О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г. В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен. Убранство одноглавого храма Введения " в Барашах " 1701 г. было достаточно оригинально, пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей - карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня " восьмериком " весьма характерна для этого времени. По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь закрыли в 1932 г. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики " Руссолент " . Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся: " Страсти " , кон. XVII - нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: " Моление о чаше " , " Христос перед Пилатом " , " Христос перед народом " , " Бичевание Христа " , " Возложение тернового венца " , " Несение креста " , " Пригвождение ко кресту " , " Распятие " , " Снятие со креста " , " Положение во гроб " . Праздничный чин кон. XVII - нач. XVIII в.: " Благовещение " , " Сретение " , " Крещение " , " Преображение " , " Воскресение " , " Вход во Иерусалим " . " Икона 1713 г. " Богоматерь - умягчение злых сердец " 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ " Новодевичий монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=02009

Наступил великий момент введения божественной Дочери прав. Иоакима и Анны – будущей Богоматери в храм Господень, – наступило событие, которому православная Церковь посвящает один из величайших своих праздников. Может, однако, показаться непонятным, почему правосл. Церковь такому, по-видимому, частному событию из жизни Пресв. Богородицы, как поступление Ее на жительство в храм Иерусалимский, посвятила один из самых великих своих праздников, – праздников двунадесятых. Ведь чествуя это событие таким праздником, Церковь тем самым ставит это событие наряду с событиями такой поистине мировой, общечеловеческой важности, как главнейшие события из жизни Спасителя, как Его рождество, крещение, вознесение, кои служат основанием других двунадесятых праздников. И, конечно, были серьезные основания тому, что прав. Церковь так возвеличила это событие из жизни Богоматери. Основания эти заключаются в самом существе этого события, которое в жизни будущей Богоматери, в деле предуготовления Ее быть «приятелищем Бога невместимого», быть чистейшим сосудом святейшего Сына Божия было событием высочайшей важности. Чрез это событие введения Пресв. Девы во храм получает величайшую важность и в деле всего устроения спасения рода человеческого. В жизни же Пресв. Богородицы поступление Ее на жительство в Иерусалимский храм имело не меньшее значение, чем в жизни Христовой, напр., крещение. Оно настолько изменило все дальнейшее течение жизни Богоизбранной Отроковицы, что его можно было назвать вторым рождением Ее для жизни новой, – для жизни, посвященной одному Богу. Нужно иметь представление о тех условиях и обстановке, в которых приходилось жить храмовой деве, чтобы понять все значение такой жизни для души чистой, уже и раньше воспитанной в истинном благочестии. Церковные песнопения не преувеличивают, когда говорят, что Пресв. Дева жила в храме, а не при храме. Здание, в котором жили посвятившие себя Богу девы, находилось в самом дворе Иерусалимского храма, а двор храма там имел такое же значение и употребление, как в наших церквах вся предалтарная часть храма. Здесь падал ниц пред Богом народ Израильский, здесь стоял несмолкаемый молитвенный шум. Из окна своей горницы Пресв. Дева могла видеть и обонять ежедневный дым утренней и вечерней жертвы, «вонею благоухания» восходивший к небесам. И поистине ничто мирское и земное не могло проникнуть сюда. Самый воздух здесь как бы насыщен был святейшим именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Колокольня возводилась в шатровом стиле. Это холодный храм с престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. Центральная часть храма строится в крестово-купольном стиле, четверик бесстолпного храма был увенчан пятью главами. Это тёплая часть храма с престолом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Архитекторы графа Сергея Строганова принимают интересное решение – соединить обе строящихся части храма сначала крытой галереей, а впоследствии – трапезной. Холодная и тёплая части храма разделяются капитальной стеной. Вот такая интересная архитектура! Примечательно, что храмы такого типа действительно называют " корабль " , так как все части сооружения: апсида, четверик, трапезная, шатровая колокольня - расположены по одной оси. " ...Снаружи здание имеет вид корабля. Верхний этаж занят церковью, а нижний - складами. Храм имеет 17 саж. высоты, 13 саж. ширины, 17 саж. длины. Построен храм из кирпича, в стенах связи все железные. На храме пять глав. Поставлены они все на фонарях. Главы видом походят на луковицу. Кресты на главах железные, обитые белой жестью, укреплены на шарах с цепями до глав " – описывали храм современники. Во внешнем декоре храма остались в качестве орнамента кокошники, любимые русским зодчеством. Украшения проёмов для окон и стен выглядят празднично и, вместе с тем, лаконично. Графом Строгановым была соблюдена традиция русских северных храмов – высокое крыльцо и подвал под церковью для амбаров, складов. Храм был освящён в 1865 г. Работы велись более десяти лет, кирпич-плинфу (местного производства!) клали на известковом растворе строго в тёплое время года – для прочности кладки. В 1898 г. престол во имя Введения был упразднен, на его месте был поставлен памятник из серого мрамора с надписью и иконой храма, обнесенный железной решеткой. Внутри храм Святой Троицы был расписан фресками, в том числе с изображениями Св. Великомученицы Варвары, Св. Ионы и Филиппа, Св. Алексия и Димитрия, Св. Симеона Верхотурского и других. Остатки фресок в ужасном состоянии дошли до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=37498

