Это был клетский храм длиной 9 саженей 2 аршина, шириной 4 сажени 2,5 аршина. Стены ее были сложены из массивных бревен с рубкой углов с остатком. Необычно устройство храма и алтаря в одном объеме, сложенном едиными венцами, в то время как еще в 1660-е г.г. архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон строго предписал, что алтари у церквей должны быть только прирубленными, " а не в одной стопе с храмом " . Высокий четвериковый сруб храма имел с западной стороны более низкий прируб трапезной. Над кровлей храма возвышался малый четверик, завершенный бочкой, с коньком и двумя одинаковыми главками. Двуглавие храма означало наличие двух приделов: один во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, другой - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Храм отделялся от трапезной капитальной стеной с дверью и крупными проемами по сторонам. Введенская церковь первоначально отапливалась по-черному. Печь размещалась под полом, во время топки дым шел в трапезную, наглухо закрытую в это время от храма. В верхней части стены было прорублено окно, через которое дым выходил наружу. После топки печь " куталась " , открывались двери и специальные проемы между трапезной и храмом - таким образом нагревалась вся церковь. К концу XIX в. черная печь была заменена на обычную. Иконостасы обоих приделов простой столярной работы были в два яруса. У клиросов стояли массивные деревянные восьмиконечные кресты до двух саженей высотой. Согласно народному преданию, один из крестов был сделан " на корню " по желанию воеводы А. Змеева. Основание креста действительно было зарыто в землю и выходило в храм из-под пола. Летописи отмечают, что все иконы храма были древние, написанные на холсте и прочно наклеенные на доски. Введенская церковь - уникальный памятник архитектуры второй половины XVII в., была варварски разрушена в 1949 г., несмотря на то, что с 1925 г. согласно постановлению Иркутского губисполкома, а с 1948 г. - постановления СМ РСФСР, она охранялась государством. Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru

http://sobory.ru/article/?object=38611

Использован перередактированный материал: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк. 2006. Введенский спуск, на котором располагается Введенский храм, вёл от древних Данковских ворот елецкой крепости к мосту через речку Ельчик. Введенский приход города Ельца возник в конце XVI века из казаков Александровской слободы. По записям в " Елецкой явочной книге 1615-1616 гг. " , церковь значится как существующая. Находилась она тогда за пределами крепостных стен. Согласно летописным документам, " строена попом Леонтием " и была тогда деревянной. Обветшавшую церковь в середине XVIII столетия разобрали и стали строить каменную. К 1750 г. она была уже частично выстроена и согласно надписи на подпрестольном закладном кресте " освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году " . Из материала книги: " Земля Липецкая " . Изд-во Научно-информационный издательский центр (Москва), 2003 г. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики - 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище. В 1617 г. священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан. Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII в. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 г.: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…».

http://sobory.ru/article/?object=03566

" Круглый о двадцати стенах " храм, рубленный " в обло " имел по сторонам света четыре прямоугольных прируба, крытыми поздними трёхскатными кровлями и увенчанными главками. В южном прирубе был освящён придел в честь праведного Прокопия Устьянского, а северном - мчч. Флора и Лавра. Эти придельные прирубы имели свои алтари с пониженной кровлей. Восьмерик основного объёма имел шатровое завершение, рубленное " в реж " и завершённое главой, стоящей на шее. С запада храм был опоясан крытой галереей, незаходящая на северный и южный фасады боковых прирубов. В 1860-х годах обветшавшая деревянная ограда погоста была заменена на кирпичную с башенками-часовнями, которые к настоящему времени не сохранились. В 1868 году проводилось " обновление " храма, в результате которого небольшие косящатые окна были растёсаны, перестроена галерея, а сама церковь обшита тёсом и покрашена. Изменён характер завершений прирубов. В Рождественской церкви хранилась чудотворная икона святителя Николая Мирликийского, перенесённая в храм после закрытия в начале XIX века Никольской церкви, с последующем строительством на его месте каменной Введенской церкви. Приход был закрыт в 1939 году. В 1948 году разобрали на кирпич Введенскую церковь, а деревянная долгое время стояла бесхозной и медленно разрушалась. В 1978 году рухнул шатёр, а 9 мая 1994 года храм сгорел. В 2014-2015 годах на месте храма Рождества Пресвятой Богородицы был построен небольшой однопрестольный деревянный храм с тем же посвящением, постоянные службы в котором начались с 2017 года. История погоста тесно связана с обретением мощей святого праведного Прокопия Устьянского. Во второй четверти XVII века на берегу реки Устья близ погоста жители деревни Бестужево обнаружили на льдине, прибитой к берегу гроб, сплетённый из ивовых прутьев, в котором лежало не тронутое тлением тело, издававшее благоухание. Вскоре после этого, он явился во сне местному жителю Савелию Онтропову и назвавшись Прокопием, велел сделать себе новый гроб. Всё было исполнено в точности. Прокопия положили в новый деревянный гроб у южной стены Введенской церкви, а на месте явления мощей на берегу реки построили часовню. Почти сразу начались исцеления и чудеса от мощей святого. Первое чудо исцеление от мощей было зафиксировано в 1641 году. С тех пор он стал известен под именем праведного Прокопия Устьянского.

