Итак, Мария радуется, благодарит и величает – как и должно – прежде всего Бога. Ведь и Церковь всякие службы, моления, прошения начинает с славословия, хвалы, благодарения Бога: «Благословен Бог наш»; «Благословенно Царство» Его; «От сна востав, благодарим Тя, Святая Троице», все возгласы после эктении и молитв и т. д. Тем более благодарить и величать стремилась Мария после Благовещения: ведь в Ней, выражаясь образно, все «горело» огнем благодати и радости. Мы только чуть-чуть можем «понять», краем сердца – прикоснуться к Ее блаженству... Ее величает Елисавета; а Она величает Самого Бога. Она не отказывается от величания тетки Своей, – хотя бы по смирению Своему; а Сама присоединяется к ней и тотчас славит Господа. Не приписывает Она Себе – ничего; а все относит – к Богу. Весь Ее гимн устремлен к Господу: и Она только перечисляет Его силу, милость, правду и прочее. Этим отличается Ее величание от похвалы Елисаветы: Она ничего не приписывает, как увидим, Самой Себе; а все относит только к Богу... Так и было при Благовещении... Так бывает с верующими всегда... Так бывает и теперь, а мы этого не понимаем... Она же твердо знала! Чему же именно Она радуется? Радуется тому, что «За что» же избрал? Он «призрел на смирение» Ее... Мы обычно думаем, что «смирение» и есть то дело, которым Она будто заслужила у Бога такую величайшую милость... Но я думаю иначе... Нет! Она и самого такого вопроса не ставит: «за что?» Ибо это значило бы видеть какую-либо «заслугу» за собою; а Она совершенно далека от этого... Может ли раба или раб какое бы то ни было дело свое считать «заслугой» пред господином? Никак! «Станет ли он (господин) благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, говорит Господь апостолам, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать!» ( Лк. 17, 9–10 ). И смирение, – если бы мы считали его заслугой, – было бы лишь должным делом: чем же тут хвалиться? Раб есть раб! И Богоматерь считает Себя лишь «рабой» Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Он же явился святому священнику Захарии, стоящему на правой стороне алтаря кадильного, возвестил ему разрешение от неплодства престарелой жены его Елизаветы и рождение святого Иоанна Предтечи Господня, и, когда тот не поверил, связал язык его немотой до дня исполнения слов его ( Лк. 1:5–25 ). Архангел Гавриил, повелевавший огнем, водою и процессом созревания плодов, помогал после грехопадения Адаму и Еве правильно раскрывать смысл и значение пророческих видений и вещих снов. В Книге пророка Даниила рассказывается о том, как посланный Богом Архангел Гавриил раскрывает Даниилу значение сновидения: «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! Объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне; знай, сын человеческий, что видение относится к концу света времени!» ( Дан. 8:16–17 ). Наиболее известно и почитаемо Благовещение Архангела Гавриила Деве Марии о воплощении Сына Божия: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк. 1:30–31 ). Также явился он во сне и Иосифу, объяснив ему, что отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого ( Мф. 1:18–21 ). А когда Господь наш родился в Вифлееме, сей Ангел Господень Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью стада свои, и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». А затем тотчас со множеством небесных воинов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:10–14 ). Полагают, что именно Гавриил являлся Спасителю, когда Он молился в саду, перед Его страданиями, так как имя Гавриил означает крепость Божия. Этот же Ангел явился мироносицам, возвестив им о Воскресении Господнем: таким образом, будучи благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его воскресения. Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестил Ей приближение Ее честного успения и от земли на Небо переселения и дал Ей светлую райскую ветвь. Святая Церковь , воспоминая его многократные явления в Ветхом и Новом Завете и зная его постоянное ходатайство перед Богом о роде христианском, ныне совершает ему соборное празднование, чтоб люди Божии с усердием всегда и горячо прибегали к заступничеству и помощи этого ходатая и благодетеля рода человеческого и его молитвами получали оставление грехов от Христа Господа Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

