Это укрепляет нас в высказанной выше мысли о том, что преподобный Песнописец вкладывал в свое дело много старания и любви и потому всегда отмечал свое имя в конце произведения. Профессор Санкт–Петербургской Духовной Академии И. А. Карабинов, исследователь Постной Триоди, высказал мнение, что трипеснцы, приписываемые преподобному Иосифу, брату преподобного Феодора Студита, на основании изучения рукописей следует считать принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца . Он же говорит о том, что в рукописи имеются, кроме того, акростихованные трипеснцы преподобного Иосифа Песнописца на Четыредесятницу . Вопрос, поднятый проф. И. А. Карабиновым, представляется нам весьма серьезным, решение его выходит за пределы наших возможностей и может представить значительный интерес для последующих углубленных литургических исследований. Мы же до появления таковых придерживаемся в этой работе мнения тех ученых, которые приписывают авторство канонов Постной Триоди, надписанных именем ИОСИФА, преподобному Иосифу Студиту, и не включаем их в наш разбор произведений святого Иосифа Песнописца . Преосвященный архиепископ Филарет Черниговский высоко превозносит все творчество, и особенно покаянные каноны, преподобного Иосифа Песнописца и говорит, что они «исполнены самого глубокого сокрушения о грехах и одушевлены чувством твердой надежды на Милосердаго: нельзя ни одного из них прочесть, не почувствовав умиления» . Как бы в подкрепление своих суждений о канонах преподобного Иосифа преосвященный Филарет приводит очень подробную ссылку на мнение о трудах Преподобного его жизнеописателя Иоанна, где свидетельствуется о величии и сладости творений преподобного Песнописца . То живое чувство, которое творчество преподобного Иосифа вызывает и в наши дни, понуждает нас вникнуть в строки его божественных писаний, чтобы обрести в них стояние и мудрование церковное. Образный строй творений преподобного Иосифа Песнописца Переходя к разбору произведений преподобного Иосифа, остановимся как на оценке внешней формы канонов Преподобного, на тех дарах слова, которые делают его каноны произведением поэтического искусства, так и на том смысле, на том внутреннем содержании, которые он развивает в своих творениях как церковный песнописец, как учитель духовной жизни и покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

2) Так говорила ангелу Дева Мария ( Лк. 1:34 ), потому что не была женой Иосифа, а только была обручена ему (стих. 27). По закону (сн. Втор. 22:23,24 ) девица, обрученная мужу, признавалась женой последнего. Дева Мария по обряду обручения имела мужа Иосифа, а по обету девства, утвержденному им, не имела. «Сомневающийся о сем» замечает св. Епифаний, еп. Кипрский, «не знает того, что по закону, как скоро наименована женой мужу, хотя бы то девица, хотя бы даже живущая в доме отеческом, то и называется женой наименованного мужем ее. Посему св. ангел говорит: не бойся принять жену твою (Мф. 1:20). И пусть никто не думает, что в евангелиях какая-либо ошибка» 128 . 3) Если Мария дала обет девства, то зачем ее обручили Иосифу? Иосифу обручена была Пречистая Дева Мария с той целью, чтобы была сохранена и избавлена от худого подозрения. В глазах иудеев Она была женой Иосифа, хотя пребыла девою. 4) Если Мария была Приснодева, то почему Иисуса называли сыном Иосифа? ( Ин. 6:42 и др.). Так называли Иисуса Христа иудеи, не ведавшие тайны воплощения Сына Божия. Евангелисты в своих родословиях (Мф. 1:1–17; Лк. 3:23–38 ) свидетельствуют, что Иосиф не был отцом Иисуса Христа. Евангелист Матфей о рождении Иисуса выражается иначе, чем о рождении Его предков по плоти. Так, он пишет: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (стих. 1б), а не написал: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, Иосиф же родил Иисуса. Евангелист Лука пишет: Иисус был, как думали, сын Иосифов» (стих, 23). «Не Иисус ли это, сын Иосифов» ( Ин. 6:42 )? Из этих слов», говорит св. Иоанн Златоуст , «видно, что они (иудеи) не знали даже об Его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа – не потому, чтобы Он был сын Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении 129 . 