Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Располагается Благовещенская церковь с западной стороны от стен Кремля. Первое упоминание о церкви находим в Писцовой книге г. Тулы за 1625г.: «На Ильинской улице от городовых от Пятницких ворот церковь древена клецки во имя Благовещения Преч[истыя] Б[огороди]цы, а в церкви образ местной Благовещения Преч[истыя] Б[огороди]цы… да придел Блаженного Василия, двери царские на беле, сосуды церковные, и ризы, и книги, и колокола строенье попа Кузьмы Ортемьева». Как свидетельствует запись, в деревянном, вероятно небольшом по размерам храме, было два престола: главный освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Московского блаженного Василия, Христа ради юродивого, прославленного вскоре после кончины в конце XVI в. В статье протоиерея Александра Никаноровича Иванова (1822-1916), преподавателя Тульской духовной семинарии, члена редакции газеты ТЕВ и ее ответственного редактора с 1867 г., находим описание Благовещенской церкви со ссылкой на список с писцовых книг за 1687 год. К этому времени попом Иоанном с прихожанами храм заново построен из дерева, и в нем назван только один главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Трапезная упоминается без придела (возможно, он еще не был обустроен). На 4-х столбах была установлена колокольня с семью колоколами. С южной и западной сторон и на восток от алтаря располагалось кладбище. Рядом с ним находилась богадельня, приютившая 12 нищих. В 1692 г. на деньги бывшего ее священника иеромонаха Феодосия, строителя Троицкого Астраханского монастыря, построена пятиглавая каменная «вечного ради поминовения по отце своем схимнике Феодосии, и по матери Марии, и по подружии своей Екатерине, и по своей грешной душе и по прочих своих родителях. И аще будет который священник сооружитель в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, и он бы пожаловал, в забвение не положил, и у святого жертвенника за просфиромисанием и на ектениях имена их поминал, да и сам поминован будет у престола Высшего Судии», – сообщает надпись на каменной плите храма, расположенной в настоящее время на стене справа от паперти.

http://sobory.ru/article/?object=00880

В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. В начале 1990-х гг. обрел храм вторую жизнь… 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна Предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия.[/p] [р]Сейчас в храме по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ведутся серьезные реставрационно-строительные работы. Заново возведена 36-метровая колокольня (копия утраченной колокольни 17 в.). Строится парадное крыльцо… В подклете сооружается крестильный храм с баптистерием (для крещения с полным погружением). Храм встречает свое 350-летие возрожденным из руин, сияя прежним великолепием». Из буклета, продающегося в Благовещенской церкви Павловской слободы Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в селе Павловская Слобода, Истринского района. Строительство храма было начато в 1650 и закончено в 1662 году. Село Павловская Слобода принадлежало в то время Борису Ивановичу Морозову — ближайшему сподвижнику и другу государя Алексея Михайловича. Боярин Морозов решил воздвигнуть в своей родовой вотчине храм во имя Благовещения Пресвятой Бородицы не случайно. Несколькими годами раньше патриах Никон основал «российскую Палестину» — Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором планировалась постройка храма Благовещения Пресвятой Богородицы, олицетворял собой Назарет. Строительство ныне существующего каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы продолжалось более 10 лет. Здание храма по праву считается одним из сложнейших архитектурных сооружений не только прошедшей, но и нынешней эпохи — пятиглавый, огромный, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, с трапезной и двумя приделами (во имя пророка Илии и Николая Чудотворца), с величественной шатровой колокольней. Первоначально четверики храма и приделов покрывались по кокошникам, что значительно обогащало живописный силуэт храма. Здание храма с трех сторон окружено сводчатыми двухъярусными галереями на аркадах. За свое великолепие храм называют в народе " царским " . Основным элементом украшения фасадов служат разнообразные по форме и величине наличники окон.

