Церковь православная на Востоке. Инструкция о присоединении униатов; замечание М. Филарета, что Восточная церковь не идет на встречу уважению, оказываемому Российскою церковью Восточной; сетование владыки, что посланники Восточной церкви приходят в Россию только за пособием; М. Филарет упрекает Восточную церковь , что она не пригласила Российскую церковь к участию в составлении ответа на послание папы Пия IX; указание святителя на обнаружившееся разногласие между Российскою и Восточною церквами об обливательном крещении; о распространении ее в Китае; письма владыки к мнениям о Константинопольской иерархии. Церкви православные , см. храмы православные. Циркуляр . Святитель критикует циркуляр преосвященного Антония, данный духовенству Смоленской епархии. Часовни-палатки . Проект часовен-палаток представленный преосвященным Арсением епископом Тамбовским; замечание о часовнях-палатках владыки Филарета. Штаты духовно-учебных заведений. Возвышение окладов. 74 Геннадий Федорович Островский, родственник М. Филарета; ск. 13 ноября 1852 г.; см. Собр. Мн. и От. т. доп. стр. 356. 76 Сушков, Николай Васильевич д. ст. сов., почитатель и автор «Записок о жизни М. Филарета». Ск. 7 июля, 1871 г. 80 Евгений (Сахаров-Платонов) 1853 г. авг. 31 рект. Моск. Акад.; 1857 г. еписк. Дмитровский. Ск. 1888 г. 155 Из ответа графа Д. А. Толстого видно, что записка преосвящ. Филарета от­правлена им к председательствующему в комитете преосвящ. Нектарию, Епископу Нижегородскому. 158 С 1851–1857 гг. Антоний был ректором киевской духовной академии и архимандритом киево-братского Богоявленского монастыря; в марте 1858 г. епископом чигиринским, викарием киевским; в октябре 1859 г. епископом смоленским и в ноябре 1866 г. казанским; скончался 8 ноября 1879 года. Помещаемые письма присланы его высокопревосходительству, г. обер-прокурору Св. Синода, К. П. Победоносцеву , бывшим пензенским епископом, Павлом (Вильчинским). В 1879 г. он был епископом чебоксарским, викарием казанским и присутствовал при кончине епископа Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный сторонник автокефалии из УПЦ МП отказался быть в одной церкви с Филаретом 28.09.2018 8501 Время на чтение 4 минуты А подавляющее большинство представителей духовенства Черкасской епархии высказались против автокефалии Митрополит Черкасский Софроний УПЦ (МП), с 2005 г. известный своими открытыми призывами к автокефалии, заявил, что «в одну церковь с Филаретом не пойдёт». В Черкасском кафедральном соборе состоялось ежегодное общее собрание духовенства Черкасской епархии. Как указывалось на официальном сайте епархии, «присутствующие обменялись мнениями относительно путей решения образования Поместной Украинс кой Православной Церкви, сохранение ее канонической незыблемости в условиях объявленных в нашем государстве церковных реформ». По данным корреспондента Фонда стратегической культуры, многие священники на самом деле вообще отказались обсуждать «пути решения образования Поместной Украинской Православной Церкви». Прозвучало несколько ярких и убедительных выступлений против вмешательства Экуменического патриархата в дела Церкви на Украине. После этого владыка Софроний и заверил духовенство, «что в одну церковь с Филаретом не пойдёт». Как известно, и в 2005 г., на волне победы Ющенко, в Обращении к епископату УПЦ (МП) черкасский митрополит также писал (орфографию сохраняем): «Допустим ли своим бездействием, что за нас всё сделает Михаил Денисенко, а он не спит, или нам самим нужно будет решать вопрос относительно статуса нашей Церкви на Украине? ...Необходимо обратиться и к Москве и к Константинополю конечно не забыв о встрече с Президентом, Премьером и Силовиками, с разъяснением... о создании Поместной Православной Церкви на канонической основе». То есть неприятие фигуры Денисенко не означает отказ владыки Софрония от поддержки идеи ЕППУЦ как таковой; например, патриарха Московского митрополит Черкасский на службе давно не поминает. Тем не менее на общем собрании духовенства Черкасской епархии было проведено тайное голосование по вопросу: «Поддерживаете ли вы решение Константинопольской церкви о предоставлении автокефального статуса УПЦ?» Итог голосования: 27 священников проголосовали «за», 100 «против» и 3 воздержались. И это в епархии, где властный, не допускающий никаких возражений правящий архиерей уже полтора десятка лет ведёт проавтокефальную и русофобскую пропаганду.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/28/...