5) Евангелисты упоминают о братьях и сестрах Иисуса (Мф. 13:55; Мк. 3:32; 6:3 ), следовательно, Мария не была Приснодева. Нужно обращать внимание, во-первых, на то, что евангелисты, именуя братьев Иисуса Христа, нигде не называют Деву Марию матерью их, а всегда Она именуется Матерью только Его (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В XI–XV веках Святой Иосиф – неизменный персонаж канонических композиций «Рождество Христово», «Сон Иосифа», «Сретение», «Бегство в Египет» монументальной византийской живописи храмов (Рождество Христово. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Принесение во храм. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Сон Иосифа. XI в. Фреска. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Атени Сиони, Грузия; Рождество Христово. 1100 г. Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни, Греция; Рождество Христово. 1143–1151. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо, Сицилия; Рождество Христово. 1143–1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сон Иосифа. Бегство в Египет. 1143-1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сретение. XII в. Фреска. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков; Путешествие в Вифлеем. 1316–1321. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1316–1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул; Сон Иосифа. 1316-1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1497. Икона. Кирилло-Белозерский художественный музей-заповедник, Кириллов). Из этого круга росписей и мозаик хотелось бы выделить фреску XII века из новгородской церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах), в которой отразилась во всей полноте сама суть Святого Иосифа. Источником торжественно-возвышенной композиции «Иосиф ведет Марию в свой дом» (1189 г. Фреска. Церковь Благовещения в Аркажах, Новгород), достаточно редко встречающейся в живописи, могли послужить не дошедшие до нас иллюминированные рукописи Константинополя X–XI веков или специально созданные книги образцов фресок Статная фигура Иосифа значительно выше по росту и крупнее по формам, чем детская фигурка юной Марии. Он представлен не молодым, но и не старым. Убеленный сединами, умудренный годами и опытом человек, с суровым выражением аскетического лица, властным решительным жестом берет за руку робкую и покорную Марию, увлекая ее за собой. Таким образом, выразительным языком поз и жестов подчеркивается значительность фигуры Иосифа в евангельской истории и важность его роли, как хранителя и защитника Девы Марии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Четыре родные брата отца Иосифа были безместные униатские священники; две сестры отца были замужем также за униатскими священниками. Нередкие посещения этих и других родственников, большею частью принадлежавших к униатскому духовенству, питали в молодом Иосифе родственные чувства и развивали общительность, обходительность и любовь к духовному званию. Отец его был строг, но всегда справедлив; мать отличалась ангельскою добротой. В семье царствовало благочестие, благонравие и трудолюбие. Иосиф с восторгом отзывался о добром воспитательном влиянии на него родителей. Хотя по своему образованию и общественному положению семейство Иосифа принадлежало скорее к польской, чем к простой малороссийской среде, однако же, языком его семьи был всегда язык малороссийский, а не польский. Мать Иосифа, Фекла Семеновна, даже незнакома была с польским языком. Посылая сына в местную православную церковь , похоронив подле неё свою мать униатку, отец Иосифа настолько был чужд фанатизма, что и сам нередко ходил в эту церковь , особенно когда в ней не было народа, и вместе с дьячком читали, и пел на клиросе вечернюю службу. Мать Иосифа, во время богослужения в православной церкви, нередко молилась подле неё, стоя в своем саду, шагах в десяти от этого храма, в котором некогда священнодействовали предки Иосифа. Эти впечатления детства, по словам Иосифа, настолько сроднили его сердцем и душою с православною церковью и с её богослужением, что, когда впоследствии стали возить его в ближайший католический костел, за неимением поблизости униатской церкви. Иосифу все казалось там странным, театральным, не располагавшим к молитвенному настроению. В православном храме производило на мальчика особенное впечатление