Однажды, читая Священное Писание , Она остановилась на пророчестве пророка Исаии о рождении Божественного Искупителя от Девы: «Се Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». Она, прочтя это пророчество, сказала Себе: «как должна быть блаженна эта Дева и как бы я хотела быть хотя последней служанкой Ее». Вдруг является пред Ней небесный посланник – Архангел Гавриил и говорит Ей: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами!» Мария смутилась от такого приветствия. Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария! Ты заслужила благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь его Иисусом, т. е. Спасителем, потому что Он спасет людей от грехов их. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Но Мария, давшая обет никогда не выходить замуж, спросила: «Как будет это, когда Я не знаю мужа?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и Святое, рождаемое от Тебя, назовется Сыном Божиим». Мария сказала ему на это: «Я раба Господня, пусть со Мною будет по слову твоему». Тогда Ангел скрылся от Пресвятой Девы. Церковь установила праздновать Благовещение 25-го марта. Праздник этот очень важен для нас. Прежде люди жили только ожиданием Спасителя, надеждой на будущее избавление людей от греха и несчастья; со дня же Благовещения это спасение уже пришло на землю: Благовестие Архангела послужило самым началом спасения; потому-то в церковной песне на Благовещение говорится: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Это значит: «Сегодня начало нашего спасения и обнаружение тайны, назначенной прежде веков! Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

протоиерей Михаил Браверман Зачатие Пресвятой Богородицы Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог. Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна. Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [ Быт. 12:3 ]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [ Лк. 1:6–7 ]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой. И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного. Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [ Гал. 3:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. ( Лк. 1; 26–38 ). Благовещение и момент Введения Пресвятой Богородицы во храм разделяют немногим более одиннадцати лет. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Но, по закону, по достижении этого возраста она как совершеннолетняя должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Святые Иоаким и Анна к тому моменту уже умерли, а юная Мария за одиннадцать лет своего пребывания при храме так пламенно возлюбила Бога, что решила полностью посвятить себя Ему, дав обещание не вступать в брак. Тогда Марию обручили дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, известному своей праведной жизнью. Таким образом, Дева Мария формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но в действительности ей не была. Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство 35 . Его дом находился в Назарете Галилейском, где Иосиф занимался плотницким ремеслом. Само Благовещение произошло спустя четыре месяца по обручении. «И в это же мгновение, действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, “Слово стало плотию, и обитало с нами” ( Ин. 1; 14 ). Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться. Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества – Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Мессия, родится от Девы Марии. Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о “Семени жены, Которое сотрет главу змия” ( Быт. 3; 15 )», – пишет святитель Димитрий Ростовский .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