http://sobory.ru/article/?object=00811

— А вы знаете, александрийский святитель Афанасий Великий, знаменитый защитник Единосущия Божия на первом Вселенском соборе, он тоже называл Благовещение великим праздником Зачатия Иисуса… Так что доля истины в ваших словах есть: с древнейших времён, когда не все ещё двунадесятые праздники были установлены, Благовещение уже осмыслялось Церковью как великое торжество. Так что называть этот праздник приниженным я бы ни в коем случае не стал. Тут надо понимать: есть праздники Господские — Богоявление, например, или Преображение, а есть Богородичные — Рождество Богородицы, Введение — и здесь же Благовещение. Богородичные праздники — и это ясно — не могут быть приравнены по своему достоинству к Господским. — А можно ли считать Благовещение только Богородичным праздником? Ведь в таинстве Боговоплощения участвуют все три Лица Пресвятой Троицы: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). — Интересный вопрос… В чём-то вы правы, разумеется, спорить с такими словами трудно… Но мы и не будем спорить, мы попытаемся понять, почему Церковь всё-таки решила так, а не иначе. Я думаю, что дело тут вот в чём: Благая весть обращена именно к людям, это человеческое торжество, это освобождение людей, начало спасения. В этот день род человеческий через лучшее своё дитя — Деву Марию — соединяется с Богом. Пречистая в данном случае являет собою всё человечество, а значит, и праздник этот по праву посвящён Ей. Как вы думаете, почему двое из евангелистов так старательно воспроизводят родословную Господа? Это делается для того, чтобы показать, как род человеческий участвовал в деле Боговоплощения. Вся эта длинная вереница имён, эти ветхозаветные праведные — да и не очень-то праведные — люди, это древо человеческое, тянущееся к небесам, и на вершине его — благоуханный плод, Дева Мария, лучшее приношение человечества Богу. Итак, Благовещение — это праздник человечества, породившего Пречистую. И как же неправы были католики, введя догмат о непорочном зачатии Богородицы! По виду — это возвышение Пресвятой Девы, по сути — это Её унижение, и с Ней — унижение всего рода человеческого, ведь из этого догмата следует, что обычным человеческим порядком Богородица не могла появиться на земле! И всё-таки Она наша, земнородная, и Благовещение — Её праздник, а стало быть, и наш тоже, наш, общий. На божественное призвание Она отвечает «Да!» — поэтому мы гордимся Ею.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-znachit-r...

- А вы знаете, александрийский святитель Афанасий Великий, знаменитый защитник Единосущия Божия на первом Вселенском соборе, он тоже называл Благовещение великим праздником Зачатия Иисуса... Так что доля истины в ваших словах есть: с древнейших времён, когда не все ещё двунадесятые праздники были установлены, Благовещение уже осмыслялось Церковью как великое торжество. Так что называть этот праздник приниженным я бы ни в коем случае не стал. Тут надо понимать: есть праздники Господские - Богоявление, например, или Преображение, а есть Богородичные - Рождество Богородицы, Введение - и здесь же Благовещение. Богородичные праздники - и это ясно - не могут быть приравнены по своему достоинству к Господским. - А можно ли считать Благовещение только Богородичным праздником? Ведь в таинстве Боговоплощения участвуют все три Лица Пресвятой Троицы: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1, 35). - Интересный вопрос... В чём-то вы правы, разумеется, спорить с такими словами трудно... Но мы и не будем спорить, мы попытаемся понять, почему Церковь всё-таки решила так, а не иначе. Я думаю, что дело тут вот в чём: Благая весть обращена именно к людям, это человеческое торжество, это освобождение людей, начало спасения. В этот день род человеческий через лучшее своё дитя - Деву Марию - соединяется с Богом. Пречистая в данном случае являет собою всё человечество, а значит, и праздник этот по праву посвящён Ей. Как вы думаете, почему двое из евангелистов так старательно воспроизводят родословную Господа? Это делается для того, чтобы показать, как род человеческий участвовал в деле Боговоплощения. Вся эта длинная вереница имён, эти ветхозаветные праведные - да и не очень-то праведные - люди, это древо человеческое, тянущееся к небесам, и на вершине его - благоуханный плод, Дева Мария, лучшее приношение человечества Богу. Итак, Благовещение - это праздник человечества, породившего Пречистую. И как же неправы были католики, введя догмат о непорочном зачатии Богородицы! По виду - это возвышение Пресвятой Девы, по сути - это Её унижение, и с Ней - унижение всего рода человеческого, ведь из этого догмата следует, что обычным человеческим порядком Богородица не могла появиться на земле! И всё-таки Она наша, земнородная, и Благовещение - Её праздник, а стало быть, и наш тоже, наш, общий. На божественное призвание Она отвечает " Да! " - поэтому мы гордимся Ею.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В годы Советской власти Благовещенский храм разделил участь многих других разорённых храмов. В 1922 г. из церкви была изъята часть церковной утвари. Прихожан и причт новая власть обложила зверскими налогами, которые следовало платить за каждое богослужение, а количество служб максимально сократила. 3 ноября 1939 года постановлением Ивановского облисполкома (Ковровский район тогда состоял в Ивановской области) здание церкви было закрыто и передано для культурно-просветительских целей. В дальнейшем оно использовалось под склад. Долгое время Благовещенский храм пустовал, все главы и кресты его обрушились. Ограда полностью уничтожена и лишь огромная заросшая куча показывает – где раньше стояли Святые ворота. От церковного кладбища осталось несколько каменных памятников, вся его территория была превращена в свалку. Старинные надгробия пошли на хозяйственные нужды. Часть их была использована при строительстве мельницы на реке Нерехте в полутора километрах от села. Мельницу давно уже разобрали, а надгробные камни до сих пор валяются на том месте. Из четырёх бывших приходских деревень на картах Владимирской области не сыскать уже деревни Тарханово. Дачники и относительная близость к районному центру не дают окончательно умереть остальным трём деревням, а побелённые часовни-столбики в Горожаново и Черноситово напоминают о принадлежности к приходу церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы села Великово, что в Медушах. Село Великово, что в Медушах, находится в 15 верстах от уездного города Коврова и в 55 верстах от Владимира. Церковь исстари существует в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. она записана как «церковь Благовещенье Пречистой Богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены ростовского Бахтеярова…» В тех же книгах под 1653 г. церковь и приход записаны: «в вотчине боярина князя Бориса Александровича Репнина село Великое, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел Николы чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотв., да Ильи пророка…»