http://sobory.ru/article/?object=59561

13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

С 1920-х гг. занята под клуб, с 1970-х гг. реставрировалась, но к 1990-м гг. заброшена. В кон. 1990-х гг. возобновлены богослужения, завершена реставрация. http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9564 Трапезный храм во имя св. Георгия и его звонница во Владычном монастыре города Серпухова Серпуховской Владычный мужской монастырь был основан в 1360 году Святителем Алексием Митрополитом московским на южной окраине города близ реки Нары. Спустя два года в обители возвели первый каменный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, который не сохранился до нашего времени. Из существующих сейчас в монастыре построек, самые ранние датируются концом XVI – XVII веком. Особенно интенсивное строительство шло на протяжении нескольких лет, начиная с 1598 года, и в середине – второй половине XVII века. Работы велись на средства царя Бориса Годунова, и были связано с победой русских войск над войском хана Казы-Гирея, одержанной на Оке под стенами Владычного монастыря. В 1598 году был закончен новый Введенский собор, а годом позже создан комплекс трапезной, ядром которого стал шатровый храм св. вмч. Георгия. В 1599 году в монастыре возвели еще надвратную церковь св. Феодора Анкирского, имевшую особое значение для только что венчанного на царство государя. Святой Феодот (Богдан) Анкирский считался одним и его патрональных святых. Его память празднуют в день рождения нового царя. Известно, что подобная традиция – чтить не только святого, в честь которого человека крестили, но и того, в день память которого он рожден, существовала в великокняжеской (позднее - царской) семье Древней Руси на протяжении нескольких веков. Затем строительство приостановилось. В середине XVII столетия вокруг обители поднялись массивные каменные стены с башнями. Через нескоторое время существенные изменения коснулись храма Введения во храм Пресвятой Богородицы (из него был вынесен и перестроен придел во имя св. царевича Димитрия) и, особенно, звонницы, но об этом немного позже. В начале следующего века все строительные работы прекратились из-за нехватки средств. После этого, на протяжении почти полутора веков монастырь вел достаточно небогатую хозяйственную жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=14048