протоиерей Михаил Браверман Благовещение и таинство Причащения По указанию Ангела Иосиф Обручник должен был дать Богомладенцу имя Иисус – «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» [ Мф. 1:21 ]. Человеческое имя Воплощенного Бога означает «Сущий спасает». Избавляет нас от грехов и вечной смерти Сам Господь Бог. И наше спасение – это возможность соединения с Богом, Который ради нас навсегда стал Человеком. В единении со Христом человек призван сделаться наследником Его вечного Бытия и Его победы над смертью ! Общение Бога и человека не есть только умозрительная, философская и нравственная категория – богообщение в Церкви является онтологической реальностью, оставаясь при этом абсолютной тайной. И прежде всего это явлено в Таинстве Причащения, где под видом хлеба и вина причащаемся мы Плоти и Крови – самой жизни Господа Иисуса Христа, две тысячи лет назад воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии. Таинство Причащения Господь установил в преддверии Своих крестных страданий, смерти и Воскресения. В Великий Четверг на Тайной вечере Господь взял в руки хлеб, благословил, освятил и преломил его, также освятил чашу вина и дал ученикам со словами, что этот хлеб и вино есть и до скончания века будут явлением Его Самого. Хлеб сей «есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Чаша же сия – есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» 13 . Хлеб и вино в Священном Писании – это еще и знаки, символы жизни и ее полноты. Господь называет Отца Небесного Виноградарем, о Себе говорит как о Виноградной лозе, о нас как о ветвях этой Лозы! И «как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы. если не будете во Мне» [ Ин. 15:4 ]. А о Пречистой Деве Марии Церковь возвещает, что Она есть «Лоза истинная, возрастившая нам Плод жизни» 14 . Господь, родившийся в Вифлееме (что в переводе означает «Дом хлеба»), называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим жизнь миру. И если хлеб обыкновенный, земной, дает жизнь физическую, то Хлеб небесный дает человеку жизнь вечную. И так как Господь есть Хлеб, сходящий с Небес, то Дева Мария – Та, от Которой Небесный Хлеб вырос на земле. Одна из Богородичных икон именуется «Хлебной», а еще одна – «С’порительницей хлебов». Это название, данное образу преподобным Амвросием Оптинским , свидетельствует, что Дева Мария умножает хлеб земной – дары Божии, и от нее произрастает Хлеб Жизни – Господь Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Понеже ада связал еси, Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя, Христе, яко победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися... Темже радующеся глаголем: благословен грядый Адама воззвати. Поскольку Ты, Бессмертный, связал ад, умертвил смерть и воскресил мир, дети с пальмовыми ветвями восхваляли Тебя, Христос, как победителя, взывая к Тебе сегодня: «Осанна Сыну Давидову!» Ибо, говорит, младенцы более уже не будут убиваемы ради Младенца Марии, но один Ты распинаем за всех младенцев и старцев... Поэтому мы с радостью говорим: «Благословен Грядуший воззвать Адама!» Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Седален.  Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасу Христу; слава Тебе, благословенному, Единому Богу нашему.  Воссылайте вместе хвалу, люди и народы, ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка и идет с намерением на кресте поразить врагов, ибо Он силен. Поэтому и дети с пальмовыми ветвями воссылают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасителю Христу; слава Тебе, Благословенному, Единому Богу нашему. Лейтмотивом богослужебных текстов Входа Господня в Иерусалим является тема Царства: Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль – Церковь Божию. Тема Царства сближает этот праздник с Благовещением Пресвятой Богородицы. В Назарете Ангел говорил Деве об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин. 12:13 ). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь преизобильно дает нам Свою благодать. И мы с вами должны стремиться жить в этой благодатной жизни, удержать эту благодать. И примером здесь нам служит Пречистая Богоматерь. Для того, чтобы нам преисполниться благодати, мы должны чувствовать радость о Боге. Апостол Павел говорит нам о том, чтобы мы постоянно радовались о Нем, постоянно за все Его благодарили. Особенно в настоящее время мы постоянно должны чувствовать эту величайшую потребность в радости о Боге. Но вы не должны думать, что мир может так преуспеть, что заменит эту величайшую радость. Ничего подобного мир не давал, не дает и не даст никогда! Что может быть славнее того, что человек может принять приветствие Божие? Архангел сказал Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». И это обращение относится к тебе, человек. Какое еще может быть более драгоценное сокровище и радость для тебя, если ты можешь сказать, что возрадовался дух твой о Боге, Спасителе твоем? Сколько в этом кратком выражении для нас с вами надежды на спасение, сколько близости к Богу! Все, что дает нам Господь, мы должны уразуметь всем нашим сердцем, чтобы понимать волю Божию, и стремиться ее исполнить. Тогда каждый из нас действительно поймет свое истинное призвание. И мы должны сделать это наше призвание благодатным. Тогда-то мы и сможем выполнить наше назначение, тогда принесем то, что каждый должен принести по своим обязанностям, тогда мы выполним тот долг, который призвана исполнить церковь Христова. Смысл нашей проповеди не в том, чтобы найти убедительные слова, призывающие к человеческой мудрости, а в том, чтобы каждый из нас почувствовал жажду услышать слова архангела: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Каждый должен стремиться к этой благодати, и тогда внутренне мы будет переживать эту величайшую радость, в которой все опоры нашей жизни. Полагая в основу нашей жизни слова Пресвятой Богородицы «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем», живя так, стремясь к этому, мы удостоимся именно того, что Господь обещал нам. А Господь обещал радость, блаженство, святость, бессмертие, вечное царство, Царство Небесное.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-vsen...

Дорогие братия и сестры, если нет в нашем сердце этого вечного огня любви, любви Христовой, любви жертвенной, какую имел святой Иоанн Богослов, не оставивший Господа и на Голгофе, какую имели святые мученики и все святые, то будем просить его у Господа, и Он поможет стяжать его нам. Если сознание грехов наших настолько тяготит нашу совесть, что нам представляется уже невозможным достичь этой любви и присоединиться духом к подвигу Спасителя, то вспомним еще одного соучастника страданий Христовых, а именно — покаявшегося разбойника и убедимся в великой силе всепрощения и любви Христовой. Убедимся в ней и с твердой покаянной верой преклонимся пред Его святым крестом, молитвой очищая сердце свое от всякого лукавства и повторяя с сокрушением слова молитвы: «…ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Аминь. На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди!». Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует эту великую радость — начало и завершение нашего спасения. Сегодня мы прославляем Великого Бога и Спаса, благоволившего послать архангела возвестить Пресвятой Деве Марии о том, что Она пребудет нетленна и родит Господа и Спасителя нашего, и прославляем вочеловечевшегося Господа нашего Иисуса Христа, торжественно грядущего на вольные страдания во имя нашего спасения. Пресвятая Дева смутилась, увидев архангела. Вострепетала нетленная, чистая юница, услышав глас небожителя: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Что же за приветствие принес Ей ангел Господень? «Не бойся, Мария, — разъяснил и успокоил Ее недоумение посланник неба. — Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Еще более смутилась Святая Дева при этих словах ангела и вопрошает его, указывая на Свое девство: «Как будет это, когда Я мужа не знаю». В ответ на этот вопрос сказал Ей ангел: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Так совершилось начало нашего спасения. И Слово стало плотию. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти», — восклицает святой апостол Павел. Святые отцы на Первом вселенском соборе утвердили на все времена веру в Господа Иисуса Христа: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Церковь же воспевает: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

