Преподобный Сергий, видя благословение Божие над лаврской обителью, усердно молился о своей братии, и Господь утешил его пророческим видением. Подвижник увидел множество прекрасных птиц, которые летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды, и услышал таинственный голос: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!». Птицы летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды: перед нами с высоты птичьего полета открывается вид на кельи и колокольни, церкви и соборы белокаменной Москвы. Поднявшись выше, мы оказываемся у порога другой монашеской кельи и вновь видим преподобного Сергия – спустя пять столетий после его блаженной кончины. Прп. Сергий утешает митрополита Московского Филарета (Дроздова) в момент сильного душевного смущения. Келья владыки Филарета располагалась на втором этаже Митрополичьих палат, здесь он прожил 46 лет и принял блаженную кончину. Прп. Сергий явился владыке Филарету в тонком сне. «Дверь, которую я обыкновенно запираю, тихонько отворилась, и вошел преподобный, старенький, седенький, худенький и росту среднего, в мантии без епитрахили», – рассказал митр. Филарет своему духовнику, наместнику Троице-Сергиевой Лавры, прп. Антонию (Медведеву). Владыка переживал тяжелый период, накануне он отказал императору Николаю I в просьбе освятить триумфальные ворота, установленные в честь победы над французами. Совесть подсказывала митр. Филарету против освящения ворот с языческими статуями, но вместе с тем он не желал опечалить государя. Только его духовник поддерживал решение владыки отказаться от освящения ворот, все остальные советовали не прекословить императору. Беспокойство было таким сильным, что митр. Филарет занемог. Но прп. Сергий, наклонившись к кровати, сказал владыке: «Не смущайся, все пройдет…». Действительно, государь не стал настаивать на освящении, и вопрос решился сам собой. Преподобный Сергий был одним из самых любимых святых митрополита Филарета, и он часто обращался к нему в молитве. Вот отрывок из проповеди владыки: «Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз изречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горячая лучина светит чтению, но сердца молящихся горят тише и ясней свещи, и пламень их достигает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы мог я вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошался дождем слов его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать прах её сеней, который истёрт ногами святых, через который однажды преступили стопы Царицы Небесной».

http://sobory.ru/article/?object=04014

Также были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Скурат, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Бирского и Белорецкого Спиридона на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и молитву у мощей святителя Филарета и обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с особым для града Москвы и Церкви нашей праздничным днем  — днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского. Великий богослов, великий светильник земли нашей взошел на Московскую кафедру, когда многие искушения, испытания и соблазны, предшествовавшие грозным событиям начала XX века, уже появились в сердце Святой Руси. Своим мощным умом, своим ярким словом, своим убедительным письмом святитель помогал людям, в том числе колеблющимся, укрепиться в вере православной; его многие таланты послужили тому, чтобы помочь современникам сохранить веру православную и верность Церкви.  Святитель Филарет, как мало кто из святителей земли нашей, потрудился в первую очередь для того, чтобы вера православная была понятна не только людям просвещенным, но и всему народу. Народ сердцем веровал, и в храмы люди ходили, и в молитвах слезы проливали, но не всегда, в силу малограмотности, они могли в точности понимать, что же есть вера православная. И святитель Филарет нашел правильные слова, собрав их в замечательной книге Катехизиса, по которой не одно поколение наших людей воспитывалось в православной вере и постигало азы христианского вероучения.  Святитель Филарет явился звездой на нашем духовном небосклоне, — звездой, которая и сегодня не меркнет. Труды его изучаются в духовных школах, многие священнослужители обращаются к его творениям, размышляя о том, как и что сказать современным людям с церковного амвона. Несмотря на отдаленность от нас по времени, святитель Филарет остается нашим современником — с сильным и ярким словом, с горячей верой, с любовью к Церкви и Отечеству. Его молитвами да сохранит Господь веру православную в земле нашей, да укрепит архипастырей и пастырей Церкви Русской, дабы они несли свое служение в столь непростое время, оставаясь верными Господу и будучи способными отвечать на вопрошания и воздыхания нынешнего века. Его молитвами да хранит Господь Церковь Русскую и град Москву. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/5315673.ht...