Святейшему Патриарху Алексию переданы посох и богослужебные облачения Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета (Вознесенского) 29 ноября 2006 г. 19:29 29 ноября в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась передача Святейшему Патриарху Алексию посоха и богослужебных облачений Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Филарета (Вознесенского, + 1985). По просьбе тяжелобольного хранителя реликвий протоиерея Романа Лукьянова облачения Предстоятелю Русской Православной Церкви передал наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). По словам архимандрита Тихона, о. Роман усматривает особый духовный смысл в том, что облачения владыки Филарета, при котором Зарубежная Церковь прославила Новомучеников и Исповедников Российских, переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, возглавлявшему Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г., когда Новомученики и Исповедники Российские также были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Принимая облачения митрополита Филарета (Вознесенского), Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Сегодня состоялось знаковое событие: сделан еще один шаг к объединению, установлению духовной связи между сынами и дочерями нашего Отечества, вынужденными покинуть Родину в результате революционных событий, и Матерью-Церковью. Митрополит Филарет был третьим в чреде Первоиерархов Зарубежной Церкви, окормлявших русских эмигрантов первой волны и их потомков. Им было очень трудно на чужбине, но вера Христова всегда укрепляла их силы. В годы Первосвятительского служения владыки Филарета Русская Православная Церковь Зарубежом прославила Новомучеников и Исповедников Российских. А в нашей стране Новомученики и Исповедники были причислены к лику святых Русской Православной Церкви тогда, когда это стало возможно, — на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г. Сегодня мы вновь убеждаемся, что кровью мучеников утверждается Церковь Христова. Я сердечно благодарю отца Романа Лукьянова, который хранил эти облачения и, несмотря на тяжелую болезнь, передал их Матери-Церкви как символ будущего объединения Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Я также благодарю за дарственную грамоту. Это важный исторический документ, и он будет храниться в Троице-Сергиевой Лавре. Облачения мы передадим в Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии , а одно облачение мы передадим в Дивеевский монастырь, исполняя волю и о. Романа Лукьянова, и владыки Филарета.

http://patriarchia.ru/db/text/166437.htm...

Я потом спросил у владыки: где же он так хорошо освоил английский? - Да чего там! - махнул он рукой. - Разве это проблема? Было бы что сказать, а слова сами найдутся - в любом языке. Ему действительно всегда было что сказать. Мы беседовали на разные темы. И о чём бы ни зашёл разговор, его мнение оказывалось очень убедительным и независимым. Рассказывал владыка и о своей жизни, в которой тоже было немало такого, что обнаруживало цельность личности и твёрдость характера. Отлучение и возвращение Он родился на Буковине, в Черновицкой области, и после затейливых житейских маршрутов и должностей там же, в родных краях, и обосновался - возглавил Черновицкую епархию, где пребывал до недавнего времени. А до этого работал на стройках, учился в техническом училище и университете, окончил Московскую духовную академию, был благочинным Троице-Сергиевой лавры, настоятелем храма в подмосковном Переделкине, наместником знаменитого Почаевского монастыря. - Как монах был всегда готов на любое послушание, - говорил владыка, - но, конечно, душа тянулась к малой родине. И потому он был очень рад, когда в 1990 году стал правящим архиереем Черновицкой епархии. Его поставил на это место тогдашний глава Украинской Церкви митрополит Филарет. Однако, когда через два года Филарет начал кампанию по отделению от Московского патриархата, владыка Онуфрий отказался подписать обращение по этому поводу и занял очень жёсткую позицию. Тут же Филарет убрал его с любезной сердцу Черновицкой кафедры. Однако это ничуть не поколебало неуступчивого архиерея. А через короткое время уже сам Филарет был низложен, и владыка Онуфрий вернулся в Черновцы. Его конъюнктура не заботила. Он сам решал, как поступать, что говорить, с кем общаться. Тайные встречи у Ниагарского водопада В США нас встречал тогдашний глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Именно он многое сделал для сближения двух частей русского православия и в итоге подписал с Патриархом Алексием Акт о воссоединении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