Приход был образован на месте Верхотеременгского мужского монастыря, упразднённого до 1764 г. Верхотерменгская Воскресенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова. Введенский храм был освящён 7 ноября 1864 г. исправляющим должность благочинного священником Доримедонтом Соболевым. Верхотерменгская Успенская церковь, 1758 (1759?) года, деревянная. Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, прор. Илии. При Верхотерменгской Воскресенской церкви возобновлённый придельный храм во имя Успения Божией Матери освящён 5 ноября 1872 г. В 1895-1896 годах церковь была возобновлена без существенных изменений. Две приписные церкви (д. Кочеварский Погост): Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, апостолов Варфоломея и Варнавы. 11 ноября 1884 г. освящён храм в честь Рождества Богородицы. Вторая церковь - Кочеварская Николаевская, строилась в 1756-1758 г.г., вместо сгоревшего храма. Деревянная, теплая. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.17 апреля 1889 г., в 3 часа пополудни, во время грозы, сильным порывом ветра сорвало железную крышу с Воскресенского храма, разодрав на мелкие куски несколько листов железа, покрывавшего церковь. Кроме того, была сломана глава над боковым придельным алтарём, которая при падении разрушилась. Убыток составил около 300 рублей. 19 марта 1909 г. Вологодская духовная консистории отправила отношение в Императорскую археологическую комиссию с ходатайством о разрешении внутреннего и внешнего ремонта церкви. Алтарь и иконостас были поновлены в 1890 г., крыша заменена железной в 1907 г. Потолок очень низкий. Для ремонта предполагалось: " перебрать потолок, удалив матицы, настлать новый накат и пол, опустив его в средней части храма и в паперти на пол-аршина, оштукатурить стены и покрыть их священными изображениями, выбелить краской стены снаружи " . ИАК постановила: " разрешить просимое переустройство, с условием не повышать крыши " .

http://sobory.ru/article/?object=23310

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». 1896г., г. Архангельск. В Ворзогорах было три деревянных храма. Пятиглавый храм в честь святителя Николая был построен в 1636 году. Другой пятиглавый Введенский храм был построен в 1793 году, в нем было три престола: в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии, св. Василия Великого, и великомученика Георгия Победоносца. Эти храмы и колокольня были обшиты тесом и окрашены в белый цвет. Внутри стены были покрыты натянутой тканью. Таким образом, и внутри и с наружи эти деревянные храмы были белостенными. Еще один храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был построен на приходском кладбище в 1850 году. Деревянная Введенская церковь стоит в юго-западной части территории погоста в селе Ворзогоры, построена 1793 году. Церковь состоит из основного храмового четверика, алтаря уступчатой формы, прямоугольной трапезной и сеней, расположенных относительно продольной оси. Со стороны северного фасада к алтарной части примыкает пономарня, пристроенная позднее. К сеням примыкает открытое крыльцо, выходящее на северную сторону. Фундаментом служат валуны. Основные четверики здания рублены из бревен, перевязанных в «обло», пономарня рублена из бревен, перевязанных в «лапу». Стены с повалами, обшиты профилированным тесом (на промышленных круглых гвоздях), скрывающим выступающие концы венцов срубов. Основной четверик покрыт четырехскатной тесовой кровлей с полицами. Пятиглавое завершение крыши на данный момент утрачено. Алтарь покрыт крышами с прямыми скатами, над которыми возвышается бочка. Над бочкой были ныне утраченные малая бочка и глава. Трапезная и сени покрыты единой двухскатной крышей. Внутри все помещения перекрыты плоскими перекрытиями. На всех фасадах расположены регулярные ряды окон. В трапезной одно из окон на северном фасаде в советский период было переделано в дверь, на данный момент заколочено досками. Тес кровли и нижние поврежденные венцы здания были заменены в ходе противоаварийных работ 2016 года. Также были проведены работы по расчистке фундамента и устройству дренажной системы.