В советское время здание Троицкого храма использовалось как цех по изготовлению горчицы, хрена и крахмала, позже здесь была открыта реставрационная мастерская. Почти все фрески и росписи на стенах уничтожили, главный алтарь храма засыпали цементом и мусором. Разоренный и обветшавший храм передан Русской Православной Церкви в мае 1998 г., и сразу же началось его восстановление. 31 августа, в день памяти свв. Флора и Лавра, в Ильинском приделе совершена первая Божественная литургия. В ноябре 1998 г. открылась воскресная школа. Перед Пасхой в 1999 г. храму был подарен набор колоколов, отлитых в Воронеже, а в 2004 г. ещё один 140-килограммовый колокол прибыл из Екатеринбурга. На сегодняшний день внешний облик Свято-Троицкого храма восстановлен полностью. Вокруг храма установлена кованая ограда. В 2004 г. на месте разрушенной церковно-приходской школы была построена новая, в стенах которой работают воскресная, музыкальная школы, проходят городские школьные олимпиады. С 2005 г. на базе школы преподавались курсы Основ Православной культуры для учителей юго-восточного региона Московской области. Внутри храма полностью восстановлена трапезная часть, главный алтарь украсился росписью в стиле XVI в. (дипломная работа выпускницы факультета монументальной живописи Государственного академического художественного института им. В. Сурикова Василины Королёвой), ведутся работы над созданием пятиярусного иконостаса. http://kolomna-hram.ru/troicanarepne 26 декабря 1782 г. у соборного дьякона города Коломны Михаила Федоровича Дроздова родился сын – знаменитый в будущем московский митрополит Филарет. Мальчик появился на свет в доме тестя, который был настоятелем Богоявленской церкви в Гончарной слободе, однако почти сразу после рождения сына Михаил Федорович Дроздов получил назначение в Троицкий храм на Репне, располагавшийся в южной части города. В Ямской слободе возле Троицкой церкви, где на протяжении 17 лет служил настоятелем отец, прошло детство и юность владыки Филарета. Святитель Филарет (Дроздов) происходил из старинного рода священнослужителей той части Тульской губернии, которая, впоследствии вошла в пределы Московской области. Дед владыки Филарета Федор Игнатьевич Дроздов был священником в селе Кормовое нынешнего городского округа Серебряные Пруды. У него было трое сыновей: Михаил, Афанасий и Иван. Первый – отец святителя Филарета – переехал в Коломну, Афанасий стал настоятелем церкви в селе Карники Веневского уезда Тульской губернии, а Иван остался служить в Кормовом. Эти сведения о предках святителя Филарета были опубликованы в Тульских епархиальных ведомостях со слов его престарелой троюродной сестры Татьяны Афанасьевны (в девичестве Дроздовой), которая в 1860-е гг. еще проживала в родовом селе Кормовое.