30 . Название Богородицы взято из следующих слов пророка Исаии: Вот Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (что значит с нами Бог) ( Ис.7:14 ). Также праведная Елисавета, мать Предтечи, когда после Благовещения пришла к ней Пресвятая Дева Мария, прямо назвала Ее Матерью Господа, то же что Богородицею ( Лк.1:43 ). 31 . Как Матерь Господа, Пресвятая Дева Мария превосходит всякое сотворенное существо, поэтому Православная Церковь ставит и чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов, т. е. высших чинов Ангельских. „Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим“, поется о Ней в церковных песнопениях 24 . 32 . Люди, ожидавшие пришествия обещанного Спасителя могли узнать Его, когда Он родился и жил на земле. Бог дал им такие признаки, по которым легко можно было узнать. Это – многие и точные предсказания пророков об обстоятельствах Его рождения и жизни на земле. 33 . Например, пророк Исаия за 600 лет до Рождения Христова предсказал, что Он родится от Девы: Вот Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (что значит с нами Бог) ( Ис.7:14 ), и также с удивительной ясностью он предсказал страдания и смерть Спасителя: Он (Иисус Христос) изъязвлен был за грехи наши и мучен за беззакония наши: наказание мира нашего (для примирения нашего с Богом) было на Нем, ранами (страданиями) Его мы исцелились (от грехов и получили спасение) ( Ис.53:5 ). Пророк Михей предсказал место рождения Спасителя – город Вифлеем ( Мих.5:2 ). И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудиных, потому что из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля, так что на вопрос царя Ирода, где должно родиться Христу, первосвященники и книжники еврейские прямо отвечали: в Вифлееме Иудейском, и указывали на это пророчество ( Мф.2:4–6 ). Пророк Малахия, по создании второго храма Иерусалимского предсказал, что Спаситель придет в этот храм и что пред Ним послан будет Предтеча: Вот Я пошлю Ангела Моего (Предтечу) и уровняет (приготовит) путь предо Мною; и внезапно придет в Церковь Свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете ( Мал.3:1; 4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. + Слова этой, самой древней и самой прекрасной из бесчисленных молитв Божией Матери, взяты из Евангелия – из рассказа о событии Благовещения: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: – Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: – Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Получив благую весть от Ангела, Пресвятая Дева сразу же пошла к Своей святой родственнице – праведной Елисавете, будущей матери Иоанна Крестителя. Едва Елисавета увидела Пречистую Деву, как исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: - Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:26-31, 41-43 ). Святая праведная Елисавета под действием Святого Духа произнесла те же удивительные слова, что и Архангел Гавриил: Благословенна Ты между женами (или, по церковнославянски: Благословена Ты в женах).А мы к словам Ангела и праведной Елисаветы добавляем еще: яко Спаса родила еси душ наших, высказывая этим Пресвятой Богородице веру в Ее Божественного Сына, Которого от всего сердца признаем как Спасителя наших душ. Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Достояние – наследие. На сопротивныя – над противниками, над врагами. Жительство – жилище, то есть народ божий – православных христиан. + Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на все достояние Божие – на все, принадлежащее Христу: на людей Его, то есть православных христиан, которые даже имя Христово носят; на наше отечество и в особенности на Святую Церковь – общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живет. Молитва о живых

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Аминь. На Благовещение Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. По узкой горной тропинке шла, торопилась совсем молодая женщина. Тропинка была каменистая, неудобная, южное солнце обжигало лицо, но женщина все шла и шла… Это была Пречистая Дева Мария; Она спешила в далекую нагорную страну к Своей родственнице, праведной Елисавете, чтобы поделиться с ней радостью благовещения. Радость превозмогала усталость, и кто знает, какие дивные песни хвалы и благодарности Богу слагала в сердце Своем Пречистая Дева? Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Православная Церковь торжественно празднует эту великую радость, начало нашего спасения, прославляя Бога, благоволившего послать архангела возвестить Пресвятой Деве Марии о том, что Она пребудет нетленна и родит Господа, Спасителя мира. Пресвятая Дева Мария смутилась, увидев архангела. Вострепетала нетленная и чистая юница, слыша глас небожителя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Что же за приветствие принес Ей ангел Господень? — «Не бойся, Мария, — разъяснил и успокоил Ее посланник неба, — Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» Еще более смутилась Святая Дева при этих словах ангела и вопрошает его, указывая на Свое девство: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» В ответ ангел сказал Ей: «Дух Святым найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя». Так свершилось начало нашего спасения. И Слово стало плотию. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти!» — восклицает святой апостол Павел. Святые отцы на Первом вселенском соборе утвердили на все времена веру в Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В глубочайшем смирении Пресвятая Дева Мария преклонилась пред волей Господа Своего и с пламенной любовью засвидетельствовала Свою готовность исполнить ее: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010