В 1993 году церковь возвратили верующим, и началось её восстановление. Купол и колокольню пришлось отстраивать заново. К сожалению, фотографии с первоначальным видом храма не сохранились, поэтому трудно было доподлинно установить, как он выглядел раньше, каково было его внутреннее убранство. 4 декабря 1993 года во Введенском храме отслужили первую службу. http://www.on-line.crimea.ua/guide/cherch3.html На храме - мемориальная доска в честь князя В.М. Долгорукого-Крымского. Введенский храм - один из древнейших греческих храмов Феодосии, построен он был еще в средние века. Ученые датируют время основания храма VIII-IX вв. Он был освящен в честь одного из главных событий в истории христианства - Введения во храм Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века в Екатеринославской епархии было учреждено викариатство. В Введенском храме с 1787 года разместилась кафедра викария, которого называли Епископом Феодосийским и Мариупольским. Первым епископом стал архимандрит Дорофей (Возмуйлов), переведенный из Нежинского Благовещенского монастыря. Ему императрица Екатерина II лично подарила крест и панагию. Владыка Дорофей скончался в 1790 году и был похоронен в Таганроге. В том же 1790 году из-за ветхости архиерейский дом перенесли в Старый Крым, но все владыки продолжали служить во Введенской церкви. Всего было пять епископов Феодосийских и Мариупольских: первого епископа сменил Моисей (Гумилевский), затем епископами были Иов (Потемкин), Гервасий и Христофор (Сулима). При епископе Иове викариатству были подчинены Фанагория (Тамань) и земли Войска верных казаков Черноморских. В январе 1800 года Феодосийская консистория перестала существовать. В 1854 году к древней Введенской церкви сделали большую пристройку. Епископ Гермоген, посетивший Феодосию, оставил описание этой церкви: «Алтарь небольшой с тремя арками и одним окном. Престол на четырех каменных столбах с мраморною верхнею доскою, по сторонам между столбами изображены: с восточной стороны - воскрешение Лазаря, с западной - Воскресение Христово, с северной - снятие Спасителя с креста, с южной - распятие на кресте. Жертвенник в стене. Иконостас в византийском стиле устроен был еще в 1776 году, но в 1882 году уступлен тюремной церкви и заменен новым. Над царскими вратами - сияние, вокруг которого наложена деревянными греческими буквами надпись: «Со страхом Божьим и верою и любовью приступите». Старожилы Феодосии вспоминают, что служба в храме велась на греческом и русском языках. Храм был небольшой, но очень красивый: над входом - белоснежная колокольня, купол украшен цветным стеклом. Во дворе храма был построен дом для священника и четырехклассная начальная школа, над входом которой красовалась надпись: «Элинико сколио» (греческая школа). В 1885 году храм насчитывал 1259 прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=13268

В советские годы храм несколько раз реконструировался, поэтому в его облике смешались разные архитектурные стили. В 30-е годы XX века большевики разместили в церкви пожарную часть. От ее былого великолепия история не оставила и следа. Колокольня была взорвана, храм разрушен и разграблен, а под окнами разместился известный всем «Богдановский» рынок. Только 4 декабря 1999 года церковь была возвращена Пензенской епархии. В не восстановленном до конца храме, на его престольный праздник на Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – состоялось первое богослужение. 5 августа 2011 года участники заседания градостроительного совета обсудили проект реконструкции Введенской церкви. Проект реконструкции храма получил благословение епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина. При разработке архитекторы ориентировались на исторические фотографии внешнего вида здания церкви начала XX века. Об ее архитектурном облике трудно говорить, так как колокольня не восстановлена, а трапезная потеряла свои архитектурные достоинства. От самой старой храмовой части церкви, выполненной в формах «нарышкинского барокко», сохранился двухсветный четверик с примыкающей к нему пятигранной апсидой, Восьмерик храма утрачен. Проект реконструкции Введенской церкви принадлежит компании «Архип». В церкви сохранятся три придела, по вместимости здание будет рассчитано на 250 человек. На территории Введенской церкви будет располагаться библиотека, школа и торговая лавка. Первое упоминание об Архангельской церкви в Пешей слободе относится к 1676-77 г. В 1680 г. при набеге ногайцев она погибла, но вскоре была восстановлена. В 1721 г. вместо прежнего ветхого здания было построено новое, также деревянное. К середине XVIII в. рядом с Архангельской церковью построили еще одну, Введенскую, тоже деревянную. В 1767 г. на месте этих двух храмов был построен один каменный. Главный престол его был посвящен Введению во Храм Пресвятой Богородицы, правый – Архангелу Михаилу, левый – Трем Святителям Вселенским. Это здание и сохранилось до наших дней. В 1831-1832 гг. при храме были расширены и заново освящены приделы, в 1851 г. расширили трапезную.