http://sobory.ru/article/?object=09688

Я потом спросил у владыки: где же он так хорошо освоил английский? - Да чего там! - махнул он рукой. - Разве это проблема? Было бы что сказать, а слова сами найдутся - в любом языке. Ему действительно всегда было что сказать. Мы беседовали на разные темы. И о чём бы ни зашёл разговор, его мнение оказывалось очень убедительным и независимым. Рассказывал владыка и о своей жизни, в которой тоже было немало такого, что обнаруживало цельность личности и твёрдость характера. Отлучение и возвращение Он родился на Буковине, в Черновицкой области, и после затейливых житейских маршрутов и должностей там же, в родных краях, и обосновался - возглавил Черновицкую епархию, где пребывал до недавнего времени. А до этого работал на стройках, учился в техническом училище и университете, окончил Московскую духовную академию, был благочинным Троице-Сергиевой лавры, настоятелем храма в подмосковном Переделкине, наместником знаменитого Почаевского монастыря. - Как монах был всегда готов на любое послушание, - говорил владыка, - но, конечно, душа тянулась к малой родине. И потому он был очень рад, когда в 1990 году стал правящим архиереем Черновицкой епархии. Его поставил на это место тогдашний глава Украинской Церкви митрополит Филарет. Однако, когда через два года Филарет начал кампанию по отделению от Московского патриархата, владыка Онуфрий отказался подписать обращение по этому поводу и занял очень жёсткую позицию. Тут же Филарет убрал его с любезной сердцу Черновицкой кафедры. Однако это ничуть не поколебало неуступчивого архиерея. А через короткое время уже сам Филарет был низложен, и владыка Онуфрий вернулся в Черновцы. Его конъюнктура не заботила. Он сам решал, как поступать, что говорить, с кем общаться. Тайные встречи у Ниагарского водопада В США нас встречал тогдашний глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Именно он многое сделал для сближения двух частей русского православия и в итоге подписал с Патриархом Алексием Акт о воссоединении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Митрополит Филарет поддержал общину старца Зосимы и по приезде из Сибири. Владыка предоставил о. Зосиме келию в кремлевском Чудовом монастыре и способствовал тому, чтобы старец с сестрами обосновался именно в Московской епархии. После смерти о. Зосимы основанная им пустынь «была еще в младенческом, весьма скудном состоянии, и за неимением в ней храма Божия, не подлежала законному утверждению и существовала только одним отеческим покровительством своего архипастыря митрополита Филарета. И только через несколько лет после кончины святого старца, старанием московского владыки, Святейший Синод разрешил в 1838 году, на имя царевны грузинской, выстроить в обители домовую церковь , которая, по благословению архипастыря, была поставлена над гробом основателя обители, во имя Живоначальной Троицы. Когда через полгода храм был выстроен и освящен, царевна, по наставлению владыки, подала прошение в Святейший Синод о разрешении ей устроить при церкви женскую обитель и обратить ее домовую церковь в храм для этой обители» 357 . При устроении общежития митрополит Филарет, кроме официального донесения Синоду, ходатайствовал еще частным образом перед обер-прокурором Н. А. Протасовым, направив последнему письмо от 13 июля. Но еще раньше, в мае того же 1841 года, просил помощи и содействия в этом деле находившегося тогда в Петербурге Андрея Николаевича Муравьева: «Будьте еще мне ходатаем по находящемуся в Святейшем Синоде делу о вкладах, предполагаемых для Троицкой церкви грузинской царевны Тамары на усадьбе Одигитриеве и для общежительствующих при сей церкви нескольких лиц женского пола. Дело сие было слушано, и Святейший Синод полагал утвердить мнение епархиального начальства. Теперь вкладчики, не получая разрешения, докучают мне и входят в недоумение. Представьте графу Николаю Александровичу мою покорнейшую просьбу о споспешествовании окончанию сего дела, дабы упрочить благодеяние, которое набожные люди делают другим набожным людям» 358 . Высочайшее соизволение на утверждение Троице-Одигитриевского общежития последовало 19 июля 1841 года, и тогда сам архипастырь составил и ввел в обиход «Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского женского общежития».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Не сам ли митрополит Платон из числа учеников своих предугадал сразу трех достойных преемников своего архипастырского престола: Августина, Серафима и Филарета. К старости владыка часто говаривал загадочно, неопределенно, более намеками. Иногда, указывая на свои волосы, повторял: – Когда этот снег растает, много грязи будет. Однажды в Махрищском монастыре, в 1812 году, он надел наизнанку свою шубу и, когда ему сказали об этом, промолвил: – Так, ныне все идет навыворот. С остроумием у митрополита Платона неразлучна была проницательность. Как-то доложили владыке, что хомуты на его шестерке украдены, что ему нельзя выехать из Вифании, а потому испрашивалось его благословение на покупку хомутов. Митрополит дал распоряжение, чтобы в три часа по троекратному удару в вифанский колокол не только вся братия, но и все рабочие, даже живущие в слободках, собрались в церковь и ждали его. В четвертом часу доложили митрополиту, что все собрались. Выходит владыка. В храме уже полумрак, перед Царскими вратами, в приделе Лазаря, стоит аналой, и перед ним теплится единственная свеча. Иеромонах, приняв благословение владыки, начал чтение псалтири. Прочитав кафизму, он остановился, чтобы перевести дух, а с укрытого мраком Фавора раздается звучный архиерейский голос: – Усердно ли молитесь? – Усердно, Владыко. – Все ли вы молитесь? – Все молимся, Владыко. – И вор молится? – И я молюсь... Испытывая сильное впечатление от окружающего и отрешившись мысленно от житейского, вор невольно проговорился. Им оказался кучер митрополита. Запираться было нельзя, и он указал место в овраге, где спрятал хомуты. Приходили в Вифанию и не могли не порадовать владыку письма великого князя Павла Петровича. В 1796 году наследник писал владыке Платону: «Видя круг себя всё весьма обстоятельствам подвластно, обратил свою всю в Бога, Которого у меня отнять нельзя» 247 . В тот, 1796 год состоялась одна немаловажная для Русской Церкви поездка владыки. Отправившись для обозрения Калужской епархии, митрополит Платон обратил внимание на весьма оскудевшую и обнищавшую, еле-еле существовавшую Оптину Введенскую пустынь и признал ее весьма удобною для пустыннообщежительства, несмотря на то что в ней жили всего три престарелых монаха и многие здания были без крыши. Владыка решился учредить здесь обитель по примеру Пешношского монастыря и даже взял оттуда у благословенного игумена Макария в настоятели инока Авраамия.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Высокий гость, посетивший монастыри и храмы города в 1870 году, был не только корнями из Коломны, но и кровным родственником святителя Филарета Московского. Бабушка владыки Игнатия Ольга Михайловна – супруга о. Иродиона Сергиевского – была родной сестрой святителя Филарета. Возведение каменной церкви Вознесения Господня в 1799 году почти совпало по времени с окончанием семинарского курса Василия Михайловича Дроздова – будущего владыки Филарета. Прихожане ходатайствовали перед московским митрополитом Платоном (Левшиным) о том, чтобы в Вознесенскую церковь назначили земляка, сына настоятеля Троицкой церкви на Репне Михаила Дроздова – Василия. Однако талантливый юноша не спешил принимать сан и по совету митрополита Платона продолжил обучение богословию. В письме к отцу Василий Дроздов – будущий святитель Филарет – делился своими сомнениями насчет возможности стать настоятелем Вознесенской церкви в Коломне: «Они [просители из Коломны] были здесь и просили владыку дать к Вознесенской церкви священника. Когда владыка велел им предоставить, кого пожелают они из семинарии: то они предлагали мне сие место. Я сказал им, что не могу ни на что решиться без Вашего слова, и что не надеюсь теперь быть уволен из семинарии… я не думаю спешить выходом из семинарии; а прожить еще год». В итоге на место священника Вознесенской церкви был назначен упоминавшийся Иродион Сергиевский – супруг родной сестры святителя Филарета. Он служил здесь до перевода в Успенский собор Коломны с 1803 по 1816 годы. При отце Иродионе Вознесенская церковь была расширена: в трапезной части появились приделы во имя великомучениц св. Екатерины и св. Варвары в память о существовавших издавна в этой части города деревянных Екатерининской и Варваринской церквях. Коломенское предание связывает постройку каменной Вознесенской церкви с именем зодчего Матвея Федоровича Казакова, который еще в 1770-х годах побывал в Коломне. Его поездка имела предысторию: осенью 1775 года город посетила сама Екатерина II. Императрицу достойно встретили богатые коломенские купцы, специально к ее посещению выстроив триумфальные ворота.