От апостола сохранились два послания, вошедшие в состав Нового Завета. В них он убеждает христиан проводить жизнь строгую и воздержанную, достойную их высокого звания, предостерегая от языческих соблазнов и от лукавой проповеди грядущих лжеучителей. ...Второй поминаемый ныне Церковью святой апостол – Павел – первоначально назывался Савлом, что значит по-еврейски «вымоленный», «желанный». Полагают, что он, судя по этому имени, был долгожданным, перворожденным сыном. Родился он в городе Тарсе в местной знатной семье из древнего еврейского колена Вениаминова. Учился Савл у знаменитого тогда Гамалиила, став со временем достаточно образованным человеком, вошедшим в круг так называемых фарисеев – строгих и наружно чрезвычайно благочестивых ревнителей религиозных еврейских обычаев. В это время он отрицал христианство и даже был одним из самых упорных гонителей христиан. Как свидетельствует сам апостол (покаянный его рассказ мы читаем в Деяниях апостолов), он, например, сторожил одежды тех, кто побивал камнями святого первомученика Стефана. С необычайной ненавистью терзал он тогда Церковь Христову, сам порой влача первых ее исповедников в темницу. Но и этого ему было мало. Достаточно поистерзав христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника направления в сирийский Дамаск, чтобы и там преследовать первых последователей Христа. Однако на пути в Дамаск с ним произошло необыкновенное чудо, полностью изменившее всю его жизнь и приведшее его самого в ограду Церкви Христовой. Когда Савл шел в Дамаск, его вдруг осиял необыкновенный свет, изливавшийся с неба. Пораженный, он упал в страхе на землю и услышал Божественный глас, спросивший его: Савл, Савл! что ты гонишь Меня ( Деян 9, 4 )? Савл же мог только сказать: Кто Ты, Господи? – и услышал в ответ: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян 9,5 ), то есть против необоримой силы, в данном случае силы Божественной. В ужасе Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать ( Деян 9, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пост — лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас. Неделя 3я Великого поста. Крестопоклонная — 7 апреля Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинаютуставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день — крест, главный христианский символ. На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно». Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля В этот день Дева Мария услышала радостную (благую) весть о том, что Она станет Матерью Спасителя мира. Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира. Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Он также добавил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33) Слова архангела — первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения. Теперь связь человека и Бога, прерванная грехом Адама и Евы, восстановлена, а значит, начинается новая страница истории человеческого рода.

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

Примирившись с нами, Господь принес мир и в души человеческие: мир с небом обязывает сохранять и мир между нами, людьми. Божественный мир в душах – какое это великое благо! Сей благословенный мир, говорит отец Иоанн Кронштадтский , есть подлинное здравие души. Как же нам, возлюбленные, не радоваться всему этому? Как бывает радуются своему примирению враждующие между собою два человека, а тут весь мир оказывается способен примириться – и не с каким-либо человеком, а с Самим Господом Богом! Примирив же нас с Богом, Господь наш Иисус Христос соделал нас сынами Божиими. И в сегодняшнем апостольском чтении как раз об этом и говорится – о том, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал 4, 4–5 ), то есть всех, находящихся в рабстве греху, а отсюда и внешнему закону, дабы нам получить усыновление ( Гал 4,5 ), соделав из рабов сынами. Делая же всех нас, верующих в Господа Иисуса Христа, Своими сынами, Бог посылает в наши сердца Духа Святаго, благодатью Которого и становимся мы истинными наследниками Божиими – через Иисуса Христа ( Гал 4,7 ). Святой апостол Павел тем самым говорит каждому из нас: какое высокое положение твое, христианин! Ты – уже не раб, но сын Божий, ты – наследник Божий, и отец твой – Бог! Вот как с рождением Богочеловека Христа высоко оказался поставлен Церковью Христовой и каждый человек – только бы сам он не отказался от христианского своего сыновства... И как же, возлюбленные, не радоваться нам такому спасительному нашему усыновлению? Но все эти дары Божии мы получаем от Него только в ответ на непременную нашу веру. Первейшее благо – вера наша! Это – наша Вифлеемская звезда, ибо, как говорит апостол Павел, без веры невозможно угодити (Богу) ( Евр 11, 6 ). Веровать же во Христа означает прежде всего – следовать за Ним. И верующий в Него, желающий унаследовать принесенные Спасителем духовные дары, поступает в высшей мере разумно, усвояя себе разум Христов, обретаемый нами с Его Рождеством. Об этом именно и говорит Церковь , воспевая ныне в праздничном тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прославление Бога состоит в усердном и доверчивом исполнении Его святой воли. Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Небесному Отцу незадолго пред страданиями говорил о Себе: »Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить« ( Ин. 17:1, 4 ). А св. Апостол Павел, напоминая об этом «деле», т. е. о подвиге жизни Христа Спасителя, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:8 ), зовет и нас совершать «дело веры и труд любви» ( 1Фес. 1:3 ), поступая «достойно Бога, во всем угождая Ему» ( Кол. 1:10 ). Апостол предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей и забывать о том, что путь в Царство Небесное узок и тернист. Если же, забывая о будущей жизни, мы »в этой только жизни надеемся на Христа, то мы, – как говорит Апостол,– несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15:19 ). Говоря о послушании воле Божией, уместно нам ныне перенестись мысленно в скромную назаретскую горницу, где Благословенная в женах удостоилась слышать архангельский глас: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» ( Лк. 1:28 ). Именно здесь можем мы научиться тому, что истинное прославление Бога есть, по безраздельной любви к Нему совершаемое, всецелое предание себя Его воле, полное предоставление себя на служение Богу в качестве свободно-разумного орудия Его промыслительной и спасающей деятельности, неразрывное сочетание всеблагой воли Божией со свободно покоряющейся ей волей человека. Из всех сотворенных Богом существ только одна Преблагословенная Дева Мария удостоена столь высокого прославления, что Св. Церковь именует Ее «Честнейшей херувим и славнейшей, без сравнения, серафим». И это прославление Ее соответствует той степени, в которой Она Сама прославила Бога Своим всецелым смиренным послушанием Его воле. Вся Ее жизнь была незаметным для современников, но ценнейшнм в очах Божиих, служением и подвигом. Древнее предание говорит, что Пречистая Дева любила читать Священное Писание и с молитвой размышлять о прочитанном. Однажды в книге пророка Исаии Она прочитала предсказание о Христе и о Его Матери: «се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Глубокая вера озарила Ее мысли и святая любовь воспламенила Ее чистую душу. Но, по смирению, не дерзая молиться о том, чтобы Сам Еммануил удостоил Ее быть Его служительницей, Она ограничилась молитвой, чтобы Ей дано было увидеть Матерь Его и смиренно служить Ей, блаженной Избраннице небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва — о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12:14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5:16).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Святая Дева Мария после этого поспешила к своей родственнице Елисавете. Когда Она пришла в ее дом и приветствовала ее, младенец взыграл, радуясь, во чреве Елисаветы, и Елисавета, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда Твое приветствие достигло моего слуха, младенец радостно взыграл в моем чреве!» Мария отвечала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне блаженной назовут Меня все племена, потому что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его». Мария, пробыв около трех месяцев у своей родственницы, возвратилась к себе в Назарет. Святая Церковь вспоминает 25 марта Благовещение Пресвятой Богородицы и, радостно празднуя это событие, воспевает гимн. По-русски это будет так: Нынешний день – начало нашего спасения и явление тайны, от века хранимой. Сын Божий делается Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Рождество Иисуса Христа Около этого времени римский император Август повелел сделать перепись во всем своем государстве, вероятно, для того, чтобы легче было собирать подати. Так как Иудея была подвластна ему, то и в ней должны были исполнять это повеление. Всякий шел записываться в тот город, из которого был родом. Иосиф и Мария, которые были из рода царя Давида, пошли записаться в Вифлеем, город Давида. Но когда прибыли туда, они не могли найти места в гостинице, потому что город был наполнен народом по случаю переписи. Они приютились в пещере, куда на ночь загоняли стада. Между тем наступило время Марии родить. Она родила сына. Пресвятая Мария радовалась, ибо знала, что родившийся от нее Младенец, послан Богом для спасения всего мира. Сама Матерь Божия терпела нищету. Когда родился Божественный Сын Ее, Она положила Его в ясли, куда кладут корм для домашнего скота.