и наполняло его душу возвышенными чувствами и благоговением усердное моление простого народа, всеобщая благопристойность, важная наружность священника, внятное, величественное богослужение и довольно приятное пение клироса. В латинском же костеле, вместо благоговения, Иосиф видел холодность к вере со стороны высшего сословия и неприличные кривлянья франтов, – вместо внятного богослужения – совершенно невразумительное, вместо приятного пения – оглушающий орган, с ужасным ревом аккомпанирующего органиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Моли Христа Бога спасти души наши». Ср. также стихиру 2–ю на Гос. Воз., в каноне: п. 1, тр. 2, п. 4, тр. 1, п. 5, тр. 1, п. 7, тр. 1, п. 8, тр. 1, и, наконец, подобен: «со Иаковом воспоим, славным богобратом Давида Богоотца, Иосифа же божественнаго. Богородицы Обручника: Христову бо божественному рождеству послужи во граде Вифлееме, боголепно со ангелы, волхвы же и пас–тырьми, тому песнь поюще, яко Богу и владыце». — Это и всё: Церковь как будто намеренно рассматривает Иосифа только в связи с рождеством Христовым, также, например, как и волхвов. Самостоятельной же службы Иосифу так и не дано. Вместе с тем, соединяя память «божественнаго Иосифа, Обручника Богородицы», с памятью двух других сродичей Господа, богобратом и богоотцем. Церковь тем самым высказывается против такого его выделения, какое произошло теперь в католичестве. Столь же мало проявлено почитание Иосифа в иконографии. Он изображается обычно на иконах Рождества Христова, обрезания Господня, сретения. 216 Чтобы возвеличить Иосифа, католики приискивают ему, за отсутствием настоящих пророчеств о нем, как есть они о Предтече (о которых, к слову сказать, при этом сопоставлении они обычно забывают), ветхозаветные прообразы: Иосиф, Авраам, Моисей. Это лишь новый пример безудержного произвола, проявленного в догмате об Иосифе. 217 Тем не менее, остается поминовение Иосифа, in litaniis sanctorum («в литаниях святым»), введенное папой Бенедиктом 13–м в 1726 году, после Предтечи, но это объясняют только более поздним введением поминовения Иосифа, а не сравнительной оценкой святости его. 218 Impeccabilitft [«Безгрешность»] (Diet, de theol. cat. [«Слов, катол. теол.»], t.7,2, 1273–4). 219 Вот для примера рассуждение о сравнительной святости богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа: Св. Иосиф поставляется выше богоотцев Иоакима и Анны по своей близости к Христу. «Место (ordo) их было случайным (per acci–dens), так как для Христа было случайно, что Мать Его была их дочерью. Сам же Он произошел от Марии, насколько Она была Его Материю, а не поскольку Она была дочерью св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Несмотря на это, личность Иосифа занимает видное место среди праведников Ветхого Завета, а его история имеет важное религиозно-нравственное и прообразовательное значение. Очевидным подтверждением этого является то, что памяти праведного Иосифа посвящаются многие песнопения Великого Понедельника, одного из дней самой важной седмицы в годичном круге богослужения. Религиозно-нравственное значение повествования об Иосифе имеет несколько аспектов. Во-первых, история Иосифа объясняет нам, как и почему произошло переселение евреев в Египет. Во-вторых, в житии Иосифа самым наглядным образом «открывается непрестанное действие Промысла на судьбу человека, среди труднейших замешательств всегда премудрое и точное, среди тягчайших несчастий благодетельное и спасительное» с. 562]. Известно, что одним из важнейших аспектов Промысла Божия является ограничение злых намерений и действий людей и обращение их к добрым последствиям. И как раз эта идея ясно выражается в словах Иосифа, адресованных братьям: вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ). Кроме того, в Быт.45 дважды (ст. 5 и 7) говорится о том, что именно ради спасения жизни Иакова и его семьи (то есть ядра избранного народа) Господь направил Иосифа в Египет и попустил ему претерпеть скорби. В-третьих, в истории Иосифа присутствует идея воздаяния за верность Богу и стойкость в перенесении искушений (здесь можно провести параллели с жизнью пророка Даниила). Иосиф, находясь среди иноплеменников, продолжал чтить только Единого Бога, смиренно перенес