http://sobory.ru/article/?object=01829

Прекращение в 1826 году деятельности Российского Библейского общества, печатавшего поначалу переводы священных текстов, на время приостановило подготовку издания на русском языке всей Библии. Но во второй половине 1850-х годов работа по переводу продолжилась. С 1868 года вновь начали печататься тексты Священного Писания (отдельными выпусками), в результате чего в 1875 году читатели смогли наконец познакомиться с полным библейским текстом на русском языке. Этот год и принято считать годом появления в России русской, так называемой «синодальной» Библии. Отсвет библейского «божественного красноречия» можно уловить и в церковных проповедях Филарета: они всегда были живым благовестием веры, а не благочестивым лишь «риторством» умелого проповедника. Церковь всегда чрезвычайно высоко оценивала богословско-проповеднические труды владыки, и «не даром, – как отмечал один из исследователей его духовного наследия, профессор Московской духовной академии И.Н. Корсунский, – …утвердилось за Филаретом Московским название “Филарета Мудрого”… Поистине, он вполне заслужил имя учителя Церкви не только московской, но и русской, не только русской, но и вселенской» . То же самое полвека спустя утверждал и известнейший богослов В.Н. Лосский, называя этого великого святителя «отцом русского богословия» . Трезвый, острый ум и возвышенный строй души – характернейшие черты личности этого поистине святого архипастыря. Он сам неизменно жил в полном духовном равновесии подлинно христианского существования, покоящемся на вере в направляющую благую волю Бога-Творца, – в том внутреннем равновесии всей сущей «твари», о котором так ярко сказал в одной из проповедей: «Творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного своего ничтожества» . Находясь в Москве – поначалу всё в том же сане архиепископа – уже с 1821 года и став митрополитом Московским в 1826 году, владыка Филарет возглавлял епархию «второй столицы» (а по сути, всю православную Россию) более 40 лет – до самой своей кончины; при этом, как отмечает церковный историк прошлого века, «его руководительно-административное значение проявлялось в изумительно широких размерах, которые не ограничивались пределами церковного ведомства, а захватывали чуть не всю русскую жизнь. При взгляде на многотомное издание его писем, мнений и отзывов по самым разнообразным делам становится даже непонятным, когда этот крепкий и многосторонний ум успевал всё это обдумать» .