От многих слышал я, что Вы родом из Владимирской епархии; но ни от кого не мог узнать о вашем мирском имени и фамилии. Теперь, из вашего почтенного письма мне это стало ясно и понятно: однако же, пока Вы были во Владимире, при разности лет нашего образования в семинарии, личного с Вами знакомства иметь я не мог. Когда я был в Харькове, я нередко помышлял о путешествии в Воронеж для поклонения святому соотичу нашему, святителю Митрофану; и, если бы моя мысль приведена была в исполнение, тогда я без сомнения, увиделся бы с Вами и познакомился бы лично. Но я все ожидал соединения Воронежа с Харьковом железной дорогой и однако же не дождался. Между тем, как бы в вознаграждение сего лишения, я теперь обитаю в СПб., при двух храмах, посвященных именам воронежских святителей – Митрофана и Тихона, и ежедневно призываю их в своих молитвах. А вот на сих днях буду, если Бог даст, совершать в честь того и другого из них празднственное служение. Призывая на Вас и на вверенную Вам обитель Божие благословение, с братской о Христе любовью пребываю " … 31-го ч. писал я в Одессу преосвящ. Никанору, еп. Херсонскому, в ответ на его письмо от 17-го числа: «По письму вашему от 17 июля я ожидал трех экземпляров изданных Вами книг, но получит только один экземпляр для себя; прочие владыки получили ваши книжные дары, минуя меня. По пословице «долг платежом красен», прошу и от меня принять в дар изданную мной книгу: «Письма М. Филарета к архиепископу Алексию». В настоящее время, по поручению Св. Синода, я приступил к важному археографическому труду – к изданию хранящихся, как в Синодском архиве, так и в других государственных хранилищах, бумаг в Боже почившего митрополита Московского Филарета. Если Господь поможет мне совершить с успехом этот труд, то Церковь Русская приобретет в нем драгоценный памятник великих подвигов и трудов незабвенного святителя Филарета. Издаваемые ныне документы начинаются с 1809 года, т. е. со времени прибытия в Пб. молодого учителя Троицкой Сергиевой семинарии, иеродиакона Филарета Дроздова . Печатных томов этих документов не менее будет пяти или шести, а, пожалуй, и больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

и критикует циркуляр, данный преосвященным Антонием духовенству Смоленской епархии; замечание владыки о публичности суда над священником, об обращении православных церквей в единоверческие, о присоединении единоверцев к православию и о перстосложении; письмо владыки к графу Протасову о проекте храма Христа Спасителя ложно приписываемого ему, преосвященному; замечание святителя об условиях присоединения часовенных раскольников Полтавской епархии, составленных преосв. Полтавским Гедеоном; письмо к графу Д. А. Толстому и мнение святителя по поводу всеподданнейшего прошения единоверцев о разъяснении постановлении собора 1667 г.; замечание владыки о проекте часовен-палаток в деревнях, отстоящих далеко от церквей. Филофей (Успенский) митрополит Киевский, † 1882 г. Ходатайство преосвященного Филарета о назначении его епископом Дмитровским. Ч Чельцов , Алексей, священник Мироносицкой церкви г. Серпухова. Об употреблении им в чаше серной кислоты вместо вина. Ш Шамие , Николай-Сирианин. Помогает архимандриту Софронию в переводах богослужебных книг с сирийского языка; просит о назначении его консулом; ходатайство о нем М. Филарета о награждении. Ю Юнг (Iung) Иоанн, пастор епископальной церкви в Америке. Два письма М. Филарета к мнениям о сношении с пастором Юнгом. Академии духовные вообще. Составляются митрополитом Филаретом правила об увольнении в отпуск служащих в них 16–17; проект преосвященного Филарета о возвышении штатов их. Московская , замечания М. Филарета, сделанные во время испытаний и на сочинение студента 6-го курса; то же на неоконченные сочинения двух студентов; то же студента 7-го курса; ревизуется М. Филаретом по поручению комиссии духовных училищ; мнение преосвященного Филарета о противозаконных действиях ее; посещается М. Филаретом во время испытаний в 1841 г.; в 1853 г. назначается ректором ее архимандрит Евгений (Сахаров-Платонов); ходатайство студентов о назначении ректором инспектора архимандрита Порфирия (Попова); замечание М. Филарета о сем ходатайстве; конференция академии побуждается владыкою дать степень доктора богословия отцу В. Гетэ. Англиканская церковь , см. церковь. Богадельня . Строится при Софийской церкви в Москве. Богослужениеправославное . Запрещение кн. Кузы совершать богослужение на греческом языке в церквах Молдавии; замечание М. Филарета о сем. Болгария , болгары. Ходатайство их пред митрополитом Филаретом о содействии к образованию национального духовенства. Братство . Учреждается для поддержки Патриар. училища. Брак , см. таинства. Видения . Явление Козьмы Минина мещанке Лукиной. Война . Пожертвования монастырей Московской епархии на нужды войны; проповедь о Крымской войне, сказанная в Лондоне англичанином препровождается к М. Филарету; письмо о сем святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Карасевский мне предложил изложить