все тяготы рабства и отверг домогательства жены Потифара, сохранив честь и целомудрие. В результате Господь прославил Своего раба, даровав ему свободу, богатство и почет в земной жизни, а также «венец нетленный» в будущем веке, как об этом говорится в кондаке Великого Понедельника: «…египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный». Наконец, Святая Церковь историю Иосифа рассматривает как прообраз страданий и прославления Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Предание о старческом возрасте Иосифа восходит к отдаленной древности: его знают Епифаний Кипрский , Кедрин. Никифор Каллист, история Иосифа-плотника, протоевангелие и Евангелие псевдо-Матфея 745 . Гримуар относится скептически к этому преданию и полагает, что оно сложилось как протест против антидикомаристов, которые при изъяснении мест Евангелия о братьях Иисуса Христа допускали, что Св. Дева Мария, родившая Спасителя «неискусомужно», стала потом обыкновенной замужней женщиной. В опровержение этого лжеучения св. Епифаний и говорит, что Иосиф был старец; а по следам Епифания пошли Кедрин и Никифор Каллист, желая тем доказать непорочность Св. Девы и целомудрие Иосифа 746 . То или другое решение этого вопроса не может изменить нашего заключения об иконографическом типе Иосифа в схеме православного изображения рождества Христова. Нелишне будет, впрочем, заметить, что мнение Гримуара не подтверждается древностью: о молодости Иосифа, хотя бы даже относительной (30–40 лет), не говорят древние писатели; памятники искусства, где Иосиф выступает в типе молодого человека, не могут быть верными свидетелями об истинном возрасте его, так как молодые фигуры (Авраама, Моисея, Спасителя) объясняются не стремлением художников к исторической точности, но из симпатий к моложавому типу, унаследованных от искусства античного. Средневековые и новые писатели склоняются к признанию Иосифа мужем приблизительно пятидесятилетним. Византийское искусство следует неизменно древнему преданию и представляет Иосифа в изображении рождества Христова почтенным старцем. Он сидит в отдалении 747 ; так и должно быть, потому что рождение Христа было безмужнее. Он задумчив, потому что тайна величайшего события необходимо должна была занимать его душу: это объяснение позы Иосифа мы считаем более соответствующим общему характеру композиции, чем объяснение ее в смысле намека на спокойствие ночи 748 . Сколь ни многочисленны изменения в деталях изображения рождества Христова на разных памятниках разных эпох, но иконографическое развитие композиции шло все-таки довольно слабо; оно проявлялось не в художественной переработке целой темы, а в разработке отдельных типов и фигур и в дополнении издревле установленной схемы некоторыми подробностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

X. Сборник XVI в. , малого формата, Москов. дух. академии (из собрания Волоколам. Рукописей) 235/661. л. 128. Два послания инока Нила Полева к старцу Герману. Оба написаны в оправдание Иосифа и всей братии, которых Герман обвинял за то, что отлученные архиепископом Серапионом причащаются св. тайн. XI. Жития Стефана Махрищенского и Серапиона, архиепископа Великого Новагорода и Пскова. Рукопись XVII в., из библиотеки Троицк. Лавры, 637, в лист, писана красивым уставом. В конце приписка: «В лето от создания Мира 7185; от рождества... 1677 написася сия книга жития иже во святых отца нашего Серапиона и преподобнаго Стефана, иже на Махрищи, в дому пресвятыя и живоначальныя Троицы и преподобных и богоносных отец наших Сергия и Никона, Радонежских чюдотворцев убогим архимандритом Викентием». XII. Сборник конца XVI в. , в 4-ку, из библиот. Москов. дух. академии (из собрания Волоколам. рукописей), 158/522. л. 457. Послание Иосифа Волоцкого к архимандриту Вассиану (неизвестному). Напечатано в Древней Росс. Вивл. (т. XIV, стр. 218). л. 542. Его же: Послание к Борису Васильевичу Кутузову. Издано там же (стр. 177). В рукописи те же самые пропуски, что и в печатном; поэтому можно полагать с достоверностью, что Новиков печатал памятник с этого самого списка. XIII. Сборник XVI в. , в 4-ку, Моск. дух. акад. 186/573, с надписью: «сиа книга Иосифова мнтря соборник». л. 53. «Послание преподобного старца Иосифа благоверному имрк