http://sobory.ru/article/?object=15268

В 1787 г. место деревянного храма заняла новая каменная церковь на высоком подклете со звонницей. Небольшая община пользовалась помощью состоятельных благотворителей из весьма отдаленных мест – вплоть до самого Санкт-Петербурга. Монастырские традиции сохранялись благодаря подвижникам, селившимся при храме, словно в скиту. Наибольшую славу снискал блаженный старец Василиск (1790-1863), пришедший в угличский бор из столицы в 1841 г. и подвизавшийся здесь до самой кончины. В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича. В годы Советской власти уединение помогло церкви избежать поругания. Фактически Михаило-Архангельскую церковь в предвоенные годы никто не закрывал. Несколько лет в ней служил о.Кассиан (С.Ярославский), в 1964 г. занявший архиерейскую кафедру Костромской епархии и возглавлявший ее до 1990 г. http://necropolsociety.ru/uglich-kiselev.html Храм, выстроенный в конце XVIII столетия в селе Архангельское на месте древнего, упразднённого в 1764 г. Архангельского монастыря. В советский период не закрывался в силу своей удалённости от больших населённых пунктов, поэтому в нём прекрасно сохранились росписи. В живописном лесном массиве, всего в 8 километрах от Углича, в селе Архангельское Угличского района находится удивительно красивый и почти не тронутый временем и людьми храм Михаила Архангела «что в бору». Удивительны и место, на котором располагается храм, и история его существования, уходящая вглубь веков. Как гласят предания, в XV столетии жители Архангельского решили выстроить деревянный храм, посвятив его Архангелу Михаилу. Спустя время храм был выстроен, а вокруг него образовался монастырь с одноимённым посвящением. Разорённый поляками в 1609 г. Михаило-Архангельский монастырь был восстановлен, но в 1654 г. приписан к Угличской Воскресенской обители, а в 1764 г. оба монастыря были упразднены. Обветшавший Михаило-Архангельский храм, ставший обычной приходской церковью, местные жители решили перестроить в камне, воплотив это решение в жизнь в 1787 г. Белокаменный двухэтажный пятиглавый красавец-храм с трапезной и двухъярусной колокольней очень гармонично вписался в окружающий ландшафт, сразу став центральным композиционным элементом села. В нижнем (тёплом) этаже храма освятили престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в верхнем (холодном) – во имя Архистратига Михаила. Внешнее убранство фасадов довольно лаконично и просто. Высокие прямоугольные окна обрамлены фигурными наличниками, фасады декорированы разделяющим ярусы пояском, а сам храм увенчан пятью луковичными главами на тонких глухих барабанах, причём центральная глава гораздо больше и массивнее боковых.

http://sobory.ru/article/?object=00489

В 1560 году у храма появился придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это была небольшая церковь, стоявшая рядом с храмом и имевшая свой вход, но числившаяся приделом. Введенский придел был царским подарком, который Иван Грозный преподнес своему больному младшему брату Юрию Васильевичу. В тот год были отстроены и новые кремлёвские палаты, и Введенский придел, примыкавший к этим палатам вплотную, был назначен домовым храмом. Также в правление царя Ивана Грозного храм Николая Гостунского оказался связан с истоками русского книгопечатания - здесь десять лет диаконствовал первопечатник Иван Фёдоров; храм служил приходским для московских печатников; тут же, по одной версии, расположилась первая временная (т.н. " Анонимная " ) типография Москвы. Со временем Николо-Гостунский храм стал называться собором. При Романовых храм продолжал пользоваться вниманием государей, которые молились в нём и делали сюда вклады. Так, царь Михаил Феодорович пожаловал серебряный напрестольный крест, цари-соправители Иоанн и Петр Алексеевичи - лампады. В правление Петра I в 1714 году у собора появилась частица мощей святителя Николая Чудотворца. После разрушительного пожара 1737 года храм был восстановлен и покрыт грубой железной кровлей. В обновлённом соборе присягали на верность императору Петру III, а потом и его супруге Екатерине II, когда они восходили на русский престол. При этом придельная Введенская церковь у Николо-Гостунского собора обветшала и накренилась. При занятии Кремля французами в 1812 году храм был разорён, а его святыня - чудотворная икона - пропала. В осквернённом соборе был устроен склад сена и овса для лошадей Наполеона. По изгнании врага, когда Кремль стали возрождать, Николо-Гостунский храм вначале собирались восстнавливать в готическом стиле. Однако начальник Кремлевской экспедиции князь Н.Б. Юсупов высказал мысль, что было бы достойней восстанавливать столь древний храм в старинных формах, более приличествующих его возрасту. Эти изменения в проекте задержали восстановительные работы. Собор также собирались обнести галереей наподобие домика Петра в северной столице, но этим планам не суждено было осуществиться.