http://sobory.ru/article/?object=03509

Башню назвали Благовещенской примерно в середине XVII века, во времена правления Ивана Грозного. Поименовали её по имени иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, которая по свидетельству очевидцев самопроизвольно проявилась над воротами на стене башни. Согласно преданию, в башне томился узник, приговорённый к смерти, который был невинен в предъявленных ему обвинениях, но доказать свою непричастность к преступлению не мог. Денно и нощно молился он Пресвятой Богородице о своём освобождении и вот однажды на кирпичной кладке, обращённой в сторону царских покоев, чудесно явилось изображение иконы Благовещения. Когда царь узнал о самостоятельно появившейся от молитв на стене башни иконе, то, поражённый чудом, освободил узника. К месту этому стали собираться молящиеся, и вскорости рядом с башней была построена деревянная часовня. Императрица Анна Иоанновна в 1730 г. приказала поставить расположить каменную церковь при иконе таким образом, чтобы внешняя стена башни была внутри храма. По проекту архитектора Г. Шеделя в 1731 году была сооружена церковь, которая по месту нахождения стала называться церковью Благовещения на Житном дворе. Церковь представляла собой простой кубический объём с четырёхскатной крышей и одним куполом. С восточной и западной стороны соответственно к церкви были пристроены пониженные алтарная апсида и трапезная с притвором. Из Нижнего сада к притвору вела лестница, которая примыкала прямо к его крыльцу. В смотровой вышке башни устроили звонницу с семью колоколами и увенчали её крестом. В 1816 году в церковь Благовещения поместили ковчег с частицами мощей св. Иоанна Милостивого – покровителя всех нищих, Александрийского патриарха, а в 1825 году во имя этого святого в трапезной был освящён придел. Портомойные ворота рядом с Благовещенской кремлёвской башней заложили наглухо в 1831 году. Во время реставрации церкви в 1892 году интерьер храма соединили с помощью арки с башней, в которую перенесли придел св. Иоанна Милостивого. В это же время был открыт ход в башню и там был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора.

http://sobory.ru/article/?object=34512

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в конце XIX века и входила в подворье Старо-Афонского Андреевского скита. Архитектурный комплекс подворья включал Благовещенскую церковь, флигель для монахов. Храм был построен в 1889-1893 годах по проекту Николая Никонова. В 1930-е его закрыли, разрушили центральный купол, колокольню и главки. В начале 1970-х годов здание перестроили, сбив украшения и остатки куполов, надстроив стенку над вторым этажом, в интерьере установив перегородки. В здании до войны располагался склад, затем архив, а после переделки - Центральный государственный архив научно-технической документации. В 2000 году Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование была передана сторожка в западной части, в которой была освящена часовня ап. Андрея Первозванного, а в 2015 году Санкт-Петербургской епархии было передано основное храмовое здание, освобожденное архивом летом 2016 года. Первая Божественная Литургия, отслужена 26 октября 2016 года. Первое Всенощное бдение - 29 октября 2016 года. 8 ноября 2016 года Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил Благовещенский храм. http://vk.com/club134641238 Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и часовня Андрея Первозванного. Пам. арх. (регион.).  1889-1893 - арх. Никонов Николай Никитич (церковь, перестроена). 1930-е - перестройка В состав памятника Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита входят: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Флигель для монахов (двор) 1891-1893 - арх. Никонов Н. Н. Ограда и сторожка 1891-1893 - арх. Никонов Н. Н. В 1841 г. иноки Ново-Афонского Пантелеймоновского монастыря приобрели на священной горе Афон келью св. патриарха Афанасия, которую обратили в скит св. апостола Андрея Первозванного. К началу ХХ в. скит стал крупнейшим монастырем на Афоне. В 1860-е гг. в скиту началось строительство собора св. Андрея Первозванного. Для сбора средств в 1861 г. в Россию привезли чтимую икону Божией Матери «В скорбях и печалех Утешение».