http://pravoslavie.ru/65317.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Гефсиманский скит основан в 1843 г. по инициативе Митрополита Московского Филарета и наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония как уединенный скит для лаврской братии, был закрыт для женщин. Во 2 пол. XIX в. был известен своими старцами, служил излюбленным местом отдыха московских митрополитов. Каменная ограда была выстроена в 1898 г. по проекту арх. А.А. Латкова, ворота с колокольней (утрачены) - в 1871 г., каменные и деревянные корпуса на территории - в 1850-х-1870-х гг. В 1919 г. преобразован в трудовую артель, окончательно закрыт в 1928 г. В настоящее время территория скита занята НИИ Министерства Обороны, большая часть старых построек сломана. Источник: Филимонов К.А. Новая Гефсимания. М., 2000 г. Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г. В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей. В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый «Филиппушка»: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере, была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».

http://sobory.ru/article/?object=01122

В смутные 1990-е Помнится, как в начале 1990-х годов раскольники-националисты с ненавистью принялись нападать на каноническую Церковь, особенно в Западной Украине, и на Тернопольщине в частности. Владыка Сергий (Генсицкий), воспитанник Почаевской лавры, а перед этим – Московской духовной школы, был одним из трех архиереев, которые не поддержали Филаретовского требования автокефалии для Украинской Церкви. За что жестоко поплатились: владыки Алипий, Онуфрий и Сергий были смещены со своих кафедр. Однако опальные архиереи неожиданно для Филарета и националистов обрели мощную поддержку православной общественности, монашествующих и мирян. Был создан Комитет по защите Православия в Украине, который возглавил ныне покойный протоиерей Михаил Бойко. Комитет инициировал житомирское собрание духовенства и мирян, а затем и исторический Харьковский Собор, сместивший Филарета и избравший Предстоятелем УПЦ митрополита Владимира (Сабодана). Но ярость врагов Церкви лишь усугубилась. Юридический произвол, погромы и захваты православных храмов при поддержке чиновников самого высокого ранга, разбойничье нападение на Киево-Печерскую лавру весной 1992 года… Кафедральной собор в Тернополе также был захвачен. Владыка Сергий с прихожанами закрылся тогда в архиерейском доме, из которого его пытались выдворить незалежники». Власть пока сохранила за общиной УПЦ крошечный епархиальный домик, где круглосуточно шли службы, возносилась молитва. Но и это здание вскоре было отобрано. Милостью Божией православные Тернополя неожиданно получили земельный участок на ул. Коновальца, 1, практически в центре города, где вскоре был вырыт котлован и возведены стены нижнего подвального храма. Поставили престол, прямо на бетонные стены повесили несколько икон, и в сыром, с земляным полом, помещении стали совершаться службы Божии. Благословение Святой Земли Вскоре владыка Сергий с группой паломников отправился в Иерусалим. Он молился, не зная, в чью честь освятить строящийся собор. И тут пришла к владыке насельница Нагорной обители и сказала: «Владыка, вот деньги, собранные нами для вашего храма». Это было первое пожертвование. «Как зовут вас, сестра?» – «Вера», – ответила монахиня. «Да, Вера, именно Вера! – воскликнул владыка. – Вера, Надежда, Любовь и Мудрость Божия София». Так дано было имя храму.

http://pravoslavie.ru/31163.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010