http://sobory.ru/article/?object=42595

http://www.nne.ru/news.php?id=1716 http://www.nne.ru/;  Рождественская церковь была заложена солепромышленником Г.Д. Строгановым в 1697 г. и в основном завершена к 1703 г. Но отделочные работы надолго остановились, и храм освящен только в 1719 г. Как считают иследователи, это обьясняется тем, что в 1703 г., после введения государственной монополии на торговлю солью, Г. Строганов утратил торговый интерес к Нижнему Новгороду, охладел к своей резиденции и на несколько лет уехал из города. Первоначально церковь была освящена во имя Собора Богоматери. После разборки в нач. 19 в. стоявшей рядом церкви Рождества Богородицы, сооруженной в 1653 г., ее название перешло на Строгановскую церковь. Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба - виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки - покрывает его стены сплошным ковром. В 1860 г. колокольня начала падать. За 20 лет она отклонилась на 1,2 метра от вертикальной оси. В 1887 г. пришлось менять ее фундаменты, а верхние ярусы перекладывать. Из книги А.Ю. Низовский " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , 2002 г., стр. 111 Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был заложен Григорием Дмитриевичем Строгановым в нагорной части Нижнего Новгорода, куда родовитый клан перебрался из заречной части города в конце  XVII века. К 1701 году строительство храма было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Марией Яковлевной Строгановой (в девичестве Новосильцевой). Историки архитектуры говорят об особом стиле «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии (всего Строгановы построили в России пять храмов, два в  Нижнем Новгороде, по одному в Сольвычегодске, Устюжне-Железопольской, Троице-Сергиевой Лавре). Нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы, пожалуй, отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Иконостас Успенского храма Западный придел Успенского храма. Сейчас здесь церковная лавка Центральное пространство Успенского храма Вид на западный поперечный неф В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пелагии Вид от мощей Деревянные резные Царские врата Наместник монастыря игумен Димитрий живо интересуется делами у свечницы Свечная лавка Наместник Старицкого Свято-Успенского монастыря игумен Димитрий (Севостьянов) с любимым котом Вид из оконца колокольни на Южные врата Вид с колокольни на Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) Вид с колокольни на купола Успенского храма Вид с колокольни на внутренний двор, стены и Волгу Колокола Монастырский некрополь Часть построек отапливается дровами, которые аккуратно складываются в специальные ниши стен Южные ворота Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) с трапезными палатами Коридор второго этажа гостевого дома Так выглядят кельи для паломников Вид на Старицу от стен монастыря История монастыря Основание монастыря относится к 1110 году. Пришедшие из Киевских пещер иноки Трифон (+1127) и Никандр (+1153) поселились на пустынном лесном берегу Волги, поставив для себя келью и часовню. Уже при жизни подвижников в это место стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря. Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России, т.е. она оказалась центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. После смерти инока Никандра в 1153 году труды по устройству монастырской жизни продолжили иноки Мисаил, Парфений и Феодорит. При иноке Феодорите был построен храм во имя Успения Божией Матери . Освящал храм епископ Новгородский Гавриил в присутствии великого князя Суздальского Андрея Боголюбского . С этого времени обитель управлялась игуменами. В первой половине XIII века монастырь был уже довольно многолюден и управлялся архимандритами.

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

Источник: Образование и Православие Примечание модератора: форма обратной связи на сайте " Образование и Православие " не работает, отправить просьбу на разрешение перепечатки информации для sobory.ru оказалось невозможно. Покровский Александро-Невский епархиальный женский монастырь был устроен в 1991 г. А сам некогда заштатный купеческий город Колывань был основан в 1797 г. В XIX веке это был один из городов Томской губернии: он имел свой герб и развитую торговлю. После того как вопрос о проведении первой транссибирской магистрали через Колывань был решен отрицательно, так как было определено проложить железную дорогу южнее Колывани, через село Новониколаевск - ныне Новосибирск, Колывань утратила статус губернского города. История возникновения самого храма, на территории которого расположился ныне монастырь, также очень интересна. Во второй половине XIX веке в городе имелся трехпрестольный собор в честь Живоначальной Троицы, действовали еще несколько храмов, приходская школа, духовное училище. В 1878 г. на общественном сходе мещанское общество заштатного города Колывани имело рассуждение о том, что население города год от года увеличивается, и есть надобность построить еще одну церковь на собственные средства, раскладом. Однопрестольный каменный храм примерно на 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1881 г. 1 марта было совершено убийство Российского императора Александра II. Колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм в заштатном городе Колывань на свои личные средства во имя небесного покровителя убиенного царя - святого благоверного великого князя Александра Невского. При этом он предлагал использовать проект, уже утвержденный для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прошение купца Кривцова было удовлетворено. Согласно рапорту священника Ставрова, церковь была заложена 2 мая 1882 г., а через пять лет 4 декабря 1887 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы храм был освящен Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским.

http://sobory.ru/article/?object=19202

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010