый, бесчувственный богач, оставь его, пусть его серебро будет с ним на погибель его! Разве только он один, как какое божество, богат всем, хотя не богат одною милостию. Обратись к Богу, или к честным трудам, или к тому и другому вместе, или же к добрым и милосердным богачам. Беда, если человек богатый не богат одною милостию. Он сам это увидит на одре болезни своей, особенно же на одре смерти: личина спадет тогда с его богатства, и он увидит его так, как оно есть само в себе – грудою бездушного, ни к чему уже теперь не годного для него металла. Только в животе его душа его не знала, как ублажить себя; но вот настал страшный час смерти: и он не возмет вся, ниже снидет с ним слава его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но восстал Финеес и умилостивил (Его), и прекратилась язва. И (это) вменено ему в праведность, в род и род до века 1409 . И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из-за них: Ибо огорчили они дух его, и он погрешил 1410 устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь. И смешались с язычниками и научились делам их. И служили истуканам их, и было им (это) 1411 в соблазн: И приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам 1412 . И проливали кровь невинную, кровь сыновей своих в дочерей своих, которых они приносили в жертву истуканам Ханаанским, и убита 1413 была земля их 1414 кровию 1415 И осквернена была делами их. И блудодействовали они поступками своими. И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим. И предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их. И теснили их враги их, и смирились они под руками их. Много раз Он избавлял их, они же огорчали Его упорством 1416 своим и были унижаемы за беззакония свои. И видел Господь, когда они скорбели, и слышал моление их, И вспомнил завет Свой, и раскаялся по множеству милости Своей. И преклонял к ним милость 1417 всех пленивших их. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из среды народов, исповедаться имени Твоему святому, хвалиться славою Твоею 1418 . Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет 1419 . 1397 Слав. мн. ч. ненавидящих соответствует μισοντων – ват., [син. до испр.,] text. recept., Вульг. odientium; а син. [после испр.], алекс., 13, 21, 43, 66 и др. (до 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим – ед. ч. μισοντος. 1398 Слав. мн. ч. врагов соответствует χθρν – син. [после испр.], 65, 69, 81, 106 и др. (до 80), компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. inimicorum; а ват., [син. до испр.,] алекс., Феодорит – ед. ч. χθρο соответствует масор. т.]. 1399 Слав. ед. ч. словеси соответствует τ λγ [ср. 24 ст.] – син. [после испр.], 13, 21, 43, 55 и др. (до 120), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] алекс., text. recept. – мн. ч. τος λγοις.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010