сии мои мысли на бумаге. Я это сделал, и подал ему. Карасевский видно с сим моим проектом явился к Митрополиту Филарету. По свойственному мне легкомыслию и торопливости (а может быть меня и торопили), я позабыл (винюсь) с сим проектом сперва явиться к Митрополиту. (Ответ мой Филарету на этот вопрос не искренний, ложный. См. выше.) Может быть я еще и опасался представить Владыке сей мой проект по тому, что мог ожидать от него неодобрения (как и случилось). Скажу однако: после сего моего проекта, чрез два года, и в самом деле начали переводить в Московской Академии Григория Богослова , а в Санкт-Петербургской Академии историков – Евсевия, Сократа, Созомена , а потом Иоанна Златоустог о. И из разговора Владыки со мною отчасти видно, что его упреки мне были сущие отеческие. Но на бумаге нельзя изложить той Ангельской кротости и благожеланий Владыки, какие печатались на устах его, во взоре, тоне речи и движениях его в это время. Он бранил меня; но я желал бы чаще слышать такую созидающую, согревающую, радующую брань. Видно было, что Владыка не шутил тем, что говорил. И увлекаясь сладостью истины, забывал неизмеримость расстояния между ним и его маленьким слушателем: говорил со мною, как человек не много постарше меня. Конечно, в этот благодатный раз было со мною много и других речей Владыки (он обыкновенно держал меня с час, а иногда и гораздо более); они тогда не записаны, а теперь я уже ничего не помню. XXVIII. В 1840 году, в Вознесение Господне, 4 Мая, я напросился служить с Митрополитом Филаретом, в его домовой церкви, на Троицком подворье. Прихожу в церковь . Вижу другого Архимандрита, тоже готовящегося служить со Владыкой. Это – Архимандрит Макарий, первый и знаменитый Алтайский миссионер 67 . Служили со Владыкой. (Макарий не дозволял мне стать на второе место, как я хотел, уважая его лета и подвиги; но он решительно отклонил, сказав: «Вы на службе; я сошел с нее.») После служения, по обычаю, пошли ко Владыке на чай. Полна гостиная господ и почти одни женщины, из коих некоторые очень молоды. Нам с о. Макар1емъ едва достали два последних стула.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Митрополит Филарет поддержал общину старца Зосимы и по приезде из Сибири. Владыка предоставил о. Зосиме келию в кремлевском Чудовом монастыре и способствовал тому, чтобы старец с сестрами обосновался именно в Московской епархии. После смерти о. Зосимы основанная им пустынь «была еще в младенческом, весьма скудном состоянии, и за неимением в ней храма Божия, не подлежала законному утверждению и существовала только одним отеческим покровительством своего архипастыря митрополита Филарета. И только через несколько лет после кончины святого старца, старанием московского владыки, Святейший Синод разрешил в 1838 году, на имя царевны грузинской, выстроить в обители домовую церковь , которая, по благословению архипастыря, была поставлена над гробом основателя обители, во имя Живоначальной Троицы. Когда через полгода храм был выстроен и освящен, царевна, по наставлению владыки, подала прошение в Святейший Синод о разрешении ей устроить при церкви женскую обитель и обратить ее домовую церковь в храм для этой обители» 357 . При устроении общежития митрополит Филарет, кроме официального донесения Синоду, ходатайствовал еще частным образом перед обер-прокурором Н. А. Протасовым, направив последнему письмо от 13 июля. Но еще раньше, в мае того же 1841 года, просил помощи и содействия в этом деле находившегося тогда в Петербурге Андрея Николаевича Муравьева: «Будьте еще мне ходатаем по находящемуся в Святейшем Синоде делу о вкладах, предполагаемых для Троицкой церкви грузинской царевны Тамары на усадьбе Одигитриеве и для общежительствующих при сей церкви нескольких лиц женского пола. Дело сие было слушано, и Святейший Синод полагал утвердить мнение епархиального начальства. Теперь вкладчики, не получая разрешения, докучают мне и входят в недоумение. Представьте графу Николаю Александровичу мою покорнейшую просьбу о споспешествовании окончанию сего дела, дабы упрочить благодеяние, которое набожные люди делают другим набожным людям» 358 . Высочайшее соизволение на утверждение Троице-Одигитриевского общежития последовало 19 июля 1841 года, и тогда сам архипастырь составил и ввел в обиход «Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского женского общежития».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