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Шли годы. После изгнания из рая жизнь первых людей, созданных для бессмертия, исчислялась столетиями. Перед человечеством Творец поставил задачу: умножаться, владеть землей и обрабатывать ее. Известно, что третья часть созданных Богом Ангелов отпала по гордости от Своего Творца и, обреченная на вечное пребывание в аду, была низвергнута с Небесных Обителей. Господь создал человечество, дабы восполнить им число отпадших Ангелов. Люди, погрязшие в грехах, страстях и пороках, после падения Адама и Евы, казалось, обречены были на вечную гибель в аду. Но хорошо знал Бог и любил Свое творение. И предрек искупление рода нашего Иисусом Христом. Святые Отцы учат, что Иисус явился бы искупить род человеческий вскоре после грехопадения Адама, но в мир еще не пришла Дева Мария, единственно достойная стать Матерью Богочеловека Христа. По-разному передает нам благочестивое Предание события Благовещения Пресвятой Богородицы. В Назарете есть древнейший источник воды, на месте которого создана православная церковь. Христиане верят, что однажды сюда почерпнуть воду пришла Пречистая Дева Мария. В этот момент ниспосланный от Небесного Престола Архангел Гавриил, представ пред ней, приветствовал: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ) и благословен Плод чрева Твоего, «…и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…» ( Лк.1:31 ) (с евр. — Спаситель. — А.В.), «…ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). «Как это будет, — ответила Дева Мария. — Я не знаю мужа». Известно, что Она дала клятву пребывать в чистоте и девстве. Ангел ответил Пречистой: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). И здесь, как говорит святитель Филарет Московский , Пречистая произнесла простое, но могущественнейшее слово. Эна сказала: «…да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). Святитель рассуждает, что Творец Вселенной изрекал одно слово: «Да будет свет. И стал свет». Он говорит: «Да будет…» и появлялось все, что желал Господь ( Быт.1 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

«Яко же бо купина несгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси», – поет св. Церковь 83 . Эта же истина была возвещена Богом в пророчестве Исайи о рождении от Девы Эммануила ( Ис. 7, 14 ) и в пророчестве Иезекииля о закрытых воротах, через которые пройдет Господь, а они по-прежнему «будут затворены» ( Иез. 44, 2 ). Так Господь в образах и пророчествах открывал Свою волю о домостроительстве нашего спасения. Человечеству необходимо было пройти длинный путь приготовлений, чтобы достойно встретить Ту Пречистую Деву, Которая была избрана стать Матерью Света. Но вот путь пройден. Наступил «день Господень, радуйтеся людие» 84 . В падшем человеческом роде является чистая и святая Дева, достойная стать вместилищем Бога Слова, присносущной Жизни, Источника обновления и оживотворения оскверненных грехом. «Се бо... дверь... ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единого вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших» 85 . Является Та, Семя Которой сотрет главу искусителя ( Быт. 3, 15 ), Которая будет иметь такую глубокую веру и надежду на Бога, что не усомнится в день благовещения ответить Архангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1, 38 ), Которая Своей плотью и кровью будет питать Плоть и Кровь Божественного Сына, без вкушения которых никто не может наследовать жизни вечной. «Истинно, истинно говорю вам, – учит Сам Господь, – если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6. 53 ). Особенная, высочайшая радость для нас сегодня, как и в другие дни во славу Владычицы Богородицы, состоит в том, что Пресвятая Дева, став Матерью нашего Господа и Спасителя, сделалась по благодати Матерью и всех нас, соединенных с Ее Божественным Сыном живой верой, любовью и упованием. Вспомним, что завещал Ей Господь со креста. " Иисус, – повествует Евангелист, – увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» ( Ин. 19, 26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010