http://sobory.ru/article/?object=00710

В XIX веке храм был немного перестроен — за счет галерей, во втором ярусе которых были заложены открытые арки, в стенах трапезной пробиты многочисленные проемы, растесаны окна апсид и четверика храма. На высоком подклете, с трапезной и двумя приделами, совершенный в пропорциях, красиво украшенный закомарами, аркатурными поясками, массивный храм кажется легким, пронизанным воздухом и светом, словно парящим в воздухе. Опоясывает церковь галерея-гульбище. Фасады украшают разнообразные наличники, стены венчают пояса декоративных кококошников под карнизом. В 1933 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы был закрыт. Двое суток с подворья вывозилась церковная утварь. Колокольня храма была взорвана, в помещениях храма было устроено женское общежитие и артель по пошиву дерматиновых сумок. В 1992 году храм был возвращен православной общине, в нем начались реставрационные работы. Была заново отстроена 36-метровая колокольня с 11 колоколами. Внутри храма сооружён крестильный храм с бабтистерием (для крещения с полным погружением). Начато строительство нового комплекса, в центре которого — храм Царственных Страстотерпцев, трапезная, дом для священнослужителей, библиотека. При храме открыта и действует воскресная школа. http://www.tutnedaleko.ru/target/ Село Павловское, на реке Истре, с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы в 1593 г. находилось Звенигородского уезда Городского стана в вотчине Морозова. По писцовым книгам 1624-25 гг. значится: «за Борисом Ивановичем Морозовым, по государеве жалованной грамоте 1616 году, деда и отца его старинная вотчина село Павловское на реке Истре, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение вотчинников; а церковных дворов: во дворе поп Микифор, во дворе дьячок Павлик, во дворе просвирница Овдотьица, во дворе пономарь Федотко; пашни паханые церковные земли 10 четвертей в поле, сена 5 копен; в селе двор вотчинников, 4 двора людских, 3 двора псарских, 9 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских, а людей во всех дворах 31 человек».

http://sobory.ru/article/?object=00811

Расположение церкви на центральной площади города при советской власти было источником опасности для ее существования. Уже в 1920 г. городской комитет коммунального хозяйства при Нижгорсовете запросил НКП о сносе Благовещенской церкви. Заведующий Главнаукой при НКП ответил 10 апреля 1920 г., что «Главнаука не препятствует» сносу храма при условии «тщательной фиксации обмерами и фотографиями под руководством музея». Однако храм чудом просуществовал до 1929 г., когда вместе с Алексеевской церковью был приговорен к сносу, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Поначалу, по совету Главнауки, переделали церковь «под гражданский тип строения», и Нижгубисполком решением от 4 апреля 1929 г. отдал здание храма под клуб инвалидов. Но, по настоянию Горсовета, 8 апреля 1930 г. было принято решение церковь снести как «стесняющую движение». Снос церкви был завершен 18 августа 1930 г., площадь была перепланирована. Сейчас на месте храма – памятник Кузьме Минину. http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi На месте Благовещенского собора с XIV ст. стояла деревянная церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1378 г. вел. князем нижегородским Димитрием Константиновичем. Об этой церкви после много радел преосв. Тихон, бывший уроженец нижегородский, по тому отношению к ней, что при ней погребены были его родители. Когда в 1696 г. она пришла в совершенную ветхость, он, бывши тогда митрополитом Сарским и Подонским, построил вместо деревянной обветшавшей церкви каменный Благовещенский собор, который им и освящен был 8 октября 1697 г. и снабжен был многими вещами из церковной утвари. Когда в большой пожар 1715 г. этот собор сильно обгорел, он и возобновил его, бывши в то время уже Казанским митрополитом. В XIX ст. собор был неоднократно (в 1831 и 1866 гг.) переделываем, так что почти совершенно утратил свой первоначальный вид. В Благовещенском соборе три престола: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные в трапезе: правый – во имя св. Димитрия Солунского, а левый – во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и св. муч. Власия. Из икон в этом соборе замечательны: икона Спасителя, украшенная сребропозлащенным высокой работы венцом и гривною; Благовещения Пресвятой Богородицы – обе эти иконы были еще в старой деревянной Димитриевской церкви; Боголюбская икона Божией Матери, старинная, греческого письма; апост. и еванг. Иоанна Богослова, новой академической работы, дар нижегородской губернской гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=28326

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010