испытание воспитанников академии и семинарий, посещение светских училищ и т.д., то сколько же останется досуга на успокоение от забот, на пищу, сон и редкие беседы с посетителями! Как полон его день трудов и подвигов! Как кратка его ночь! Не легко и его домашнему секретарю, этому, не в урочные только часы, а почти на непрерывной службе, всегдашнему, можно сказать, дневальному, все спешное, все внезапное, многое из подлежащего тайне ему доверяется», 1324 хотя, с другой стороны, как говорит о себе сам святитель Филарет, у него «никакого пакета никто не раскрывает кроме» его самого. 1325 Объем дел, подлежавших вниманию и исполнению святителя Филарета был так велик, что простирался от редакции таких важных бумаг, как Высочайший манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, до просмотра заглавий обертки (сорочек) книг, подлежавших ведению духовно-цензурного комитета, 1326 – от составления наиболее важных синодальных бумаг до мелких записочек эконому Троицкого подворья по распорядительной части. 1327 Даже болезни не останавливали его в деятельности. Он не мог жить без дела, как без пищи; жалуясь на свою мнимую не деятельность, он и во время таких болезней, при которых врачи воспрещали ему всякую деятельность, жаждал деятельности и успокаивался только тогда, когда ему удалось сделать сколько возможно больше дела. Он жалел, что в сутках не более 24 часов. 1328 Вот один из множества случаев, характеризующих его неутомимую деятельность и жажду деятельности, сообщенный протоиереем Иоанном Борзецовским и относящийся к 1859 году. Когда возобновляем был холодный храм и иконостас в приходской церкви сего протоиерея ( церковь св. Иоанна Воина, на Большой Якиманке), протоиерею нужно было получить одобрение рисунков икон от владыки. Но владыка был болен и на подворье сказали протоиерею, что он послал за врачом и никого не принимает. Протоиерей на всякий случай все-таки взошел в приемные архиерейские покои. В тоже время взошел туда и секретарь владыки Н. В. Данилов, который, спросив протоиерея, за каким он делом пришел, полюбопытствовал взглянуть на бумаги его и, подумав несколько, сказал одному из служителей, что о протоиерее можно доложить. «Не смею, отвечал тот, не приказано». Секретарь молча прошел в другие комнаты и минуты через три-четыре, когда протоиерей собирался уже домой, объявил ему: «Пожалуйте, владыка вас просит, – Что вы сделали? говорить ему тот, из-за чего я буду тревожить больного владыку? Мое дело не важное, и не к спеху. – Пожалуйте, пожалуйте, после поговорим, промолвил тот. Протоиерей взошел со страхом. Владыка сказал ему едва слышным голосом: «Что у тебя, покажи, и кипу бумаг его принял с явною охотою, подробно рассматривал рисунки, делал замечания, объяснял символическое значение икон и т.д. он, заметно, оживился и отпустил протоиерея с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как ученый-библеист, иерарх и проповедник. Часть 1 Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский Пастырский опыт одного из величайших иерархов Русской Церкви, выдающегося проповедника современности митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), не смотря на смену эпох и общественных настроений, по сей день остается неиждиваемым источником отеческой мудрости, архипастырской любви и тончайшего проповеднического мастерства, оставленного в наследие Православной Русской Церкви. Своею проповедью владыка Филарет свидетельствовал об Истине в сложнейший и противоречивый период истории русской духовности, отмеченный как пиком православной государственности в России, так и небывалым до того времени распространением в ней сектантских и лжемистических исканий. И сегодня, в наше не менее смутное время, проникновенная и врачующая проповедь владыки обращена к тем, кто тщетно ищет Христа вне Церкви и Церковь там, где искажается само слово Христово, прикрываемое лишь звуком библейских изречений. Наш краткий очерк не ставит целью ввести читателя в курс всего церковно-учительного наследия Высокопреосвященнейшего Филарета – для этого было бы мало статьи и даже монографии. Однако предоставить хотя бы общее знакомство со значением святителя Филарета (Дроздова) в путях русской духовности – пожалуй, наш долг перед этим выдающимся архипастырем. Святитель Филарет – в миру Василий Михайлович Дроздов (1783–1867), родился в древнем подмосковном городе Коломне в семье дьякона. Азы школьного учения будущий церковный ученый приобретал в родном городе, а затем в философском классе Троицкой лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, где по окончании курса был оставлен трудиться в качестве преподавателя. Бесспорно, семинария дала Василию Дроздову блестящее знание древних языков и основательную филологическую подготовку, но всем остальным он был обязан собственным дарованиям и самоотверженному трудолюбию, вызывавшему восхищение у близко знавших его современников. Не удивительно, что вскоре на молодого учителя обратил внимание куратор семинарии – митрополит Платон (Левшин), один из авторитетнейших ученых иерархов того времени. Он побудил Василия Дроздова к принятию монашества и рукоположил его в 1808 году во иеродьякона.

http://pravoslavie.ru/1608.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010