просившего у него прислать к себе полезного поучения». Издано в Памятниках стар. Русской литер, (вып. IV). л. 207. «Преподобного игумена Иосифа о еже не исходити мнихом без благословения из обители, в ней же постригохомся, никаможе». л. 300. «Предание преподобного отца нашего игумена Иосифа некоему о Христе брату, еже сохранити сия заповеди Царствия ради Небесного». Издано в Дополн. к Актам Ист. (т. I, 211). л. 302 об. «Того же преп. игумена Иосифа опитемья». Остальные источники будут нами указаны в примечаниях к тексту сочинения. Здесь же остановимся несколько на Жизнеописаниях Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

У Иудеев был обычай вести записи, кто у кого были отцы, деды и прадеды, и т.д. Записи эти переходили от отцов к детям, велись и хранились из рода в род в каждом семействе. Каждое новое семейство запасалось ими от того, от которого отделялось и начинало жить отдельным домом. Такого рода запись была и в доме Иосифа. Евангелист Матфей взял ее у Матери Божией, или у Иакова, сына Иосифа, или у кого-то другого из семьи, и поместил в своем Евангелии. В царском роде Давидовом каждого побуждала к этому надежда видеть именно в своей семье исполнение обетования Божия о рождении Христа Спасителя. ИАКОВ РОДИЛ ИОСИФА, МУЖА МАРИИ, ОТ КОТОРОЙ РОДИЛСЯ ИИСУС, НАЗЫВАЕМЫЙ ХРИСТОС. У евангелиста Луки вместо Иакова отцом Иосифа назван Илий, и родословие от Салафиила ведется не через Авиуда, а через Рисая; причина этого тот же закон сродства, о котором было сказано раньше: Илий умер бездетным, а жена его вышла за сродника его, Иакова, от которого и родила Иосифа. Так объясняют разницу в именах родословия Христова древнейшие толкователи, ссылаясь на предание, дошедшее до них от сродников Спасителя по плоти. Иосифом не закончил евангелист Матфей родословие Христово, но присоединил и имя Марии, дабы показать, что для Марии он привел и родословие самого Иосифа, что Иисус Христос родился не от Иосифа, а от Марии Приснодевы. Это видно уже из слов евангелиста; он не сказал: «Иосиф же родил Иисуса от Марии», а говорит: от Которой родился – Сам родился, от Духа Святаго, без семени мужа – Иисус, называемый Христос. Апостол Матфей называет Иосифа мужем Марии в том же смысле, в каком и мы можем назвать обрученного жениха мужем обрученной невесты, хотя их брак еще и не совершен. В конце родословия евангелист производит общий счет родам и, чтобы удобнее запомнить их, делит на три равные части: ИТАК ВСЕХ РОДОВ ОТ АВРААМА ДО ДАВИДА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ; И ОТ ДАВИДА ДО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ВАВИЛОН ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ; И ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ВАВИЛОН ДО ХРИСТА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ. Так можно разделить всю историю народа Божия от Авраама до Христа: от Авраама до Давида Евреи управлялись старейшими в роде и судиями; от Давида до плена Вавилонского – царями; от плена Вавилонского до Христа – первосвященниками. Явился Христос – истинный Судия, Царь и Первосвященник, и прекратилось у Евреев всякое правление. Достойно замечания, что евангелист причисляет к родам и Самого Христа, везде совокупляя Его с нами (без имени Христова выходит в третьей части родословия только тринадцать родов). Следует также заметить, что евангелист записал родословие Господа нашего еще в то время, когда происхождение Его из рода Давидова можно было всякому Иудею доказать по подлинным документам, и тогда действительно всякий мог увидеть их сам, если хотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник. Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) 1 и Макарий († 1563)». 2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким», 3 – пишет К. Заусцинский. И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет. Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков. 4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого », – пишет советский исследователь А. Зимин. 5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней. 6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария. 7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого . 8

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010