http://sobory.ru/article/?object=23270

В 2006 г. выстроены 2-этажные корпуса женского монастыря. Первый этаж занимает трапезная, а на втором – кельи для сестер. Напротив храма - гора, которая возвышается над всем селом. Известно что в свое время здесь любил молиться в уединении о. Диомид, священник с. Красное, принявший мученическую кончину в 1955 г. Его останки были торжественно перезахоронены в 2008 г. на прихрамовой территории. Здесь же покоятся останки клириков Свято-Пантелеимоновского храма - иерея Владимира и иерея Георгия, послушницы Зои. Осенью 2007 г. батюшка Андрей, поднявшись на гору и помолившись там, принял решение: «Здесь будем ставить храм!». Весной 2008 г. приступили к кладке стен. На сегодняшний день многое сделано в Красном. Прежде всего - Нагорный храм Воскресения Господня. К нему ведет лестница из 350 ступеней. По ходу лестницы расположены часовни. Каждая из них уникальна. Только купола планируется водрузить одинаковые. Часовня, посвященная Среде Страстей Господних, имеет 2 яруса, на нижнем будет находиться Гроб Господень. На одной из площадок лестницы водружен одиннадцатиметровый металлический Крест весом более 3-х тонн. Средства на него собирали всем миром, каждый стремился внести свою лепту в установление этой святыни. Теперь это — своя Голгофа. Символична дата его освящения — 7 ноября, 93 годовщина богоборческой революции, вероломного отступления от Спасителя. На специальной площадке, находящейся под Крестом, установлена икона «Снятие Спасителя с Креста», написанная храмовым художником Владимиром Тарариным. Село Красное расположено на реке Луганчик, к юго-востоку от Луганска в Краснодонском районе. История села тесно связана с православием. Поселение было основано во второй половине 18 века. Первоначально село носило название Церковное, а жителей окрестных мест из-за строительства храма так и называли- церковниками. Современное название село получило в советскую эпоху. В 1890 году по ходатайству и на пожертвования местных жителей в сеое Церковном был возведён кирпичный однопрестольный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, украшенный колокольней с одиннадцатью медными колоколами. Вес только двух главных больших колоколов достигал 890 и 295 кг.

http://sobory.ru/article/?object=41556

Косвенным подтверждением предположения о взаимном расположении храмов и колокольни муромского монастыря могут послужить два аргумента. Во-первых, колокольня, ныне трапезной палатой соединенная с Введенской церковью, по своим размерам чрезмерно грандиозна для небольшого зимнего храма, и гораздо больше согласуется с Воскресенским собором . При подходе к монастырю с запада, когда церковь Введения Пресвятой Богородицы не видна, колокольня вполне естественно воспринимается как парное строение этого собора. Во-вторых, архитектурное решение церкви Введения представляет собой довольно сильный контраст с оформлением колокольни. По своей конструкции Введенский храм – это небольшая крестово-купольная церковь, стены которой завершаются щипцами. По ним положена восьмискатная кровля, увенчанная небольшой главкой на глухом барабане. О ее декоре сейчас сложно судить, так как во время неудачной реставрации XIX века ее стены (также как и стены Воскресенского собора, и колокольни) были покрыты толстым слоем штукатурки Сейчас их украшают только полуколонки с капителями по углам, карниз по краю скатов кровли и небольшие кокошники у основания барабана. Обычно такой облик связывают с влиянием деревянного зодчества, однако, нельзя исключить возможность, что он не был изначальным. Аналогичные восьмискатные кровли в новгородском зодчестве стали появляться во второй половине XVI – XVII веке. И тогда, и позднее, в некоторых случаях они заменяли собой трехлопастное завершение фасадов и более древние кровли, пострадавшие во время пожаров. Как примеры можно упомянуть церкви Благовещения в Аркажах (1179 год), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год), Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454-1455 годы). Конечно, речь не идет о прямом заимствовании, но и в Великом Новгороде, и в Муроме, такие кровли, вероятно, привлекали большей простотой исполнения и приспособленностью для климатических условий. Как уже было отмечено, сейчас Введенская церковь с запада соединена трапезной палатой с высокой колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05786

Судя по вывескам у входа, в здании размещены: 1) возрожденная Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря; 2) православный центр Воскресенского Новодевичьего монастыря; 3) управление социального питания правительства Санкт-Петербурга; 4) Санкт-Петербургское государственное учреждение " Центр помощи семье и детям " . Ю.В. Максимов. Дом у Московской заставы. СПб, " Папирус " , 2002 В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы - в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению. Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма. Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся. Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость”. В 1898 году деревянная церковь была разобрана и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной. Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В N 11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе. Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже. Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы. Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

http://sobory.ru/article/?object=06584

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010